Психконсультирование юношеского возраста

Курсовая работа
Содержание скрыть

Психологическое консультирование — это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.

Актуальность исследования

Психологическое консультирование — это процесс оказания психологической помощи, в котором профессионально компетентный в области релевантных психологических знаний и навыков консультант стремится способствовать помочь клиенту в обнаружении и осознании источников психологического дискомфорта, в прояснении путей решения его актуальных проблем, в достижении психологического здоровья и в формировании потребности в саморазвитии.

Цель исследования, Предмет исследования, Объект исследования, Гипотеза исследования, Задачи исследования:

1) провести анализ теоретического материала по проблеме исследования;

2) изучить особенности консультирования по проблемам юношеского возраста;

3) рассмотреть типичные проблемы современной молодежи;

4) раскрыть основные способы консультирования по проблемам юношеского возраста, ошибки психолога при проведении консультации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 21 источник.

ГЛАВА 1. Теоретические основы консультирования и особенности юношеского возраста

1.1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи

Психологическое консультирование — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на выявление причин возникновения конкретных проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия.

В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с крайне негативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальную направленность консультирования).

Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти такое поведение объясняется социоэкономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди из этих семей — выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материально обеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители безработные или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах — занимаются малоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурный уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования.

Работа психолога в такой ситуации требует от него специальных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами.

Цели и задачи психологического консультирования

Психологическое консультирование — работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е. Алешина).

Основная цель психологического консультирования: Создание условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения, следует рассматривать консультативную деятельность как интимно-личностный процесс, ориентированный исключительно на отдельного индивида (семью).

Основное предназначение такого консультирования — оказание помощи здоровому человеку в решении задач и проблем, стоящих перед ним. Главными задачами в психологическом консультировании являются:

— эмоциональная поддержка пациента;

— расширение сознания и повышения психологической компетентности;

— содействие человеку в решении его личностных проблем;

— изменение отношения человека к проблеме;

— изменение отношения человека к социальному окружению и самому себе;

— успешная адаптация и преодоление возникающих затруднений;

— повышение стрессоустойчивости;

13 стр., 6316 слов

Решение конфликтной ситуации на предприятии ООО ‘Стройсервис’

... решения. ― Уметь воспринимать информацию "сверху". ― Уметь воспринимать информацию "снизу". Общая схема анализа конфликта: 1. Люди или группы, участвующие в конфликте; 2. Отношение их друг к другу и к проблеме, ... духовные. Напряженная психологическая атмосфера в коллективе мешает формированию эффективных команд, особое внимание необходимо уделить в момент создания новых отделов в компании, при ...

— развитие реалистичной оценки окружающей действительности;

— помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.

Психологическое консультирование это относительно простая форма психологической помощи по сравнению с психотерапией, более поверхностная и менее длительная работа.

Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач (Г.С. Абрамова).

Этапы психологического консультирования

В ходе сеанса психологического консультирование консультант внимательно выслушивает клиента, задавая уточняющие вопросы, способствует более четкому и конкретному пониманию клиентом границ проблемы, ее причин. В ходе сеанса консультант также информирует клиента о механизмах психологической защиты, подсознательных мотивах и т.д.

В своей работе консультант руководствуется тем, что клиент сам знает истоки своих затруднений и проблем. Надо лишь помочь человеку эти знания найти, осознать, сформулировать, принять и на основе этих знаний найти пути решения данной проблемы или проблем.

В процессе общения выясняется, когда проблема появилась, что её породило, и как можно ее решить. Осуществляется поиск ресурсов, имеющихся в распоряжении клиента для решения данной проблемной ситуации. Выбираются наиболее вероятные варианты, определяется так называемый «веер решений».

Затем обсуждается, как эти решения могут выглядеть в жизни, что можно сделать уже в ближайшее время (иногда, буквально завтра), и через действие достигаются реальные изменения. При наличии сомнений у клиента в правильности выбранного решения консультант может предложить провести «экологическую проверку» данного варианта.

Как правило, консультация заканчивается после обсуждения домашнего задания, или шагов на ближайшее время и назначается следующая встреча для обсуждения результатов внедрения в жизнь выбранных вариантов решения проблемы.

На каждом этапе консультационного процесса (подготовки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с родителями — выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей.

Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них.

Первый этап

Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая информация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии в отношении предполагаемой консультации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать некоторые справочные сведения о специалистах, фамилия и регалии консультанта, к которому они записаны, и т.п.

25 стр., 12490 слов

Методологические и методические аспекты психологического консультирования ...

... ] . 1.2. Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых ... общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей. 2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих ...

Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информация в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов.

Второй этап

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.

Эффективность проведения этого сеанса во многом зависит от возможностей и навыков специалистов, ведущих прием. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение — это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение.

Особенностью консультационной работы психолога образования в такой ситуации является то, что практически одновременно с консультированием родителей он должен оценивать характер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состояния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются один на другой и порой работу с родителями, видя их состояние, приходится начинать задолго до того, как проведена углубленная диагностика и можно что-либо определенное сказать о состоянии ребенка.

Одним из важных компонентов психотерапевтической работы на этом этапе является способность к конфронтации. Консультант должен указывать родителям на непоследовательность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше — она показывает консультирующимся то, что консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь необходимо ввести такое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, если родители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет иго опасения.

9 стр., 4338 слов

Психологическое консультирование родителей одарённых детей

... этих детей будут появляться проблемы в школе при обучении. При консультировании родителей одаренных детей, следует сделать акцент на следующем: когда ... развития психолого-педагогической компетентности родителей одаренных детей является следующее: оказание квалифицированной педагогической помощи родителям одаренных детей; расширение сфер и форм сотрудничества с семьями, воспитывающих одаренных детей, ...

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества»).

Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации).

Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования — этапы и связанные с ними фазы коммуникации — находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.

В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования.

Третий этап

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.

Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто может повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сделали такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие комментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии проблемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.

7 стр., 3497 слов

Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

... исследования. 4. Исходя из актуальности проблемы разводов как массового явления современной российской действительности определена тема: «Влияние развода родителей на развитие личности ребенка». 5. Составление анкеты и проведение ... Семейного Кодекса РФ представлены все права ребенка в случае развода в семье, а также обязанности родителей к ребенку после развода. Правовая сторона - это одна ...

Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, — это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консультацию.

Вмешательство консультанта в этот этап признания или вообще пропуск его в работе приводит к снижению эффективности последующих вмешательств. Часто так случается, что консультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактик в различных учреждениях образования показала, что подобные методы и приемы коррекционной работы с родителями применимы к самым различным ситуациям консультирования родителей с детьми с различными видами отклоняющегося развития. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностями субъективного восприятия родителями своего ребенка.

Плюсы и минусы психологического консультирования

Плюсом психологического консультирования является то, что практически на первой же встрече клиент может получить (найти) ответ на мучающий его вопрос и выработать собственные варианты выхода из ситуации, используя те ресурсы, которые имеются у него в наличие в данный момент.

Минусы заключаются в том, что для решения глубоких личностных проблем, длительно существующих межличностных проблемах, проблемах воспитания детей и подростков психологическое консультирование может использоваться лишь в очень ограниченных случаях, а именно для решения очень локальных и конкретных проблем. Для более радикальных изменений все же предпочтительнее в данных случаях будет психотерапевтическая помощь.

1.2. Особенности юношеского возраста

Юношеский возраст это период жизни человека между подростковым возрастом и зрелостью. Возрастные границы юношеского возраста от 11 — 16 до 21 — 25 лет (условны, зависят от личностных особенностей человека).

Основные задачи развития в юности:

— Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» создание определенных представлений о себе как об уникальной личности.

— Профессиональное самоопределение самостоятельное и независимое определение жизненных целей и осознание выбора будущей профессии.

— Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Эмоциональные проблемы юношества: высокая тревожность, предрасположенность депрессивного фона настроения, а также изменчивость настроения с полярными переходами.

Взаимоотношения со сверстниками

В юношеском возрасте расширяется интерес к окружающему миру и деятельности, растет необходимость в новом опыте, познании, принятии, признании и защищенности. Комфортное общение со сверстниками и взрослыми удовлетворяет эти потребности и представляет для них самостоятельную ценность. Основная цель контактов: поделиться собственными переживаниями. Интерес же к переживаниям других невелик, и этот вызывает напряженность во взаимоотношениях, неудовлетворенность ими.

8 стр., 4000 слов

Представление о дружбе в детском, подростковом и юношеском возрасте

... родители, получать удовольствие от общения с ними. Именно так и начинается дружба. 4. Представление о дружбе в подростковом возрасте Рассмотрим дружбу ... результат задает для нас проблему, требующую разрешения на будущее. Это не только проблема конкретного учителя или школы. ... же демонстрируют и зарубежные исследования. В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и ...

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в юношеском возрасте еще и по следующим причинам:

во-первых, это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями;

во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными.

в-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых!

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в принадлежности к общности, включенности в группу, но и потребность в обособлении.

Развитие внутреннего мира, самосознания

Самое ценное, что происходит в юношеском возрасте изменение самосознания, открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погрузиться в себя, в юношестве открывается целый мир новых чувств. Эти открытия бывают внезапными (несколько лет ходил по одной и той же дороге и вдруг увидел…, понял…).

Юноши и девушки постоянно анализируют себя: как я выгляжу? как он на меня посмотрел? Как следствие застенчивость самая типичная «болезнь» юношеского возраста (в 16-17 лет от застенчивости страдают больше 70% ребят, а в 17-20 лет уже только 40%).

Особенно тяжело переживают застенчивость юноши, так как это не мужская черта. Поэтому на лице у них защитная маска сильного человека, вызывающее поведение (особенно при критике в присутствии других).

Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками — нет!

Открытие своего «я» не только радостное, но и драматическое. Они начинают осознавать, что являются уникальной личностью, другой такой нет чувство одиночества. Девушки любят вести дневник, так как только ему она может доверить свои чувства. В этом возрасте должно сформироваться своё «я» (собственное мнение, которое можно отстоять).

Если этого нет, то это очень опасно, так как «все курить и я» и т.д.

Восприятие времени в юношеском возрасте проходит сложно. С одной стороны, обостренное чувство быстротечности (все уже целовались, а я нет — жизнь прошла).

С другой незаметное протекание времени (девушка 25 лет в их понимании она уже старуха).

7 стр., 3379 слов

Возрастные особенности физического развития детей среднего и ...

... весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды ... влиянии на различные системы организма. 2 Особенности физического развития детей старшего школьного возраста Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — ...

Остро воспринимается конечность бытия. Смерть занимает важное место в юношеских размышлениях. Не нужно пугаться этих мыслей, так как человек серьезно задумывается о смысле жизни, но эти мысли не должны быть чересчур навязчивыми.

Переживания и поиск любви

Юношеский возраст чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. В среде сверстников в юности почти у каждого случается первая дружба, первая любовь события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь (ценность опыта настоящей дружбы, любви).

Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры.

Нужно переключить их интерес и энергию в другое русло спорт, учеба, компьютер и т.д. Разговаривать по-взрослому, воспитывать нравственность, моральную ответственность перед своим здоровьем и поведением в обществе. От взрослых требуется большой такт, чтобы не навредить. Опасно, когда юноше внушают чувство вины и страха в вопросах полового воспитания. Необходимы объяснения, а не просто запреты.

Взаимоотношения со взрослыми

Юноши и девушки претендуют быть взрослыми, но чувствуют, что притязания не во всём подтверждаются и оправдываются, нарастает потребность в освобождении от контроля и опеки, взрослых вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Поэтому важными событиями этого возрастного периода становятся смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Сфера отношений со взрослыми складывается достаточно противоречиво: большинство юношей и девушек (85%) признают потребность в общении с ними как актуальную для себя; из них 66% в качестве наиболее желательных партнеров по общению предпочитают видеть родителей. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, такие: профессиональный выбор, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, о себе, своем прошлом, настоящем и будущем, климат в семье и др. Иначе говоря, различные аспекты жизненного самоопределения.

Юноши и девушки при всей их тяге к самостоятельности хотят видеть в родителях друзей, советчиков, но взаимное непонимание часто перерастает в острые конфликты.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым в этом возрасте одна из главных причин возрастания тревожности, которую испытывают юноши и девушки. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более принуждение, подавление.

Главная роль в формировании личности принадлежит семье. Семейные условия социальное положение родителей, род занятий, материальное положение и уровень образования родителей — в значительной степени определяют жизненный путь ребёнка. На него оказывают влияние не только целенаправленные воспитательные воздействия, но и вся внутрисемейная атмосфера.

8 стр., 3681 слов

Проблемы подросткового возраста

... в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые чаще всего не воспринимают его проблем. Учителю и родителю необходимо развить способность к «децентрации», способности увидеть проблемы общения подростка ...

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны через понимание, полное любви и сочувствия; через их безусловное позитивное и искреннее принятие.

В юношеском возрасте важно, чтобы родители:

1) относились к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для успешной жизни;

2) ценили общение со своими детьми, осуществляя заинтересованное взаимодействие;

3) развивали у себя навыки конструктивного общения, обеспечивающие партнерское взаимодействие с детьми.

1.3. Типичные проблемы современной молодежи юношеского возраста

Юность это этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, выбора профессии и создания семьи, коррекции ценностных ориентации в соотношении с их новым взрослым статусом и новыми жизненными планами. Обычно в это время юноши заканчивают вуз, приобщаются к трудовой деятельности, вступают в брак. Главная задача личностного развития в этот период возрастного развития поиск своего места и закрепление в мире взрослых переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно принимающие этот кризис в переломный момент своей жизни, становятся сильнее и способны управлять своей судьбой.

К основным проблемам современных юношей и девушек можно отнести следующие:

1. Молодежь одержима электронными устройствами.

Большинство подростков постоянно сосредоточены на мобильных телефонах и текстовых сообщениях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями. Тем не менее, это не должно мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Некоторые родители устанавливают компьютеры в общих комнатах дома, чтобы иметь возможность контролировать деятельность; другие устанавливают временные ограничения на использование устройств. Помимо этого можно устанавливать ограничение на различные сайты и программы с нежелательным содержимым.

2. Юноша/девушка враждебен к родителям.

Родители могут и не заметить, когда их ласковое чадо превратилось в раздражительного юношу/девушку, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски, закатывает глаза и игнорирует правила. Большую часть юности молодежь учится собственным моделям поведения, которые бы были отличными от поведения родителей.

Мнение друзей ценится значительно больше, чем мнение семьи, и это может быть опасно. Как бы там ни было, важно установить основные нормы поведения, и важным правилом является запрет ругаться с родителями. Подросток должен понимать, что вы ни потерпите непростительного поведения по отношению к вам.

3. Молодежь быстро выходит из себя.

Любые слова провоцируют юношу/девушку на раздражение и ярость, заставляют кричать, плакать, топать ногами и убегать в другую комнату. Зачастую это является результатом физических и эмоциональных изменений, которые переживает ребенок. Однако это серьезно усложняет общение с ним.

Попробуйте сменить свою тактику вместо нравоучений и советов, попробуйте выразить ему сочувствие. Это позволит вам наладить контакт с юношей/девушкой и добиться честного общения.

4. Юноша/девушка говорит неправду.

Есть много причин, по которым юноша/девушка может не говорить вам правды. Например, желание скрыть некоторые факты от родителей как способ добиться большей независимости. Когда ваш ребенок скрывает детали своей жизни, это может быть тревожным признаком того, что он попал в нехорошую компанию и занимается нечестными делами.

Также это может означать, что ребенок не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться. Необходимо понять, какие именно проблемы скрывает юноша/девушка. В случае безуспешных попыток имеет смысл обратиться за помощью к психологу.

5. Юноша/девушка приходит поздно.

Юноши/девушки часто испытывают пределы, и зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего.

Если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок занимается опасными занятиями, то убедитесь, что вы предупредили его о последствиях и способны проконтролировать соблюдение правил, чтобы сломать зарождающуюся опасную привычку.

6. Юноша/девушка выбирает плохих друзей.

Вам может показаться, что некоторые друзья вашего ребенка одеваются неподобающим образом и оказывают на него плохое влияние, однако, это не всегда является поводом для тревоги. Юноша/девушка может быть очень привязан к друзьям, и любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Поэтому зачастую лучше не высказывать свое мнение слишком резко.

Конечно, если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок принимает наркотики или занимается другими опасными занятиями, важно вовремя вмешаться. Семейная терапия может помочь найти решения для устранения плохого влияния друзей.

7. Эксперименты молодежи с сексом.

Для молодежи естественна повышенная заинтересованность в сексе, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Для родителей важно убедиться, что юноша/девушка имеет представление о возможных последствиях секса.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок уже сексуально активный, постарайтесь быть объективным, и искать пути решения эмоциональных и физических проблем, если они уже случились.

8. Молодежь употребляет наркотики.

Молодежь могжет проявлять любопытство к наркотикам, поэтому важно убедиться, что ваше предупреждение об их вреде было заблаговременным. Необходимо постараться создать такую среду в общении с ребенком, в которой ему, с одной стороны, будет комфортно говорить с вами о своем любопытстве, но, с другой стороны, ваша позиция о вреде наркотиков будет оставаться твердой.

Попробуйте понять, почему юноша/девушка хочет употреблять наркотики. Возможно, друзья в его компании настаивают на этом. Задавайте вопросы прямо, это поможет найти более эффективное решение проблемы, связанной с наркотиками.

Существуют ситуации, такие как насилие или сексуальная зависимость, которые требуют профессионального вмешательства. Психотерапевты и другие специалисты психологии, могут помочь в поиске возможного решения проблемы.

ГЛАВА 2. Практическое консультирование по проблемам юношеского возраста

2.1. Способы консультирования по проблемам юношеского возраста

Консультирование клиентов юношеского возраста осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

— установление контакта с юношей / девушкой;

— запрос клиента: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

— диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

— интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей юноши / девушки;

— переориентация: совместная выработка конструктивныхспособов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с юношей / девушкой с помощью вербальных и невербальных средств.

Диагностическая беседа с клиентом. Наиболее быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Этапинтерпретацииявляется одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное с использованием метода«анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого юноши, а юноше сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этапреориентациипредполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например,с помощью методики«Кот в сапогах».

Далее консультант вместе с психологом продумывают, какую пользу может принести клиенту данная трудная ситуация его собственный кот в сапогах. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т.е. создание условий, в которых юноша помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.

Каждый конкретный клиент юношеского возраста вносит собственные коррективы впроцесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту клиента и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и клиентом юношеского возраста [4].

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в юноше / девушке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.

Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы юноша / девушка имели возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее.

Консультанту также нужно показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности всамораскрытии у их подростка юношеского возраста, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.

Необходимо помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности во всех основных жизненных сферах. Это возможно с использованием метода «Чужие рассказы». Консультант рассказывает или читает родителям протоколы бесед с другими клиентами юношеского возраста, имеющими «похожие трудности», предлагает взглянуть на трудности глазами этих клиентов и обсудить возможные ошибки их родителей [5].

Юношеский возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.

Алгоритм психологического консультирования родителей

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтический ориентированный процесс консультирования — предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В то лее время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им тактики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конечном итоге — и судьбы семьи.

2.2. Психологическое консультирование по наиболее частым родительским запросам по проблемам юношеского возраста

Юношеский возраст значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует своё место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В этот период в общении родителей со своими достаточно взрослыми детьми могут возникать серьезные проблемы и мы надеемся, что вам помогут следующие рекомендации по общению и взаимодействию с вашим ребенком.

Рассмотрим последовательно типичные, наиболее часто встречающиеся проблемы общения, с точки зрения практики проведения психологического консультирования:

Проблема 1. Между родителями и детьми, которые достигли юношеского возраста не складываются нормальныевзаимоотношения. Между ними, например, часто возникают конфликты и споры из-за того, что дети, по мнению родителей, занимаются совсем не тем, чем им следовало бы заниматься.

Решение проблемы:

Возможные причины того, почему между родителями и детьми не складываются нормальные взаимоотношения, могут быть разными.

Во-первых, это может происходить из-за того, что интересы и взгляды на будущее самих юношей не вполне совпадают или совсем не совпадают с интересами и взглядами их родителей.

Во-вторых, это может быть следствием того, что родителей почему-то не устраивает круг общения их детей. Они же — дети — вполне довольны своими друзьями и не собираются их менять.

В-третьих, причиной плохих взаимоотношений между родителями и уже взрослыми детьми может стать застарелый конфликт, возникший между ними еще в подростковом возрасте и до настоящего времени до конца не преодоленный.

В-четвертых, родителей может не вполне устраивать то, как их взрослые дети относятся к учению, к своим обязанностям, к самим себе, к других людям.

Во всех этих случаях прежде, чем приступать к поиску решения возникшей проблемы, необходимо точно установить, в чем состоит суть этой проблемы, чтобы далее действовать не вслепую, а наверняка.

Выясняя вероятные причины возникшей проблемы во взаимоотношениях родителей с их взрослыми детьми, заметим, что эти проблемы чаще всего появляются из-за того, что родители не замечают, как быстро взрослеют их дети, продолжают обращаться с ними так, как они обращались в более раннем детстве. Такая, устаревшая практика межличностного общения продолжается иногда еще и потому, что сами юноши и девушки нередко ведут себя как дети. Тем самым они фактически поддерживают недоверие к ним со стороны родителей. Последние, видя, что с возрастом их дети не становятся серьезнее, продолжают обращаться с ними так, как обращались раньше.

В целом, наверное, родители правы в своих претензиях к детям. Но они, очевидно, и ошибаются, полагая, что они все должны понимать так же хорошо, как и их родители. Родители к тому времени, когда вырастают их дети, уже не помнят, какими сами они были в их возрасте, и предъявляют детям требования, которым в большинстве случаев сами не соответствовали в юношеском возрасте. Более того, к своим собственным детям они применяют меры воздействия, которые по отношению к ним самим в соответствующем возрасте были недостаточно эффективными.

Психологически правильное поведение родителей в отношении детей юношеского возраста должно быть иным. Сохранив суть своих требований к детям, родители с учетом возраста и уровня психологической незрелости детей, а также с учетом недостатка у детей жизненного опыта должны отыскать иные средства педагогического воздействия на них. Необходимо, в частности, отказаться от применения методов прямого психологического давления и принуждения, от обращения с ними как с малыми детьми.

С детьми юношеского возраста надо всегда разговаривать как со взрослыми людьми, даже тогда, когда они не все сразу и не все правильно понимают.

Проблема 2. Родители не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.

Решение проблемы:

Дружеские отношения юношества — это вопрос, который может беспокоить родителей тогда, когда их дети выбирают себе в друзья плохих людей, способных оказать на них отрицательное влияние, и сами не могут вести себя самостоятельно и разумно. Однако для решения этого вопроса не подходят методы принуждения или психологического давления, причем здесь они еще более недопустимы, чем в других случаях жизни. Сразу и полностью убедить юношество в том, что с кем-то не стоит дружить, как правило, не удается. Это связано с тем, что в итоге переубеждения человека возникает своего рода неопределенность и морально-психологическая дилемма. С одной стороны, родители вроде бы правы; с другой стороны, у детей есть определенные моральные обязательства перед теми, с кем они дружили: нельзя сразу, просто так, прекратить отношения с любым человеком из-за неприятия его как личности.

Допустим, что ребенок дружит со сверстниками, поведение которых не устраивает его родителей. И они требуют прекратить эту дружбу. Претензии родителей в этом случае, казалось бы, вполне обоснованы и их необходимо выполнить. Однако без какой-либо причины разорвать отношения с человеком неэтично, и если сделать это открыто, прямо заявив человеку, что его поведение не устраивает родителей, то это может быть воспринято как нарушение норм человеческих взаимоотношений.

Заметим также, что и сами родители в подобных случаях не всегда и не во всем бывают правы. Самым разумным будет в данной ситуации предупредить своего взрослого ребенка о возможных отрицательных последствиях его общения с тем или иным человеком. Желательно также подсказать ребенку, как лучше себя вести в данной, нравственно непростой, ситуации, не роняя ни своего, ни чужого человеческого достоинства и вместе с тем ограждая себя от возможных неприятных последствий. Кроме того, необходимо постоянно быть в курсе дела и контролировать общение своих детей, не вмешиваясь в него, но вместе с тем быть готовыми всегда прийти ребенку на помощь.

От дружбы старшеклассника с разными людьми ни в коем случае не нужно отговаривать, иначе он будет лишен возможности приобретать жизненный опыт и полноценно развиваться как личность.

Проблема 3. Между матерью, которая разведена с отцом, и юношей, возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек и между ним и матерью складываются близкие отношения.

Решение проблемы:

Конфликт возникает между матерью, разведенной с отцом взрослого ребенка, и самим ребенком из-за того, что у матери появился новый мужчина — друг или новый муж, претендующий на право быть новым отцом для юноши или девушки. Психологическая сложность ситуации, соответствующей этому частному случаю, заключается в том, что каждый из ее участников в той или иной степени, но неизбежно, переживает безразличное, иногда отрицательное отношение к другому и не в состоянии его полностью устранить. Такое происходит часто, по крайней мере, в начальный период жизни новой семьи.

Амбивалентность, или двойственность, чувств матери к своему взрослому ребенку в этом случае обусловлена тем, что она как мать любит своего ребенка, и вместе с тем она не может испытывать к нему особой симпатии из-за того, что он ее не понимает и не любит человека, с которому она относится благосклонно (имеется в виду новый в ее жизни мужчина).

Двойственность отношения ребенка к своей матери порождается тем, что он ее любит как мать, но одновременно должен и ненавидеть за то, что она, во-первых, предала отца, во-вторых, полюбила того, к кому сам ребенок относится без видимых симпатий.

Противоречивость положения нового мужчины в новой для него семье — в данном случае в семье матери уже взрослого ребенка — состоит в том, что этот мужчина также не в состоянии любить ребенка так, как его любит мать. Во-первых, это не родной для него ребенок; во-вторых, этот ребенок его не уважает и, может, даже ненавидит.

Возможный способ практического разрешения этой довольно сложной проблемы представляется следующим:

Во-первых, внимание каждого из участников этой конфликтной ситуации необходимо обратить на самого себя и попытаться детально разобраться в том, что в его собственном поведении неприемлемо и может вызывать отрицательную эмоциональную реакцию со стороны других членов семьи. Осознав это, участники конфликта, сразу же должны попытаться самостоятельно избавиться от соответствующих недостатков в поведении, вызывающих отрицательную ответную реакцию.

Во-вторых, каждому члену семьи, в которой возник подобный конфликт, необходимо постараться учесть интересы и потребности других членов семьи, особенно тех, в отношениях с которыми проявляется данный конфликт.

В-третьих, очень важно постараться понять и, по возможности, принять как факт, с которым необходимо считаться, индивидуальные особенности других членов семьи. К ним необходимо будет как-то приспособиться, не пытаясь что-либо в них изменить, по крайней мере, в первые годы совместной жизни.

В-четвертых, важно, чтобы конфликтные ситуации впредь не возникали или как можно быстрее разрешались. Для этого, собравшись вместе, всем членам семьи необходимо договориться о соблюдении минимума обязательных правил взаимного поведения. Эти правила, в частности, могут быть такими:

— Прежде чем оценивать поведение другого человека, тем более — его осуждать, необходимо постараться его понять.

— Никогда и ни при каких обстоятельствах не оскорблять друг друга.

— Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу, искать компромисс.

— Если компромисс невозможен, то рассудительно и спокойно объяснить другому свою позицию и далее придерживаться ее.

— Находясь в состоянии раздражения, не пытаться выяснять друг с другом взаимоотношения.

Проблема 4. Между отцом, который находится в разводе с матерью, и ребенком юношеского возраста, который живет с отцом или довольно часто общается с ним (предполагается, что сын и отец видят друг друга), возникает конфликт из-за того, что у отца вместо матери появилась другая женщина.

Решение проблемы:

Эта ситуация представляется психологически аналогичной той, которая описана в предыдущем случае. Поэтому все, что говорилось о ней, и все практические рекомендации, которые в связи с ней высказывались клиенту, справедливы и для данной ситуации.

Проблема 5. Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения.

Решение проблемы:

Проблема взаимоотношений в одной и той же семье между детьми от разных родителей, для которых один является родным, а другой неродным ребенком, решается сравнительно проще, чем те внутрисемейные проблемы, которые мы уже обсуждали. Здесь главное состоит в том, чтобы между самими родителями было достигнуто согласие и никому из детей в семье не отдавалось предпочтение перед другими детьми. В целом же данная внутрисемейная проблема практически решается так же, как и проблема взаимоотношений между детьми от одних и тех же родителей.

2.3. Ошибки психолога при проведении консультации с родителями

Рассмотрим ошибки, которые следует избегать при проведении консультации с родителями:

1. Излишняя естественность или искусственность в поведении психолога-консультанта;

Если психолог по-человечески не принимает клиента, в его поведении появляются либо излишняя естественность (говорит и делает то, что ему хочется), либо искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается при помощи выстроенного искусственного «фасада»).

В первом случае не осуществляется процесс профессиональной психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, в котором один рассказывает свои проблемы, а другой демонстрирует к ним свое отношение.

К психологу-консультанту обратилась мать юноши, которая жаловалась, что отец (ее муж) жестоко обращается с сыном: унижает его, придирается по мелочам, бьет. На вторичную консультацию пришел муж, он выразил несогласие с позицией психолога, стал отстаивать свою точку зрения, повысил голос. Психолог не сдержался, сказал клиенту несколько резких фраз, обвиняя его в жестокости по отношению к собственному сыну. В результате — разговор на повышенных тонах. Клиент вышел, хлопнув дверью.

Трудно оценить эффективность такой ситуации, поскольку произошел обычный «коммунальный разговор» — со взаимным раздражением, упреками, непониманием друг друга. Профессиональный статус психолога в такой ситуации был потерян.

Во втором случае, когда консультация проводится психологом в искусственной форме, на основе принципа «главное — техника», клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», в котором он нуждался. Разговор произошел как обмен информацией, а душа осталась «голодной». Была беседа, но не произошла Встреча.

Чтобы найти «золотое сечение» в ходе психологической консультации, сохранив одновременно профессиональный статус и в то же время задавая модальность искренности и открытости разговору с клиентом, необходимо хорошо чувствовать и играть «себя в своей профессии». Другими словами, психологу важно искать свою технику, свой стиль, свое амплуа.

2. Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет;

Начиная рассказывать собственную проблемную ситуацию, клиент реконструирует и выстраивает ее не только для психолога, но и для самого себя. Во многих случаях, проговаривая сложные моменты своей жизни, он начинает лучше понимать как самого себя, так и то, что с ним произошло.

Рассказ о самом себе и связанные с ним процессы самоанализа и самопонимания требуют от клиента особой сосредоточенности и внимания к самому себе. Кроме этого, для успешного продвижения клиента «по пути к себе самому» требуется определенное время, во многих случаях не исчерпывающееся единичной встречей с психологом.

Психологическая консультация — это только начало «пути к самому себе», только момент нащупывания направления движения и проявление желания начать «путь к себе». Как будет вырисовываться линия пути, будет ли она прямой или изломанной, короткой или запутанной и длинной — это зависит от внутренних потенций клиента, его интуиции, желаний. Психолог на этом пути — временный попутчик. Осуществлять движение клиент должен самостоятельно.

Торопясь сразу дать совет или рекомендацию, психолог закрывает перед своим клиентом его внутренний путь. И действительно: зачем преодолевать трудности, прикладывать усилия и искать «путь к самому себе»? Ведь результат уже получен — совет психолога! Совет — это результат. Получен результат — исчезает мотив движения и поиска пути.

На самом деле основную ценность имеет как раз движение клиента «по пути к самому себе». Выдавая совет-результат, психолог может ошибиться. Вступая же на свой путь и осуществляя свое движение, клиент никогда не ошибается, поскольку это движение идет изнутри его души, его жизненных устремлений.

3. Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта;

Довольно часто на консультацию приходят клиенты, неуверенные в себе, впервые обратившиеся к психологу. Они не знают, с чего начать, о чем говорить, как держаться и чего, собственно, можно ждать от психолога.

В такой ситуации психолог-консультант может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека.

Психологическая консультация превращается в монолог психолога-консультанта и в том случае, если он испытывает внутренний страх перед молчанием. Клиент замолчал, «ушел в себя», замкнулся, и психолог пытается собственной активностью заполнить наступившую паузу. На короткое время это снимает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.

Дело в том, что в момент паузы, молчания клиентом совершается важная внутренняя работа. Он может грустить, испытывать страдание и печаль, размышлять или что-то интуитивно чувствовать, не находя нужных слов. Но в любом случае он получает необходимый для него внутренний опыт. Как правило, если возникшая пауза выдерживается психологом в нужный момент и достаточна по времени, после нее беседа строится по-новому, как бы на более высоком уровне понимания клиентом собственных проблем.

4. Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на проблемы клиента;

Важно помнить, что психолог — человек, имеющий, как и все, свои слабости, проблемы, тревоги, страхи. Практически всякий раз имеется опасность проекции психологом собственных трудностей на проблемы клиента.

Например, психолог — одинокий человек. Прежде всего он может увидеть и почувствовать одиночество своего собеседника и не заметить, возможно, другой проблемы, более важной для клиента

Еще один пример. Психолог-женщина, пережившая семейную драму: муж ушел к другой женщине. Если на консультацию пришла молодая девушка, поддерживающая отношения с женатым мужчиной и желающая получить совет, как увести этого мужчину из семьи, поскольку она его любит и хочет быть вместе с ним, женщина-психолог может почувствовать к своей клиентке негативное отношение (проекция отношения к своей «разлучнице»).

Психологу необходимо всегда стараться видеть консультацию как бы со стороны, «в зеркале», и постоянно отслеживать свое собственное влияние на ход беседы.

5. Психолог оценивает клиента;

Трудности взаимопонимания между психологом и его клиентом могут возникнуть не только тогда, когда клиент не умеет рассказать о себе и своих проблемах. В некоторых ситуациях взаимопонимание двух собеседников нарушается, если психолог не открыт для своего клиента, а оценивает его. Оценочное отношение психолога может быть выражено во фразах, внешне, может быть, не проговариваемых, но произносимых во внутренней речи: «Удивительно умный человек: сам все понимает», Господи, да что это?! Интеллект — на нуле! «Как хорошо говорит: налицо литературные способности», «Каждое слово из него вытягиваешь! Двух фраз связать не может!» и др.

Оценочное суждение психолога — это барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента. Оценка возникает всякий раз, когда психолог обращается к клиенту, имея «центр тяжести ситуации» в самом себе, а не в клиенте, когда психолог строит общение через самого себя, отталкиваясь от своих ценностей и установок.

В результате клиент видится психологу не в истинном свете, а как бы через призму взглядов и оценок психолога: портрет клиента получается субъективным, искаженным. Любая оценка — это соотнесение с нормативом. В данном случае «нормой» психолог спонтанно, не всегда осознанно, считает самого себя. Давайте задумаемся: так ли это на самом деле? Имеет ли психолог право отталкиваться только от самого себя?

6. Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные;

Психологи спорят между собой, что первично на консультации: профессионально-культурная техническая работа консультанта или его искреннее, по-человечески теплое отношение к клиенту? Одни считают, что на первом месте стоит профессионализм психолога. Другие утверждают, что если клиент не почувствует заинтересованного отношения психолога к себе, консультация «не получится». Где же находится истина?

Истина, как водится, лежит на «золотой середине». Если на консультации будет преобладать профессиональная техника психолога, беседа получится формальной, суховатой, искусственной. Если же консультация превратится в процесс сопереживания одного человека (психолога) другому (клиенту), будет достигнут только «коммунальный результат», как в беседе двух друзей на кухне. Следовательно, нельзя строить консультацию на основе только техники: не будет душевного, живого общения. Нельзя также и превращать консультацию в обычную человеческую беседу: психолог примет проблемы клиента слишком близко к сердцу и сам расстроится, перегорит, потеряет внутреннее равновесие и не сможет в полной мере осуществить действительную психологическую помощь своему клиенту.

7. Многочасовая консультация как ошибка психолога;

Во многих случаях на консультации клиент старается выговориться сполна. Проходят час за часом, а клиент говорит и говорит о себе. Психолог молчит и терпеливо все выслушивает. В результате консультация длится 4-5 часов, появляется усталость, а к анализу проблемы клиента еще и не подступали.

Отчасти такая ситуация возникает из-за внутренней неуверенности психолога: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Подобное может происходить и потому, что психолог имеет внутреннюю установку на выслушивание клиента, полагая, что, если клиент выговорится, он получит психологическое облегчение вне зависимости от того, сумел «сработать» сам психолог или нет.

Безусловно, на консультации клиент должен как можно подробнее и детальнее описать свою ситуацию. Несомненно, также и то, что он имеет право «выговориться». Но важно не забывать и о том, что процесс консультирования нельзя пускать на самотек: может быть потеряна важная информация, искажен диагноз, упущена инициатива со стороны психолога. Консультант должен вовремя почувствовать «центр проблем» клиента, его основную «болевую точку» и начать задавать вопросы, направляя беседу по нужному, конструктивному руслу.

8. Психолог как объект манипулирования со стороны клиента;

«Скажите, ведь вы — психолог, права я или нет?», «Рассудите нас, как психолог, у вас такой большой опыт», «Повлияйте на него, может, вас он послушается!» — такие и другие подобные просьбы высказывают клиенты на консультации. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним, как мощное, «дальнобойное орудие», как своеобразного «жизненного судью», как авторитет, мнение которого для «обычных» людей может выступать в качестве «закона поведения».

Если психолог позволяет использовать себя как средство, он теряет свой профессиональный статус и превращается в обычного, слабого и безвольного человека. Такая ситуация недопустима на консультации.

В случае если клиент обращается к психологу с подобной просьбой, необходимо сразу же отказаться от ее выполнения и приложить усилия к тому, чтобы повысить собственную активность клиента в решении своих проблем. Ответы психолога могут быть следующими: «Я не могу быть судьей между вами и вашими близкими. Ваши проблемы вы должны научиться решать самостоятельно, а я в этом вам помогу», «Так у нас ничего не получится, я не имею права вторгаться в вашу жизнь», «Мы сейчас вместе обсудим вашу проблему, и вы сами поймете, что вам нужно делать».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юность это этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентации в соотношении с их новым взрослым статусом и новыми жизненными планами. На это время приходится окончание вуза, приобщение к трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Главная задача личностного развития поиск своего места и закрепление в мире взрослых переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой.

Кризисным моментом этого периода, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями. Как пишет К.Юнг, «хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия». К. Юнг не рассматривает вопрос о том, как же все-таки молодой человек преодолевает это застревание на детской ступени сознания. Мы считаем, что это происходит лишь тогда, когда он в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «дайте мне, я хочу» на «я отдаю, я могу».

Однако проходит время, и большинство молодых людей подходят к разрешению кризиса. В позитивном варианте он завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, выбором собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и своей жизнью, повышение интереса к жизни и получаемого от жизни удовольствия, уход страхов. Некоторые называют это время «новым рождением».

Подводя итоги описанию психологической консультации и поддержки молодежи в период кризиса «встречи со взрослостью», нужно еще раз отметить, что глубокое проживание его необходимо и приводит к обогащению личности, расширению ее самосознания, является существенным шагом вперед на пути достижения личностной зрелости. Психологическое консультирование по проблемам юношеского возраста безусловно умеет свою специфику, а методы консультирования зависят от конкретной проблемы или запроса.

Стратегии психологического консультирования и поддержки молодых людей в кризисный период важно для сохранения их психологического здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologicheskoe-konsultirovanie-podrostkov/

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект, 2011. 480 с.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. М.: Независимая фирма «Класс», 2012. 208 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа М.: Смысл, ИЦ Академия, 2015. 416 с.
  4. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 116125.
  5. Большой психологический словарь. / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. СПб.; М., 2013.
  6. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. М.: Изд-во МГУ, 2013. 136 с.
  7. Возрастно-психологическое консультирование: хрестоматия / составитель Т.А. Кирдяшкина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. Ч.1 60 с.
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Академический Проект, 2015.
  9. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростков с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. 208 с.
  10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. М.: Академический проект, 2015. 240 с.
  11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2016. 463 с.
  12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. М.: Академия, 2016. 452 с.
  13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. / Пер. с англ. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 256 с.
  14. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС, 2015. — 528 с.
  15. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2011. №1. C. 29-43/
  16. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2013. 557 с.
  17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2009. 656 с.
  18. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.: Сова, 2013. — 928 с.
  19. Уоллес В., Холл Д. Психологическая консультация. СПб.: Питер, 2013. — 544 с.
  20. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: учебное пособие для вузов / М.В. Хозиева. М.: Изд-во «Академия», 2015. 320 с.
  21. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2015. №3. С. 16-26.