Психологический портрет собственной личности

Курсовая работа

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующие динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном являются врождёнными. Те не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, определяя его поступки и индивидуальность.

Типы темпераментов:

1. Сангвиник — это обладатель сильного нервной системы в процессе формирования психики">типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что предаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личностью является индивид, как субъект социальных отношений и сознательного поведения.

Эти понятия необходимы для характеристики собственной личности.

Проведя анализ тестов, можно составить психологический портрет собственной личности.

Подходы к исследованию

10 стр., 4701 слов

Эволюция нервной системы

... и ответных действий. Совокупность этих структур составила нервную систему. Нервная система выполняет в организме высших ... нервной системе относятся нервы и нервные узлы. Выделяют соматическую и вегетативную части периферической нервной системы. Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называют соматической (греч. soma — тело). Посредством соматической нервной системы человек ...

  1. Тест Леонгарда

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

  1. Тест Кеттелле

Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Тесты, реализующие проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктуированную, весьма «расплывчатую» задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.

Тест Айзенка

У меня норма человеческой лжи, ответам можно доверять

Вы интроверт

Вы эмоционально устойчивы

Флегматик

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный « труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, в пустую их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Тест Леонгарда

Возбудимый тип.

Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).

Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Циклотимический тип.

Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Экзальтированный тип (лабильный).

Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Тест Кеттелла

Баллы

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

A

Отчужденность

12

5

Сердечность

B

Низкий интеллект

11

9

Высокий интеллект

C

Слабость «Я»

22

9

Сильное «Я»

E

Комфортность

10

5

Доминантность

F

Озабоченность

6

2

Беспечность

G

Небрежность

10

4

Совестливость

H

Робость

11

5

Смелость

I

Суровость

7

3

Мягкость

L

Доверчивость

8

6

Подозрительность

M

Практичность

7

2

Мечтательность

N

Наивность

6

2

Проницательность

O

Самоуверенность

10

6

Чувство вины

Q 1

Консерватизм

6

4

радикализм

Q 2

Сознательность

8

5

Самодостаточность

Q 3

Импульсивность

8

4

Самоконтроль

Q 4

Расслабленность

12

5

Напряженность

F 1

Низкая тревожность

Высокая тревожность

F 2

Интроверт

Экстраверт

F 3

Сенситивность

Эмоциональная стабильность

F 4

Конформность

Независимость

Фактор F

Низкая оценка — рассудительная, невозмутимая, благоразумная, серьезная, молчаливая, озабоченная, неразговорчивая, необщительная, медлительная, заботливая, задумчивая. Склонна к сдержанности, к самообладанию и самоанализу. Иногда он сурова, пессимистична. Чрезмерно осторожна и окружающие вполне справедливо считают меня чопорной, скучной, вялой. Рассудительна и зависима.

Фактор I

Низкая оценка — жесткая. Самоуверенная, реалистичная, мужественная, независимая, суровая, практичная, несентиментальная, черствая в отношениях, постоянная, ответственная, но скептически настроенная по отношению к субъектам, достижениям культуры. Иногда тяжела, цинична, чопорна. Деятельность группу стремлюсь направить по реалистическому «правильному» пути.

Фактор М

Низкая оценка — практичная. Добросовестная, надежная, местная, прозаиченая, избегаю всего необычного, ориентируюсь на внешнюю реальность, следую общепринятым нормам, тревожусь о том, чтобы все делать правильно. Внимательна к фактическим внешним вещам, ориентируюсь на более вероятное. Внимательна к деталям, не даю волю своим эмоциям в неожиданных ситуациях, но иногда мне не хватает воображения. Свойственна некоторая ограниченность, излишняя внимательность к мелочам.

Фактор N

Низкая оценка — прямолинейная, наивная. Естественная, безыскусная, непосредственная, откровенная. Не рассуждаю, проста, иногда бестактна, груба и неуклюжа. Общительная, не сдержанная эмоционально. Простые вкусы. Отсутствие проницательности. Легко довольствуюсь тем, что есть.

Фактор B

Высокая оценка — более умная, абстрактно мыслящая, яркая (более высокая схоластическая умственная способность).

Собранная, сообразительная, проницательная. Быстро схватываю идеи быстро обучаюсь, умна. Существует некоторая корреляция с уровнем культуры, эрудицией и таких черт как, живость, подвижность.

Фактор С

Высокая оценка — эмоционально стабильная. Смотрю в лицо фактам, выдержанная, спокойная, флегматичная, работоспособная, эмоционально зрелая (более высокая сила «Я»).

Стабильна, реалистически настроена, имею постоянные интересы; управляю ситуацией, избегаю трудностей, способна следовать групповой морали.

Проективный тест

Использование рисунка и процесса рисования как средства познания личности первоначально получило распространение в зарубежных странах. Самое раннее упоминание в литературе о применении теста «Рисунок семьи» принадлежит В. Хьюлсу (Hulse W., 1951), хотя рисунок семьи в целях исследования межличностных отношений применялся и раньше. Один из исследователей, Э. Хаммер (Hammer E., 1958), говорил об этом так: «Наверное, как и многие стоящие изобретения, так и это одновременно родились в умах разных людей». В настоящее время различные модификации рисуночных тестов являются одним из наиболее часто используемых в психологической практике диагностических