Социальными психологами установлено взаимовлияние
- сбалансированности материального и морального стимулирования труда (оказалось, что ориентация исключительно на материальное стимулирование труда не приводит к значительному увеличению трудовой активности работников);
- наличия в организации инициативной группы людей, выдвигающей цели, отражающей интересы и потребности сотрудников, умеющей убедительно доказывать необходимость предлагаемых ими инноваций;
- возраста работников (молодые сотрудники проявляют большую общественную активность, а работники среднего возраста отличаются высокой трудовой активностью).
В свою очередь, трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на:
- результативности и продуктивности труда;
- производительности труда;
- социально-психологическом климате;
- степени сработанности членов трудового коллектива.
На удовлетворенность трудом влияют следующие факторы:
- результативность труда;
- санитарно-гигиенические условия труда;
- система организации труда;
- система стимулирования труда;
- способы выбора человеком профессии и места работы;
- престиж профессии;
- способы принятия решений, сложившиеся в организации.
Сплоченность организации, характеризующаяся прочностью, единством, устойчивостью межличностных взаимоотношений, влияет на:
- производительность труда;
- продуктивность;
- уровень трудовой и общественной активности;
- текучесть кадров.
В целом исследования социальных психологов на промышленных предприятиях показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены и объективные, и субъективные факторы. В качестве социально-психологических факторов эффективности организации Ю. П. Платонов определяет следующие (30, С. 54):
1. Целенаправленность. Характеризует готовность организации к
2. Мотивированность. Раскрывает причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов группы. В конкретной ситуации социального взаимодействия мотивация выполняет три психологические функции: побуждающую, направляющую и регулирующую. Побуждающая функция состоит в осознании человеком потребности в совместном с другими людьми достижении целей группы и является «пусковой кнопкой» деятельности. Направляющая функция определяет цели и способы совместной деятельности, согласованные между всеми членами группы. Регулирующая функция способствует выбору наиболее оптимальных и законных средств достижения групповых целей и удовлетворения потребностей.
Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение
... Цель диссертационного исследования Цель диссертационной работы заключается в исследовании имиджа организации, как способа управления социальным поведением, для выявления его структурно-функциональных ... группу можно выделить публикации, исследующие проблемы управления в трудовых коллективах, организационными отношениями. В этих работах изучается проблематика управления социальными организациями, ...
Индивидуальные мотивы совместной деятельности интегрируются и представляют собой достаточно широкий спектр мотивов, среди которых мы выделяем:
- а) меркантильные — мотивы заработка средств существования;
- б) коммуникативные — мотивы общения с другими людьми;
- в) мериториальные — мотивы заслужить положительную оценку, похвалу, награду со стороны других людей;
- г) коллективистские — мотивы трудиться совместно с другими людьми;
- д) мотивы полезности — желание трудиться на благо других, приносить пользу, быть необходимым и незаменимым в процессе совместной деятельности;
- е) мотивы достижения — желание достигнуть цели, получить результат совместного труда, стремление к успеху, самоактуализации.
3. Эмоциональность. Проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, прежде всего в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации. Возникает при переживании людьми близких по направленности и интенсивности эмоциональных состояний. Групповые эмоции выражаются в сходных способах переживания членами организации одних и тех же событий, подобии настроений, особенностях эмоциональных взаимоотношений (симпатия, антипатия, дружба и пр.).
Интенсивность и направленность эмоциональности группы может оказывать стимулирующее или подавляющее влияние на его эффективность.
4. Стрессоустойчивость. Характеризует способность
5. Интегративность. Обеспечивает необходимый уровень единства мнений, согласованности действий, структурированности
Высокая социально-
6. Организованность. Обусловленная особенностями процессов
Таким образом, перечисленные факторы эффективности
Таблица 1
Средние зарплаты работников Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы
Должность |
Оклад |
Премия |
Итого |
Старшая медсестра |
4800 |
4000 |
8800 |
Палатная медсестра |
4200 |
2500 |
6700 |
Санитарка |
3000 |
800 |
3800 |
Сестра – хозяйка |
3400 |
1200 |
5600 |
Водитель |
3700 |
3000 |
6700 |
Слесарь – сантехник |
3200 |
2000 |
5200 |
Медстатист |
3700 |
2500 |
6200 |
Прачка |
2700 |
2500 |
5200 |
Техник АСУ |
3400 |
2000 |
5400 |
Основным источником формирования имущества Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы являются целевое финансирование из районного бюджета. Другими источниками образования имущества учреждения могут быть:
- средства из фонда обязательного медицинского страхования;
- средства, получаемые от занятия учреждением разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
- безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В Таблице 2 представлено распределение средств Муниципа
Таблица 2
Наименование статей финансирования |
Средства из районного бюджета, руб/год |
Средства из фонда обязательного медицинского страхования, руб/год |
Зарплата сотрудникам |
37646000 |
162000000 |
Начисления по единому социальному налогу |
9863000 |
42444000 |
Медикаменты |
6070000 |
1070000 |
Мягкий инвентарь (одеяла, подушки, халаты и пр.) |
60000 |
69000000 |
Питание больным |
2600000 |
18000000 |
Анализ экономической деятельности организации позволяет сделать основные выводы:
1. Одним из важнейших понятий теории управления экономическими системами является эффективность.
2. Выделяют три основных аспекта эффективности: эффективность как соотношение затрат и соответствующих им результатов; как характеристика качества управления; как вероятность достижения цели.
3. Эффективность работы организации оценивается комплексно, по экономическим и субъективным (психологическим, физиологическим, социально-психологическим) показателям.
2. Организация как социальная группа
Понимание организации как средней социальной группы позволяет выявить социально-
Их роль проявляется в основном в следующем:
1. В организациях происходит включение большинства членов общества в совместную
2. В организациях человек получает возможность работать на современных средствах производства, например, на сложных станках с числовым программным управлением.
3. В процессе овладения специальностью, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков формируется субъект общественно значимой деятельности.
4. В процессе общения в организации происходит формирование целей и ценностей личности, направленных на удовлетворение потребностей общества.
5. В процессе совместной трудовой деятельности
6. Социально организованная деятельность предполагает возможность коллективного обсуждения и совместного решения вопросов деятельности предприятия, оценки работы должностных лиц, использования гласности, информированности, контроля за их деятельностью.
В социальной психологии при изучении организаций применяется структурно-функциональный анализ. Под структурой организации понимается относительно постоянная система взаимосвязей работников и их связей в целом. Под функциями организации понимаются различные стандартизированные действия, регулируемые социально-правовыми нормами и контролируемые социальными институтами.
Функции организации (35, С. 114):
Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.
Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного
Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.
Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.
Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.
Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.
Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.
Типы структур организации:
Социально-демографическая структура определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уровнем их образования, квалификацией и стажем работы. Выделяются гомогенные и гетерогенные типы социально-демографической структуры. Установлено, что особенности этих типов оказывают существенное влияние не только на производственно-экономическую деятельность организации, и в том числе на эффективность труда, но и на социально-психологический характер взаимоотношений людей. Гомогенность организации, т. е. ее однородность по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования и пр., является предпосылкой формирования общности интересов, ценностных ориентации, норм и стереотипов поведения. Гетерогенные же организации часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок, и формирование их психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой недостижимым. Заметим, что, по данным социально-психологических исследований, чисто женские группы отличаются от мужских большей глубиной и длительностью неформальных отношений, как дружеских, так и враждебных.