Психологические особенности переживания подростками ситуации развода родителей

Курсовая работа

Около половины браков в стране 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. По данным статистики (Белстат) установлено, что на каждые 1000 браков у нас приходится 428 разводов [1].

Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить. С первых дней рождения и далее ребёнок чувствует привязанность к родителям, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей пытается строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации.

В момент развода, лишившись защиты, подросток остается один на один с чувством разделения любви между двумя родителями. Дети любят обоих родителей, им необходимы и мать, и отец, поэтому они не желают поддерживать ни одну из сторон. Огромное психологическое давление со стороны общества, требующего косвенно или что самое страшное прямо определиться какую сторону подросток должен принять, вызывает стресс. Далее, пытаясь переосмыслить свою дальнейшую жизнь, ребенок-подросток в силу небольшого жизненного опыта не способен четко сформировать свои жизненные приоритеты вследствие длительных переживаний. Дальнейшее развитие внутреннего конфликта может привести к различным психологическим травмам и фобиям. Поэтому, разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка при формировании характера и направлений развития.

Многочисленные разводы предполагают формирование множества личностей, не имеющих потенциала к стремлению совершенствования и развития, что является огромным препятствием эволюции общества и сохранения его моральных и культурных ценностей. В работе предполагается не только раскрыть особенности переживания подростков, но и сформировать поведенческую методику социальных групп его общения по снижению последствий развода.

Актуальность темы работы: Актуальность работы подтверждается тем, что в нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. На сегодняшний день существует ряд психологических исследований, результаты которых подтверждают, что дети разведенных родителей во взрослой жизни испытывают определенные трудности в своей семейной жизни. Замкнутость и одиночество подростка, вызванные трагедией развода, переносится дальше по жизни, выражаясь агрессивностью и эгоизмом, преобладающими над коммуникабельностью и рациональным развитием. Таким образом, государство в этом случае, прикладывая усилия по становлению личности будущего гражданина, изначально остается в проигрыше. Существующие системы воспитания и обучения, возможно, не учитывают особенностей семейной жизни таких подростков, оставляя право на рост человека как личности за вероятностью событий. Очень важно при выполнении работы, рассмотреть психологические особенности переживаний подростка и сформировать конкретные направления совершенствования системы воспитания и образования в этом случае.

6 стр., 2568 слов

Влияние образа жизни родителей на здоровье детей

... на здоровье ребёнка (из тех, что относятся к образу жизни), является пристрастие родителей к вредным привычкам. Рассматривая пагубное воздействие вредных привычек на здоровье детей, необходимо прежде всего отметить многосторонний характер такого воздействия. Вредное влияние ...

Цель и задачи исследования:

Целью работы является на основании опыта раннее проведенных исследований формулировка и раскрытие основных психологических особенностей переживания подростками ситуации развода родителей. Необходимо четко выявить возможные последствия разрушительного влияния трагических событий развода для подростка. Попытаться проанализировать возможные психологические последствия и сформировать комплекс мер направленных на предупреждение возникновения депрессии, фобий и различного рода неврозов.

Основными задачами при изучении теоретической и научно-практической литературы по проблеме исследования являются:

  • оценка взаимоотношений родителей и подростка до и после развода;
  • анализ изменения поведения ребенка в коллективе, на улице и со сверстниками;
  • оценка степени развития депрессии и в последствии эгоцентрического смыслового поведения;
  • изучение возможности переубеждения и снятия общей тревоги со стороны внешних факторов (родителей, преподавателей и психологов).

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования являются подростки 14-15 лет имеющие психологические переживания в процессе развода в семье Предмет исследования — процесс формирования психологических расстройств, депрессионных состоянии и фобий после развода родителей.

Методология и методы проведенного исследования:

Основными методами при написании работы являются исследования научных работ по данной тематике, результаты опроса и анкетирования подростков, анализ общих методик решения рассматриваемой проблемы.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА

Изначально, психологическая сущность семейного конфликта который может закончиться разводом имеет различные причины. Как известно, на протяжении жизни люди значительно изменяются, происходят возрастные изменения, меняется опыт, приобретаемый во внесемейном общении. В результате всех этих изменений годами упроченные формы взаимодействия людей в семье могут не поспевать за изменениями человека, и при определенных условиях это противоречие может заостриться до открыто конфликтных форм. Вторым видом конфликтов могут служить те, которые возникают при необходимости перестроить привычные отношения под влиянием изменившихся условий жизни. Для многих семей сама необходимость что-то изменить становится помехой единства семьи. В некоторых случаях причиной открытого конфликта может стать накопившееся ощущение неблагополучия, которое становится предметом осознания одного из супругов. Естественно, что в этих конфликтах дети занимают определенное место. Часто ребенка втягивают в конфликт и бессознательно используют как орудие в борьбе за изменение стиля отношений либо как рычаг сохранения привычной неизменности. Психологи часто встречаются с семейными конфликтами, в основе которых лежат именно отношения с детьми. Ребенок становится центром конфликта. Все такие конфликты независимо от возраста и индивидуальности ребенка объединяет одно: невозможность для родителей отказаться от привычных, зафиксированных стереотипов во взаимодействии с ребенком, перестроить систему оценок его поведения, изменить стиль воспитания в семье. Чаще всего особенную остроту такие конфликты приобретают в семьях подростков, когда необходимость выхода ребенка за пределы семейного круга вызывает острое сопротивление со стороны одного из родителей, а другой занимает позицию нейтралитета или поддержки ребенка.

3 стр., 1017 слов

Влияние развода на развитие личности ребёнка

... родителей проявляет на детей травмирующее воздействие. При этом значительную эмоциональную травму причиняет никак не сам развод, а предшествующая ему ситуация в семье. Совместные изучения специалистов по психологии ... работы: выявить влияние развода на развитие личности ребенка. Влияние развода на формирование личности ребёнка Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни ...

Развод родителей отражается на спектре отношений в семье. Разрушается целостность внутреннего мира ребенка-подростка, основанная на возможности ощущения интимность человеческой любви, предоставленную матерью, и формирования отношения к человеческому обществу, представляемую отцом [2].

Для детей и подростков самая острая реакция на расставание родителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода. По мнению А.И. Захарова, у ребенка настолько тесная связь с родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят ребенка на грань риска возникновения заболевания. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний, являющихся следствием невроза. В своих работах В.И. Гарбузов указывает на то, что состояние подростка оказывается показателем отношений его родителей, имея при этом в виду, что болезненные психологические проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Период времени после развода родителей негативно связан с субъективным восприятием подростками собственного ближайшего и отдаленного будущего.

1.1 Психологические особенности взаимоотношений «родитель — ребенок» в ситуации распада семьи

Первые несколько лет после развода дети в разведенных семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальное и импульсивное поведение, агрессию, неуступчивость, зависимость, раздражительность. При разводе родителей подростку часто приходиться приспосабливаться к другому типу отношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном. Часто родители, которые периодически общается с подростком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своих детей и устанавливать для них правила, даже если находиться далеко. Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вносить ограничения в их жизнь. Раздражение и злость на родителя, появляющаяся в таких ситуациях, могут также привести к подростковой депрессии и чувству самобеспомощности в создании более продуктивных отношений с родителями.

Часто подросток считает, что он может сохранить отношения родителей, приложить максимум усилий, чтобы они остались вместе, но достигнув желаемого результата, переоценив свои возможности, у подростка приходит разочарование появляются мысли о собственной несостоятельности. Он начинает самоуничтожаться, снижается самооценка, а вслед за ней наступает депрессия. Они злятся на родителей из-за развода, нервничают, страдают, чувствуют себя одинокими и беспомощными. Возникают физические недомогания: головная боль, колики, расстройство аппетита. При разводе родителей поведение мальчиков отличается от поведения девочек.

7 стр., 3497 слов

Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

... и задач исследования. 4. Исходя из актуальности проблемы разводов как массового явления современной российской действительности определена тема: «Влияние развода родителей на развитие личности ребенка». 5. Составление анкеты и проведение анкетирования старшеклассников с ...

Мальчики более восприимчивы к стрессу, у них ухудшается способность сосредоточиться, появляются конфликты со сверстниками, они проявляют агрессивность к любимым домашним животным или отказываются от занятий, которые раньше доставляли им удовольствие. У мальчиков-подростков из разведенных семей на фоне сниженного уровня стрессоустойчивости проявляется также стремление к осторожности, предупреждению развития негативных ситуаций и склонность к длительному глубокому внутреннему переживанию неприятных ситуаций.

Девочки приспосабливаются быстрее, подавляют свои чувства, делают вид, что они все понимают. Но часто подавленные эмоции позднее прорываются, уже во взрослом состоянии, показывая, что обиды не забыты. Девочки-подростки в ситуациях фрустрации уделяют чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей, не склонны прибегать к помощи окружающих в попытках разрешить сложные ситуации. Они характеризуются преобладанием активных видов агрессии, состоянием постоянного возбуждения, эмоциональной неустойчивости, с преобладанием пониженного настроения. Отличительной характеристикой девочек является негативное внутреннее напряжение, эмоциональные переживания в ситуациях учебной деятельности: тревога, страх при оценке их способностей, возможностей, проверке знаний и т.д. Чем на более ранний возраст приходился развод, тем негативнее оценивают собственное ближайшее и отдаленное будущее, как мальчики, так и девочки из разведенных семей. Взаимоотношения подростка живущего с матерью и отцом также существенно различаются.

Характер отношений между одинокой матерью и ее детьми-подростками сказывается на формировании неблагоприятных личностных и эмоционально-поведенческих особенностей подростков. Значимыми параметрами отношений «мать-сын», негативно отражающимися на развитии эмоциональной сферы мальчиков-подростков является дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям, а у девочек-подростков — амбивалентность воспитания, проявляющаяся в снижении внимания одинокой матери к воспитательному процессу дочерей. Дисгармоничное отношение матери к сыновьям в разведенной семье провоцирует у них развитие в большей степени чувства вины. Амбивалентность воспитания, проявляющаяся в нетребовательности и снижении внимания одинокой матери к дочерям вызывает чувство обиды, вины, замкнутость [3].

Матери часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в партнере. Нередко такие матери, надеясь, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нереализованную любовь. Стремясь подольше удержать мальчика возле себя, мать убеждает себя и ребенка в том, что он не может быть самостоятельным. Такой внушаемый и зависимый от матери ребенок, скорее всего, вырастет мнительным и тревожным. С другой стороны, такой мальчик сможет научиться пользоваться этим «особым положением». Нередко бывает и так, что такой мальчик будет сопротивляться этой «сильной любви» и начнет доказывать свою «мужественность»: грубостью, агрессивностью, асоциальным поведением, брошенной учебой, что приводит зачастую к не менее печальным последствиям [4].

Дезадаптивное отношение матери к подростку в ситуации после развода обусловлено влиянием следующих психологических факторов: отчуждение, детские проблемы, нереализованные возможности, ревность к супругу, взаимное непонимание; такие психологические факторы, как: отвергание матери, материнская отчужденность, обвинение матери.

27 стр., 13441 слов

Влияние психологического климата в семье на уровень психического ...

... содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье. Тема «Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка», рассмотренная в ... длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день; 2. ...

Отец психологически всегда присутствует в семье. Это присутствие утвердилось в тот момент, как только общество перешло к моногамной семейной модели взаимоотношений, включающей женщину, мужчину и ребенка. И даже при физическом отсутствии отца, как бы парадоксально это ни звучало, отец все равно присутствует в семье в форме «образа», некого символа или мифа. Многие исследователи высказывают предположения о том, что бессознательная связь со своим отцом и отцом своего отца (дедушкой) может прослеживаться на протяжении нескольких поколений. Такая «трансгенерационная» связь или преемственность, передача между поколениями проявляется в феноменах «синдрома годовщины», описанного Д. Хиллгард, А. Шутценбергер, «склепа и призрака», описанного Н. Абрахамом и М. Терек, «скрытой лояльности семье», как неосознанной идентификации с членом семьи, описанной И. Бузореми-Надем, в виде «семейных мифов» [5].

Таким образом, мы установили, что прямо или косвенно отец будет присутствовать всегда в жизни подростка-мальчика. Общение с отцом при условии, что развод был вызван не насилием в семье, необходимо рассматривать как обязательную традицию. Особенности общения подростка с отцом заключается в чувстве дискомфорта и вины, которые чувствует отец при общении с ребенком. Мужчина, является защитником семьи, а именно эту роль он не выполнил. Этапы обучения при общении с сыном после развода также не могут быть честными и открытыми. Ведь тот пример, что показал отец в своей жизни, на примере своей семьи, перечеркивает безоговорочность его наставлений. Это является основным кризисным моментом в общении с отцом, так как любовь и нежность в полной мере, особенно после развода, несет смысловой образ матери.

Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. В связи с этим, возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний.

При сравнении практики матерей и отцов, по результатам опроса мальчиков-подростков, выявляются определенные характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. У матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов — это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим [6].

35 стр., 17155 слов

Способы влияния матери на взрослую дочь в полных и неполных семьях

... собственным интересам. Например, родители требуют от своих детей самостоятельности ради воспитания ... дезадаптация, психологические проблемы детей и подростков: А. Фрейд, М. ... свою очередь от методов воздействия матери на свою дочь (влияния). ... методы влияния повышают эффективность работы, они неминуемо нарушают и ... взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве ...

Характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

1.2 Психологические особенности адаптации подростка после развода в социальной среде

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся существенной составной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие каких — то недостатков или прямых социально — психологических дефектов общения. Развод родителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации — особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям. Ф. Райс приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений в обществе, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений [7].

Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей, совершают поступки, связанные с риском для их здоровья, сознательно идут на риск. Такое поведение отражение внутреннего состояния подростка. Он не способен сделать правильные выводы попадая в незнакомые ситуации, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить свое отношение к ним, выбрать свою линию поведения.

6 стр., 2653 слов

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

... эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в отечественной науке про-блемы детей и родителей в ситуации развода рассматрива-ются, как правило, отдельно. Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов, ученые немало трудов посвящают ...

В результате исследований установлено, что более всего пристрастию к курению, алкоголю и наркотикам подвержены молодые люди, чьи родители развелись, когда дети находились в подростковом возрасте. По мнению исследователей, это объясняется попытками подростков, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной обстановке, стать взрослым. На подростков-мальчиков развод оказывает более негативное воздействие, чем на девочек. Однако если родитель (в особенности мать), с которым проживает девочка, создает новую семью, то вероятность обращения дочери к наркотикам возрастает. Подросток ведет себя самоуничтожающе, не обращая внимания на стандартные методы контроля его поведения. Периодически он чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении, выражаемым различными психологическими состояниями [8].

Аутоагрессия — агрессивные действия, направленные на самого себя, проявляющиеся в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений. Аутоагрессивное поведение имеет в своей основе генетические и социальные причины. Но в подростковом возрасте оно встречается так часто, что специалисты называют его «типично подростковым» отклонением поведения. Считается, что всякий подросток имеет такие черты характера, которые самим фактом своего существования предрасполагают его к самоубийству. Это эмоциональная неустойчивость, нередко — пониженное настроение, сочетающееся с уменьшением психической и двигательной активности, неустойчивая самооценка, трудности самоидентификации, коммуникативные проблемы, эгоцентризм, словом все то, что делает подростка легко уязвимым, очень ранимым и совершенно невыносимым для окружающих. Но рассматривая эту проблему поведения подростка в обществе по-настоящему проблемой является именно заострение этих черт, катализатором которого в рамка рассматриваемой темы выступают развод.

Депрессия. Депрессивное состояние свойственно несовершеннолетним со слабым типом нервной системы, а также детям и подросткам с низкой самооценкой, неуверенным в себе, с несформированной эмоционально-волевой сферой и инфантилизмом. Несовершеннолетние с импульсивным (эмоциональным неконтролируемым) поведением склонны наносить себе повреждения, но, вопреки бытующему мнению «…Он что-нибудь сейчас с собой сделает…», обычно к суицидальным попыткам прибегают лишь в демонстративных целях и не доводят их до конца. Не менее часто приходится сталкиваться в этой же возрастной группе с отклоняющимся поведением, маскирующим депрессию у подростка. Это, пожалуй, наиболее сложная для своевременной диагностики «маска». Родители, учителя и даже врачи общей практики зачастую не сознают, что агрессивный, развязный, раздражительный до злобности, пропадающий по подвалам и подверженный всем уличным соблазнам подросток нуждается не в наказании, а в поддержке и в лечении, поскольку в основе его отклоняющегося поведения — депрессия, депрессия с рухнувшей самооценкой, ощущением одиночества и безысходности, тоской и тревогой, страхом наказания.

Суицидальное поведение. Суицид является крайней формой агрессивного поведения. Суицидные мысли обусловлены депрессивным мироощущением несовершеннолетнего. Его составными компонентами, как указывалось выше, являются чувства тоски и тревоги, ощущение беспомощности и бессилия, перерастающие в истеричные виды. Относительный удельный вес этих компонентов определяет особенности суицидных переживаний. При преобладании безрадостности, бесперспективности подросток испытывает не столько стремление умереть, сколько нежелание жить. Ощущение беспомощности, бессилия порождает страх перед жизнью и ее проблемами и, соответственно, стремление уйти от них любой ценой, даже ценой смерти.

16 стр., 7708 слов

Конфликты между родителями и детьми разных возрастных категорий

... бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая). ... наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных ...

Вероятность реализации суицидных намерений подростка зависит от взаимодействия трех факторов:

  • интенсивности суицидных побуждений (сколько времени в сутки подросток находится в депрессивном состоянии близком к суицидному);
  • психологического «антисуицидного барьера» — комплекса сдерживающих внутренних факторов, включающих в себя страх смерти, страх боли, боязнь неизвестного, инстинкт самосохранения, страх причинить боль близким, отрицательное отношение к самоубийству общества и др.;
  • различных внешних влияний окружающего мира, социальной среды (друзья увлечения, привязанность и т.п.), ослабляющих и размывающих этот барьер.

При отсутствии очевидного преобладания вышеописанных психологических крайностей подросток все же чувствует себя выделенным из общего коллектива. Сложившиеся, таким образом, отношения вызывают отрицательные психические состояния, создают своеобразный психологический барьер между ним и коллективом. И тогда коллектив теряет свою воспитательную силу, так как подросток не воспринимает требование товарищей как справедливые. И чем дальше он отходит от коллектива, тем заметнее, как рациональные способы регуляции поведения уступают место эмоциональным.

Такое положение в коллективе еще больше вызывает изменения психического состояния: усиливается негативная эмоциональность восприятия того, что его окружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках, ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в группу подобных себе. Ослабевает также критическое отношение к себе как компенсация недостающих положительных оценок со стороны коллектива. Иногда подросток теряет чувство ответственности за свое поведение в силу разорвавшихся связей с коллективом.

В этом случае позиция отверженного толкает подростка к объединению с «себе подобными». Объединяясь в группировки, по интересам, подростки понимают, что так легче противостоять действительности, будь она жестокой или просто требовательной. В этом случае, зачастую, смывается граница дисциплины необходимой на всех этапах обучения и опасности разрушения внутреннего мира под влиянием возникших психологических состояний. В объединениях ровесников педагогически запущенные подростки играют разные социальные роли. Один может быть руководителем, вожаком группы, другой — равным всем остальным. Третий подчиненным, исполнителем. Четвертый не играет никакой роли: его не замечают, игнорируют, а то и откровенно презирают. Влияние соответствующей группировки на подростка в немалой мере зависит от роли, которую он в этой группировке играет. Если он чувствует себя «своим», испытывает определенный психологический комфорт, влияние оказывается максимальным. Стремление уйти от группы значительно ослабляет ее влияние. Подросток может, наконец, на какое — то время подчиниться группе, как бы принять ее требования, приспособиться, но если это сделано из страха, из боязни, например, физической расправы, он не примет установок группы, ее морали и порвет с ней при первой возможности.

4 стр., 1735 слов

Защита прав и интересов детей при разводе родителей

... проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только через консолидацию усилий всего общества – государственных органов, общественных организаций. Защита прав ребенка в современной России ... Михеевой, , А.Б. Булаевского и др. Проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посвятили работы Ж.А. Бикситова, Е.Б. Демидова, Н.Н. Константинов, Н.Т. Полис, О.Ю. ...

В социальном вакууме подросток находиться не может. Находившийся в тревожном состоянии он может легче, чем другие, попасть под случайное, в том числе и отрицательное, влияние. Отсутствие положительных связей с взрослыми приводит к тому, что часть трудных подростков попадает под влияние аморальных взрослых, даже преступников. Так, 40% групповых преступлений несовершеннолетних совершается при участии взрослых. Многие подсознательно ассоциируют старших взрослых со своим отцом и всецело доверяют его указаниям углубляясь далее в неразрешенные внутренние конфликты.

Традиционные психоаналитическая и психологическая теории предполагают, что все подростки проходят период депрессии, потому что они переживают конфликты и внутри себя, и в отношениях с окружающими, и это является нормальной стадией развития. Эмпирические исследования доказали несостоятельность этой точки зрения (Оффер, Раттер).

Оффер, исследуя подростковый период, определил подростковое смятение как «значительный срыв в психической структуре подростка, который ведет к нарушению психологического равновесия».

По данным различных исследований Лэндиса воздействие развода на психику подростка зависит от целого ряда факторов:

  • субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода;
  • возраста ребенка и матери;
  • степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья;
  • способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение.

В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности (образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллектуальность и ряд других).

Снижение их значимости вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно говорить о борьбе ценностей в сознании подростка в обществе. В связи с распадом семьи, рушатся ценности подростков, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальная стабильность, очерчиваются будущие экономические проблемы [9].

Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемыми целями общественного развития, мобилизующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины не зависимо от принципов управления, долга, ответственности и уважения чужих свобод. Он живет, «под собою не чувствуя ответственности за государство», потеряв, а, может быть, еще не найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за настоящее и будущее.

ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА

По результатам международных исследований, основанных на данных «Общенационального исследования детей» установлено что, развод родителей в значительной степени влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18-22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью. Ответственность за развитие невротических особенностей психики подростка и далее ограничение его развития лежит на обществе и государстве, но в первую очередь на родителях и учителях на различных ступеньках образования.

2.1 Внимание родителей к подростку как сдерживающий фактор возникновения депрессии

И все же дети разведенных родителей в состоянии преодолеть тягостные последствия развода. Лучше всего им помогает быстрое налаживание размеренной повседневной жизни, стабилизация новой жизненной ситуации. Родителям трудно добиться этого, учитывая одолевающие их чувства боли, ярости, разочарования. Однако ради детей они все-таки должны предпринять соответствующие усилия. Пусть они и не являются больше супругами, но родителями они останутся на всю жизнь. Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте[10].

Для того чтобы взрослые могли справиться с кризисом, им надо увидеть в разводе возможность изменить жизнь к лучшему. Ребенку следует обеспечить регулярный контакт с обоими родителями. Не надо вытеснять бывшего партнера из жизни ребенка, очернять его, объявлять развод запретной темой. Тогда новая форма семьи (самостоятельное воспитание, один родитель или оба — с новыми отношениями), в которой окажутся дети, станет играть второстепенную роль. Основными моментами, которые существенно влияют на процесс адаптации подростка являются:

Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение. Если атмосфера до развода была относительно благоприятной, то подросток, стараясь вернуть прежнюю жизнь, поставит подсознательно себе цель соединить родителей. При регулярном общении это цель будет частично достигнута и подросток примет это на свой счет как достижение уже взрослого человека.

Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий обвинения в плохом выполнении супружеских и родительских обязанностей, супружеской неверности, вредных пристрастиях и т.д., особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону или используют в качестве шпионов. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Дети разрываются между двумя враждебными лагерями. Им негде научиться уважению к людям. Их вера в родителей разрушается» [11].

Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми. При регулярном разъяснении свершившихся фактов подросток будет воспринимать ситуацию развода не так болезненно. Он не будет передавать агрессию на окружающий мир и постарается разобраться с причинами развода отца и матери для исключения ошибок в своем будущем.

Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей. Вместе с тем, период после развода создает для бывших супругов множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, материальные затруднения (особенно часто происходит снижение уровня жизни остающейся с детьми матери, которая оказывается перегружена всевозможными делами).

Подросток не может не замечать сложившейся ситуации и переживает уже за самих родителей, что является не менее серьезным последствием. Такое направление-переживание в психике подростка может длиться значительное время, пока родители живы и в какой-то степени мешать формированию собственной судьбы и ограничивать стремление к развитию.

Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами — «ярыми врагами» — может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей. Дети, и особенно подростки очень хорошо чувствуют обман и при таком отношении, где скрываются истинные агрессивные чувства, они могут окончательно и бесповоротно уйти в свой внутренний мир от родителей.

Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей).

Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать. Р. Прокш считает, что совместная опека более предпочтительна, чем единоличная по следующим причинам:

  • ? оказывает положительное влияние на взаимодействие, общение, обмен информацией между родителями в интересах своих детей;
  • ? помогает сохранить и поддерживать контакты ребенка с обоими родителями, что является благом для всех;
  • ? снижает уровень конфликтности между родителями и помогает избежать многих юридических разногласий;
  • ? смягчает травму, причиняемую ребенку в результате развода родителей.

Действия родителей должны быть направлены на предотвращение возможных последствий развода с устранением страха и тревоги. Основные действия обоих родителей для различных социальных групп, вероисповедания, особенностей быта не носят принципиально различных различий. Поведение и дальнейший образ жизни родителей, особенно отца как символа устойчивости в обществе, должны предотвратить психологические расстройства подростка[12]:

  • Предотвращение чувства постоянной тревоги, агрессии. Нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, «тайна» и отсутствие информации многократно усиливают тревогу. Необходимо предоставить ребенку возможность свободно обсуждать проблему развода с каждым из родителей, пока у него существует потребность в этом;
  • Не следует выяснять отношения в присутствии ребенка. Часто родители втягивают сына или дочь в конфликт, вынуждая занять ту или иную сторону. Это может вызвать серьезные проблемы — от потери доверия к родителям до неожиданной агрессии.

Предотвращения чувства одиночества и самоуничтожения. Необходимо сообщить подростку в четкой и ясной форме, что оба родителя остаются для него любящими мамой и папой, они всегда будут рядом с ним и заботиться о нем. Он не является причиной расставания родителей и никто не стал меньше его любить. Сообщать о разводе должны оба родителя — ребенок должен быть уверен в своей ценности для обоих и отсутствии между ними разногласий в том, как будут строиться их отношения с ним после развода. Нельзя ставить перед ребенком вопрос, с кем он будет жить.

Предотвращение чувства потери и разлуки: Если в семье не один, а двое или трое детей, то родители часто начинают их «делить». Общих правил в отношении того, с кем останется ребенок, нет, но принимаются во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, степень привязанности детей друг к другу. Если разлучают братьев и сестер, привязанных друг к другу, то второе событие может оказать еще более психотравмирующее воздействие, чем сам развод. Необходимо принять во внимание планы каждого из родителей. Если кто-то из них предполагает создать новую семью, то решать вопрос о том, с кем останутся дети, необходимо всем вместе, включая потенциальных отчима и мачеху. И, конечно, как указывалось выше, первоочередное значение имеет степень привязанности ребенка к родителям. Безусловная любовь матери и привязанность к ней ребенка заведомо перевешивают на чаше весов материальный достаток и экономическое благополучие отца. Материальные условия можно создать разовым усилием — любовь и чувство безопасности нужны как воздух ежечасно и ежесекундно [13].

Предотвращение чувства потери интереса к жизни и развития. Желательно не изменять образ жизни самого ребенка. Например, после развода лучше оставлять ребенка в том же детском саду или школе. Это важно, поскольку позволяет сохранить прежний круг общения и интересов ребенка. Общение со сверстниками компенсирует недостаток общения и эмоциональной поддержки. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей

Позиция отца и матери, их умение сотрудничать после развода в значительной степени определяют благополучие развития ребенка в неполной семье. В последнее десятилетие явно наметилась тенденция возрастания инициативы и активности отцов в направлении сохранения своей воспитательной роли. Удивительно, но одной из проблем, является противодействие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода.

Зачастую родители перекладывают решение проблемы на психотерапевта, психоаналитика или социальные службы. Конечно, стремление повлиять на подростка со стороны учителей, друзей или специалистов имеет свой смысл. Однако, в результате психологического вмешательства, без предварительного анализа круга общения, интересов подростка и при выборе строгой направленности склонения подростка к определенному ходу мыслей может сказаться негативно. Стремление психолога присвоить право принятия ответственного решения относительно стиля жизни разведенной семьи не просто ложный, но и крайне опасный шаг, ведущий к стагнации постразводного синдрома и формированию зависимости клиента [14].

Необходимое психологическое вмешательство должно быть строго профессиональным.

подросток семья развод переживание

2.2 Работа социального педагога и семейная психотерапия

Проведенные исследования по вопросам особенностей психологии подростков сформированы в методику выявления и предотвращения развития неврозов. Наука должна внести свой вклад в коррекцию формирования здорового общества и следовательно, снижении количества депрессий и неврозов подростков вызванных разводом. Применение разработанных методик должно воплощаться в жизнь социальным педагогом, который для подростка является также и психотерапевтом и психоаналитиком. Социальный педагог, детально изучая характер и особенности поведения подростка, может эффективно воздействовать на него эффективными для данного типа личности методами и приемами. Своевременная работа педагога, совместно с родителями, принесет максимальный результат по снижению депрессионной нагрузки на психику ребенка.

Основной задачей социального педагога является стремление по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т.п. плана) в психологических отношениях подростка с различными социальными группами. Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога включает в себя следующую социально — педагогическую помощь: образовательную, посредническую, психологическую [15].

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье. Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Все составляющие должны быть направлены на характерный вид психологического расстройства.

Процесс социализации является самым главным в жизни человека. Этот процесс достигает определенной завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Однако в процессе социализации подростка в связи с психологическими травмами возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся, то есть девиантное поведение. Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются.

то противоправных действий.

Следует быть осторожным в разоблачении фантазий и выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана невыносима для демонстративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и опасные: побеги из дома, уходы из школы, попытки суицида и другие действия, свидетельствующие о стремлении превратить выдумку в реальность. Для данного типа акцентуаций наиболее характерны проявления эгоцентризма в сфере сексуальных реакций — через демонстративное провоцирующее поведение, афиширование своих реальных и мнимых связей, самооговоры с целью привлечь к себе внимание окружающих. Это может превратить акцентуанта в жертву сексуального насилия.

Эмотивный (лабильный) тип подростка. Высокая чувствительность в сочетании с глубокими реакциями в области тонких эмоций. Мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Повышенная слезливость. Во взаимодействии с эмотивной личностью чрезвычайно важны эмоциональная открытость чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. Этими качествами можно достичь того, что не удается сделать никакими другими, даже самыми отчаянными, усилиями. Следует учитывать их высокую эмоциональную чувствительность и изменчивость настроения. Фальшь, безразличие, черствость эмотивные личности чувствуют чрезвычайно тонко и отрицательно реагируют на них. Как это ни странно, доля таких подростков в коллективах достаточно высока. Но, к сожалению, педагоги часто не замечают эмотивных проявлений в характере подростка, что может в конечном итоге оказаться одним из пусковых механизмов делинквентности (отклонения в поведение подростка).Типичные нарушения эмотивного подростка: опоздания, курение, создание конфликтных ситуаций, прогулы уроков, драки, грубость, побеги из дома.

Застревающий тип подростка. Высокая устойчивость аффекта, длительность эмоционального отклика, переживаний. Злопамятен. Мстителен. Склонен к фантазиям, планированию мести. Болезненно обидчив и не скрывает этого. Чувствителен и легко уязвим.

Работа по психопедагогической коррекции данного типа может проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, в связи с конкретной ситуацией обиды, застревания аффекта. Личность подростка в этом случае находится в «обостренном» состоянии, и ни в коем случае нельзя усугубить ситуацию. При этом ситуативная коррекция опирается на общие стратегии, она вносит свой вклад в общее повышение устойчивости и социальной адаптации подростка. Довольно часто педагоги не обращают внимания на ярко выраженную застревающую акцентуацию подростка, а представителями этого типа нередко являются дети с асоциальной направленностью, с девиациями поведения, с выраженной социальной дезадаптацией.

Возбудимый тип подростка. Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с возбудимым акцентуантом полностью обусловлены его особенностями: нерациональностью, импульсивностью, неконтролируемыми побуждениями. Поэтому важной задачей психологической службы является не просто диагностика возбудимых акцентуантов, но и соответствующее информирование педагогов с ними работающих.

Возбудимый тип акцентуации входит в группу особого риска поведения. Подростки занимают третье место по частоте среди всех типов. Возбудимый тип не только один из наиболее часто встречающихся среди выявленных отклонений. Дело в том, что подростки с возбудимым типом личности — наиболее частые участники насильственных действий, крайне опасных с социальной точки зрения и имеющих самые суровые правовые последствия.

Педантичный (психастенический) тип подростка. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Длительное обдумывание каждого шага. Нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Любовь к привычному, добросовестность в быту.

Тревожный (сенситивный) тип подростка. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач. Беспокойство за свою судьбу и судьбу близких либо без объективных поводов, либо по незначительным поводам. Робость с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами в сочетании с неуверенностью в своих силах.

Гипертимный тип подростка. В связи с большой подвижностью, активностью, склонностью к озорству, неугомонностью, общительностью, болтливостью, поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Поведение гипертимов может начать восприниматься искаженно, как злонамеренное, демонстрация со стороны подростка неуважения и неприязни к педагогу. Такая искаженная интерпритация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется такой свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаточное осознание дистанции между собой и старшим.

При работе с таким типом личности следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких подростков в ситуациях строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки, мелочного контроля. Это обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску. Гипертимный тип является наиболее значимым фактором опасности поведения по сравнению с другими типами.

Изучение характерных типов личности подростка приводит нас к следующим выводам:

все представленные типы склонны к депрессионным переживаниям различной формы с ярко выраженными склонностями агрессии или противоположно выраженной пассивности. В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других- нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

в этих условиях по понятиям подростка возможная «успешность» в группе сверстников в большей степени связана с высокой оценкой себя в первую очередь через унижение сверстников или неуважением к учителям .

«успешность» социализации девушек-подростков в этом случае будет связана с агрессивностью, которая помогает им занять значимое статусное место в группе сверстников и сохранить его в процессе формирования группы[16].

агрессивное поведение в целом позволяет подростку воспринимать себя в качестве индивида, т.к. в качестве избавления от депрессии ему необходимо отвлекать сознание и внутреннюю логику решением задач по проблемам социального общения,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности подростка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых.

По мнению многих авторов приведенных в работе, утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру . Отмечается, что отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у подростков. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Девочка, воспитываемая одним отцом, может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность.

В целом подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей, что подтверждается на примере исследований различных авторов. Подростки отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Депрессия может перерастать в необъяснимую агрессию, причину которой на более поздних стадиях жизни выявить практически невозможно.

Однако, возможность предотвращения развития психологических особенностей (отклонений) подростков после развода определяется совместной работой родителей и социальных педагогов. Поведение родителей должно быть направлено на предотвращение возможных последствий развода с устранением страха и тревоги. Методику прикладной психотерапии необходимо внедрять в учебные и воспитательные заведения на всех этапах образования. Учитывая внимание общества и чувствуя остроту проблемы, без принятия для себя критических выводов, подросток сможет справиться с возникшими психологическими временными отклонениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologicheskie-problemyi-detey-v-situatsii-razvoda-roditeley/

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат) / Официальная статистика: демографическая ситуация [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа : #»justify»>. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Лангмейер Й. Матейчек З. Прага: Авиценум, 1984. — 335 с.

3. Якушенко, Е.Г. Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей: дис… канд. психолог. наук: 19.00.04 / Е.Г. Якушенко. — С-Петерб., 2008. — 186 с.

  • Некрасова О.В. Психолого-педагогические условия развития адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода: дис. … канд. психолог. наук : 19.00.07 / О.В.Некрасова — Тамбов, 2006. — 221 с.
  • Шутценбергер А.А.

Синдром предков / А.А. Шутценбергер — М.: Издательство Института психотерапии, 2001. — 240 с.

  • Максимов А.М. Психологические факторы нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с ассоциативным поведением : автореф. дис. … канд. психолог. наук : 19.00.13 / А.М. Максимов;
  • Моск. гор. психолог-педаг. универ. — Москва, 2011. — С 14-20.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин — Санкт-Петербург: Питер Издательство ООО, 2012. — 814 с.

8. Подольский А.И., Диагностика подростковой депрессивности / Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П.. — СПб.: Питер, 2004 г. — с. 67.

9. Парыгина Е.А. Социальная среда подростков предвыпускного возраста: дис. … канд. социолог. наук : 22.00.04 / Е.А. Парыгина — Хабаровск, 2004. — 185 с.

  • Анзорг Л.С. Дети и семейный конфликт : Учебное пособие / Л.С. Анзорг — М. : Просвещение 1987. — 200 с.

11. Акивис Д.С. Отцовская любовь/ Д.С. Акивис — М.: Профиздат, 1989. — 208 с.

  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб.пособие / О.А Карабанова .- М.;
  • Гардарики, 2004.-320 с.

13. Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии: Учеб.пособие. Л.Б. Шнейдер — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 928 с.

14. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев — М.: Педагогика, 1987. — 379 с.

15. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / А.Л. Свенцицкий — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 512 с.

16 . Поневаж Е.В. Психологические особенности социализации старших подростков в группе сверстников : дис…. канд. психол. наук : 19.00.13 / Е.В Поневаж Москва, 2007.- 186 с.