Хоккей (подготовка)

Курсовая работа

Работа сделана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу и подготовку резервов квалифицированных спортсменов в хоккее на траве, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту. И работами авторов: Коротя А. Л., Ляшенко М. В., Федотова Е.В., Удилов Г.Г [2].

В основу работы заложены основополагающие принципы спортивной подготовки резервов квалифицированных спортсменов в хоккее на траве, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Объект исследования — тренировочный процесс и подготовка резерва квалифицированных спортсменов в хоккее на траве

Предмет исследования — содержание тренировочного процесса в хоккее.

Цель исследования — обобщение общей специальной физической подготовки резервов спортсменов в хоккее на траве

В процессе работы рассмотрены задачи:

  • профессиональная подготовка разбитая на этапы многолетней подготовки резервов квалифицированных спортсменов
  • подготовка квалифицированных спортсменов, подготовка кадров для сборных России по хоккею на траве всех возрастов.
  • подготовка инструкторов-спортсменов по хоккею на траве.

Практические аспекты по обучению хоккею, предусматривает:

  • систематическое проведение практических и теоретических занятий и соревнований;
  • выполнение учебно-тренировочного плана, сдача контрольных нормативов;
  • регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр;
  • осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
  • создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий.

Теоретические аспекты:

  • просмотр учебных видеозаписей соревнований квалифицированных хоккеистов;
  • этапы развитие спортсменов
  • прохождение инструкторской практики;

— Работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы с 34 источниками.

1. Общая характеристика системы подготовки квалифицированных хоккеистов

1.1 Взаимосвязь игровой деятельности и двигательных качеств

В теории и практике игровых видов спорта принято считать, что двигательные качества — это база, на которой строится технико-тактическое мастерство спортсменов. Специалисты выделяют пять основных физических качеств:

10 стр., 4853 слов

Психологическая подготовка спортсмена

... лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям. сложнокоординационных Психологическая подготовка Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом ас­пекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мо тивов , определяющих отношение к спортивной ...

  • силу,
  • быстроту,
  • гибкость,
  • выносливость,
  • ловкость [19].

Каждому качеству присущи свои черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. Для каждого качества есть своя анатомо-физиологическая структура нервно-мышечного аппарата и управление его деятельностью центральной нервной системой.

Двигательные качества связаны между собой отнюдь не однозначно. Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда мы направленно развиваем какое-нибудь качество, но при этом наблюдаем, как изменяются другие.

Например:

  • развитие максимальной динамической силы практически не влияет на состояние скоростной силы, статической силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела;
  • увеличение скоростной силы сопровождается существенным приростом показателей быстроты движений как отягощенными, так и свободными частями тела, а также максимальной динамической силы;
  • рост показателей статической силы влияет лишь на увеличение максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений;

— увеличение в абсолютных цифрах любого из перечисленных качеств не связано само по себе с улучшением выносливости, т.е. рост показателей максимальной динамической силы не обязательно сопровождается увеличением показателей динамической силовой выносливости, а скоростной силы — скоростно-силовой выносливости. [7].

Эти сложные закономерности взаимосвязи двигательных качеств сосуществуют с закономерностями их взаимосвязей с другими видами подготовки хоккеистов.

Высокий темп игры на протяжении всего матча — основное требование сегодняшнего хоккея. Исследования отечественных специалистов показали, что за матч лучшие хоккеисты пробегают около 10-12 км а игровая интенсивность — в зоне ЧСС — 180-185 уд/мин, и выше.

Выполнение любого игрового приема связано с проявлением физических качеств и техники движения. Известно, что скорость, сила удара клюшкой и другие приемы служат с одной стороны, критериями техники, с другой стороны — критериями высокой физической подготовленности, и, в частности, высокого уровня специальной силы и скорости. [9].

Исследованиями, выполненными с участием хоккеистов высокой квалификации, установлена высокая взаимосвязь показателей силовой, скоростной и скоростно-силовой подготовленности и уровня технического мастерства.

Подобная взаимосвязь характерна и для физической и тактической подготовки. Известно, что уровень физической подготовленности хоккеистов команды, в частности их выносливость и скорость, во многом определяют выбор тактики игры команды. Команда, имеющая низкий уровень физической подготовленности, не в состоянии вести игру активным прессингом.

Несомненно, команда, имеющая более высокий уровень физической подготовленности, имеет большие возможности к разносторонней тактической оснащенности. Тренера-практики знают, что в конце тренировочного занятия или матча не только падает двигательная активность хоккеистов, но на фоне утомления увеличивается количество технико-тактического брака, игроки чаще ошибаются, даже в простых ситуациях.

В соревновательной и тренировочной деятельности хоккеистов физическая подготовка связана также с психологической подготовкой. Низкий уровень физической подготовленности негативно отражается на волевых качествах спортсмена и не способствует эффективному освоению тренировочных и соревновательных нагрузок и росту спортивного мастерства.

6 стр., 2784 слов

Самооценка уровней физического развития физической подготовленности здоровья

... обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности. Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач ...

С повышением уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости у юных хоккеистов создаются предпосылки к эффективному овладению новыми, более современными, навыками и умениями.

Игровая деятельность и двигательные качества предусматривает общие схемы построения тренировочных и межигровых микроциклов по направленности и динамике нагрузки в различных периодах цикла подготовки.

Формирование первоначальных групп на этапах подготовки:

  • Начальной подготовки (ГНП) на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача.[8].

На этом этапе осуществляются физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта — хоккея, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

— Учебно-тренировочные группы (УТГ).

Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.[12].

1.2 Возрастные изменения мышечной силы и физических качеств

В настоящее время очевидно, что эффективность подготовки, успешность выступлений высококвалифицированных спортсменов на международных соревнованиях в значительной степени зависят от целенаправленной и планомерной работы с резервом начиная с детского и подросткового возраста. Основы физических качеств более прочно закладываются именно в этом возрасте, затем закрепляются и поддерживаются на высоком уровне на всем протяжении многолетних тренировок и спортивных выступлений. По мнению физиологов, чем раньше атлет начинает заниматься спортом, тем выше уровень его технической подготовленности и физической работоспособности, тем больше возможность достичь высоких спортивных результатов, став взрослым. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка должна быть направлена в первую очередь на всестороннее развитие Физических качеств. При этом необходимо целенаправленно развивать природные способности к различным формам движения, совершенствовать природную координацию движений, постоянно обучать правильному и экономичному выполнению тех или иных элементов движения, имея в виду достижение максимального результата при минимальных энергозатратах. Для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса очень важно учитывать возрастные особенности формирования организма спортсменов. Это во многом обусловлено с особенностями развития скелета, суставно-связочного аппарата, мышечной и нервной систем, а также общим биологическим возрастом организма.

Сроки наступления и завершения процесса биологического созревания существенно варьируются, период в целом имеет общие признаки и закономерности. В общем ходе онтогенеза он отличается выраженным развертыванием качественно-количественных преобразований и интенсивностью их протекания. При этом довольно четко выделяются три фазы.[23].

1 фаза — препубертатная — характеризуется возрастающим ускорением роста тела в длину, интенсивным усилением выраженности внешних (вторичных) признаков полового созревания. Это фаза превращения ребёнка в подростка.

25 стр., 12434 слов

Методика гендерного развития подростков посредством культуры танца

... развития подростков посредством культуры танца. Глава I. Теоретические основы методики гендерного развития подростков посредством культуры танца 1 Сущность понятий «гендер», «гендерная культура», «полоролевое поведение» Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и ... и нравственное поведение подростков, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении. Цели и задачи полового ...

2 фаза — собственно пубертатная, реализуя эти качественные изменения, превращает подростка в юношу.

В 3 фазе биологического созревания — постпубертатной, завершающей, доминируют процессы увеличения массы тела и превращения юношеской конституции во взрослую со всеми присущими ей проявлениями; наблюдается значительное усиление выраженности так называемых третичных признаков полового созревания.

В зависимости от сроков начала и продолжительности процесса био-логического созревания выделяются ускоренный, средний (нормальный), и замедленный темпы развития.

При ускоренном развитии процесс полового созревания начинается рано, быстро протекает и быстро завершается. При этом первые признаки полового созревания появляются у мальчиков в 10-11 лет, а завершается процесс полового созревания у юношей 16-18 лет. [16].

У юношей среднего типа развития начальные признаки полового созревания обычно появляются в 12-13 лет, а завершающие — в 20-21 год. Поздним типом развития считается появление первых признаков полового созревания у мальчиков после 13-14 лет. Сюда же относятся и случаи, когда при различиях в начальных сроках полового созревания в дальнейшем не наблюдается признаков развития фазы, соответствующей данному возрасту. В практической работе встречаются отдельные примеры, когда у спортсменов 21-22 лет устанавливается банк биологической зрелости, соответствующий лишь окончанию 2 или началу 3 фазы полового развития. Таких спортсменов чаще отличает замедленный темп развития при обычных или относительно поздних сроках появления первых признаков полового созревания.

Однако, чаще всего, встречаются примеры сложного, отличающегося сменой скорости прохождения отдельных фаз, развития и даже выделяемых внутри них отдельных зон. Отсюда становится вполне понятной необходимость учета индивидуального характера развития.

После рождения человека и в среднем до 24-30 лет происходит окостенение скелета. Вместе с мышцами скелет составляет опорно-двигательный аппарат.

Рост и окостенение различных частей скелета происходит в разные сроки. Например, к концу периода полового созревания рост позвоночника в длину почти заканчивается.

Грудная клетка подростка принимает форму грудной клетки взрослого человека к 12-13 годам. В период полового созревания происходит ее интенсивное увеличение. Окостенение ребер заканчивается к 18-20 годам, фаланг пальцев к 9-11 годам, запястья — к 12, костей запястья — к 10-13 годам. Полное окостенение костей таза и сращение отдельных его частей завершается к 20-25 годам.[23].

Развитие мышечной ткани заканчивается в основном к 15-16 годам. Она становится такой же, как у взрослых.

Однако на, этом этапе развития сухожилия у подростков развиты слабее, чем у взрослых спортсменов. Включение в тренировку юных хоккеистов различных акробатических и гимнастических упражнений, подвижных игр и т.д. способствует более эффективному развитию сухожилий.

18 стр., 8757 слов

Половое воспитание подростков. Значение полового воспитания подростков ...

... полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска. Главнейшая цель полового воспитания ... Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей. ... правильный, полезный ритм каждодневной жизни. Работа по дому не должна занимать весь день ...

Мышечная деятельность человека оказывает существенное влияние на вегетативные функции (кровообращение, дыхание и др.).

В свою очередь деятельность внутренних органов рефлекторно влияет на функциональное состояние скелетной мускулатуры.

В период полового созревания нарастает по сравнению с детским возрастом интенсивность прироста мышечной массы. Это связано с усилением секреции андрогенов коры надпочечников, стимулирующих увеличение мышечной массы в подростковом возрасте.

Сердечно-сосудистая система. Наиболее интенсивный прирост размера сердца наблюдается на первом году жизни и в период с 13 до 16 лет. За время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период — в 1,5 раза. Это обстоятельство приводит к тому, что объем сердца не соответствует просвету сосудов, не достигающих в подростковом периоде анатомической зрелости. Поэтому высокое кровяное давление у некоторых подростков 13-14 не обязательно признак неблагополучного состояния сердечно-сосудистой S системы.[27].

У нормально развитых 13-14-летних подростков частота пульса в покое составляет в среднем 70-78 уд/мин. Во время максимальной работы она достигает 200 уд/мин. Систолическое давление у них равно в среднем 107, 5 — 110 мм рт. ст., а диастолическое — 58-67 мм рт. ст.

Легкие растут непрерывно до 16 лет. В возрасте 14-16 лет объем легких увеличивается в 20 раз по сравнению c объемом легких новорожденного ребенка.

У подростков легочная вентиляция почти такая же, как и у взрослый, людей. Однако дыхание менее эффективно, чем у взрослых. Это связано с тем, что в детском и подростковом возрасте дыхание хотя и частое, но поверхностное.

Высшая нервная деятельность. Анатомическое строение мозга и качественное нарастание его массы завершаются в основном к 7-12 годам. Поэтому изменения в нервной системе подростка носят преимущественно качественный характер заключающийся в функциональном совершенствовании.[9].

В пубертатном периоде (13-15 лет) наиболее отчетливо начинают проявляться черты индивидуальных особенностей детей, типы высшей нервной деятельности. Эти черты заметно влияют на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, на уровень и устойчивость общей работоспособности, волевые качества и т.д.

Известно также, что в период полового созревания у мальчиков [12 до 16 лет) наблюдается общее повышение возбудимости централь» нервной системы. В поведении подростка отмечается явное преобладание возбуждения над торможением. Имеются экспериментальные доказательства того, что ответная реакция на словесный раздражитель подростков более замедлена, чем на зрительный или звуковой. В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и равномерно на протяжении школьного возраста. Относительная мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды достаточно умеренного прироста сменяются периодами более выраженного ее изменения. Нарастание силы различных групп мышц в перерасчете на 1 кг веса тела у 13-14 летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8-9 лет и юношей 18-20 лет. Величина силы в перерасчете на 1 кг веса тела у подростков в 13-14 лет идентична таковой у взрослых людей 20-30 лет.[29].

8 стр., 3730 слов

Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для ...

... важнейшей ценностью для становления и развития личности ребёнка, развития его творческого потенциала. В возрастной период младшего школьного возраста часто встречаются психологические трудности, эмоциональные проблемы, нарушения ... учебной деятельностью. Раскрытие связей развития психики ребёнка с его обучением и воспитанием – одни из важнейших вопросов психологии. Л. С. Выготский впервые обратил ...

Одна из причин увеличения мышечной силы у детей — возрастание мышечной массы тела, т.е. увеличение мышечного поперечника. Мышечная масса начинает нарастать с 7 лет, но более заметный ее рост происходит в период полового созревания. Важную роль в развитии силы в этот период играют дифференциации нервно — мышечного аппарата.

На развитие мышечной силы значительное влияние оказывают занятия спортом, начиная с детского возраста. В отечественной системе спортивной тренировки подрастающего поколения большое значение придается развитию мышечной силы с целью всесторонней физической подготовки. При этом создание системы силовой подготовки — решающий фактор роста спортивных достижений.

Увеличение физиологической напряженности » на силу» в период начальной подготовки не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности.

Ежегодных прирост силы различных групп мышц неодинаков. Так в период 10-14 лет более выражено увеличивается мышечная сила разгибателей нижних конечностей, менее — сгибателей плечевого пояса (соответственно 85 — 24 %).

Акцент на развитие относительной силы следует делать в возрасте 13-15 лет.

Подбор силовых упражнений для подростков и юношей осуществляется с целью гармоничного развития мускулатуры и достаточного развития у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами.

Ряд исследований указывают на благоприятное воздействие занятий силовой направленности на развитие мышечной силы и физической развитие молодого организма в подростковом и юношеском возрасте. Наибольший темп прироста силы наблюдается в возрасте 14-15 лет, силовой выносливости 14-15 и 17 лет.

Скоростно-силовые возможности спортсмена зависят от собственно мышечной силы, быстроты и точности выполнения упражнений, гибкости. Координации, ловкости, умении эффективно расслаблять мышцы, от волевых усилий, причем все эти качества наиболее эффективно проявляются и совершенствуются в возрасте до 14 лет.[15].

1.3 Динамика уровня физической подготовленности

Показатели длины тела с возрастом неуклонно увеличиваются. Достоверный прирост выявлен в возрасте 8-15 лет, но наибольшие изменения проявились в 13 лет (5,0%, р<0,01).

В этом возрасте выявлен критический период средней чувствительности. В анализируемом возрастном диапазоне коэффициенты вариации длины тела изменяются от 3,8 до 8,2%, что указывает на однородность распределения данных показателей. Выявлено в основном симметричное распределение результатов длины тела (А = -0,820,19), отчетливо прослеживается плосковершинность их распределения.

37 стр., 18116 слов

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИИ» ...

... свой вес». IV Пленум Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР отметил, что «вследствие слабой физической, технической подготовки и специальной выносливости наши лучшие пловцы не ... традиция. С учетом этого понятно, что, поскольку главная цель государственной программы развития спорта - здоровье детей и взрослых, именно плавание становится приоритетным направлением в развитии ...

Показатели массы тела увеличиваются с возрастом достоверно — в 8-15 лет, но более существенно в 13 лет. Для данного возраста характерен критический период средней чувствительности. В возрастном диапазоне 7-17 лет коэффициенты вариации значительно превышают десятипроцентный уровень (15,3-22,3 %).

Коэффициенты асимметрии во всех случаях выше граничных показателей, что показывает асимметричность кривой распределения показателей массы тела относительно ординаты, проходящей через вершину. Показатели эксцесса в основном положительные, что характеризует островершинность распределения результатов. Показатели ОГК увеличиваются с возрастом: достоверные изменения выявлены в 8 лет (3,0 %, р<0,01), 10-13 лет (5,3 %, р<0,05) и в 15 лет (5,8 %, р<0,001).

Возраст 13 лет — критический период средней чувствительности. Отчетливо прослеживается асимметричность распределения данных показателей. Интенсивный прирост показателей ЖЕЛ выявлен в возрасте 8-16 лет. Возраст 15 лет — критический период средней чувствительности. Показатели кистевой динамометрии — достоверно изменяются в возрасте 8-16 лет. В основном выявлены критические периоды низкой чувствительности. Данные показатели имеют в основном симметричное распределение результатов. [31].

Показатели гемодинамики изменяются с возрастом, но существенно (пятипроцентный уровень значимости) только в отдельные возрастные периоды: ЧСС в покое достоверно снижается в 16 лет (3,0 %); систолическое артериальное давление увеличиваются в 12 лет (4,0%), диастолическое артериальное давление — в 14 лет (5,1 %).

Большинство данных показателей вариабельны и имеют асимметричное распределение результатов.

Показатели физической работоспособности существенно увеличиваются с возрастом: достоверно — в возрастные периоды 8-9 лет, 11 лет и 16 лет. Вместе с тем, возрастная динамика относительных показателей физической работоспособности увеличиваются менее выражено, так как показатель массы вносил существенный вклад в абсолютный результат PWC170. [6].

С возрастом относительные показатели веса и длины тела постоянно увеличиваются (с 15,30 кг/м2 в возрасте 7 лет до 20,59 кг/м2 в возрасте 17 лет).

Наиболее интенсивно данные характеристики изменялись в возрастном диапазоне 12-14 лет. Показатели соотношения ОГК и массы тела, наоборот, с возрастом постепенно снижаются с 2,66 см/кг (возраст 7 лет) до 1,52 см/кг (возраст 17 лет), особенно — в 8-9 лет. Соотношение показателей кистевой динамометрии и массы тела с возрастом постоянно увеличивается (с 0,18 до 0,49 кг/кг), а наиболее интенсивно — в 8-10 лет.

Показатели соотношения ЖЕЛ и массы тела изменяются волнообразно: в 7-10 лет увеличиваются, а затем в 11-14 лет заметно уменьшаются и в 15-17 лет прослеживается новая волна увеличения данных показателей.

Нами анализировалось распределение учащихся общеобразовательной школы по физкультурным группам на основании медицинских осмотров (табл. 3).

11 стр., 5408 слов

Нравственное воспитание младших школьников в процессе проведения ...

... школьников принадлежащих внеклассной работе. Тема: Нравственное воспитание младших школьников в процессе проведение и подготовки внеклассных занятий. Объект: Подготовка и проведение внеклассных занятий. Предмет: Нравственное воспитание младших школьников Гипотеза: Цель: Задачи: Обосновать актуальность темы моей курсовой работы., Раскрыть содержание и задачи нравственного воспитания школьников. ...

С возрастом заметно снижается доля школьников основной группы. Особенно интенсивно это снижение проявляется в старшем школьном возрасте. Снижение этого показателя обусловило заметное увеличение доли учащихся подготовительной (с 22,5 до 48,5 %) и особенно специальной групп (с 3,8 до 34,0%).[12].

Многие анализируемые показатели физической подготовленности имеют асимметричность распределения результатов, большинство показателей вариабельны, коэффициенты эксцесса в основном не попадают в граничные значения критерия. По нашим данным, показатели относительной неточности во всех случаях были меньше 0,05, поэтому выборочные экспериментальные данные можно считать репрезентативными, отражающими закономерности генеральной совокупности.

Анализ возрастной динамики показателей физического развития и физической подготовленности позволяет дифференцировать обследованный контингент учащихся на три основные возрастные группы (7-10, 11-14, 15-17 лет), которые имеют существенные качественные различия и требуют при работе с ними различных двигательных режимов.

Для изучения возрастных особенностей проявления двигательной координации в естественных условиях развития учащихся при выполнении циклических движений мы использовали исходные данные о максимальных темповых характеристиках движений отдельно правой и левой ногами (последовательные одиночные повторения) и двумя попеременно (бег на месте).

В абсолютных и относительных значениях показатели темпа движений правой ногой заметно превосходят результативность при движении левой, и эта закономерность наблюдается на всех этапах развития от 7 до 17 лет. Достижение максимальных величин наблюдается в возрасте 13-14 лет, а затем к 17 годам несколько снижается у правой ноги (до 95,5 %) и у левой (до 93,3 %).[21].

С возрастом разница движений одной и другой ногой увеличивается. Если от 7 до 12 лет наблюдается практически линейная зависимость увеличения различий в темпе движений ногами, то в 13-14 лет отмечается резкое возрастание в показателях относительных величин темпа. С 15 до 17 лет происходит снижение относительных показателей темпа циклических движений.

2. Этапы спортивной подготовки

2.1 Организация исследования этапов многолетней подготовки резервов квалифицированных спортсменов в хоккее на траве

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

5 стр., 2155 слов

Место физкультуры и спорта в моей жизни (прошлое, настоящее, ...

... и спорт оказывает существенное влияние на формирование личности и ее качеств. Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно гуманистическими функциями, возможностями развития ...

Структура тренировки характеризуется: [14].

  1. порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
  2. необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
  3. определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: [20].

— микроструктура — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного);

— мезоструктура — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);

— макроструктура — структура больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.[9].

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов. (Таблица 1).

Таблица 1 — Структура многолетнего процесса подготовки

ЭтапыIIIIIIIVVVIVIIПредварительной подготовкиНачальной специализацииУглубленной специализацииСпортивного совершенствованияВысших достиженийСохранения достиженийПоддержание тренированностиГоды занятий1-2-34-56-78-9-10От 4 до 12 лет—СтадииБазовой подготовкиМаксимальной реализации индивидуальных возможностейСпортивного долголетия

Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.

Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена основывается на нескольких важных составляющих.

1. Единая система, которая обеспечивает рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта. [23].

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

7. Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека. [33].

Подготовка определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений — через 7-9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования (табл.2).

[10].

Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Таблица 2 — Модель спортивного совершенствования спортсменов

Этап многолетней подготовкиДлительность этапаПреимущественная направленность тренировкиГруппа обучения в спортивной школеЭтап предварительной подготовки3 годаУкрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий.Группа начальной подготовкиЭтап начальной спортивной специализации2 годаДостижение всесторонней физической подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки).

Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация).

Уточнение спортивной специализацииУчебно-тренировочная группа, первый-второй годы обученияЭтап углубленной специализации в избранном виде спорта2-3 годаСовершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качествУчебно-тренировочная группа, третий-пятый годы обученияЭтап спортивного совершенствования2-3 годаСовершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта).

Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленностиГруппа спортивного совершенствованияРассмотрим подробнее этапы из табл.2

Этап предварительной подготовки:

1. Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации.

На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

  1. освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;
  2. формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;
  3. содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростно-силовых способностей, общей выносливости. [29].

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного учебного материала.

2. Этап начальной спортивной специализации:

Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические. Энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

3. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта:

Приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам. проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях. Ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

4. Этап спортивного совершенствования:

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена. [17].

Направленность и организация тренировочного занятия, применяемых в процессе тренировки, обуславливается подбором и методикой применения различных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. В спортивной практике находят применение занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. Программу занятий избирательной направленности планируют так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.

Эффективность тренировочных занятий в большой степени зависит от их правильной организации, которая позволяет обеспечить необходимую плотность занятий, выбор оптимальной дозировки выполняемых упражнений, действенный контроль, учет индивидуальных особенностей спортсмена и т.п. В зависимости от конкретных задач и содержания тренировочного занятия, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, этапа подготовки и ряда других обстоятельств, предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочного занятия.

Рекомендуется различать следующие формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная.

При индивидуальной форме занятий спортсмены получают задание и выполняют самостоятельно. В числе преимуществ этой формы занятий следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности и творческого подхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, возможность проводить занятия в условиях дефицита времени и в зависимости от складывающихся условий.

При групповой форме имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата при проведении занятий, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта форма проведения занятий затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.

При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется при решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности, при проведении разминки. При такой организации занятия тренер имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения наглядных методов.

Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой стаж занятий, необходимые специальные знания и опыт. Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор их рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятий.

При стационарной подготовке спортсмены выполняют упражнения на специально оборудованных «станциях», приспособленных для развития различных двигательных качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, совмещенного развития двигательных качеств и совершенствования основных компонентов технического мастерства. Станции могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, предназначенными для решения разнообразных задач, возникающих в процессе спортивной тренировки. Тренировка на станциях позволяет индивидуально подобрать объем и характер тренировочных воздействий, оптимизировать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить коррективы в программы тренировочных занятий.

Круговая тренировка предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных станциях. Обычно оборудуется от 10 до 20 станций, на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Расположение станций и подбор упражнений осуществляются таким образом, что спортсмен последовательно выполняет различные по характеру и преимущественной направленности упражнения, в комплексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменения величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, количества повторений, темпа работы и т.п. [24].

Круговая форма тренировки может быть использована как при индивидуальной форме работы, так и при тренировке больших групп спортсменов. В последнем случае требуется строгая организация работы, четкий контроль за порядком смены станций, продолжительностью упражнений и пауз между ними.

2.2 Проблемы спортивной подготовки

Содержание физической подготовки состоит из разделов, направленных на развитие отдельных качеств хоккеистов: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Все виды физических качеств взаимосвязаны, составляют единый процесс спортивного совершенствования спортсмена, который осуществляется с помощью общих и специальных тренировочных средств, методов и нагрузок различной формы, применяемых в ходе занятий и соревнований.

Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку. ОФП направлена на общее развитие организма хоккеиста: управление органов и систем организма, повышение их функциональных возможностей, улучшение координационных способностей, повышение требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. [5].

Цель специальной физической подготовки (СФП) — высокое развитие всех органов и систем, всех функциональных возможностей организма спортсмена.

Для ОФП в большей мере используются упражнения, оказывающей общее воздействие, а для специальной — упражнения строго направленные. С возрастом и ростом мастерства количество задач всестороннего и физического развития и упражнений ОФП уменьшается и они становятся более специализированными. [17].

С признанием статуса профессионального спорта возникает комплекс неблагоприятных факторов, с которым сталкивается спортсмен в процессе своей работы. Вследствие этого появляются различные виды профилактики, социальная помощь и защита, что препятствует нарушению состояния здоровья и потере трудоспособности.

Основными неблагоприятными факторами:

— высокое физическое напряжение;

— риск травматизма;

— повышенное нервное напряжение;

— неблагоприятные метеофакторы (частые перелёты из-за проведения соревнований в различных областях страны).

[32].

На сегодняшний день спортсменам оказывают социальную помощь в виде разовых выплат по инвалидности, получившие травмы в результате спортивной деятельности, а также имеющим высокие заслуги перед государством. Но стандартной системы гарантий и защит бывших спортивных сотрудников нет до сих пор таких какие есть на западе.

Роль профессионального спорта в жизни современного общества в целом очень велика. Это и сборы, которые организация приносит государству за проведение соревнований, и пропаганда, привлекающая молодёжь к здоровому образу жизни и к спорту. Это особенно важно для нашей страны сейчас, когда повышается уровень употребления наркотических веществ и алкогольной продукции, снижается жизненный уровень населения, ухудшается в целом состояние здоровья молодого поколения.

Однако, профессиональный спорт может привлечь к физической активности большие массы молодёжи. Ведь именно спорт формирует у молодых юношей, девушек и подростов положительное отношение к занятиям физической культуры, и наглядность примера участия в спорте высших достижений их сверстников. Часто бывает, что одного желания достичь высоких результатов мало. Необходимо здоровье. Но даже те, у кого оно есть, теряют его на тренировках, выполняя тренировочные нагрузки, превышающие возможности организма.

Вследствие этого фактора возникает целый ряд патологических заболеваний у профессиональных спортсменов, которые впоследствии стали тренерами и преподавателями физической культуры. Поэтому сегодня медицинское обеспечение спортсменов осуществляется специализированными организациями, где, по некоторым данным, только у 2.5% спортсменов состояние здоровье оценивается, как хорошее. Болезни выявляются почти у половины спортсменов. Так же было установлено, что многие заболевания были «заложены» еще в юном возрасте, имеющие спортивную квалификацию «мастеров спорта». [27].

Система спортивной подготовки , по мнению специалистов, у менее выносливых людей может вызвать различные патологии органов Вследствие чего возникает необходимость изучения причин заболевания лиц, занимающихся спортом профессионально. И определяется она следующими показателями:

— Увеличение количества желающих заниматься спортом профессионально;

— Увеличение объема и интенсивности нагрузок;

— Увеличение заболеваний при занятиях профессиональным спортом. [34].

При этом профессиональный спорт должен также быть защищен, как и другой труд.

Однако хочется отметить, что система медицинского страхования не предусмотрена для лиц, не являющихся членами спортивного или профессионального клуба, даже если человек имеет звание «мастер спорта», «мастер международного класса» и т.д. Несмотря на это, спортсмен, достигший этого звания, должен был более 10 лет испытывать повышенные нагрузки, что благосклонно не сказывались на здоровье.

Трудовая деятельность лиц, профессионально занятых в спорте высших достижений, должны стать важным объектом исследования медицины, для строжайшего медицинского контроля, профессионального отбора, позволяющие допускать к профессиональному спорту только абсолютно здоровых людей. Должны найти отражение в соответствующем трудовом законодательстве вопросы охраны труда при занятиях различного вида спорта в связи повышенным риском травматизма и возможностью несчастных случаев. Необходимо также решить вопросы о длительности «вредного стажа» и пересмотра выхода на пенсию как женщин, так и мужчин.

Пристального внимания требуют и проблемы. Связанные с участием в спорте высших достижений женщин и девушек, вопросы охраны детства и материнства. В любом «вредном производстве» проблемы, касающиеся денежных выплат, решаются профсоюзными организациями. И было бы целесообразно использовать подобный опыт и в профессиональной спортивной сфере, в результате чего социальный статус спортсменов стал бы более упрочен. [19].

Заключение

Анализ возрастной динамики показателей физического развития и физической подготовленности подготовки резервов имеют существенные качественные различия и требуют при работе с ними различных двигательных режимов.

Выявленные закономерности обусловливают создание стандарта физического развития и физической подготовленности, который способствовал бы развитию основных физических качеств у квалифицированных спортсменов в хоккее на траве, а так же повышал бы уровень сформированности важных двигательных умений и навыков. На этапе специализации особое внимание нужно обращать на развитие различных форм быстроты, а также координационных способностей и гибкости так необходимых спортсменам в хоккее на траве,. При высоком естественном этапе прироста физических способностей нецелесообразно планировать остро воздействующие тренировочные средства: комплексы упражнений с высокой интенсивностью и непродолжительными паузами, ответственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т.п.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologicheskaya-podgotovka-v-hokkee/

1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

3. «Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по хоккею с мячом на 2018 год. Номер-код вида спорта: 1400004511Я» (утв. Минспортом России 28.12.2017, Общероссийской общественной организацией «Федерация хоккея с мячом России») (ред. от 28.09.2018)

4. Приказ Министерства спорта РФ от 26 декабря 2014 г. N 1079 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей с мячом»

5. Коротя А. Л., Ляшенко М. В. Методическое пособие «Шаги к мастерству» (по обучению спортивной игре хоккей на траве), 2015 г.

6. Федотова Е.В., Удилов Г.Г. Хоккей на траве: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Советский спорт, 2017 г.

7. Букатин А.Ю. Контроль за подготовленностью хоккеистов различных возрастных групп (включая отбор).

Методические рекомендации. — М. — 2017.

8. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. // учебник для студентов ВУЗ и ФФК. К.: Олимпийская литература. — 2014. — 293с.

9. Котенкова Е.С. Методическая разработка по хоккею на траве: «Обучение игре в хоккей на траве детей дошкольного и младшего школьного возраста»

10. Кузеев В.Н. Основы силовой подготовки спортсменов. М.: Советский спорт. — 2014. — 262с.

11. Королев Г.И. Современные принципы системы подготовки в спорте. М.: Мир атлетов. — 2016. — 97с.

12. Матвеев Л.П. Совершенствование системы подготовки спортсменов — М.: ФК, 2014. — 108с.

13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 2017. — 280с.

14. Матвеев Л.П. основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — К.: Олимпийская литература. 2014. — 320с.

15. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности. М.: Физическая культура. — 2016. — 255с.

16. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов хоккея на траве. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 230с.

17. Нику и др. Новые взгляды на вопросы переодизации спортивной тренировки // Материалы междунар. науч. конф. по проблеме спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 2016. — С.49.

18. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 2014. — 480с.

19. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Учебник тренера высшей квалификации. — М.: Советский спорт. — 2015. — 819с.

20. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. М.: Советский спорт. — 2016. — 278с.

21. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков. Учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт. — 2015. — 141с.

22. Алтер М.Д. Наука о гибкости. — К.: Олимпийская литература, 2011. — 424с.

23. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. — 2011. — №4. — С.9-10.

24. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 2011. — 288с.

25. Бест Т.М., Гарретт У. Разминка в начале и конце занятия // Спортивные травмы. Основные принципы профилактики и лечения. — К.: Олимпийская литература, 2002. — С. 205-212.

26. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. — К.: 2000. — 568с.

27. Букатин А.Ю., Колузганов В.М., Иванов В.П. Начальное обучение хоккеистов (8-10лет).

Учебное пособие. — М.:Питер, 2013. — 68с.

28. Матвеев Л.П. Проблема переодизации спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 2015. — 248с.

29. Федотова Е.В. Хоккей на траве. Физкультура и спорт, 2013. — 44с.

30. Коротя А.П. Хоккей на траве как одна из форм воспитания личности. Физкультура и спорт, 2016. — 79с.

31. Ткачев А.Н. Спорт. Развитие. Духовность. М.Питер. 2016

32. Коротя А.П. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/-sportivnaja-igra-hokei-na-trave-kak-odna-iz-form-vospitanija-zdorovoi-lichnosti-v-uslovijah-yuzhnogo-regiona.html

33. Исаев С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности спортсменов // Теория и практика. — М.: Советский спорт. — 2015. — 195с.

34. Алиев М.Д. Этапы подготовки специалистов по хоккею с мячом. — К.: Олимпийская литература, 2011. — 424с.