Психоаналитическая теория внутриличностного конфликта

Курсовая работа

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами – личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться. Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

Внутриличностные конфликты имеют прямое отношение к конфликтам межличностным, ситуациям общения, влияют на поведение индивида, его самочувствие, его устремления и пр. Подходы к разрешению внутриличностных конфликтов столь же разнообразны, как и множество личностных теорий. Единого представления, единственно правильного решения при разрешении конфликта не существует. Разработка данного вопроса продолжается постоянно и необходимость в выявлении новых способов разрешения конфликта обусловлена многогранностью человеческой личности.

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, А.Адлер, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Эриксон и др.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины.

10 стр., 4772 слов

Контрольная работа: Забастовка как социальный конфликт

... В их ряду и несвоевременная выплата заработной платы, и рост безработицы, и явления, порождающие наиболее опасный вид трудовых конфликтов, – забастовки. 1.2 Понятие конфликта Сегодня в ... и внутриличном уровнях. 1.4 Участники конфликта Другой основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете, конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ...

Целью работы является изучение основных положений психоаналитической теории внутриличностного конфликта.

Объектом исследования можно считать внутриличностный конфликт.

Предметом исследования является психоаналитическая теория внутриличностного конфликта.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. овладеть понятием внутриличностного конфликта опираясь на взгляды учёных;

2. изучить характеристики и виды внутриличностных конфликтов;

3. изучить причины внутриличностного конфликта.

4. проанализировать научные исследования внутриличностных конфликтов;

5. рассмотреть понимание внутриличностных конфликтов в психоаналитической теории.

I. Общая характеристика внутриличностного конфликта

Осмысление сущности и природы внутриличностных конфликтов требует обращения к более общей категории конфликта. Чаще всего под конфликтом понимается в наибольшей мереострый способ разрешения значимых противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [4].

При этом, большинство ученых, исследовавших данное явление, пришли к выводу, что конфликт может и выступает не только на межличностном уровне, но и на уровне самой личности, являясь так называемым «внутриличностным конфликтом».

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Для описания конфликтов этого вида в психологии используются понятия интрапсихические, внутренние, личностные, внутриличностные, интрасубъектные, персональные или психологические. Все эти термины употребляются как синонимы. Воспользуемся понятием внутриличностный конфликт.

А.В. Вишневская даёт следующее определение: внутриличностный конфликт – это трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями [6].

Согласно А.Я. Анцупову, внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [2].

О.Н. Громова понимает под внутриличностным конфликтом состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них [9].

37 стр., 18031 слов

Конфликты внутриличностные

... и феномен внутриличностного конфликта; Выявить особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте; Изучить классификацию форм проявления внутриличностных конфликтов; Провести обоснование выбора методов и методик исследования. Организация исследования; Провести работу по предупреждению внутриличностных конфликтов молодежи ...

Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:

  • противоречивыми позициями сторон;
  • противоположными мотивами, целями и интересами сторон;
  • противоположными средствами достижения целей в данных условиях (например, преследуется цель — победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе — «не убий»);
  • отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Следует также добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутриличностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.

А.Я. Анцупов выделил определенные показатели внутриличностного конфликта [2]:

1. Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я», снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался;

2. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

3. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

4. Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Формы проявления внутриличностного конфликта и симптомы:

1. Неврастения – невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли;

2. Эйфория – показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»;

3. Регрессия – обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности;

4. Проекция – приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная;

5. Номадизм – частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки;

6. Рационализм – самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых.

Для выделения видов внутриличностных конфликтов имеются различные основания. Так, авторы работы «Психология индивида и группы» М.А. Робер и Ф.Тильман различают три типа внутриличностных (психологических) конфликтов [17]:

1. Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

14 стр., 6947 слов

Технология преодоления конфликтов и экстремальных ситуаций

... – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности. Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта: Когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего ...

2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной. Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3игмундом Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между «Оно» (Ид) и «Сверх-Я» (Супер-эго).

«Оно» (Ид) – сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. «Сверх-Я» (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.

3. Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм. В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. Внутренний мир индивида состоит из 3 частей [2]: мотивы – «хочу» (потребности, интересы, желания), ценности – «надо», самооценка – «могу».

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные виды внутриличностного конфликта (приложение 1) [3]:

1. Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).

2. Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

3. Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.

4. Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт).

Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов:

— Конфликт «Я – роль» (или личностно-ролевой конфликт) — противоречия возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда из-за неспособности или нежелания человека соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Можно или выбрать роль, изменив при всём этом себе, или отказаться от роли, или найти компромиссный способ ослабления этого противоречия.

4 стр., 1544 слов

Типы социальных конфликтов

... себе. Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, нужно понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда — результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две ...

— Межролевой конфликт – несовместимость разных ролевых позиций личности (и соответственно требуемого ими ролевого поведения).

Наиболее распространенным межролевым конфликтом является противоречие между профессиональной и семейной ролями: чем больше уделяешь времени работе, тем больше страдает семья, в то же время отказ от работы чреват ухудшением материального положения все той же семьи. Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.

5. Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле – как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

6. Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.

К указанным видам внутренних конфликтов можно добавить невротический конфликт, отличающийся от обычного интенсивностью и длительностью существования и сопровождающийся выраженной непродуктивной нервно-психической напряженностью [5].

Невротический конфликт – это результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. Известны и другие виды внутриличностных конфликтов.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации [6]:

1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода.

2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример – ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой – ему грозит наказание, если он его не сделает.

3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.

Классификация внутриличностных конфликтов по Курту Левину [14]:

1. Эквивалентный конфликт (приближение – приближение): выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов. Модель разрешения: компромисс.

2. Витальный конфликт (избегание – избегание): выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами. Модель разрешения: компромисс.

67 стр., 33439 слов

Понятие и типология конфликтов

... и нерадикальные противоречия. Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, гарантирующих их целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются: 1) объект конфликта, ... применения: внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность; структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов; ...

3. Амбивалентный конфликт (приближение – избегание): выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона. Модель разрешения: примирение.

Приведенная выше классификация – это конструктивное описание конфликтов-мотивов. Курт Левин выводит эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Его различение трех основных типов внутриличностных конфликтов считается классическим.

Первый тип конфликта – это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами (приближение – приближение).

Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта не было бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализовали бы свои желания последовательно [16].

Классической иллюстрацией такого типа конфликта считается случай Буриданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена. Эта ситуация, когда «хочется и того, и другого», может, однако, приобретать достаточно драматический характер невозможности выбора между чем-то или кем-то в равной мере важным или дорогим для человека.

Второй тип конфликта близок по своей природе первому типу, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями (избегание – избегание).

Как и в первом описанном типе конфликта, выбор «из двух зол меньшего» затруднен равенством интенсивности мотивов избегания. Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать – или поддерживать несложившиеся и тяжелые семейные отношения, или расстаться с ребенком, постоянное общение с которым в случае развода с женой станет невозможным.

Наконец, третий тип конфликта, по Курту Левину, – это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы», как об этом говорят в обыденной речи (приближение – избегание).

Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за» и «против» – соглашаться ли на более денежную, но не интересную работу, решаться ли на нужную, но слишком дорогостоящую покупку, разменивать ли квартиру с родителями, чтобы жить отдельно, и т.д. Эти типы конфликтов являются мотивационными, поскольку их содержанием является борьба мотивов. Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда – результат воздействия на личность социальной среды.

В общей группе внутриличностных конфликтов А.А. Тертель выделяет две подгруппы [18]:

  • конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные);
  • конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки): они отражают отношение личности к окружающей среде.

Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед. Это один из механизмов становления личности, приобретения новых черт. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек имеет возможность для интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для выработки адекватной самооценки, для самореализации. Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций. Такой конфликт угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности [11].

5 стр., 2258 слов

Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

... в характеристику психологически зрелой личности. Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда и к потере смысла жизни. Острые внутриличностные конфликты приводят к ... несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее ...

Ролло Мэй считает, что деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт[1].

Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления американский психолог Карл Роджерс (1902-1987).

Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является «Я-концепция», представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека. Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию [8].

Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1968).

Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

Самая высшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

5 стр., 2210 слов

Внутриличностный конфликт и его социальные последствия

... Внутриличностные конфликты затрагивают все стороны деятельности человека, включая профессиональную деятельность, систему социальных отношений, определяют особенности личностного и профессионального роста, полноту самореализации. Более того, внутренние противоречия ... внутриличностного конфликта затрагивается во многих работах отечественных авторов, занимающихся исследованием психологии личности ...

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта И.В. Дубровина разделяет их на три вида [10]:

  • внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
  • внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
  • внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, из ниоткуда.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, И.В. Дубровина и др. выделили следующие [10]:

  • противоречие между потребностью и социальной нормой;
  • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
  • противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
  • противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе, положением личности в организации, положением личности в обществе.

1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум или часовой, не пропускающий в то или иное место;

2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов) [17].

Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей, — мы находимся в состоянии фрустрации. Имеет место множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

2. На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними);

6 стр., 2554 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил — главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные могут чрезмерно ... можно связать с чувством ответственности мужчины за содержание своей семьи. Глава 2. Социальный портрет безработного в России За последнее время в России практически не изменился уровень ...

2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается);

3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменном оборудовании);

4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. В нашем недавнем прошлом в условиях жесткой плановой экономики в этой связи был популярен лозунг «план любой ценой»;

5) противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. Постоянная работа в выходные, вечные авралы, практика взяток и подношений, подхалимаж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т. д. – такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемыми для людей, не соответствовать их ценностям и потребностям;

6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации. Многие люди в качестве жизненно важной цели стремятся к повышению квалификации, к самореализации, и если для этого нет условий, может развиться внутриличностный конфликт;

7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами. В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга – другие [9];

8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию.

3. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Для России в этой связи необходимо обратить внимание, прежде всего, на влияние рыночных отношений на возникновение и развитие внутриличностного конфликта. Для нас этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь рыночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, проведены исследования в других странах, давно вставших на путь экономического либерализма.

Следует отметить, что внутренние и внешние причины внутриличностного конфликта тесно взаимосвязаны. Так, люди, находящиеся в состоянии внутриличностного конфликта, представляют потенциальную опасность для межличностных отношений в группе. А если иметь в виду тех, кто занимает высокие посты в обществе, то они могут оказывать негативное влияние и на отношения большего масштаба [12].

Вместе с тем внешние условия и противоречия, с которыми сталкивается личность, переводятся во внутренний план и могут порождать психологический конфликт. Например, человек, который продолжительное время не может найти работу в силу объективных условий, в большинстве случаев склонен рассматривать это как свою собственную неспособность адаптироваться к жизни, переживает это как конфликт между требованиями действительности и индивидуальными возможностями. У такого индивида может возникнуть конфликт неадекватной самооценки, сопровождаемый повышенной эмоциональной тревожностью, стрессом или даже невротическим срывом.

Таким образом, проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.

II. Психоаналитическая трактовка внутриличностного конфликта

Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX в. накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов.

В первую очередь изучение внутриличностного конфликта было связано с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Согласно З. Фрейду, у человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний. Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3игмундом Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Схема личности, предложенная З. Фрейдом, проста и красива: он утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я — Я — Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности. «Оно», «Я» и «Сверх-Я» постоянно спорят друг с другом. Все они руководствуются различными принципами [1]:

«Оно» – принципом удовольствия. «Оно» – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и проявляющаяся в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях. «Оно» сотворено примитивными биологическими желаниями и стремится к немедленному их удовлетворению, неспособно предвидеть последствия.

«Я» – принципом реальности. «Я» – это разумная инстанция, появляется в результате контакта личности с внешним миром. Она уже разделяет желаемое и реальное и может планировать удовлетворение потребностей. Иррациональные, бессознательные импульсы «Оно» «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.

«Сверх-Я» – принципом долженствования. «Сверх-Я» – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами, правилами, нравственными ценностями и требованиями, которые общество предъявляет к личности. «Сверх-Я» появляется в процессе социализации.

Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов «Оно» и «Сверх-Я». Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. При этом такие процессы протекают не всегда успешно.

З.Фрейд показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по З. Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. Таким образом, в теории психоанализа внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями) [16].

Взгляды З. Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при всём этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека. С точки зрения З. Фрейда развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков).

С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека;

— познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного. З. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению З. Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта [14].

Зигмунд Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил [19].

З. Фрейд, будучи врагом утопий и иллюзий, отказался считать конфликты в человеческой душе лишь печальным следствием несовершенства мира. Он мужественно признал внутренний конфликт личности как необходимое проявление подвижности, динамичности душевной жизни.

Фрейдистский подход предполагает, что источники конфликтности находятся в самой структуре личности. Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения).

Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З.Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. В основе поведения лежат потребности, которые нельзя устранить, а только признать и найти им соответствующую форму удовлетворения.

На основе теории Зигмунда Фрейда можно проанализировать внутриличностные конфликты как конфликты между мотивами, ценностями и самооценкой.

Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт [3]:

  • Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.).

    Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

  • Ценности, как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного.

Обозначаются как «надо» («Я должен»).

  • Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

Некоторые ситуации внутреннего конфликта, пережитые и неблагополучно разрешенные в глубоком детстве (например, эдипов комплекс), влияют на поведение взрослого человека.

Определение внутриличностного конфликта возможно через анализ поведения, в котором неосознанно проявляются скрытые потребности. Это нарушение чувства меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию. Это поведение, прямо противоречащее провозглашаемой цели, некритичность по отношению к нелогичности своего поведения.

Система З. Фрейда разрабатывалась в то время, когда набирали силу широкие социальные движения, когда вспыхнули две мировые войны, социологи заинтересовались феноменом толпы, психологи ужаснулись жестокости людей в конфликтах. Человек как бы терял в них разум. Зигмунд Фрейд дал первое объяснение феномену бессознательного. Оно возникло как неизбежное следствие действия защитных механизмов личности.

Таким образом, по мнению Зигмунда Фрейда конфликт чаще всего возникает при столкновении «хочу» («Оно»), «могу» («Я») и «надо» («Сверх-Я»).

Такой конфликт порождает внутреннее напряжение, которое возможно снять при помощи защитных механизмов: вытеснения, фантазий, замещения, рационализации, сублимации [7].

В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также Карл Юнг, Карен Хорни и др.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни (1885-1952).

Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества [6].

В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. Вся культура и социокультурная среда при господстве рыночных отношений характеризуются соперничеством и индивидуализмом, которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь [20].

В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут, с другой, — общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма [12].

В своих работах К. Хорни выделила ряд противоречий в рыночной культуре, которые лежат в основе типичных внутриличностных конфликтов, приводящих даже к неврозам [21]:

1. Противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью – с другой. С одной стороны, все делается для достижения успеха, а это означает, что мы должны быть не только напористыми, но и агрессивными, способными столкнуть других с дороги. С другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы, утверждающие, что эгоистично хотеть чего-либо для себя, а должно быть смиренными, подставлять другую щеку, быть уступчивыми.

2. Противоречие между стимуляцией наших потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. По экономическим причинам в рыночной культуре потребности постоянно стимулируются рекламой, демонстрацией образцов потребительства, идеалом быть на одном уровне с кем-то. При этом для огромного большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ограничено. Психологическое следствие для человека состоит здесь в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением.

3. Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей; «великая игра жизни» открыта для него, и он может получить то, что хочет, если, конечно, энергичен. В действительности же для большинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом — на выбор работы, друга, отдыха, В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

Эти противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать: чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить: стремление к самовозвеличиванию и ощущению личной беспомощности.

Следует отметить, что причиной увеличения внутриличностных конфликтов в стране служат не только непосредственно рыночные отношения, но и другие факторы социальной жизни, являющиеся новыми для нашего общества и связанными с началом его реформирования. Именно с этого времени у нас резко возросло количество неврозов во всех слоях населения.

Большую роль в этом сыграла быстрая переоценка ценностей. Целое поколение людей оказалось неспособным адаптироваться к рыночным ценностям или не захотело их принять. Оказалось, что идеалы, которыми оно жило, в которые верило на протяжении десятков лет, никому не нужны, стали не актуальными. И эта ситуация не могла не вызвать чувства разочаровании, апатии и никчемности.

Э. Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами [1]:

1. 0-1 год: доверие – недоверие;

2. 1-3 года: автономия – стыд, сомнение;

3. 3-6 лет: инициатива – чувство вины;

4. 6-12 лет: трудолюбие – чувство неполноценности;

5. 12-19 лет: Я-идентичность – смешение ролей;

6. 20-25 лет: близость – изоляция;

7. 26-64 лет: порождение, творчество – застой;

8. 65 лет – смерть: интеграция – отчаяние.

М. Клейн, в свою очередь, отмечает, что конфликт и потребность в его преодолении являются фундаментальными элементами творчества.

В теории Карла Юнга внутриличностный конфликт – это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». У Карен Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций – как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других [7].

Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новое направление в психотерапии – логотерапию (от гр. logos – мысль, разум и гр. therapeia – лечение).

По его определению, логотерапия «занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла».

Согласно концепции В. Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (нусогенных) неврозах» (от гр. noos – смысл) [13].

По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.

Именно экзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пустоты существования порождает на каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся в скуке и апатии. При этом важно отметить, что скука ставит перед психиатром гораздо больше проблем, чем нужда. Здесь дело заключается в том, что от нужды избавиться гораздо легче, чем от скуки и апатии. Скука – свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потому что смысл жизни обрести гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того, нужда толкает человека к действию и способствует избавлению от неврозов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А.Р. Лурию, В.Н. Мясишева, B.C. Мерлина и других. Но прежде всего следует обратить внимание на деятельностный подход А.Н. Леонтьева (1903-1979), который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.

Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А.Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду.

В различные периоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях у личности возникает множество других, кроме ведущего, мотивов, образующих мотивационную сферу или, как сегодня принято говорить, мотивационное поле.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий [15].

Речь идет о том, что неполно описывается как «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной. Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.

Таким образом, внутриличностный конфликт, имманентно присущий внутренней структуре личности, — нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Обычно эта борьба проходит в заурядных формах и не нарушает гармоничности личности. Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь его облик. Именно такова структура трагической личности.

Таким образом, если для З. Фрейда источник конфликта, из которого проистекает тревога – это противодействующие силы «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то для А. Адлера – это комплекс неполноценности, противостоящий стремлению к совершенству; для К. Юнга – неустранимое противоречие между инстинктом и духом; для Г. Салливена – конфликтующие требования сложных межличностных связей; для Э. Эриксона – психосоциальные кризисы, возникающие в процессе формирования идентичности личности.

Заключение

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.

Человек сталкивается с ситуациями, требующими разрешения с самого начала своей жизни. В детском возрасте у него еще недостаточно опыта и знаний для нейтрализации стрессовых факторов, для предупреждения возникновения внутриличностного конфликта. Самой природой были изобретены способы защиты психики от травмирующих факторов, люди назвали их механизмами психологической защиты. Эти механизмы не всегда играют конструктивную роль в разрешении конфликта, хотя и помогают снять нервное напряжение.

Существующие на сегодняшний момент теории личности предусматривают различные способы и методы разрешения внутриличностных конфликтов. Психологическими условиями разрешения внутриличностных конфликтов общепризнанно считаются: желание самой личности разрешить данный конфликт, осознание личностью этого конфликта, что возможно лишь при деструктивном характере конфликта. На разрешение внутриличностных конфликтов огромное влияние оказывают и половозрастные различия, и социальный статус человека, и его мировоззрения. В каждом случае решение может быть только индивидуальным. От внутриличностных конфликтов не застрахован никто.

Зигмунд Фрейд с середины 90-х годов XIX века разрабатывал психоанализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на построении свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. Основным движущим фактором психики З. Фрейд считал энергию бессознательных психосексуальных влечений. Он обратил внимание европейского человечества на то, что очень много поступков человек совершает, руководствуясь не сознанием, а стихийно, поддаваясь импульсам. Он выдвинул теорию, что в этом бессознательном главную роль играет либидо (половое влечение).

Впоследствии ученики и последователи З. Фрейда отказались от такого одностороннего подхода. В соответствии со своей теорией бессознательного, Зигмунд Фрейд разработал технику психоанализа. Психоанализ – это попытка разговаривать с человеком не как с представителем рода Homo sapiens, а как с уникальным существом. Технология психоанализа позволяет выявить в человеке такие неповторимые черты, которые подсказывают как этому человеку конкретно решить свои проблемы.

Правда, здесь тоже есть некоторая абсолютизация. Человек слишком много внимания уделяет своей персоне. А ведь он – открытая «система», все время взаимодействует с окружающим миром, и эти две части – внутренняя и внешняя – сбалансированы, в общем и целом равноценны. Когда много внимания уделяется внутреннему миру, то происходит сбой в психике человека, и человек вместо того, чтобы реально заниматься решением проблем, начинает искать какие-то нюансы в психическом поведении, искать и находить в себе какие-то отклонения, патологии. В этом состоит вред психологизма.

Психоанализ рассматривает человека, по существу, как психопатическое существо, у которого всегда есть какие-то ненормальности, отклонения. На самом деле все отклонения находится внутри нормы (в широком смысле).

Таким образом, фрейдовское психоаналитическое видение человека дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире. Свертывание человеческой проблематики вовнутрь личности, акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания, интерпретация человеческого существования с точки зрения внутриличностных конфликтов и коллизий – все это обеспечивало значимость фрейдовской концепции для западноевропейского мировоззрения.

Библиографический список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihoanaliticheskie-kontseptsii-konflikta/

1. Алейникова Т.В. Психоанализ / Т.В.Алейникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 352 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 551 с.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

4. Брылина И.В. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / И.В. Брылина. – Томск: ТПУ, 2004. – 116 с.

5. Буртовая Е.В. Конфликтология: учебное пособие / Е.В. Буртовая. – 2002. – 356 с.

6. Вишневская А.В. Конфликтология: курс лекций [Электронный ресурс] / А.В. Вишневская. – Открытый доступ:

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, Трикста, 2009. – 412 с.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.

9. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ЭКСМОС», 2011. – 421 с.

10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003 – 464 с.

11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

12. Кармин А.С. Конфликтология / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2001. – 448 с.

13. Лигинчук Г.Г. Конфликтология: Учебный курс / Г.Г. Лигинчук. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2007. – 420 с.

14. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

15. Маслова С.В. Конфликтология: учебное пособие / С.В. Маслова. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. — 72 с.

16. Общая психология: учебник / под ред. Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с.

17. Робер М.А, Тильман Ф. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Психо, 2008.

18. Тертель А.А. Психология: курс лекций / А.А. Тертель. – М.: Проспект, 2007. – 248 с.

19. Фрейд З. ВВЕДЕНИЕ в психоанализ: Лекции / пер. Г.В. Барышниковой. — М.: Наука, 1989. – 455 с.

20. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / под ред. Г.В. Бурменской. — М.: Прогресс, 1993. – 480 с.

21. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В.Светлова. — М.: Академический Проект, 2007. – 224 с.