Происхождение права

Курсовая работа

Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связываютс правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Нокак возникло право? Как появилось это общественное явление, этотнезаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор?

Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией — настоящей или будущей. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос опроисхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе тоявление, которое именуется правом. Вопрос о развитии права есть вопрос отом, каковы факторы, под влиянием которых происходит преобразованиеправа, приобретение им таких форм, в которых мы можем видеть право сегодня.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права, так и право – без государства. Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Происхождение права –длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков различных эпох никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права. В этом я вижу актуальность в нашем исследовании.

8 стр., 3533 слов

Личность, право и государство

... исследуемой работы - личность, право, государство. Именно поэтому в своей работе я раскрою темы: человек, гражданин, личность; права человека и гражданина; институт гражданства; правовой статус личности; внутригосударственная защита прав гражданина и человека; международная защита прав человека. 1. Человек, гражданин, личность: понятия, сущность, соотношения Человек, личность, гражданин - понятия ...

Объект исследования – все отношения, возникающие на протяжении всего времени становления права.

Предметом исследования является вопрос становление и возникновения права.

Цель исследования: рассмотрение вопросов происхождения и развития права.

Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

Структура работы: две главы, первая глава включает в себя четыре параграфа, а вторая глава – семь параграфов, заключение, список литературы. Общий размер курсовой работы 29 страниц.

В ходе написания курсовой работы мною были использованы следующие работы авторов: С.С.Алексеев, Г.Ф.Шершеневич, З.М.Черниловского, В. В. Лазарева.

Глава 1. Понятие и происхождение права.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу).

Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «государствления».

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

Основные причины происхождения права:

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как «право», «правда», в этом понимании право возникло куда раньше государства. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба.

4 стр., 1648 слов

Право как мера свободы личности

... все более очевидной становится необходимость исследования права как меры свободы личности права в многоплановой совокупности концепций правопонимания для ... задачами исследования. работы. Цель исследования, главные задачи и методологические основы определили структуру курсовой работы. Она ... поводу говорится в пактах о правах человека: "Каждое государство, участвующее в настоящем Пакте, обязуется ...

Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

  1. Необходимость установления единого порядка.
  2. Необходимость его поддержания.
  3. Оформление товарно-денежных отношений.
  4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Право знаменует собой качественно новый способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основным его источником становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Право как социально оправданная свобода определенного поведения первоначально возникает и существует в виде естественного права, которое выражается в обычаях (мононормах) первобытного общества. В первобытном обществе люди живут в природных естественных условиях, которые объясняют, оправдывают, обосновывают определенное поведение людей их поступки. По этому первобытные обычаи по своей сути выражают естественное право, которое складывается, существует в практической жизни людей как обоснованное оправданная свобода определенного поведения, т.е. естественное право это сумма требований рожденных непосредственно самой натуральной жизнью общества, естеством человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности людей, естественным ходом вещей, т.е. естественное право не приносится не откуда из вне. С возникновением государства и переходом человечества к цивилизации происходит расщепление мононорм первобытного общества и на их основе возникают различные социальные нормы: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, а также нормы позитивного права. Вследствие расщепления первобытных мононорм естественное право получает своё воплощение и внешнее выражение в этих социальных нормах, в том числе и в нормах позитивного права, т.е. являются формами внешнего выражения права (естественного).

4 стр., 1682 слов

Роль философии в жизни человека и общества

... несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие ... всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех ...

Одной из основных, даже самой основной формой выражения права является позитивное право это право уже в юридическом смысле. Нередко под позитивным правом понимают нормы, правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Однако необходимо иметь ввиду, что эти установленные или санкционированные государством нормы должны в принципе выражать социально оправданную свободу поведения людей, их определенные возможности, т.е. требования естественного права. По этому позитивное право, это не только нормы установленные или санкционированные государством, но и закрепленные в этих нормах требования выражающие социально оправданную свободу поведения людей, т.е. позитивное право только тогда можно считать правом, когда установленные или санкционированные нормы будут выражать естественное право, а именно выражающие социально оправданную свободу поведения людей. Не всякое правило, норма, установленная государством, является правом. Учитывая это позитивное право, это установленные или санкционированные государством нормы, которые должны выражать выражающие социально оправданную свободу поведения людей.

1.2 Основные пути возникновения права.

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С, Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

К восточному пути относятся государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); к западному пути – страны, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.

  • Восточный путь происхождения права

Он был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) — положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) — сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

  • Западный путь происхождения права

Он присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины – классический пример такого пути возникновения права. Спарта – это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим – здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила – плебс.

13 стр., 6447 слов

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры и поведения человека

... и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных ...

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения, а частное Римское право дожило и до сегодняшних дней.

1.3 Понятие, сущность, признаки происхождения права

Право – сложное многогранное и многоаспектное явление. Соответственно имеется и множество его трактовок, интерпретаций. В настоящее время в российской юридической науке и практике наиболее распространённым является следующее определение данного феномена.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества.