Профессиональная компетентность педагога в ДОУ

Курсовая работа

Уровни проявления критериев профессиональной компетентности педагога

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Ценностно-смысловой (личностный) компонент

Показатели: 1.Ценностное отношение к профессии; 2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»; 3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Ценностное отношение к профессии ярко выражено;

осознает значимость проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий;

в высокой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Ценностное отношение к профессии выражено не ярко;

интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям и событиям носит непостоянный характер;

в средней степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Ценностное отношение к профессии выражено слабо или не выражено; интерес к собственной личности как профессионалу и исследователю, а также к другим людям и к событиям выражен слабо;

в низкой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Гносеологический компонент

Показатели :1.Знания теоретических и методологических основ предметной области образования; 2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); 3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю; 4. Широта и глубина дополнительных знаний.

Обладает знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области в полном объёме; хорошо осведомлен о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной деятельности;

владеет точными знаниями о современных требованиях к учителю;

проявляет

ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний.

Обладает знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области не в полном объёме;

недостаточно хорошо осведомлён о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной деятельности;

владеет недостаточно точными знаниями о современных требованиях к учителю;

потребность в постоянном пополнении знаний выражена недостаточно.

Обладает знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области слабо;

слабо осведомлёны о психолого-педагогических способах решения в образовательной деятельности; слабо владеет знаниями о современных требованиях к учителю; потребность в пополнении знаний не выражена.

Деятельностный компонент (умения)

Показатели: гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения.

Полностью осознается значимость владения коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами; осуществляет анализ профессионального поведения, ярко выражена потребность в постоянном совершенствовании профессиональной деятельности; учитель владеет проектной деятельностью. Осознается значимость совершенствования коммуникативных умений, однако они развиты недостаточно, все коммуникативные качества требуют доработки и совершенствования, необходимо совершенствовать профессиональную и проектную деятельность. Слабо развиты интеллектуальные умения; отсутствует потребность в развитии коммуникативных качеств, эти качества развиты слабо, не умеет размышлять вслух, убеждать, доказывать, высказывать свою точку зрения; не стремится к проектной деятельности.

Измерение и оценка качества повышения квалификации педагогов (В.Н.Введенский; Л.Ф.Иванова).

По мнению В.Н.Введенского , выявление объектов измерения качества тесно связано с проблемой целеполагания. В системе педагогического образования налицо двойственность целевых ориентаций – личностная (как удовлетворение запросов и потребностей учителя) и профессиональная (реализация общественно-государственных требований к компетентности педагога).

Поэтому должно проводится измерение обоих этих факторов»

Непосредственно объектами измерения качества повышения квалификации педагогов являются:

Технология оценки развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации предложена Л.Ф.Ивановой

Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов

(по Л.Ф. Ивановой)

Параметры Критерии Показатели Инструментарий
Мотивационно-ценностный Отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) Личностный смысл получения знаний;

Структура профессиональной мотивации;

Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности

Анкеты-мониторы и тестовые задания
Когнитивно-праксеологический Уровень развития профессиональных компетенций учителя (на входе):

психолого-педагогическая;

методическая;

лингвистическая;

социолингвистическая;

социокультурная;

дискурсивная;

страноведческая;

коммуникативная

Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач;

Применение знаний в новых ситуациях;

Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность

Эмоционально-процессуальный Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя Удовлетворенность процессом обучения и его результатами
Когнитивно-интегративный Уровень развития профессиональных компетенций учителя, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе):

психолого-педагогическая;

методическая;

лингвистическая;

социолингвистическая;

социокультурная;

дискурсивная;

страноведческая;

коммуникативная

Приращение знаний;

Динамика развития компетенций;

Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач;

Применение знаний в новых ситуациях;

Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность

Мониторинг процесса развития профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации структурно включает следующий комплекс компонентов и квалиметрических показателей:

показатели

Основными формами и методами сбора необходимой информации, по мнению автора, являются анкеты-мониторы (самоанализ своих продвижений, своей мотивационной сферы, профессиональных затруднений, уровня профессиональных компетентностей и др.) и тестовые задания (определяется уровень владения знаниями в области предмета).

Предложенный подход к оценке роста профессиональной компетентности в процессе обучения представляет интерес. Однако в связи с тем, что выводы об уровне продвижений делаются на основе тестирования и самоанализа педагогов, считают полученные данные не совсем объективными.

В связи с этим возникает необходимость разработки показателей и инструментария, позволяющих осуществлять диагностику уровня профессиональной компетентности .

Подход Т.Г. Браже., Убедительным представляется определение и подход предложенные Т.Г. Браже.

Оценка выполнения заданий диагностических и обучающих методик (разработанных под руководством Т.Г. Браже), направленных на повышение и оценку профессиональной компетентности, позволяет получать надежные, валидные и достоверные результаты. Для отдельной педагогов предлагается такая форма диагностики, как создание практико-ориентированного проекта.

На основе этого Т.Г. Барже выделил основные параметры профессиональной компетентности, подлежащие оценке:

  • эмоционально-процессуальный.
    Параметры Критерии Показатели Инструментарий
    Мотивационно-ценностный Отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) Личностный смысл получения знаний,

    Структура профессиональной мотивации;

    Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности

    Анкеты
    Когнитивно-деятельностный Результативность деятельности учителя,

    наличие у него осознанных критериев оценки этих результатов, умение применять их на практике.

    Наличие устойчивых значительных результатов в обучении и воспитании школьников.

    Глубина и обоснованность анализа результативности деятельности учителя. Уровень подготовки учащихся.

    Глубина, логичность, обоснованность выводов о направлениях совершенствования профессиональной деятельности.

    Степень самокритичности учителя. Направленность самообразования учителя (узко профессиональная, широко личностная).

    Комплект диагностических и обучающих методик
    Уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать именно на их основе практическую работу Владение имеющимися традиционными решениями профессиональных задач.

    Новизна методических приемов, новаторство учителя.

    Знание новой литературы в области предмета и методики его преподавания, владение знаниями в области истории методики.

    Умение анализировать проблемно полученную из профессиональной литературы информацию.

    Умение понять методическую идею и оценить её.

    Умение оказать методическую помощь при затруднениях школьников.

    Уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность. Качество представленных разработок (глубина, научная обоснованность, практическая значимость, последовательность изложения материала).

    Уровень осмысления проблемы (понимание значимости интеграции, знание ее основных типов и направлений; решение проблемы на практическом уровне).

    Качество представленных образцов имеющихся новых практических решений актуальных проблем преподавания (точность в выборе проблемы; глубина, научная обоснованность, практическая значимость разработок).

    Умение профессионально грамотно анализировать не только свой опыт, но и опыт коллег Качество анализа опыта коллег (знание опыта коллег, умение изучить и сопоставить по точно выбранной проблеме, выделить общее и специфическое в их деятельности, убедительно аргументировать выводы).
    Владение методами педагогического исследования. Уровень овладения комплексом исследовательских умений (понимание, использование в практике, обоснованность суждений).

    Качество исследовательской программы, представленной учителем:

    • актуальность выдвинутой проблемы;
    • научная обоснованность;
    • самостоятельность в ее разработке;
    • новизна, практическая значимость.
    Владение профессионально-речевой культурой, включенность в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога Разносторонность интересов, развитие профессиональной речи педагога
    Знание основ педагогики, психологии и философии
    Эмоциональ

    но-процессуальный

    Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам педагога Удовлетворенность процессом обучения и его результатами Анкеты

    Подход П.И. Третьякова к оценке профессиональной

    компетентности педагога

    Параметры Критерии

    Показатели

    Инструментарий
    Гностические (исследовательские) и самообразовательные компетенции Применение методов и технологий выявления зависимости между целью, содержанием, условиями, объектами образовательного процесса и результатами
    • находить необходимую образовательную информацию;
    • ставить цели, планировать, организовывать свой индивидуальный процесс образования и траекторию личностного развития других субъектов образовательного процесса;
    • выявлять, решать, контролировать и корректировать проблемы своего самообразования;
    • находить и извлекать пользу из опыта;
    • оценивать эффективность и результативность полученного образования;
    • исследовать достоинства и недостатки в деятельности, в системе отношений;
    • исследовать факторы продуктивного образования, анализировать состояние проблемного поля в теории и практике;
    • исследовать факторы, влияющие на самоорганизацию участников образовательного процесса;
    • исследовать достоинства и недостатки собственной деятельности;
    • опираться на сильные стороны своей личности в решении проблем.
    Анкетирование;

    Тестирование;

    Экзамен;

    Самодиагностика;

    Обобщение опыта

    Организационно-коммуникативные компетенции Построение оптимальной модели взаимоотношений и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса и эффективной личностной самоорганизацией
    • организовывать собственную деятельность, связанную с решением образовательных задач;

    организовывать взаимодействие, взаимопомощь и поддержку между всеми участниками образовательного процесса;

    • эффективно распределять свое время и время участников образовательного процесса на различные виды деятельности;
    • использовать косвенное влияние на организацию деятельности всех участников образовательного процесса;
    • обучать самоорганизации деятельности участников образовательного процесса;
    • строить взаимоотношения на основе реализации программ развития (самостоятельность, уверенность в своих силах и др.);
    • стимулировать к развитию;
    • обучать общению (умению устанавливать контакты, согласовывать действия, слушать и слышать других, разрешать конфликты и др.);
    • принимать решения, ответственность;
    • применять компьютерные технологии.
    Деловая игра
    Конструктивно-проектировочные компетенции Владение теоретическими методами действий при разработке целостного процесса и учебных занятий на основе прогрессивных педагогических технологий
    • составлять личностную самообразова тельную программу (план);
    • составлять образовательную программу
    • составлять технологические карты прохождения учебного материала;
    • устанавливать внутри-, междисциплинарные и цикловые связи изучаемых дисциплин;
    • проектировать модульную и мультипрофильную организацию УВП;
    • определять наиболее рациональные формы, методы и технологии образовательного процесса;
    • выбирать наиболее рациональную структуру целостного процесса;
    • определять наиболее продуктивную структуру учебного занятия;
    • 9) развивать личностную и коллективную рефлексии.
    Практико – ориентированный проект
    Социально – личностные компетенции Определение личностных и общественных целей
    • 1) критически рассматривать явления и события в мире, России, том или ином регионе;
    • 2) определять связи прошлого, настоящего и будущего;
    • 3) оценивать социальные и личностные тенденции, связанные со здоровьем, окружающей средой, потреблением различных видов ресурсов;
    • 4) входить в дискуссию и вырабатывать свое мнение;
    • 5) преодолевать сложности, конфликты;
    • 6) самовыражать себя и свои лучшие качества.
    Анкетирование;

    Собеседование;

    Дискуссия;

    Деловая игра

    Адаптивные компетенции Способность справиться с ситуациями современными и прогнозируемыми
    • использовать новую информацию для обновления деятельности;
    • применять новые технологии для повышения эффективности труда;
    • проявлять терпимость, гибкость, стойкость перед быстрыми переменами;
    • проявлять готовность к преобразующей себя и других людей деятельности;
    • адекватно реагировать в плане личностного роста на изменения в социуме.
    Круглый стол;

    Деловые игры;

    Анкетирование