Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

Курсовая работа
Содержание скрыть

Проблемы межличностного общения в молодежной среде – это серьезный пласт в развитии психологии отношений. Данная тема представляет собой общественный интерес, поскольку затрагивает модели человеческого взаимодействия. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, но порой не знает, что сделать для воспитания самодостаточности, не умеет понять его до конца.

Современное общение молодежи чаще всего основывается на взаимном обмене эмоциями и впечатлениями, полученными в течение ближайших дней. Парни и девушки одаривают друг друга приветствиями, рукопожатиями, не забывая при этом делиться чувствами. Стоит обратить внимание на настроение участников. Как правило, взаимодействие нескольких подростков между собой носит сугубо эмоциональный характер. Юношеский возраст предполагает глубоко интимные беседы о том, что в данный момент является значительным, представляет личный интерес для всех собеседников. Подростки редко отличаются особенной тактичностью, поэтому в процессе их взаимодействия друг с другом то и дело вспыхивают споры, и даже случаются ссоры.

Общение по интересам

Если ненавязчиво понаблюдать за молодыми людьми, можно заметить следующую картину: подростки разбиваются на группы, у каждой из которых имеется свой лидер. Даже в старших классах школы прослеживается такая тенденция: юноши и девушки не общаются со всеми подряд одноклассниками, а выбирают себе в друзья тех, с кем у них есть схожие увлечения, взгляды на жизнь. Общность интересов – это ведущий фактор, отражающий проблемы межличностного общения в молодежной среде. Стоит заметить, что подросток никогда не будет взаимодействовать с теми личностями, которые ему неприятны, если только он не зависит от них.

Общение по интересам в юношеском возрасте сводится, как правило, к обмену впечатлениями. Подростки пересказывают друг другу фильмы и книги, которые вызвали у них бурю сильных положительных или отрицательных эмоций. Межличностное общение и взаимодействие имеют большое значение для тех, кому от пятнадцати до восемнадцати лет. Здесь на первый план выходит установление доверительного контакта, который и гарантирует возникновение понимания.

Стойкое неприятие оттенков

Юношеству свойственен предельный максимализм. Стоит обратить внимание на то, как горячо подростки обсуждают тревожащие их темы. Насколько неистово горят при этом глаза собеседников. Парни и девушки готовы принимать любое высказывание за чистую монету.

авное условие при этом таково, чтобы оно соотносилось с их внутренним миром, получало определенное энергетическое звучание в процессе осмысления. Иногда можно заметить, как сильно подростки не принимают усредненную точку зрения. Для них все существует в черно-белых тонах: одно – хорошо, а другое – плохо. Именно по такой причине им бывает нелегко понять взрослых людей, которые готовы искать компромиссы. Психология межличностного общения юношества предполагает погружение в собственные эмоции и бессознательный поиск отражения собственных чувств у оппонента.

56 стр., 27762 слов

Общение в системе межличностных и общественных отношений

... между воспита­телями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений; информативную; возможно не ... мировоз-е – это не только система знаний и опыта, но и еще система убеждений, переж-е к-х сопров-ся чув-м ... ­циатива и ее реализация принадлежат воспитанникам; <li-результаты: информационный обмен, выработка обще­го решения, общественно значимый продукт; ...

Способность иметь свое мнение

Юношеский возраст большей частью предполагает живое общение. В процессе эффективного взаимодействия подростки учатся отстаивать свое мнение, выражать индивидуальную точку зрения. Не всегда приобретение такого опыта дается легко. Иногда приходится проходить череду тяжелых душевных испытаний, предполагающих участие в конфликтах со сверстниками. Способность иметь свое мнение развивается, сталкиваясь с многочисленными трудностями. Молодые люди прикладывают значительные усилия для того, чтобы оказаться услышанными, завоевать авторитет, обрести уверенность в себе.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде базируются на принятии чужой точки зрения и самореализации. Если по каким-то причинам подростку не удается найти собственное место в коллективе, он начинает чувствовать себя лишним. Умение проявить свою сущность так же важно и значимо, как и обладание интересными, незаурядными способностями. Если человек не может прийти к самораскрытию перед окружающими, то неминуемо будет испытывать трудности в общении. Способность иметь собственное мнение предполагает яркое развитие индивидуальности. Юношам зачастую недостает умения абстрагироваться от эмоций. Им не хватает толерантности, терпимости. Серьезное эмпатийное слушание развивается после 22-25 лет.

Молодежный жаргон

Использование сленга в общении между подростками сегодня считается нормой. Тот, кто употребляет больше резких словечек, как правило, пользуется большой популярностью в группе. Молодежный жаргон имеет яркую экспрессивно-негативную окраску. К использованию сленга люди прибегают затем, чтобы скорее влиться в новый коллектив, завоевать доверие одногруппников, показать себя с лучшей стороны.

Также применение жаргонизмов в речи помогает подросткам существенно экономить время в разговоре и при этом оставаться уверенными в том, что все окружающие сверстники их правильно поймут. Современный молодежный язык прямо-таки изобилует критически настроенными словами. Как правило, использование сленга у юношей позволяет им почувствовать себя раскованно в новой компании.

Стратегии межличностного взаимодействия

Различные исследователи выделяют следующие важнейшие виды мотивов, которые побуждают людей вступать во взаимодействие с другими людьми:

  • мотив кооперации – максимизация выигрыша в общем.
  • мотив индивидуализма – максимизация своᴇᴦο выигрыша.
  • мотив конкуренции – максимизация выигрыша в относительном выражении.
  • мотив альтруизма – максимизация выигрыша иного человека.
  • мотив агрессии – минимизация выигрыша других.
  • мотив равенства – минимизация разности выигрышей.

Исходя ᴎɜ первоначальнои̌ социальнои̌ мотивации участников межличностного взаимодействия, принято выделять следующие главные стратегии их поведения:

10 стр., 4621 слов

Этика делового общения в организации

... Этика делового общения «снизу-вверх» (подчиненный - руководитель) Понимать, как необходимо общаться с руководящим составом организации не менее важно, чем знание в отношении подчиненных. Придерживаясь некоторых этических норм и правил можно выстроить совершенно гармоничные деловые ...

  1. Противодействие, подразумевающее использование мотива максимизации собственного выигрыша. Сотрудник организации полностью ориентирован только на собственные цели, не учитывая цели ᴇᴦο партнеров и коллег.
  2. Избегание, соответствующее мотиву минимизации выигрыша у других. Эта стратегия заключается в том, чтобы уйти от истинного взаимодействия, контакта, собственные цели теряются ради исключения возможности выигрыша кем-либо другим.
  3. Уступчивость, которая ориентирована на использование мотивов альтруизма. Сотрудник организации в таком случае готов пожертвовать собственными целями достижения цели ᴇᴦο партнерами по организации.
  4. Компромисс, который позволяет реализовать мотивы минимизации различий в выигрыше. Сущность стратегии компромисса заключается в том, что партнеры по организации идут на неполное достижение своих целей ради условного равенства.
  5. Сотрудничество, направленное на наиболее полное удовлетворение участниками межличностного взаимодействия их потребностей. С помощью даннои̌ стратегии можно реализовать такие мотивы социального поведения людей в организации, как мотив кооперации и мотив конкуренции.

Дополнительный материал 2

Последнюю ᴎɜ перечисленных стратегий можно назвать наиболее продуктивнои̌ с позиции эффективности взаимодействия и наиболее успешнои̌ с точки зрения самочувствия всœех участников общения и их взаимоотношений. При ϶том, в реализации она весьма сложна, так как от партнеров по общению требуются значительные психологические усилия по формированию благоприятного климата, сглаживанию появляющихся противоречий при соблюдении взаимоуважения и взаимопонимания.

Неформальные объединения

Такие группы помогают подросткам сполна выразить свой внутренний мир. Доступность информации в наше время значительно облегчает самоидентификацию молодых людей. Принадлежность к какому-либо неформальному объединению способствует установлению понимания между его участниками.

Проявлять свой внутренний мир, настроения и чувства становится значительно проще. Каждая неформальная организация имеет свои идеалы и ценности. Например, у эмо – это эмоции и чувства, выставленные напоказ. Готы взращивают в себе депрессивный взгляд на мир, романтизируют смерть, мрачно одеваются. Молодые люди выбирают именно то, что им оказывается ближе всего в настоящий момент времени. Межличностное общение и взаимодействие строится по принципу выражения своей индивидуальности и принятия точки зрения оппонента.

Императивное общение

Определение 1

Императивное общение представляет собой авторитарную, директивную форму взаимодействия на партнера для достижения контроля его поведения и внутренних установок, принуждения к каким-либо решениям или действиям.

Партнер по общению в этом случае является объектом воздействия, пассивной стороной. Особенностью императива можно назвать отсутствие завуалированности конечно цели. Средством оказания такого влияния могут стать приказы, предписания, указания и требования.

Виртуальное общение

В последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. Большое количество подростков буквально прилипают к монитору, обмениваясь личными сообщениями с незнакомцами.

4 стр., 1596 слов

Модели поведения человека в экономической теории (2)

... мотивами ее экономического поведения. В произведениях английских классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо создана концепция, или модель, «экономического человека». Модель человека в экономической теории есть ... предпочтений и независимость от внешних условий и индивидов; способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, выбору оптимального их варианта; обладание полной ...

Стоит помнить о том, что живое общение всегда должно быть предпочтительней виртуального. У юношей часто складывается впечатление, что их никто не понимает, и только человек на другом конце планеты разделяет все их мысли и чувства. На самом деле это большое заблуждение, обусловленное романтическими исканиями юности. Виртуальное общение в целом помогает подростку снять эмоциональное напряжение, найти единомышленников, узнать много нового. Большинству молодых людей требуется определенное время, чтобы научиться понимать самих себя, принимать происходящие события без страха и негативных установок.

Модели поведения при межличностном общении

Д ля того чтобы благополучно пообщаться с другим человеком, мало просто выбрать удобное время и место, нужно еще и выстроить свое поведение так, чтобы не вызвать у собеседника негативной реакции на свои поступки. Большая часть людей совершенно неосознанно вырабатывает свою линию поведения, но трудность в том, что она не всегда верная и не для каждой ситуации хороша. Поэтому знания о базовых моделях поведения и о том, при каких обстоятельствах их лучше использовать, необходимы всем.

Конечно же, идеальным будет благожелательное, лишенное любых споров и конфликтов взаимодействие, но на деле это не всегда реально. Литературы, в которой рассказывается о способах урегулирования конфликтов, довольно много, но ведь на самом деле можно вполне успешно избежать любых неприятных ситуаций. Для этого достаточно просто изучить основные модели общения и понять, в какие моменты стоит их использовать.

Модель №1 – Приспособление

Главной задачей человека, выбравшего подобную модель поведения, является установление спокойствия и стабильности даже ценой признания своего поведения ошибочным.

Эта модель идеальна в ситуациях, когда предмет разговора для вас не так уж важен, и вы сможет признать свою неправоту, тогда как ваш оппонент, ввиду своей позиции, на это не настроен. Также она подойдет в том случае, если для вас в приоритете сохранение хороших отношений, нежели своя собственная правота, или тогда, когда вы понимаете, что итог вашей беседы крайне важен для собеседника.

Модель №2 – Компромисс

Если и вы, и ваш собеседник общаетесь на равных, а при решении каких-либо вопросов у вас одинаковое количество аргументов в свою пользу.

Избирая такую модель поведения, вы стремитесь решить даже самые сложные проблемы, пусть это решение и будет временным. Помните о том, что именно компромисс поможет вам сохранить отношения и вернуться к интересующей вас теме позже. Также данная модель актуальна в том случае, если вы понимаете, что можете еще не раз сменить свое мнение, а потому оно не имеет для вас приоритетного значения.

Модель №3 – Сотрудничество

Если у вас есть потребность в принятии общего решения, а все мнения относительно проблемы важны, то эта модель станет действительно идеальным вариантом.

Такое поведение подразумевает не просто выслушивание мнения собеседника, но и интеграцию их в собственные представления, что в итоге позволит получить гораздо больший объем информации. Также сотрудничество необходимо для того, чтобы в полной мере ощутить сплоченность коллектива. Конечно, эта модель особенно пойдет вам в том случае, если для обсуждения ситуации имеется достаточное количество времени, на протяжении которого вы и сможете поработать над принятием решения.

9 стр., 4388 слов

Модели поведения человека в экономической теории

... Модель человека в экономической теории и в рамках других общественных дисциплин. Психологический и экономический человек. Экономический подход к моделям человека по З. Фрейду, А. Маслоу, И. Бентаму. Экономическая психология. Эксперименты А. Тверски. Социологический и экономический человек. Аксиологические аспекты модели человека в экономической теории. ...

Модель №4 – Игнорирование

К такой модели люди обращаются в том случае, если между ними возникли какие-либо разногласия, но они не так уж серьезны. Игнорирование является идеальным вариантом и в том случае, если для адекватной оценки обстоятельств необходимо время, за которое вполне можно изучить все нюансы возникшей ситуации.

Можно применять ее и тогда, когда предмет разговора отвлекает вас от основного дела, или же когда вы не обладаете должными полномочиями для разрешения проблемы.

Модель №5 – Соперничество

Подходящая модель для ситуаций, в которых необходимо действовать быстро и решительно. Особенно актуальна в том случае, когда нужно разрешить какую-либо серьезную проблему.

Эта модель подходит также тогда, когда результат очень важен для вас, а вы, в свою очередь, обладаете достаточным авторитетом для принятия того решения, которое считает оптимальным. Кроме того, такой способ взаимодействия хорош в тех случаях, когда у вас нет другого выбора и когда уже нечего терять.

Это самые основные модели поведения, которые люди, пусть даже и неосознанно, используют в повседневной жизни. Не стоит придерживаться один раз избранной линии – она будет актуальна далеко не для каждой проблемы. Чтобы не получить в итоге негативные последствия, лучше примерять на себя разные модели, и тогда вы сможете с честью выйти из любой ситуации.

Пондякова Елена

  • 12 май, 2014

Социальное общение

Оно включает в себя взаимодействие юношей и девушек в группе: с одноклассниками и однокурсниками. В отличие от общения по интересам, социальные контакты не выбирают. Находясь в коллективе, приходится взаимодействовать с абсолютно разными людьми, и такой навык существенно пригодится в будущем. Зрелый и состоявшийся человек должен уметь эффективно общаться с разными людьми, выносить что-то полезное для себя из каждой встречи.

Нередки конфликты и непонимание среди подростков на почве разности интересов. В таких ситуациях неприязнь и отторжение развиваются очень быстро. Подростки предпочитают активно выражать свою позицию, стремятся проявлять себя как только возможно.

Уверенность в себе

Редко кто из подростков действительно доволен собственными достижениями. Знаний о мудрости жизни еще мало, а вот выражать свою позицию по любому вопросу уже хочется. Вот почему юноши и девушки так ценят людей, которые умеют выслушивать и понимать, не перебивая и не осуждая. Как правило, внешние данные многих не устраивают, отчего появляются многочисленные комплексы.

Проблема часто бывает надуманной, а вот страдания по этому поводу начинаются самые настоящие. Уверенность в себе – это то, что приобретается путем трудоемкой работы над собой. Конечно, она не может возникнуть за один день. Вот почему в молодежной среде так много конфликтов. Каждый юноша, хоть сколько-нибудь обладающий амбициями, стремится продемонстрировать окружающим свою силу и могущество.

Осознание личной ценности

В процессе общения между собой подростки учатся осознавать и принимать собственные интересы. Наиболее значимые перспективы и возможности открываются перед ними, как правило, ближе к 16-17 годам. Это время развития самоактуализации. Индивидуальность юношей и девушек становится наиболее полной, четкой и целенаправленной.

6 стр., 2772 слов

Стили и модели общения

... его личность. Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми. В данной контрольной работе я раскрою основные виды стилей общения, а также модели стилей общения. Стиль как константная характеристика общения Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности ...

Осознание своей личностной ценности – это момент, предшествующий полному принятию себя. Данный этап невозможен, если по каким-то причинам прежде не проделана работа по эффективному взрослению. Подростки, испытывающие сложности в общении, не могут легко выражать свою точку зрения, избегают ситуаций, когда требуется что-то доказывать и объяснять окружающим.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики.

физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты).

Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

3 стр., 1480 слов

Влияние темперамента на характер общения подростка

... исследования:, Глава 1. Теоретический анализ изученности влияния темперамента на характер общения личности. 1.1 Определение и типы темперамента Все люди отличаются друг от ... коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента на основе эмпирического исследования; Разработать комплекс рекомендаций по развитию коммуникативных особенностей подростков. Гипотеза исследования:, Испытуемый ...

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ». , ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но и одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

26 стр., 12820 слов

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное ...

... алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка. Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье находящейся в кризисе. Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка ... общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку различные модели поведения, которыми он будет руководствоваться, приобретая собственный социальный опыт. Можно с ...

В большинстве случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности [1, c.211].

В работах Л.С. Высотского и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

Очень часто межличностные отношения в подростковом периоде развиваются не совсем гладко, что в свою очередь не может не повлиять на самооценку в течение всей его жизни. Таким образом, главной проблемой в становлении личности, можно считать именно самооценку.

Любому человеку в любом возрасте нужно быть замеченным другими, чтобы получить позитивные оценки своей деятельности. Когда человек только осознает самостоятельность, такая потребность быть заметным выражена сильнее всего. Предпочтительным для большинства подростков является групповое общение, взаимодействие в больших или малых компаниях сверстников. Но включенность в группу у каждого подростка разная, и она определяет направленность развития его личности и стиль социального взаимодействия. Трудности и проблемы в общении, встречающиеся чаще всего, могут быть вызваны индивидуально-психологическими особенностями каждого человека, а так же его интеллектуальными, волевыми и личными проявлениями.

Многие упрекают подростков в эгоизме, эмоциональной глухоте и зацикленности на себе, эти обвинения можно считать верными. Тем не менее этот эгоизм необходим, так как только если подросток много думает о себе, и постепенно принимает себя как отдельную от родительского дома фигуру, это ощущение взросления помогает расти его самооценке и определяет отношение к жизни. Самооценка должна быть адекватной для развития сознания, чтобы верно воспринимать собственные физические и умственные способности, и принимать особенности за неизбежность.

Для подростков в личном общении часто характерна имитация поведения человека-ориентира или авторитета. Чаще всего это какой-то значимый взрослый, достигший внешнего успеха. В связи с недостаточной базой для критики и некоторой несамостоятельности в суждениях, для подростка такие люди-образцы могут негативно влиять на их поведение и дальнейшую жизнь. Поэтому именно задача максимального развития навыков взаимодействия в коллективе должна быть для подростка и его окружения значимой и актуальной настолько, чтобы поставить ее на первое место.

Уровень коммуникативных навыков может поначалу быть очень низким, но если вовремя обратить на проблему внимание, он восстановится быстрее, чем в более позднем возрасте. Отсутствие общения обычно связано с отставанием в учебе, к конфликтам не только с учителями, но и со сверстниками, порой со всем классом или школой. У подростка нет навыка в решении таких конфликтов, поэтому для подобных ситуаций вмешательство взрослых неизбежно.

10 стр., 4796 слов

Общение как деятельность

... межличностных и других отношений сообщества, в котором действует индивид. Оказать влияние. Изменение состояния, поведения, личностных и смысловых образований партнера. 2. Общение и общительность. Общение и деятельность Общение вместе с деятельностью, направленной на познание и ... виды деятельности 3. Виды и уровни общения В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих ...

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).

В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это — характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении — аффилиативной потребности.

Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

В 7 — 8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой — происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.

Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы.

К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/problemyi-mejlichnostnogo-obscheniya-v-molodejnoy-srede/

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. М.: Наука, 1994.- 364с.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Читать реферат по психологии: «Трудности межличностного общения» Страница 1

(Назад)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Реферат

по предмету

«Техники неформального общения»

на тему:

«Трудности межличностного общения»

Содержание

Введение

Определение затруднения межличностного общения

Характеристика областей затруднения

Индивидуально-психологические особенности как область затруднений общения

Заключение

Литература Введение

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/problemyi-mejlichnostnogo-obscheniya-v-molodejnoy-srede/

Сложной, значимой проблемой психологии является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в диалогах и публичном общении обсуждалось еще в риторике древнего мира, например в трактате Цицерона, эта проблема изучается в качестве объекта специального исследования в контексте коммуникативно-информационных теорий, социально-психологической теории и когнитивной психологии с середины нашего столетия (Д. Катц, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др.)

С позиции деятельностного подхода общение

— это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Такая трактовка общения основывается на следующих методологических положениях. Во-первых, она исходит из признания неразрывности общественных, товарно-денежных межличностных отношений, в качестве средства которых или средств взаимодействия выступают «…язык и деньги». Это означает вплетенность общения в систему производственных, общественных отношений, с одной стороны, и отражение характера и содержания этих отношений в самом общении — с другой. Здесь важно подчеркнуть, что сложность и совершенность именно вербального общения позволяют рассматривать его как такую форму, «где общие психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном, наиболее обнаженном и наиболее доступном исследованию виде».

Определение затруднения межличностного общения

Затруднение в общении (в деятельности) — это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова).

С учетом того, что возникновение в процессе деятельности затруднения и его осознание, объективация есть одно из условий возникновения проблемной ситуации, которая является предпосылкой и основой возникновения и движения мысли (С.Л. Рубинштейн), в педагогической деятельности оно может рассматриваться и как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. Соответственно выделяют позитивную и негативную функции затруднения (трудности) в процессе общения.

О, «барьер» общения — это субъективное образование,

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Темы эссе (рефератов)по курсу «Межличностное общение в молодежной среде»

  1. «Я свои права знаю», или Толерантность, права человека и общее благо как регулятивные идеи общения.
  2. «Превед, медвед», или Особенности межличностного общения в сети

)

  1. «СМСка пришла», или Мобильная коммуникация в молодежной среде
  2. «Это наша территория!», или Способы выделения и обозначения территории, которую индивид/группа считает «своей»
  3. «Здрасьте – до свиданья», или Межличностные ритуалы как механизм социализации
  4. «И скучно, и грустно, и некому руку подать…», или Трудности межличностного общения в юности
  5. «Cool!», или Молодежный сленг: анализ прессы для юношества
  6. «Да пшли вы все…», или Агрессия в общении подростков
  7. «Ни-че-го-я-не-хо-чу!», или Потребности и мотивы личности в общении
  8. «Барби и сталкеры», или Понятие игры у Э. Берн и игры молодежи
  9. «Тайны мадридского двора», или Секретный мир подростков в пространстве мира взрослых (по аналогии с работой М. В.Осориной)
  10. «Я могу!», или Коммуникативный потенциал личности
  11. «А мне по барабану!», или Психологические защиты, проявляющиеся в общении молодежи.
  12. «И почему ему так везет?!», или Эгоизм и зависть в межличностном общении молодежи
  13. «It’s me!», или Самопрезентация в процессе общения

Методические рекомендации к написанию реферата (эссе)

по дисциплине «Межличностное общение в молодежной среде» Для выполнения самостоятельной работы по дисциплине студентам предлагается подготовить реферат (эссе) по одной из тем курса. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно, темы индивидуальны.

Форма выполнения самостоятельной работы также определяется студентом самостоятельно: реферат или эссе.

Реферат.

Реферативная работа на 15-20 стр. машинописного текста (14 шрифт, полуторный интервал).

Реферат должен содержать:

  • а) титульный лист и оглавление;
  • б) введение (во введении необходимо показать проблему или спектр проблем, освещаемых в рамках выбранной темы;
  • далее – соответствующие цель и задачи вашей работы);

— в) обзор подходов к выделенным проблемам и варианты их решения в рассматриваемых концепциях, направлениях или работах исследователей. Это основная часть, которая должна содержать ответы на следующие вопросы:

  • Как понимается проблема, предмет и объект

    исследования в рамках данной темы контрольной работы, какие выделяют методологические подходы, парадигмы, концепции в исследовании всего спектра вопросов по данной теме.

  • Какие единицы анализа

    выделяются разработчиками вопросов и проблем в рамках темы контрольной работы (

    что они анализируют

    , на что в первую очередь обращают внимание).

  • Какие понятия

    используют как основные при описании психических явлений и психологических фактов, какие

    различия

    в понимании основных категорий (понятий) существуют и чем они обусловлены.

  • Каковы присущие рассматриваемым подходам методы

    решения научных вопросов, методы исследования психики, что позволяет говорить об обоснованности результатов.

г) собственный анализ рассматриваемых в реферате проблем и аргументированное (с привлечением наработок специалистов в данной области) изложение своей точки зрения (не менее 1 стр.), здесь же обязательно покажите, в чем сущность (с Вашей точки зрения) рассматриваемых в контрольной работе проблем;

  • д) заключение (т.е. суммирование всего самого существенного в виде выделения главных тезисов (утверждений) и выводов из них);
  • е) список использованной литературы (не менее 5 источников, например: первоисточник, учебник, монография, словарь, статья, учебное пособие).

Эссе. Эссе представляет собой законченное произведение, состоящее из плана рассуждений (как в школьном сочинении), текста с аргументацией каждого пункта плана. К эссе должна прослеживаться собственная позиция автора, его эрудиция, но и также знание теоретических основ дисциплины. Объем эссе – 2-3 страницы, 14 шрифт, одиночный интервал.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде

Манипуляция

Манипуляция является распространенной формой межличностного общения, которая предполагает воздействие на партнера для достижения скрытых намерений. При манипулятивном общении до партнера не доводят информацию о настоящих целях общения: они могут быть просто скрыты от него или подменены другими.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Межличностное поведение в организации 430 руб.
  • Реферат Межличностное поведение в организации 220 руб.
  • Контрольная работа Межличностное поведение в организации 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

При манипуляции партнер по общению не воспринимается в качестве целостной уникальной личности, а считается носителем определенных качеств и свойств, которые нужны манипулятору.