Причины возникновения социального сиротства

Курсовая работа

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Поскольку в современной действительности России проблема социального сиротства становится все более острой, данная тема, на наш взгляд, актуальна.

Актуальность.

В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота.

Е. М. Управление

Роль социальной работы . Особое место уделяется институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей социальных сирот и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям социальным сиротам.

Объект исследования . Социальное сиротство как явление. Истоки и причины появления социального сиротства.

Предмет исследования . Социальное сиротство и факторы его формирующие.

Цель исследования . Выявить и сформулировать факторы формирующие причины возникновения социального сиротства.

Задачи исследования . На основе изучения социологической литературы выявить причины и истоки возникновения социального сиротства.

1. Сформулировать определение термина «социальный сирота» .

2. Определить фиксацию явления социального сиротства в правоустанавливающих документах.

3. Изучить историю такого социального явления как сиротство при живых родителях.

4. Выявление причин и истоков такого социального явления как социальное сиротство.

Социальное сиротство как явление приобрело тенденцию к увеличению и распространению, что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы.

Структура

Глава 1. Правовой статус социального сиротства

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав). принцип социального реагирования принцип профилактической направленности принцип клиентоцентризма принцип опоры на собственные ... над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры ...

1.1 Определение термина «социальное сиротство»

С. И. Ожегова

Что же такое «социальное сиротство»? Чем ребёнок, имеющий статус «социальный сирота» отличается от ребёнка называемого «сиротой» ?

Н. Ф. Социальное

Исходя из вышеприведённых определений явления «социальное сиротство», Мы можем дать чёткое определение термина «социальный сирота». Социальным сиротой называют ребенка, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Из этого можем сделать вывод, что социальный сирота отличается от сироты тем, что лишаются родительской заботы и опеки при живых родителях.

1.2 Социальное сиротство в контексте правоустанавливающих документов

Конвенция ООН о правах ребенка Конвенция ООН о правах ребёнка// http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.

Закон превращается в эффективный механизм регулирования общественных отношений только в тех случаях, когда в не используется четкий понятийный аппарат, именно это определяет, какие нормы права и каких случаях используются.

Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей, относящихся к категории социальные сироты, а с другой — неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки. Данная система в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.

от 22.06.2007

» Семейный кодекс РФ (СК РФ)» от 29. 12.1995 (N

В то же время стоит акцентировать внимание на отсутствии в Семейном кодексе РФ категории «социальное сиротство». Кодекс оперирует понятием «дети, оставшиеся без попечения родителей» (статья 121), в которую включают и круглых сирот, и социальных сирот, что объективно затрудняет правоприменение данного документа. В связи с этим, классификацию социальных сирот приходится основывать на социологическом анализе научной литературы, документов и эмпирической практики: дети, проживающие в родной семье, но фактически лишенные заботы, защиты их прав и интересов (скрытое социальное сиротство).

Дети, проживающие вне родной семьи, которые, в свою очередь, делятся на две подгруппы: находящиеся в учреждениях-интернатах и усыновленные /взятые под опеку.

Можно сделать вывод, что социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления.

10 стр., 4955 слов

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

... исследования: социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот. Цель работы: рассмотреть проблемы социальной адаптации детейсирот в приемной семье. Задачи работы: рассмотреть понятие сиротства; определить причины сиротства в ... образования РФ на 2007 год, официально зафиксировано 742 тыс. детей* сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5% Статистика ...

Глава 2. Источники и причины возникновения социального сиротства

2.1 Краткий экскурс в историю социального сиротства

Сиротство, в том числе и социальное, существовало всегда. Исторически его причинами были массовые потери взрослого населения в результате войн, репрессий, когда сиротами оставались несовершеннолетние дети. Основная масса сирот в то время — сироты биологические. В случае возникновения сиротства в дело по воспитанию и в более широком смысле — социализации включалась церковь, крестьянская община, рабочие мастерские — достаточное количество институтов, способных решить задачу внедрения полноценных граждан в общество. Церковь прививала им религиозные ценности, любовь к окружающим, труду, стране. Рабочие мастерские воспитывали мотивацию к труду, обучали специальностям, давали обществу экономически активного субъекта, а не потребителя социальной помощи и выплат. Крестьянская приемная семья прививала опыт семейной жизни, воспитывала семейные ценности, прививала мотивацию на создание собственной семьи в будущем [https:// , 17].

Правовой механизм действовал в соответствии с законными актами Свода законов Российской Империи, определявшими порядок установления опеки и попечительства над сиротами, а также процедуры усыновления незаконнорожденных детей. Однако данный механизм имел ряд существенных недостатков: в систему государственной опеки входили не все категории сирот; опека была ориентирована, главным образом, на сохранение имущества сирот привилегированных сословий; законом не устанавливался порядок отказа от опеки, а также наложения штрафов за неисполнение опекунских обязанностей; отсутствовала четкость отношений опекунских учреждений и опекуна. Несовершенство правовой регуляции сиротства было очевидно для современников, в связи с чем наблюдалось постоянное стремление общественности усовершенствовать опеку над малолетними, не связывая ее с принципом сословности, следование которому оставляло заброшенными многих детей-сирот.

И. В. Социальное

Социальное сиротство в нынешних масштабах — порождение ХХ века. Оно сформировалось в силу влияния нескольких факторов. Во-первых, вследствие делегирования государству воспитание детей и, фактически, снижения воспитательной роли семьи. Государство приняло на себя роль патрона и обезличило подход к детям, навязав собственную идеологию. Это означало, что предоставляя ребенку необходимый минимум услуг, государство требовало безусловного подчинения и лояльности. Семья воспринималась в большей степени как дополнительный фактор контроля над личностью и как институт воспроизводства населения. Во-вторых, нужно отметить подрыв института материнства, семьи и брака революционными экспериментами с последующим ужесточением семейной и репродуктивной политики. Все это привело к девальвации семейных ценностей, обесцениванию семьи и брака, извращению их функций. В-третьих, ослабление государства и его идеологической машины вкупе с подрывом на этом фоне стабильности семьи вызвало упадок основных семейных ценностей, снизило ценность детей, сформировало гедонистические установки у родителей, вызвало увеличение числа неблагополучных семей и, как результат, количество социальных сирот. Наконец, современная система социализации социальных сирот — это система полного удовлетворения возникающих потребностей, воспитывающая в сиротах лишь чувство исключительности и иждивенческие установки.

49 стр., 24228 слов

Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без ...

... изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так ...

М. В. Роль

Следовательно социальное сиротство, как масштабное явление сформировалось в начале ХХ века, под воздействием факторов, вызванных делегированием государству семьёй функций воспитания детей.

2.2 Источники и причины социального сиротства

Е. Б. Социальное

1 . Манкирование отцовскими и материнскими обязанностями . Отмечается значительный рост родителей, манкирующих своими отцовскими и материнскими обязанностями. Это отмечается многими специалистами, такими как: Гордеева (2004: 40); Зорина (2007: 182).

и др.

2. Жестокое обращение по отношению к детям . Если мы посмотрим на понятия, которые мы применяем постоянно, когда описываем ситуацию с детьми: дети, «оставшиеся без попечения», «социальное сиротство», «жестокое обращение с ребенком», то мы можем сказать, что все дети, которые в свое время остались без попечения, пережили жестокое обращение в семьях. Если его трактовать так, как это принято в научной литературе, т. е. как область физического, сексуального, психического (эмоционального) насилия и пренебрежение основными нуждами и потребностями ребенка, то мы поймем, что все дети, оставшиеся без попечения, пережили тот или иной вид жестокого обращения. Поэтому, если мы говорим о жестоком обращении по отношении к детям, то мы называем корневую причину социального сиротства. Это важно понимать, когда мы хотим снизить уровень социального сиротства. Зачастую, дети бегут из дома становясь жертвами насилия. Это не только применение силы, но и сексуальное насилие.

3 . Семья, находящиеся в стадии кризиса . Семьи проходят разные стадии кризиса, прежде чем становятся маргинальными, хронически пьющими, не работающими. Каждая семья начинает с того, что проходит стадию, на которой у нее возникают проблемы. Ее проблемы такие же, как у наших с вами семей. Например, рождение второго ребенка, или в семье жила бабушка, которая брала на себя часть нагрузки по воспитанию детей, потом она уехала или умерла. И в семье наступает кризис из-за того, что родители не готовы всю нагрузку взять на себя. Если семью в этот момент не выявить, то ее проблема, с которой здоровая семья справляется своими ресурсами, может вырасти для неблагополучной семьи в кризис. У такой «ослабленной» семьи не хватает внутренних ресурсов для того, чтобы преодолеть проблему. Не получив помощи извне, кризис в семье начинает нарастать и в конце концов проблема усугубляется, и мы через какое-то время сталкиваемся с необходимостью отобрать детей, ибо дальнейшее проживание представляет угрозу их жизни или здоровью. Чем дольше семья находится в кризисе, тем меньше ее потенциал для восстановления, реабилитации и тем больший объем усилий необходим для того, чтобы помочь ей, чтобы она преодолела свой кризис. Это не только реабилитационные, но и финансовые усилия, которые необходимы, чтобы семью из кризиса вывести. Если мы имеем дело с поздним кризисом, то в нашей российской ситуации мы уже не имеем возможностей помочь семье. В основном мы уже занимаемся ребенком. Тут в работу включаются школы-интернаты, детские дома, дома ребенка.

13 стр., 6247 слов

Дети растущие в неполных семьях

... аукнется, так и откликнется». Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции ...

А. Л. Беспризорные

5 . Злоупотребление родителями алкоголем и наркотических веществ . Достаточно большое число детей убегают от родителей-алкоголиков и родителей-наркоманов. Как правило эта причина не является единственной и дополняется другими причинами, такими как: голодание, жестокое обращение плохие отношения с родителями, не имение других близких родственников, не понимание и не имение поддержки со стороны учителей.

Береева Е. Б.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными причинами социального сиротства являются:

  • Нарушение жилищных и имущественных прав ребёнка.
  • Ухудшение материального положения значительной части населения.
  • Безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей
  • Конфликты в семье
  • Алкоголизм и употребление наркотиков родителями
  • Жестокое обращение с детьми
  • Ослабление работы по организации досуга детей по месту обучения и проживания

Основным методом профилактики социального сиротства — это раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Причём к социально опасным ситуациям относятся не только ситуации с пьющими родителями, но и положение несовершеннолетней мамы, и семьи, оказавшейся в трудных жизненных обстоятельствах. И если во время не оказать таким семьям помощь, то дети и подростки из этих семей могут оказаться в интернатных учреждениях. Лишённые семьи, они в дальнейшем испытывают огромные трудности в построении собственной семьи. Единственный выход из такой ситуации — развитие семейных форм устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

социальное сиротство правоустанавливающий защита

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что проблема социального сиротства в России выглядит действительно угрожающе. Цифры по данному явлению, предоставленные на современный период, превышают цифры по тому же явлению на период Великой Отечественной войны, хотя общее число российских граждан с тех пор заметно уменьшилось.

Итак, социальные сироты — это дети, имеющие биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются их воспитанием и не участвуют в их судьбе.

Как мы увидели, корни проблемы социального сиротства уходят еще в советские времена. Именно падение ценности семьи и послужило первотолчком к возникновению этого социального явления. Второй важной причиной явилось ухудшение жизненного уровня большинства российских граждан, которое повлекло за собой асоциальный образ жизни некоторых родителей.

Современное состояние проблемы социального сиротства выглядит катастрофическим. С каждым годом количество социальных сирот растет, и их число уже превышает 685 тысяч по данным официальной статистики. Причем усыновляют только 6 тысяч детей в год. Остальные же находятся в учреждениях интернатного типа, что неблагоприятно влияет на их дальнейшую судьбу.

4 стр., 1760 слов

Социальное сиротство как проблема современного общества

... комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам. ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ Одна из важнейших проблем России 3-тысячилетия – проблема обездоленных детей. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны ...

Проблема социального сиротства в нашей стране решается как государственными, так и негосударственными методами. Со стороны государства — это указы, различные социальные программы, решения конференций и круглых столов, заседаний правительства. Со стороны общественных организаций — это посильная практическая и теоретическая помощь детям-сиротам. Но именно сотрудничество этих двух сторон и принесет разрешение этой современной сложнейшей проблемы. Важным моментом этой деятельности является формирование общественного мнения относительно детей, оставшихся без попечения родителей. Люди не должны отказываться от таких детей, как от прокаженных, наоборот. Им также как и всем нужна забота, ласка и семейное тепло.

Поэтому самым первым шагом в решении этой проблемы является попытка искоренить причины этого явления, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика, которая в настоящее время еще только начинает возрождаться, правительство только в последнее время начинает проявлять к семье повышенный интерес. Так, например, на заседании круглого стола «Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства» было предложено создать в Российской Федерации Министерство семейной политики. Необходима такая семейная политика, которая была бы нацелена на укрепление семьи, как социального института, нужна пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи (за период с 1997 года возвращено в семью 5200 детей); производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является разработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе.

Е. М. Управление, С. И. Толковый, И. В. Социальное

4. Конвенция ООН о правах ребёнка/ . shtml

Н. Ф. Социальное, М. В. Рольфедеральных, Е. Б. Социальное

от 29.12.1995

от 22.06.2007

А. Л. Беспризорные, Береева Е. Б.