Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Рассматривая историю права, отметим, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы курсовой работы я выбрала правосознание и правовую культуру.
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.
Правовое сознание и правовое воспитание
... руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по уровню отражения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических действий. Для ...
Тема правосознания и правовой культуры, несомненно, остаётся актуальной в настоящее время. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры и правосознания, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений, теорий и тому подобного. Общеизвестно, что важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания выступает уровень правосознания людей, живущих в нем. Для России это особенно актуально, так как в 1993 г. была принята Конституция РФ, где в ст. 1 провозглашается, что Россия – правовое государство, а в настоящее время, как показывают социологические опросы, большинство граждан не верит в действенность законодательства, кроме того подавляющее количество населения не знает своих основных прав, не знает куда обращаться в случае их нарушения, что свидетельствует о крайне низкой правовой культуре населения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе изучения проблем правовой культуры и правосознания.
Предметом исследования является возникновение, развитие и функционирования общественных отношений, складывающиеся в процессе изучения проблем правовой культуры и правосознания.
Целью исследования является определение роли правосознания и правовой культуры в современном обществе, с помощью которых возникает возможность регулировать общественные отношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и свойства правосознания;
- изучить классификацию правосознания и формы его деформации;
- выявить функции правосознания в современном обществе;
- рассмотреть понятие и структуру правовой культуры;
- определить место и роль правового воспитания населения в правой культуре;
- исследовать функции правовой культуры.
Методологические основы исследования. Общую методологическую основу работы составляют общенаучные диалектические методы познания, включающие как предпосылочные принципы: объективности, системности, так и поисковые: восхождение от абстрактного к конкретному. Наряду с общенаучными методами познания применялись часнонаучные методы: описательный, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод системного анализа.
Структура работы обусловлена целью, задачами и предметом исследования и состоит из введения, двух разделов, объединяющих в себе шесть подразделов, заключения и списка используемых источников.
Фрагмент работы для ознакомления
1.1 Понятие, свойства и функции правосознания
Правосознание является одной из форм общественного сознания, содержащей взгляды и убеждения, идеи и традиции, то есть совокупность мысленных и чувственных оценок, которые относятся к праву и связанным с ним явлениям. Правосознание представляет собой объективное непреходящее явление, свойственное любой правовой системе, любому политическому устройству общества, организованного в государство, при этом от их вида непосредственно зависит его уровень, а от его уровня непосредственно зависит их перспектива .
Правовая культура (2)
... правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития ...
В правосознании отражается не только позитивное право, но и история и тенденции развития права в целом, а в условиях современной глобализации в немалой степени и правовые явления других обществ. Кроме того, правосознание взаимообуславливается не только с действительным, но и с желаемым правом. Поэтому существенная особенность правосознания заключается в том, что оно не только отражает окружающую правовую действительность, но и активно — прямо и косвенно — участвует в ее формировании и реализации. По большому счету, уровень развития права на конкретном этапе не может быть выше уровня развития правовой культуры и массового правосознания, поскольку они составляют его основу.
1.2 Классификация видов правосознания и формы его деформации
Правосознание представляет собой довольно объемную и многозначительную категорию, отдельные его особенности в теории и на практике могут существенно отличаться в зависимости от субъекта правосознания, от точки зрения, с которой проводится анализ. Это приводит к необходимости классификации видов правосознания для конкретизации понятий в исследованиях.
Основными применяемыми критериями видов правосознания являются: субъекты правосознания, его уровень, направленность и степень осознанности.
1. По уровню (глубине) отражения правовой действительности правовое сознание классифицируется на следующие виды:
2.1 Понятие и структура правовой культуры
Правосознание, будучи элементом правовой жизни общества, активно взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. В совокупности все эти ценности, созданные обществом в области права, формируют правовую культуру.
Основой правовой культуры является правосознание, но как самостоятельная категория она включает в себя также юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.
2.3 Место и роль правового воспитания населения в правой культуре
Высокая правовая культура и лояльное правосознание присущи не любому обществу, они не являются лишь следствием объективной потребности. Правовая культура повышается в процессе целенаправленной деятельности по правовому воспитанию субъектов права, обязанность осуществлять которые лежит на государстве и всех остальных институтах политической и правовой системы общества.
Правовое воспитание предполагает осуществление комплекса мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера, направленных на создание надлежащих условий для обретения гражданами определенного объема правовых знаний и навыков в их применении, необходимых для реализации гражданами своих прав и свобод, а также выполнения возложенных на них обязанностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правосознание является одной из форм общественного сознания, содержащей взгляды и убеждения, идеи и традиции, то есть совокупность мысленных и чувственных оценок, которые относятся к праву и связанным с ним явлениям. Правосознание представляет собой объективное непреходящее явление, свойственное любой правовой системе, любому политическому устройству общества, организованного в государство, при этом от их вида непосредственно зависит его уровень, а от его уровня непосредственно зависит их перспектива.
Проблемы правового воспитания
... Становление современной системы правового воспитания и формирование правосознания можно датировать началом 90-х годов ХХ века. В это время структурируются новые концепции правового образования, разрабатываются различные региональные программы правового воспитания. Таким образом, проблема правового воспитания ...
Правосознание как сложное структурное образование включает в себя несколько категорий, являющихся одновременно неотъемлемыми элементами и уровнями правосознания: правовую идеологию, правовую психологию, индивидуальные знания о праве, личностные ценности индивида и субъективную волю индивида.
Список литературы [ всего 24]
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/pravovaya-kultura-i-pravovoe-soznanie-2/