Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции

Рыночная экономика — это сложнейшая система, состоящая из огромного количества разных производственных, финансовых и информационных структур, коммерческих, взаимодействующих на основе разветвленной системы, которая объединяется единым понятием «рынок». Здесь делятся на производителей и потребителей, продавцов и покупателей, здесь же в результате совместных действий спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Основным понятием, которое выражает основную часть рыночных отношений, является «конкуренция». Существует множество определений «конкуренции» . Все определения дополняют друг друга. Если переводить с латинского, конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция — это борьба, и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке.

Основной отличительной чертой, которая выдвигает преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует тому, чтобы рыночное общество и поступательное движение цивилизации прогрессировало.

Каждый экономист должен знать, что чем рынок больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции, тем он и эффективнее. Только на таком рынке цены могут служить надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

1. Условия возникновения совершенной конкуренции

Какие условия возникновения совершенной конкуренции и почему именно они более всего подталкивают фирму к повышению экономической эффективности?

Рынок совершенной конкуренции будет устойчив лишь тогда, когда в основе его будут присутствовать все необходимые условия:

1.Достаточно большое количество фирм, которые будут производить однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Эти субъекты означают, что объемы предложения (спроса), даже самых крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объёмом продаж на рынке, что эти субъекты никак не могут повлиять на цену.

Теоретически ситуация выше, можно считать, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы в основном никак не могут повлиять на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

7 стр., 3247 слов

Маркетинг как философия субъектов рынка

... подразделениями учреждения. Суть маркетинга как философии рынка выражается для ... по административно-хозяйственной работе или на коммерческий ... т.е. доминирование цены потребления над ценой продажи. ... маркетинге декларируется подход, выразившийся в известном лозунге: "Мы продаем не товары (услуги), а решения проблем потребителей". Для решения каких проблем личность обращается к предложению ...

Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

2. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей взаимозаменяемы полностью для каждого покупателя, а также предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 45 0 . На «рис.1» кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.

Рис 1. Однородность продукта

X

Y

O

A

B

45 0

В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

  • Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
  • Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
  • Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
  • Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
  • Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

4. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»).

Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с асимметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

6 стр., 2962 слов

Особенности поведения олигополистических фирм в России

... в отрасль новых предприятий. 2. Особенности олигополистического ценообразования Поведение фирм на олигополистических рынках является конкурентным. В борьбе за прибыль и увеличение своей доли на рынке используется контроль цен, ... контроль действующих фирм над новой технологией и новейшими продуктами с помощью патентов и технических секретов и т.п.). Дело в том, что крупных фирм в отрасли никогда ...

5. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.

6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

7. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

8. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

9. Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

2.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

2.1 Спрос на продукт фирмы

Спрос на продукт фирмы – это не что иное, как максимально возможный объём продаж, этой фирмы при некоторой установленной ею цене на собственный продукт.

Можно описать взаимосвязь между ценой и количеством спроса с точки зрения восприятия конкурентной фирмы графически, как на «рис. 2».

рис.2

Нетрудно заметить, что эта кривая спроса очень проста. Конкурентная фирма полагает, что не продаст ничего, если запросит цену выше рыночной. Продавая товар по рыночной цене, она может продать любое его количество, какое захочет, а продавая по любой цене ниже рыночной, она удовлетворит по этой цене весь рыночный спрос.

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия «рис.3».

Q

d d dd

Рис 3. Линия спроса конкурентной фирмы

6 стр., 2502 слов

Рыночное поведение конкурентной фирмы

... цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна. [20, c.209-210] Рис. 2.1. Кривая спроса для конкурентной фирмы ... прибыли становится максимальной. Рассмотрим поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Здесь фирма по-прежнему сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свою продукцию. Только ...

P

P 0

O

Когда мы смотрим на график «рис. 3а» спроса конкурентной фирмы, может возникнуть вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса?

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. В этой ситуации фирма может продать по цене равновесия любое количество товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы.

e

d d

P

P 0

d S

S d

Рис. 3а. Совпадение на рынке цены равновесия с линией спроса фирмы

P

P 0

O

Q O Q

P

Важно понять различие между «кривой спроса для фирмы» и «кривой рыночного спроса». Кривая рыночного спроса показывает взаимосвязь между рыночной ценой и общим объёмом проданного выпуска. Кривая же спроса для фирмы показывает взаимосвязь между рыночной ценой и выпуском этой конкретной фирмы.

Совершенно-конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. К примеру, в отрасли будут действовать 1 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых будет выпускать по 10 единиц продукта. Совокупное предложение, таким образом, будет составлять 10 тыс. единиц. Теперь предположим, что одна из этой тысячи фирм сократит свое производство до 5 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение – а если быть точнее, то общая величина предложения уменьшается с 10 тыс. до 9995 единиц. Это очевидно малое изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Но при любой цене, которая будет превышать P 0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Если фирма попытается поднять цену выше P0 , то она потеряет своих клиентов. (2 , стр.405-406)

2.2 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде фирма может столкнуться с разными уровнями цены, к которым она может лишь приспособиться. От размера цены зависит, какой вариант дальнейшего поведения выберет фирма. Существуют два таких вариант: максимизация прибыли и минимизация убытков. В свою очередь, минимизировать убытки можно, не прекращая производства или путем временной его приостановки.

Рассмотрим случай, когда рыночная цена превышает минимум средних общих издержек краткосрочного периода. Это означает, что фирма получает экономическую прибыль, и ее задачей является максимизация этой прибыли. Предельный доход фирмы имеет постоянную величину, равную цене товара. Кривая предельного дохода одновременно представляет собой кривую спроса на единицу товара и является горизонтальной прямой линией (рис 4).