Особенности создания электронного портфолио студента

Курсовая работа

В последнее время все чаще возникает необходимость составить «презентацию» показывающую собственные сильные стороны человека. Данный материал может быть полезен при устройстве на работу, поступлении в учебное заведение, получении контракта на выполнение какой-либо работы и т. д. Существует специальные термин, обозначающий данную презентацию — «портфолио». Данное слово произошло от итальянского portfolio, что в переводе означает «портфель, папка для документов». В соответствии с переводом можно дать и вольное определение данного термина. Портфолио — это сборник (портфель, папка) образцов работ, дающих представление о возможностях автора портфолио.

Содержание портфолио определяется направлением деятельности лица (или фирмы) для которого оно составляется. Портфолио фотографа содержит образцы его фотографий. В случае веб-дизайнера элементами портфолио будут являться ссылка на сайты за его авторством. Портфолио фотомодели содержит фотографии, сделанные на фотосессиях с ее участием. Портфолио актера содержит его фильмографию и особенно удачные кадры из кинофильмов или спектаклей.

В связи с широким распространением компьютерной техники она начинает использоваться во все новых сферах человеческой деятельности. Не обошла стороной компьютеризация и процесс создания портфолио. В связи с тем, что достаточно часто возникает необходимость передать портфолио людям, находящимся в географически удаленном регионе, возможность создания портфолио в электронном виде становится все более актуальной.

Цель исследования: изучение основных принципов, используемых в процессе создания электронного портфолио. В силу того, что содержимое портфолио однозначно определяется профилем деятельности того лица, для которого оно создается, в процессе выполнения настоящей работы необходимо определить данное лицо. Все рассмотренные в основной части работы вопросы будут раскрываться применительно к созданию портфолио студента.

Объект исследования: процесс создания портфолио.

Предмет исследования: исследование применения компьютерной техники в создании электронного портфолио.

Задачи исследования:

изучить принципы создания портфолио

провести анализ инструментальных средств, которые могут быть использованы при создании портфолио

создать портфолио

Методы исследования:

теоретический

сравнительный

практический

Практическая значимость исследования представляет собой возможность сохранить документальное подтверждение достижений студента в процессе его обучения в ВУЗе.

7 стр., 3069 слов

Методы исследований социально-экономических процессов в регионе

... необходимость в изучении отдельного вида социально- 4 Социологические методы в изучении социально-экономических процессов Выборочный метод в социологическом исследовании социально-экономических процессов При проведении исследований такого социально-экономического процесса как реклама (например, в случае необходимости отслеживать ...

1. Общие сведения о портфолио

1 Структура портфолио

В основу структуры портфолио положено формирование общей и профессиональной компетенции студента (Рисунок 1).

Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области [1, с. 114].

Рисунок 1 — Структура портфолио

Общая компетенция — совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. К общей компетенции относят информационно-коммуникативную, исследовательскую и рефлексивную компетенции (см. Рисунок 2).

Рисунок 2 — Составные части общей компетенции

Информационно-коммуникативная компетенция представляет собой качественную характеристику личности специалиста, выраженную в совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в динамичном информационно-коммуникативном пространстве.

В структуре информационно-коммуникативной компетенции личности можно выделить следующие компоненты [5, с. 84]:

  • когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);
  • мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);
  • коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);
  • рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);

технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий).

Информационно-коммуникативная компетентность является сформированной студентом способностью использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения в сфере создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности.

Исследовательская компетенция — это совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (см. Рисунок 3).

Рисунок 3 — Средства выражения результатов сформированной исследовательской компетенции

К компонентам исследовательской компетенции относят [5, с. 91]:

  • когнитивный компонент: рассматривается как совокупность знаний и понятий, которые необходимы студенту, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей учебной и творческой деятельности.
  • мотивационный компонент: смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.
  • ориентировочный компонент: совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях.
  • операциональный компонент исследовательской компетенции: совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.

Рисунок 4 — Средства выражения результатов сформированной рефлексивной компетенции

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5]. Эффективность ... Научная новизна и значимость: на данный момент проблема волонтерской деятельности как формы профессионального обучения в социально ориентированных профессиях мало исследована. Не смотря ...

Рефлексивная компетенция представляет собой профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности (Рисунок 4).

К компонентам рефлексивной компетенции относят [5, с. 95]:

  • когнитивный компонент: знания о том, что такое рефлексия и как ее осуществлять;
  • операциональный компонент: применение рефлексивных умений и навыков, прежде всего, навыков саморазвития и самосовершенствования: постановки адекватных задач, стремления к их достижению, точного определения задач, выполнения действий, осуществления контроля и самоконтроля в деятельности;
  • личностный компонент: ценностное отношение к рефлексии находит свое проявление в повышении уровня рефлексивности как значимого личностного качества.

Профессиональная компетенция — способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция студентов формируется в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей (см. Рисунок 5).

Рисунок 5 — Составные части профессиональной компетенции

Общепрофессионалъные дисциплины — совокупность учебных дисциплин, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности и раскрывает варианты компетентностной подготовки специалистов. Профессиональный модуль — это отдельная, законченная единица (начальной или непрерывной) профессиональной подготовки, имеющая некий размер, доступ к которой контролируется путем соблюдения предварительных условий и целей обучения и которая позволяет получить контролируемый и аттестованный результат.

Рисунок 6 — Результаты участия в общественно-полезной деятельности

Общественно-полезная деятельность — данный раздел портфолио может содержать материалы тех мероприятий, в которых принимал участие студент: фотоотчеты, видеоматериалы, конкурсные плакаты, рисунки, эмблемы, паспорта проектов, публикации в СМИ, каталоги, а также грамоты, дипломы, сертификаты, разработки проводимых мероприятий (см. Рисунок 6).

5 стр., 2107 слов

Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного ...

... и профессиональной деятельности. Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. 2. Взаимосвязь общей культуры студента с его образом жизни Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. ...

В настоящем разделе определена общая структура некоего «универсального» портфолио студента, которая может быть использована в качестве основы для построения реальной личностной «презентации». Естественно, что на практике в состав портфолио могут быть включены далеко не все из описанных выше разделов. Однако наличие подобного описания дает достаточно полное представление о том, какая информация может быть отражена в портфолио студента.

1.2 Содержание портфолио

Основной целью создания портфолио студента является накопление и сохранение документальных подтверждений собственных достижений студента в процессе его обучение в ВУЗе. Задача составления портфолио решается студентом самостоятельно. Сотрудники ВУЗа могут лишь дать студенту общие рекомендации по ведению портфолио и посодействовать в размещении готово портфолио для ознакомления с ним потенциальных работодателей. Созданное в процессе обучения студента портфолио будет являться наглядной демонстрацией его достижений и может послужить одним из факторов, основываясь на котором работодатель примет решение о приеме на работу именно автора портфолио. Однако помимо повышения конкурентоспособности будущего специалиста при помощи портфолио могут быть выполнены и некоторые другие функции [1, с. 24]:

Мотивации к образовательным достижениям. При условии ведения студентов собственного портфолио, вполне естественно, что он будет стремиться к его наполнению: участию в конкурсах, семинарах, получению высоких оценок, успешном прохождении практики.

  • Приобретение опыта к деловой конкуренции. Необходимость составления портфолио прививает студенту навыки в представлении собственных достижений в выгодном свете по отношению к потенциальным конкурентам.

Обоснованная реализация самообразования для развития профессиональных компетентностей. Необходимость составления портфолио, стремление к получению преимуществ по сравнению с другими студентами, часто приводит к желанию получения дополнительных знаний в профессиональной области и повышения собственной профессиональной компетенции.

Выработка умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей. Необходимость представления собственных достижений в более выгодным, по сравнению с другими студентами, свете приводит к тому, что автор портфолио стремится подчеркнуть и, в конечном итоге, развить свои наиболее сильные стороны.

Рассмотрев основные задачи, которые решаются путем составления портфолио, стоит рассмотреть и практические детали его реализацию. Начать данный обзор следует со структуры портфолио. На практике каждый из студентов может самостоятельно определить структуру и содержание своего портфолио. Ниже мы попытаемся раскрыть полный список разделов, которые могут содержаться в портфолио студента [7, с. 58]:

  • Часть 1 «Введние» — краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.
  • Часть 2 «Мои достижения» — материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта.
  • Часть 3 «Я в мире людей» — материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.

Часть 4 «Взгляд не себя и в будущее» — материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

6 стр., 2941 слов

Электронное портфолио — особенности формирования и внедрения ...

... использование портфолио в процессе оценки. Важно отметить, что в методе портфолио акцент оценивания сосредотачивается не на то, что студент знает, а на то, что студент ... сеть? Кто будут первичными, главными пользователи оборудования? Кто будет поддерживать всю систему сбора, хранения, редактирования и презентации электронного портфолио в рабочем состоянии? Организация — Кто будет выбирать документ ...

Часть 5 «Заключение» — обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.

Рассмотрим содержания указанных разделов более подробно.

Часть 1 («Введение») содержит следующие элементы:

Фотография.

  • Резюме.

Цели и задачи составления портфолио., Структуру портфолио., Специфические характеристики портфолио.

Часть 2 («Мои достижения») содержит следующую информацию:

Официальные документы:

документы об окончании школы;

o сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий;

документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы;

  • сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах;
  • журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах;

o список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован.

Жизненный опыт:

автобиография;

  • эссе «Взгляд в прошлое»;
  • анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни;
  • основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это;
  • газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев;
  • характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц об авторе портфолио;