Половое воспитание подростков. Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности

Курсовая работа

Половое воспитание детей и молодежи является довольно сложной задачей, сочетающей в себе моральные, этические и гигиенические проблемы. Зарегистрированная во многих странах мира, особенно экономически развитых, акселерация обусловила изменение не только антропометрических параметров, но и темпов полового созревания детей и подростков.

Русский писатель и врач В.В. Вересаев еще в прошлом веке отмечал: «Три момента, которые по самой сути своей необходимо должны совпадать, — половое стремление, половое удовлетворение и размножение, — отделяются друг от друга промежутками в несколько лет. Девочка десяти лет способна стремиться стать женою, но стать женою она может только в шестнадцать лет, а стать матерью не раньше двадцати!» Добавим к этому, что осознанно и ответственно отнестись к материнству женщина способна, как правило, имея достаточный жизненный опыт. Это в полной мере относится и к юношам.

Между тем низкий уровень культуры и нравственного воспитания, с одной стороны, и ханжеские запреты на всякую официальную информацию о половой жизни, с другой — привели к тревожной ситуации в нашем обществе. Большинство молодых людей начинают половую жизнь еще в подростковом возрасте, зачастую не имея ясного представления о зачатии, родах, вреде аборта. А самое главное — не испытывая любви к партнеру. Опрос десятиклассниц одной из московских школ показал, что примерно половина (!) девушек класса активно живут половой жизнью, меняют партнеров (выбирая, как правило, намного старше себя) и открыто обсуждают их «мужские достоинства». Растет число подростковых беременностей; большинство их заканчивается абортом (в лучшем случае медицинским), после которого многие девушки на всю жизнь остаются бесплодными. Криминальный же аборт часто приводит к гибели женщины.

1. Проблема сексуальной свободы

В последние годы проблема «сексуальной свободы» открылась новой, зловещей стороной. «Чума XX века» — СПИД — не снисходит к оправданиям типа «молодость — пора любви», «дело молодое — кто не безгрешен». В связи с этим вопросы полового воспитания, половой культуры, неразрывно связанные с общим нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием, приобрели жизненную важность.

11 стр., 5184 слов

Терапия сексуальных расстройств

... разъяснение больным механизмов возникновения расстройств сексуальной функции, снятие вторичных невротических проявлений и борьбу с гиперактуализацией нарушения половой потенции. Наиболее эффективным при этом ... Ее задача состоит в разъяснении физиологических механизмов ослабления половой потенции и его временного характера при длительном половом воздержании. В задачу таких психотерапевтических ...

Не будет преувеличением сказать, что такие качества, как чистоплотность и аккуратность имеют очень большое значение для полового воспитания ребенка. Обязательно приучите малыша мыть руки перед едой и после каждого посещения туалета, принимать вечерний душ или обмываться проточной водой. Вода должна быть теплой, купание не следует затягивать. Нательное белье надо менять ежедневно, каким бы чистым оно ни выглядело (помните, что оно впитывает пот, кожные выделения, а трусики — остатки мочи).

Девочек следует приучить к ежедневному подмыванию (спереди назад проточной водой), а мальчиков — к регулярному обмыванию крайней плоти. Относиться к этим гигиеническим процедурам следует спокойно, как, например, к чистке зубов, и не заострять на них внимание детей.

Человек, привыкший ценить чистоту своего тела, как правило, впоследствии испытывает отвращение к случайным половым связям.

Не менее важно сформировать у ребенка навыки аккуратности, причем это касается не только опрятной одежды и убранных игрушек, но и общего ритма жизни. «Мальчик или девочка, с детства привыкшие к порядку, не имеющие опыта беспорядочной и безответственной жизни, эту свою привычку перенесут потом и на отношение к мужчине или к женщине», — писал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Здесь особенно велика роль родителей. Кому не приходилось слышать сетования взрослых на то, что в доме, где растет ребенок, трудно поддерживать порядок, что он «вечно» мусорит, разбрасывает вещи, а на все призывы навести порядок отвечает молчаливым протестом!

Как быть в таком случае? Во-первых, если в современной городской квартире на поддержание порядка уходит много времени, следовательно, порядка просто нет. Осмотритесь: сколько в вашей квартире лишних вещей! Более или менее симметрично их расставляя, вы создаете видимость порядка.

Во-вторых, ребенок, как правило, не «мусорит». Он играет, работает; в процессе этих занятий, конечно, появляются «промышленные отходы» — опилки, гвоздики, кубики, нитки… У ребенка должен быть свой угол (лучше, конечно, комната), где он может заняться своими делами. Там он сам (сам!) должен наводить порядок по окончании игры. Убирая за ним, вы не только бесцеремонно вмешиваетесь в его дела, но и приучаете к лени и иждивенчеству. «А если он не хочет убирать?» — спросите вы. Очень нетрудно сделать так, чтобы ребенок на себе испытал неудобства от беспорядка, от того, что некуда сесть, ничего нельзя найти. Если же вы будете «наводить порядок» в его вещах, да еще упрекая его в неряшливости, он скорее всего возненавидит всякую уборку.

Важным условием полового воспитания является разумная загруженность ребенка домашней работой, возложение на него определенных обязанностей. Занятость ребенка в кружках, секциях, работа на производстве (желательно приносящая заработок) создают правильный, полезный ритм каждодневной жизни. Работа по дому не должна занимать весь день ребенка, мешать учебе, каким-либо важным для него увлечениям. Постарайтесь, чтобы она была, во-первых, обязательной (т.е. необходимым для семьи делом, которого никто другой не сделает), во-вторых, творческой и постоянной (не «сходить за хлебом», а следить, чтобы дома всегда был свежий хлеб; не «помыть пол», а поддерживать постоянный порядок, например на кухне).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ... восприятия. Особое внимание при этом следует определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить ...

Можно предоставить ребенку право выбора продуктов или позволить ему не только убрать, но и оборудовать, украсить кухню, прихожую, как ему вздумается. Это приучает ребенка к ответственности и прививает взгляд на труд как на потребность, а не как на неприятную повинность.

2. Воспитание чувств

Воспитание чувств, способности сострадать, переживать чужую боль, как свою, — важнейшая задача нравственного воспитания. Без «биологического чувства жалости к живому» (С. Образцов) человек легко может стать на путь преступления. Эгоистичный, глухой к чужой боли человек не сможет создать семью, а если и создаст, то сделает несчастными жену и детей.

Добро можно воспитать лишь добром. Краеугольный «тезис» любой педагогической концепции: ребенку необходима ласка. Не бойтесь избаловать или изнежить его. В первые три года детям особенно необходим телесный контакт с матерью. Когда малыша гладят, обнимают, он чувствует себя защищенным, любимым, он спокоен и уверен в себе. Л.А. Никитина, ученый, педагог и мать семерых детей, считает, что в раннем возрасте ребенок и спать должен с матерью вместе. В более старшем возрасте мальчики могут уклоняться от ласк, стыдиться их. Это нормально: если такие чувства возникают, их следует уважать и проявлять свое внимание к ребенку иначе. Девочке ласка, как правило, приятна и крайне нужна для психического здоровья и семейной жизни в будущем. Наблюдения показывают, что мужчины и женщины (особенно женщины), не получавшие в детстве достаточно любви и ласки, впоследствии не могли иметь сколько-нибудь прочных отношений с людьми противоположного пола и пополняли ряды старых холостяков и одиноких женщин.

Важно также воспитывать культуру чувств и желаний. Постарайтесь объяснить ребенку, что не каждое его «хочу» может быть реализовано. Научите считаться с желаниями других людей, для начала — близких, родных.

В старину в больших крестьянских семьях существовал обычай: дети за столом брали себе самые маленькие куски… С этого начинались навыки самоограничения, умение соотносить свои потребности с потребностями окружающих, обстановкой и т.д.

Разговор о половом воспитании дошкольника начнем с «трудных» вопросов, отвечать на которые неизбежно приходится всем родителям. В.А. Сухомлинский, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Вы будущие отцы и матери. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это не только биологический акт, а прежде всего великое человеческое творчество. Только циник и негодяй может думать об этих взаимоотношениях как о чем-то грязном».

Не сами ли взрослые, характеризуя то, что даже церковь называет уважительно «таинством брака», употребляют слова «гадость», «грязь» и т.д., под влиянием которых в детских душах, умах зреет примерно следующее убеждение: «Это гадко, но необходимо. А то, что гадко, но необходимо, можно делать где угодно и с кем угодно. Ведь это просто некрасивая потребность, как, например, посещение туалета. Никто ведь не упрекнет за пользование загаженным вокзальным туалетом».

Давайте воспримем сами и внушим детям: прекрасно то, что ведет к созданию новой жизни.

Отношения между мужчиной и женщиной — глубоко интимное дело. В сокровенном и неприкосновенном должны быть недомолвки — иначе человек перестанет быть человеком, — об этом надо помнить, беседуя с детьми.

3 стр., 1209 слов

Психические расстройства пожилого возраста

... итоги необходимо отметить следующее. Приведенный анализ трех психических заболеваний (болезнь Альцгеймера, Пика, старческое слабоумие), возникающих в предстарческом и старческом возрасте, указывает на их ... и старческий возраст характеризуется значительным снижением частоты преступлений, особенно с применением насилия, однако число половых преступлений, особенно против маленьких детей, снижается ...

Если ваш ребенок спрашивает, откуда берутся дети или заявляет, что он «поженится на Машеньке, когда вырастет», это совсем не значит, что его интересуют сексуальные отношения. Взаимоотношение полов не связано в сознании дошкольника с половой жизнью. Вопрос «откуда я взялся?» стоит в ряду других («почему небо синее?» или «куда девается ночью солнце?»).

Соответствующей должна быть и реакция родителей.

Не следует скрывать от ребенка правду, но не нужно и детализировать ответ, делать его чересчур подробным. Ответ может быть таким: «Ты рос у мамы внутри, как цветок из маленького семечка, до тех пор, пока не стал достаточно большим». Ответ зависит от характера и особенностей вашего ребенка. Если малыш нежный и мечтательный, то можно прибавить к этому и сказку об аисте, сказав примерно так: «А есть еще красивая легенда…» Многие малыши предпочтут именно поэтическую сказку, а не буквальное следование истине.

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» — так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

56 стр., 27702 слов

Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников ...

... здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику ... должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и ... дошкольного, так и школьного возраста. За последние пять ...

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

4 стр., 1600 слов

Воспитание здорового образа жизни у школьников

... жизни как необходимый фактор системы обучении и воспитания школьников.. Предмет исследования: педагогика основных факторов здорового образа жизни. Гипотеза исследования: педагогика здорового образа жизни ... высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье - важный фактор жизнедеятельности человека, ... и общественного поведения в единстве с условиями жизни. Иначе говоря, образ жизни - это ...

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует — можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», — как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

13 стр., 6235 слов

Факторы деструктивного девиантного поведения детей и подростков

... чем исправлять! 1. Поведение человека. Понятие, этапы развития, факторы влияния девиация деструктивный личность Поведение - совокупность действий ... себя, как индивидуума и социальной единицы. У подростка сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих ... желательно на базе уже сформированной, своей позиции половая идентификация, хорошо если имеет здоровую нравственную окраску ...

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной).

Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/polovoe-vospitanie-podrostkovpo-zdorovomu-cheloveku/

Анонимный вопросник «Жизнь и секс» для родителей

(Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя)

а) это нечестно по отношению к будущему супругу;

  • б) это удовлетворение половой потребности;
  • в) приобретается опыт, который будет полезен в семейной жизни;
  • г) возможность проверить половую совместимость;
  • д) это залог будущей измены;

е) другое?

11 стр., 5300 слов

Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек в ...

... курсовой работы. Объект исследования - гендерное воспитание. Предмет исследования - оптимальные пути, формы и методы гендерного воспитания в период дошкольного детства. , Задачи исследования: , Изучение современных подходов к гендерному воспитанию дошкольников. , Описание особенностей поведения дошкольников ...

2. С какого возраста, как вы считаете, можно начинать половую жизнь:

  • а) с 11 лет;
  • б) с 13 лет;
  • в) с 15 лет;
  • г) с 17 лет;
  • д) с 18 лет?

3. Как вы относитесь к проблеме ранней беременности:

  • а) с осуждением;
  • б) личное дело каждого;
  • в) чем раньше, тем лучше;
  • г) меня не волнует;

д) другое?

4. Насколько вы осведомлены о средствах и способах безопасности секса:

  • а) вполне достаточно;
  • б) знаю практически все;
  • в) очень мало, хотел бы узнать больше;
  • г) не знаю и знать не хочу;

д) другое?

5. Если бы вы узнали, что ваша подруга собирается сделать аборт, вы бы:

  • а) осудили ее;
  • б) постарались отговорить;
  • в) поддержали морально;
  • г) посчитали вы это ее личное дело;
  • д) не задумывались об этом;
  • е) аборт – это убийство;
  • ж) считаю, что через это рано или поздно проходит почти каждая женщина;

з) другое?

6. Считаете ли вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег:

  • а) эта работа не хуже, чем любая работа;
  • б) отношусь с осуждением;
  • в) могу представить себя в этом бизнесе;
  • г) считаю, что с этим необходимо бороться;
  • д) проституция – способ получить за собственное удовольствие большие деньги;
  • е) не задумывался (лась) об этом;

ж) другое?

Как мы отвечаем на их вопросы

(шесть типовых вариантов из «ЭН» возможных)

Реакция: «Задам, но не вам».

Реакция: «Долго ждать? Не хотите объяснять – выясню сам».

Реакция: «Ах вот оно что…».

Реакция: «Ну, когда же ты перестанешь так нудно врать?»

Реакция: «Ну и ну…».

Потребность в половой идентификации девочки-подростка заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Это естественные, спонтанно развивающиеся процессы, которые, однако, не могут быть пущены на самотек, требуют вдумчивого педагогического регулирования. Какие проблемы при этом возникают?

Проблема 1. Девочке необходимы образцы, стандарты поведения взрослых женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. С раннего детства они окружены женским влиянием. Оно доминирует и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает.

Дефицит мужского влияния в школе особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить «феминизацию» мужчин и «маскулинизацию» женщин. Попытки вернуть мужчину в школу, предпринимаемые за последние годы, пока результатов не дают. Проблема дефицита мужского влияния остается.

Проблема 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация», масштабы которой приобрели почти глобальный характер.

Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах производственной и общественной жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать на плечи девочек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

23 стр., 11187 слов

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

... побудило нас выбрать тему курсовой работы «Духовное воспитание подростков в процессе обучения школьников». Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке ... смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ... в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А ...

Проблема 3 связана с вопросами полового просвещения. Следует обратить внимание на явное заблуждение в трактовке, понятия «половое воспитание». Воспитание всегда предполагает воздействие на сознание, чувства, поведение.

Проблема 4 — стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы), официальных и подпольных видеотек, видеосалонов, видеокафе. В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью, нравственно неустойчивых просмотр такого рода фильмов может оказать очень сильное влияние.

Рроблема 5. Это наиболее трудная проблема. Ее можно условно обозначить как асоциально-половую адаптацию подростков. Она выражается в таких формах асоциально-полового поведения, как ранняя проституция. Описания этого страшного по своей безнравственности явления открыто и достаточно смело появляются в печати, на радио, телевидении. Школа и общество еще только переживают шок от открытия самого факта, который либо скрывался, либо не обращал на себя внимания. Формула: социализм и проституция несовместимы — долгие годы гипнотизировала общественность.

Известный психолог Эрик Эриксон (1968, 1985) полагал, что обретение чувства половой принадлежности и преодоление сопутствующей этому процессу неуверенности занимают центральное место в развитии подростка. Задача найти себя осложняется для подростка разнообразными потенциальными препятствиями, в том числе устойчивостью представлений о роли того или другого пола (культурными стереотипами признаков или поведения, присущих мужчинам и женщинам) и связанной с ней половой ориентацией. Этот период легче переносится подростками, у которых быстрее складывается образ «силача и заводилы», предполагающий атлетическое сложение, самообладание и готовность идти на риск (у мальчиков) и внешнюю привлекательность, плаксивость и способность идти на жертвы (у девочек).

Труднее протекает формирование половой самоидентификации у подростков, которым сложно усвоить задаваемые стереотипом роли мужчины и женщины. Мальчик-подросток, больше интересующийся балетом, нежели бейсболом, или девочка, способная далеко толкнуть ядро, могут безо всяких оснований получить неприятную кличку, если он или она не в состоянии представить неоспоримые доказательства своей мужественности или женственности другими способами.

В начале или середине периода подросткового развития половое поведение в значительной мере мотивировано не истинным половым влечением, а представлением подростка о том, как следует себя вести и его желанием быть адекватно воспринятым окружающими Miller, Simon, 1980; Gagnon, 1989. Девочки-подростки отчасти «доказывают» свою принадлежность к женскому полу, демонстрируя требуемое установившимися стандартами гетеросексуальное поведение или рассуждая о сексе с видом искушенного человека. Так, 16-летняя девушка, которая не ходит на свидания, может подвергнуться насмешкам как «никому ненужная». Такое отрицательное отношение может быть выражено в еще более резкой форме, если она одевается не так, как «положено» девочкам в данной школе, или чрезмерно подчеркивает свое несексуальное поведение.

В подростковом возрасте интерес к половым вопросам резко возрастает. Начинается процесс полового созревания, который, безусловно, накладывает отпечаток на поведение девочки-подростка. Но происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание ребенка как личности. Появляются первые признаки самоконтроля и саморегуляции поведения. Половое влечение у девочек-подростков приобретает вполне определенную направленность, что проявляется в изменении характера их поведения в присутствии представителей другого пола. При этом, например, девочки начинают разговаривать преувеличенно громко, с особыми интонациями, обнимают одна другую, шепча на ухо секреты. Появляется первое женское кокетство, цель которого — привлечь к себе внимание (причем половое поведение женщины сложнее и разнообразнее поведения мужчины).

Так наряду с кокетством проявляется и другая реакция, связанная с половым влечением у девочек — застенчивость. К ней близка стыдливость. Степень развития этих чувств зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от атмосферы в семье. У каждого человека постепенно складывается модель (внутренняя, идеальная) представителя другого пола и каждый конкретный человек с ней более или менее сопоставляется. В некоторых случаях наступает состояние влюбленности, очень остро переживаемое девочками-подростками. Нечуткое вмешательство взрослых в подобных ситуациях может вызвать сильнейшее психическое перенапряжение у подростка и даже привести к нервному срыву. А взрослые нередко спешат навязать свое мнение, спешат запретить детям делать что-либо, не пытаясь оценить насколько этот запрет может психологически ущемлять подростка. Согласно данным, полученным в одном из исследований, в основе почти 20% конфликтов между матерью и дочерью лежит неодобрение матерью дружбы с мальчиками (“рано”); 11% конфликтов излишнее, по мнению матери, стремление дочери к самостоятельности; 11% конфликтов “Упрямство” дочери; 19% — прическа, косметика, модная одежда.

В свою очередь дочери считают, что “мать все преувеличивает”, или жалуются “мать ругает без конца”. Согласно данным того же исследования конфликты между матерью и дочерью возникали:

  • В 11 лет — в 10% семей;
  • В 12-13 лет — в 72% семей;
  • В 14 и старше — в 18% семей Rosoff, 1989..

Совершенно ясно, что различия во мнениях между взрослыми и детьми несложно сгладить, если быть сознательно заинтересованным в этом.

Ничего плохого в самостоятельности ребенка нет, как нет ничего плохого и постыдного в сексуальном развитии ребенка.

Плохим или хорошим, нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к этому явлению, и в том числе отношению паническое.

Неумелыми действиями (жестокостью, грубостью, потаканием) взрослый может глубоко травмировать душу ребенка, вызвать отчуждение, которое нелегко будет потом устранить. Возникает деформация отношений, воздействовать на ребенка станет все труднее и труднее.

Итак, в период 12-13 лет активно начинаются ухаживания за представителями противоположного пола, причем это определяется не столько уровнем половой зрелости, сколько некими нормами, представлениями о том, как и когда это принято делать у сверстников.

Причем обсуждать свои “любовные” проблемы девочке-подростку легче с друзьями, а не с родителями. (В одном психологическом исследовании испытуемым разного возраста задавали вопрос — Чувствовали ли Вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать проблемы с друзьями, а не с родителями? Положительный ответ дали 61% девочек-подростков 11-13 лет.

В связи с необходимостью заинтересовать собой представителя противоположного пола резко возрастает внимание к своим внешним данным (не внутренним) и мнению окружающих по этому вопросу.

Просто ужас вызывают веснушки, угри, редкие зубы, рыжие волосы.

Невероятно повышается чувствительность к обидным замечаниям окружающих по этому поводу. Стоит “объекту” любви хотя бы один раз, в шутку, высказаться по поводу внешности своей воздыхательницы — как “любовь“ исчезает. Говорить о проявлении у девочек влюбленности в подростковом возрасте можно много, главное, думается, в том, что половое влечение не должно подавляться. Оно должно наоборот поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Требуется современное возрастное сексуальное просвещение девочек-подростков. “…если добродетель есть неведение, то все животные — предобродетельные особы. Добродетель девушки не в том, чтобы она младенчески не знала, а в том, чтобы она младенчески знала, и в знании оставалась чистою.” В.Г. Белинский

Совсем особый тип поведения наблюдается у учащихся старшего школьного возраста.

Центральное новообразование этого периода — процесс активного развития личности, интенсивного формирования мировоззрения. Большой интерес старшеклассницы проявляют к проблемам долга, чести, справедливости. Высока у них потребность в доверии, уважении, равном отношении со взрослыми. (В старших классах человеку незнакомому предпочтительно обращаться к учащимся на “Вы”).

Неуважение к личности старшеклассницы к ее “я” может привести не только к конфликтам, но и к отклонениям в нравственном поведении.

Этот возрастной период развития является не менее сложным и противоречивым, чем возраст подростка. С завершением полового созревания усложняется общественное положение старшеклассниц. Возникают интимные отношения, новые половые чувства, отличные по форме и содержанию от тех которые имеют место у взрослых мужчин и женщин. В юношеские годы несколько изменяется проявление “гормональной бури”. Девушка-подросток (старшая) также повышенно возбудима, эмоционально неустойчива, реакции ее неадекватны. Своеобразной формой психотерапии выступают в этом случае именно дружба, любовь. В этом возрасте физическая коммуникация начинает вытесняться словесным общением. Объятия, щипки, поглаживания заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыми намеками. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые нередко выходят из себя от их продолжительности и бессодержательности, не понимая, что сам контакт с ровесниками выполняет для них специфическую роль — поддержание самоутверждения личности.

Максимализм в суждениях, категорическая критичность — это тоже черты учащихся старшего школьного возраста.

Именно в силу этих качеств девушки не прощают измены (взгляд, улыбка, танец) своему партнеру, и, разрывая отношения, замыкаются в себе, переживая свою боль внутри себя и “мстя” всем окружающим за эту боль.

Очень важно к этому возрастному периоду развития пробудить у девочки чувство девичьей чести, женского достоинства. Тогда у родителей не будет оснований опасаться за чистоту ее отношений с противоположным полом. Строгость воспитания конечно нужна, но это должна быть строгость умная и справедливая.

Рекомендуется: совместное времяпрепровождение, танцы, вечера отдыха, походы, обсуждения концертов, совместный спорт, встречи “домами”. Важно научить юношей и девушек общаться, избегая пошлости и грязи. Возвысить половое влечение, переосмыслить его как высшую форму человеческой близости, которую достигают далеко не все.

По нашему мнению, наиболее эффективным может оказаться компромиссный подход в половом воспитании девочек в семье, подчеркивающий важность воздержания, но оставляющий подростку альтернативные варианты поведения. Для практической реализации такого подхода необходимо следующее Peterson, 1988.:

  • поощрять принятие подростками самостоятельных здравых решений;
  • предоставлять им наглядную информацию, иллюстрирующую неблагоприятные последствия для здоровья ранней беременности и заболеваний, передаваемых половым путем;
  • оказывать моральную поддержку подросткам, решившимся воздерживаться от половых контактов;
  • способствовать укреплению взаимопонимания между подростками и родителями;
  • привлекать к половому воспитанию подростков их родителей, а также пользующихся уважением других взрослых людей;
  • предоставлять высококвалифицированные консультации и медицинскую помощь всем нуждающимся.

Чрезвычайно важно осознать, что половое воспитание подростков не может быть успешным, если оно концентрирует внимание лишь на биологических аспектах и отрицательных последствиях.

Наши дети прекрасно учатся читать, рисовать и даже играть на скрипке. Если половое воспитание будет включено в общий поток знаний с общими правилами изучения жизненных наук, у наших деток никогда не будет патологий, проблем и «белых пятен» в сексуальных вопросах.

Трудно поверить, но учеными доказано, что человек появляется на свет с сексуальным потенциалом. Более того, в утробе матери младенец уже испытывает эрекцию.

Это качество заложено в физиологии на генном уровне и выражается в психофизических, биологических, эмоциональных реакциях организма. Удовлетворение полового влечения, сексуальность – это врожденная потребность, как дыхание или пищеварение.

Легко объяснимо. Без сексуального влечения давно бы род людской прекратил существовать. Ну кому захочется совершать тяжелые физические действия, не получая никакого удовольствия взамен.

Только для человека акт размножения считается чем-то особенным, святым или постыдным, культовым или запретным. В животном мире сексуальная связь между полами так же естественна, как и другие физиологические потребности.

Младенцу нравится, когда его трогают, гладят в определенных местах. Получение удовольствия от прикосновений, укачивания на руках, ласковых поглаживаний закладывают первые основы отношения к сексу у человека.

В 1-2 года ребенок уже сам может делать себе приятно тактильно. Как в этом случае должны вести себя родители? Никак, это нормально. Можно просто отвлекать его от этого занятия, не акцентируя и не наказывая.

Для того чтобы не создавалось дополнительное раздражение, необходимо постоянно соблюдать правила гигиены, каждый день купать ребенка, подмывать половые органы, не допуская опрелостей и покраснений.

Особенности и задачи сексуального формирования

Детей-дошкольников

В 3-4 года у детей начинают возникать вопросы по поводу разного строения органов у девочек и мальчиков. До этого момента они различались в их сознании только по одежде и вдруг…Сынишка, придя вечером из детского садика, может неожиданно спросить: «Мама, а почему мальчики писают и какают, а девочки только какают?»

Подготовьтесь заранее к подобным вопросам. Не переключайте мысли малыша на другое. Они (мысли) все равно вернуться, только в тот другой момент вас может не оказаться рядом, и ответ не будет таким, как вам хотелось бы.

Представьте, что вас спрашивают о том, как варится каша. Вы же не станете паниковать, переводить разговор или делать торжественно-испуганное лицо. На обычный вопрос малыш должен получить обычный ответ. Какие бы комплексы не жили в вашей голове, постарайтесь не заразить ими ребенка.

В раннем детстве не надо проводить специальные беседы о сексе. Достаточно легко и быстро в нескольких предложениях объяснить дочке, что у тети в животике ребеночек не потому, что она его съела, а потому, что она его там растит. Вот вырастит и родит на свет так же, как и ее когда-то.

Если вы начнете переводить разговор, говорить, что объясните все потом или, еще хуже, ругать ребенка, тема обострится. Она перестанет быть обычной, обыденной.

Девочек

Стереотипы правильного поведения складываются в семье. Девочка узнает, как надо вести себя с противоположным полом, наблюдая за своей мамой, за отношениями между родителями.

Невозможно внушить правильное нравственное поведение моралями и нотациями ребенку, который каждый день видит в жизни примеры, противоречащие словам.

Основное правило любого воспитание – доверие. Дети полностью доверяют нам от самого рождения до того момента, пока мы не убьем в них это чувство. Находясь на волне понимания, сопереживания и взаимного доверия, мама сможет быть в курсе всех удивительных превращений своей дочки.

Девочек 1

У младших школьников не проводятся уроки сексуального воспитания, но именно в этом возрасте нужно объяснить девочке, что ее ожидает в ближайшем будущем. Лучше это сделать на своем примере. Показать «случайно» прокладки и ответить на вопросы (они точно будут).

Просто так, не обостряя, чтобы не напугать, и не акцентируя. Пусть в уме будущей женщины менструация воспримется, как естественный физиологический процесс, который подтверждает ее взросление.

Если у нее возникнут вопросы, на которые вам трудно ответить, можно найти компетентную информацию от специалистов на эту тему, адаптированную для детской психики. «Если тебе интересно, почитай». Это будет лучше, чем сенсации от подруги ровесницы. Еще лучше, если вы вместе посмотрите фильм или прочитаете книгу на эту тему.

Нельзя затягивать беседы, откладывая до возраста полового созревания (12-14 лет).

Вспомните себя. Уже среди младших школьников эта тема активно муссируется. Пусть ваша девочка узнает об особенностях своего организма не во дворе от «просвещенной» сверстницы, а от вас.

Мальчиков

Реакция половых органов на ласку и прикосновения наблюдаются у всех мальчиков младенческого возраста. Это нормально и не требует никакого вмешательства.

В возрасте 2-3 лет мальчик может научиться сам возбуждать эрекцию. Эти его занятия тоже не должны вызывать паники у родителей. Достаточно не оставлять малыша на долго без штанишек и отвлекать от сексуальных ощущений.

Нельзя наказывать ребенка, а тем более бить по рукам. У человека только формируются рефлексы. Представьте, какой рефлекс у него выработается на сексуальное удовольствие после такого «воспитания». Импотенция только в 5 случаях из ста – последствие какого-либо заболевания. Все остальное – это психологические издержки неправильного полового воспитания.

Идеально, когда шестилетке на вопросы, связанные с половым воспитанием, отвечает папа. В половом воспитании ребенка роль семьи основная. Только здесь мальчик учится относиться к девочке, женщине с вниманием и заботой, потому что она слабее и ранимее.

Мальчиков 1

Папа должен рассказать мальчику, откуда он появился, не вдаваясь в анатомические детали процесса. В Европе еще в 80х годах прошлого века была популярна книга польского автора «Откуда я взялся». Наглядное пособие в картинках для дошколят.

Такую или подобную литературу может взять на вооружение родитель для того, чтобы вопросы ребенка не ставили в тупик.

Подростков

Смешно выглядит взрослый папа, пытающийся рассказать ребенку старшекласснику секреты половой жизни на примере тычинок и пестиков. Как часто он слышит в ответ: «Пап, ты про секс, что ли?». Что-то папа упустил в прошлом, сильно отстал по времени.

Подростку не нужны уже общие понятия. Он их знает и может потеряться только в деталях. Вот тут очень важны наработанные за предыдущие годы доверительные отношения.

Среди молодежи не принято признаваться в своей некомпетентности в сексуальных вопросах. Поэтому за разъяснением в идеале любому тинэйджеру сподручней обратиться к родителям. Отбросьте покровительственный нравоучительный тон. Разговаривайте с ним на равных.

Половое воспитание , Необходимо отметить три важных момента:

  1. Не бывает отдельно правовое воспитание , патриотическое, половое и т.д. Формирование многогранной полноценной личности – это воспитание вообще.
  2. У воспитания нет возрастного ценза . Оно начинается в утробе матери.
  3. Половое воспитание не труднее, но и не легче, чем любое другое . Многие любящие родители, даже не зная, что оно так называется, просто делятся с детьми своим опытом и знаниями, воспитывая примером и любовью.

В семье

Уже несколько десятилетий в России в школах практикуется приглашать сексолога для проведения лекций старшеклассникам на тему полового воспитания. В каждой школе работает психолог. Все это хорошо, только начинать нужно с рождения ребенка.

Если в 2-3 года воспитывать ребенка – это строить новое здание, то в 13 лет, увы, уже можно только покрасить стены. А значит ни детский сад, ни школа не могут возвести стены, только откорректировать. Они уже заложены в семье.

Половое воспитание  1

Для того, чтобы малыш получил правильное воспитание с рождения, надо воспитать самих родителей или хотя бы убедить их в ошибках и показать возможность не передавать заблуждения детям:

  • Во-первых, необходимо научиться произносить с одинаковой интонацией и без запинок название всех органов тела. Например: «палец», «пенис», «голова», «половые губы», «грудь», «плечо» и так далее.
  • Трудно? Придумайте свое семейное слово для обозначения «пениса». Во многих семьях используют слово «пися», «писун». Все корректно, понятно и можно уже говорить об этих органах, не запинаясь.

В детском саду

В семьях, где растет один ребенок или дети одного пола осознание малыша себя мальчиком или девочкой порой несколько отодвигается. Полноценно понять свою принадлежность к тому или иному полу дает детский садик.

Роль воспитателя становится основной в процессе полового воспитания на этом этапе. Из какой бы семьи не пришел ребенок, цели педагога заключаются в том, чтобы адаптировать его в обществе, в коллективе, в группе.

Нужно объяснить мальчикам, что девочек обижать нельзя. Нужно внушить девочкам, что мальчики – это их защитники.

  1. Дети разучивая танцы к утреннику, разбиваются по парам, мальчик и девочка. Даже движения в танце для них подбираются разные.
  2. Мальчики наряжаются пиратами, медведями. Очень популярен стал костюм человека-паука. Они играют в защитников, их персонажи сильные и смелые.
  3. Девочки выбирают наряды принцесс, снежинок, золушек. Они учатся быть нежными, прекрасными и добрыми.

Первая любовь часто зарождается в детском садике и помнится потом всю жизнь.

В школе

Не во всех семьях дети могут почерпнуть правильные знания об отношениях между полами. Порой перед ними с младенчества встают неприглядные картины пьянства, скандалов и насилия.

В детском саду 1

Школа обязана переубедить ребенка, посвящая уроки примерам из литературы, показать, какая должна быть семья, объяснить, что такое настоящая любовь.

Огромное значение в воспитании играет активное участие школьного психолога. Вся программа занятий его построена на реабилитации детей, создания в их психике уверенную правильную позицию. По сути, психолог призван исправлять ошибки, уже совершенные другими взрослыми людьми.

Среди старшеклассников учителя и воспитатели должны проводить лекции на темы, раскрывающие различные стороны сексуальной жизни.

Классный час может быть посвящен темам:

  • физиологические особенности строения мужского тела;
  • физиологические особенности женского тела;
  • эрогенные зоны;
  • незащищенный секс и его последствия;
  • секс и любовь и тому подобное.

Проблемы реализации

Половое воспитание – это не второстепенная наука адаптации нового человека в обществе, но и не основная. Сексуальным отношениям можно и нужно учить, как и чтению, рисованию, фигурному катанию и так далее.

Основные принципы любого обучения одинаковы: постепенность, добровольность и собственный пример. Проблемы возникают, когда в одном из пунктов происходит перекос:

  1. Нарушена постепенность . На малыша вываливается информация, к которой он не был подготовлен. В результате воспитатель добивается обратного эффекта. Ребенок не понимает и пугается. Все непонятное страшно. Иногда младшему школьнику становится просто противно, что в последствии может даже перерасти в импотенцию или фобию.
  2. Принудительное учение редко приносит хорошие плоды. Какими бы ни были благими намерения учителя, действие равно противодействию. Вспомните, кто из нас читал в школе Алексеева «Петр первый» или Толстого «Анна Каренина»? Единицы! Зато, с каким удовольствием потом «на воле» мы открывали для себя эти произведения. В первом случае это было надо, а во втором мы этого хотели. Большая разница!
  3. Собственный пример учит лучше, чем тысячи нотаций. Проблемы появляются, когда у взрослого родителя, воспитателя или учителя дело расходится со словами. Грозит это, как минимум, потерей авторитета. Максимум – появление на свет человека с перекошенными сексуальными понятиями.

Видео: Говорит эксперт

Человек учится любить всю жизнь, и к этому нужно относиться серьезно.

Ученым давно известны стадии, в которых проявления внутренне присущейлюбому человеку способности любить выражается особенно сильно.

1. Около 3-х лет, когда начинает очень нравиться мальчик или девочка одного с нимили более старшего возраста,

2. Младший школьный возраст (7-8) лет, когда полудетская влюбленностьпроявляется во взаимной нежности и жалости, аиногда негативными действиями.

3. Это подростковый возраст(12 – 13 лет), когда чувство к другому человеку противоположного пола находит свое выражение в тяге к общению, жадном интересе к объекту любви (иногда привлекает какой-либо один компанент внешности – например, волосы или ноги).

4. Юношеский возраст (15-17 лет), когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем «взрослый» характер, ибо основывается на тяге к глубокой личностной интимности, стремлении познать личность «объекта» любви.

В «переходном» подростковом возрасте часто происходит как бы «генеральная репетиция» всей любовной жизни. Человек учится узнавать любовь, чувствовать и различать это особое состояние души. И даже если этодействительно только «репетиция», то и она имеет огромную ценность для становления личности. Здесь оттачивается умение справляться с собой, получать удовольствиеот общества любимого человека, переживать любовные неудачи, поражения, выражать свои чувства и многое другое.

Наконец, в это время происходит становление девочки как женщины и мальчика как мужчины. Формируется ощущение своей женской и мужской ценности, силы и привлекательности.

Многое из того, что казалось важным подростку, — будь то прыщик на носу, полноватые ноги или оттопыривающиеся уши, количество «влюбившихся» в тебя мальчиков или«завоеванных» девочек потеряет впоследствии почти всякую значимость. Но чувство своей любовной состоятельности или ничтожества может остаться на всю жизнь.

В половом воспитании подростков крайне важна мудрая, вдумчивая тактика взрослых, родителей, которых не давили бы в своих детях чувства, которые нужно сохранить.Ведь те родители, которые в свое время «загоняли» свои чувства, делая из них рабов, и в своих детяхдавят, вытравливают эти естественные человеческие влечения. (Кстати говоря, психологи давно сделали вывод, что невротик – это тот,кто в области чувстввсе себе запретил, все естественные проявления; апсихопат – «раб» своих

«рабов», своих чувств, тот, кто дал им распоясаться вволю).

Среди родителей нет единой точки зрения относительно полового воспитания детей. Одни считают, что вести какие либо разговоры на темы полового воспитания не следует, ибо это обострит интереск инстинктам, бессознательным процессам. Другие полагают, что эти чисто биологическиеразъяснения- дело врачей и учителей, но не родителей. Думаю, то и те и другие не правы. Дело тут не в биологических разъяснениях, ав половом воспитании. Так не лучше ливовсе не говорить на эту тему? Надо полагать, что отрицательное отношение к этой проблеме объясняется сложностью и необычайностью ее содержания. Действительно, не все воспитатели и родители готовы к проведению бесед на эти темы. Ведь неудачный разговор на такие темы не только бесполезен, но и вреден. С другой стороны, если умалчивать об этой сфере человеческих отношений в процессе развития личности или пустить на самотек, то молодежь окажется вне контролястарших.

Половое воспитание,в первую очередь, должно базироваться на формировании уважительных отношений между юношей и девушкой, между мужчиной и женщиной. Половое воспитанное – это, прежде всего, деликатное отношение к их полу, природным данным.

Период, лежащий между детством и зрелостью, называется пубертатным, или подростковым. Это период бурного физического и психического развития. Укрепляется костная и мышечная система, возникает сознание собственной силы, шире становятся интересы, богаче внутренний мир, ярче и противоречивее эмоции; появляется раздражительность, вспыльчивость, резкость.

Подросток начинает созревать и в половом отношении, аэто несет с собой новые ощущения, переживания, новое восприятие самого себя. Он больше наблюдает себя, его больше беспокоит все связанное с собой, чем происходящее в окружающем мире. Самоанализ, самооценка, выступают у подростка на первый план. Желание понять себя, сравнить, оценить становится потребностью.

Очень хорошо, если всем предшествующим воспитанием подросток был подготовлен к тому, чтобы не таить своих проблем и раздумий от родителей. Душевный доверительный контакт в эту пору крайне необходим как между родителями и детьми, так и между учителями и воспитанниками. И все же удобнее, чтобы о некоторых физиологических проявлениях (имеется в виду проявления, связанные с половым созреванием) с дочерью говорила мать, асыном – отец.

В беседах с подростками важно затронуть вопросы морально – этического плана – уважения к женщине, матери, о девичьей чести, о чести и достоинстве юноши, о взаимном уважении, стыдливости и целомудрии (хотя в наше время о последнем как-то стали забывать), о дружбе и любви, об анатомо — физиологических проявлениях у мальчиков и девочек, о гигиене девушки и юноши. При этом не рекомендуется ограничиваться фактами биологического характера и советами из области гигиены. Нужно внушать детям уверенность в естественности новых ощущений, убеждать, что в них нет ничего страшного, атем более неприличного. «Просто ты, дочь становишься взрослее» — это обязательно нужно сказать подростку, но так естественно, чтобы помочь ему спокойнее относиться к сложным переживаниям в эмоциональной сфере, связанным с его физическим состоянием.

Родители знают, что все мальчики с радостью воспринимают увеличение роста, накопление мышечных усилий, стремятся продемонстрировать их окружающим. Но вот проявление поллюций некоторые их них тщательно скрывают, от родителей. Отчасти со страхом, отчасти с интересом встречают подросткинаступление в своем теле изменения, вызванные половым развитием.

Обязанность отца объяснить сыну, что возникшие поллюции – акт физиологический, состоящий в самопроизвольномвыделении семенной жидкости. Этот процесс безвреден, присущ всем ребятам в эту пору и что к нему надо относиться спокойно, так как это одно из проявлений полового созревания; если бы поллюций не было, то это свидетельствовало бы о каких-то отклонениях в развитииорганизма. Но когда семяноизвержениевозникает у мальчика слишком часто (каждый день), следует посоветоваться с врачом.

Ау девочек в период полового созревания заметно меняется внешность: округляется фигура, несколько замедляется рост, увеличиваются молочные железы – все это вызывает новые ощущения, авместе с ними – стыдливость. Девочки смущаются, стесняются себя. Старшие в доме – мать, сестра должны тактично объяснить, что женственные очертания фигуры не только естественны, но и очень красивы, что они говорят о приближении новой, прекрасной поры в жизни. Мать должна подготовить дочь и к наступлению менструации. Менструацию некоторые девочки воспринимают как нечто непонятное, неожиданное, и даже страшное. У них появляется снижение работоспособности, повышается утомляемость, появляются невротические реакции: раздражительность, плаксивость. В этот период девочки особенно нуждаются в заботе и бережном обращении.

В пору отрочества и юности девушек постоянно волнует проблема личной красоты. Красива ли она лицом, внешностью, фигурой, ауж если впрямь у девочки имеется недостаток, даже несущественный, он приносит ей большую душевную травму. Вот почему всякие шутки по поводу внешнего облика причиняют ей боль и страдание, и здесь надо быть поделикатнее. Вместе с тем девочки с благодарностью готовы принять и похвалу в свой адрес и советы, (именно советы, ане нотации) о том, как в соответствии со своими особенностями и возрастом одеваться, причесываться, чтобы быть изящной и привлекательной, если эти советы высказаны в доброжелательной форме.

Хорошо, если родители не забывают также подчеркивать, что человека ценят не за внешние, аза нравственные качества. Прививая девочке или мальчику такие качества, как честность, доброту, отзывчивость, искренность, уважение к другому человеку, мы уже подготавливаем ту основу, на которой будут строиться человеческие отношения на будущей работеи супружеские в семье.

Личный пример родителей, их правильное отношение друг к другу, любовь к детям, уважение к матери со стороны всех членов семьи, — вот тот неоценимый пример для будущего семьянина. Особенно важно научить ребенка проявлять нежную заботу о людях, родных и окружающих. Это первая ступенька к тому, чтобы уважать женщину, видеть в ней друга и будущую мать.

К сожалению, некоторым взрослым свойственно устойчивое заблуждение, что любые интимно- личностные взаимоотношенияюношей и девушек неизбежно чреваты сексуальным контактом.

Но если избегать разговоров,интересующую информациюна тему«почему и как я появился на свет» подростки(аиногда и дети более раннего возраста) почерпнут из других, менее приличных источников. Если же вам предстоит давать «официальную» версию любви, зачатия, рождения ребенка впервые, неплохо придерживаться следующих принципов.

1. Не следует прививать ребятам взгляд на интимные отношения как на нечто ужасное, аморальное, нечистое. Хочу напомнить здесь об опасности серьезнейшей педагогической ошибки многих родителей (аиногда и учителей), которые формируют у подростков, юношей и девушек негативизм к противоположному полу. Особую, но совершенно ненужную активность здесь проявляют матери, старательно запугивающие своих дочерей« этими грубыми мужчинами, которым одно только и надо», асыновей « плохими женщинами, которые только и хотят заполучить тебя под каблук, или воспользоваться твоей неопытностью и заразить тебяболезнью. Нужно воспитывать спокойное, естественное отношение к проблемам взаимоотношений полов. Не упрощенное,вульгардное, апростое, здоровое, которое поможет в будущем создавать нормальную семью.

Очень важно вести разговоры о любви, во время которых пойдет речь о благородстве и культуре чувств, уважении друг к другу. Очень важно избегать всякой фиксации ребят на сексуальной стороне взаимоотношений, давать информацию на эту тему взвешенную, продуманную, и делать это спокойно, без излишней эмоциональности, или, наоборот, презрительного высокомерия, не делая из этого страшную тайну.

Вполне естественно, что после 13 лет подростку приходят мысли об интимной близости, об осуществлении своих чувственных, эротических мечтаний. Но это вовсе не означает, что следует тут же их реализовывать, и именно отказ от таких попыток говорит о силе воли и возмужании человека.

2. Необходимо объяснять, что решить вопрос о возможности интимной близостиможет только сам спрашивающий, ни мама, ни папа, ни друг или подруга, ни учитель, ни, тем более, посторонние люди не вправе диктовать тут условия или давать советы. (Надо при этом помнить, что подростки нередко хотят сделатьвсе наперекор таким советам, особенно если эти советы высказаны в жесткой форме).

Но нужно учитывать, что каждый порядочный человек, если он достаточно взрослый (морально зрелый), должен поступать так, чтобы не стать причиной несчастий своих и другого человека. При этом не следует забывать, что хотя любят двое, в результате может появиться третий. По уровню физического развития практически каждый старший старшеклассник уже может стать отцом или матерью.

Врачи утверждают, что ранняя сексуальная жизнь вредна для организма и девочки, и мальчика.Она несет нагрузки, к которым они еще не готовы, расшатывая нервную систему, ослабляя многие функции. Особенно следует сказать об отрицательном влиянии раннего сексуального опыта на последующую половую жизнь, о возможностиослабления сексуальной потенции, искажении диапазона приемлимости (так называется совокупность форм сексуального поведения, вызывающего у партнеров положительную эмоциональную и чувственную реакцию).

3. Какие мотивыдвижут мальчиками, акакие девочками, когда они вступают в половую связь?

Оказывается (и это нужно объяснять девочкам), что юноша, как правило, стремится начать половую жизнь из любопытства, жажды самоутвердиться, удовлетворить свои половые потребности. Выбор объекта довольно часто случаен, им может стать любая девушка или женщина, которая попала в пространство сексуального притяжения. Поэтому влюбленности бывают короткими, быстро теряется интерес к объекту.

Девушки прежде всего ценят именно эмоциональные контакты. Для них физическая близость скорее средство упрочить отношения с юношей, чем самоцель. Поэтому, когда девушка отказывает парню в близости, она вовсе не«ломается», и не набивает себе цену, как думают порой ребята.

Девочкам нужно помнить, что для мальчиков характерна фаза, так называемой гиперсексуальности. Она начинается в подростковом возрасте и продолжается 2-3 года. Этот период характеризуется повышенной возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.

Девочки развиваются иначе. Хотя они созревают раньше мальчиков, у них сначала появляется потребность в психологической, эмоциональной близости с юношей, ауже позднее – эротические чувства.