Политические и правовые воззрения Августина Блаженного

Курсовая работа

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на базе философских направлений, которые были перенесены из Греции. Римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества, которое и процветало в то время в Римской империи. Можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли:

1) возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью закрепления своего господства.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

2) изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Возникновение идей космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о «духовном равенстве» всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя.

Многие идеи стоицизма были восприняты христианством — идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи. Одним из приверженцев христианства стал Августин Блаженный.

Цель работы: изучение политико-правовой концепции Августина Блаженного.

13 стр., 6078 слов

Римское государство и право в республиканский и императорский периоды

... возникают родственные отношения. Государственный строй В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени ... различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики. Центуриатные ...

Задачи работы:

  • Для полного понимания концепции Августина и того, что привело его к такому мнению, ознакомиться с биографией мыслителя.
  • Изучить правовую концепцию Августина Аврелия и его понимание о происхождении и сущности государства.
  • Изучить соотношение государства и церкви в трактовке Августина.
  • Изучить политическую концепцию Августина Блаженного.

Объектом данной работы является взгляды Августина Блаженного на политику и право.

Предметом исследования

Методы исследования:

  • анализ точек зрения различных авторов, изучавших политико-правовую концепцию Августина Блаженного.
  • обобщение всех высказываний Августина по поводу государства и церкви, политики и права и т.д.

    1.

Жизненный путь и философские взгляды Августина Блаженного

политическое правовое августин блаженный

1.1 Биография Августина Блаженного

Августин Аврелий (354-430) — один из Отцов Церкви, оказавший большое влияние на теологию католицизма и западную философию. Родился в Тагасте, сейчас это город Сук-Арас в Алжире.

Августин пришел к христианству через неоплатонизм, скептицизм и манихейство. Огромное впечатление на него произвело христианское учение грехопадении и помиловании. Его труд «О Граде Божием» называют «первой мировой историей», в понимании философа человеческая история — борьба царства Божия и светского мира, мира дьявола.

Своим первоначальным образованием Августин обязан своей матери. Христианка Моника была благородной, умной, благочестивой женщиной, но отец Августина, римский гражданин, язычник, нейтрализовывал влияние матери.

Он становится главой духовной общины, проводит время в уединенных размышлениях, начинает проповедовать и в 395 году становится епископом в Гипоне.

Сведения о его дальнейшей жизни основываются на «Житии» Поссидия. Поссидий общался с Августином в течение почти сорока лет. Согласно его сведениям, возвратись в Африку, Августин поселился в Тагасте, там же организовал общину монахов, стал пресвитером, получив право проповедовать на латыни. Августин умер во время осады города Гипона вандалами в 430 году.

1.2 Философские воззрения Августина Блаженного

Молодой Августин был вполне светским человеком, изучал классических авторов, живя в Карфагене и Мадавре, предаваясь мирским удовольствиям. После прочтения сочинения Цицерона в нем пробудилась жажда высшего. Августин примыкает к манихеям, изучает философию. Окончив школу в Тагасте, он отправляется учиться в Мадавру, в то время бывшую культурным центром, затем три года изучает риторику в Карфагене.

В своем сочинении «Исповедь» философ называет годы, проведенные им в секте манихеев, впустую потраченными, а само манихейское учение — шелухой. На его вопросы не смог ответить даже манихейский вождь Фавст.

Затем Августин увлекся учениями Платона, неоплатонической философией, и из Африки отправился в Рим, затем в Милан в роли учителя красноречия. Епископ Амвросий знакомит его с христианскими учениями, Августин читает послания апостола Павла, что радикальным образом меняет его мышление и жизнь.

Августин читает трактаты Плотина, переведенные на латынь ритором Мария Викторина, знакомится с неоплатонизмом, в котором Бог представлен как трансцендентное нематериальное бытие. Августин посещает проповеди Амвросия Медиоланского, понимая суть рациональной убежденности раннего христианства [1].

4 стр., 1916 слов

Философия Августина Блаженного

... Soliloquia и Enchiridion или Manuale. Философия Августина Блаженного Являлся авторитетным представителем средневековой теологической философии наравне с Фомой Аквинским. Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский ... теократического общества, в котором Церковь главенствует над всеми светскими государствами. Аврелий Августин настолько полно и систематизировано осветил в своих сочинениях ...

Августина относят к числу отцов католической церкви и почитают в ней как святого. Православная церковь, в отличие от католической, называет богослова только учителем и причисляет его клику блаженных, а не святых (в отечественной литературе за ним закрепилось это имя — Августин Блаженный) [2,с.46].

Таким образом, изучив философию мыслителя, можно заметить, с каким усердием и терпением его живой ум искал единственную и непреодолимую истину, которая заложила фундамент для его праведной, блаженной жизни и творческих трудов, которые по сей день изучают не только философы и богословы, но и все те, кто, как и Августин, не представляют свою жизнь без знаний.

2. Политико-правовые взгляды Августина Блаженного

2.1 Политические воззрения Августина Блаженного

Мировоззрение Августина основано на христианской мистике и мифологии. История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, a людям нет. История начинается c грехопадения Адама и Евы и заканчивается страшным Судом. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь «Град земной» результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. На нем лежит печать предопределения. Греховный «земной град» рушится. Падение Рима тому сигнал. Но гибель Рима это не конец истории. Августин связывает надежды c так называемым «Градом Божьим». Это условное, символическое обозначение общины проповедников, следующих не земным, a божественным установлениям. Прямого отождествления c церковью Августин избегает, но церковь, по его словам, «предизображение небесного Града». Августин говорит, что всегда существовало два рода человеческого общения, два «града». B одном люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу, во втором по духу, здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе.

Идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов o возникновении государства в ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены божественной волей. Августин говорит, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к «общественному договору». Некоторые считают, что употребление этого термина было новеллой Августина. C обществен н ы м договором он связывает представления o взаимных обязанностях. B семье власть принадлежит лучшему отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. Но в это рациональное объяснение вторгается Божья воля: короли не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т.е. наследству, ни по выбору, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. B одних случаях (исключительных) Бог сам назначает правителя так было c народом Израиля, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, a опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми. Интересы взгляды Августина на собственность. На него влиял и представления ранних христиан o том, что y верующих все должно быть общее. Августин полагал, что в естественном состоянии y людей была коллективная собственность, каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Все, что сверх и индивидуальных потребностей, принадлежало обществу и использовалось в его интересах. Частная собственность дает возможность человеку удовлетворить свои потребности. Все, что сверх необходимого, должно принадлежать всем. Абсолютное право н а частную собственность, разработанное в совершенстве римскими юристами, первыми христианам и не признавалось. Собственность человеческое установление и как оно было людьми введено, также может быть и отменено. Правда, Августин считал, что некоторые виды собственности был и учреждены не людьми, a Богом, и владеть ею могут только благодетельные люди. Имелось в виду имущество церкви, которое должно было быть использовано для общего блага . отношение церкви к государству, духовной власти к светской главная проблема, занимавшая Августина, в этом его вклад в историю политической м ысл и, в этом он первооткрыватель. Теория разделен ия двух царств «Града Божьего» и «Града земного», или двух властей, нашла y Августина свое лучшее выражение. По его мнению, светская власть и церковная различны, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть и точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть, по Августину, высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но никаких агрессивных выводов a прямом подчинении государев церкви, a праве пап смещать королек и императоров, т.е. по существу a наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении именно разделение двух властен. Впоследствии папский престол занял иную позицию. Папы возомнили себя владыками мира. Григорий VI в хI в. считал власть королей законной, только если они подчиняются папе. Он уподоблял королей и императоров епископам, которых папа назначает. Ему же при надлежит уподобление папской власти Солнцу, а королевской Луне. Такая тенденция получила название «политического августинизма», но эта незаслужен но. Для Августина как раз была характерна умеренная позиция по вопросу а соотношении духовной и светской властей. И в этом плане о н один и з лучших представителей христианской политической мысли. Его авторитет оставался незыблемым до появления в ХIII в. другого светила теологии Фомы Аквинского. [6]

4 стр., 1772 слов

Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде

... «Града Божьего», т.е. на заботе правителей о подданных. От грешника Каина происходит «общество нечестивых», основанное на постулатах «Града земного», т.е на насилии и грабеже. Таким образом, государство понимается Августином как ...

В основе возникновения государства особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек — существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств:

  • одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.
  • другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных.

Цель государства состоит в:

28 стр., 13652 слов

Понятие, сущность и назначение государства

... борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. Демократическое государство сверх нормы «пропитано свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В ... г.г. до н.э.) в работах «О государстве» и «Законы» уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, ...

  • служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному;
  • насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей.

Источником зла является свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. «Еретики хуже отравителей, они враги единства». Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех кто выступал против церкви;

— в поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно — явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них.

Отношение церкви к государству, духовной власти к светской — вот главная проблема, занимавшая мыслителя. По его мнению, светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство обязано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, призвана воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть ставится Августином выше светской, так как только церковь является истинным государством и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Данная идея была сформулирована мыслителем в его самой главной и обширной работе, названной «О граде божьем».

В этом сочинении мировая история человечества рассматривалась как история борьбы двух враждебных и непримиримых царств: царства света (бога) и царства тьмы (дьявола).

Царство дьявола Августин связывал с государством, а царство бога — с церковью (это и есть тот «град божий», который вынесен в заглавие книги).

Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Это область непрерывной борьбы, войны, конфликта, противостояния различных слоев общества, различных народов. Государство — царство греха. В отличие от государства, церковь основана на самоотверженной любви человека к богу. Живший в эпоху упадка Западной Римской империи Августин писал: не случайно, что империя слабеет, а церковь крепчает. Аларих со своими вестготами победил Рим, но еще раньше варвары были побеждены церковью, обратившей их в христианскую веру. [7,с.39]

В ходе своих рассуждений Августин пытается найти критерий, отличающий государство от банды разбойников. И находит его, говоря, что государство, в котором не соблюдается справедливость, представляет собой банду разбойников. [8, с.113]

Идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но в то же время все эти процессы трактуются им как обусловленные божественной волей. Так, мыслитель утверждал, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. При этом он полагал, что правители не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т. е. по наследству, ни по выбору — власть принадлежит им по воле бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях, исключительных, бог прямо назначает правителя, — так это было с народом Израиля, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми. [7,с. 38]

14 стр., 6584 слов

Основы социальной концепции русской православной церкви

... Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке. Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, ... предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной ...

К форме государства Августин проявляет некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь — тиран, несправедливый народ — тоже тиран, несправедливая аристократия — власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.

Обращаясь к народу, почему он должен выносить государство, Августин говорил: «Для христианина земная жизнь с ее социальной несправедливостью не должна иметь абсолютной ценности. Временные страдания служат упражнением в терпимости и оправданы жизнью человеческой души в вечности».

Отношения церкви к государству, духовной власти к светской — главная проблема, занимавшая Августина. Как бы высоко они не ценили значения «града божьего» и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви.

По его мнению, светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть — высшая, потому что духовная сфера выше мирской. По его мнению, духовная власть призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве как смещать королей, т.е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении — именно разделение двух властей.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной формы. Он более всего чуток к проявлениям «опустошающей души смертных» «похоти господствования» — таким как аморальность, несправедливость и жестокость.

С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.[8, с.113]

39 стр., 19081 слов

Изучение тенденций и проблем формирования правового государства, ...

... ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ …….29 2.1 Понятие правового государства ………………………………………...29 2.2 Место принципа разделения властей в правовом государстве ……….46 2.3 Проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь ... гражданских институтов, стимулировать гармонизацию социальных отношений. Стоит отметить, что суть разделения властей заключается в четком разграничении ...

2.2 Взгляды Августина Блаженного на право

Основополагающее значение в подходе к праву Августина Блаженного занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем и в области человеческих отношений.

Правовая позиция Августина отчетливо обнаруживается и в тех случаях, когда Августин рассуждает об обязанностях, налагаемых естественными, божественными и человеческими. Этим законам подлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть». Августин считал юридические соображения настолько неотъемлемой частью своих общерелигиозных и мировоззренческих представление, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращение к церковной пастве.

Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с их трактовкой «естественного права». Учение о «естественном праве» как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе, вытекающим из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско — теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующим в природе и человеческих отношениях.

Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к Богу и носит теономный характер. «Кто иной, как не Бог, — риторически вопрошал Августин, — вписал в сердца людей естественное право.

Примечательно, что Августин, разделяя представления ряда предшествующих мыслителей о естественно-правовом принципе как воздаяние каждому ему принадлежащего, в то же время подвергал этот принцип христианско — теологической обработке, поскольку именно христианский Бог выступает у него источником этого правового принципа. С этих позиций он расходится с Цицероновской характеристикой народа как соединением многих людей, связанных между собой «согласием в вопросах права» и «общим правопорядком». По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью. [3]

В языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, Бог не воздает каждому его принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности.

Религиозно — этический подход, характерный для августиновского истолкования проблем государства и права присущ и суждениям о законном и преступном. Общая христианско — теологическая основа «законных» устремлений человека, по Августину, такова: ему предопределено возвышаться до уподобления Богу, но сам он это сделать не в силах, без божьей помощи, а потому должен понять своё место в мире, подчиняться Богу и быть выше того, чему по природе положено быть в подчинении (власть над неразумными животными, временная власть над людьми, и т.д.).

4 стр., 1718 слов

История учения о темпераменте

... направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. 4 История учения о темпераменте 1. Становление и развитие учения о темпераменте Теория темперамента создавалась как ...

Происхождение государства.

1) согласно Священному Писанию от Адама и Евы родились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин является создателем государства: «И построил Каин город», — говорится в Священном Писании. Авель же, праведник, никакого града не построил. Следовательно, создателем государства стал грешник, братоубийца;

2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1’сма.

Сущность государства.

наказание

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире.

Августин допускает, что в правильном (bene constituta) земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа».

справедливому государству

Соотношение государства и церкви., Обоснование рабства.

Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Августина — это институт условно-необходимый.

В отличие от Аристотеля, для которого человек — существо политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле.

истинная справедливость

В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости не может быть и республики — где нет истинной справедливости, там не может быть и права. Соглашаясь с этой аргументацией, Августин придает ей новый смысл: «Справедливость есть, конечно, та добродетель, которая каждому воздает то, что ему следует; а если так, то какая же справедливость там, где человека отнимают у Бога и предоставляют его нечистым демонам? Это ли значит воздавать каждому то, что ему следует? Ведь тот, кто отнимает усадьбу у купившего ее и передает ее тому, кто не имеет на нее никакого права, несправедлив; а кто сам себя изъял из-под власти Бога, сотворившего его, и служит злым духам, тот разве справедлив?».

Следовательно, Августин обусловливал истинную справедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить это положение с его представлением о том, что государства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь разбойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все нехристианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.

Главным достоинством государства, главным признаком, отличающим государство от разбойничьей шайки, является присущее государству стремление к миру: «Так велико благо мира, что даже в земных и бренных делах нет ничего приятнее мира для слуха, нет ничего достойнее для желания, ничего лучшего нельзя приобрести».

9 стр., 4273 слов

Учение Гоббса в истории философии

... 1679 года 4 декабря Гоббс умер. 3. Аспекты и проблематика философской системы Гоббса философ логика власть гоббс Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса, то вырисовывается ... "Человеческая природа", а другое - "О политическом теле") . На дальнейшую всестороннюю разработку философской системы Гоббса, повлияли события связанные с конфликтом, связанные ...

Устанавливая мир, государство становится звеном мирового порядка: «Мир тела — в соответствии его частей; мир души бессознательной — угомон страстей; мир души разумной — гармония между разумом и волей; мир домашний — согласие членов семьи в повиновении общему авторитету; мир государства — установленное согласие граждан по отношению к власти и повиновению; мир небесного царства — самое гармоническое и согласнейшее общение с Богом и взаимно в Боге».

Итак, земной мир — необходимое условие для достижения высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и высшую цель государства. [4, с. 54-57]

Деликатный вопрос о том, как праведники должны относиться к уже существующим государствам и законам у разных народов, Августин разрешает в духе компромисса с «земным миром» на условиях «почитания единого высочайшего и истинного Бога». При этом различия в законах, нравах и учреждениях уже не имеют принципиального значения. [5, с. 107-109]

Заключение

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/politicheskie-i-pravovyie-ucheniya-avgustina-avreliya/

1.

2. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Отв. ред. Е.А. Воротилин. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996

3. История политических и правовых учений: Учебник / К.Е. Халин. — М.: ТК Велби, КиноРус, 2004

4. История политических и правовых учений: Учебник / М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с.

5. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: юрид. лит.,1997. 576 с.

6. История политических и правовых учений. Учебник / В.С. Юрчук. — М.:МИЭМП, 2010. — 187 с.

7. История политических и правовых учений. 100 экзаменационных ответов: / П.С. Самыгин и др. — М.; Ростов — на — Дону, 2004. — 272 с.

8. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Норма,2004. — 944 с.