ПЕДАГОГИКА» : «Воспитание в педагогическом процессе
... педагогический процесс наряду с такими категориями, как образование, знание и обучение. Исходя из второго определения, приходим к следующим выводам: а) воспитание – одна из педагогических категорий; б) рассматривается автором как общественное явление. Коллектив авторов учебника «Психология ...
Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.
Воспитания культуры поведения и речи младших школьников
... проверить педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности. Объект: исследования – внеурочная деятельность младших школьников. Предмет: исследования –культура поведения и речи учащихся ... нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с ...
А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2004. -с.110..
Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.:Педагогическое общество России, 2005.- с. 96.. Эти классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.
Труд как средство воспитания
... образом, используемый специально в воспитательных целях труд можно определить как средство воспитания, в котором воспитательное воздействие на воспитанника оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая ... несем людям» (в соответствии с рисунком 1). Рисунок 1. Труд как средство воспитания Труду души немалое внимание уделял В.В. Зеньковский - известный педагог российского ...
-С. 30-39..
Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.
Психика. Соотношение психики, поведения и психической деятельности
... психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые ... анализ понятий «психика, психическая деятельность» и «организм». ... Теоретическая часть. Актуальность исследования. Актуальностью курсовой работы является то, что с проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы ...
Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
К диспуту вырабатываются 5 — 6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Цель диспута — не вывод, а процесс. Педагог помогает ученикам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.
«Методы и приемы стимулирования учащихся»
... стимулирования. Огромное значение для успешного применения методов и приемов стимулирования играет неожиданность. Ученик, который ждет конкретной реакции от преподавателя, заблаговременно готовит сам себя к противодействию и, если ребенок ...
Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Все методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.
Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности. Характеристика ...
... импульс чувству, мысли и действию. К методам стимулирования и мотивации деятельности обычно относят поощрения, запреты, наказания, создание ситуации успеха. Рассмотрим данные методы Поощрение Поощрение - это стимулирование положительных проявлений ... формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения; вторая группа - цели формирования отношений к самым различным ...
Результат упражнений: устойчивые качества личности — навыки и привычки. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.
Поручения имеют разнообразный характер посетить больного товарища и помочь ему в обучении, украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и т. п. Контроль может иметь различные формы проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.
Презентация на тему: Освобождение от наказания
... и материалов личного дела осужденного следует, что Г. за период отбывания наказания имел 6 поощрений, взысканий не имел, ежемесячно погашал задолженность по иску, вину признал ... частичное или полное возмещение причиненного ущерба, отсутствие взысканий и наличие поощрений, указывали срок фактически отбытого наказания, после которого может быть применено условно-досрочноеосвобождение в соответствии с ...
д Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.:Высшая школа, 2004. -с.74..
Методы наказания как средство воспитательного воздействия
... наказание» имеет общее значение – стимулирование, а стимулировать – означает заинтересовать, дать стимул. Стимул же – это заинтересованность, толчок, побудительная причина в совершении чего-либо. Целью исследования является: изучение методов наказания как средства воспитательного воздействия. ... того, чтобы методы поощрения и наказания достигали воспитательного воздействия учителям, педагогам или ...
Педагог же направляет инициативу воспитанников поправляя, где нужно, их неумелые действия.
Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
2.1 Классификация и характеристика современных методов стимулирования
метод воспитание обучение педагогический
Прежде, чем описать современное состояние проблемы, хотелось бы дать краткий исторический очерк. Проблема стимулирования имеет такой же возраст, как и само человечество. Кардинальные способы стимулирования хорошо отражены в поговорке «кнут и пряник». Наши далекие предки, не мудрствуя лукаво, преимущественно использовали «кнут», т.е. различные физические и моральные наказания, что соответствовало и суровому укладу жизни, и представлениям о человеческой психологии, в которой якобы преобладали злые помыслы, изменить которые можно только суровостью и жестокостью. К сожалению, вся история воспитания неотделима от наказаний. Об их господстве свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые рисунки, где учитель часто изображен с палкой или пучком розог. Сейчас даже трудно представить ту стихию жестокости, которая царила в семейном и школьном воспитании; еще в ХІХ веке физические наказания применялись во всех средних учебных заведениях и почти во всех семьях, включая императорские. Однако постепенно соотношение «кнута» и «пряника» становилось все более сложным, поскольку в процессе долгого и постепенного накопления морального опыта утверждались идеи большой педагогической терпимости и мягкости.
В ХХ веке физические наказания в развитых странах, в принципе, были изжиты, что знаменовало собой новую педагогическую эпоху. Нынешний этап педагогического стимулирования, как, собственно говоря, и каждый, живет в состоянии постоянного противоречия между привычной и традиционной педагогической техникой и более демократическими требованиями воспитанников. Вечная закономерность заключается в том, что потребность воспитанников в более гуманном подходе всегда опережает педагогическую практику, говоря иначе, педагог в глазах ребенка всегда более или менее консервативен. То поведение педагогов, которое представлялось бы нашим предкам верхом гуманности, может казаться современному ребенку жестким и несправедливым. Из этой закономерности и исходит постоянная необходимость в совершенствовании методов стимулирования.
В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны, чем страх перед наказанием. Вот, в частности, интересное наблюдение: когда теннисист хвалит себя за удачные удары, он играет лучше, чем тогда, когда ругает себя за промахи. Сейчас даже дрессировщики стремятся больше применять положительное подкрепление, чем отрицательное. Круг поощрений в массовой школьной практике довольно ограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа «молодец», «очень хорошо», «замечательно» и т.п., похвала, учебные оценки знаний учащихся. Как ни странно, в нашей педагогике всегда уделялось очень мало внимания разработке методов положительного подкрепления и, в частности, поощрений. В советские времена господствовала негласная доктрина, что поощрение — это что-то вроде необязательной роскоши, поскольку трудолюбие и усердие являются элементарной обязанностью каждого человека, которая должна выполняться без особого подкрепления. Поощрения, конечно, существовали, но особенно заботиться об их разнообразии и усовершенствовании в школьном воспитании никому не приходило в голову (в отличие от военного дела, где необходимость наград всегда хорошо осознавалась).
Можно уверенно сказать, что разработка методов положительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшней педагогики.
Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности. Эта способность определяется, с одной стороны, отношениями между учащимися, складывающимися в процессе специально организованной деятельности, с другой стороны — уровнем и качественным своеобразием развития ее сознания.
Поэтому процесс педагогического стимулирования предполагает интериоризацию внешних, объективных, социально ценных побудителей в личностно значимые мотивы школьников, способствует формированию у них положительного эмоционального отношения к средствам и методам воздействия (В.Г.Пряникова).
Следовательно, стимул — это объективный фактор, роль которого определяется не материальной природой, а значением для осуществления конкретного вида деятельности.
Внутренние стимулы В.П. Шуман считает мотивами, а В.Г.Пряникова утверждает, что нельзя сводить понятие стимулов только к внешним или внутренним факторам. Общее понятие стимулов выражает системную природу деятельности, единство внутренней и внешней, субъективной и объективной детерминации Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 528 с..
Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу учащихся, вызывает те или иные мотивы и развивает их. Процесс мотивации можно интенсифицировать, если в качестве промежуточной переменной между потребностью и мотивом использовать стимулы, под влиянием которых объекты потребностей, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснование деятельности (З.И. Равкин).
Таким образом, стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они вызывают и формируют.
Похвала является эффективным и распространенным методом стимулирования. Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они «не работают». Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогический вклад. Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться медвежьей услугой или быть непедагогичной. Попробуем назвать основные из них:
* Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано ребенку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против учителя.
* Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
* В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, те одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить «козлов отпущения» — дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить — как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы.
* Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям «любимчиков», и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом этого момента.
Остановимся теперь на поощрении с помощью учебных оценок . В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его оценки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного завысить оценку с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность учителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторые типичные ошибочные позиции:
* Некоторые педагоги обесценивают свои оценки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний. «Пятерки» такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования.
* Педагоги противоположного типа очень скупы на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность и уровень знаний учащихся. Можно было бы согласиться с таким «чистым» использованием оценки, но такие учителя зачастую не скупятся на заниженные оценки.
* Довольно типична инертность педагогов в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного учителя; так, если он «троечник», учитель очень неохотно ставит ему «четверку» за контрольную работу, которая этого заслуживает. Бывает, что ученик всеми силами старается перейти с «четверки» на «пятерку», но учитель, уверенный, что этот ученик не может знать на «5», находит возможность «поставить его на место».
Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуации успеха . Он также направлен на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное. Уместно вспомнить классический эксперимент американских психологов. Они измерили с помощью тестов уровень интеллекта у учеников одного класса, а потом сжульничали, объявив, что лучший результат показал один из слабых учащихся. Через несколько месяцев этот ученик существенно улучшил свою успеваемость, чего с ним раньше никогда не было. Конечно, трудно «тиражировать» данный прием в школьной практике, но как пример создания ситуации успеха он весьма поучителен.
Недостаточно пока используется в наших школах такое средство стимулирования как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово «соревнование» пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и металлолома, соревнование звеньев, а также «социалистическое соревнование» действительно часто носили формальный характер. Создалось впечатление, что соревнование — это вообще что-то вымученное, навязанное и нехарактерное для людской мотивации. На самом деле мы просто судим по худшим образцам. Стремление к соревнованию совершенно органично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее. Каждый человек всю жизнь старается не отстать, а по возможности и опередить людей своего поколения и близкой судьбы, прежде всего, своих одноклассников и однокурсников, ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи. Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Люди буквально не могут жить без того, чтобы хоть в чем-нибудь не чувствовать себя лучше других. Чисто теоретически соревновательность бесспорно является эффективным стимулом к улучшению деятельности школьников. Другое дело — педагогическая практика. Хотя, простым глазом видно, что дети соревнуются с удовольствием, организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работе оказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстро приводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности по отношению к соперникам. Требуется постоянно подогревать интерес детей учетом результатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента. Вечно увлекательны для детей только любимые спортивные игры, а что касается учебы и какого-либо труда — тут педагогам нужно постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают помогать друг другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагают энергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т.е. становятся настоящим коллективом, что всегда педагогически целесообразно, как бы ни менялось отношение к термину «коллектив». В свое время это очень хорошо понял А.С. Макаренко, который сделал соревнование одним из основных элементов педагогической технологии.
2.2 Проблема использования методов отрицательного подкрепления в педагогической деятельности
Таким образом, общая тенденция заключается в том, что вышеуказанные методы положительного подкрепления становятся преобладающим средством стимулирования учащихся. Признание подобного факта, конечно, вызывает удовлетворение, однако за всем этим скрывается пестрая картина педагогической реальности, где методы отрицательного подкрепления, т.е. различные наказания очень медленно сдают свои позиции. Речь идет, как указывалось выше, не о физических наказаниях, но достаточно сильным «кнутом» для современного школьника могут быть и моральные негативные воздействия, которыми чаще всего являются замечания, выговоры, упреки, предостережения, угрозы, иронические реплики, саркастические интонации, т.е. многочисленные приемы той техники, которую называют «наказующей педагогикой». Термин «наказание» становится все менее популярным в педагогической литературе, и уже чувствуется, как он приобретает антипедагогическое, слегка зловещее звучание, однако в практике наказания имеют массовое распространение, поэтому нам следует разобраться в причинах данного явления.
Во-первых, педагоги являются представителями массовой психологии и культуры общения, в которой абсолютно господствует стереотип борьбы и преодоления, а не прощения нарушений ролевого поведения. Ролевое поведение учащихся заключается в выполнении требований педагога и потому невыполнение вызывает наказующие побуждения. Реакция отпора и наказания, несмотря на христианскую проповедь непротивления, осталась совершенно органичной, почти непроизвольной для наших современников. Во-вторых, специфика работы с детьми связана с постоянным противостоянием и конфликтными ситуациями. Даже взрослые люди небезупречны в выполнении необходимых требований руководства, а уж дети в силу своей импульсивности тем более недисциплинированны. Все это усиливается «субкультурой сопротивления». Вот и получается, что работа учителя — это не просто преподавание, а постоянное преодоление и борьба. Педагогу трудно вести борьбу и при этом оставаться мягким, сдержанным и приветливым. Недовольство и раздражение ищет выхода, а поскольку физические наказания и грубая брутальность невозможны, отрицательные эмоции выливаются в ворчание, язвительность, нотации и прочие стереотипы «наказующей педагогики».
Учитывая реалии сегодняшнего дня, следует признать, что методы отрицательного подкрепления, в целом, еще не ушли в прошлое и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом, а не делать вид, что их не существует. Форм использование методов отрицательного подкрепления в массовой практике сравнительно немного и чаще всего это, как уже отмечалось, различные виды замечаний педагога. Творчество в этой области в его этически приемлемом виде было бы нелишним (например, разработка системы штрафных очков), во всяком случае, оно могло бы уменьшить влияние субъективизма педагогов. Простейшим и педагогически приемлемым методом отрицательного подкрепления является негативная мимическая реакция педагога, например, укоризненный взгляд, нахмуренные брови, покачивание головой и т.п. Конечно, хмурое и недовольное выражение — это не лучшая экспрессия для педагога, но, что поделаешь, иногда это необходимо, и было бы хорошо, если бы дальше этого дело не шло. Однако дальше этого дело все же идет: существуют вербальные отрицательные подкрепления, различные замечания, которые и составляют наиболее распространенную, типичную форму школьного наказания. Другие формы, скажем, удаление из класса, вызов родителей, исключение либо не приветствуются администрацией школ, либо являются редкой или крайней мерой.
Посмотрим, какие следует соблюдать основные условия, чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны:
* Наказание, безусловно, должно быть справедливым, т.е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога и при полной уверенности в виновности учащегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.
* Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь. Конечно, по большому счету, агрессивность и высокомерие также связаны с какими-либо внешними для человека факторами, однако на данном этапе своего развития общество не может снять с индивида вину за подобное поведение. Полная ответственность касается взрослых, а у ребенка всегда следует пытаться отделить влияние внешних обстоятельств от внутренней, морально негативной мотивации поступков, которая поддается коррекции.
* Особую категорию оставляют случаи конфронтации учащихся с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, «делаю назло». Это очень сложный класс ситуаций, обычно касающийся подростков и старшеклассников. Идеальным вариантом, очевидно, была бы «нулевая реакция» педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны при наличии «состава преступления», т.е. грубость, явного неподчинения, а на обидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойным игнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением. Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношений с подростком.
* Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например, неуклюжей походки, дефектов речи и т.п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.
* Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.
* При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы. В другом случае, если наказываемый «отверженный» или «козел отпущения», группа может проявить злорадство и еще ухудшить положение ребенка, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.
* И пожалуй, наиболее актуально — применять наказания без «наказующей педагогики», т.е. избыточных и неконструктивных способов поведения, главной целью которых является отреагирование отрицательных эмоций педагога. Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше. В заключение следует сказать, что методы стимулирования — важная, но не единственная часть педагогической технологии, в которой не менее значимы и организация деятельности воспитанников, и формирование их правильного отношения к актуальным для них проблемам. Генеральная перспектива педагогики заключается в развитии потенциала самовоспитания учащихся, что, в принципе, соответствует закономерностям развития человеческого сознания.
Обобщая вышесказанное, отметим, что стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности. Распространенными и эффективными методами стимулирования в современном педагогическом процессе являются: похвала, поощрение с помощью учебных оценок, создание ситуации успеха, организация соревнования. Методы положительного подкрепления становятся преобладающим средством стимулирования учащихся, однако методы отрицательного подкрепления еще не ушли в прошлое и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом.