«Развитие памяти дошкольника средствами дидактических игр»

Курсовая работа

Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности. [ 20]

В статье 2.6. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования) говорится, что: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…». [1] Таким образом, можно сделать вывод, что развитие памяти осуществляется в наибольшей степени в области «Познавательное развитие». Но, не стоит забывать, что в процессе развития и воспитания детей происходит интеграция всех областей.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. [19]

Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель, запомнить – вспомнить и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, у детей развиваются произвольные процессы памяти. [12]

14 стр., 6968 слов

Развитие памяти детей дошкольного возраста

... развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие ... Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений ... память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у ...

Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запомнить и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы.

Изучению проблемы формирования и развития памяти посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.М. Игнатенко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. [10]

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка. [ 7 ]

«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, — писал Л.С. Выготский, — является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется прежде всего тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль ». ( Л.С.Выготский) [9]

Таким образом, изучив материал по развитию памяти был сформирован аппарат исследования.

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные условия использования дидактических игр в развитии памяти дошкольника?

Объект исследования: процесс формирования памяти дошкольника .

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника.

Цель исследования: изучение особенностей формирования памяти дошкольников средствами дидактических игр.

Задачи:

1. Дать характеристику памяти, раскрыв ее виды и теории.

22 стр., 10675 слов

Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

... исследование проблемы развития памяти как познавательного психического процесса у детей дошкольного возраста. Поставленная цель определила следующие задачи: . дать характеристику памяти; . выявить возрастные особенности развития памяти дошкольников; 3. рассмотреть способы диагностики и методы развития памяти детей ...

2. Изучить особенности и классификацию дидактических игр.

3. Раскрыть условия развития памяти в разных видах детской деятельности.

4. Подобрать диагностики памяти для детей дошкольного возраста.

5. Изучить закономерности развития памяти детей дошкольного возраста.

6. Разработать рекомендации по использованию дидактических игр в развитии памяти детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно–теоретической и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ понятийно- терминологической системы.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ

    1. Общая характеристика памяти, виды и теории памяти

Память

Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них–запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание. [3]

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Чаще человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определенные усилия, специальные приемы. Деятельность дошкольников — усвоение знаний, приобретение умений и навыков – опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием. [2 ]

Сохранение и забывание. Сохранение – это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием. [2]

Узнавание и воспроизведение. Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии. Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. [2]

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания. [2]

30 стр., 14726 слов

ВЫПУСКНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ...

... проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей. Различные аспекты патриотического воспитания ...

— По характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на: 1) двигательную , 2) эмоциональную , 3) образную , 4) словесно-логическую .

Двигательная память

Эмоциональная память

Образная память

Словесно-логическая память

— По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной , кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

[2]

Кратковременная память

Долговременная память

Оперативная память

— По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной .

Непроизвольная память

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о

— Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой .

Механическая память

Смысловая память

1.2 Дидактическая игра, виды и особенности игр

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. В них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности; они направлены на решение конкретных задач обучения детей. Для дошкольников обучение должно быть легким и ненавязчивым, должно поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для детей дошкольного возраста проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. [ 5]

4 стр., 1861 слов

Групповая социальная память

... с точки зрения мнемической деятельности социальные группы делятся на три класса: А. «Беспамятные» — эпизодические массовые совокупности и большие статистические группы; Б. Групповая память — сумма индивидуальных воспоминаний ... communication нет другого слова для перевода русск 2.5.1. Игра как творческое коммуникационное действие Игра представляет собой общение между людьми, которое может происходить ...

Отличительные признаки такой формы обучения:

  • Наличие игровой ситуации;

  • Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий;

  • Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.

Целью дидактической игры является – передача определенного учебного материала в легкой активной форме. Проводиться она может как с конкретным ребенком, так и в целом, с целой группой в детском саду. [ 7]

Виды дидактических игр:

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно и для развития отвлеченного, логического мышления. Так же в играх дети совершенствуют знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. [ 6]

Это очень интересное занятие для детей. Они способствуют развитию наглядно – действенного мышления. Их цель:

  • закрепление знаний о предметах и их назначении;
  • классификация, обобщение предметов по существенным признакам;
  • установление взаимосвязи между предметами;
  • составление целого из частей.

Так же, настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки (подбор картинок по парам; подбор картинок по общему признаку; запоминание состава, количества и расположения картинок; составление разрезных картинок и кубиков; описание, рассказ с показом действий, движений), а еще лото и домино. [6]

Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. [6]

20 стр., 9967 слов

Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

... и т.п.(46;31) Рассмотрим обзорно некоторые из этих теорий. Теория отдыха в игре, Теория духовного развития ребёнка в игре. Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, ... сверхзадаче. Г. В. Плеханов в ряде своих работ доказывает, что игра возникла в ответ на общественную потребность в подготовке детей к жизни. Именно это его положение помогает ...

Особенность дидактических игр состоит в том, что играя, дети решают

Дидактическая задача помогает педагогу, психологу, родителю подобрать всё необходимое для организации игры (подобрать необходимые игрушки, показать детям образец обращения к кому-либо и т.д.).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторять формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче. Именно в ней может быть отражена направленность дидактической игры на развитие того или иного психического процесса, свойства или состояния. Кроме того, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, организующий игру взрослый может корректировать дидактическую задачу, реализуя тем самым принцип учёта индивидуально-психологических особенностей дошкольников. [3]

Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение. [11]

1.3 Условия развития памяти в разных видах детской деятельности

Память детей с самого начала развивается как осмысленная деятельность, и понимание – это основа как непроизвольной, так и произвольной памяти детей любого возраста. Воспитание произвольной, логической памяти предполагает, в первую очередь, развитие мыслительной деятельности детей. Научить детей думать – это значит – научить их анализировать, т.е. выделять в предметах определенные свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие; осуществлять обобщение, объединяя объекты по каким – либо общим признакам; классифицировать, т.е. группировать предметы и явления на основании произведенного обобщения. [13]

Для воспитания памяти дошкольников целесообразно широко использовать наглядно – иллюстративный материал. Словесные объяснения, повторение уже из знакомого полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объема запоминаемого, прочности сохранения памяти. Особенно уместно использовать картинки, книжки – ширмы, игрушки при запоминании стихотворений, потешек и т.д. Этот прием особенно заметно улучшает и облегчает запоминание текста большого объема. Кроме того, он воспитывает интерес к книгам, к творчеству писателей, поэтов. Дети чаще всего берут красочно иллюстрированные книги стихов, сказок и по иллюстрациям припоминают их содержание. При запоминании очень важно опираться не только на зрение, но и на другие органы чувств: слух, обоняние, осязание, вкус. Несмотря на то, что при обучении старших дошкольников значительно возрастает роль словесных методов, действенное знакомство с предметами имеет большое значение. В связи с этим различные обследовательские действия: рассматривание и активное ощупывание овощей, фруктов семян, плодов, определение их по форме, размерам, узнавание по вкусу и запаху надолго сохраняют в памяти ребенка конкретные образы этих объектов. Активное действие, включенное в процесс восприятия, обеспечивает лучшее запоминание. Огромное знание имеет понимание детьми того, что заучивается. Важно обогащать память детей такими знаниями, которые были бы понятными и полезными для их дальнейшего интеллектуального и нравственного развития. [8]

5 стр., 2051 слов

Память. Связь памяти с другими психическими процессами

... скорее всего с процессом "Память" у вас все в порядке. И причину проблем с запоминанием в этом случае следует искать не в нарушении памяти, а в нарушении других психических процессов. Процесс "Внимание" Внимание ...

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания. [21]

Р. И. Жуковская указывает, что для запоминания дошкольниками стихотворений, потешек и т. д. существенное значение имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Интерес к самому содержанию способствует запоминанию стихотворений только в тех случаях, когда они совершенны по форме. [ 10]

Не менее важное значение для развития памяти имеет

Развитие памяти происходит в таких видах деятельности, как:

Например, когда дети дошкольного возраста выполняют задания, которые взрослые считают трудовыми — дежурят по группе, принимают участие в уборке, ухаживают за растениями, вскапывают грядки и др. Для самих детей они чаще всего не отличаются от игры, предметных и бытовых действий.

В труде преобладают механические действия, поэтому в основном труд способствует развитию двигательной памяти. Первый раз дошкольник делает что-то при помощи взрослых или наблюдая за ними, а затем он уже пытается сделать это сам и в дальнейшем его действия совершенствуются, он запоминает последовательность действий и вскоре он действует уже автоматически. Предметная (трудовая) деятельность, видоизменяясь, даёт начало любознательности, которая очень важна для умственного развития. [ 21]

В старшем дошкольном возрасте можно начать обучение детей смысловому запоминанию. Есть исследования, которые показывают, что дети могут научиться и такому сложному приёму смыслового запоминания текста рассказа или сказки, как деление его на смысловые части, выделение главной мысли в каждой из них, составление плана текста. Значительно помогает овладению смысловым запоминанием составление наглядных моделей, отражающих построение рассказов и сказок. Сталкиваясь с требованием запоминать учебный материал, он и прибегает к этому приёму, что ведёт к механическому запоминанию. То, в ходе обучения у ребёнка появляются и закрепляются механическое и смысловое запоминание, приёмы заучивания. [ 21]

30 стр., 14619 слов

Развитие речи в дошкольном возрасте (2)

... развития речи у дошкольников. Объект – дети дошкольного возраста. Цель курсовой работы – исследовать развитие речи в дошкольном возрасте. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: изучить развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка; выявить особенности развития речи в ...

Очень важное значение для развития памяти имеет активное отношение ребёнка к слушанию литературных произведений, деятельность по их восприятию. Это выражается во внутреннем сопереживании литературному герою. Л.С. Славина установила, что уже у преддошкольника при соответствующей педагогической работе можно вызвать интерес к судьбе героя, заставить ребёнка следить за ходом событий. Формирующееся в дошкольном возрасте сопереживание с героем, позволяющее ребёнку понять содержание литературного произведения, является тем видом деятельности, внутри которой происходит запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений и т.д. [21]

Выводы по главе 1

Итак, память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. [8]

На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности. [ 12]

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

  1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).

    Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно – логическую и образную память;

  2. Как человек запоминает (случайно и преднамеренно).

    Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

Непроизвольная (непреднамеренная) – это запоминание материала ребенком как бы само по себе, без постановки специальной цели, запомнить и без специальных направленных на это усилий. [2]

Так же, дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессов, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сохраняет их. [8]

На сегодняшний день проблема развития памяти дошкольников является одной из центральных задач дошкольного учреждения. Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития памяти. Одним из важных направлений развития памяти выступает создание в детском саду условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Таким образом, развитие памяти дошкольника имеет важнейшее значение для дальнейшей его жизни. [11]

52 стр., 25773 слов

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

... когнитивное развитие, определить особенности развития в раннем дошкольном возрасте от 3 до 5 лет, выявить семейные факторы, оказывающие влияние на когнитивное развитие ребенка. Провести эмпирическое исследование когнитивного развития детей ... факторы влияют в процессе деятельности на указанные компоненты развития психики человека. Однако, в целом, развитие ... исследованием памяти, внимания, представления ...

2.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностики памяти детей дошкольного возраста

…Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти. В.А. Сухомлинский

Дошкольник чрезвычайно чувствителен к многообразию признаков окружающего мира. Чувственный опыт определяет весь склад его психической жизни. Ребенок прежде всего выделяет наиболее яркое и необычное, воспринимая явления действительности. Первоначально хаотичное, нерасчлененное восприятие постепенно превращается в особую целенаправленную деятельность – наблюдение. Многосторонний, полный образ восприятия складывается при условии, что малыш овладевает перцептивными действиями и усваивает систему сенсорных эталонов. Результаты такого познания фиксируются в памяти. В дошкольном возрасте развиваются все виды памяти, но центральной является непроизвольная образная. Она связывает настоящие, прошлое и будущее, обеспечивая единство личности. [4]

Психологи чаще всего обследуют два вида памяти: слуховую и зрительную. В зависимости от формы проведения диагностики (групповая или индивидуальная) методы диагностики могут варьировать.

Самой популярной методикой диагностики слуховой памяти, является методика «10 слов». Ее можно использовать со средней группы детского сада (4-5 лет) и у взрослых. [3]

«Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, фонематического слуха, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости. Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Слова: хлеб, лес, стул, окно, брат, вода, гриб, конь, мед, игла. Критерии оценки: скорость и объем слухоречевого запоминания, неточности воспроизведения, наличие ошибок. В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов. Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушение фонематического восприятия (замена звуков).

Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка. [ 4]

Для диагностики зрительной памяти детей можно использовать методику «10 картинок» Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти. Инструкция: ребенку в течении 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображением 10 рисунков. После удаления листа из поле зрения, ребенок называет изображенные там рисунки по памяти. Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти – 8 и выше. Средний уровень развития зрительной памяти – 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти – 3 и ниже.

Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с большой группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти. Оптимальное число одновременно обследуемых детей дошкольников – 10-15 человек. [ 3 ]

«Рассеянный Крокодил»

"Развитие памяти дошкольника средствами дидактических игр"

ЗАДАНИЕ 1. Посмотрите внимательно на этого неаккуратного Крокодила. (После этого необходимо убрать картинку и попросить ребенка рисовать по памяти.) ЗАДАНИЕ 2. А теперь нарисуй то, что ты запомнил! ЗАДАНИЕ 3. Перечисли все, что ты рисовал: — Какого цвета на рисунке Крокодил? — Какого цвета должен быть Крокодил? — Какие у Крокодила глаза? — Какой у него хвост? — Есть ли у него чешуя, шкура? — Сколько ног у Крокодила? — Что случилось с его обувью? [4]

ЗАДАНИЕ 4. Сравни свой рисунок с рисунком в книжке. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие ты видишь отличия?

«Заблудившиеся цветы»

"Развитие памяти дошкольника средствами дидактических игр"

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри на картинку, постарайся запомнить, что здесь нарисовано. (Время показа приблизительно 1 минута.) ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, что было нарисовано на картинке. ЗАДАНИЕ 3. Вспомни, какие деревья были нарисованы на картинке? Какие цветы? Грибы? Как ты думаешь, то, что нарисовано на картинке – это правда или выдумка? Почему ты так думаешь? ПРИМЕЧАНИЕ. Если ребенок ответил на все вопросы правильно, ну или почти правильно, это говорит о его хорошей памяти хорошей наблюдательности. Если же были допущены ошибки, необходимо дать ребенку еще время подумать, чтобы он сам их исправил. Обратите особое внимание на причины ошибок.

Однако при диагностике необходимо помнить, что, хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между интеллектом и памятью – односторонняя, а не двухсторонняя, и плохая память, в отличии от хорошей, мало что говорит о способностях человека. Что же можно считать плохой или хорошей памятью? Прежде всего память, особенно непосредственная, или механическая, характеризует: 1) объем запоминания информации, 2) время ее хранения, 3) быстроту запоминания, 4) точность запоминания. Естественно, чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал. [5]

2.2. Закономерности развития памяти детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста в памяти детей происходят существенные изменения — как качественные, так и количественные. Увеличивается скорость и прочность запоминания, объем непроизвольной памяти. С возрастом меняется структура мнемической деятельности: непроизвольное и непосредственное запоминание перерастает в сложную сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на разнообразные способы смысловой обработки материала, т.е. переход от непроизвольной к произвольной памяти. Ребенок вычленяет и осознает цель запомнить и начинает применять простые мнемические приемы. В условиях спец. организованного обучения дети осваивают такие приемы логического запоминания: смысловое соотнесение, смысловая группировка. [17]

Дошкольник не сразу приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет достаточно слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, то он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но тоже не совсем достаточным. [10]

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то он направит усилия, чтобы запомнить каждую картинку, каждое слово.

Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать), соревновательной (запомнить больше других).

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Повторить, прислушаться, посмотреть внимательнее – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании. [17]

Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких закономерностей:

  • Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.

  • От характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.

  • Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.

  • Чтобы побудить ребенка развитию долговременной памяти и к мыслительной деятельности необходимо проверять результаты усвоения материала.

  • Преобладает непроизвольная образная память.

  • Память все больше объединяется с мышлением и речью, приобретает интеллектуальный характер.

  • Словесно – смысловая память расширяет сферу познавательной деятельности ребенка и обеспечивает опосредованное познание.

  • Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания. [17]

2.3. Рекомендации по использованию дидактических игр в развитии памяти детей дошкольного возраста

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольника. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, отношение к действительности. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка. [18]

О. Голецова под дидактической игрой подразумевает такую деятельность, смысл и цель которой – дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель – учить детей, развивать и тренировать умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Он высоко ценил игру, считая ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. [19]

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предполагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

При проведении игр и упражнений должны соблюдаться следующие правила:

  • игра или упражнение не должны длиться долго (7-10 минут);

  • следует выполнять в неторопливом ритме;

  • игра должна быть яркой, интересной и привлекательной для детей;

  • игра должна быть элементом конкуренции;

  • победитель должен быть отмечен;

  • в игре необходимо добиться активной речевой активности всех детей, максимального использования навыков речевой деятельности

  • во время игры необходимо развивать навыки детей, контролировать окружающих и их деятельность, учить детей правильно и быстро выполнять задания. [ 18]

Большое место в жизни детей занимает картина. Образы помогают закрепить знания и расширить кругозор детей. Организуя работу детей с картинками, мы имеем возможность непроизвольного запоминания детьми предметов, изображенных на них.

Чтобы убедиться, что запоминание имеет смысл, нужно предложить детям запоминать слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка).

Для этого нужно взять вполне связанные слова по каким-либо признакам или ситуациям (лес-гриб, стол — чашка и т. д.).

Вначале эта техника выполняется на изобразительном материале, затем на словесном. Это помогает детям лучше запомнить материал. [20]

Известно, что память носит избирательный характер, лучше запоминать то, что важно, интересно. Значение непроизвольной памяти исчерпывается не только тем, что она обогащает знания детей. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти.

На физкультурных занятиях можно проводить игры, развивающие не только двигательную активность, но и формирующие произвольность памяти. Дети выполняя упражнения с обручем (располагают предметы так, чтобы все округлые фигуры оказались внутри обруча) и двумя обручами (распределяют карточки так, что бы в красном обруче были картинки с изображением диких животных, а в белом обруче – все домашние животные).

[18]

Выводы по главе 2

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностикой памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

Проблема диагностики процессов памяти актуальна и по сей день. Исследования эффективности различных техник позволяют выявить наиболее близкие к объективности и способные выявить возможные нарушения в развитии процесса памяти у дошкольников.

Диагностика зрительной, слуховой и двигательной памяти и их своевременная коррекция является необходимым условием подготовки ребенка к школе. [3]

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик». [20]

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается . В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер. [9]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память

Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал. [12]

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она дает богатейшие возможности для развития психики ребенка.

Дидактические игры и упражнения являются средством повышения уровня развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Раннее детство – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. [9]

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, постепенность, повторяемость выполнения заданий.

Память дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения. [3]

Проблема развития памяти является актуальной и социально значимой. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. [ 3 ]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/po-psihologii-na-temu-pamyat-u-doshkolnikov/

  1. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования) [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  2. Виды памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  3. Готовность к школе: развивающие программы/ Под. Ред. И.В. Дубровиной. – 4 –е изд. – Екатеринбург. Деловая книга, 1998. -112с. – (Руководство практического психолога).

  4. Диагностика памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  5. Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  6. Дидактические игры в детском саду [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  7. Дидактические игры [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  8. Закономерности развития памяти в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  9. Крутецкий, В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение.—352 с, ил.. 1980. – 113 с.

  10. Л.В. Черемошкина Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).

  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕ СС, 1997 -176 с. илл.

  12. Методические рекомендации для воспитателей [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  13. Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

  14. Особенности дидактических игр [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  15. Особенности памяти у дошкольников, условия ее развития [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  16. Развитие памяти детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  17. Развитие памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  18. Рекомендации по использованию дидактических игр [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.

  19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

  20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г.А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.

  21. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 96 с. – (Пед. образование).

  22. Условия развития памяти в разных видах детской деятельности [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: , свободный.