Творчество в деятельности тренера

Основным условием проявления творческой активности в профессиональной деятельности является любовь к выполняемой работе, когда человек сознательно видит в ней радость, понимает необходимость и пользу своего труда для общества. Профессиональная деятельность тренера, в силу своих специфических особенностей, является той сферой деятельности человека, в которой проявление творчества безгранично и необходимо. В этой связи известный тренер болгарских тяжелоатлетов И.Абаджиев писал: «Тренер должен постоянно жить мыслью, что он отстаёт, что он просто погибнет, если не придумает что-то новое, если чего-то не откроет. Я замечал, что это беспокойство невидимым путём передаётся спортсменам и заставляет стремиться к тому, что раньше казалось непостижимым».

У большинства тренеров их профессиональная деятельность осуществляется на репродуктивном уровне — тренер обучает спортсменов так, как сам обучался, как его учили, как он знает. Естественно, что подготовка спортсменов, осуществляемая на репродуктивном уровне, не приведёт к высоким результатам в спорте. Это является результатом того, что процесс обучения в вузе в недостаточной степени способствует развитию у будущих тренеров творческих способностей. Большая часть учебного материала в вузе предполагает запоминание его, в результате творческие способности не находят своего развития. Поэтому на сегодня в спорте ещё много спортсменов так и не достигших высоких результатов, и тренеров не достигших высот профессионального мастерства. Те же тренеры, у которых творческие способности были развиты до обучения в вузе, и для которых творчество стало неотъемлемой частью их профессиональной деятельности, стали высококвалифицированными специалистами и готовят спортсменов высокого класса.

В творческой деятельности тренера следует выделить её составные компоненты (рис.5): предпосылки творчества, мотивация творчества, операциональный компонент, результаты творчества. Последние три компонента характерны для общепринятых в психологии видов деятельностей (учёба, игра, труд).

Введение в структуру творческой деятельности предпосылок творчества считается необходимым в связи с тем, что творческая деятельность человека — это особая деятельность, и её осуществление без определённых предпосылок невозможно. Рассмотрим каждый из компонентов.

2 стр., 907 слов

Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера

... в физкультурно – спортивной деятельности и способы их преодоления Межличностный конфликт спортивного педагога и воспитанника является ... Главной целью профессионального спортивного педагога является не только подготовить высококвалифицированного спортсмена, но и сформировать ... особенностями методик: 1) этап начального разучивания (ознаком Деятельность специалистов в области физической культуры: тренеров, ...

1. Предпосылки творчества. Творческая деятельность тренера немыслима без определённых предпосылок, благодаря которым её осуществление становится возможным. Главной предпосылкой творчества тренера является наличие творческих способностей, В их структуру входят: сопротивляемость к навязыванию стиля деятельности, широта ассоциативного ряда, сопротивление шаблону, способность отказываться от стереотипа в мышлении и деятельности, способность видеть перспективы развития спорта и объекта воспитания (спортсмена), критичность ума, предвидение как опережающая форма отражения будущего. В проявлении творчества тренера имеет место та форма предвидения, в которой создаётся нечто новое, что явилось результатом его мыслительной деятельности. В структуру творческих способностей входят также такие качества, как оригинальность — способность воспроизводить идеи, отличающиеся от общепризнанных; любознательность — чувствительность к проблемам в подготовке спортсменов; беглость мысли — количество идей в единицу времени. Не менее важной предпосылкой творчества являются некоторые личностные качества: перцептивные — постоянная напряжённость внимания на объекте, впечатлительность, восприимчивость; интеллектуальные -интуиция, фантазия, выдумка, обширность знаний, характерологические — уклонение от шаблона, упорство, самоорганизация, инициативность, работоспособность. Проявление творчества в работе тренера связано также с устойчивым профессиональным интересом и склонностью к педагогической деятельности.

Творческая деятельность тренера немыслима без проявления в ней положительных эмоций, выступающих пусковым сигналом и двигателем мышления, а в дальнейшем катализатором интеллектуального процесса.

2.Мотивация -творчества. Первоначальным моментом к осуществлению творческой деятельности является сформированная творческая установка тренера, характеризующаяся как психическая готовность и настройка его на реализацию творческого замысла, связанного с созданием нового и оригинального в тренировочном процессе. Творческая установка мобилизует энергию тренера, необходимую для осуществления задуманных идей, и отражает потребность тренера в творчестве как составной части его профессиональной деятельности. Почему одни тренеры работают, пусть даже добросовестно и с полной отдачей сил, но не проявляя при этом творчества в своей работе, а другие постоянно находятся в творческом поиске? Ответ на первую часть этого вопроса заключается в том, что у тренеров отсутствуют предпосылки и мотивация творчества. Та или иная идея найдёт мотивационную поддержку при наличии определённых предпосылок творчества. В этом заключается взаимосвязь между предпосылками и мотивацией творчества тренера.

В творческой деятельности тренера следует выделить «внутреннюю» и «внешнюю» мотивации. -Внутренняя мотивация творчества порождается самой профессиональной деятельностью тренера, будь то её конечный результат или содержательная сторона, а также возникающими проблемами и противоречиями. Для внутренней мотивации характерно то, что она возникает из потребностей самого тренера, поэтому творческий труд сопровождается удовольствием и осуществляется без какого-либо внещнего воздействия. В содержание внутренней мотивации творческой деятельности входят: потребности, идеалы, представление о перспективе, интерес к профессии, увлечённость процессом подготовки спортсменов, неудовлетворённость результатами своей деятельности и выступлениями своих воспитанников, желание совершенствовать свою деятельность, любовь к спорту, ответственное отношение тренера к своему делу. Внутренняя мотивация способствует развитию личности специалиста, ориентирует на общественную полезность, стимулирует совершенствование профессионального мастерства тренера.

3 стр., 1491 слов

Влияние стресса на соревновательную деятельность спортсменов

... Таким образом, стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на результат выступления спортсмена. Для нивелирования воздействия стресса на спортивную деятельность рекомендуется использовать следующие рекомендации: "восприятие сложившейся ситуации" (изменение восприятия ситуации, ...

Внешняя мотивация включает мотивы, реализация которых находится за пределами деятельности тренера и его самого: стремление к престижу, заработок, продвижение по работе, одобрение коллег, стремление к признанию его в среде тренеров и др. В творческой деятельности тренера внешняя мотивация менее эффектна и может привести к негативным последствиям. Она ориентирует тренера на сугубо личные интересы, пренебрегая коллективными, порождает индивидуализм, соперничество, недоверие, конфликты. В этой связи в работе со студентами и с молодыми специалистами необходимо формировать у них внутреннюю мотивацию творческой деятельности.

3. Операциональный компонент творческой деятельности тренера. Основу творческой деятельности тренера составляет мышление — процесс поиска и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения результатов тренировочного процесса. Профессиональная деятельность тренера ставит перед ним всё новые и новые задачи и проблемы, поскольку в подготовке спортсменов ещё много неизвестного и непредвиденного. Возникающие проблемы решаются посредством творческого мышления, в котором синтезируются фантазия, воображение, интуиция, импровизация.

Творческое мышление характеризуется быстротой перехода из отражательной деятельности (уяснение замысла и восприятие проблемы) к конструктивно-исполнительской (разработка плана решения и его осуществление).

Наиболее быстро и успешно протекает этот процесс при наличии у тренера вдохновения и озарения.

Творческий процесс тренера по созданию новых методов подготовки спортсменов, новых упражнений и т.п. включает три этапа. Первый этап характеризуется интуитивным возникновением замысла, идеи, гипотезы, чему предшествует длительная мыслительная деятельность, связанная с анализом результатов тренировочного процесса. Второй этап -накопление знаний, рассуждение, поиск путей решения и обоснование идеи. Здесь вырабатывается план реализации идеи и определяются необходимые средства, устанавливаются пути её решения. На третьем этапе происходит осуществление плана на практике в совместной работе со своими воспитанниками. При этом важно убедить их в успешном выполнении задуманного.

Большая часть творческой деятельности тренера протекает вне тренировочного процесса. Это анализ тренировочного занятия и анализ результатов выступления спортсменов на соревнованиях, и постановка вопроса «почему» (почему спортсмен не может освоить новый сложный элемент, почему у него низкие темпы прироста показателей и т.д.), это и нахождение ответов на поставленные вопросы, и поиск средств для их решения.

На тренировочном занятии, при общении с занимающимися творчество тренера проявляется в импровизации, основанной на интуиции. Импровизация включает оперативную оценку возникшей на занятии ситуации, поступков спортсменов, собственной деятельности и принятие решений на основе имеющегося опыта. Импровизация органически входит в практическую деятельность тренера и связана с развитыми творческими способностями. Творческий подход предполагает следующие умения: предугадать возникновение проблемной ситуации, отбросить обычные стандартные решения и найти новые, оригинальные, охватить суть основных взаимодействий, присущих проблеме, обнаружить возможность переконструирования элементов для нового функционирования (видеть несколько различных путей решения проблемы и мысленно выбрать наиболее оптимальный) предвидеть последствия при постановке проблемы, планировать поиск решения проблемы.

6 стр., 2935 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... искусства и организации театрально-игровой самих деятельности детей. Цель исследования, Объект исследования, Предмет игра 8 Проанализировать: 2.Изучить уровень развития творческих (способностей) актерских. 3.Изучить роль игры - драматизации в актерских развитии ...

Вывод:. Если исходным пунктом творческой деятельности была постановка задачи и мысленное её решение, то конечными результатами являются: возникновение новых оригинальных спортивных упражнений (перелёт Ткачева через перекладину, вертушка Диомидова на брусьях и другие); новые способы выполнения упражнений, в результате которых спортсмены показывают более высокие результаты — рывок в присед в тяжёлой атлетике, коньковый ход в лыжном спорте и другие; новые конструкции спортивных снарядов — круглые трубчатые, повышенной эластичности жерди на женских брусьях, упругий гимнастический ковёр, фиберглассовый шест, тартановая дорожка и другие; новые методы обучения сложнокоорди-нированным упражнениям; новые методы и рациональные приёмы при развитии физических качеств у спортсменов; рекордные результаты.

Творчество педагога характеризуется напряжением всех духовных сил человека. Оно включает: наблюдение за явлениями, проявляющимися в процессе обучения; избирательное запоминание существенного; волевое напряжение, реализуемое в настойчивом поиске ответа на поставленный «вопрос; глубокий анализ различных сторон решаемой задачи; эмоциональный подъём, характеризующийся вдохновением.

В качестве рекомендаций для начинающего специалиста предлагается следующее:

  • Творчество в работе немыслимо без энтузиазма и волевых усилий.
  • Избегайте консерватизма в работе и анализе задач.
  • Не принимайте Поспешных решений.
  • Учитесь находить проблему там, где кажется уже всё ясно.
  • Никогда не удовлетворяйтесь достигнутым, знайте, что есть другие решения, которые приведут вас к более высокому результату.
  • Чаще обращайтесь к опыту своих коллег, ищите причины неудач в работе.
  • Постоянно пополняйте свою научную библиотеку.
  • Как можно чаще находите задачи в своей работе.

— Постоянно занимайтесь профессиональным самообразованием. На вопрос «Может ли каждый педагог быть Новаторой в своём деле, привнести что-то новое, своё, и достичь высокого уровня профессионального мастерства (стать заслуженным работником в своей сфере)?» можно с полной уверенностью ответить «да»,- если его творческая активность станет осознанной необходимостью в работе.

Заголовок 1Заголовок 215