Особенности поведения мужчин и женщин и различные виды деятельности

Различие в поведении мужчин и женщин давно интересовало ученых и одних и тех же представителей противоположного пола, это одна из самых интересных проблем человечества. Почему мужчины ведут себя так, а женщины совершенно по – другому: почему в каких – то ситуациях женщины просто «изводят» себя, а мужчины в такой же ситуации ведут себя совершенно спокойно; почему они по — разному воспринимают окружающий мир – в общем, мне очень интересна данная тема, хочется найти объяснение этим особенностям поведения.

В свой работе я расскажу об особенностях поведения мужчин и женщин в разных обстоятельствах; о том, какова у мужчин и женщин стратегия преодоления трудных жизненных ситуаций, какие способы психологической защиты используют те и другие, каковы установки мужчин и женщин на взаимоотношения с внешним миром; как мужчины и женщины распределяют свое время; какие пагубные пристрастия типичны для представителей того и другого пола, кто из них чаще проявляет отклоняющееся и преступное поведение.

Поэтому цель моей работы — проанализировать мужское и женское поведение и посмотреть, какие факторы на него влияют.

Задачи моей работы заключаются

  • описать особенности мужского и женского поведения;
  • сравнить их;
  • показать, какие механизмы действуют при выборе той или иной формы поведения.

Материалом для работы послужили данные из литературных источников; основная литература: «Курс лекций для студентов» Л. Б. Соколовской и «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» Е. П. Ильина.

Личность только тогда

развивается полноценно,

когда не нарушается

половая идентификация.

1. Как формируется пол

Прежде чем говорить об особенностях поведения мужчин и женщин, следует понять, как формируется пол человека.

Есть различия между мужчинами и женщинами, которые имеют эволюционную основу и в значительной степени инстинктивны по своей природе.

(Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 90) Как известно, эти различия есть не только во внешности – они проявляются и в характере и в поведении.

Пол человека и, следовательно, характерное для этого пола поведение ставится во время внутриутробного развития. Пол определяется строением половой железы (яичка или яичника), которые образуются на 4-8 неделе у плода. От третьего формируются «сексуальные центры», которые дополнительно регулируют «мужское» и «женское» поведение человека. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 88)

4 стр., 1903 слов

Роль женщины в современном мире

... Такая роль женщины зачастую устраивает мужчин, однако, не все мужья захотят делить данную роль с женами. Второе на что стоит обратить внимание, затрагивая роль женщины в современном обществе, — ... достижения определенной цели, способна вызывать уважение. Ее социальный портрет весьма неоднозначен. В последнее время проблема роли женщины в современном мире разрабатывается достаточно глубоко, кто-то ...

Мозгу доверена возможность как мужского, так и женского программирования: определенные структуры мозга определяют сексуальное поведение. Так, гипоталамус, в котором расположены половые центры, не только дифференцируется под влиянием зародышевых гормонов, но и сам является психоэндокринным органом; его пренатальная программа, ориентированная на мужское и женское поведение, определяет характер его реакции на половые гормоны пубертатного периода, а эта реакция, в свою очередь, вызывает соответствующее половое поведение. При отсутствии или недостатке в этот период зародышевых андрогенов половая дифференциация автоматически происходит по женскому типу (патологическое влияние экологии или нездоровый образ жизни матери).

С другой стороны, если мать в период беременности принимает препараты, стимулирующие появление тестостерона, то женский эмбрион может «маскулинизироваться» (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 88)

Второй период действия гормона на пол наступает в период полового созревания. Эти два момента характеризуются особой интенсивностью формирования биологического пола человека.

В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Ребенка учат сексуальной роли в соответствии с культурными традициями этого общества: формулируются идеи о том, кем являются или должны быть мужчина и женщина. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 94)

2. Теории пола

В. А. Геодакян создает эволюционную теорию пола, которая утверждает, что в природе существует два пола, каждый из которых специализируется в своем собственном направлении. Женский пол филогенетически более устойчивый (ригидный), но зато онтогенетически более пластичный; ему соответствует консервативное поведение (сохранение свойств вида).

Мужскому полу соответствует прогрессивное поведение (приобретение видом новых свойств); это передовой отряд популяции, берущий на себя функцию столкновения с новыми условиями существования, и если они достаточно сильны, то формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Сочетание обеих натур увеличивает эволюционную устойчивость вида. Итак, женщины обеспечивают филогенетическую память вида, а мужчины — временную, онтогенетическую; мужчины осуществляют поиск, а женщины — совершенствование. Наличие различий в признаках у самцов и самок называется половым диморфизмом. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 90 — 91)

Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на системы мозга. Различные исследования подтвердили связь биологического пола и психологического поведения, в результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом и несвойственных женщинам:

56 стр., 27885 слов

Агрессивное поведение младших школьников

... работы. ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблемы агрессивного поведения, в работах ... младшего школьника), оценки педагога. 2)Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников: Факторами агрессивности мальчиков ... в поведении обоих полов. Исследование агрессивности младших школьников также осуществлялось, это работы Бережковой ...

1. Наступательное эротическое поведение: от мужчины ждут инициативы.

2. Агрессивное поведение — мужчине свойственно инструментальное отношение к миру, при котором ему постоянно нужно что-то разрушать, чтобы построить что-то новое.

3. Пространственная ориентация: мужчины лучше женщин воспринимают пространство, расстояние, скорость.

4. Территориальное поведение: Мужчины склонны «отмечать» и защищать свою территорию. Это относится и к разбрасыванию вещей в квартире и их «забыванию».

5. Выносливость к боли: у мужчин ниже болевой порог, т.е. они более чувствительны.

6. Медленное усвоение оборонительных условных рефлексов: мужчины чаще атакуют, чем защищаются, и поэтому у мальчиков проблема в детском коллективе, вызванная неспособностью дать сдачу.

7. Слабое проявление эмоциональных реакций: мужчины склонны скрывать, а не демонстрировать переживания, которые от этого не становятся менее сильными, но проявляются как в поведенческих, так и в психосоматических заболеваниях.

8. Настойчивость в выполнении задания без подкрепления: мужчины стремятся прорваться в «закрытые ворота».

9. Более слабая связь с ближними родственниками, чем у женщин.

10. Периферизация: тяга к созданию «групп» по интересам.

11. Поиск приключений, новых и трудных стимулов: мужчины устают от однообразия, поэтому иногда они склонны менять хорошее, но известное непонятным и новым, отсюда секрет их увлечений на первый взгляд неожиданным.

12. Тяга к соперничеству, опасностям, охоте: в силу чего мужчинам не только важно добиться поставленной цели, но и обойти соперников; победа без борьбы не приносит им удовлетворения. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 91 — 92)

3. Особенности поведения мужчин и женщин и различные виды деятельности.

3. 1 Пол и учебно-воспитательная деятельность

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное — учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитании. В ходе опросов было выявлено, что негативные характеристики приписывались мальчикам значительно чаще, чем девочкам: мальчики в глазах учителей чаще неряшливые, молчаливые, возбудимые, упрямые, нетерпеливые, с излишне высоким самомнением; девочки же более старательные, застенчивые, владеющие собой, ловкие, боязливые, нерешительные. (http://www.iworld.ru/ attachment.php?barcode=978531800459&at=exc&n=0)

Многие авторы отмечают различия в характере познавательных интересов мальчиков и девочек: девочек внутренне интересуют темы гуманитарного цикла, мальчиков — естественных наук. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 115) Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира (http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978531800459&at=exc&n=0)

43 стр., 21243 слов

Особенности переживания чувства одиночества овдовевшими женщинами

... психологической помощи овдовевшим женщинам. Особенности переживания чувства одиночества овдовевшими женщинами». Задача исследовательская работа выявить особенности чувства одиночества у овдовевших женщин и обозначить основные ... Как показывают приведенные выше данные, количество одиноких женщин значительно превышает количество одиноких мужчин. Это отмечается и в теоретических исследованиях авторов, ...

Как справедливо отмечают Г.М.Хасан и Б.И.В Бреславе в определенном возрасте «слабый пол» явно становится сильнее «сильного», так как девочки в своем развитии на полтора года опережают мальчиков. Преждевременное половое созревание девочек приводит к явному несоответствию их психологического отношения и ожиданий с установками мальчиков. Девочки больше не хотят, чтобы с ними обращались как с бесполыми существами, а мальчики не могут отреагировать на это из-за физиологического и психологического сексуального инфантилизма, естественно присущего этому возрасту. При совместном обучении исчезает романтическая любовь с идеализированным образом любовника, а значит, исчезает и глубина чувств. Ведь глубина чувств возможна только, если есть идеалы (расхождение между реальным и воображаемым) для самосовершенствования любящих друг друга девушек и юношей. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 115)