В самых разнообразных трактовках проблемы классической педагогики в начальных классах, главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения который немыслимо его благополучное формирование.
Еще Я.Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного обучения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И.Гербарт, признавая интерес имманентным свойством призывал учителя не быть скучным, а основывать учение на интересах, присущих ребенку. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет важный и благоприятный фактор его построения. Важнейшее значение в этом имеет именно начальная школа. Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии видит в интересе еще большие возможности, и для обучения и для развития, и для формирования личности ученика в целом. Вопрос развития познавательного интереса расширяется и сейчас рассматриваются более подробно отдельные пункты положения о формировании познавательного интереса.
Например, большое значение разнообразию работы на уроке в начальной школе придавали психологи А.Бодылев, С.Кондратьева – они утверждали, что творческий подход в условиях фронтальной дифференцированной и индивидуальной работы проявляется по разному, хотя в основе имеет много общего. Состав и особенности объекта учительской деятельности обуславливает специфику творческого педагога в каждом конкретном случае и если допускаются одинаковые методы воздействия в работе с каждым классом, группой, личностью, то воспитании пропадает даже подобие творчества.
Ю.Бабанский рекомендует в одних случаях делать акцент на применение развития стимулирования долга и ответственности в учебном труде. Многие опытные учителя используют занимательные примеры, показывая значение изучаемой темы, применяют познавательные игры, разнообразные способы стимулирования активности в учебе. А педагоги – новаторы И.Волков, В. Шаталов и Е.Ильин выступали за проблемное обучение.
Развитие инклюзивного образования в Казахстане
... личности. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Казахстан ввел инклюзивное образование в 2008 году.В государственной программе образования ... варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта включения: обучение ребенка по ...
Таким образом, данная тема требует изучения и обобщения. Она может быть интересна и для опытного педагога, и, конечно, для учителя начинающего.
Целью данной работы является изучение особенностей педагогической работы в процессе обучения учащихся начальных классов.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1.Исследование проблемы
2.Изучение и мониторинг.
3.Проведение исследований и анализ полученных данных.
Методы исследования:
- научение психолого-
педагогической литературы по данной проблеме; - анализ продуктов
деятельности учащихся; - метод наблюдения;
- Объектом исследования послужили учащиеся 3А и 3Г классов СОШ №35г. Набережные Челны.
Предмет исследования: изучение и мониторинг познавательной активности младших школьников.
Гипотеза исследования: познавательная активность учащихся начальных классов будет достаточно высокой, если в основу организации педагогического процесса будут заложены следующие критерии:
- интерес
- активность; то есть стремление учащихся участвовать в деятельности по собственному желанию;
- положительные эмоциональные проявления;
- показ конечного результата труда школьников.
1 . ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Педагогическая работа в начальной школе.
В поведении человека есть две функциональные стороны — побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляционная отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации. Эти понятия включают в себе представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотивы.
Термин «мотивация»представляе
Мотивационного объяснения
Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности. Характеристика ...
... чувству, мысли и действию. К методам стимулирования и мотивации деятельности обычно относят поощрения, запреты, наказания, создание ситуации успеха. Рассмотрим данные методы Поощрение Поощрение - это стимулирование положительных ... три группы целей: первая группа - цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения; вторая группа - цели формирования отношений ...
Представление о мотивации
Диспозиционная и ситуационная мотивация не являются независимыми. Диспозиции могут активизироваться под влиянием определенной ситуации, и напротив, активизация определенных диспозиций(мотивов, потребностей) приводят к изменениям ситуации, точнее ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двояко — детерминированное: диспозиционно и ситуационно. Каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по — разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее разными углами зрения и действовать в ней различными способами.
Актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенное внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией, таким образом, мотивация – это циклически процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решения на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации- это то. что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Его называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им не достает для нормального существования и развития. Потребность как развития социальной работы в России">состояние развития. Потребность как состояние личности всегда связано с наличием у человека чувства неудовлетворенности связанного с дефицитом того, что требуется( отсюда название « потребность») организму (личности).
Эстетическое отношение человека к миру
... еще со времен Аристотеля. Но также ясно и то, что эстетическое отношение человека к миру не ограничивается прекрасным и художественным отражением только в искусстве. Эстетика ... что искусство занимает небольшую часть в жизни эстетики. Искусство является выражением эстетического отношения человека к миру при помощи художественного и образного моделирования. Искусство занимает важное место ...
Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет способностей, т.е. на то, что организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворенно.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места занимаемого соответствующим организмом на эволюционной системе. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биологических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные( последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).
Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют процесс или именно тот непосредственной осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющий актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многокрасочный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя
( самого субъекта), то это и будет цель.
Потребности человека, их виды и средства удовлетворения
... экономики 2.Виды потребностей человека. Основными потребностями человека являются биологические потребности. Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей людей ( необходимость утолить голод рождает потребность в определенных видах еды ). Первой задачей хозяйственной деятельности ( экономики ) и было удовлетворение этих ...
Психологически цель есть то мотивационно — побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, занимает объект кратковременной памяти, а так же оперативной; с ней связаны разворачивающиеся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанное с кратковременной памятью, потребности хранятся в долговременной памяти.
Рассмотренные нами мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Состояние меду ними и общая структура мотивационной сферы человека такова, что каждая из диспозиций может быть реализовано во многих потребностях. В свою очередь поведение, направлено на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности ( общения), соответствующие разным целям.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость, иерархизированность.
Под широтой понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера ( более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. То есть, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.