Общение как средство воспитания младших школьников

Курсовая работа

В современном Казахстане идет становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением парадигмы обучения и воспитания. На смену старому содержанию образования идет новая; традиционная объект — субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращенной к ребенку, как к субъекту учебно-воспитательного процесса, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации.

Воспитание — это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Таким образом, основной задачей воспитания выступает развитие личностных качеств учащегося.

Личность формируется в деятельности, поэтому в «Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан» уделяется серьезное внимание включению школьников в самые разнообразные виды деятельности.(14)

Одним из принципов современного воспитания является воспитание через личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса — учителя и учеников, учеников между собой, т.е. общение.

Общение — это вид социальных взаимоотношений, процесс взаимодействия людей, основанный на обмене мыслями и чувствами, духовными ценностями посредством слов и других знаковых систем.

Общение имеет огромное значение в формировании психики ребенка, в развитии личности и становлении разумного, культурного поведения. Именно в общении происходит становление личности ребенка, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Кристаллизация характерных для данного ребенка черт большей частью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведения.

Надо сказать, что проблема включения общения воспитанников в воспитательный процесс разрабатывается в педагогике давно.

В трудах классиков Коменского Я.А., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и многих других, вопросы общения школьников переработаны с достаточной тщательностью. В настоящее время общение в воспитании школьников разрабатывается в трудах Клюевой Н.В., Лисиной М.И., Мудрик А.В., Цукерман Г.А. Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешенными вопросы, волновавшие учителей и сотни лет тому назад. Главный среди них — как сформировать воспитательный процесс, с учетом особенности общения воспитанников, как оптимизировать процесс их общения, чтобы повлиять на результаты воспитания.

9 стр., 4255 слов

Комплексный подход к воспитанию и обучению глухих детей

... личности аномального ребенка, в обоснование проблемы компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою ... возможности среды для организации и проведения учебно- воспитательного процесса с целью всестороннего развития глухого школьника. Комплекс второй – структура личности воспитуемого. В структурном ...

Таким образом, поскольку решение проблемы поиска рациональных и эффективных форм воспитания новой личности возможны путем оптимального сочетания многовекового опыта педагогов с достижениями передовой педагогической практики, то станет очевидным актуальность изучения общения школьников в рамках теории воспитания личности.

Объект исследования — общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности младшего школьника, как целостный процесс.

Предмет исследования — воспитание младшего школьника в процессе общения.

Цель исследования: выявить особенности влияния общения на результаты воспитания младших школьников.

В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:

1. Изучить научно-теоретические основы общения в воспитании.

2. Выявить особенности общения в воспитании младших школьников.

3. Разработать и апробировать систему заданий, реализующих воспитание в общении младших школьников.

4. Выявить эффективность использования этой воспитательной системы.

Методологическая основа — основные положения концепции дидактического материализма, теории познания, теории личности и ее развития в деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды педагогов и психологов по проблеме исследования.

Методы исследования — изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование.

Теоретическая значимость работы — в работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме. Выявлены сущность общения, а также влияние общения на процесс воспитания и формирование личности младших школьников, к каким конкретно позитивным или негативным для становления личности последствиям оно приводит, каковы воспитательные возможности общения как условия действительно полноценного развития личности.

Глава 1. Научно-теоретические основы общения в воспитании

1.1 Сущность общения воспитательном процессе

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. (2,с.56)

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, — это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Основой воспитательного процесса, главным источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность воспитанников и чем разумнее строится эта деятельность, тем эффективнее протекает воспитательный процесс,— такова его закономерность. (2,с.168)

Одним из механизмов становления и развития личности является межличностное общение. По данным исследований многих психологов — Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, общение выступает ведущим средством познания окружающего мира. (20,с.6)

3 стр., 1483 слов

Педагогическое общение как творческий процесс

... исполнительность и дисциплинированность. ОБЪЕКТ исследования – педагогическая технология и техника. ПРЕДМЕТ исследования – педагогическое общение как творческий процесс. ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как творческого процесса. ЗАДАЧИ исследования: Рассмотреть стили педагогического общения. Изучить уровни педагогического общения и их последствия. Дать ...

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. (18,с.128)

В психолого-педагогических исследованиях общение выступает в качестве средства познания действительности, общечеловеческого опыта. «Только в процессе общения мы можем получать новые для нас знания о действительности, только в процессе общения возможна передача социально-исторического опыта». (30, с.212)

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (35, с.74)

Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. При этом для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект (22).

Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. (18, 20).

Лисина М.И. предлагает общение как взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. (21,с.29)

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

В психологии проблемы общения рассматривались, прежде всего, в трудах А.А. Бодалева (43,с.50).

Здесь были проанализированы феноменология, закономерности и механизмы общения. Одним из аспектов психологического подхода к любой деятельности является выделение субъекта и объекта этой деятельности.

В деятельности общения объектом являются другие люди: их сознание, система мотивов, эмоциональная сфера, их установки и ценности. В зависимости от того, на что именно в психике человека мы воздействуем, что в ней намерены изменить, психологическое содержание деятельности общения будет различным. В одном случае это будет сообщение новых знаний (информирование), в другом — изменение системы мотивов или ценностей (убеждение), в третьем — непосредственное побуждение к действию. таким образом выделяются различные виды общения по содержанию. (30, с.213)

Таким образом, общение — это способ выразить то или иное отношение к человеку или другим людям. (30, с.213)

Общение — это вид социальных взаимоотношений, процесс взаимодействия людей, основанный на обмене мыслями и чувствами, духовными ценностями посредством слов и других знаковых систем. (29, с.285)

В педагогике есть такое понятие, как деятельное общение, которое определяется как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Деятельное общение имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. (29, с.286)

11 стр., 5297 слов

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания

... воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена его целями и задачами. С этой точки зрения воспитание классифицируется ...

Таким образом, проблема общения широко исследовалась, как в педагогике, так и в психологии, и в социологии, но существует определенная разница в научных подходах к изучению этой проблемы.

В психологии общение рассматривается в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В педагогике, в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, существует другой ракурс рассмотрения проблемы общения — процесс воспитания личности в нем. Именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление личности ребенка, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Основной задачей воспитания выступает развитие личностных качеств учащегося. Проявляются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристаллизация характерных для данного ребенка черт большей частью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведения. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств. (27, с.286)

Какое же значение имеет общение детей в ходе развития воспитательного процесса? Можно сделать вывод о том, что в деятельности каждого отдельного школьника коллектив и общение играют незаменимую роль, положительную. Данный вывод согласуется с мнением Пиаже, который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям «ребенок — взрослый». В группе сверстников, отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым (какими бы демократичными они не были) — иерархические и несимметричные. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой и организации коллективной деятельности. (31)

Одним из аспектов педагогической системы Джона Локка было организация деятельного общение воспитанника со сверстниками. «Общение со сверстниками — это своеобразная “школа жизни”, и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин». (23, с.174)

В школьные годы общение как деятельность выходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. И, если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности.

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования гуманных человеческих отношений (25, с.56).

Таким образом, А.С.Макаренко доказывал, что именно коллективное воспитание создает благоприятные условия для проявления каждой личностью своей индивидуальности. (29, с.142)

Только в процессе общения со сверстниками, в коллективе складывается среда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.

23 стр., 11186 слов

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

... работы курса «Духовное воспитание подростков в процессе обучения школьников». Цель курсовой работы ... воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание – это эстетическое, нравственное становление личности ... окружающая среда, материальная деятельность, человеческие отношения, такие ... у подростков и молодежи, так как именно ... массовой коммуникации и общения со сверстниками, ...

Проблему единства развитого общения и гармонического становления личности школьника в своих трудах всесторонним образом развертывает В. А. Сухомлинский.

Какова же главная сила, объединяющая детей в коллектив? Какова та сила, которая ведет к духовно обогащающему единению людей? Что же создает подлинную гармонию личного и общественного? На важнейшие вопросы современной практики и теории воспитания В. А. Сухомлинский отвечает так: «Эта сила — забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом». (41, с.152)

Также В.А.Сухомлинский много писал о потребности человека в человеке. «…без удовлетворения этой потребности человек не мог бы раскрывать себя как друг, товарищ и брат другого человека» (40, с.30)

Идея Сухомлинского о воспитании потребности человека в человеке является всеобщей основой воспитания, потому, что развитое общение, стимулирующее предметную деятельность ребенка, и есть та высшая гармония личности. (1, с.33) То есть, В.А.Сухомлинский предлагал воспитательные воздействия осуществлять через общение, коллективную деятельность, дружбу и товарищество в среде школьников.

Таким образом, основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает и как субъект и как объект общения. Круг и виды общения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями.

Социально-педагогическим основанием целостного подхода к воспитанию является такая организация общения воспитанников и такое управление ею, при которых отдельные части, стороны и элементы целостного процесса воспитания наиболее тесно взаимодействуют с отдельными сторонами и элементами личности каждого воспитанника. (1,с.53)

Целостный процесс воспитания может быть сконструирован в соответствии с той моделью личности, которая как проект выступает в качестве цели общественных отношений. Основанием такой целостной личности является единство деятельности и развитых форм общения. То есть это единство обнаруживает себя в процессе деятельности всем своим строем, утверждающим логику свободного развития всех, ориентированного на всестороннее развитие личности. Это означает, что любой вид деятельности взятый автономно, должен включать все существенные элементы развитых форм общения воспитанников, способствующих всестороннему развитию личности школьника. (1, с.53)

Таким образом, для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие качества. Иными словами, общение побуждает к самопознанию.

Рассматривая целостный процесс воспитания как живое взаимодействие сторон, необходимо остановиться на особенностях общения и коммуникативной деятельности младших школьников и отражение этих особенностей на воспитательный процесс.

3 стр., 1435 слов

Н. С. Хрущев. Личность и государственная деятельность

... академиков, докторов наук, изобретателей и новаторов, видных конструкторов. На протяжении всей своей деятельности Н. С. Хрущев стремился к реформам, росту экономики и культуры, улучшению жизни людей, ... выступить на XX съезде партии с разоблачением культа личности Сталина и его страшных последствий. Он восстановил честь и достоинство миллионов безвинно пострадавших от сталинских репрессий, утер ...

1.2 Особенности общения в воспитании младших школьников

Деятельность учителя начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка. Поэтому очень важно учитывать специфику этого возраста.

Младший школьный возраст — это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. (4).

Это особый период в жизни ребенка. Особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства нельзя считать окончательными и неизменными. Можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют произвольность и осознанность всех психических процессов, кроме интеллекта, и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. (10, с.15) В начальной школе получает развитие потенциал личности ребенка, формируется его индивидуальность.

Особенности общения младших школьников заключаются в следующем. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. А учебная деятельность неразрывно связана с общением.

При этом изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя является для них очень высоким. Общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка. О.С.Богданова и В.И.Петрова отмечают, что «учитель в жизни младших школьников занимает совершенно особое место среди других взрослых. Учитель — это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями». (3, с.164)

Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. (43, с.52)

В начальной школе круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные группы детей с определёнными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.

Дети младшего школьного возраста по-прежнему проводят много времени в различных играх, но их партнерами по игре всё чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.

Таким образом, наряду с внешним изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классами появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношения ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам — такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами.

Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Роль и значение общения младших школьников в воспитательном процессе заключаются в начальном усвоении моральных норм и правил поведения, формировании ценностных ориентаций. В процессе межличностного общения дети пытаются анализировать опыт других людей и на этой основе формировать собственный опыт. Уже многие нравственные поступки совершаются ими по собственной инициативе (43, с.56).

Общение в учебно-воспитательном процессе в начальной школе, предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью, является источником сложных взаимоотношений школьников и источником их самопознания и саморегуляции. общение оказывает действенное влияние на формирование коллектива и личности школьника, на его самопознание, самосознание, самооценку, моральные установки, стиль жизни.

Младший школьник выступает в коммуникативной деятельности в двойной, субъект-объектной позиции: он одновременно воздействует на сверстников и воспринимает в своем сознании их идеи, суждения, чувства, вырабатывая одновременно и свое к ним отношение.

В качестве вывода по главе можно сформулировать следующее. Роль общения в воспитательном процессе очень велика. Именно в общении происходит передача нравственного, духовного опыта, культуры поведения, его усвоение, а на этой основе зарождение собственных привычек и навыков.

Мерилом воспитанности, сформированных качеств личности выступают не слова, а поведение и поступки. Общение очень важно для усвоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. И формирование личности в процессе общения младших школьников обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью младших школьников становится методом воспитания. Поэтому необходимо рассмотреть содержание деятельности учителя в организации общения младших школьников в воспитательной работе.

Глава 2. Анализ влияния общения на результаты воспитания младших школьников

2.1 Анализ возможностей общения в воспитательной работе

Принцип единства целей обучения и воспитания строится на процессе учебной деятельности, возможности реализации не только обучения, но и воспитания, в практике школы.

Создание в начальной школе надлежащих условий для воспитания младших школьников происходит в русле решения новых задач, поставленных школьной реформой перед начальным образованием.

В соответствии с государственными образовательными стандартами, приоритетной целью начального образования является воспитание личности учащегося на основе формирования учебной деятельности, личностного отношения к окружающему, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. (9, с.3)

В связи с этим основной задачей начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и др.).

(14,с.42)

В основу определения и построения содержания образования в начальной ступени положены такие принципы, как обеспечение интегративного характера обучения, воспитания нравственности, эстетического вкуса, экологической культуры, здорового образа жизни школьника на основе лучших традиций, обычаев, духовно-культурного наследия народа. (14,с.44)

Ориентированность цели обучения на воспитание личности ученика указывает на целесообразность формирования у младших школьников как нравственных качеств и базисных аспектов культуры, так и основ общения, поскольку посредством общения ребенок реализует свои потребности к участию в разнообразных творческих, проблемных ситуациях, вооружается необходимыми знаниями и умениями.

Обучение становится активной воспитывающей и развивающей силой, если через него проходит жизнь, все то главное, что дает содержание для развития личности, для взаимодействия учащихся класса, служит поводом для борьбы мнений, отстаивания своих взглядов. При этом совершенствуется самое важное в воспитательном процессе — общение младших школьников: передача друг другу накопленных духовных ценностей (познавательного опыта, черт характера), формирование привычек, жизненных норм, обычаев, стиля поведения, зарождение и развитие личных и коллективных перспектив.

Организация урока в форме общения создает все условия для всестороннего формирования личности младшего школьника. В общении и коллективной деятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

В достижении целей воспитания каждый предмет начального образования имеет свое место и играет свою определенную роль. При этом на первый план выдвигается не вооружение определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а воспитание личности на основе формирования учебной деятельности младших школьников, которая и становится основой для овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура этих знаний, умений и навыков обеспечивает адаптацию младшего школьника к окружающей природной и социальной среде, формирование его социального статуса, овладение им разными способами деятельности и методами, приемами познания окружающего мира.

Предмет «Познание мира» обеспечивает адаптацию ребенка к окружающей природной и социальной среде. Основным источником содержания образования здесь выступает окружающий мир в трех его составляющих: человек, природа, общество.

Содержание предмета «Познание мира» выгодно отличается еще и тем, что оно, обеспечивая младших школьников широкой информацией из различных отраслей научных знаний, культуры, вооружает их методами познания мира. Этим осуществляется эффективность воспитания грамотного общения с окружающим миром. (9,с.48)

Обучение и воспитание через общение создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности. В общении складываются гибкость мышления, преодолеваются инертность и стереотипы, что необходимо для ориентации младшего школьника в современном быстро меняющемся мире.

По содержанию, логике и структуре предмет «Познание мира» характеризуется следующими важными особенностями: во-первых, блок «Человек» — новый. Здесь учащиеся начинают познавать человека со всеми его отношениями с окружающим миром: «Человек — живая природа», «Человек — другие люди», «Человек — материальная и духовная культура» и т.д. При этом акцентируется внимание не на абстрактной сущности этих понятий, а на их реальном проявлении.

Основная цель обучения русскому языку в начальных классах — научить умению пользоваться родным языком в различных ситуациях общения, потому, что связь человека с реальной действительностью, с окружающим миром осуществляется через язык. Язык и общество нерасторжимы. По мере обогащения сознаний развиваются и усложняются формы общения, а, следовательно, развивается и усложняется язык.

Язык связан с мышлением. Язык — средство оформления, выражения и сообщения мыслей, средство общения людей. При помощи языка формируется учебная деятельность, виды речевой деятельности школьников.

Язык и математика рассматриваются как ведущие предметы, которые обеспечивают учащимися необходимые знания о естественном (родной) и искусственном (математика) языках, развивают речевую деятельность, формируют умения в устной и письменной форме грамотно передавать свои мысли, способствуют восприятию окружающего мира, отражая его в художественных словах и математических формулах, с помощью которых реализуется способность человека к участию в различных коммуникативных ситуациях.

Вообще русский язык среди других учебных дисциплин имеет особый статус: это и предмет обучения, и средство обучения другим дисциплинами и средство общения. Функции языка связывают его с окружающим миром, реализуя способность ребенка к участию в различных коммуникативных ситуациях, познавательных, информационных процессах. Следовательно, язык обеспечивает, прежде всего, связь с литературой, с художественными произведениями, с источником знаний о человеке, об обществе, о нравственных ценностях социального мира. Таким образом, процесс познания, освоения культуры поведения идет через язык. Поэтому процесс развития речевой деятельности связан с познавательной активностью человека, с человековедением.

Предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическое воспитание», «Труд», организуя особые стороны целостного учебно-воспитательного процесса, формируют эстетические и этические формы сознания, создают предпосылки для закаливания воли, физического здоровья, формирования основных привычек, характеризующих здоровый образ жизни.

Ничем не заменима роль общения в трудовом воспитании младших школьников, в организации их трудовой деятельности. Общение стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Общение открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

В результате анализа программного содержания образования начальной ступени общеобразовательной школы было выявлено, что решение главных задач обучения в начальной школе реализует также такие воспитательные задачи, как:

  • формирование личностного отношения к окружающему миру;
  • овладение нравственными нормами;
  • формирование и развитие познавательной активности и творческой способности;
  • формирование основ научного мировоззрения и расширение миропонимания;
  • развитие сознательной дисциплины и культуры поведения;
  • формирование здорового образа жизни;
  • развитие культуры речи, доброжелательности и общественной активности.

Общение на уроках делает любой урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дает возможность многократно повторять материал, помогеют учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки учащихся при минимальных затратах времени.

Таким образом, в воспитательном процессе очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми во многом определяет его результативность.

2.2 Выявление эффективности общения в воспитании младших школьников

Соотношение материалов анализа возможностей общения в воспитательной работе, полученных в результате изучения государственных образовательных стандартов, явилось отправным моментом разработки программы опытно — экспериментальной работы.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в разработке и апробировании форм организации учебно-воспитательного процесса с использованием коммуникативной деятельности младших школьников. Результативность опытно-экспериментальной работы определяется достигнутым уровнем воспитанности младших школьников.

Экспериментальная работа проводилась в 3 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе школы-гимназии №5 г.Шахстинска в 2006 году. В исследовании принимали участие 28 детей.

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания. Выявить степень соответствия его запроектированному помогает диагностика, т.е. чтобы оценивать результативность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Данные диагностического изучения сопоставляются с начальными характеристиками, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

Разработка критериального аппарата включает в себя определение личностных качеств младшего школьника, которые бы охарактеризовали уровень его воспитанности.

Воспитанность младшего школьника определяется такими сформированными личностными качествами, как нравственность, культура речи, поведения. Также показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер, культура общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

Важным критерием общей воспитанности личности младшего школьника является его активность. Учебная активность — качество деятельности личности, которое проявляется в отношении младшего школьника к содержанию и процессу учебной деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Таким образом, критериальный аппарат по проблеме исследования включает в себя следующие критерии:

  • уровень сформированности нравственных качеств;
  • уровень сформированности культуры поведения и общения;
  • уровень учебной активности.

Уровень развития нравственных качеств личности включает в себя умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, самостоятельность и осознанность поведения.

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств были определены следующие показатели:

1) Нравственные представления: честность, справедливость, ответственность, доброжелательность.

2) Осознанность моральных норм.

3) Применение нравственных представлений и норм в деятельности.

Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности характеризуется сформированностью нравственных представлений, осознанными применением норм морали в практических действиях, а также самоконтролем.

Средний уровень сформированности нравственных качеств — младший школьник имеет четкие представления о правилах поведения и нормах морали, но не руководствуется ими в практических действиях.

Низкий уровень — отсутствуют элементарные представления о нравственности.

Данный показатель измеряется путем анкетирования младших школьников, а также анализа их поведения. (Приложение 1)

Уровень сформированности культуры поведения и общения характеризуется следующими показателями:

1. Потребность в приветливости, вежливости в общении со сверстниками;

2. Умение быть внимательным к другому ребенку, замечать его настроение, помогать или не мешать в выполнении деятельности;

3. Осознанное отношение к своим поступкам и поступкам сверстников.

Данные показатели определились по уровням:

а) Высокий — ставился за сформированность потребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, умение быть внимательным к другим детям, анализировать свои поступки и поступки сверстников.

б) Средний — ставился за сформированность потребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, но допускались небольшие недочеты в умении быть внимательным к другим детям; не всегда осознанное отношение к своим поступкам.

в) Низкий — ставился за то, что ребенок не всегда соблюдает приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, не умеет быть внимательным к другим детям, действует только по аналогии, не умеет самостоятельно анализировать свои поступки, делает это только под руководством учителя.

Культура поведения младших школьников исследуется по методике, представленной в Приложении 2.

Уровень сформированности учебной активности представляет собой совокупность следующих показателей:

1) Любознательность — это свойство личности, обеспечивающее состояние готовности и постоянство стремлений младшего школьника к освоению новой информации.

2) Инициативность — это волевое качество личности, благодаря которому ребенок действует творчески. Это отвечающая условиям обучения активная и смелая гибкость действий и поступков младшего школьника. Данный показатель разбивается по степени сформированности качества на высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется сильно выраженным познавательным интересом, постоянством стремлений к новым знаниям, умением активно и творчески мыслить;

  • Средний уровень — умеренность в стремлениях к новым знаниям, ребенок действует как будто по указке;
  • Низкий уровень — слабое выражение познавательной потребности или ее полное отсутствие.

В процессе опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента по выявлению воспитанности младших школьников были получены результаты (Приложение 4), которые мы определили в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты констатирующего эксперимента по выявлению воспитанности младших школьников

п/п

Показатели

%

В

С

Н

1

Уровень сформированности нравственных качеств

36

43

21

2

Уровень культуры поведения и общения

29

46

25

3

Уровень учебной активности

11

50

39

Таким образом, было выявлено, что у большинства младших школьников не сформированы как нравственные качества и культура поведения, так и учебная активность.

Ввиду полученных результатов решено было провести воспитательную работу. Формирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы включает в себя разработанный комплекс для проведения воспитательной работы, включающий в себя все формы общения младших школьников.

Особенность данного комплекса заключается в том, что воспитательная работа осуществляется как во время обучения, так и во внеучебное время. Это объясняется следующим. Для детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей. В этом возрасте она наиболее влияет на развитие детей и определяет появление многих новообразований. В ней развиваются одновременно умственные способности и личностные качества.

Поэтому в воспитательной работе используется комплекс уроков базового цикла начальной школы: «Русский язык», «Математика», «Познание мира», «Литература». Данные уроки построены в форме активного общения, дискуссий, групповых форм работы, экскурсий с последующим обсуждением. (Приложение 6)

Организация таких уроков эффективна при любых образовательных программах.

  • Во-первых, работают все учащиеся, причём, весь урок.
  • Во-вторых, можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
  • В-третьих, в коллективной работе кроется огромный потенциал развития общения и речи учащихся.

Во внеурочное время проводился комплекс мероприятий на воспитание культуры поведения, общение, на развитие нравственных качеств личности. (Приложения 6,7)

В результате проведения таких уроков и внеурочных занятий у ребят вырабатывается:

  • умение замечать состояние других людей и в соответствии с ним строить общение.
  • умение проявлять свою воспитанность в процессе выполнения школьниками отдельных заданий в предметном содержании;

Таким образом, в формирующем эксперименте по воспитанию младшего школьника в процессе общения были использованы следующие методы:

  • воспитание младшего школьника в процессе его обучения;
  • воспитание младшего школьника во внеучебной деятельности с применением игры и различных групповых мероприятий;

— привлечение внимания младшего школьника в специальной беседе к качествам личности. Следует подчеркнуть, что у каждой личности, с детства начинают формироваться различные качества, которые в последствии применяются личностью в работе и общении с другими.

Нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной, использующие общение, коллективную деятельность младших школьников. При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали результативность проведенной системы работы. Как и в констатирующем эксперименте, использовались методики анкетирования, а также изучение практической учебной и игровой совместной деятельности детей. Полученные результаты (Приложение 5) были систематизированы и определены в таблице 2.

Результаты, приведенные в таблице, показывают, что в целом у детей повысились показатели, характеризующие воспитанность младших школьников, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс по совершенствованию воспитательной работы.

Таблица 2 — Результаты контрольного эксперимента по выявлению воспитанности младших школьников

п/п

Показатели

%

В

С

Н

1

Уровень сформированности нравственных качеств

64

36

2

Уровень культуры поведения и общения

57

36

7

3

Уровень учебной активности

21

72

7

Динамика показателей следующая:

Количество детей с высоким уровнем сформированности нравственных качеств увеличилось на 28%. Со средним уровнем — уменьшилось на 7%. С низким уровнем — уменьшилось на 21%, т.е. до нуля.

Показатель уровня культуры поведения и общения изменился следующим образом: количество детей с высоким уровнем увеличилось с 29% до 57% — т.е. на 28%, кол-во детей со средним уровнем сформированности уменьшилось на 10%, кол-во детей с низким уровнем уменьшилось на 18% и составило всего 2 человека.

Учебная активность детей также повышается: всего у двух человек (7%) она осталась на низком уровне, количество детей с высоким уровнем повысилось на 10% и составило 6 человек против 3-х на начальном этапе.

На основании результатов мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная работа оказала влияние на воспитание младших школьников путем постепенного и целенаправленного формирования у них внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития. Что и подтвердило нашу гипотезу. Этим можно мотивировать ввод в учебно-воспитательный процесс в школу-гимназию №5 г.Шахтинска разработанный учебно-методический комплекс.

Рекомендации по организации воспитательной работы:

  • разнообразить подход к выполнению различных задач
  • создавать условия для учащихся для необходимого применения воспитанности в процессе обучения

Для уроков рекомендуется применять задания следующего характера:

1. Задачи «конфликтного» характера для появления у школьников выработки своей точки зрения, отстаивания своего мнения не зависимо от мнения учителя и других школьников.

2. Внедрение в процесс обучения и во вне учебную деятельность «демократического» общения «учитель-ученик»; «ученик-учитель»; «ученик-ученик», при котором школьник высказывает свое мнение, имеет право соглашаться или не принимать мнение учителя.

Заключение

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает и как субъект и как объект общения. Круг и виды общения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. А учебная деятельность неразрывно связана с общением.

Создание в начальной школе надлежащих условий для воспитания младших школьников происходит в русле решения новых задач, поставленных школьной реформой перед начальным образованием.

Обучение становится активной воспитывающей и развивающей силой, если через него проходит жизнь, все то главное, что дает содержание для развития личности, для взаимодействия учащихся класса, служит поводом для борьбы мнений, отстаивания своих взглядов. При этом совершенствуется самое важное в воспитательном процессе — общение младших школьников: передача друг другу накопленных духовных ценностей (познавательного опыта, черт характера), формирование привычек, жизненных норм, обычаев, стиля поведения, зарождение и развитие личных и коллективных перспектив.

Организация урока в форме общения создает все условия для всестороннего формирования личности младшего школьника. В общении и коллективной деятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

В процессе опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента по выявлению воспитанности младших школьников, было выявлено, что у большинства младших школьников не сформированы как нравственные качества и культура поведения, так и учебная активность.

Ввиду полученных результатов решено было провести воспитательную работу. Формирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы включает в себя разработанный комплекс для проведения воспитательной работы, включающий в себя все формы общения младших школьников.

Результаты контрольного эксперимента показывают, что в целом у детей повысились показатели, характеризующие воспитанность младших школьников, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс по совершенствованию воспитательной работы.

На основании результатов мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная работа оказала влияние на воспитание младших школьников путем постепенного и целенаправленного формирования у них внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития. Что и подтвердило нашу гипотезу. Этим можно мотивировать ввод в учебно-воспитательный процесс в школу-гимназию №5 г.Шахтинска разработанный учебно-методический комплекс.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/obschenie-kak-sredstvo-vospitaniya/

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985.-448с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. — М.: Просвещение, 1983.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М.: Просвещение, 1980.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.:Просвещение,1995.

5. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 1983.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.:Педагогика, 1960.

7. Гаврилова Г.П. О воспитании нравственности чувств. — М.:Педагогика 1984.

8. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. -1988. №2.-С.5.

9. Государственные стандарты начального образования Республики Казахстан. — Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, 1998.- 223 с.

10. Гребенников Н.В. Основы семейной жизни. — М.: Центр «Педагогический поиск», 1991.

11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. № 3—4. С. 14—19.

12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Свет, 1996.

13. Коменский Я. А. Великая дидактика. — М.: Учпедгиз, 1955.

14. Концепция развития образования РК до 2015 года. / Казахстанская правда от 26.12.2003.

15. Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учебное пособие для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Педагогика и методика начального обучения». — Караганда: Издательство КарГУ, 2004.-211с.

16. Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. Т.3 — М.: Педагогика, 1959. — С. 556-557

17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: УРАО, 1997.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1982.

19. Лецких Л.А. Развивающий конон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина // Начальная школа — 1997, №3, С.91

20. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. — М.: Издательство Московского Университета, 1992.

21. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. //Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. — М.: центр «Академия», 2000.

22. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Просвещение, 1975.

23. Локк Дж. Мысли о воспитании. — М., 1981, С.163-195

24. Лушников А.М. История педагогики: Пособие для студентов педагогических высших учебних заведений. 2-е изд., перераб., доп. /-Урал: Государственный Педагогический Университет, 1994.

25. Макаренко А.С. Цель — воспитание: Сочинения, Т.5. — М.: Просвещение, С.353

26. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. — М., 2002.

27. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие / Под ред. В.П. Шульгиной. Изд-е 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 320с.

28. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников. — Краснодар: Поиск, 1979.

29. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

30. Петровский А.В. Общая психология. — М.: Просвещение, 1976.

31. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.

32. Подласый И.П. Педагогика — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

33. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. — М.: Педагогика, 1981 — С. 79—91.

34. Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей. // Вестник Московского Университета. 2002. № 2. С. 48 — 55.

35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. — М.: Просвещение, 1989