данного исследования обусловлена тем, настоящее в что время в общей детской популяции значительное наблюдается количество детей с различными отклонениями в том, в развитии числе и речевом. Количество детей с речевыми различными отклонениями не только не уменьшается, но и постоянно Именно. растет поэтому в школе остается высокая работе в потребность узких специалистов: психолога, дефектолога и также, а логопеда потребность в специальных коррекционно-развивающих Теоретической. программах основой совместной деятельности психолога, логопеда и дефектолога может стать нейропсихология. Основные отечественной положения нейропсихологии, в настоящее время признанной во мире всем, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его Современная.
учениками нейропсихология в последние годы активно изучением занимается проблем диагностической, профилактической и коррекционной детьми с работы, имеющими отклонения в развитии и трудности в исследование, а обучении состояния речевых функций ребенка важнейших из одна сторон нейропсихологического обследования.
Нейропсихологическое все исследование шире входит в школьную практику, для как определения школьной готовности ребенка, для и так выяснения текущих трудностей обучения. его Успешность применения зависит от владения методом и исследователя опыта. Применение нейропсихологических методик знарасширяет чительно информацию о ребенке, и педагогическая стратегия быть может личностно-ориентированной и, значит, эффективной более.
«исследования подход к изучению речи детей с развития нарушениями».
Объект исследования:, Предмет нейропсихологический:, Цель исследования:
Задачи:
-
проанализировать психологическую, нейропсихологическую и литературу методическую по проблеме исследования;
-
уточнить понятие функции речевой с точки зрения нейропсихологии;
-
выявить формирования условия и развития речи детей с нарушениями выявить.
-
развития причины нарушения речевого развития;
-
специфику охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями;
-
подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития.
Применение:
исследования Методы:
Структура курсовая:
приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи ...
... Такому ребенку в дошкольном возрасте показана операция по восстановлению неба. Логопедическая работа начинается еще в дооперационный период. Это способствует предотвращению возникновения серьезных нарушений в ... и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Это ...
-
-
История формирования и нейропсихологии развития в нашей стране и за рубежом
-
Успехи нейрофизиологии, психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX подготовили века почву для формирования дисциплины новой — нейропсихологии. Эта отрасль психологинауки ческой начала складываться в 20-40-е годы XX века в странах разных и особенно интенсивно — в нашей стране.
нейропсихологические Первые исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. однако, Выготским основная заслуга создания нейрокак психологии самостоятельной отрасли психологического знания Лурия А. Р. принадлежит.
Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии про явилисьдолжением его общепсихологических исследований. На изуче основения различных форм психической ему деятельности удалось сформулировать основные развитии:
- о положения высших психических функций;
- о смысловом и строении системном сознания (Л.
С. Выготский).
Ранние работы Л. С. нейропсихологии по Выготского были посвящены системным психических нарушениям процессов, возникающим в результате поражения участков отдельных коры головного мозга, и их особенностям у взрослого и ребенка человека [6].
Свои первые нейропсихологические Выготский Л. С. исследования проводил совместно с А. Р. Лурия.
Исследования Л.С.положили Выготского начало разработке нейропсихологических путей нарушений компенсации психических функций, возникающих при поражениях локальных мозга. На основании этих работ им сфор былимулированы принципы локализации высших функций психических человека. Л. С. Выготский впервые высказал том о идею, что мозг человека обладает принципом новым организации функций, который он обозначил принцип как «экстракортикальной» организации психических процессов (с орудий помощью, знаков и прежде всего языка).
По мнению его, возникшие в процессе исторической жизни социального формы поведения приводят к формированию в коре мозга головного человека новых «межфункционалъных отношений», делают которые возможным развитие высших психической форм деятельности без существенных изменений морфологических самого мозга. Позднее эту вых о ноидею «функциональных органах» развивал и А.Н.Леонтьев.
Выготского Л. С. Положение о том, что «человеческий мозг новымет облада по сравнению с животным локализационным принципом, которому благодаря он и стал мозгом человека, органом сознанияго человеческо» (Л.С.Выготский), завершающее его известные Психология «тезисы и учение о локализации психических функций» (1934г в опубликованные.) относится, несомненно, к одному из самых положений фундаментальных отечественной нейропсихологии [2].
Идеи Л. С. системном о Выготского строении и системной мозговой высших организации форм психической деятельности составляют часть лишь того важного вклада, который он нейропсихологию в внес. Не менее важна и его концепция о значении меняющемся мозговых зон в процессе прижизненного психических развития функций [6].
Наблюдения над процессами развития психического ребенка привели Л. С. Выготского к последовательном о выводу (хронологическом) формировании высших психических человека функций и последовательном прижизненном изменении их организации мозговой (вследствие изменения «межфункциональных» отношений) основной как закономерности психического развития. Он положение сформулировал о разном влиянии очага поражения высшие на мозга психические функции в детском взрослого и у возрасте человека [7].
«Неравномерность развития психических функций. Понятие «нормы» ...
... которым апеллирует Т.В. Ахутина, и на основных выводах исследований автора. Актуальность темы реферата Нейропсихология нормы, или нейропсихология индивидуальных различий – новая отрасль нейропсихологии, исходящая из представления о неравномерности развития функций у каждого отдельного индивида. ...
Идея о неодинаковом эффекте поражении при одних и тех же зон коры на этапах разных психического развития является одной из нейшихваж идей современной нейропсихологии, которая по-оценена настоящему лишь в последнее время в связи с исследований развитием в области нейропсихологии детского возраста.
годы в Как Великой Отечественной войны, так и в время последующее становление и развитие нейропсихологии были связаны тесно с успехами неврологии и нейрохирургии, что совершенство позволиловать ее методический и понятийный аппараты и правиль проверятьность гипотез при лечении локальными с больных поражениями головного мозга [2].
В создание нейропсихологии отечественной определенный вклад внесли и исследования в патопсихологии области, проводившиеся в ряде психиатрических клиник Союза Советского. К ним относятся работы психиатра Р. Я. посвященные, Голант описанию мнестических расстройств при поражениях локальных мозга, в частности при поражении области диэнцефальной.
Киевский психиатр А. Л. Абашев-Константиновский сделал многое для разработки проблемы общемозговых и симпто локальныхмов, возникающих при локальных мозга поражениях. Им описаны характерные изменения сознания, при возникающие массивных поражениях лобных мозга долей, и выделены условия, от которых зависит их Важный.
появление вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б.В. своими со Зейгарник сотрудниками. Благодаря этим работам:
- изучены были нарушения мышления у больных с локальными и органическими общими поражениями мозга;
* описаны основные патологии типы мыслительных процессов в виде различных нарушений структуры самой мышления в одних случаях и нарушений мыслительных динамики актов (дефектов
мотивации, целенаправленности других и т. д.) — в мышления [8].
Безусловный интерес с позиций нейропсихологии работы и представляют грузинской школы психологов, исследовавших фиксированной особенности установки при общих и локальных мозга поражениях (Д.Н.Узнадзе).
Важные экспериментально-психологические прово исследованиядились и на базе неврологических клиник. К прежде ним всего относятся работы Б.Г.его и Ананьева сотрудников, посвященные проблеме взаимодействия головного полушарий мозга и внесшие существенный вклад в современных построение нейропсихологических представлений о мозговой организации процессов психических.
Большую ценность для становления представля нейропсихологииют нейрофизиологические исследования, которые проводились и водятсяпро в ряде лабораторий страны. К ним исследования относятся Г. В. Гершуни и его сотрудников, посвященные сис слуховойтеме и выявившие, в частности, два работы ее режима: анализ длинных и анализ звуков коротких, что позволило по-новому подойти к поражения симптоматике височных отделов коры мозга у также, а человека многие другие исследования сенсорных Большой.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...
процессов вклад в современную нейропсихологию внесли таких исследования крупных отечественных физиологов, как Н. А. Ано, П. К. Бернштейнхин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др. [33]
Бернштейна Н. А. Концепция об уровневой организации движений послужила для основой формирования нейропсихологических представлений о мозговых движений механизмах и их нарушениях при локальных поражениях Концепция.
мозга П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в целесообразного объяснении поведения животных была использована А.Р.для Лурия построения теории системной динамилокализации ческой высших психических функций человека[17].
Соколова Е. Н. Работы, посвященные изучению ориентировочного также, рефлекса были ассимилированы нейропсихологией (вместе с достижениями другими физиологии в этой области) для общей построения схемы работы мозга как психических субстрата процессов (в концепции о трех блоках для, мозга объяснения модальнонеспецифических нарушений высших функций психических и др.).
Большую ценность для нейропсихологии исследова представляютния Н.П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и друавторов гих, в которых впервые в нашей стране с метода помощью вживленных электродов показана важная глубоких роль структур мозга в осуществлении сложных процессов психических — как когнитивных, так и Эти. эмоциональных исследования открыли новые широкие изучения перспективы мозговых механизмов психических проТаким.
цессов образом, отечественная нейропсихология сформировалась на нескольких стыке научных дисциплин, каждая из которых свой внесла вклад в ее понятийный аппарат [5].
Комплексный знаний характер, на которые опирается нейропсихология и, используются которые для построения ее теоретических моделей, комплексным определяется, многоплановым характером ее центральной проблемы — «как мозг субстрат психических процессов». Эта является проблема междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее возможно решения лишь с помощью общих усилий наук многих, в том числе и нейропсихологии. Для собственно разработки нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. изучения для мозговой организации высших психических прежде, функций всего на материале локальных поражений мозга головного) нейропсихология должна быть вооружена суммой всей современных знаний о мозге и психических почерпнутых, процессах как из психологии, так и из друсмежных, гих наук [29].
Современная нейропсихология развивается в двумя основном путями. Первый — это отечественная созданная, нейропсихология трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их последователями и учениками в России и за рубежом (в бывших советских ликахреспуб, а также в Польше, Чехословакии, Франции, Дании, Венгрии, Финляндии, Англии, США и др.).
Второй — традиционная это западная нейропсихология, наиболее яркими которой представителями являются такие нейропсихологи, как Р. Бенсон, Д. Рейтан, X. Экаэн, О. Зангвилл и др. [21]
Как известно, А. Р. наряду Лурия с другими отечественными психологами (Л. С. Леонтьевым [7], А. Н. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным и др.) непосредственно тывалразраба теоретические основы отечественной психологической этой и на науки базе создал нейропсихологическую теорию организа мозговойции высших психических функций Успехи. человека отечественной нейропсихологии объясняются прежде опорой ее всего на научно разработанные с позиций философии материалистической общепсихологические концепции.
Нарушение в психическом развитии и компенсаторные механизмы
... способность к речи обратно пропорциональна его физической способности говорить. возможность Нарушение в психическом развитии и компенсаторные механизмы В ... самооценки и т.д. В нейропсихологии разработаны специальные методы восстановления высших психических функций, основанные на нейропсихологической теории. ... первопричине". Этот закон приложим к соматике и психике, к медицине и педагогике. В медицине ...
Сопоставляя развития пути отечественной и американской нейропсихологии, А. Р. отмечал Лурия, что американская нейропсихология, достигнув успехов больших в разработке количественных методов исследования мозговых последствий поражений, фактически не имеет общей схемы концептуальной работы мозга, общей нейропсихологической объясняющей, теории принципы функционирования мозга как Теоретические [17].
целого представления отечественной нейропсихологии опреобщую и деляют методическую стратегию исследований. В соответпредставлением с ствии о системном строении высших психических согласно, функций которому каждая из них являет сложную собой функциональную систему, состоящую из многих наруше, звеньевния одной и той же функции разному по-протекают в зависимости от того, какое звено (оказывается) фактор пораженным. Поэтому центральной нейропсихологического задачей исследования является определение специфики качественной нарушения, а не только констатация факта той расстройства или иной функции.
Следует что, отметить в настоящее время как теоретические женияполо, так и методы отечественной нейропсихологии все приобретают большую популярность у западных исследователей. разрабо, Методытанные А. Р. Лурия, подвергаются стандартизации, использу широкоются, обсуждаются на специальных конференциях [17].
В время настоящее отечественная нейропсихология представляет собой развивающуюся интенсивно отрасль психологической науки, в которой несколько выделилось самостоятельных направлений, объединенных теоретическими общими представлениями и общей конечной состояний, задачей в изучении мозговых механизмов психических Нейропсихология.
процессов — молодая наука. Несмотря на очень историю длительную изучения мозга как субстрата процессов психических, которая восходит еще к представлениям донаучным древних авторов о мозге как души вместилище, и на огромный фактический материал о разсимптомах личных поражения мозга, накопленный клиницистами мира всего, нейропсихология как система научных сложилась знаний лишь в 40-50-е годы XX века. Решающая этом в роль процессе принадлежит отечественной школе нейропсихологической. Ее успехи и высокий международный связаны авторитет прежде всего с именем одного из выдающихся самых психологов XX века — Александра Романовича Понятие [17].
-
-
Лурия речевой функции с точки зрения Общепризнанно
-
нейропсихологии, что речь — это высшая функция психическая, которая является основным средством мысли выражения.
В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии функция речевая рассматривается как с точки зрения ее скихпсихологиче особенностей, так и мозговой организации [17].
Влияние семьи И ФАКТОРА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ...
... может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические ... способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи ...
сложносться Подчеркивает структуры речи, в составе которой два выделяются основных уровня:
1) гностический и праксический;
2) ловойсмыс.
Гностические и праксические функции в структуре функции речевой А.Р. Лурия расценил как базисные, которыми над системно надстраивается в течение смысловой жизни уровень речевой деятельности, связанный с средствами пользованием языка — словами, фразами, построенными по грамма правиламтики.
Важную роль А. Р. Лурия опосредованному придавал характеру речевой функции [17].
Он указывал, речевая что деятельность требует различных невербальных таких, опор, как оптические образы и символы представления, предметов о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время сама она служит посредником. Без невозможно речи освоить ни одну область знания, математику даже, физику, химию и т.д. Это означает, приобретение:
- что речи требует огромных, и при полимо этомдальных, мозговых затрат: ее нельзя без освоить образования множественных ассоциативных связей самыми между разными зонами мозга;
— овладение высшей любой психической деятельностью не возможно без проводящих активации путей, ведущих к речевым зонам если, а мозга и возможно, то в существенно ограниченном объеме обходным же или путем, как например, при редко, не глухоте обозначаемой в быту как глухонемота.
В речевой теории деятельности принято выделять виды и речи функции, мозговые механизмы которых до конца не следовательно, и, изучены, их нейропсихологическое освещение пока что неполным является.
Главные виды речи — внутренняя и Понятие. внешняя внутренней речи является для основополагающим понимания речевой деятельности в Попытки. целом ее описания имеют достаточно длительную Как. историю отмечал еще Г. Хэд, английневролог ский, внутренняя речь рассматривалась на протяжении ее разному по-изучения: как «эндофазия», «невыговариваемая вслух словесная», «речь формулировка, которая предшествует мышлению», как же или «общие процессы мышления». Последопределение нее принадлежит известному немецкому психологу XIX середины века Курту Гольдштейну (К. Goldstein ).
английский Другой невролог, Хьюлингз Джексон (Н. Jackson ), что, считал внутренняя речь — это та же внешняя, она только беззвучна. Однако он признавал и то, что высказыванию всякому предшествует внутренняя подготовка — отличающаяся, пропозиция высокой образностью и смысловой насыщенностью, т.е. по супризнавал ществу наличие внутренней речи в ее современном Кроме. понимании того, X . Джексон полагал, что внешняя и внутренняя речь лишь сопровождает мышление, может которое осуществляться и без нее. В отличие от Гольдштейн К. этого придерживался мнения, что речь без невозможна категориального отношения к ее объекту, тем признавая самым интеллектуальную сущность речевой непосредственно, т.е. функции связывал ее с мышлением. Он был обособлять склонен внутреннюю речь от моторной и сенсорной, собой представляющих основные способы ее внешнего выражения [8].
полное Наиболее и убедительное описание специфики внутречи ренней принадлежит Л.С. Выготскому. Соответственно его внутренняя, представлениям речь является симультанной, максимально смыслом насыщенной, минимально оформленной фонетически [6].
Речь взрослых как средство развития речи детей
... содержательного, продуктивного общения педагога с детьми. В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; ...
В отличие от Ж. считавшего, Пиаже, что внутренняя речь приходит на отмирающей смену эгоцентрической («речи для себя»), Л.С. указывал Выготский, что внутриречевой план образуется сворачивания путем эгоцентрической, усвоенной по подражанию речи Этот. взрослых факт он рассматривал как свисоциального ее детельство и опосредованного происхождения. Л.С. Выготский как бы черту подвел под вопросом о соотношении речи внутренней и мышления. В речи, указывал он, «мысль не совершается, а воплощается». Это означает, что речь и взаимодействуют мысль, совершенствуя друг друга: речь базе на возникает аморфной мысли, не имеющей дискретной становится, но структуры таковой под воздействием ею же рожденной Помимо [7].
речи внешней и внутренней выделяют импрессивную (понимание и восприятие) и экспрессивную (воспроизведение) речь.
Дифференциация деятельности речевой на экспрессивную и импрессивную, также получившая распространение широкое, привлекает внимание и к другим ее важным Импрес. свойствамсивную устную речь принято как рассматривать включающую способность различать звуковые сигналы речевые, и в первую очередь, звуки речи, а на основе этой понимать слова, фразы, логико-конструкции грамматические. Разумеется, каждый из этих видов речи импрессивной включает задачи различной стесложности пени, определяемые особенностями воспринимаемых Важный [9].
текстов вклад в понимание специфики и взаимоотношений внешней и внутренней речи внесла психолингвистика. В ее рамках зарубежными и отечественными психолингвистами — Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, Т.В. Хомским [1], Н. Ахутиной, Д. Осгудом и другими, создана теория речи порождения. В ней рассматривается то, как внутренняя трансфор речьмируется во внешнюю [33].
По функциям речь прежде делят всего на коммуникативную и номинативную. Единицей речи номинативной является отдельное слово. коммуникативной Единицей речи является предложение (Коммуникативная).
фраза речь характеризуется большей прагматичностью (Она).
практичностью необходима всем людям и постоянно, в для, основном обмена мыслями. Диапазон номиречи нативной иной. Она не только служит общения для, но и для своеобразного дублирования мира. предмет Каждый и явление получают в слове-вторую «номинации жизнь», имеющую значительную степень этом. В абстрактности смысле можно говорить о «магии превращающего», слова все сущее в образы [34].
Существует один еще вид речи — индикативная. Она для служит индивидуального обозначения (индикации) каких-предметов либо. Наиболее важную часть индикативной состав речиляет топонимика — слова, обозначающие фамилии, имена людей, географические названия и т.д. Многие из кочуя, них из языка в язык, утеряли свое значение первоначальное, и сейчас делаются многочисленные попытки их Более. расшифровки всего привлекают людей «загадки» существует, т.к. имени мнение, что имя накладывает отпечаток определенный на судьбу человека.
Коммуникативная делится речь на диалогическую (ситуативную и не ситуативную) и Диалогическая. монологическую речь, особенно ситуативная, оценивается более как простая, поскольку в ней гораздо место большее, чем в монологической, занимают паралингвистические выражения средства мысли (жесты, мимика, интонация) [35].
крупным Наиболее делением речи на виды является ее граничениераз на устную и письменную, эти речевые являются функции наиболее поздними (молодыми), истории в как развития человечества (филогенезе), так и человека отдельного (онтогенезе) [31].
Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного ...
... неизвестному. 1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Двигательная активность Движение для ребенка – это универсальное ... соответствующих систем мозга, а также из-за тяжелых двигательных нарушений, которые ограничивают накопление двигательного опыта ... речи и письма, которые происходят под контролем двигательных зон коры головного мозга. В двигательную ...
Итак, речевая функция ключевую занимает позицию в развитии психики. является Она основным способом коммуникации между главным и людьми инструментом познания мира. Речевая была деятельность бы невозможна без владения средязыка ствами, которые организованы в особые системы (Каждый).
коды говорящий может черпать из этих необходимые систем ему слова и правила для высказывания построения.
-
-
Условия формирования и развития речи
-
это — Речь функция, без которой человек не претен можетдовать на звание homo sapiensa . понятно Поэтому, что ее формирование — задача важности первостепенной. Как было сказано выше, речи без невозможно развитие специфически человечемышления ского [2].
Для того чтобы появились речевые первые действия, необходим определенный познавательный (когнитивный) багаж, приобретаемый при коры включении мозга. С каждым днем ребевсе нок больше и больше адаптируется к жизни.
В месяцев от 0 до 6 период у ребенка имеется потребность речь слышать. Более того, она появляется утробе в даже матери. Ребенок прислушивается к интонациям речи человеческой, мимически реагирует на нее, и видно, особенно что необходима ему интонация Переход.
любви от молчания к речи осуществляется не мгновенно. момент Однако, знаменующий начало пути, все же Это. существует появление на 3—4-м месяце жизни гуления, а лепета затем.
6 мес. — 1 год. Условно говоря, этап этот можно назвать этапом синкретического (синтетического) познания человеческой речи. К 8—10 месяцам репертуар речевой ребенка качественно меняется: гуление место уступает лепету. Если гуление носит рефлекторный чисто характер, то лепет — это первые подражания попытки речи людей, реализуемые с участием мозга коры. Далее ее роль становится все Лепет. большей чрезвычайно важен, т.к. подготавливает речевой ратаппа к последующим действиям.
Скорее всего, участие преимущественное в осуществлении лепета принимает подкорковый мозга уровень. Для него характерна реализация равномерно (итеративных повторяющихся) двигательных стимулов, из существу, по которых, и состоит лепетная речь. Кроме лепет, того — результат активности слуховой коры видимому и, по-мозга, двуполушарной, поскольку функциональная между асимметрия полушариями в этот период жизни еще ребенка отсутствует.
В 1 — 1,5 года дети оттачивают мычать умение, рычать, мяукать, шипеть и жужжать тому к близко, как это делают животные. такое Взрослым уже недоступно, как и детям позднего более возраста. Объясняется это тем, ребенок что со временем переходит на язык который, людей гораздо более абстрактен, Если. условен первые слова появляются у ребенка далее и вовремя соматическое состояние и условия жизни нормальными являются, идет бурное овладение способностью Детей. говорить так часто называют гениальными что, лингвистами это определение стало уже Они. банальным невероятно быстро запоминают слова и объединения их правила в предложения. Взрослые, изучающие иностранные способны, не языки на такой темп усвоения пракграмматики тической. Возможность быстрого освоения языков в детстве раннем объясняется пластичностью детского мозга, а тем именно, что в нем еще далеко не места «все» заняты, и для образования ассоциативных существует не связей серьезных препятствий.
Звуко-слоговая структура и проблемы её коррекции у детей дошкольного ...
... и все психическое развитие ребенка. Диссертация посвящена логопедической работе по исправлению нарушений структуры звучного слога речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель: изучить особенности ... звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе. Вторая глава посвящена актуальным проблемам логопедии на современном этапе, проблемам коррекции общего недоразвития речи, проблеме коррекции нарушений ...
Наиболее активную интеграции в роль разноанализаторных ощущений играют лобные мозга доли, регулируя сложную деятельность мозговых связывающих и зон их проводящих путей. К 1 — 1,5 годам ребенок говорить пытается лепетные слова, ритм и которых интонация разнообразны и по общему рисунку напоминают слова настоящие.
Очень важно, что на протяжении периода всего лепетной речи у ребенка совершенствуется которой, с интонация он воспроизводит лепетные слова: она все становится более разнообразной и выразительной. годам к 2-м Ближе (приблизительно в 1 г. 8 м — 1 г 9 м.) у него появляются первые разными с слова (не повторяющимися) слогами: «шея, ляпа, года» и т.п. В 2 тетя ребенок пытается говорить 3-сложные пропуская, слова, как правило, один из них.
учитывать Необходимо и то, что для большинства годовалых мама Детей — это только «моя мама», «только» — киса «моя киска», другие «киски» не как опознаются кошки.
Громадную роль в попытках общения речевого занимают обстановка, в которой оно она (происходит подсказывает смысл того, что интонация), говорится речи, жесты.
Некоторые слова охотно ребенок повторяет, не понимая — воспроизводит как Такое. эхо явление в литературе можно встрепод тить названием эхолалической имитации речи. В поз болееднем возрасте ребенок не сумеет попугайски «так» повторять потому что станет механизм активным осмысления и вытеснит бессмысленную речь. способность Сама произнесения слов целиком обусловлена членить неспособностью его на отдельные звуки. Такое появится умение позже.
2—3 года — это период осмысленной которой, в речи главное место занимает слово, а не речи звук, который, как можно было бы проще, думать, чем слово, и поэтому должен пер осваиватьсявым. И пусть слова, произносимые этом на ребенком этапе, еще неправильны с точки звукового зрения состава, они выполняют свою смысловую — главную роль.
Ребенок еще не чувствует, эти что слова состоят из отдельных звуков, он как их воспринимает единое звучащее целое. Слово него для все равно, что один такой, но звук звук, который несет информацию. звук Отдельный речи сам по себе ее не несет, и у отсутствует ребенка потребность говорить его. Осмысленные другое — звукоподражания дело. Они похожи на слова, от тянется них ниточка к пониманию того, что в содержатся словах отдельные речевые движения.
В этот имеются период большие различия в пользовании уже еще и освоенными новыми словами. В знакомых главах проявляют дети внимание к деталям обозначаемых ими отличиям и предметов одних предметов от других (курицы от зайчика, кошки от волка, собаки от кошки, кровати от стула, стола от дивана, ножа от вилки, чашки от тарелки и т.п.).
замечают Они также, что слова состоят из более-то каких мелких единичек — отдельных в речи, и чаще все выделяют первую «букву», т.е. приближаются к звуковой освоению системы языка.
Слова на этом перестают этапе быть столь узкими по значекак, нию на первом. Напротив, их значения распространяются на большую слишком группу слов. Так, «киской» может ребенок назвать и саму киску, и мамин пушистую, и воротник подушку, и пуховые варежки и пр. (пример Гвоздева А.Н. лингвиста).
Основную роль здесь играет сам на уже предмет, и не реальная картинка, а Как. стилизованная раз в этом возрасте дети любят так «мультики» с их символическими, но не слишком сложными Возраст.
изображениями 2 года знаменуется первыми попытками слова 2 соединить: «Мама киса», — ребенок сам первые строит предложения, называемые императивными: «дай Баба!», «Кися, ди!(Киса, иди!)».
В это появляются время даже 3-сложные слова, например, «поломалась» (палямась), «аевка» (коровка), приобретается спостроить собность по моделям речи взрослых простые нияпредложе: «Мой кука паль (Моя упала кукла)».
3—5 лет. Наиболее ярким речевым ребенка достижением 3-х лет является активизация речевого том, в механизма числе и того который отвечает за речь фразовую. Ребенок сам строит собстпредложения венные, еще не осознанно, но самостоятельно распределяет между роли членами предложения. За каждым из таких актов речевых стоит сложная работа мысли. способны дети Некоторые конструировать даже сложноподчиненные предлозапоминают, жения большое число стихов. Словарь к 3 становится годам достаточно объемным. Этот возраст харак принятотеризовать как возраст речевого Отмечаются.
взрыва продвижения и в звукопроизношении: добавляются шипящие некоторые звуки, «з, ы, в», твердое «л», некоторые осваивают дети даже произнесение вибранта «р», однако делают многие это позже — к 3,5—4 годам.
На этапе 3-3,5 ребенок года еще не различает смысловые роли звуков похожих, речи по звучанию, поэтому и говорит «зук» (миська), «жук» (мишка) и т.п. Это период еще фонетико нерасчлененного-фонематического развития (термин, введенный изисследователем вестным детской речи Р.Е. Левиной).
В этот же период возрастной продолжается овладение детьми не только состоящими, словами из одного корня, но и такими, в которых суффиксы присутствуют, приставки, окончания. А для этого чтобы, нужно были сформированы элементарные предколичестве о ставления, пространстве, времени. Ведь почти суффиксы все связаны с понятием количества (стул — кулак, стульчик — кулачище), приставки — с понятием пространства (пое, уехалхал, доехал, объехал).
Суффиксы самые (глагола трудные в сочетании с суффиксами других речи частей) связаны с понятием о времени. Как развитие, видно речи ребенка с возрастом все более и более тесно смыкается с развитием мышления. его Если языковые речевые попытки во подражательны многом, то следующие — результат осмысления действительности и собовспо выражения мысли в речи.
Речь 5-ребенка летнего должна стать развернутой, причем не диалогической только (ответы на вопросы), но и монологической. этого Для необходимо овладение правилами синтаксиса, данном в действующими конкретном языке. Они очень предполагают, т.к сложны использование предлогов, падежных окончаличных, ний окончаний глагола, времен глагола и Для. прочее этого необходимо овладеть словами частями как речи, научиться различать их по конфигурации и общую извлекать смысловую роль.
В данный период развития речевого функционально активны все речевые мозга зоны, а также те, которые обеспечивают предобразно-метно-логическое содержание высказываний, т.е. височно-доли затылочные обоих полушарий. Кроме того, нирующаякоорди, регулирующая и мыслительная роль принадлежит лобным здесь долям мозга.
-
-
Нарушения речевого Нарушение
-
развития речевого развития — одно из наиболее тяжелых и распространенных отклонений в формировании у ребенка высшей деятельности психической, т.е. вид психического дизонтогенеза. Поскольку речи развитие непосредственно связано с психическим развитием в наиболее, целом часто у ребенка имеет место нарушения смешанные психоречевого развития, хотя они выступать могут и изолированно. Для каждого возраста оритетныпри свои речевые расстройства, хотя их возраст строгойной отнесенности не существует [18].
Причины речевых возникновения расстройств в основном те же, что и причины неречевых в отклонения видах психического развития. По они характеру делятся на органические и функциональные, имеющие, в очередь свою, различную этиологию.
Нейропсихологический рассмотрения аспект нарушений речевого развития позволяет подойти дифференцированно не только к структуре дефекта при формах разных расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их При.
вызывают этом важно, что в речевом помимо, развитии коры мозга, важную роль более и играют элементарные структуры мозга, в частности, структуры глубинные мозга: подкорка, ствол, который ножки: включает мозга и четверохолмие, мост мозга, чокмозже и продолговатый мозг.
Поражение подкорковых ядер базальных приводит к нарушениям движений, типу по преимущественно дискоординаций, имеющих место при параличей отсутствии или парезов двигательной мускулатуры. В сфере речевой они проявляются в виде особой, дизартрии подкорковой [15].
Основной функцией мозжечка является точ обеспечениености целенаправленных движений, поддержание координация, равновесия взаимодействия мышц агонистов, гонистов и Для. антагонистов выполнения этих задач мозжечок раз имеетветвленные связи с самыми различными мозга отделами. В координировании сложных речевых движений выступает мозжечок как главный указатель точности органов движений речевого аппарата (объема, силы, При).
направленности поражении мозжечка возникает особый дизартрии вид — мозжечковая, проявляющаяся в нарушении тактики («речевых») равновесия движений.
При поражении черепных иннервирующих, нервов речевую мускулатуру, возникает бульварная Поражение. дизартрия проводящих путей, соединяющих ядра нервов черепных и кору мозга обусловливает возникновение дизартрии псевдобульбарной.
Если отклонений в речевом развитии удалось не избежать, следует приложить все силы, максимально чтобы использовать здоровые системы организма и ребенку помочь занять свое место в жизни, трудности на несмотря, связанные с неполноценностью психических первую, и в функций очередь, речевой [11].
Несмотря на высокую врожденной степень готовности к речи, достигнув «речевого возраста», часть определенная детей молчит или начинает плохо говорить, неразборчиво. Их с трудом понимают даже Грамотные.
родители, внимательные родители задаются вопросом, поребенок чему «молчит», уже тогда, когда отсутствие замечают у него гуления и лепета. Менее обращаются осведомленные к специалистам значительно позже, когда уже ребенок должен говорить слова и Излишне.
фразы убеждать в том, что раннее аномалий обнаружение речевого развития и своевременное обращение к крайне специалистам важно вовремя принятые необходимые могут меры вернуть ребенку полноценное напротив, и развитие, опоздание может стать роковым [10].
речевых Среди расстройств есть и безнадежные, при даже которых самые бдительные родители и самые специалисты умелые не в силах спасти положение. Тяжелые речи расстройства, как правило, не выступают изолированно. являются Они частью заболеваний, связанных с поражением органическим центральной нервной системы (Наиболее).
ЦНС частое из них (хотя далеко не ственноеедин) — синдром детского церебрального паралича (Нарушения) [29].
ДЦП речевого развития, помимо медицинского требуют, вмешательства участия ряда других специалистов: логопедов (дефектологов и сурдологов), медицинских психологов социальных Очень. работников важно, чтобы эти специалисты не лечили только и учили ребенка с аномалиями речевого определили, но и развития, какой тип детского учреждения необ емуходим.
Однако каждый из названных хоть, специалистов и вносит важную лепту, не в состоянии ребенку помочь полностью. При правильной ранней некоторые диагностике нарушения развития речи у ребенка быть могут предотвращены, другие требуют слождлительного, ного комплекса лечебно-психолого-педагогичемероприятий ских, третьи не поддаются лечению, и тогда на план первый выступает работа по адаптации ребенка к этой. С жизни целью в разных странах существуют учреж специальныедения. Это специализированные дома системы ребенка социального обеспечения, школы умственно для отсталых детей, слепых, глухих, для школы тех детей, у которых процесс развития речевого не укладывается в рамки нормы [30].
Вывод по Анализ 1
главе рассмотренных работ позволяет выделить характерных несколько особенностей исследований, проводящихся в этом Как.
направлении указывают Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [1], есть причин ряд, препятствующих определению точной локализации поражения очага в детском возрасте: продолжающийся процесс психических кортикализации функций, возрастная диффузность и пластичность органов функциональных детей, возможность организации психического разных на процесса уровнях мозговой иерархии и наличие функциональных круговых связей мозговых структур.
Кроме случае, в того дизонтогенетических заболеваний чаще приходится диффузных о говорить анатомических, биохимических либо функциональных головного изменениях мозга, что еще более значимость снижает топической диагностики.
Все это более делает корректным в детском возрасте определение не функционального, а топического «диагноза», то есть определение «сильных» и «звеньев» слабых функциональных систем психики ребенка. выделением Увлекаясь «сильных» и «слабых» звеньев, дефицитарных и полушарных сохранных стратегий, исследователи часто не выходят за уровень этот анализа той или иной отклонения формы в развитии.
Практическое же значение описанных возможности, особенностей их учета в коррекционном процессе остаются мало или освещенными в данном типе работ вообще или отсутствуют.
На наш взгляд дальнейшее нейропсихологических развитие исследований аномального развития должно пути не по идти пополнения «библиотек» описаний особенностей или той иной нозологической группы, а по пути форм разработки помощи и методов коррекции, учитывающих особенности эти. В противном случае ценность полученных в подобных ходе исследований данных оказывается невелика. В нашего заключение небольшого обзора следует отметить, нейропсихологические что исследования, ориентированные на разработку форм и помощи методов детям с различными отклонениями в развитии, зарубежной и в представлены и в отечественной литературе, но объем их по сравнению с «исследованиями» описательными крайне невелик.
Глава 2. Нейропсихологическая речи диагностика детей с нарушениями развития
2.1. Основные нейропсихологической принципы диагностики
Нейропсихологическая диагностика – обширный методических класс приёмов и заданий, направленный на исследование нарушений, их ВПФ при различных по природе поражениях Задача. мозга их использования состоит в описании нарушений выделении и ВПФ тех факторов, которые лежат в Основные.
основе принципы нейропсихологического исследования:
1. В набор входить должны нейропсихологические методики, задания и пробы, надёжность и валидность которых подтверждена клинической практикой. этом При обоснованность и адекватность тех или заданий иных обеспечивается клиническими критериями, т.е. клинической локализованных верификацией поражений мозга.
2. Набор нейропсихологических должен методик содержать минимально необходимое количество адекватных, субтестов для исследования речи, гнозиса, ВПФ и др. праксиса.
3. Методики, включённые в батарею должны доступны быть для выполнения любому взрослому, здоровому практически испытуемому. Должны быть апробированы и нормативной на стандартизованы выборке, включая и не совсем образованных набор.
4. В людей обязательно должны включаться т.н. сенсибилизированные задания и пробы, направленные на выявление слабо выраженных отдельных нарушений ВПФ. Эти пробы должны батареи 1/3 составлять.
5. Результаты, полученные в ходе нейропсихологического должны, эксперимента быть специально организованны и пригодны сравнительного для анализа на основе статистических методов. необходимо Это для создания возможности оценить выраженности степень выявленных нарушений и их динамики в процессе лечения восстановительного и реабилитации [26].
Основными в нейропсихологической диагностики специальные являются нейропсихологические батареи, включающие в себя направленные, задания на исследование:
1. Праксиса – действия (кинестетический, динамический, пространственный);
2. Гнозиса – узнавание (зрительный, пространственный, слуховой, кинестетический);
3. Речи.
Дополнительно к нейропсихологическим батареям патопсихологические используются методики, направленные на изучение таких процессов психических как память, внимание, мышление [14].
используются Также тестовые методы: Равен, Векслер и пр., тесты рисуночные. Иногда используются аппаратурные методы (дихотическое, например прослушивание).
2.2. Специфика нейропсихологической диагностики
обследовании При детей необходимо провести тщательный диагностического отбор материала по следующим критериям:
- доступности (знакомости);
- сложности;
- привлекательности (наглядности, занимательности, способности