Здоровье младших школьников

Курсовая работа

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. В последнее время проблемы укрепления здоровья детей и подростков, предотвращения социальной, личностной и моральной деградации детей стали рассматриваться как взаимосвязанные. Здоровье и качество жизни детей признаны основными ценностями системы образования, что отражено в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года.

К настоящему времени в науке сформированы теоретические, методологические и методологические предпосылки для разработки проблемы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ. Исследованы необходимые условия для создания здоровьесберегающей среды и формирования здорового образа жизни учащихся (М.Я. Виленский, Б.А. Воскресенский, Л.А. Коротаева, А.Ц. Пуни, С.Г. Сериков, А.В. Шувалов и др.).

Методологические основы здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса отражены в работах Н.М. Амосова, М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, В.П. Казначеева, В.И. Слободчикова, Л.Г.Татарникова, А.Г. Хрипкова и др. В трудах Н.К.Смирнова, Л.Д. Соломенко, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. рассмотрены вопросы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В ряде исследований отражены различные аспекты проблемы влияния социальной среды на здоровье человека (А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Д.П. Дербенев, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков и др.).

Несмотря на интенсивность исследований, проблема воспитания социального здоровья студентов в современном образовательном учреждении остается актуальной.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выдвинуть гипотезу о том, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников младших классов является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

Формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, в частности игр, викторин, соревнований, каникул, уроков здоровья, спортивных соревнований.

5 стр., 2107 слов

Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации

... или кажутся бессмысленными. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем ...

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Опишите основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
  3. Выявлены возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни школьников младших классов.

Методы исследования: наблюдение, допрос, проверка, педагогическое экспериментирование.

Глава 1. Феноменалогический подход к формированию здоровья

1.1. Психологические основы здоровья личности

Для большинства людей понятие «здоровье» в первую очередь связано с телом и физическим состоянием. Чтобы быть здоровым, люди стараются хорошо питаться, отказываться от вредных привычек, заниматься спортом. Как правило, они не учитывают культуру мыслей, эмоций, отношения с окружающим миром. Но часто именно деструктивные мысли, чувства, неправильное отношение к себе, другим, к самой жизни являются причиной большинства болезней.

Понятие «здоровье» не имеет однозначного толкования.

Здоровье определяется как «состояние организма (человека), при котором он способен полностью выполнять социальные функции в конкретной обстановке».

Казначеев В. П. (1972) рассматривает здоровье как процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

Всемирная Организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ 1948 г.).

Здоровье — это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из главных мест по праву принадлежит психологии здоровья. Без преувеличения можно сказать, что психология здоровья сегодня является перспективной и динамично развивающейся областью знаний, которая предполагает специальную подготовку психологов для практической работы в этом направлении. Прежде чем говорить о психологии здоровья, дадим несколько определений.

Так, Дж. Матараццо, в 1978 году возглавлявший в Американской психологической ассоциации отделение психологи здоровья, предложил следующее определение психологии здоровья — это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу системы здравоохранения и формированию стратегии улучшения здоровья населения.

В зарубежной психологии можно найти более лаконичное определение этой науки. Например, в рамках психологии здоровья предлагается понять всю совокупность базовых знаний психологии, которые могут быть применены к пониманию здоровья и болезней.

Отечественные авторы Водопьянова Н. Е., Ходырева Н. В. включают в психологию здоровья теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к требованиям социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути.

5 стр., 2231 слов

Понятие группы и коллектива в психологии. Стадии развития коллектива. ...

... коллектива 2. Стадии развития коллектива, Объектом исследования является общность людей сплочёнными теми или иными условиями и факторами. 1. Понятие группы и коллектива Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной ...

Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека.

Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти. Ее с известной долей является «здоровая

Отношение к здоровью — один из до сих пор неразвитых центральных аспектов психологии здоровья. Поиск для него, по сути, одного: достижение того здоровья стало органической потребностью на протяжении всей его жизни, как помочь в форме, подходящей для его здоровья.

в здоровье актуализируется, правило, в случае потери или мере утраты. Поскольку она не знает, она не может жить без этого, пока ее не бросят на здорового человека, который замечает, что он воспринимает его природные данные, а не объект внимания в нем. В состоянии физического и психического здоровья потребности в здоровье не было бы у человека, его поля падают. Он верит в неприкосновенность и бесполезность, предпринимать особые действия для сохранения и укрепления, потому что он уже хорош.

Формирование к здоровью — процесс сложный, противоречивый и он детерминирован группами факторов:

  • факторы — демографические том числе возраст, национальность), и личностные особенности состояние здоровья;
  • факторы — характеристики среды, в том особенности социальной и макросреды, а также среды, в которой человек.

Отношение к — один из самосохранительного поведения. Обладая характеристиками, присущими отношению, оно три основных когнитивный, эмоциональный и

Когнитивный компонент знания человека о здоровье, понимание здоровья в жизнедеятельности, основных факторов, как негативное так и позитивное влияние на человека и т. п.

компонент отражает и чувства человека, с состоянием его а также особенности состояния, обусловленные физического или самочувствия человека.

компонент определяет здоровья в индивидуальной ценностей человека, мотивации в области образа жизни, а характеризует особенности в сфере здоровья, приверженности человека образу жизни, поведения в случае здоровья.

1.2. Феноменологический к формированию здоровья

здоровья человека глобальной и наиболее проблемой в любое В условиях современной здоровье также собой особую В обыденном представлении можно встретить здоровья, связанное с «норма» и противоположное Действительно, между и болезнью существует связей, но представление не всей сущности «здоровье». Здоровье оно включает в комплекс таких как соматическое, психическое, нравственное, Вследствие этого учеными признается предложенное американским Г. Сигериста: можно считать человеком, который выделяется для развития и хорош для окружающей и социальной среды. Здоровье означает просто болезнь: оно позитивно, устойчиво и выполняет обязанности, которые жизнь возлагает на человека».

Центр здоровья — это пути для уравновешенного человека, пути для ума и тела.

комплексности и многоаспектности «здоровье» явилось и разработка различных к пониманию данной Мы рассмотрели здоровья как с точки зрения подхода.

7 стр., 3295 слов

Социальная защита лиц с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)

... проблем современного общества - интеграция людей с ограниченными возможностями, создание равных возможностей для людей с ограниченными возможностями. Мы выделяем особую категорию людей: детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ), которые особенно нуждаются в социальной защите. Под социальной защитой населения в настоящее время ...

Экзистенциальный расширяет предмет за пределы сознания, признает дорефлексивных (доментальных) компонент в структуре подчеркивает экзистенциальный человека в жизненной или сосредотачивается тотальности личного как бытии-в-мире. Происхождение термина «экзистенциально-феноменологический» с учетом того, что философы, разработавшие направление, обычно относятся либо к экзистенциалистам. Однако унификация представляется методологически оправданной, она не мешает пониманию и четкой дифференциации. Феноменология как метод, на понимание человеческого сознания. Экзистенциализм стремлением прояснить и вечные вопросы существования в широком такие как (финитность) существования – смерти, воплощенного, эмоционального, ситуационного экзистенциальная изоляция, к языку, символизм, стремление к осмыслению, выбора, самоактуализация и вовлечение в отношения,

Следовательно, экзистенциальная феноменология может применить феноменологию к вечным проблемам существования. Экзистенциально-гуманистическое использует качественное — анализ смысла и описания опыта мира. В связи с экзистенциально-гуманистическим подходом личность и она в аспекте сущностной личности.

Современные тенденции требуют внимание на человека, на сущностные силы, его целостность Г. Ананьев, С. Ильин), индивидуальный смысл (И. А. Ильин, Франкл), на человеком своих и способностей (А. Маслоу, Роджерс, Л. С. Рубинштейн), его интегративные (А. Н. Леонтьев, М. Якобсон).

В время всесторонним экзистенциально-гуманистического подхода С. Л. Братченко. Данный в контексте сохранения представлен в статьях Ф. Тихомировой. В Н. М. Амосова, A. M. Изуткина, П. Лисицына, Д. Жирнова, П. Петленко, А. Серовой, Г. Подходы Юдина к проблеме основаны на ценностях и значительном духовно-нравственном благополучии человека, представленных в рамках подхода.

Предметом является бытие Хайдеггер), которое не опосредованно рассудочное мышление), а непосредственно, открываясь как его бытие, его существование, то как экзистенция. Экзистенциализм фокусируется на вопросах смысла жизни: смысла жизни, решений и выборов, ценностей и событий, составляющих экзистенциальную сферу.

человека определяется специфический способ уникального, неповторимого Понятие «бытие» тесным образом с понятием «событие» – бытие со

Жизнь человека представить как линию, у которой крайние точки: и смерть. Между происходит множество событий. Но на человека только значимые (как положительные, и отрицательные).

Значимое оказывает влияние развитие человека, изменениям в его Здоровье человека быть представлено в рамках его состоящего из С другой стороны, является фундаментальной значимых событий, всеми аспектами и гармоничного развития

Основой здоровья является способность к своего бытия. Здесь столкновение с ещё категорией экзистенциализма – выбора. У человека есть потенциал осознать жизнь, понять и предпринять конструктивные шаги, чтобы жить подлинно, в большей степени самостоятельно. Но дело в том, ли человек этот потенциал. Человек делает выбор, если он не выбирает, точно так же он делает выбор в своем собственном развитии, духовном и физическом выборе по отношению к самому себе. От человека зависит его поведения и в собственного здоровья. Сделанный является для единственно правильным. Самая главная «человеческая природа» — присущая только что освобожденному «поиску здорового», подталкивает нас двигаться к большему и большему удовлетворению в жизни. Если у отсутствует возможность он не быть здоровым в мере. Следовательно, чтобы быть здоровым, достижение этой главной цели — не устранение, а помощь самому человеку, который может делать больше самостоятельно и имеет выбор там, где он ранее испытал принуждение.

человека состоит в двух мотивов: и стабильности. Человек выбор в пользу из мотивов. Используя возможности, он самым отказывается других.

Болезненно возникает в том случае, если человек этого не осознает, и борьба причин всего мира с разногласиями, дисгармонией. Болезнь с попыток укрыться этой дисгармонии. Здоровый напротив, готов вперед, балансируя острие нестабильности. С выбора связано свободы.

В соответствии свободой выбора и человек определяет ценности. Здоровье одной из жизненных ценностей человека. Список ценностей определяется меняется с изменением развития человека, возраста и т. п., ценность здоровья представлена в этом

Для благополучного человеку необходимо ответственность за происходящее с ним. Человек сам по себе Человек, находящийся в полном здравии, самостоятельно решает противоречия, находит новые пути решения.

Важнейшим экзистенциально-гуманистического подхода «смысл жизни». Человек находится в поисках жизни.

Человек по своему выбору, но, найденный, приводит к осознанию уникального смысла. Смысл нельзя придавать человеку, или он должен иметь его полностью. Когда человек теряет жизнь, трудности в его сферах начинаются с проблем со здоровьем. Согласно Франклу, при смысла жизни оказывается в состоянии вакуума. Переживание пустоты и тщетности экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальному сопутствует экзистенциальная

Экзистенциальная фрустрация когда фрустрировано к смыслу. Апатия и – главные характеристики фрустрации. Экзистенциальный может вести к неврозов (ноогенного заключающегося в появлении симптоматики, и психогенного включающего в себя и фобии).

Согласно подходу потеря жизни непременно на здоровье.

человек будет определенную жизненную ценностные ориентации, проявлять ответственность, уметь делать и принимать решения, можно утверждать, у такого человека экзистенциальная сфера. Развитая сфера помогает не только себе, но и по возможности. Развитие сферы — это то, где нужно обрести и собственное здоровье. Человек ответственен за здоровье, обретение зависит от собственной активности, выбора; человек излечиться самостоятельно и своё здоровье.

«творение» представляется наиболее адекватным в валеологического подхода к и наиболее точным с точки зрения, как творящий – создающий нечто уникальное, ранее бывшее, а в отношении творящий – значит приращение здоровья, появлению новых Субъект в процессе образования – это исследователь, изобретатель, своего здоровья, а и себя, отсюда здоровья для это его к самому себе, самостоятельное строительство самим пути к это переход его «здорового с одного уровня другой.

Здоровьетворение овладение человеком базовыми компетенциями: физической (способностью физиологическими процессами, их резервную своими движениями, телом); культурой (способностью управлять психическими состояниями, отношениями, мыслями, культурой духовной быть нравственным, в добро, быть быть слитным с быть с окружающим в динамическом равновесии и

Всё это осуществить наиболее при достаточном экзистенциальной сферы. В с этим одной главных проблем является формирование заботы о самом т. е. здоровых ведущих к здоровью. В контексте сам является «режиссером» жизни.

Глава 2. Империческая часть

2.1. Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:

  • Детское знание строения человеческого тела, здоровья и здорового образа жизни, осознание этих знаний.
  • Активное отношение детей к своему здоровью, здоровый образ жизни, стремление помочь себе и другим людям в их соблюдении.
  • Овладение навыками, приемами здорового образа жизни, формирование привычек гигиенического поведения, готовность к самоконтролю и самооценке достигнутых результатов.
  • Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
  • Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.

Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился в октябре 2015 года в третьем классе «А» с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (См. Приложение №1) и теста. Таблицы, позволяющие произвести анализ полученных результатов, размещены в Приложении №1.

На основании полученных результатов нами выделены три уровня знаний о ЗОЖ у школьников третьих классов:

65-77 баллов:

46-64 балла:

21- 45 баллов:

Результаты анкетирования и тестирования сведены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1. Результаты диагностики

Уровень знаний о ЗОЖ Уровень знаний о строении и функциях организма человека
кол-во человек % кол-во человек
Высокий 5 25 Высокий 6 30
Средний 11 55 Удовлет. 10 50
Низкий 4 20 Неудовл. 4 20

Выводы: опрос показал, что 25% детей имеют высокий уровень идей и 55% в среднем ценят здоровье и здоровый образ жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.

По результатам тестирования половина детей имела удовлетворительные знания о строении и функциях человеческого тела, у 30% детей — высокий, а у 20% — низкий.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость обучения студентов здоровью, формирования их научных представлений о сущности здорового образа жизни и строении человеческого тела путем использования различных форм и методов для развития этих знаний.

2.2. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено:

  • в уставе школы;
  • в образовательной программе школы, одним из разделов которой является «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»;
  • в программе «Развития образовательного учреждения», подпрограммы «Здоровье» и «Комфортная среда»;
  • в плане воспитательной работы в направлении «Мое здоровье – мое будущее»

2. По вопросам здоровье сбережения школа активно сотрудничает с:

  • органами исполнительной власти: прокуратура, инспекция по делам несовершеннолетних;
  • учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта;
  • здравоохранения: поликлиника, стоматологическая клиника

3. Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ;

4. В школе функционирует медицинский кабинет, осуществляется социально-педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение образовательного процесса;

5. Осуществляется саногенетический мониторинг здоровья младших школьников, на основании которого даются рекомендации учителям и родителям.

Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Есть трехразовое питание, а также льготное питание для некоторых категорий студентов.

3. Аудитории, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для разработки основных и дополнительных образовательных программ.

4. В аудиториях, спортзалах и других помещениях для проживания студентов, школьников соблюдаются санитарные правила естественного и искусственного освещения, тепловой режим воздуха.

5. Медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием, для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.

6. Приобретено оборудование для проведения сангенетических исследований и корректирующих и развивающих работ. Планируется проведение занятий с использованием оборудования БОС (биологическая обратная связь)

7. В школе есть класс безопасности жизни, оснащенный всем необходимым оборудованием для обучения студентов навыкам безопасного поведения.

8. В учебном заведении создана служба здравоохранения, в которую входят квалифицированные специалисты: врач, медсестра, учитель физкультуры, учитель безопасности, логопед, психолог и социальный педагог.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

1. В учебном процессе на занятиях по физическому воспитанию обеспечивается оптимальная физическая активность учащихся различных групп здоровья, что отражено в учебной программе.

2. Занятия проводятся в рамках дополнительных образовательных программ: гимнастика для оздоровления, подвижные игры для первоклассников, хореографический кружок для младших школьников, футбольная команда.

На базе школы организуются семейные спортивные праздники (семейный спортивный клуб).

3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.

4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

Примерная схема режима дня младших школьников при занятиях в первую смену (в часах) предсавлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Схема режима дня младших школьников

№ П/п Режимные элементы Класс
1 2 3 4
1. Подъем 7.30 7.30 7.00
2. Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.30 7.45 7.30
3. Завтрак 7.45-8.00 7.45-8.00 7.30-7.45
4. Пребывание в школе (урочное время) 8.30-12.20 8.30-12.20
5. Предобеденное Пребывание на воздухе (прогулка, игры, Развлечения)
6. Обед 13.00-13.30 13.30-14.00 13.30-14.00
7. Сон для учащихся Первых классов И детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00
8. Подвижные игры, развлечения На открытом воздухе 15.00-15.45 14.00-15.45
9. Полдник 15.45-16.00 15.45-16.00 15.45-16.00
10. Самостоятельные Учебные занятия 16.00-17.00 16.00-17.30
11. Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 17.00-19.00 17.30-19.00 18.00-19.00
12. Ужин 19.00-19.30 19.00-19.30 19.00-19.30
13. Работа по дому 19.30-20.00 19.30-20.00 19.30-20.00
14. Вечерняя прогулка 20.00-20.30 20.00-20.30 20.00-20.30
15. Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00 20.30-21.00 20.30-21.00
16. Ночной сон 21.00 21.00 21.00

Применение разнообразных форм работы:

1. Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкультминутка для учащихся;
  • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным пребыванием.

3. Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно — оздоровительной направленности;
  • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая
  • атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

  • Уроки-игры
  • Уроки, — дискуссии
  • Уроки — соревнования
  • Театрализованные уроки
  • Уроки-консультации
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки творчества
  • Уроки — аукционы
  • Уроки-конкурсы
  • Уроки-обобщения
  • Уроки-фантазии
  • Уроки-концерты
  • Уроки-экскурсии и др.

В состав воспитательной работы входят физкультурно-оздоровительные мероприятия: дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

Заключение

Решение главной задачи здоровьесберегающей педагогики — поддержание высокой работоспособности, снятие утомления и устранение чрезмерной утомляемости школьников — возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание продолжительность урока, учебного дня и учебной недели; организацию самого урока; расписание уроков; перемены; экзамены; общественно полезный труд школьников и каникулы.

В результате проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы:

1. Качество образования младших школьников — это совокупность существенных свойств и характеристик образовательных результатов, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества и потребителей в образовании.

Понимание качества образования включает в себя не только наличие профессиональных знаний, но и общую культуру, готовность к будущей деятельности, к выполнению социальных задач.

2. Учебный процесс детей — это специально организованная деятельность учителей и учащихся, направленная на решение задач обучения, воспитания и развития личности.

3. Современная педагогика характеризуется взаимодействием различных средств развития образовательного процесса. Один полюс составляют педагогические технологии, ориентированные на сложившуюся систему наук в виде предметных дисциплин; другой — педагогические технологии, призванные обеспечить личностный рост учащихся как предпосылку их самоопределения и раскрытия творческого потенциала.

4. Основными элементами качества образования сегодня являются: качество образовательного потенциала, качество образовательного процесса, качество образовательных результатов. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен на решение задач индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников.

5. Задача обновления системы общего среднего образования, поставленная школьной реформой, приводит к необходимости пересмотра места и роли интегративного образования детей в современных школах. Практика показывает, что этот вид образования, на том уровне, которого оно достигло сегодня, мог бы стать незаменимой составной частью процесса обучения детей в общеобразовательной школе.

6. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

7. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

8. ФГОС ставит задачу организовать рациональный режим дня, обеспечить учащимся сбалансированное питание, предоставить регулярное медицинское обслуживание и благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия и таким образом способствовать укреплению здоровья младших школьников и формированию здорового образа жизни.

Выводы: опрос показал, что 25% детей имеют высокий уровень идей и 55% в среднем ценят здоровье и здоровый образ жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.

По результатам тестирования половина детей имела удовлетворительные знания о строении и функциях человеческого тела, у 30% детей — высокий, а у 20% — низкий.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость обучения студентов здоровью, формирования их научных представлений о сущности здорового образа жизни и строении человеческого тела путем использования различных форм и методов для развития этих знаний.

В состав воспитательной работы входят физкультурно-оздоровительные мероприятия: дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

1. В учебном процессе на занятиях по физическому воспитанию обеспечивается оптимальная физическая активность учащихся различных групп здоровья, что отражено в учебной программе.

2. Занятия проводятся в рамках дополнительных образовательных программ: гимнастика для оздоровления, подвижные игры для первоклассников, хореографический кружок для младших школьников, футбольная команда.

На базе школы организуются семейные спортивные праздники (семейный спортивный клуб).

3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.

4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/zdorovyiy-obraz-jizni-mladshih-shkolnikov/

1. Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.

3. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.

4. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2006. №30. С.15-18.

5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.

6. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007

7. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.

8. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.

9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. — 320 с. (Метод. биб-ка).

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.

11. Кузьминский А. И., Омеляненко В. Л. Педагогика в вопросах и ответах. – К.: Знание, 2006.

12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004.

13. Мытнык О. Н. Становление продуктивного характера личности младшего школьника в процессе обучения // Начальная школа. – 1999.

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалѐва, Ф.М. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т.1-2

15. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1996.

16. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

17. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших

школьников. – Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 2002.

18. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

19.Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. П 12 вс.

20. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

22. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.

23. Тихомирова Л. Ф. Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья учащихся // Ярославский педагогический вестник. – 2011.

24. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / Пер. Э. Сагетдинова. – М.: Академический проект, – 2007.

25. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. – 2011.

26. Братченко С. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюдженталя: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб., 1998.

27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник ]:Пер. с англ. и нем. В. Франкл; под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; Вступ. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс,1990.

28. Дубовицкая Т. Д. Концепции и методы психологической помощи. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011.

29. Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008.

30. Акбашев Т. Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни»: из выступления канд. пед. наук Т. Ф. Акбашева на сессиях школы-панорамы «Педагогика жизни». – Челябинск: Изд-воТОО «Версия», 1995.