Язык социальных сетей как социокультурный феномен

Курсовая работа

В данной курсовой работе рассматриваются проблемы современного общения в социальных сетях, Интернете, влияние такого общения на общество в целом, его развитие. Одна из основных форм современной культуры общения — общение через Интернет. Социальные сети, блоги, чаты практически полностью заменили «живое» общение». Интернет дает свободу современному человеку и в то же время ограничивает ее.

Последние десятилетия ХХ века ознаменовались процессами, существенно изменившими современную социокультурную реальность. Развитие средств массовой информации и широкомасштабное внедрение новых информационных технологий привело к тому, что взаимодействие людей в современном обществе становится все более виртуальным. В результате интенсивной компьютеризации и глобализации социальных и культурных процессов стало возможным возникновение нового социального пространства, получившего название виртуальной реальности.

В начале нового тысячелетия происходит существенная трансформация социальной реальности, обусловленная активным проникновением в общественные процессы новых информационных технологий, появлением предпосылок формирования в России информационного общества, неразрывно связанного с процессами глобализации. Благодаря новым информационным технологиям возможности человека в современном обществе многократно расширились. Однако глобальные социально-экономические и политические изменения вызвали глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, возникла угроза утраты национально-культурной самобытности народов России.[1]

Развитие технологий между концом 20-го и началом 21-го века актуализировало осознание проблем, связанных с глобализацией и самим информационным обществом, которые обсуждались в последние десятилетия. Сложность и уникальность новой эпохи требуют более глубокого понимания происходящих изменений, предвидения текущих и кризисных явлений в духовной жизни и культуре общества.

Актуальность темы исследования заключается в том, что особая роль в этом процессе формирования общества принадлежит глобальной сети Интернет, которая является не только средством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, влекущую изменения в реальных областях жизни человека.

В последнее время виртуальное общение всё чаще вытесняет личное. Это неудивительно: ведь общаться в Интернете не только дешевле, но и проще, здесь не в счет километры, разделяющие собеседников, а зачастую и годы. Противники виртуального общения бьют тревогу, утверждая, что социальные сети убивают коммуникативные навыки и даже культуру речи.

24 стр., 11510 слов

Доклад: Проект развития Интернет-кафе

... развития интернет-кафе. Интернет-кафе "V Seti", в отличие от обычного кафе, представляет собой уникальное место для общения и развлечений в сети Интернет. Это кафе появилось как ответ на ... создать контингент постоянных посетителей Интернет-кафе. Компания V Seti является закрытым акционерным обществом с ограниченной ответственностью. Ее основным владельцем является Учредитель. Совладельцами компании ...

Слово — это орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемы словом. Слово, имеющее в своем основании и опирающиеся при своем исхождении на добрые духовные начала, осветляет нашу жизнь и окружающий мир. А словарный запас, который используется в виртуальном общении, не может иметь такого влияния, поскольку он лишен своего «духа и души», у него есть только одно тело — блок информации и содержания.

В визуальном общении слово представлено интонационно, передавая чувства и эмоции. В виртуальном общении мимика, эмоции, интонации, жесты заменяются иконками и смайликами. Со временем это может сыграть злую шутку. Если человек работает дома и общается только через Одноклассники или Вконтакте, наступит время, когда «живое» общение покажется ему трудным и неудобным, но природа все же создала человека, чтобы он жил среди людей.

1. Состояние современного русского языка (проблема современного русского языка в сфере общения)

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство, как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Одним из показателей упадка языковой культуры современного общества является повсеместное нарушение грамматических, лексических, ортопических и этических норм.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения и в первую очередь общения в Сети, потому что именно этот способ общения становится наиболее популярным в среде учащихся и молодежи в целом. Человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Ну, сколько бы мы, люди, стоили без языка? Представить себя без слов просто невозможно. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. Ломоносов когда-то указал на две важнейшие особенности языка, точнее на две его функции: на функцию общения между людьми и функцию формирования мыслей.

2. Специфика общения в Интернете

неоспоримый факт, что Интернет сегодня является самым колоссальным источником информации, который когда-либо знал человечество. Но его возможности, такие как эффективность, скорость и доступность связи между пользователями на больших и малых расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент обучения, но и как инструмент коммуникации.

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

  • Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В таких случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернету — общению, если возникают возможности удовлетворить соответствующие потребности в реальной жизни.

— Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни. Такая возможность обусловлена ​​вышеупомянутыми характеристиками общения через сеть: анонимностью, нежесткой нормативностью, оригинальностью процесса человеческого восприятия человеком. Желание испытать определенные эмоции, вероятно, объясняет стремление к эмоциональному содержанию текста.

7 стр., 3294 слов

«Социальные сети в жизни современного подростка и молодежи»

... 4. Выявить позитивное и негативное влияние социальных сетей на современных подростков. Объект исследования:, Предмет исследования: гипотезу: современные подростки и молодёжь много времени тратят на социальные сети, предпочитая их учёбе, прогулкам на улице, общению с друзьями, занятиям в ...

Сегодня, по сути, возникла новая форма языкового взаимодействия: устная письменная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменной форме, но в условиях интерактивного сетевого общения скорость речи приближается к ее устной разновидности.

Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Таким образом, надежность вербального общения становится крайне низкой, поскольку, по мнению психологов, при обычном общении в акте общения невербальное общение определяет до 55% результата.

Такой глобальный недостаток можно было компенсировать только определенным образом, поэтому общение в чате все равно не обходится без физического присутствия. В первую очередь был определенным образом компенсирован «эмоциональный дефицит» путем введения в виртуальное общение суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций — «смайликов» (от английского «smile» — «улыбка»), которые получили чрезвычайно широкое распространение. Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Было много попыток присвоить определенным смайликам обозначение определенных эмоциональных состояний, но все они потерпели неудачу. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет).

Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.

Помимо «смайликов» для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «капс» (от английского «CapsLock» — блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами — большим количеством восклицательных знаков, «традиционно русской лексикой» (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров. Новый мир и новый образ жизни в этом мире требуют новых средств языковой коммуникации или трансформации старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику, игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке — о стиле Интернет — общения — который не только является специфической особенностью Интернет — сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом. Язык становится не только средством общения, но и средством создания виртуальной реальности, так как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.

7 стр., 3256 слов

Влияние интернета на сознание и язык

... непосредственные участники коммуникации, пользователи Сети и одновременно - творцы ее языка, агенты так называемой name ... орфографии. Реакция интернета на новые языковые явления почти мгновенна, он отзывчив и неразборчив, представляя ... языках мира. Возраст активных пользователей глобальной сетью, завсегдатаев чатов, колеблется от 14 до 26 лет. В глобальном информационном пространстве действуют люди. ...

3. Проблема грамотности

Использование языка требует соблюдения основных правил грамматики. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он обретает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. Действительно, наше общение друг с другом в повседневной жизни во многом связано с нашей уверенностью в понимании друг друга.В современной лингвистике выделяют два уровня языковой культуры человека: низший и высший. Для нижнего уровня для первого этапа овладения литературным языком достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка: лексического, ортопического, грамматического, производного, морфологического, синтаксического.

Если у человека правильная и хорошая речь, он достигает высочайшего уровня языковой культуры. Это означает, что он не только не ошибается, но и умеет строить высказывания наилучшим образом в соответствии с целью общения, подбирает наиболее подходящие слова и конструкции в каждом случае, учитывая, кто и при каких обстоятельствах он обращается. Это значит, что он обладает одним из сильнейших орудий, когда- либо созданных человеком: орудием воздействия на сознание человека, тогда как другой человек, не владеющий языком в соответствии с его нормативностью и значимостью, не умеющий использовать все богатства языка, становится духовно беднее. Он не способен ни убедить, ни направить, потому что примитивизм языка также говорит о примитивизме мысли. Такого человека легко убедить, повести за собой, сделать марионеткой. Это не приведет к разделению общества на высших и низших: на тех, кто способен убеждать и, следовательно, подчинять, и тех, кто способен только подчиняться и выполнять чужую волю.

Наше общество уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. Очень часто встречаются объявления о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями Этикет, Деловой этикет, Дипломатический этикет, Этикет делового общения и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Такова чудодейственная сила слова. это особенно важно и актуально в сложных коммуникативных ситуациях. Речь может быть мощным оружием не только в руках эгоистичных демагогов. Оно может быть еще более сильным оружием в руках творцов. И хотя они его используют, они не всегда осознают силу слова — как разрушительную, так и конструктивную. Возможности языка безграничны.

3 стр., 1163 слов

Топик 0368. (B). Социальные сети

... социальными сетями, это социальный статус человека, то есть, внешний образ, который пользователи представляют другим. Интернет ... общению способствуют социальные сети. Привлекательность социальных сетей заключается прежде всего в их доступности. Pегистрация на большинствe сайтов самых популярных социальных сетей бесплатнa. Во-первых, именно доступность и простота в использовании делают социальные сети ...

4. Культура в сети интернет

Выявление специфики социокультурных аспектов формирования компьютерной культуры в русскоязычной сети Интернет определяет необходимость социологического осмысления процессов в контексте формирования информационного общества в России. Изменения в социокультурном поле под влиянием развития Интернет-технологий требуют от исследователей обратить внимание на информационные взаимодействия между агентами виртуальной культурной системы.

Как любое масштабное социальное явление, Интернет приносит не только пользу обществу, но и серьезную угрозу его существованию и развитию в случае неконтролируемого или негативно направленного использования его возможностей.

С появлением глобальных телекоммуникационных сетей социология расширила свою предметную область, чтобы изучать поведение людей и групп в новой социальной среде. Современное состояние общения в социальных сетях характеризуется тем, что Интернет-культура рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом, поскольку далеко не во всех случаях к Интернет-общению подходят как к чрезвычайно сложному социокультурному явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития культурно-духовной сферы общества, базирующиеся на принципиально новой научно-технической и технологической основе.

Социальные сети сегодня являются одним из самых популярных способов развлечения и общения. Они быстрые, удобные и несложные в употреблении. С собеседником можно переписываться, говорить и даже видеть его. Социальные сети доступны всем и каждому в любое время суток. Необходимы лишь компьютер и подключение к Интернету. [4]

Современная теория социальных сетей восходит к середине прошлого века. В 1951 году Рэй Соломонов и Анатолий Рапопорт впервые заговорили о возможности этого явления. Идея была продолжена в 1959-1968 годах венгерскими математиками Полем Эрдошем и Альфредом Реньи, написавшими восемь статей о принципах формирования социальных сетей. В конце концов, Дункан Уоттс и Стивен Строгач развили саму теорию. Термин «Социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом.

Впервые появилась социальная сеть в виде электронной почты, которая осуществляет общение между людьми. Это первый способ коммуникации посредством вычислительных сетей. Изначально, электронная почта была предназначена для обмена информацией между двумя персонами, но впоследствии, благодаря небольшому изменению (списки рассылки), и целые группы людей смогли общаться между собой.

Следующим этапом развития стала конференц-связь или группы новостей. По сравнению с предыдущей версией, это позволяло сохранять сообщения, которые впоследствии были доступны для просмотра каждому участнику конференции. Также появилась возможность различной группировки сообщений.

Телекоммуникации продолжали развиваться, и все больше и больше людей стали постоянно выходить в Интернет. В результате появился сервис связи в реальном времени — пользователь получил сообщение от собеседника через несколько секунд после отправки. Такой сервис получил название InternetRelationChat (IRC), что в дословном переводе означает «родственное общение через Интернет». Внутри IRC общение осуществляется с помощью специальных узлов — каналов, объединенных по темам.

3 стр., 1157 слов

Глава 1. Теоретические основы исследования социальной активности пожилых людей

... создание позитивного образа старения, эффективное использование потенциала пожилых людей. ) На фоне демографического старения России возрастает актуальность вовлечения пожилых людей в социальную активность. Социальную активность можно определить как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение ...

У разработчиков социальной сети не было цели легкого и бесплатного общения. Они только пытались облегчить информацию, общение и решение проблем для компаний, компаний и просто людей, которые работают. Но в связи с появлением в Сети индивидуальных пользователей, снижением цен на телекоммуникации и оборудование общение стало более неформальным, и стали появляться сообщества людей со схожими интересами и взглядами. Разговоры стали как общественными, так и приватными.

Ввиду стремительного развития, у социальных сетей появились свои специализированные особенности:

Ник-нейм (англ. nickname — прозвище, кличка) — формальное имя для идентификации личности.

Смайлы (англ. smile — улыбка) — «рожицы», позволяющие отобразить эмоции в текстовом сообщении.

Особый жаргон (сокращения, стиль общения) конкретной группы людей, пребывающей в частом контакте, служащий опознавательным знаком.

Более свободный стиль общения благодаря тому, что пользователь «виртуальный» — его «имя» и личная информация являются формальными.

Последний и самый популярный тип социальных сетей на данный момент — это браузерная программа. Её представляют такие известные порталы как one.lv, odnoklassniki.ru, facebook.com и многие другие.

Существуют также и другие вариации:

Гостевые книги — первая и наипростейшая фора web-приложений. Это список сообщений в убывающем по дате порядке. Любой посетитель может оставить своё сообщение. Принадлежит часто физическому лицу.

Форумы — усовершенствованный вариант телеконференций. Форум чаще всего принадлежит сообществу и разделен на темы. «Этикет» форума подразумевает соответствующие теме сообщения, которые могут оставить зарегистрированные пользователи.

Instant Messaging (IM) programms — улучшеннаяверсия IRC.Примером является программа Skype.

Блоги — личные дневники пользователей. Блог и записи автора в нём могут читать все пользователи/пользователи, «подписавшиеся» на чтение/или выбранные автором читатели. Читатели могут оставлять свои комментарии к записям. Автор в праве их удалять или отвечать на них. У автора также есть возможность создавать ленту для просмотра друзей: читать «дневники» и сообщества, которые его интересуют. Известнейший пример — Живой Журнал.

Ввиду популяризации последнего вида, пользователям стали предлагать возможность самим настраивать внешний вид блога/web-портала.

Актуальность феномена в современной культуре и прогноз его развития на будущее

Люди предпочитают считать себя занятыми: работа, учеба, работа по дому. На личные учебы, встречи, развлечения остается все меньше и меньше времени и сил. Тут на помощь и приходит социальная сеть. Общение с друзьями, обсуждение определенных проблем, новостей, обмен информацией, увлечения не заставляют людей выходить из дома или брать трубку. Сделать это можно в любое время дня, даже ночью — ведь на другом конце света день и обязательно с вами кто-то поговорит.

15 стр., 7441 слов

Стратегия продвижения в социальных сетях (на примере ООО «Веллтекс Москва»)

... Теоретические основы стратегии продвижения в социальных сетях 1.1. Понятие и виды социальных сетей Социальные сети, чрезвычайно популярные сегодня, служат не только платформой для общения пользователей, но и маркетинговым инструментом. ... уровня стали работы таких теоретиков в области public relations как М.А. Шишкина, Ж.-П. Бодуан, Д.П. Гавра, И.П. Кужелева-Саган. Вопрос влияния интернета и новых ...

Интернет-порталы привлекают человека еще и потому, что на нем легче заводить новые знакомства, а не просто поддерживать уже существующие. Преимущество здесь в том, что вы можете скрыть свою личность и избежать недопонимания, что, к сожалению, часто случается в реальном мире. Итак, вы часто можете услышать, что определенный человек в жизни совсем не такой, как в сети.

Но всё же такая заинтересованность более применительна к молодёжи. Что касается старшего поколения, то у них несколько другие приоритеты. Некоторые из них до сих пор поддерживают контакты с бывшими одноклассниками, одноклассниками, сослуживцами, сослуживцами и просто старыми друзьями. Тому виной и время, и расстояния, и различные жизненные обстоятельства. Тем не менее, существует достаточно большая вероятность найти некогда близкого человека в какой-либо социальной сети (небезызвестные odnoklassiniki.ru, к примеру, популярные среди русскоязычного населения).

Взрослые дети нередко бросают родителей и переезжают в другую страну. Встречи происходят далеко не часто. В данном случае ситуацию спасает такая IM-программа, как Skype — родители могут поговорить с сыном/дочерью, подключив к компьютеру микрофон и наушники/колонки, и даже видеть друг на друга в режиме реального времени при наличии web-камеры.

Как было сказано ранее, внутри социальных сетей часто создаётся специфический жаргон, используются нетрадиционные сокращения. Таким образом, происходит влияние на устную речь и нередко, устное творчество.

Благодаря развитию технологий, социальные сети становятся всё доступнее и доступнее. Столь популярный портал one.lv можно «носить» с собой — в мобильном телефоне, ноутбуке. Беспроводной Интернет (Wi-Fi) увеличивает эти возможности.

И всё же, существуют и иные способы объединения людей, помимо родственных, приятельских и других связей. Буквально на днях открылась сеть freefrog.ru, призванная объединить любителей музыки в различных жанрах, в то время как ex3m.su собирает почитателей экстремальных видов спорта. Желающие поделиться впечатлениями от путешествия, или же узнать о той или и ной стране, ожидаются на сайте социальной сети, посвящённой туризму — turometr.ru. На портале kinokrug.ru регистрируются профессиональные деятели киноиндустрии для сотрудничества и совместного обсуждения той или иной картины. Сеть goroo.ru «состоит» из представителей компаний, нуждающихся в хороших специалистах, и обычных пользователей, которые могут рекомендовать этих специалистов. За действительно удачную рекомендацию полагается денежное вознаграждение. Face.ru собирает профессиональных девушек-моделей, а ya-zvezda.com творческих людей. Пользователям предлагаются конкурсы на лучшую модель и видеоконференции с продюсерами. Существуют и достаточно необычные социальные сети как vnakate.ru (напоминающий в написании vkontakte.ru) для ценителей алкогольных напитков и vpodzemke.ru для людей, пользующихся метро.

3 стр., 1454 слов

Социальные сети как способ коммуникации

... – социальные сети в Интернете. Предмет – особенности коммуникации в социальных сетях Интернета. Цель – выявить особенности коммуникации в социальных сетях (на примере социальной сети «Facebook»). Задачи: описать социальный портрет российского пользователя Интернета и пользователя социальной сети «Facebook»; выявить специфические черты Интернет-коммуникации в социальной сети ...

Одно из последних новшеств — видеоблоггинг, позволяет пользователю «вести видео-дневник» в режиме реального времени. Новаторство заключается в том, что до этого «видеть» собеседника можно было только на мониторе компьютера посредством web-камеры, а видеоблоггинг осуществляет эту функцию через мобильный телефон. Впрочем, этот вид Интернет-общения ещё не пользуется особым спросом — тут верх берёт психология человека — наверное, люди ещё не готовы к тому, что бы за ними могли «следить» в данный час, в данную минуту. Впрочем, вполне вероятно, что вскоре такие блоги примут обыденный характер. Это лишь дело времени.

Социальные сети, безусловно, упрощают нам жизнь, экономя время, поддерживают наше моральное состояние, позволяя общаться с интересующими нас людьми, служат источником информации, коротают досуг. Они, безусловно, будут продолжать своё развитие — возможно, в скором времени, в сети можно будет дотронуться до человека, находящегося на другом краю света. Прогресс не стоит на месте. Но не стоит забывать, что ничто не может заменить настоящее человеческое общение, улыбку и тёплый взгляд.

5. Распространение социальных сетей

На данном этапе развитие социальных сетей в России, странах Восточной Европы и СНГ находится на разных стадиях. Для удобства аналитики Json&PartnersConsulting разделили рынки соцсетей в странах СНГ, Восточной Европы и России на четыре категории по численности аудитории социальных сетей и темпам ее роста (Рис. 3).

Первая категория, в которую попала только Россия, характеризуется большим числом пользователей соцсетей (от 6 млн. человек) и высокими темпами роста. К примеру, в нашей стране на данный момент насчитывается 25 млн. пользователей социальных сетей, что сравнимо с общим числом пользователей социальных сетей в других рассматриваемых странах вместе взятых. По прогнозам Json&PartnersConsulting, ежегодный прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 года в России составит в среднем около 23%. Такая динамика определяет Россию как быстрорастущий и перспективный рынок.

Количество пользователей соцсетей от 6 млн. и невысокие темпы роста — это близкие к насыщению рынки. К этой группе относится польский рынок социальный сетей. Так, по итогам 2009 года в Польше насчитывалось около 11 млн. активных пользователей социальных сетей. Темпы прироста аудитории социальных сетей в Польше постепенно снижаются, что говорит о насыщении рынка.

Число пользователей социальных сетей менее 6 млн. человек и невысокие темпы роста характеризует рынки социальных сетей в большинстве стран Восточной Европы и СНГ. При этом рынок социальных сетей в странах Восточной Европы — в первую очередь в Венгрии, Чехии и Румынии — отличается снижением темпов прироста аудитории. Также к третьей группе относятся совсем новые, только зарождающиеся рынки социальных он-лайн-сервисов в Казахстане и Армении.

3 стр., 1049 слов

Диалект как социальная разновидность национального языка

... их употребления. Таким образом, принято выделять территориальные и социальные диалекты. Территориальные диалекты. К данным диалектам относят те системы языка, которые употребляются людьми на определенной территории. Сфера ... информации, можно сделать вывод о цели данной работы - диалект как социальная разновидность национального языка. Для реализации данной цели в работе были выделены следующие ...

К четвёртой группе, в свою очередь, относятся рынки социальных сетей с небольшим количеством пользователей (менее 6 млн.) и высокими темпами роста. Такая ситуация наблюдается в большинстве стран СНГ: Белоруссии, Украине, Узбекистане, Молдове и Киргизии. Социальные сети и сам Интернет в этих странах находятся на ранней стадии развития, характеризующейся бурным ростом. Наибольшие темпы роста аудитории социальных сетей были отмечены в Узбекистане — в среднем около 40% в год.

Дальнейшее развитие социальных сетей, а также методы монетизации трафика в большей степени зависят от менталитета народа, распространения электронных платёжных сервисов, доходов населения и массы прочих факторов. Среди наиболее известных и популярных методов извлечения прибыли из социальных сетей называются реклама и маркетинговые решения, кастомизация и премиум-сервисы, игры и развлечения, различные коммуникационные сервисы.

Российские социальные сети развиваются по примеру и опыту соцсетей США и Западной Европы, небольшие соцсети государств Восточной Европы и СНГ, частично перенимая опыт «старших братьев», параллельно ищут свой путь для достижения наибольшего влияния на своих пользователей8.

Социальные сети вовлекают в свою инфраструктуру все большее количество участников. Тем не менее,из-за того, что интернетизация общества все еще пребывает в начальной стадии и использование интернет не приобрело столь массового и обыденного характера как, например, использование телефона, говорить о какой-то тотальной интервенции виртуальной реальности в жизнь человечества нельзя. Согласно опросам, проведенным в прошлом году в 17-ти странах лишь 42% опрошенных слышали о понятии соц. сетей. Остальные 58% респондентов не имеют ни малейшего представления о том, что такое социальная сеть, где пропадают их коллеги и почему их дети не спят по ночам.

6. Специфика языка пользователей социальных сетей

В последнее десятилетие в интернет-сообществах получили широкое распространение так называемые интернет-мемы. [2]

Интернет-мем (он же интернет-феномен) — единица информации, объект, ранее малоизвестный и, как правило, неожиданно ставший популярным, распространяясь от одного человека к другому через интернет. Термин «мем» введен английским этологом Ричардом Докинзом для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры.

Мемы — это просто информация, но функционирование мемов имеет свои последствия. Мемы могут распространяться горизонтально (между представителями одного поколения) и вертикально (от поколения к поколению).

Мемы — объекты, копирующие самих себя. Выживание мема зависит от наличия, по крайней мере, одного носителя, а воспроизводство зависит от наличия того носителя, который пытается распространить сущность мема. Информационное содержание конкретногомема влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован, производя свой оптимон. Мемы могут видоизменяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей) и, в итоге, подвергаются естественному отбору.

С популяризацией интернета мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов. Интернет-мемы представляют собой некую информацию (отдельную фразу, текст, медиафайл), добровольно передаваемую пользователями друг другу. В последнее время, как правило, средой распространения интернет-мемов являются блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью мессенджеров, электронной почты и выходить за пределы интернета, например, попадая в СМИ (в таких случаях также применяют понятие «медиавирус»).

Наиболее популярные жанровые разновидности интернет-мемов — это демотиваторы, баяны, эдвейсы (те же мемы), комиксы, стрип-комиксы, карикатуры.

Благоприятной средой для распространения интернет-мемов оказались и социальные сети, в которых эти феномены приобрели, в том числе, и статус особого языка пользователей. Так, в последние два-три года в интернет-пространстве широкое распространение получили так называемые демотиваторы, или демотивационные постеры. Картинка в черной рамке, внизу подпись-слоган — вот что такое демотиватор. Однако при кажущемся строгом минимализме эти картинки полифункциональны как по самой природе, так и по характеру распространения в интернет-сообществах.

Демотиваторы, появляющиеся в социальных сетях, — это сложный социокультурный феномен интернет-коммуникации, обладающий жанроопределяющими и жанрообразующими признаками (формальными и содержательными признаками текста поликодовой природы) и служащий многообразным целям организации коммуникативного пространства социальной сети, а потому стабильно вызывающий исследовательский интерес.

В рамках настоящей работы остановимся на частном аспекте и рассмотрим демотиваторы только как средство общения в социальных сетях.

В качестве объекта для исследования намеренно была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», поскольку сегодня — это самая популярная российская сеть: «ВКонтакте» ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (31 %), 23 % делают это еженедельно. На сегодня «ВКонтакте» — это более 97 млн пользователей (ср.: у «Одноклассников» — 45 млн) и 9-е место в списке самых крупных социальных сетей мира, 58 % пользователей — молодые люди в возрасте до 25 лет.[8]

Итак, любая социальная сеть — это прежде всего объем информации, которым готов поделиться один человек с другим. Человек стремится рассказать о себе, своих увлечениях, мыслях, чувствах, он хочет говорить и быть услышанным. Однако социальная сеть «ВКонтакте» предполагает и определенную меру публичности, это своеобразный формат «Я и другие». Человек самовыражается, иногда обнажается, но всегда по определенным правилам, следуя инструкциям, учитывая конкуренцию (рейтинг, количество друзей / посетителей и др.), он создает свою роль, свой желаемый образ. Интернет-сообщество — это мир идеальных людей, в котором они представляются такими, какими хотят, чтобы их видели другие. Иными словами, социальная сеть — прекрасный инструмент маркетинга личности.

Еще одной особенностью коммуникации в социальных сетях можно считать ее полуоткрытый тип (ср.: арго, жаргон, сленг).

Так, в представленном примере (см. Рис. 1) только пользователи сети «ВКонтакте» могут адекватно декодировать смысл этого коммуникативного послания, поскольку знают, что третий человек — Павел Дуров, создатель этой социальной сети.

Кроме того, следует подчеркнуть специфику самой коммуникационной цепи, в которую вовлекается адресат: источник — сообщение — кодирующее устройство — канал — декодирующее устройство — адресат — результат коммуникации — обратная связь, — а именно, высокую степень условности при декодировании респондентами визуального образа демотиваторов.

Так, при оценке демотиватора «Ипотека — доступное жилье» (см. Рис. 2) только 4 человека из 100 сказали, что демотиватор посвящен брошенным животным. Остальные 96 сочли, что в демотиваторе отражена острая социальная проблема доступности жилья. И если в данном случае вектор рефлексии задан большей смысловой нагрузкой вербального компонента высказывания, то в следующем примере (см. Рис. 3), как нам кажется, и вербальный, и визуальный компоненты текста не предполагают большого количества трактовок, однако в образе афроамериканца большинство опрошенных увидели бомжа. [6]

Что же касается вербального компонента, то при декодировании последнего пользователи, напротив, не склонны прибегать кразличного рода интерпретациям, а воспринимают буквально и сам текст, и ситуацию, в которой он может быть использован в качестве послания.

Так, при анализе следующего демотиватора (см. Рис. 4) на вопрос, кому может быть адресовано данное послание, большинство опрошенных ответили — любимой девушке. А на вопрос, с какой целью, самым популярным был ответ: «Чтобы знала, что она не единственная в жизни».

Если рассматривать демотиваторы как средство общения, то возникает вопрос о том, можно ли считать их языком. На наш взгляд, можно, правда, языком особого рода. Дело в том, что демотиваторы состоят из двух типов знаков, не просто семантически связанных, а имеющих общий интенциональный потенциал послания. В этом случае мы считаем целесообразным ввести понятие вербально-визуального единства, под которым мы понимаем комбинацию из двух типов знаков, коммуникативная эффективность которых базируется на отношении сопряженности семантических свойств. Знаки не просто складываются, они больше чем сумма, действуют в разносторонних отношениях и обладают синергетическим эффектом. Кроме того, в вербально-визуальном единстве можно выделить знак-стимул и знак-реакцию, в качестве которых может выступать как вербальный, так и визуальный код. Но особенностью демотиваторов можно считать выявление синергетического эффекта и в комбинации семантически свободных компонентов текста.

Еще одной отличительной чертой демотиваторов является определенная степень мобильности вербальных и визуальных компонентов текста, когда при одинаковом визуальном образе используются разные слоганы и, наоборот, при одном слогане используются разные изображения. Однако синергетический эффект этих демотиваторов, как правило, разный.

Каковы же характеристики демотиваторов как языка, без которых они не могут существовать? Очевидно, что демотиваторы имеют те же характеристики, что и язык в традиционном понимании этого слова, поскольку, во-первых, являются средством человеческого общения (коммуникативная функция); во-вторых, — средством получения новых знаний о действительности (когнитивная функция); в-третьих, реализуют функцию хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры и истории (аккумулятивная функция); в-четвертых, являются выражением чувств и эмоций (эмотивная функция); и, наконец, в-пятых, реализуют функцию воздействия (волюнтативная функция).

Но поскольку мы рассматриваем демотиваторы как средство общения, уместен вопрос о владении этим языком. Итак, можно ли овладеть языком демотиваторов? Оказывается, можно. На каждом сайте Demotivators.ru предлагается создать свой демотиватор, и при желании можно воспользоваться этой услугой (ср.: самоучитель по английскому, французскому языку и т.д.).

А можно создать его самостоятельно, не прибегая к сторонней помощи.

В заключение отметим, что тематика демотиваторов довольно обширная (ср.: со смыслом; с «приколом»; про жизнь; про любовь; про дружбу; про одиночество; про курение и алкоголь; про животных (грустные); про жизнь животных; про дружбу детей; про войну), что свидетельствует о том, что молодое поколение волнуют практически все существующие на сегодняшний день проблемы как общества в целом, так и отдельно взятой личности.

Ситуации же, в которых демотиваторы используются в социальной сети, вполне коррелируют с речевыми ситуациями приватного межличностного общения (ср.: инициировать дискуссию, обсуждение; поднять настроение собеседнику; «подколоть» собеседника; произвести впечатление на собеседника; придать своим словам особую значимость; помириться; поделиться мыслями или переживаниями; признаться в любви).

Кроме того, как показало наше исследование, 18 % опрошенных коллекционируют демотиваторы в своих альбомах. И если посмотреть на цели коллекционирования (ср.: могу при случае кого-то на них отметить; могу при случае с кем-то обсудить поднятую в демотиваторе проблему; могу использовать по случаю какого-то праздника; это «классная» шутка; оригинально представлена идея; считаю это произведением искусства; в них встречаются глубокие и мудрые мысли; соответствуют моему теперешнему состоянию), то многие из них соответствуют целям коллекционирования языковых прецедентных феноменов (афоризмов, крылатых выражений, юмористических высказываний и т.д.).

Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что демотиваторы можно рассматривать как особый язык современной интернет-коммуникации, а следовательно, и как средство общения в социальных сетях.

7. «Олбанский язык»- популярный язык общения в современных социальных сетях

Жаргон падонкафф (он же «Олбанский язык», «Олбанцкеййезыг» и прочие аналогичные искажения) — широко распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением мата и определённых штампов, характерных для сленгов. Наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и web-форумах. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мем «превед». Часть стереотипных комментариев сформировалась в блогах живого журнала, часть — в блогах падонковской направленности, а часть — пришла в интернет из ФИДО, в основном, из эхи SU.KASCHENKO.LOCAL (см. кащениты).

Наибольшую популярность стереотипные комментарии получили в 2005 году. Сегодня 5 миллионов человек (!) признают, что пользуются этим языком регулярно.[9]

Основой «олбанского» языка является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский». Это, во-первых, кредо «пиши, как слышишь», во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ».

Следование этой триаде и привело к таким повсеместно известным чеканным формулам, как «Аффтаржжот» (= создатель данного текста выше всяческих похвал), «Аффтарвыпиййаду» (= данное произведение никуда не годится), «пешиесчо» (= радуй нас новыми творческими успехами) и т.д.

На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное, ставшее результатом целенаправленной злой воли, напрочь забывшей о любых существующих традициях. Но на самом деле язык «падонков» (так еще довольно часто называют «олбанский» язык) имеет весьма солидную предысторию.

Начнем с того, что от него — пусть и самым парадоксальным образом — прямо-таки веет книжной ученостью. В качестве доказательства достаточно привести строго научную фонетическую транскрипцию начала повести Тургенева «Муму»: «В адной из аддаленных улиц Масквы, ф серам доме з белыми калоннами, антресолью и пакривифшымся балконам жыланекагда барыня, вдава, акружоннаямногачисленнай дворней…» Как видим, и Тургенев в какой-то степени «жжот», хоть и не подозревает об этом.

Помимо навыков транскрибирования (скорее всего, школьного, а не вузовского), «олбанский» язык опирается и на достижения незабвенной рок-культуры семидесятых. Те, чья молодость пришлась на эпоху катушечных магнитофонов и виниловых дисков, конечно же, помнят английскую группу «Slade», которая прославилась не только фантастическим хриплым фальцетом Нодди Холдера, но и тем, что сознательно искажала слова в названиях альбомов и песен (за что и была официально признана крайне пагубным явлением для британского школьного образования).

Чтобы не вдаваться в подробности перевода, сошлемся лишь на такие композиции, как, например, «LookWotYouDun», «Gudbuy T Jane» и «Coz I LuvYou».

Путешествуя по генеалогическому древу «олбанского» языка, нельзя обойти вниманием и безымянных предшественников отечественного постмодернизма — анонимных создателей псевдохармсовских анекдотов о русских писателях-классиках (установить, кто входил в этот не афишировавший себя круг, сейчас практически невозможно: слишком много желающих погреться в лучах чужой славы).

В одном из этих анекдотов (и как тут не вспомнить, что сам Хармс предпочитал написание «анегдот») в образе настоящего интернет- «падонка» предстает не кто-нибудь, а бессмертный создатель романа «Что делать»: «Шел Пушкин по Тверскому бульвару и увидал Чернышевского. Подкрался и идет сзади. Мимоидущие литераторы кланяются Пушкину, а Чернышевский думает — ему. Радуется. Достоевский прошел — поклонился. Помяловский, Григорович — поклон, Гоголь прошел — засмеялся так и ручкой сделал привет, — тоже приятно. Тургенев — реверанс. Потом Пушкин ушел к Вяземскому чай пить. А тут навстречу Толстой — молодой еще был, без бороды, в эполетах. И не посмотрел даже. Чернышевский потом писал в дневнике: «Все писатели хорошие, а Толстой хамм. Потомучтографф».

Теперь о том, какую социальную функцию несет сегодня «олбанский» язык. Нам предлагают поверить, что «олбанский» язык представляет собой разновидность совершенно невинного стеба, позволяющего хотя бы на время сбросить оковы ненавистной орфографической регламентации (уйти из наскучившего царства «культуры» в мир бесконечно свободной «природы»).

С этой точки зрения, перед нами довольно примитивный руссоизм, хоть и рядящийся в одежды XXI века.

Однако на проблему можно посмотреть и с другой стороны, и тогда все станет значительно серьезнее. Так, если мы вспомним, что границы нашего мира совпадают с границами нашего языка, то увидим, что «олбанское» наречие, подобно раковым метастазам, разъедает привычную структуру реальности, подменяя ее целостность тем единственным «срезом», где действуют законы и нравы «падонковского» сообщества. При таком подходе «олбанский» язык превращается в своеобразное лингвистическое Косово, грозящее стать эпицентром будущих — и совсем уже не филологических — потрясений.

Когда-то Грибоедов устами Чацкого сокрушался по поводу того, что у нас «на съездах, на больших, по праздникам приходским господствует еще смешенье языков французского с нижегородским». От этого господства сейчас, конечно, не осталось и следа, так как сочетание «прононса» с «оканьем» влечет за собой целый ряд артикуляционных неудобств, терпеть которые захочет далеко не каждый. Судьба же «олбанского» языка может сложиться куда более счастливо, ведь его адептам и пропагандистам не придется напирать на «о» и зажимать нос двумя пальцами: ниша письменного общения (в том же, например, интернете) не предполагает каких-либо тонкостей произношения.

К тому же «олбанский» язык так и просится в большую политику, где властные структуры давно уже испытывают острую нехватку псевдодемократической упаковки для своих решений и проектов. Когда Миронов, например, предлагает законодательно закрепить возможность для действующего президента остаться на третий срок — это одно. А вот если бы он выдвинул лозунг «Володя, рули есчо!» — это было бы совсем другое, почти что близкое и родное большинству сегодняшних россиян.[10]

Заключение

Виртуальная коммуникация осуществляется только на уровне лексическом, морфологическом и синтаксическом. Но при этом сам уровень стал настолько примитивен, однообразие лексики и морфологических форм при столь богатых возможностях нашего языка уже не удивляет, а пугает. Что касается синтаксиса, то здесь полное отсутствие уважения к языку. Создается впечатление, что собеседники слушают только себя.

А ведь родной язык — душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Но если судить по тому набору слов, который используется при интернет-общении, то можно сделать довольно неприятный вывод: словарный запас Эллочки Людоедки для многих молодых людей стал эталоном общения, что говорит об их примитивности. А ведь через какое-то время именно этот пласт населения будет определять наше общество и именно по ним будут судить, какое это общество, а в целом и государство.

Если у человека правильная и хорошая речь, он достигает высочайшего уровня языковой культуры. Это означает, что он не только не ошибается, но и умеет строить высказывания наилучшим образом в соответствии с целью общения, подбирает наиболее подходящие слова и конструкции в каждом случае, учитывая, кто и при каких обстоятельствах он обращается. Это значит, что он обладает одним из сильнейших орудий, когда- либо созданных человеком: орудием воздействия на сознание человека, тогда как другой человек, не владеющий языком в соответствии с его нормативностью и значимостью, не умеющий использовать все богатства языка, становится духовно беднее. Он не способен ни убедить, ни направить, потому что примитивизм языка также говорит о примитивизме мысли. Такого человека легко убедить, повести за собой, сделать марионеткой. Не приведет ли это к разделению общества на высших и низших: способных убеждать, а значит, подчинять, и на тех, кто способен только подчиняться и исполнять чужую волю.

Не нужно забывать и то, что если слово — «одежда» мысли, то голос — «одежда» — нашей речи. Для каждой ситуации общения нужны свои «ритмы и звуки голоса». Живое звучание голоса заслуживает доверия, несет убеждающую силу говорящего.

Слово может быть сильнейшим оружием не только в руках тех, кто умеет им пользоваться, потому что возможности языка безграничны.

Уйти от виртуального общения мы не можем, поэтому, общаясь в сети, каждый должен помнить, что общение идет с помощью слова, обладающего как разрушающей, так и созидающей силой.

Язык твой — лев: если удержишь его — защитит тебя, если выпустишь — растерзает.

Всемирная Сеть — это огромное хранилище данных, которые могут использоваться во многих областях человеческой деятельности. В самом начале своего развития сеть предлагала средства коммуникации, позволяющие связывать друг с другом собеседников из разных точек земного шара. Сегодня Всемирная Сеть предлагает еще больше средств, сервисов и услуг, в том числе и социальные сети, которые прочно вошли в нашу жизнь и изменили ее.

Негативные отзывы о соц. сетях просты и понятны. Во-первых, имеет место определенная социальная деградация участников сетевого общения. Люди, в силу тех или иных причин, имеющие определенные трудности с установлением внешних социальных связей получили в виде соц. сетей определенный костыль, упрощающий их социализацию. Однако, еще Папацельс говорил, что любое лекарство является ядом в достаточном количестве. Так и здесь. Велика вероятность замыкания таких пользователей в рамках виртуальной сети, вместо того, чтобы использовать ее как инструмент налаживания социальных связей в реальном мире. В итоге, это ведет их к еще большей социальной деградации.

Другой проблемой соц. сетей является повсеместное распространение так называемого «олбанского» языка или языка «падонкаф», употребление сленга, жаргонных выражений, нарушение пунктуации, использование словарных сокращений, что неизбежно ведет к определенной лексической и грамматической деградации.

И третьим, серьезным минусом соц. сетей, является всенаправленное распространение ценной информации (телефоны, адреса, фотографии, детали биографий и т.д.) Все это ведет к значительному распространению криминальной составляющей (вымогательства, шантаж, махинации, фальсификации, преступления на личной почве) на базе информационного хаоса соц. сетей.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/kak-vliyayut-sotsialnyie-seti-na-yazyik/

язык интернет общение социальный

1.Эко У. От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. М., 2008.

2.Статья «Социальные Интернет-сети: общая характеристика и направленность использования (Ссылка

3.Статья «Социальные сети как социокультурный феномен» (ссылка http://www.coolreferat.com/Социальные_сети_как_феномен_современной культуры)

4.Статья «Какова история развития социальных сетей (в интернете)? » (Ссылка http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7b442c2d-5c38-4a73-b8ff-d6b8066de096)

5.Статья «Специфика языка пользователей социальных сетей» (ссылка

6.Программа урока русского языка (взята часть теории, ссылка:

7.Статья «Великий и могучий «олбанский» язык»(ссылка:http://oddom.ru/psiholog/525635_Zachem_nam_olbanskiy_yazyk.html )

9.Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. — М.: Смысл, 2002

.Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете.- М.: Можайск- Терра, 2000