Теоретические проблемы психологии управления

Курсовая работа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Методология психологии управления

Развитие концепции соотношения методологии, теории и практики психологии управления невозможно без учета того, что со времен Витте и Столыпина Россия переживает глубокий кризис в сфере управления. Его суть заключается в неспособности правительства реализовать богатый потенциал страны. Госсекретарь США Колин Пауэлл сказал, что Россия обладает впечатляющим стратегическим, энергетическим и экономическим потенциалом, ее талантливые и образованные люди добились многих выдающихся достижений в области науки, технологий и искусства. Вот уже десять лет Россия продолжает эксперимент, проводя беспрецедентные политические и экономические преобразования, добавляем мы: для чего нужен адекватный менеджмент. Причины кризиса кроются в следующем:

1. Недооценка достижений мировой теории управления.

2. Качество управленческих кадров. А.Н. Яковлев в своей книге «Омут памяти» заявляет: беда Горбачева и Ельцина заключалась в том, что они окружили себя шпаной [4] К сожалению, это не только было, но и существует на всех уровнях управления. О качестве исполнительного аппарата говорит и то, что в ходе опроса 40% чиновников не смогли ответить на вопрос, каковы интересы государства.

3. Наличие теневого управления. Если олигархи в какой-то мере отстранены от общенационального управления, то в регионах, на местах они либо влияют на принимаемые решения, либо стремятся к власти.

4. Игнорирование психологического аспекта управления. Чрезмерное преобладание экономических и административных методов управления. Психологический аспект управления в основном представлен тем, что сотрудники удерживаются в страхе потерять работу.

Выход из кризиса только один: устранение этих причин усилиями науки и общественной практики, дальнейшее развитие методологии и теории психологии управления, повышенное внимание на практике к аспекту психологического менеджмента.

Отправной точкой для решения этих проблем является методология психологии управления как науки. Объясняется это тем, что психологический аспект управления как реальности, имея свою специфику, свои законы, в то же время подчиняется более общим законам, присущим бытию и его отдельным сферам, управлению в обществе, живой природе и техническим системам.

Также следует учитывать, что в психологии управления, как и в любой науке, объективно существуют методологические проблемы, которые невозможно решить без методологии.

3 стр., 1373 слов

Методология теории государства и права

... курсовой работы является исследование методологии теории государства и права. В первом разделе будет рассмотрено понятие и значение методологии как необходимого и особо значимого компонента изучения и исследования предмета той или иной науки. ... генетике и наоборот; методы психологии трудно использовать для объяснения астрономических и космических явлений, а обратное — возможно. Методология науки ...

Исходя из этого, методология психологии управления включает философию, общую теорию систем, информатику, кибернетику, социальную психологию, теорию социального управления и теории управления производством. Видно, что эта методология — многоуровневая.

С помощью методологии решаются такие методологические проблемы психологии управления, как природа ее законов и принципов, система ее понятий, система применяемых в ней методов, логика познания психологических связей, отношений между субъектом и объектом управления, внутренняя и внешняя структура психологии управления как науки.

Общей методологической основой понимания менеджмента, его психологического аспекта являются философские категории. Таким образом, философские категории взаимодействия субъекта и объекта ориентированы на то, что управление, человеческие отношения в его сфере рассматриваются как вид взаимодействия между субъектом и объектом управления. С помощью философской категории рефлексии раскрывается содержание информационных процессов в управлении, в общении руководителей и управляемых лиц.

Психологические проблемы управления решаются в рамках социальных, органических и технических систем. И это требует знания, использования законов, понятий, принципов общей теории систем, осуществления системного подхода

Применение положений ИТ помогает рассматривать психологический аспект управления, в частности управленческое общение, как информационный процесс.

Плодотворно при решении всех проблем управления, в том числе и психологических, обращаться к кибернетике как общей (абстрактной) теории управления. Он вооружен общими законами, концепциями, следами и методами, используемыми в системах управления любого типа: социальных, жилищных, технических. Можно с уверенностью сказать, что многие ошибки менеджмента происходят из-за незнания или незнания кибернетики со стороны тех, кто управляет.

Во-первых, кибернетика предоставляет нам общую методологическую основу как краеугольный камень понимания менеджмента, включая человеческие отношения в его сфере.

Центр управления, объект управления, каналы прямой информации и обратной связи образуют относительно замкнутый контур. Все, что находится в нем, составляет его внутреннюю среду, а за его пределами — внешнюю среду (природные и социальные условия, в том числе и суперсистема).

Если рассматривать все элементы в замкнутой цепи, в их статике, то у нас есть система управления. Если же их видеть в динамике, то это будет процесс управления. Система, которая меняется, развитие — это динамическая система.

Кибернетика помогает нам понять, в чем специфика управления. Во всех системах управления есть две принципиально разные, но взаимодействующие и взаимопроникающие группы связей и отношений.

Во-первых, это связи, отношения между элементами объектов управления, а также между объектами и элементами внешней среды. Эти связи, отношения характеризуют поведение объекта, его отношения с внешней средой и, следовательно, являются основой управления, определяют его цели.

Кроме связей, отношений поведения объекта управления существует и другая чрезвычайно важная группа связей, отношений — между управляющим центром, с одной стороны, и объектом управления и элементами внешней среды, с другой стороны, а также между элементами органа управления. Это связи, отношения воздействия центра управления на объект управления. именно этот набор связей, отношений выражает специфику самого менеджмента.

3 стр., 1294 слов

Особенности философских проблем и методология науки

... теорию познания логику эстетика Отделение от философии конкретных наук. философия техники Основные разделы современного философского знания., МЕТАФИЗИКА, ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, ПСИХОЛОГИЯ ЛОГИКА – наука ... методологию следует отнести к практическим наукам. Она тесно связана с технологическими науками, системным анализом, организацией труда и производства, с управлением ... личности по отношению к ...

Будучи в определенной мере конкретизацией общей теории систем и информатики применительно к области управления, кибернетика дает нам возможность рассматривать самоуправление как совершаемый циклически процесс поступления, переработки и выдачи информации, процесс подготовки, принятия, доведения до объекта управления решения и организации его реализации. По сути, менеджмент — это разработка и внедрение решения, которое составляет основу управления. В информационном плане управление направлено на понижение или сохранение энтропии (недостатка информации) в системе и тем самым на сохранение ее организованности.

Не менее важен для решения психологических проблем управления сформулированный в кибернетике закон обратной связи, требующий осуществлять управляющее воздействие, принятие решений на основе получаемой информации обратной связи — информации о состоянии, поведении объекта управления и его взаимодействии с внешней средой. Использование этого закона в менеджменте имеет большое социальное и психологическое значение. Если он не действует, то мы имеет имитацию управления.

С точки зрения кибернетики раскрывается логика процесса управления и строится его алгоритм. Процесс управления предстает в виде определенной структурно-логической цепочки: цель управления — задачи управления — функции управления — структура управления. Задачи управления обусловливают средства (в том числе методы) управления, образующие вместе с функциями и структурой механизм управления, который входит во внутреннюю среду системы управления.

Из этого ясно, что процесс управления, создания и совершенствования систем управления с точки зрения кибернетики начинается с формирования целей и задач управления. На основании этого определяются функции, а затем структура управления, разрабатываются методы управления.

Таким образом, с позиции кибернетики управление — это воздействие, осуществляемое в системе с обратной связью одним из ее элементов (управляющим центром) на другой ее элемент (объект управления) как информационный процесс с целью изменения системы управления, либо изменения внешней среды, либо уравновешивания системы управления с внешней средой.

Кибернетика вооружает нас знанием скелета управления. Но чтобы облачить его в плоть и кровь, чтобы понять роль сознательной и проактивной деятельности в управлении, необходимо рассмотреть его особенности в обществе, в сфере человеческих отношений.

Особенности управления в обществе рассматриваются теорией управления обществом (теорией социального управления), изучающей общие законы управления в общественной жизни, социологией управления, исследующей взаимодействие управления с экономикой, социальной сферой, политикой, наукой, культурой, идеологией, психологией, а также отраслевыми управленческими теориями, занимающимися управлением в различных сферах общества

Эти особенности заключаются в том, что самоуправление здесь представляет собой сложную систему, включающую человека, отношения между людьми и технологии, технологии. Главное, решающее — это человек, сознательно и намеренно воздействующий на объект управления. Поэтому центр управления в виде особого тела или головы здесь является предметом управления. А само управление — это особый вид деятельности, заключающийся во влиянии субъекта управления на его объект.

6 стр., 2973 слов

Управление конфликтами и методы их разрешения

... по управлению конфликтами и их прогнозированию. Цель данной работы заключается в рассмотрении стадий и фаз развития конфликта и методов управления конфликтами. Разнообразие точек зрения и различие в восприятии ... каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов. втягиваемых в конфликт. Этот ...

В то же время управление — особый вид общественных отношений. Можно говорить об управленческих отношениях, которые означают взаимодействие субъекта и объекта управления, подчинение второго первому. При относительной независимости управленческие отношения определяются характером экономических, социальных, политических и духовных отношений.

Процесс управления, создания и развития своей системы в обществе в основном определяется потребностями личности, социальных групп, общества и их интересами. Исходя из этого формулируются цели управления. Следовательно, логика управления в обществе, его алгоритм выглядит так: потребности — интересы — цели управления — его задачи — его функции — его структура. Задачи управления обусловливают средства управления (в том числе методы).

Управление в обществе не может быть безвластным. это функция силы, которая, по словам философа и логика Бертрана Рассела, существует повсюду в обществе, точно так же, как сохранение и преобразование энергии в природе. Власть — это отношение подчинения одних другим, это волевое отношение, включающее в себя принуждение, убеждение, авторитет. Это может быть выполнено как действие всех трех этих элементов, или двух из них, или одного.

Управление в обществе имеет два взаимодействующих аспекта: объективный и субъективный. Объективной стороной управления являются все те природные и социальные условия, определенная ситуация, которые в настоящее время существуют независимо от сознания субъекта управления и его деятельности. Что же касается субъективной стороны управления, то это — отражение, воспроизведение субъектом управления объект/изной стороны управления, его сознательная, волевая деятельность, направленная на использование и изменение объективных условий для достижения поставленной цели.

Управление в обществе выступает как совокупность различных его аспектов: когнитивного, экономического, социального, политического, идеологического, психологического, организационного, правового, административного, морального, эстетического. Отсюда следует, что процесс управления начинается со знания объекта, законов его поведения и воздействия на него, что дает возможность прогнозировать и на основании этого принимать и реализовывать решение.

Каждый из названных выше аспектов управления находит свое выражение в определенном виде управляющего воздействия (например, экономическое воздействие, психологическое воздействие) и соответствующих ему методах управления (например, экономические методы управления, психологические методы управления).

Если в живых и технических системах в рамках управления существует регулирование как сохранение их организации, упорядоченности, антиэнтропийности, адаптированности к внешней среде, то при управлении в обществе, кроме такого вида регулирования, имеется еще регулирование другого рода, по существу, регулирование самого управления. В обществе есть регуляторы, которые находятся вне рамок управления, как бы очерчивая их, объективно определяя пространство, само поле управления. Этими регуляторами являются объективные законы природы и общества Сюда можно отнести законы рынка, в том числе закон спроса -предложения, демографические процессы, уже сложившиеся при вступлении в активную деятельность каждого нового поколения нормы жизни общества: экономические, социальные, политические, правовые, духовные, нравственные, эстетические.

4 стр., 1700 слов

Внедрение планирования и стандартов экономической безопасности ...

... будут рассмотрены несколько вариантов планирования и стандартов экономической безопасности, которые могут внедряться в управление хозяйствующих субъектов. 1. Планирование как часть управления хозяйствующим субъектом Планированием принято называть разработку и установление руководством ...

Как показывает опыт человечества, управление в обществе может быть оптимальным, то есть наилучшим и эффективным, то есть результативным, тогда, когда оно не является всеохватывающим, основывается на названных выше регуляторах, а процесс их изменения должен быть тщательно продуман и осуществляться постепенно, осторожно, с учетом их устойчивости.

Эффективность управления, то есть его результативность, представляет собой соотношение достигнутого результата управления (степени достижения цели, в основе которой лежит удовлетворение определенных потребностей, интересов личности, социальной группы, общества) с такими величинами, как время достижения результата, его пространственное распространение (связанное с полем управления), имеющиеся и использованные ресурсы и средства (в том числе методы).

Итак, очевидно, что эффективность управления в основном достигается за счет его гуманизации.

Чтобы понять управление в обществе, важно прояснить соотношение между понятиями «менеджмент» и «лидерство», а также содержание понятия «самоуправление». Лидерство — это тип управления, присущий обществу, когда речь идет об управлении людьми, группами людей, отношениями между ними и государственными органами.

«Самоуправление» как кибернетическое понятие означает, что управление осуществляется в замкнутом контуре и управляющий центр находится внутри его. «Самоуправление» как понятие общественное имеет два аспекта. Первый — под самоуправлением понимается слияние субъекта и объекта управления, когда объект, как бы выступая одновременно в качестве субъекта, сам принимает решение и выполняет его. Примером этого является проведение референдума. Второй — самоуправлением считают также наделение органа управления компетенцией принимать решения по определенным вопросам, которая принадлежит только ему.

Следовательно, управление в обществе — это функция власти, это сознательное воздействие созданных для этого особых организмов, отдельных индивидов на социальные системы с целью их сохранения, развития и удовлетворения личных и социальных потребностей и интересов.

Управление в обществе, имея общие характеристики, в то же время различается спецификой применительно к различным сферам общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

Говоря об этом, следует особо выделить государственное управление, изучаемое отраслевой управленческой теорией — теорией государственного управления и представляющее ядро управления политической сферой, наиболее существенное и важное в нем. Государственное управление, с одной стороны, это управление, обществом, то есть населением и всеми негосударственными организациями, осуществляемое органами государственной власти; с другой стороны, это управление самим государством, то есть управление системой органов государственной власти на всех ее уровнях.

25 стр., 12159 слов

Человек в системе управления. Психологические проблемы

... системе управления. Психологические проблемы., Суть управления и управленческой связи Управление любой системой в простейшем виде можно рассматривать в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем: субъекта управления (подсистема управления) и объекта управления ...

Таким образом, государственное управление — это функция государственной власти, это воздействие органов государственной власти на общественные системы для достижения общих целей управления обществом, о которых говорилось выше, а также на саму государственную систему для выполнения задач и функций государства, проведения его политики.

Теория психологии управления

Психологический аспект управления включает в себя три момента. Первый — это психологическое состояние объекта управления с точки зрения его способности воспринимать управляющее действие, которым является общество, его конкретная сфера, социальная, коллективная группа. Второй — психологическое состояние субъекта управления, которым является орган управления, руководитель, руководитель. Третий — психологические связи, отношения между субъектом и объектом управления, психологическое воздействие субъекта на объект, активность субъекта

Психологический аспект управления находит свое выражение в таких моментах, как 1) влияние психологического фактора на сферу управления, 2) состояние управленческого сознания общества, 3) использование психологических способов управляющего воздействия.

1.Влияние психологического фактора на сферу управления — это влияние на нее мыслей, чувств, эмоций, мотиваций, установок, ожиданий, настроений общества, социальных групп. Эффективность управления во многом зависит от того, насколько учитывается психологический фактор.

Характер общения руководящих органов, лидеров с теми, кто управляет, определяется настроением последних, их отношением к менеджерам.

Отражением существующих в обществе управленческих отношений является его управленческое сознание, включающее в себя управленческую идеологию, то есть систему идей, взглядов, теории, и управленческую психологию, то есть совокупность или систему (в зависимости от степени ее развития) мыслей, чувств, эмоций, установок, мотивов, ожиданий, настроений по отношению к существующим управлению, управленческим отношениям.

Управленческое состояние сознания, включая управленческую психологию, зависит от общества, в котором существуют эти управленческие отношения: в демократическом или тоталитарном.

Психологические способы управляющего воздействия — это эмпатия и толерантность, сочетаемые с требовательностью, побуждение (мотивация), убеждение, внушение, поддержание внимания, его избирательности и устойчивости (или переключения), опора на лидеров, влияние авторитета органа управления (руководителя), способность привлекать к себе. важно использовать весь арсенал психологических методов, ориентируясь на те, которые соответствуют характеристикам объекта управления и текущей ситуации.

Управленческое сознание, управленческая психология достигают наивысшего уровня развития в условиях гражданского общества и верховенства закона. это компания экономически и политически независимых лиц, владеющих частной собственностью, объединенных в ассоциации, через которые их решающее влияние на государство осуществляется через участие в принятии решений и контроль над должностными лицами. Это государство, где права и свободы человека защищены, царит не власть чиновника, а закон. Поэтому здесь -установка на участие в управлении, чувство хозяина, заинтересованность в делах общества и государства, стремление иметь информацию, необходимую для принятия решений. Такой уровень управленческого сознания способствует гуманизации управления, достижения его высшей цели — права и свободы личности.

8 стр., 3756 слов

Управление персоналом : «Психологические факторы управления персоналом»

... коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы — это способы осуще­ствления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. ... деятельность и усложнением психологической жизнедеятельности человека постоянным ростом их личностных притязаний. Методы управления персоналом Управление персоналом - Область знаний ...

Однако методология не может заменить теорию психологии управления, выступая по отношению к ней как нечто внешнее, включаемое в нее тогда, когда это требуется, она дает определенное направление, подход.

Психологическим аспектом управления занимается специальная наука — психология управления. Она вызвана к жизни общественной потребностью превращения управления не только в искусство, но и в науку, выдвижения на первый план в сфере управления человеческих отношений. Психология управления входит в систему психологического знания и в систему управленческого знания, находится на их стыке. Она изучает психологические связи, отношения между субъектом и объектом управления, психологическое воздействие первого на второй, психологические характеристики субъекта управления. Это составляет предмет психологии управления как науки. Она учитывает действие общих законов управления, исследуемых кибернетикой, законов управления обществом, изучаемых теорией социального управления, психологических законов, формулируемых общей психологией и социальной психологией.

Предмет психологии управления, ее вхождение в два региона наук — психологических и управленческих, структура ее методологии определяют особенности ее понятийного аппарата. В ней используются понятия наук, образующих ее методологию. Но психология управления имеет и свои специфические понятия. К ним относятся, например, понятия типа руководителя, стиля управления, лидерства, психологических способов управления, психологической управляемости. Однако и некоторые из них, как мы видим, функционируют на базе понятий других наук: управленческих и психологических. А это требует знания и учета специфики этих наук

Специфика психологии управления заключается и в том круге проблем, которые она решает. В первую очередь это познание и прогнозирование психологического состояния объекта управления с точки зрения его управляемости. Для этого должны быть определены его критерии и параметры психологической управляемости, на которые мог бы воздействовать субъект управления.

Важнейшей проблемой является определение психологического состояния субъекта управления, его всесторонняя психологическая характеристика, определение психологических критериев управления. Сюда относятся типизация руководителей и стилей управления, психологические требования к руководителю, соотношение руководства и лидерства

Центральная проблема — это осуществление психологического воздействия субъекта на объект управления. Это — психология принятия решения и организации его выполнения. Это управленческое общение, связанное с информацией прямой и обратной связи. Это — психологические аспекты функционирования и структурирования системы управления, логической цепочки процесса управления: потребности — интересы — цели — задачи — функция — структура; потребности — интересы — цели — задачи -методы. Это — место и роль руководителя в предотвращении и разрешении конфликтов. Наконец, это — разработки психологических методов управления, сочетаемых с философскими методами, с системным, информационным, кибернетическим, социологическим подходами, методами общей и социальной психологии.

9 стр., 4390 слов

Управление коллективом в детско-юношеском спорте

... цели, а не личные. 1. Управление коллективом педагогический коллектив ученик физический Коллектив в детско-юношеском спорте является ... коллектива - организаторов коллективной деятельности, пользующихся авторитетом у коллектива; 3. высокий уровень сплоченности - благоприятный психологический ... используются преимущественно в старших классах, так как требуют высокого уровня аналитического мышления ...

Центральное место занимают методы, применяемые с учетом специфики психологии управления: наблюдение,

«фотографирование», эксперимент, теоретический анализ и синтез, моделирование, ситуационно-ролевые игры и упражнения, тестирование, методики решения психолого-управленческих задач с использованием компьютеров.

Ныне все большее значение приобретает проблема взаимодействия субъекта и объекта управления с помощью компьютера, разработка психологических основ, содержания и последствий этого взаимодействия, его влияние на весь процесс управления, на деятельность руководителя.

Некоторые вопросы практики психологии управления

Высокий уровень разработки теории управления при условии умелого применения ее положений обеспечит эффективность практики управления, даст возможность решить проблемы современного оптимального типа руководителя и стиля управления, применения в его сфере психологических методов и тем самым преодолеть пагубные последствия их игнорирования.

В сложившихся условиях приходится отмечать дисгармонию в отношениях между руководителями и подчиненными. Принижено положение рядового работника и коллектива, имеют место нерегулярная выплата заработной платы, плохие условия труда и производственного быта, игнорирование социальных нужд, низкая заработная плата, плохая информированность работников, произвол со стороны руководителей, злоупотребление служебным положением в личных целях, которые люди вынуждены терпеть из-за трудностей устройства на работу и отсутствия современного кодекса законов о труде, обеспечивающего права человека в области трудовых отношений.

Во многом это связано с тем, что демократизация не затронула такой огромный пласт общества, как коллективы организаций. Как следствие, превалирующим типом руководителя во многих организациях стал авторитарно-бюрократический тип, которому присущ авторитарно-бюрократический стиль управления.

Совершенно очевидно, что в демократическом обществе эффективность управления, нормальные отношения между руководителями и работниками могут быть достигнуты только при демократическом типе руководителя с присущим ему демократическим стилем управления.

В связи с этим должен быть совершен поворот от чрезмерного увлечения экономическими и административными методами, ведущими к усилению экономической и административной зависимости работников, к психологическим методам управления, способствующим удовлетворенности характером, содержанием и условиями труда, учитывающим потребности, интересы человека, мотивирующим его к труду.

Особое значение приобретают психологические методы при решении проблем антикризисного управления на территориях и в организациях, корпоративного управления, связанных с преодолением конфликтных ситуаций и направленных на оздоровление общества и ликвидацию теневого управления.

Антикризисное управление может рассчитывать на успех, результативность только в том случае, если общество понимает, что оно является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Вместе с тем пока у общества нет адекватного восприятия этого феномена

5 стр., 2236 слов

Эффективность антикризисного управления

... Эффективность антикризисного управления во многом зависит от действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом, направленных на восстановление платежеспособности предприятия с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий. Антикризисное управление ...

Недооценка роли антикризисного управления в сознании общества связана с тем, что в последнее время было принижено значение материального производства как основы материального и духовного благополучия. Происходил спад выпуска промышленной продукции. Перестала быть престижной работа на производстве. Резко сократился прием в технические вузы. Ныне обстановка изменяется в связи с начавшимся ростом промышленного производства, увеличением приема в технические и сельскохозяйственные вузы. При этом нельзя обольщаться, так как надежность этих тенденций должна быть подкреплена обновлением технико-технологической базы производства, усилением внимания к проблеме его эффективности, принятием законов, обеспечивающих дальнейшее развитие рыночной экономики, защиту частной собственности, эффективность антикризисного управления.

В обществе необходимо формировать психологическую устойчивость по отношению к кризису. Для этого нужно понимать, что кризис связан с природой рыночной экономики.

Кризис на предприятии не может быть поводом для панических настроений. Нельзя поддаваться панике. Необходимо правильное восприятие данного, конкретного кризиса, предполагающее выяснение того, какой характер он носит — негативный или позитивный, то есть требует пересмотра стратегия управления.

Очень важно понимание того, что нельзя банкротство выносить за рамки антикризисного управления. Оно является элементом этого управления.

Совершенно недопустимо, чтобы кризисное состояние предприятия вызвало борьбу, тем более вражду, в которую окажутся втянутыми акционеры, управляющие, кредиторы, дебиторы и трудовой коллектив. Это носит разрушительный характер. Успешное разрешение кризиса возможно, если их поведение, отношения между ними будут представлять собой компромисс.

Все участники антикризисного процесса должны понимать, что антикризисное управление — это система определенного вида деятельности, это методология, методика, технология. Антикризисное управление имеет своей целью, прежде всего, профилактику кризиса. А в том случае, когда кризис стал фактом, оно должно стать исцеляющим лекарством.

Сложный, противоречивый, связанный с серьезным риском характер антикризисного управления предъявляет чрезвычайно высокие профессионально-психологические требования к антикризисным управляющим, представляющим собой элитный слой управляющих.

Они нуждаются в особой профессиональной и психологической подготовке, специальных экономических знаниях, умениях принципиально и гибко строить свои отношения с акционерами, кредиторами, дебиторами и трудовым коллективом с учетом специфики каждой из этих групп. Здесь необходимы способности слушать, убеждать, внушать, находить аргументы, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, идти на риск, проявлять сильную волю, обладать маркетинговым мышлением.

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от репутации и доброго имени антикризисного управляющего. Ему должны быть присущи контактность, коммуникабельность, гибкость, верность своему слову, порядочность, скромность, высокая культура управления.

Все более острый характер приобретают взаимоотношения антикризисного управляющего с трудовым коллективом. Следует отметить: сегодня чрезвычайно принижена его роль, что отрицательно влияет на эффективность производства. Трудовой коллектив не информируется о положении дел в организации, живет слухами, в результате чего возникает недоверие к управляющим, падает интерес к делам организации, отсутствует моральный стимул труда. Более того, на этой почве и в результате кризисного состояния возникают конфликты, участниками которого являются акционеры, управляющие и трудовой коллектив.

В условиях кризиса управляющему важно учитывать степень психологической управляемости коллектива и принимать меры к ее повышению, постоянно информировать коллектив, делать его своим соучастником и формировать у него установку на преодоление кризиса

В связи с рассмотрением психологических требований, предъявляемых к антикризисному управляющему, становится ясным, что наиболее эффективно может строить свою деятельность в этом случае руководитель демократического типа

Как правило, это сангвиник, то есть человек, обладающий темпераментом, который характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений. Он быстро отзывается на окружающие события, легко переживает неудачи.

Направленность его личности — на мир внешних объектов, то есть он экстраверт. Ему присущи импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Руководитель демократического типа отличается гибким проявлением воли, то есть способностью к мягкому дирижированию. Он обладает демократическим управленческим сознанием, которое признает участие в управлении не только ограниченной управленческой элиты, но и широкого круга людей.

Ему присущи властность без злоупотреблений властью, самолюбие, не затрагивающее достоинство подчиненных, чувство престижа без тщеславия и ущерба делу, объективность в оценке людей и событий, превалирование разума над эмоциями, уравновешенность и такт в отношениях с подчиненными.

Наивысшим проявлением качеств демократического типа руководителя являются толерантность, эмпатия, гуманизм, альтруизм, доброжелательное отношение к людям.

Демократический тип руководителя находит свое выражение в его поведении, деятельности, демократическом стиле управления. Это — демократический тип руководителя в действии. Это — сочетание принципиальности, требовательности с уважительным отношением к подчиненным, опора на коллектив, максимальное использование его инициативы, активности.

В основе демократического стиля деятельности антикризисного управляющего лежит его умение воздействовать в интересах профилактики банкротства или быстрейшей санации на параметры психологической управляемости коллектива К этим параметрам можно отнести следующие:

  • мотивы поведения и социальные установки коллектива, которые должны свидетельствовать о высоком уровне его развития;
  • сочетание материальной заинтересованности с чувствами солидарности, состязания, соблюдением престижа своей организации, ориентацией ее работников на высокое качество результатов своей деятельности;
  • внушающее влияние коллективного восприятия всего того, что происходит в коллективе и за его пределами, по отношению к восприятию отдельного члена коллектива;
  • коллективная память, представляющая собой ближайшую историю коллектива, лежащая в основе образования традиции и действий каждого члена коллектива и закрепляющая социальные нормы поведения коллектива;
  • коллективное воображение, означающее, что коллектив проектирует свое будущее, ищет новое, осуществляет коллективное творчество;
  • коллективная сплоченность, означающая, что все его члены разделяют общие коллективные цели;
  • здоровое настроение, то есть однородная для коллектива реакция, отражающая удовлетворенность характером, содержанием, условиями труда и его ожидания, связанные с общеколлективными потребностями, интересами;
  • характер, культура существующего в коллективе общения, включающего в себя постоянные совместные действия членов коллектива, взаимный обмен информацией, восприятие друг друга, взаимопонимание;
  • состояние информированности коллектива о делах, жизни своей организации и ее внешней среды, что дает возможность преодолевать разобщенность, стимулирует интерес к делам своей организации и сознательное поведение;
  • общественное мнение, выполняющее функцию саморегуляции коллектива, влияющее на все стороны его жизни и сохраняющее индивидуальность члена коллектива;

— состояние активности коллектива, выражающееся в заинтересованности его членов в делах своей организации и в принятии решений и основывающееся на активности каждого члена коллектива, наличии условий для его развития и осуществлении его прав.

Вполне понятно, что антикризисный управляющий может эффективно опираться в своей деятельности на коллектив, обладающий названными параметрами психологической управляемости.

Таким образом, антикризисному управлению должно быть присуще сочетание как экономических, так и психологических методов, включающих в себя разъяснение, убеждение, внушение, опору на коллектив, формирование антикризисных интересов, установок, мотивов.

Не менее важен психологический аспект корпоративного управления. Здесь необходимо сочетание, согласование государственных и частных интересов, недопустим выход менеджеров из-под контроля акционеров.

На основе демократизации управления и в процессе его будет формироваться управленческое сознание общества, а затем и самоуправленческое сознание, без которого не могут функционировать и развиваться местные самоуправления.

Самоуправленческое сознание представляет собой:

1)понимание гражданами необходимости местного самоуправления;

  • потребность, заинтересованность в нем, внимание к нему;
  • знание целей, задач местного самоуправления, содержания его деятельности (что оно из себя представляет, чем занимается, как осуществляется, какова роль в нем каждого жителя региона, населенного пункта);
  • мотивы участия в местном самоуправлении, установки на это участие;

5)ожидание полезных результатов деятельности местного самоуправления.

Если нет самоуправленческого сознания, тогда население пассивно относится к самоуправлению и к решению задач социально-экономического развития региона, населенного пункта Самоуправление остается уделом узкого круга выбранных должностных лиц и чиновников и является, по существу, квазисамоуправлением.

Тонкое и сложное дело формирования самоуправленческого сознания требует определенного подхода к решению таких проблем, как функции органов местного самоуправления, стиль управления.

Важнейшим направлением их деятельности должно быть изучение настроения, потребностей, интересов, ожиданий населения, их анализ, широкая и активная пропаганда содержания, назначения и роли местного самоуправления в жизни нашего общества, постоянное информирование населения о деятельности местного самоуправления и её результатах в средствах массовой информации. Осуществление этой важнейшей функции должно быть возложено на информационно-аналитические управления, отделы, включающие в себя социологов, психологов, экономистов, юристов.

Формирование самоуправленческого сознания должно начинаться в школе, профессиональном училище, колледже, техникуме, вузе путем создания и функционирования самоуправления.

Выводы

Дальнейшая разработка теории психологии управления требует обстоятельного и глубокого обобщения мировой и российской практики в этой области и наиболее полного использования всего арсенала методологии. В свою очередь, успех практики управления, заключающийся в эффективной реализации богатого потенциала страны, возможен только при условии опоры этой практики на достигнутый уровень развития теории психологии управления и применения ее методов в сочетании со всеми другими методами управления.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologiya-upravleniya/

1. Брушпинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, 1991. Мб; 1992. Мб; 1993. Мб.

Журавлев А.Л., Сумарокова В.А. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности // Социально- психологическая динамика в условиях экономических изменений. М., 1998.

Этические проблемы местного и регионального управления. Тверь, 2001.

Яковлев А.Н. Омут памяти. М., 2000.