Социализация и инкультурация

Курсовая работа

«Процесс освоения человеком норм общественной жизни и культуры обозначается понятиями инкультурация и социализация. Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию и нередко используются как синонимы» . Однако их нельзя смешивать.

Именно поэтому в теоретической части данной курсовой работы мы рассмотрим сущностную характеристику данных понятий, а далее в практической части постараемся выделить основные различия между социализацией и инкультурацией, что обусловлено тем, что одной из главных задач данной работы является именно выделение отличительных черт данных понятий для более основательного изучения материала по заданной тематике. В связи с этим при написании работы мы подойдем к пониманию этих терминов с точки зрения ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, что позволит дать сравнительную характеристику изучаемых процессов.

Так, к примеру, «социализацию» рассматривают как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности.

В отличие от социализации, представляющей интеграцию человека в общество, понятие «инкультурация» подразумевает освоение индивидом присущих его культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур» .

Другими словами, концепция инкультурации предполагает обучение человека традициям и нормам поведения в определенной культуре. Это происходит в процессе обмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные характеристики личности человека, а с другой — сам человек влияет на его культуру.

интересно, что «вы можете быть очень социализированным и совершенно нецивилизованным. «Новые русские» — образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако по большей части «новые русские» — люди совершенно необразованные. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т. п.» .

12 стр., 5838 слов

Контрольная работа: Детерминирование поведения личности в деловом общении

... персональных. Рассмотрите сущность факторов детерминации личности Можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении . Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида определяется не только набором ...

Актуальность данной работы обусловлена ​​тем, что содержательное и смысловое различие между понятиями «социализация» и «инкультурация» до сих пор является дискуссионным вопросом в науке. Таким образом, одна группа ученых считает эти концепции синонимами, в то время как другая утверждает, что эти концепции не следует путать.

В литературе же мы в основном встречаем достаточно общий материал о социализации и инкультурации, мало кто из авторов приводит сравнительный анализ этих понятий, именно поэтому в данной работе мы постараемся указать на основные различия в рассматриваемых процессах, что определяет новизну этого исследования.

Спорный характер и недостаточная проработка данной проблемы предопределили выбор темы курсовой работы и стали основанием для выбора ее целей и задач.

Учитывая изложенное, отметим, что целью данной работы является изучение процессов социализации и инкультурации в современном обществе, а также выявление их существенных различий для более точного формирования представлений о каждой из этих концепций.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

-получение студентом знаний, а также усвоение обучающимся основных терминов и определений по данной дисциплине, и как следствие- формирование теоретической базы будущего специалиста;

-характеристика основных этапов и механизмов социализации и инкультурации;

— сравнительная характеристика процессов социализации и инкультурации.

Методологическую и информационную основу данной курсовой работы составили труды отечественных ученых-социологов и культурологов, таких как Садохин А.П. и Кравченко А.И., а также материал, публикуемый в методической и справочной литературе и размещенный на образовательных ресурсах.

Учитывая актуальность темы и поставленную цель исследования, данная работа состоит из введения, теоретической (2 главы) и практической части, а также заключения и списка использованных источников и литературы. В теоретической части данной работы по предмету «Основы теории межкультурной коммуникации», мы рассмотрим основные теоретические вопросы по заданной тематике для получения базисных знаний, необходимых для понимания сущности процессов социализации и инкультурации, а также основные этапы социализации и инкультурации, следующие в строгой последовательности один за другим.

Кроме того, в практической части на основе изученного теоретического материала будет проведен анализ, который позволит выявить основные отличия рассматриваемых концепций, что позволит нам достичь целей и задач нашей Работа.

6 стр., 2937 слов

Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

... сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не ... 4. уйти в отпуск; 5. сменить работу. . Социальная психология конфликта Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) ... или устранение противника. Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе ...

В заключении будут сделаны основные выводы, отражающие суть написанной работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1.1. Определение понятия «социализация»

«Социализация – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях; это процесс интеграции человека в общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей» .

«Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью» .

На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение, система образования, СМИ, государство и т. д.

«Социализация – это также идентификация индивида с «другими». Ими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, образцы поведения, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т.д.

Существует множество трактовок процесса социализации. Г. Тард считал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Т. Парсонс видел в нем процесс восприятия социальных норм, усвоение информации о значимых «других». Дж. Смелзер отметил, что социализация — это приобретение людьми опыта и ценностей, необходимых для выполнения социальных ролей. Социализация позволяет нам взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта из поколения в поколение.

Всегда нужно помнить, что процесс социализации в конце концов всегда становится процессом самоопределения. Каждое общество и культура постепенно формируют свой характер процесса социализации индивида. В то же время человек формируется как личность, социально и культурно подходящая для общества.

Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена» .

В процессе социализации у человека развиваются соответствующие социальные качества, знания, навыки и умения, которые дают ему возможность стать способным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств, так и в условиях целенаправленного формирования личности.

Успех социализации зависит от того, насколько человек, усвоив сформированные в данной культуре ценности и нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумел реализовать свои способности, склонности, комфортно живет в социальной среде и отношения безопасности. К примеру, дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся полноценными людьми (Маугли, Амала и Камала).

7 стр., 3114 слов

Данной работы является актуальной на данном этапе развития поведенческой ...

... мышления. Поведенческая терапия - одно из основных направлений современной психотерапии. Если на этапе обучения поведенческой психотерапии его определение было слишком узким и в поведенческую психотерапию ... от них. Следовательно, тема данной работы актуальна на данном этапе развития поведенческой психотерапии. 1.История возникновения и развития поведенческой психотерапии Поведенческая терапия - это ...

Те дети, которые имеют ограниченный контакт с матерью, другие люди, которые не получают достаточно стимулов для развития, плохо социализируются без дальнейшего вмешательства.

Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя «чужаком», «неудачником» — вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.

«Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Другими словами, социализация обеспечивает самообновление общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности» .

1.2. . Стадии социализации личности

В любой социокультурной сфере есть особый стиль воспитания, он определяется тем, чего общество ожидает от ребенка. На каждом этапе своего развития ребенок интегрируется в общество или отвергается.

В российской социальной психологии делается упор на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в процессе работы. Следовательно, в основе классификации этапов лежит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить «три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

1).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

2).

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки представлению о том, что социализация заканчивается с завершением образования, большинство исследователей предлагают идею продолжения социализации в период работы. Более того, акцент на том, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этому этапу. Признание рабочей фазы социализации логически следует из признания главной важности трудовой деятельности для развития личности.

10 стр., 4784 слов

Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования

... две базовые ориентации в изучении детского опыта. Во-первых, анализ влияния характерных для культуры или субкультуры образцов социализации и инкультурации на характеристики личности и ... формирования личности и индивидуального образа жизни на протяжении всего жизненного цикла. Более того, он считался прототипичным для филогенеза если не человека в его видовой определенности, то человеческой культуры. ...

3).

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Основные позиции в дискуссии диаметрально противоположны: одна из них утверждает, что само понятие социализации просто бессмысленно применительно к тому периоду жизни человека, в котором все его социальные функции снижаются. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности старости. В пользу этой позиции уже существуют многочисленные экспериментальные исследования устойчивости социальной активности пожилых людей, в частности, старость считается возрастом, вносящим значительный вклад в воспроизводство социального опыта. Речь идет только об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).

Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности» .

Выявление фаз социализации с точки зрения отношения к работе имеет большое значение. Для формирования личности небезразлично, через какие социальные группы она попадает в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Как видно, «процесс социализации человека продолжается на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно он протекает в юности. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина» .

1.3.Механизмы и средства социализации личности

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому.

6 стр., 2836 слов

Физическая культура в жизни студента (2)

... физическое воспитание. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. ... и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы ...

  • «Традиционный механизм социализации

представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального).

Эта ассимиляция происходит, как правило, на бессознательном уровне с помощью импринтинга, некритического восприятия господствующих стереотипов.

  • Институциональный механизм социализации

действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

  • Стилизованный механизм социализации

действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

  • Межличностный механизм социализации

функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимые люди могут быть родителями, любимыми учителями, уважаемыми взрослыми, коллегами по работе или сверстниками того же или противоположного пола.

  • Рефлексивный механизм социализации

связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение. Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех этих механизмов, но и специфическими средствами.

Способы кормления детей, по мнению этнологов, бодурологов и психологов, закладывают основу для формирования у взрослого особого отношения к себе и другим людям, развивают определенную организованность, дисциплину и ответственность.

19 стр., 9154 слов

Коллектив как фактор социализации подростков

... коллектив как фактор социализации подростков Цель исследования – рассмотреть процесс социализации личности подростка в коллективе. Объект исследования – подростковый коллектив Предмет исследования – особенности социализации в подростковом коллективе. ... поведение человека. Другой - это те нормы и ценности, которые в принципе не противоречат первым, предоставляют отдельным группам и членам коллектива ...

Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах человеческих отношений, традициях взаимопомощи и взаимодействия.

Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным типам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль взаимоотношений и деятельности личности, закрепляются стратегия и тактика его поведения в обществе.

Английский социолог Энтонни Гидденс выделяет следующие средства социализации:

1. Семья. При любом виде культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, которую они усвоили в процессе собственной социализации.

2. «Группы равных». Каждому человеку нужна группа людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, сверстники, друзья одного возраста, среди которых индивид усваивает нормы, правила и модели поведения. Сверстники опосредуют переход от детства к взрослой жизни.

3. Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями компании, а не просто прививают новые знания.

4. Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого человек начинает удовлетворять потребности общества.

5. Церковь. В прошлом он определял и направлял социализацию, способствовал формированию основных ценностей личности. Сегодня его роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах все еще остается значительной.

6. Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности» . К числу важных средств социализации можно отнести и моду. Она тоже «задает» стереотипы и образцы поведения, которым вынуждены (в разной степени) следовать члены общества.

2.ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

2.1.Определение понятия «инкультурация»

«Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948).

Он рассматривал культуру как «часть созданной человеком среды, включающей знания, верования, искусство, обычаи». В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур» .

В отличие от социализации, концепция инкультурации предполагает обучение человека традициям и нормам поведения в определенной культуре.

Это происходит в процессе взаимообменных отношений между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные характеристики личности человека, а с другой — сам человек влияет на его культуру.

3 стр., 1316 слов

Взаимодействие субкультуры пожилых людей и культуры общества ...

... жизни, а также внешних атрибутов субкультуры. Следовательно, понятия «культура» и «субкультура пожилых людей» находятся в отношении соподчинения. Субкультура пожилых людей выступает частью базовой культуры. В довершение всего, изучение явления субкультуры пожилых людей в условиях постсоветской модернизации ...

«Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества» .

«Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По самой своей природе процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит намного быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение, следующих знаний и навыков:

  • жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
  • личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
  • социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
  • восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон» .

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое — поведение культурного человека. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

3 стр., 1437 слов

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

... рассмотрение современных подходов к проблемам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Достижение ... обязательных условия для признания гражданина инвалидом: а) нарушение здоровья со стойким ... классификация нарушений основных функций организма человека: Нарушения психических функций (восприятия, внимания, ... заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, поэтому сверстники ...

В большинстве культур основной прием пиши происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У англичан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку» .

2.2.Стадии инкультурации

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Это — детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии инкультурации — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

«Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурные влияния, то на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие» .

Рассмотрим указанные стадии более подробно.

« Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению…

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Разумеется, не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия…

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он приобретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям. Ведь взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется серый цвет. Вторая стадия инкультурации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами, индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и к творчеству» .

2.3. Механизмы инкультурации

Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос изучения их механизмов. Ученые обычно выделяют четыре механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.

«Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.).

Ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и то, чему обучают его родители (например, правильно мыть голову и пр.).

Потом, спустя годы, он будет так же обучать собственного ребенка. Имитация может быть связана и с неприятными моментами. Если ребенка наказывают, обижают, он вначале проделает это со своими игрушками, а когда подрастет — то и со своими детьми. Считается, что взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве.

Иногда родители просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают они сами. Если при этом их не наказывают, дети склонны слушаться. Так, если дети любят и уважают своего отца, он может удержать их от курения, даже если сам курит. Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые — запрещают или подавляют его. Хотя чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Если ребенок без спроса утащит конфеты или будет подсматривать или подслушивать за родителями и его застанут за этими занятиями, он будет чувствовать себя подавленным и униженным.

Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. То есть речь идет о наказании самого себя» .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятия инкультурация и социализация очень тесно связаны и во многом совпадают друг с другом по содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать.

Для более полного изучения рассматриваемых понятий отметим в данном практическом разделе их основные различия.

Сравнительную характеристику процессов социализации и инкультурации:

«Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе.

Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура» .

Кроме того, некоторые ученые рассматривают инкультурацию как часть социализации. Так, к примеру, Кравченко А. И. в учебном пособии по культурологии для вузов отмечает, что «социализация выступает базовым процессом включения человека в общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция» .

По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации , так как усвоение социальных законов жизни происходит быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций, обычаев.

«Приведем пример с мигрантами, подтверждающий это. В какую бы страну человек ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, основах экономики, политического устройства, гражданских правах. Усвоение этих знаний, обучение человека жизни в общества и составляет содержание процесса социализации. Инкультурация — это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, привыкнуть. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы. Таким образом, инкультурация — более сложный и длительный процесс, чем социализация» .

  • Адаптация при социализации и инкультурации:

Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Пожилым людям все сложнее приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям. Накопления же культурных норм в этот период доходит до своего апогея.

Социализация достигает своего максимума в молодости и зрелости, а затем чаще уменьшается, раже – остается на том же уровне (см.рис1):

Рис.1 Способность усваивать новые социальные роли

Инкультурация достигает своего максимума в старости (см.рис.2):

Рис.2 Накопление культурных норм

Как мы видим, на один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

ОТВЕТ с точки зрения социализации :

«Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи».

ОТВЕТ с точки зрения инкультурации : «Я — русский» (человек обязан назвать свою национальность).

В межкультурных отношениях культурно-этническая принадлежность выступает на первый план, определяет взаимодействие, тогда как социально статусное положение отдаляется на второй план.

Итак, в данном разделе были выделены основные различия между процессами социализации и инкультурации, что было основной задачей данной курсовой работы, однако стоит также отметить, что бывают ситуации, когда процесс социализации и инкультурации совпадают. «Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум «социализация — инкультурация».

Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал:

  • Феральные люди — это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации.
  • Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях.
  • Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Несмотря на описанные различия содержательное и смысловое разграничение понятий «инкультурации» и «социализации» до сих пор остается дискуссионным в науке. Так, М. Мид под социализацией понимает социальное научение вообще, а под инкультурацией — реальный процесс научения, происходящий в специфической культуре. Д. Матсумото считает социализацией процессы и механизмы, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы, а инкультурацией — продукты процесса социализации. Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация — культурно-специфична. И, безусловно, процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом, могут протекать только совместно. Каждый человек в процессе своего индивидуального развития достигает специфичной для данной культуры социализации и общей инкультурации» .

Как мы видим, «процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом, они могут протекать только совместно. Без инкультурации и социализации человек не может быть членом общества» , поэтому миновать эти процессы невозможно.

«В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур.

В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли (на культурную специфичность при этом внимания не обращается)» .

«Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории» .

Как процессы инкультурации, так и процессы социализации, в основном, идут в ходе изучения без специального обучения — под руководством старших и на собственном опыте. Лишь некоторые из них происходят в специализированных институтах социализации — школах, вузах.

Итак, как мы выяснили в ходе данной курсовой работы процессы «инкультурации» и «социализации» сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Они несомненно определяют нас, способствуют формированию человека как личности, как полноправного члена общества, способного свободно общаться с другими людьми, соблюдая при этом все нормы и установленные обществом правила поведения, что несомненно отличает его от несоциализованого человека (примером которого служит «Авейронский дикарь или же всем известный Маугли).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М: Аспект Пресс, 2000 — 172 с.
  2. Белинская Е.П., Социальная психология личности psyera.ru (гуманитарно-правовой портал)
  3. Веремьев А.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 2000,-21, 32с.
  4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, -74,76-80, 84с.
  5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2002, -210, 212, 214,215, 231с.; Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. -М: Академический Проект, Трикста, 2003 -134-135с.
  6. Лейф И.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебно-методическое пособие- Благовещенск, 2012. -14с.
  7. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. — Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012,-57с.
  8. Стефаненко Т. Этнопсихология – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999,-59, 61с.
  9. Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Изд-во: Томского политехнического университета ,2013,-19-20с.
  10. biofile.ru (Научно-информационный журнал)
  11. grandars.ru (Энциклопедия Экономиста)

Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Изд-во: Томского политехнического университета ,2013,-19с.

Белинская Е.П., Социальная психология личности psyera.ru (гуманитарно-правовой портал)

Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Изд-во: Томского политехнического университета ,2013,-20с.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Врастание в общество, становление человека социального

Конечный результат-личность

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Срастание с родной культурой, становление человека воспитанного

Конечный результат-интеллигент

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

-адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее;

-индивид адаптируется к социальным условиям жизни;

-адаптация -легкая и быстрая .

— приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям;

— индивид адаптируется к культурным условиям жизни;

-адаптация — тяжелая и медленная .

КТО ТЫ?