Сообщение общение основа человеческого бытия. Понимание в процессе общения. Общение как нравсвенная ценность

Курсовая работа

Лекция 1. Общение – основа человеческого бытия.

Есть различия между общением и деятельностью, например, виды человеческой деятельности. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И активность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные аспекты социальной активности, которую развивает человек.

В реальной жизни человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут реализовываться независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение характерно для всех высших живых существ, но на человеческом уровне оно приобретает самые совершенные формы, становится сознательным и опосредованным словом. В жизни человека нет даже самого короткого периода, в течение которого он был бы без общения, без взаимодействия с другими предметами. В общении мы различаем: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, типы, барьеры.

Контент — это информация, которая передается от одного живого существа к другому при межличностных контактах. Содержанием общения может быть информация о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержание сообщения может представлять собой информацию о состоянии внешней среды, например, предупреждающие знаки или наличие где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, таких как еда. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются информацией, которая представляет собой знание о мире: богатый жизненный опыт, знания, умения и навыки. Человеческое общение многомерно, оно наиболее разнообразно по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

Материал: обмен продуктами и предметами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения реальных потребностей субъектов.

Когнитивное — обмен знаниями.

Деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Общение, связанное с различными видами познавательной или образовательной деятельности, может служить иллюстрацией познавательного и активного общения. Здесь информация передается от предмета к предмету, расширяя кругозор, совершенствуя и развивая навыки.

4 стр., 1938 слов

Общение как обмен информацией

... функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: формирования содержания межличностного восприятия; содействия установлению взаимопонимания; обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга. Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется: ...

Кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте — оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационная — обмен мотивами, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационная коммуникация имеет своим содержанием взаимную передачу определенных мотивов, установок или готовности действовать в определенном направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид…

Лекция 2. Понятие толерантности.

Понятие толерантности и её характеристика. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «толерантность» — терпение — терпимость к другим типам мнений, обычаев, привычек.

Толерантность

Какого человека можно назвать толерантным. В психологии мы рассмотрели основные характеристики толерантных и нетерпимых людей. Толерантные люди:

1. Знание себя: Адекватно оценивают себя и окружающих. Они замечают только собственные достоинства, умеют относиться к себе критически, винят других в своих недостатках. старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

2. Безопасность: Уверенный в себе, он не сомневается, что страх перед своим социальным окружением справится с любой возникающей задачей. Это и самого себя: во всём видит угрозу. важное условие для формирования толерантной личности.

3. Ответственность: он не перекладывает ответственность на то, чтобы верить, что события происходят от других, он сам несет ответственность за свои действия. него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в решимости: они сами борются за творчество, трудятся, склонны подталкивать себя на фоне самореализации. («пусть кто-нибудь другой, только не Я»)

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях): Толерантный человек может правильно Интолерантный человек оценивает оценить и себя и интолерантного окружающих по своему образу и подобию. человека.

6. Чувство юмора: живо реагирует на шутки, способен не иметь чувства юмора, угрюм, смеется над собой. апатичен. Раздражённо реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

7. Авторитаризм: предпочитает жить в демократическом обществе, предпочитает жить в свободном и авторитарном обществе. обществе с жесткой властью. Следовательно, вывод можно сделать такой: — толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти

Лекция 3. Внешний облик человека.

Внешний вид

Оценка восприятия внешнего вида зависит от характеристик:

  • Опрятность и чистота;
  • Свобода и естественность поведения;
  • Грамотная речь;
  • Достойные манеры;
  • Спокойная реакция на похвалу и критику;
  • Харизма.

^ 1Опрятность и чистота

12 стр., 5798 слов

Имидж как средство воздействия на сознание человека статья

... (должна являться) разработка теории и технологии формирования имиджа: формирование имиджа человека, организации, предметов, что отвечает потребностям практики (не ... плана (пусть пока по одной из специальностей психологии) для реализации представленных здесь положений науки имиджелогии ( ... надо полагать , проблема уже должна заключаться в другом — в признании имиджелогии как науки де-юре, например ...

Все знают известную пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Хотя здесь гораздо важнее разум, платье определяет то впечатление, которое вы производите на собеседника. Внешний вид отражает личность, отражает сущность и внутренний мир человека, со всеми его привычками и задатками. Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде нужно учитывать цвет, линию, фактуру и стиль.

Одежда также предопределяется положением человека, стилем, вкусами и материальными условиями. Основное правило — одежда не должна быть грязной, неряшливой или рваной. Это свидетельствует о халатности ее владельца, неуважении к людям и, в первую очередь, к себе.

Одежда должна быть удобной и соответствовать общепринятым нормам приличия. Значительным фактором влияния на одежду является мода. В большей или меньшей мере придерживаться ее — решает сам человек.

Одежда для мужчин.

Одежда мужчины влияет на его успех в экономических кругах, способствует созданию соответствующего имиджа. Костюм делового человека должен быть достаточно консервативным, любого матового цвета, однотонным. Жилет и куртка должны закрывать верх брюк, рукава пальто должны закрывать рукава куртки. Галстук — главный показатель мужского вкуса и статуса, поэтому необходимо, чтобы при завязке он доходил до пряжки ремня, а ширина соответствовала ширине лацканов пиджака. Штаны не должны доходить до передних ботинок и доходить до пятки сзади. Носки должны соответствовать платью, но их цвет должен быть немного темнее, желательно черным, но ни в коем случае не белым. Цвет обуви должен быть идентичный цвету ремня и ремешка на часах. В официальной обстановке (когда входят в кабинет, выступают, сидят в президиуме) пиджак должен быть застегнут. Расстегнуть его можно, сидя на стуле (например, за столом).

Одежда для женщин.

Женщины более охотно выбирают одежду, фасоны, цвета и ткани. Женская одежда больше, чем мужская, она отражает их индивидуальный стиль и индивидуальный характер. Важно выбрать соответствующий обстановке костюм. Красивый костюм с юбкой подчеркивает авторитет женщины. Юбка должна быть темного цвета, а костюм более светлого. Не принято ходить в роскошных платьях. Прическа, макияж и украшения должны дополнять деловой костюм. Макияж не должен быть провокационным и слишком очевидным, украшений должно быть как можно меньше, но они должны быть дорогими и гармонировать с самим костюмом, запах должен ощущаться только с близкого расстояния. И помните: «Некрасивых женщин нет, есть женщины, которые не умеют сделать себя красивыми!».

^ Свобода и естественность поведения

Свобода — это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие этого выбора и реализация выбора равносильны отсутствию свободы — не свободы.

Свобода — это отсутствие принуждения со стороны других людей.

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли накладывает на человека ответственность и доверяет его словам и поступкам. Действие считается моральным только в том случае, если оно совершено по доброй воле, это свободное волеизъявление субъекта. В этом смысле этика направлена ​​на то, чтобы человек осознал свою свободу и связанную с ней ответственность.

Естественность поведения — непринужденность в общении; безыскусственная, искренняя манера поведения; умение быть и оставаться самим собой в любой ситуации; бесхитростность и легкая небрежность; непринужденность в позе, осанке, походке и движениях; простота, отсутствие натянутости в общении; естественность речи; легкость, гармоничность в чувствах; остроумие, импровизация, непредсказуемость в мышлении; следствие внутренней свободы. Излишняя естественность и беспечность граничат с наглостью, распущенностью и чванством.

^ Грамотная речь

Правдивая и грамотная речь приукрашивает общение, делает его более четким и выразительным. Чтобы оставаться верным, понятным, необходимо использовать литературный язык с учетом некоторых аспектов, которые продиктованы его практическим назначением. Этих аспектов три. Это стабильность, четкость, точность, а также легкость в передаче множества цветов, а также оригинальность языка.

^ Достойные манеры

Достойные способы — всегда собираются, проводятся с полным осознанием своей важности, но без явного проявления личного высокомерия.

^ Спокойная реакция на похвалу и критику

Спокойная реакция на похвалу и критику: они терпеливо выслушивают похвалы в свой адрес, благодарят других за комплименты, но мягко разъясняют, что этого не следует делать в будущем. Они без взрывов переносят критику в своей речи, считают ниже своего достоинства преследовать, чтобы критиковать.

Харизма

Харизма — особое свойство, благодаря которому человек ценится как наделенный особыми качествами и способный оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» происходит из древнегреческой мифологии: это означает привлекать к себе внимание. А хариты — это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебер: «Харизма — это качество человека, признанное экстраординарным, благодаря которому он ценится как обладающий сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, особыми способностями и качествами, недоступными другим людям».

Среди известных в истории харизматических личностей есть основатели мировых религий: Будда, Моисей и Христос. К харизматам относятся создатели течений в мировых религиях — например, Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие как Чингисхан или Наполеон. В двадцатом веке такие фигуры включают Гитлера и Муссолини, Ленина и Троцкого, но также Ганди и Мартина Лютера Кинга. Владение харизмой относительно безразлично к виду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматический лидер с равным успехом может быть святым или преступником.

Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.

11 стр., 5212 слов

Реферат по гистологии нервная ткань

... тканей мезенхимы . По сути, они являются фагоцитарными клетками, разбросанными по всему мозгу, обеспечивающими защитные функции. Нервные волокна и их окончания Нервные волокна – это отростки нейронов. Гистология ... способности, как возбудимость и проводимость, которые предопределяют значение нервной ткани в организме человека. Глиальные элементы, являющиеся основой для жизнедеятельности нейронов, ...

Лекция 4. Личная гигиена.

Личная гигиена — это раздел общей гигиены, который изучает и разрабатывает вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья человека за счет соблюдения режима гигиены в повседневной жизни и на работе. Личная гигиена касается не только индивидуальных, но и социальных вопросов.

Личная гигиена включает в себя несколько разделов:

  • гигиена тела человека, гигиена кожи, полости рта, косметические вопросы

  • гигиена отдыха и сна — разработка правил чередования труда и отдыха, организация форм активного отдыха, курортологии

  • гигиенические принципы рационального питания

  • гигиена одежды и обуви.

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ. Свойства одежды определяются свойствами ткани, а свойства ткани определяются свойствами волокон. То есть гигиенические свойства одежды зависят от физических свойств волокон ткани. Одежда используется человеком для защиты организма от неблагоприятных факторов окружающей среды: низких или высоких температур, чрезмерного солнечного излучения, ветра, дождя, снега и других погодных и химических повреждений кожи. Одежда защищает поверхность кожи от грязи, пыли от микроорганизмов. Одежда имеет эстетическую ценность, так как определяет внешний вид человека. Однако основная часть одежды — это создание оптимального искусственного микроклимата вокруг тела, подходящего климата, который существенно отличается от климата внешней среды. Физиологические исследования показали что приятное, комфортное, тепловое самочувствие человека находится в состоянии относительного покоя при рационально подобранной одежде наблюдается при температуре пододежного воздуха 30-33С, относителной влажности 20-40% и содержании углекислого газа не более 0,8%. Конечно, при выполнении физических работ у человека меняется соответствующий микроклимат, что допустил проф. Хлопину назвать одежду пододежным переносимым жилищем. В связи с различными физиологическими особенностями каждого организма, в связи с характером выполняемой работы и условиями внешней Среды различают несколько типов одежды:

  1. бытовая или повседневная. Изготовляется с учетом сезонных изменений, климата, погоды

  2. детская одежда, характеризуется малым весом легкостью ткани, свободным покроем, должна обеспечивать высокую теплозащиту зимой и предохранять от перегрева летом

  3. производственная, пофессиональная одежда. Учитывает условия труда и защищает от профессиональных вредностей

  4. спортивная одежда — для занятий спортом и физкультурой

  5. военная одежда — учитывает специфику труда военнослужащих и ограничена стражайшим ассортиментом согласно уставу

  6. больничная одежда, состоящая с основном из пижамного белья, пижам и халатов.

    7 стр., 3179 слов

    Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены

    ... одежды, утвержденных 13.07.1987 г. Гигиена детей и подростков «Гигиена детей и подростков» - это учебная дисциплина, из самого названия которой видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. ... в значительной мере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом. Толщина тканей Масса ткани Объемная масса, Пористость, Воздухопроницаемость, ...

С гигиенической точки зрения он учитывает ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМОСТЬ, то есть способность ткани пропускать воздух через свои волокна. благодаря этому свойству ткани обеспечивается обмен воздуха в пододежном пространстве, удаляются вредные газы. Воздухопроницаемость зависит от текстуры волокон и пористости ткани. Воздухопроницаемость ткани должна быть хорошей для одежды, которую носят при высоких температурах. Свободные пористые шерстяные и шелковые трикотажные полотна обладают хорошей воздухопроницаемостью.в условиях пребывания человека на ветре и рпи низкой температуре воздуха Воздухопроницаемость должна быть минимальной.

Отношение ткани к воде —

судят по гигроскопичности. Гигроскопичность — способность ткани поглащать водяные пары из воздуха и она удерживать их. Достаточная гигроскопичность является положительным свойством ткани и используется для материала внутренних слоев одежды, то есть нижнего белья, и не подходит для верхних слоев.

Водопроницаемость

— свойсвто ткани пропускать скозь себя воду. Это свойство вовсе не обязательно для тканей, предназначенных для защиты от дождя, так как при намокании увеличивается теплопроводность и тело быстрее замерзает. Шерстяные ткани хорошо сохраняют тепло благодаря высокой пористости, гигроскопичности и воздухопроницаемости.

Теплопроводность

— ткани повышается при намокании. Сейчас около 1/4 всех одежды производится из химической волокон. По своей природе химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Искусственные химические волокна состоят из природных элементов: дерева, хлопка, целлюлозно-вискозного химического волокна, ацетата шелка или растительных белков. Синтетические волокна производятся из полимеров путем синтеза. Существует 3 груаппы синтетических волокон:

  1. полиамидные (капрон, нейлон)

  2. полиэфирные (лавсан)

  3. полиапраламидные волокна (паролон).

Изделия из синтетических волокон в принципе удовлетворяют таким требованиям как прочность, долговечность, экономность, а некоторые (лавсан) не уступают по теплозащитным свойсвам шерсти. Химическая стабильность имеет большое значение для гигиенической оценки. Некоторые химические синтетические волокна при деструкции могут выделять в воздух исходные полимеры (то есть то есть вещества которые применялись для их синтеза и катализаторы, стабилизаторы).

Эти соединения могут оказывать кожное резорбционное, раздражающее, сенсибилизирующее, аллергическое, общее рассасывающее, токсическое действие. Например, под действием горячего псолола в воздух выделяется цианистый водород. Химически нестабильно: орлон, полицитрильные волокна, стабильно: лавсан, нейлон.

Электрилизуемость.

Высокой электрилизуемостью обладают ткани из лавсана. Здесь есть и отрицательное действие (повышенное статическое электричество) и положительное (действует как массаж).

Поливинилхлоридные волокна используются в качестве лечебных.

Липофильные свойства

, то есть свойство впитывать жиры. Липофильные ткани быстро становятся солеными, полохо протирается, их нельзя кипятить. Они быстро заражаются микроорганизмами, поэтому носки необходимо гладить.

6 стр., 2569 слов

Физическая культура». «Основы рационального питания и контроль за весом тела

... физическое развитие, и если к этому времени не было каких-либо нарушений в питании или серьезных болезней, масса тела ... соотношение основных пищевых и биологически активных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов. Большое значение придается также сбалансированности незаменимых веществ, ... для здоровья средство против ожирения – специальное диетическое питание при избыточном ...

Пропускание УФ лучей:

через синтетические ткани из нитрона, ацетохлор… (0,4-0,5%) практически не происходит, наиболее прозрачны для УФ ткани из капрона (пропускают до 76%).

Винилон широко применяется в хирургической практике как кетгут (растворяется в щелочах организма).

Пакет одежды состоит минимум из 3 слоев: нижнее белье, платье, костюм, и верхняя одежда (с теплозащитныи свойствами или без него).

использовать такую ​​хлопчатобумажную ткань, фибру в качестве нижнего слоя гигиенично, в теплое время года оправдано вискозное полотно, а уж потом и нейлон. Для платьев оправдано хлопчатобумажные ткани, шелк, шерсть, искусственный ацетатный шелк. Для костюмов — лавсан не гигиенический, одежда из смешанной ткани, в холодное время года рекомендуется ношение одежды из объемной пряжи, нитрона, так как электролизуемость и гидрофильность снижается добавлением натуральных искусственных волокон. В качестве верхней одежды зимой целесообразно применять натуральные и синтетические меха.

Таким образом, одежда должна отвечать следующим требованиям:

1) должна весить не более 10% собственного веса человека,

2) одежда должна иметь покрой не затрудняющий кровообращение не стеснять дыхание не вызывать смещение внутренних органов,

3) должна легко очищается от загрязнений,

4) должна быть прочной.

Лекция 5. Социально- бытовая характеристика города.

Различают два подхода к определению города: политический (город как территория, на которой орган городского самоуправления осуществляет политическую власть) и экономический (город рассматривается как территория, в рамках которой осуществляются все виды деятельности, образующие экономическую систему территории).

Далее мы будем исходить из преимущественно административного определения города, принятого в системе государственного и муниципального управления.

Город – это населенный пункт, достигший определенной людности и выполняющий промышленные, транспортные, торговые и административно-политические функции (Советский энциклопедический словарь).

Численность населения, при достижении которой поселение превращается в город, однозначно не определена. Как правило, в РФ – 2-5 тыс. жителей. По основным признакам, рассматриваемым далее, к понятию «город» близко понятие «поселок городского типа». В Рязанской области, например, на начало 2004 года насчитывалось 12 городов и 26 поселков городского типа.

Решение о придании населенному пункту статуса города принимается государственными органами соответствующего уровня. Важность этого решения и стремление руководителей к повышению статуса населенных пунктов определяется влиянием статуса на нормативы расходной части бюджета.

Города и городские поселки РФ принято классифицировать по следующим признакам:

  • По численности и плотности населения. Известны различные классификации по этому признаку. Градостроительный кодекс России выделяет: малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек), средние города (50-100 тыс. человек), большие города (100-250 тыс. человек), крупные города (250-1000 тыс. человек), крупнейшие (1-3 млн. человек) и сверх крупные (свыше 3 млн. человек).

    4 стр., 1679 слов

    Влияние рационального питания на здоровье человека

    Питание человека - один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека. Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека, так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по составу пища, и ...

    В государственной статистике классификация несколько иная (см. таблицу 1.1).

    В дореволюционной России выделялись четыре типа городов:

  • города безуездные (заштатные), численность населения до 5 тыс. человек;

  • уездные и окружные города (малые города с численностью 5-20 тыс. человек);

  • губернские города (средние города с численностью населения 20-100 тыс. человек);

  • столицы (крупные города с населением свыше 100 тыс. человек).

  • По основным функциям (курортные, портовые, научные, военные, угольные и т.д.);

  • По административным функциям. При равной и даже меньшей численности населения центр муниципального округа (районный центр) может иметь статус города, а другой населенный пункт – статус поселка городского типа. Например, г. Пронск и поселок городского типа – Новомичуринск.

  • По уровню развития экономики и роли в экономической и политической системе страны города делятся на города областного (республиканского) и федерального значения. В Рязанской области 4 города областного значения: Рязань, Касимов, Скопин, Сасово. Остальные 8 городов области такого статуса не имеют.

  • Мегаполисы – города и городские ареалы с многомиллионным населением. В РФ к таким относят преимущественно Москву и Санкт-Петербург.

В классификации населенных пунктов в РФ помимо общепризнанных критериев необходимо учитывать ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ним класссификация основывается на административных функциях поселения. Выделяются:

  • Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых существует единый орган местного самоуправления;
  • Городское поселение город или поселок с прилегающей территорией, в котором действует единый орган местного самоуправления;
  • Муниципальное образование – поселение или несколько поселений сельского и городского типа, городской округ, либо внутригородская территория города федерального подчинения, объединенные едиными органами местного самоуправления, которые могут выполнять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, а его выборные органы осуществляют полномочия муниципального образования.

Лекция 6. Социально- бытовая характеристика города.

Питание является основной биологической потребностью человека и древнейшей существенной связью живого организма с окружающей природой.

Рациональное и полноценное в количественном и качественном отношении питание наряду с другими условиями социальной среды обеспечивает оптимальное развитие человеческого организма, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и широкие адаптационные возможности. Полноценное питание с оптимальным содержанием пищевых веществ оказывает благоприятное влияние на иммунобиологический статус организма и повышает его устойчивость к инфекционным агентам и токсическим веществам.

8 стр., 3622 слов

Закономерности общения и взаимодействия людей

... умениями, навыками; имеет прямой развивающий эффект. Материальное - общение, когда люди обмениваются продуктами и предметами деятельности. Позволяет человеку получать необходимые для жизни предметы материальной и ... особенности, секреты, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения цели. П. Чаадаев: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы ...

Современное представление о рациональном и полноценном питании сформировалось на основании многолетних исследований зарубежных и отечественных ученых.

Рациональным, здоровым питанием является питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. В настоящее время существует целый ряд теорий питания. В нашей стране и во всем мире широкое распространение получила теория рационального, сбалансированного питания. В соответствии с теорией рационального сбалансированного питания здоровое питание должно отвечать определенным требованиям.

Питание должно быть сбалансировано по химическому составу в отношении основных питательных веществ – белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Это соотношение основных питательных веществ получило название принципа сбалансированности питания первого порядка.

Важным является и соотношение незаменимых эссенциальных веществ. Для белков это соотношение незаменимых аминокислот, для жиров – сбалансированное соотношение жирных кислот (предельных и непредельных), для углеводов – это соотношение простых и сложных углеводов, для витаминов – соотношение различных форм провитаминов и собственно витаминов, оптимальное соотношение макро– и микроэлементов. Это положение получило название в теории рационального и сбалансированного питания принципа сбалансированности питания второго порядка.

Третьим положением теории рационального питания является представление о рациональном режиме питания, определяемом количеством приемов пищи, интервалами между ними, приемом пищи в строго определенное время и правильным распределением пищи по отдельным ее приемам.

Четвертое положение в теории рационального питания определяется усвояемостью или перевариваемостью рационов, т. е. питание должно по способу кулинарной обработки, по пищевому набору продуктов соответствовать переваривающей способности желудочно-кишечного тракта в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, состояния ферментных систем желудочно-кишечного тракта на всех этапах переваривания пищи: полостного, пристеночного и внутриклеточного. Питание должно быть сбалансировано по усвояемости и перевариваемости.

Первое положение теории рационального и сбалансированного питания – оптимальное соотношение химических веществ в пищевом рационе – тесно связано с представлением о сбалансированной мегакалории.

Мегакалория – миллион малых калорий, тысяча килокалорий – больших калорий, должна быть строго сбалансированной в отношении содержания в ней белков, жиров и углеводов.

В наибольшей мере энергетическая потребность организма обеспечивается за счет углеводов, затем жиров и, наконец, белков. Если общую энергетическую ценность рациона принять за 100 %, то на долю белков приходится 12 %, на жиры – 33 %, на углеводы – 55 % калорийности. Или, если в абсолютном отношении, то в 1000 ккал должно быть 120 ккал за счет белка, 333 ккал за счет жира и 548 ккал за счет углеводов. Если мы примем белки протеины 120 ккал за единицу, то соотношение по калорийности белков, жиров и углеводов в пределах мегакалории будет выражаться как: 1: 2,7: 4,6.

Известно, что калорийность 1 г белка составляет 4 ккал, 1 г жира – 9 ккал и 1 г углеводов – 4 ккал. Таким образом, 120 ккал будут представлены белками в виде 30 г, 333 ккал жира обеспечиваются 37 г жира и 543 ккал углеводов – обеспечиваются 137 г углеводов. Если 30 г белков протеинов мы принимаем за единицу, то по массе соотношения белков, жиров и углеводов в пределах сбалансированной мегакалории будет выражаться как 1: 1,2: 4,6. Это положение оптимального соотношения основных питательных веществ белков, жиров и углеводов с учетом минимальной калорийности рациона получило название принципа сбалансированности питания первого порядка.

Важным является соотношение и эссенциальных, незаменимых питательных веществ в рационе. Речь идет прежде всего о сбалансированном, оптимальном соотношении незаменимых аминокислот. Это обеспечивается определенным соотношением белков растительного и животного происхождения. Оптимальное соотношение незаменимых аминокислот определяется соотношением 3 лимитирующих белковую полноценность рациона незаменимых аминокислот: триптофана, метионина и лизина. Соотношение этих незаменимых аминокислот по триптофану должно быть 1: 3: 3. Оптимальное соотношение должно быть и других эссенциальных веществ, входящих в состав жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Это оптимальное соотношение эссенциальных незаменимых веществ пищевого характера получило название принципа сбалансированности питания второго порядка.

Представление о сбалансированной мегакалории связывается и с определенным соответствием калорийности и поступления в организм витаминов и других компонентов пищи. Так, в частности, витамин С с учетом калорийности рациона из расчета на 1 мкал должен содержаться в рационе из расчета 25 мг на 1 мкал. Таким образом, если знергозатраты составляют 3 Мкал, или 3000 ккал, то суточная потребность в витамине С должна составлять 75 мг. Такой же подход существует в отношении обеспечения организма витаминами группы В и других ингредиентов пищевого рациона.

Важным положением теории рационального и сбалансированного питания является второе положение о том, что энергетическая ценность пищевого рациона в большинстве случаев должна соответствовать энергетическим тратам человека. У детей, беременных женщин, кормящих матерей, исхудавших реконвалесцентов она должна превышать энерготраты. Часть пищевых веществ расходуется на пластические процессы. Энергозатраты организма человека зависят в основном от профессии и характера трудовой деятельности, домашней работы, образа жизни, а также от возраста, массы тела, пола, физического состояния, воздействия всевозможных факторов внешней среды.

Энергетические затраты для лиц однородного коллектива определяются следующим образом: они состоят из основного обмена (у взрослого человека он ориентировочно равен 4,18 кДж, или 1 ккал на 1 кг массы тела в час).

Вторым элементом нерегулируемых энергозатрат основного обмена являются знергозатраты, расходуемые на усвоение пищи – специфическое динамическое действие. Специфическое динамическое действие пищи смешанного характера приводит к повышению основного обмена на 10 %. Сумма основного обмена и энерготраты, связанные со специфическим динамическим действием пищи, составляют нерегулируемую часть суточных энергозатрат человека. При определении общих энергозатрат человека к этой нерегулируемой части необходимо прибавить энергетические траты организма на выполняемые в течение дня работы, связанные с трудовой деятельностью, т. е. производственные, служебные и домашние работы. С этой целью проводят хронометраж деятельности групп лиц данного коллектива, или производят расчет, пользуясь данными об энергетических затратах при различных видах трудовой деятельности. Существуют прямые и непрямые методы определения энергетических затрат. Наиболее широко используемым методом определения энергетических затрат в современных условиях является определение их по специальным таблицам, составленным на основании данных по энергетическим затратам, полученным методом изучения газообмена. Очень важно отметить, что энергетические траты заложены в основу физиологических норм питания с учетом возрастных аспектов, учетом состояния организма человека, пола, климата, условий проживания.

Важнейшим положением рационального питания является его сбалансированность по режиму. Режим питания предусматривает частоту приема пищи в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности и состояния здоровья, в частности функционального состояния желудочно-кишечного тракта, состояния его ферментативных систем. Имеет значение время между отдельными приемами пищи. Режим питания обеспечивает своевременную доставку организму источников энергии и питательных веществ, необходимых организму человека. Режим питания создает оптимальные условия деятельности желудочно-кишечного тракта, связанные с его моторикой, перистальтикой и выделением и образованием тех или иных ферментов, секретов.

Лекция 4. Коммуникативная деятельность и общение.

1. Общение как вид человеческой деятельности и коммуникации по И.И Докучаеву. .

2. Коммуникационные действия и их формы по А.В. Соколову.

3. Коммуникативные действия и акты по Д.П. Гавре.

Общение как вид человеческой деятельности и коммуникации.

Б. Л. Пастернак

Ведь вся жизнь есть только миг,

Только растворение

Нас самих во всех других,

Как бы им в дарение.

Мы уже говорили на прошлой лекции, что. вокруг интерпретации понятий “общение” и “коммуникация” ведутся дискуссии в области коммуникативных исследований. Некоторые авторы считают, что в последнее время иностранное слово “коммуникация” заметно вытеснило слово “общение” из языка науки, образования, журналистики, что создало впечатление об отсутствии их терминологического и концептуального единства в языке науки и отсутствии сохранения принципа преемственности в разработке коммуникативного направления.

В книге “Язык и межкультурная коммуникация” С.Г. Тер-Минасова отмечает, что с расширением использования новых информационных технологий произошло переосмысление понятия “общение”, вышедшего за рамки его узкого понимания как межличностного общения. В понятие стали вкладывать смыслы, связанные с социально обусловленным процессом обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательной деятельности, реализуемым, главным образом, при помощи вербальных средств коммуникации (устная и письменная речь).

Общение может осуществляться не только устным, но и письменным способом, например, в виде интерактивной (онлайновой) взаимосвязи посредством Интернета двух или нескольких субъектов (переписка, взаимодействие в Сети в on-line).

Если одной из сторон взаимодействия является не человек, то правильнее будет применять термин “коммуникация”. Разве корректным будет выражение: Иван Иванович общается с обезьяной, с компьютерной системой, с Организацией Объединенных Наций? Стоит лишь заменить слово “общается” словом “взаимодействует” или выражением “осуществляет коммуникацию”, сразу же все встает на место.

С помощью различных коммуникативных средств, включая СМИ, стал возможен социально обусловленный целенаправленный обмен информацией в условиях как межличностного общения, так и массовой коммуникации. Это вызвало необходимость разделения понятий “общение” и “коммуникация”. Нельзя же сказать: “Оратор на стадионе общается с многотысячной массой людей” (общение предполагает наличие двухстороннего равнозначного обмена информацией); “Телеведущий общается со всей целевой аудиторией одновременно”; “Автор статьи общается со всеми своими читателями”. Для обозначения контактов, осуществляемых посредством средств массовой коммуникации (в том числе с помощью СМИ), целесообразно применять понятия “коммуникация” и “взаимодействие”.

Шварков Ф.И

Правильнее полагать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение – информационный обмен в обществе.

Общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации (к числу вербальных средств коммуникации относится как устная, так и письменная разновидности языка), но с учетом и невербальных (мимика, жесты).

В отличие от него коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств (к числу невербальных средств коммуникации относится обмен информацией без помощи слов; это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы).

форма межличностных отношений

Коммуникативный уровень, Интерактивный уровень

субъективный характер

отношение

сущности человеческогобытия.

1. Общение отличается от познания прежде всего основным своим мотивом

объясняющей модели

преобразовательной деятельности.

ценностно-ориентационной деятельности

художественной деятельности

деятельность

«Общение есть необходимое условие любой деятельности человека»

1. Общение, Познание оказывается необходимым условием общения,

2. Общение

3 . Оценки всегда являются фактом общения . Общаясь, мы всегда оцениваем друг друга. Отрицательная оценка может прекратить общение, и, наоборот, положительная будет способствовать его продолжению. Исходя в своем отношении к другому из определенной оценки, мы можем замечать существующие или несуществующие его черты.

субъективностью

художественной деятельности.

взаимоотношение автора и его героев,

Общение — есть конкретное и целостное (духовное и практическое) взаимодействие уникальных субъектов, взаимопроникновение двух содержательно бесконечных форм бытия.

Докучаев И.И. полагает, что важнейшим способом построения единой теории общения является создание ее истории. Целостной истории общения до сих пор не существует, хотя история всех остальных сфер человеческой культуры (искусства, науки, политики, религии, материальной культуры) последовательно изучена.. Создание истории общения возможно только в рамках исторической культурологии. Докучаев И.И. подчеркивает, что в истории культуры следует выделять два этапа: этап традиционной культуры и этап креативной культуры. Каждый исторический тип общения обладает особенной структурой. Далее мы будем изучать типы общения в их историческом ракурсе.

©2015-2019 сайт

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2017-11-19

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми — это все и вся.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение — это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

Деловое общение — это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению.

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ.

А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления»* (* Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­ет» от желания спрашивать.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к ин­формационным потерям.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общение? Какова основа общения?

2. В чем заключается основная задача делового общения?

3. Что означает «уметь общаться»?

4. Какие «абстрактные типы» собеседников вам известны?

5. Какие «абстрактные типы» собеседников вам встречались чаще все­го? Приведите пример.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Г.Низами (ок. 1141-ок. 1209),

азербайджанский поэт и мыслитель

Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества; ника­кая деятельность без общения не осуществима. Естественным спо­собом существования человека является его связь с другими людь­ми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении. »

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «По­толкуешь с одним — возликуешь, потолкуешь с другим — затос­куешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и уме­ющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпати­ей, а с людьми закрытыми, необщительными — «буками» — ста­раемся контактировать как можно реже.

Важное значение в общении приобретают знания и учет мо­ральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности помогут правильно сфор­мировать представления о собеседнике, представить его способность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности партнера работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком.

Деловое общение строится на таких моральных качествах лич­ности, как честность, долг, совесть, достоинство (см. разд. 1.1), которые придают деловым отношениям нравственный характер.

В данном разделе мы рассмотрим основы психологии обще­ния, так как «проблема» общения все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. Вместе с тем всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения.

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми — это все и вся.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение — это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

Деловое общение

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

* Самыгин СИ., Столяренко

Вздорный человек, «нигилист»., Позитивный человек., Всезнайка.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

Трусишка., Хладнокровный, неприступный, Незаинтересованный собеседник., Важная птица., Почемучка.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести ксбоям в общении, к ин­формационным потерям.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общение? Какова основа общения?

2. В чем заключается основная задача делового общения?

3. Что означает «уметь общаться»?

4. Какие «абстрактные типы» собеседников вам известны?

5. Какие «абстрактные типы» собеседников вам встречались чаще все­го? Приведите пример.

Общение — основа человеческого бытия Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции. Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми — это все и вся. Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение — это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга. В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия. Деловое общение — это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению. Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения. Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления»* (* Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников. 1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами. 2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству. 3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор. 4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу. 5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым. 6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. 7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют. 8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом. 9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­ет» от желания спрашивать. Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников. Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к ин­формационным потерям.

Подписаться на еженедельную рассылку