Саморегуляция психологических состояний у людей разных возрастов

Курсовая работа

Настоящее время характеризуется значительным ускорением темпа жизни, увеличением информационных нагрузок, отсутствием однозначно определенной системы ценностей, экстремальными условиями труда и другими негативными факторами. В различных жизненных ситуациях у человека становится обычным формировать эмоционально напряженные и дискомфортные психологические состояния. Общество предъявляет к человеку все возрастающие требования: необходимо уметь справляться с трудными жизненными обстоятельствами, планировать свои действия в нестабильных и неопределенных условиях, обладать качествами стрессоустойчивости и гибкостью. Опыт и способность к саморегулированию имеют основополагающее значение для реализации различных поведенческих стратегий в сложных жизненных ситуациях, в ситуациях конфликта и в стрессовых условиях. Успешность, надежность, продуктивность деятельности человека в целом зависят от степени совершенства процессов саморегуляции. Процессы саморегуляции играют решающую роль в успехе всех видов человеческой деятельности. Поэтому важно уметь определять и контролировать свое внутреннее состояние, развивать навыки саморегуляции. Поэтому проблема изучения саморегуляции психологических состояний людей разного возраста стоит очень остро, и это определяет большую актуальность нашего исследования.

Цель исследования — выявить особенности саморегуляции у людей разного возраста.

Объект исследования: психологические свойства и компоненты саморегуляции у людей разного возраста.

Объект исследования: особенности саморегуляции у людей разного возраста.

В работе поставлены и решены следующие задачи исследования:

1) изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;

2) исследовать состояние теоретической разработанности проблемы саморегуляции психологических состояний у людей разных возрастов;

3) охарактеризовать развитие и особенности саморегуляции на разных этапах жизни человека;

4) провести эмпирическое исследование особенностей саморегуляции психологических состояний у людей разных возрастов;

5) сделать качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования;

6) дать рекомендации по освоению методов осознанной саморегуляции для людей разных возрастов.

Мы выдвинули гипотезу о том, что уровень развития «самоконтроля» компонента саморегуляции у подростков ниже, чем у зрелого возраста.

3 стр., 1123 слов

Особенности восприятия времени у людей с разным типом акцентуации характера

... на точность восприятия времени; 4. соотнесение особенностей восприятия времени с личностно-характерологическими особенностями. Объект исследования: восприятие времени Предмет исследования: особенности восприятия времени людьми с разными личностными ... акцентуации. Описание выборки: человека: молодые люди обоих полов в возрасте 18-25 лет. Гипотеза: точность восприятия времени зависит от ...

Методы исследования:

1) теоретические – анализ литературы по теме, теоретическое сравнение и обобщение;

2) эмпирические – обобщение опыта психологического консультирования, групповое тестирование;

3) методы качественного и количественного анализа результатов исследования, статистический U-критерий Манна-Уитни.

В качестве материала для тестирования нами были выбраны диагностические методики:

1) тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (авторы А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман);

2) опросник для диагностики уровня саморегуляции в стрессовой ситуации (автор А.О.Прохоров).

Научная значимость работы. Полученные в ходе исследования данные позволяют систематизировать представления о структуре, механизмах развития и особенностях саморегуляции людей разного возраста, ее особенностях у лиц подросткового и взрослого возраста.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике психологов, при разработке программ и занятий по развитию навыков саморегуляции для людей разного возраста.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (48 источников) и приложений (6).

Текст работы сопровождается необходимыми пояснительными таблицами и рисунками. Объем работы составляет 40 листов (без приложений).

Распределение уровней развития показателя в группе лиц зрелого возраста

Шкалы и субшкалы

Кол-во чел. по каждому уровню

выс.

сред.

низк.

1

Шкала «В» (общая саморегуляция)

7

1

2

2

Субшкала «Н» (настойчивость)

7

3

3

Субшкала «С» (самообладание)

8

1

1

Наглядно эти соотношения представлены на рисунке 2.3.2 (Приложение 4).

Как видим из данных рисунка 2.3.2 Приложения 4, в группе лиц зрелого возраста преобладает высокий уровень показателей по шкалам. Наивысший показатель в группе – по шкале «С» (самообладание).

В. Сопоставив результаты двух групп, выявим особенности саморегуляции каждой из них. Средние значения по шкалам (субшкалам) обеих групп сопоставлены в Таблице 2.3.5 и на рисунке 2.3.3.

Таблица 2.3.5

Сравнение средних показателей двух групп по шкалам методики «Исследование волевой саморегуляции»

Группы

Шкалы методики

Шкала «В» (общая саморегуляция)

Субшкала «Н» (настойчивость)

Субшкала «С» (самообладание)

1

Лица юношеского возраста

12,6

8,6

6,7

2

Лица зрелого возраста

15,6

9,7

9

Рис. 2.3.3. Гистограмма сравнения средних значений по шкалам между группами лиц юношеского и зрелого возраста

Как видите, средние показатели людей зрелого возраста по всем трем шкалам превышают средние показатели людей подросткового возраста. Лица зрелого возраста показывают наиболее значительное преимущество по шкале «В» (общая саморегуляция) – на 3,0 балла и шкале «С» (самообладание) – на 2,3 балла. Преобладание по шкале «Н» (настойчивость) составляет 1,1 балла.

6 стр., 2579 слов

Методика "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" (адаптированный ...

... стрессовых ситуациях — опросник обобщенных реакций». Опросник прошел адаптацию и психометрическую проверку в 1999—2001 гг. в исследовании совладеющего поведения*. Выборка состояла из 210 взрослых людей в возрасте ... и взаимодействующие факторы, которые определяют стратегии, используемые индивидами для борьбы со стрессовыми событиями» [2, с. 273|. Итак, установлено, что совладающее поведение является ...

На основе данных Таблиц 2.3.2 и 2.3.4 составим гистограмму, отражающую количество человек из обеих групп, показавших высокий уровень развития по шкалам (рисунок 2.3.4 Приложения 4).

Из представленных данных можно сделать вывод, что группа людей зрелого возраста — это больше людей с высоким уровнем проявления качества по всем шкалам техники. Наибольшее преобладание – по шкале «В» (общая саморегуляция») (больше на 3 человека).

2. Анализ результатов диагностики уровня саморегуляции в стрессовой ситуации (методика А.О. Прохорова).

А. Средний арифметический балл по подростковой группе составляет 5,7 балла, что соответствует среднему уровню саморегуляции в стрессовой ситуации. Диагностика показывает: 3 человека из группы имеют высокий, 5 человек – умеренный, 2 человека – слабый уровень саморегуляции в стрессовой ситуации (рисунок 2.3.5 Приложения 4).

В группе преобладают юноши и девушки с умеренным (50%) и высоким (30%) уровнями саморегуляции в стрессовой ситуации, слабый уровень показывают 20% группы.

Б. Средний арифметический балл по группе лиц зрелого возраста составляет 4,4 балла; этот показатель соответствует высокому уровню саморегуляции в стрессовой ситуации. В группе лиц зрелого возраста 5 человек (половина) имеют высокий, 4 человека – умеренный и 1 человек – слабый уровень развития рассматриваемого психологического качества (рисунок 2.3.6 Приложения 4).

Как видно, в группе лиц зрелого возраста наибольшее количество человек показывают высокий и умеренный уровни саморегуляции (соответственно 50% и 40% группы), незначительная часть (10%) имеет слабый уровень саморегуляции в стрессовой ситуации.

В. Сопоставим результаты диагностики саморегуляции в стрессовой ситуации обеих групп (Таблица 2.3.6, рисунок 2.3.7).

Таблица 2.3.6

Соотношение лиц с различными уровнями саморегуляции в стрессовой ситуации в группах юношеского и зрелого возраста

Группы

Уровни развития качества

высокий

умеренный

слабый

1

Лица юношеского возраста

3

5

2

2

Лица зрелого возраста

5

4

1

Рис. 2.3.7. Гистограмма соотношения лиц с различными уровнями саморегуляции в стрессовой ситуации в двух группах

Исходя из представленных данных, можно сказать следующее: среди зрелых людей больше представителей с высоким и средним уровнем и меньше представителей со слабым уровнем саморегуляции в стрессовой ситуации. В подростковой группе больше представителей с умеренным и слабым уровнем саморегуляции.

3. Проверка выдвинутой гипотезы средствами статистического анализа.

Чтобы оценить различия в компоненте самоконтроля от самоконтроля, мы используем U-критерий Манна-Уитни.

Гипотезы:

Н0: уровень самоконтроля у подростков не ниже, чем у зрелого возраста.

H1: Уровень самоконтроля у подростков ниже, чем у взрослых.

4 стр., 1851 слов

Стресс и стрессовые ситуации

... анализируется стрессовое состояние организма – стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. Уделяется внимание и способам борьбы со стрессом, а также стрессовый и нестрессовый стиль жизни. 1. Понятие стресса. ситуации Одним ... Приобрести стройную фигуру таким способом сегодня стараются и мужчины, и женщины независимо от возраста, а часто - независимо и от фигуры; - . Когда человек садится ...

На основе полученных результатов методики «Исследование волевой саморегуляции», шкала «С» (самообладание) подсчитаем ранговые суммы по двум группам.

Составим таблицу ранжирования (Таблица 2.3.7).

Таблица 2.3.7

Подсчет ранговых сумм по группам (U-критерий Манна-Уитни)

Лица зрелого возраста (n2 = 10)

Лица юношеского возраста (n1 = 10)

Баллы по шкале

Ранг

Баллы по шкале

Ранг

1

10

16

1

11

18

2

6

6

2

8

10

3

12

19,5

3

5

4

4

10

16

4

9

13

5

5

4

5

5

4

6

10

16

6

3

1,5

7

8

10

7

3

1,5

8

9

13

8

7

7,5

9

8

10

9

9

13

10

12

19,5

10

7

7,5

Сумма

130

80

Общая сумма рангов: 130 + 80 = 210.

Расчетная сумма: ΣR1 = 10 х (10 + 1) / 2 = 210.

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Определяем Uэмп. по формуле:

(1)

где n1 – количество лиц зрелого возраста;

  • n2 – количество лиц юношеского возраста;
  • Тх – большая из двух ранговых сумм;
  • nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Uэмп. = (10 х 10) + (10 х 11 / 2) – 130 = 25

По специальной таблице определяем, что Uкр. для n1 = 10 и n2 = 10 находится в диапазоне от 27 (р = 0,05) до 19 (р = 0,01) (43, С. 316).

Если Uэмп. > Uкр.0,05, то принимается Н0.

Если Uэмп. ≤ Uкр.0,05, то принимается Н1.

Uэмп. (25) < Uкр.0,05 (27)

Различие между выборками достоверно. Принимается гипотеза Н1. Гипотеза Н0 отвергается.

Поэтому уровень развития самоконтроля у подростков значительно ниже, чем у взрослых.

3. Рекомендации по освоению методов осознанной саморегуляции

для людей разных возрастов

при этом необходимо исходить из того, что организм представляет собой целостную и единую систему, и все уровни регуляции в ней взаимосвязаны. Одно произвольное изменение (например, задержка или ускорение дыхания) обязательно вызовет изменение во всей системе, приводя организм в новое состояние.

Сознательное управление своим состоянием и есть саморегуляция. А механизм выработки условных рефлексов позволяет трансформировать навыки саморегуляции в автоматические. К тому же уроки по развитию саморегуляции не требуют сложного оборудования, больших затрат, противопоказаний к ним практически нет. Все, что нужно, — это систематические тренировки и усилия по улучшению своего психологического состояния.

Из всех изменений, вызванных хроническим стрессом, наиболее важным с точки зрения саморегуляции является способность снимать хроническое мышечное напряжение. Хроническое напряжение мышц, сдавление сосудов и нервов, нарушение нормального состояния позвоночника и внутренних органов, накапливается в мышцах плечевого пояса, шеи и спины. Но способность расслабляться можно тренировать, как и любой другой физический навык. Если нервно-психическое напряжение вызывает мышечное напряжение и эта устойчивая связь существует, тогда можно действовать с другой стороны: расслабляя мышцы, чтобы снять психическое напряжение.

11 стр., 5351 слов

Проблемы возраста человека

... в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст ...

Релаксация – это состояние мышечного расслабления. Существует много специальных техник релаксации. Эти техники основаны на разных свойствах нервно-мышечной системы, они основаны на разных техниках и методах, но суть их одна: снятие хронического мышечного напряжения. Многие из таких техник за века своего существования отточены до совершенства (индийские, китайские, тибетские, японские техники).

В настоящее время на основе древних методов и с учетом современных научных знаний создаются новые техники саморегуляции, соответствующие современной действительности. Многие из них сложные и специализированные, используются при подготовке спортсменов высокого класса, людей экстремальных профессий. Но есть и простые эффективные техники, доступные каждому.

Так, классический метод аутогенной тренировки (АТ) немецкого врача И. Шульц основан на индукции расслабления мышц посредством самовнушения ощущения тепла, постоянно в пальцах, конечностях и по всему телу с помощью многократного повторения формул. Этот метод очень эффективен, он используется как для лечения, так и для саморазвития в различных системах психологической подготовки и как первый шаг к более высоким уровням психической саморегуляции. Возможно его самостоятельное, без непосредственного участия врача (инструктора, учителя) освоение. Релаксационная часть занятия по методу АТ Шульца дана в Приложении 5.

Единственный недостаток метода AT в том, что он требует много времени и терпения. Сам сеанс ТА длится около часа, что давно требует особой обстановки. Поэтому разрабатываются различные методы быстрой саморегуляции. В качестве примера приведем технику прогрессирующего мышечного расслабления (ПМР) (Приложение 6).

Это современная модификация классического АТ, позволяющая достичь состояния релаксации за считанные минуты. Метод PMR использует безусловный рефлекс мышечного расслабления после максимального мышечного напряжения. Благодаря этому механизму освоение метода происходит быстро, за несколько сеансов. Возможно и самостоятельное овладение этой техникой. ПМР может выполняться сидя на стуле, то есть не требуется особых условий. 10 – 15 минут уже дают эффективный результат мышечного расслабления и психологического успокоения.

В практике хорошо себя зарекомендовали активные, подвижные (так называемые динамические) методы саморегуляции. Широкую популярность приобрел комплекс упражнений для всех групп мышц, выполняемый по принципу «от периферии к центру», начиная с мелких суставов конечностей. Этот метод позволяет почувствовать, ощутить себя, свое тело. Упражнения выполняются в таком темпе и многократно, что не вызывают утомления. Упражнение должно доставлять удовольствие, доставлять приятное ощущение «мышечного удовлетворения», требующее небольших усилий. Вместе с тем, это положения относится не только к данному методу (17).

Разновидностью динамического метода является движение под музыку, с закрытыми глазами, с полной отдачей движению. Это особый вид транса, измененное состояние сознания. Тело само выполняет необходимые движения, часто весьма неожиданные. Также необходимо использовать оздоровительный и антистрессовый эффект различных видов массажа, физических упражнений, водных процедур, бани и т. д. во многом это связано с тем, что из-за их употребления уменьшается напряжение мышц, в том числе хроническое напряжение мышц.

14 стр., 6662 слов

Методы развития памяти у человека психология

... навыки. Потеря памяти у человека всегда была равносильна безумию. Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека. Таким мнемоническими ... также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и ... прочному усвоению знаний. Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его ...

Состояние расслабления — это фон и основа для последующего позитивного программирования. Программирование можно рассматривать как задачу для тела программы действий или определенного физического и психического состояния, отношения. Программа реализуется путем воздействия на бессознательный уровень регуляции, для чего используются измененные состояния сознания или трансы разной глубины. Возможно как гетеропрограммирование, когда программа задается другим человеком (врачом, инструктором), так и самопрограммирование.

Самопрограммирование — это основной метод саморегуляции, при котором человек сам устанавливает программу действий для своего тела. При самопрограммировании сопротивления практически нет, формулу легко корректировать, если она вызывает дискомфорт. Основной принцип — программа должна быть короткой, конкретной и позитивной.

Основные правила самопрограммирования:

1. Организм не понимает частицу «не». Формула «у меня не болит голова» неэффективна, сработает слово «болит». Возможная рабочая формулировка: «голова легкая, ясная, свежая».

2. Формула – это приказ. Она должна быть конкретной, краткой и безоговорочной. Второй уровень регуляции, бессознательный, не включает сложных смысловых структур, сравнений, колебаний, условий и резервов.

3. Формула составлена ​​таким образом, что желаемое состояние представляется как уже произошедшее, уже существующее.

Прежде чем привести программу в состояние релаксации, необходимо ее составить, хорошо продумав, чего именно вы хотите добиться и соблюдая указанные правила. Существует универсальная формула, найденная опытным путем, подходящая для любого человека, которая действительно универсально действует на все функции: «Я силен и спокоен. Я есть». Троекратное повторение этой формулы на фоне даже легкого и кратковременного расслабления хорошо восстанавливает силы и стабилизирует состояние, активизируя внутренние резервы (18).

Вы можете в расслабленном состоянии спросить себя о программе, которая связывает ключевое слово и результат. Немного потренировавшись, достаточно просто произнести ключевое слово, чтобы быстро войти в желаемое состояние без предварительного расслабления. вы можете использовать состояние на границе между сном и бодрствованием, пробуждением или засыпанием для самопрограммирования. «Дневное сознание» в это время еще или уже частично отключено, это тоже разновидность транса. Также очень хороший эффект дает эмоционально-образное конструирование – сочетание словесных формул с образами (11).

Поэтому осознанное саморегулирование тренируется как жизненно важный навык. Основой служит мышечное расслабление, для чего есть множество методик (аутогенная тренировка, прогрессирующее мышечное расслабление, динамические методы).

Состояние расслабления — это фон для последующего позитивного программирования, в котором человек ставит себе цель и результат своих действий. Включение эмоций и воображения, сочетание словесных формул с ярко представленными изображениями усиливает эффект программирования.

Заключение

136 стр., 67993 слов

Индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения ...

... психологии к оценке саморегуляции особенностей поведения Современная психологическая наука располагает достаточным объемом информации относительно саморегуляции поведения. Большой вклад в исследование этого явления внесли В.И. Моросанова [45] и О.А. Конопкин ... деятельность связана с психологией спорта, спортсменам, тренерскому составу. Структура работы: данная работа состоит из введения, ...

Итак, в результате проведенной работы нами сделаны следующие выводы.

Саморегуляция относится к определенной способности человека самостоятельно регулировать свои психические процессы, состояния и свойства с целью повышения эффективности своей деятельности. Саморегуляция определяет успех, продуктивность и конечный результат любого акта произвольной человеческой деятельности. Сознательная саморегуляция человека имеет сложную психологическую структуру. Центральный механизм личностной саморегуляции – рефлексия. Существует множество психологических состояний неравновесия, эффективное преодоление которых невозможно без способности сознательной саморегуляции.

Способность ребенка к саморегуляции развивается в игре, поэтому развитие навыков саморегуляции происходит в основном в учебной и профессиональной деятельности. Формирование саморегуляции возможно только в процессе жизни человека и при разрешении различных жизненных ситуаций. На протяжении человеческой жизни саморегуляция развивается от первоначального уровня (внешняя регуляция) до нормативно-ценностного и ценностного уровней (внутренняя регуляция), в молодости развивается нравственная саморегуляция. В зрелом и пожилом возрасте система саморегуляции человека приобретает ярко выраженные индивидуальные особенности.

С целью изучения особенностей саморегуляции психологических состояний людей разного возраста было проведено эмпирическое исследование. Выборку исследования составили группы лиц юношеского (19 – 20 лет) и второго зрелого (52 – 56 лет) возраста. Диагностические методы направлены на определение уровня различных компонентов саморегуляции в различных условиях. Диагностика проводилась на основе теста-опросника «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана и опросника для диагностики уровня саморегуляции в стрессовой ситуации А.О. Прохорова.

Анализ результатов работы по методикам показал, что:

1. Люди зрелого возраста по сравнению с подростками демонстрируют более высокий уровень развития психологических качеств, таких как общая саморегуляция и самоконтроль. По показателю «настойчивость» результаты между двумя возрастными группами различаются меньше, но по этой шкале также наблюдается превосходство людей зрелого возраста.

2. В зрелой возрастной группе более высокие результаты в саморегуляции в стрессовых ситуациях. Среди людей зрелого возраста больше представителей с высоким и средним уровнем и меньше представителей со слабым уровнем саморегуляции в стрессовой ситуации, чем в подростковой группе.

В целом, показатели саморегуляции лиц зрелого возраста находятся на более высоком уровне (средние значения соответствуют высокому уровню), чем показатели саморегуляции лиц юношеского возраста (средние значение несколько превышают средний уровень по шкалам).

Проверка достоверности с помощью U-критерия Манна-Уитни показала, что уровень развития самообладания у лиц юношеского возраста достоверно ниже, чем у лиц зрелого возраста (Uэмп. (25) < Uкр.0,05 (27)).

Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза получила подтверждение.

Нами были сделаны рекомендации, характеризующие возможности и особенности различных методик развития саморегуляции (аутогенная тренировка, прогрессирующее мышечное расслабление, динамические методы).

131 стр., 65475 слов

Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость подростков

... своей работой, ни погони за счастьем. «Только представьте на мгновение жизни людей; безэмоционально, ... педагогической психологии, где они понимаются как организационный и мотивационный фактор человеческого поведения, его ... старшего подростка через повышение уровня саморегуляции такой личности. тема исследования Цель ... в занятия спортом. В работах О. А. Конопкина, например, показано, что при ...

Исследован общий алгоритм работы по методикам, в котором состояние расслабления является фоном для последующего положительного программирования.

В заключение отметим, что проблема саморегуляции, особенно лиц зрелого и пожилого возраста, требует дальнейшего изучения.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/samoregulyatsiya/

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 298 с.

2. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в старшем школьном возрасте / Е.А. Аронова, В.И. Моросанова // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 1. – С. 31-39.

3. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения / Е.А. Аронова, В.И. Моросанова. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 214 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

5. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

6. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура; пер. с англ. под ред. Н.Н. Чубарь. – 2-е изд., испр. – М.: Евразия, 2009. – 320 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

8. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания: монография / Ф.Е. Василюк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 212 с.

10. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е.Е. Вахромов. – М.: Межд. пед. академия, 2001. – 415 с.

11. Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. – 2-е изд., доп. – М.: Когито-Центр, 2008. – 132 с.

12. Детская психология: метод. указания / авт.-сост. Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2009. – 47 с.

13. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии / И.А. Егоров. – 2000. – № 3. – С. 3-22.

14. Зверьков А.В. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» [электронный ресурс] / А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман. – Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00417.htm, свободный.

15. Зейгарник Б.В. Саморегуляция поведения в норме и в патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – С. 122-132.

16. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 375 с.

17. Кандыба В.М. Психическая саморегуляция / В.М. Кандыба. – 3-е изд. – М.: Медицина, 2007. – 448 с.

18. Кандыба Д.В. Управляемый медитативный аутотренинг / Д.В. Кандыба, В.М. Кандыба. – 3-е изд., доп. – М.: Медицина, 2009. – 206 с.

19. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 22-34.

20. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5-12.

3 стр., 1490 слов

ВКР «Организационная психология»

... имеют работы О.А. Конопкина по обоснованию механизмов осознанной регуляции профессиональной деятельности. С позиции автора важнейшую роль в процессе саморегуляции профессиональной ... исследования, Задачи исследования: Проанализировать особенности исследования профессиональной деятельности в психологии. Определить особенности профессиональной деятельности психолога. Выявить показатели успешности ...

21. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.

22. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции / О.А. Конопкин // Психология (журнал Высшей школы экономики, г. Москва).

– 2005. – Т. 2 (№ 1).

– С. 132-139.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/samoregulyatsiya/

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 298 с.

2. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в старшем школьном возрасте / Е.А. Аронова, В.И. Моросанова // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 1. – С. 31-39.

3. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения / Е.А. Аронова, В.И. Моросанова. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 214 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

5. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

6. Бандура А.Теория социального научения / А. Бандура; пер. с англ. под ред. Н.Н. Чубарь. – 2-е изд., испр. – М.: Евразия, 2009. – 320 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

8. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания: монография / Ф.Е. Василюк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 212 с.

10. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е.Е. Вахромов. – М.: Межд. пед. академия, 2001. – 415 с.

11. Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. – 2-е изд., доп. – М.: Когито-Центр, 2008. – 132 с.

12. Детская психология: метод. указания / авт.-сост. Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2009. – 47 с.

13. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии / И.А. Егоров. – 2000. – № 3. – С. 3-22.

14. Зверьков А.В. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» [электронный ресурс] / А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман. – Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00417.htm, свободный.

15. Зейгарник Б.В. Саморегуляция поведения в норме и в патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – С. 122-132.

16. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 375 с.

17. Кандыба В.М. Психическая саморегуляция / В.М. Кандыба. – 3-е изд. – М.: Медицина, 2007. – 448 с.

18. Кандыба Д.В. Управляемый медитативный аутотренинг / Д.В. Кандыба, В.М. Кандыба. – 3-е изд., доп. – М.: Медицина, 2009. – 206 с.

19. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 22-34.

20. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5-12.

21. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.

22. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции / О.А. Конопкин // Психология (журнал Высшей школы экономики, г. Москва).

– 2005. – Т. 2 (№ 1).

– С. 132-139.

23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 464 с.

24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.

25. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека: антология / под ред. В.И. Моросановой. – М.: Психологический институт РАО, 2006. – 320 с.

26. Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: монография / Г.М. Льдокова. – Елабуга: Алмедиа, 2006. – 160 с.

27. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: учеб. пособие / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 260 с.

28. Моросанова В.И. Диагностика и психологическая характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротизме: учеб.-метод. пособие / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз. – Набережные Челны: Институт управления, 2001. – 128 с.

29. Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 59-68.

30. Моросанова В.И. О стиле саморегуляции поведения / В.И. Моросанова // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – № 2 (июнь).

– С. 72-81.

31. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП): Руководство по проведению. – М.: Когито-Центр, 2004. – 41 с.

32. Моросанова В.И. Развитие личностной саморегуляции: метод. пособие / В.И. Моросанова, И.В. Плахотникова. – М.: Вербум-М, 2004. – 48 с.

33. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

34. Мухрыгина О.И. Мотивационные особенности саморегуляции состояний пожилых мужчин и женщин в условиях активной адаптации [электронный ресурс] / О.И. Мухрыгина, Я.С. Петрунина. – Режим доступа: , свободный.

35. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А.К. Осницкий. – 2-е изд., стереотип. – М.: Педагогическое общество, 2006. – 158 с.

36. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: учеб. пособие / Л.Е. Прокофьев. – СПб.: Лань, 2003. – 32 с.

37. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров // Организационная структура современного научного исследования в психологии: хрестоматия / сост. П.С. Гончар. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – С. 21-26.

38. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О.Прохоров. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 352с

39. Психология зрелости: антология / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2003. – 768 с.

40. Психология старости: антология / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2004. – 736 с.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – 2-е изд., стереотип. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.

42. Сапожникова Л.С. Воспитание нравственного поведения подростков [электронный ресурс] / Л.С. Сапожникова. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851050.htm, свободный.

43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 350 с.

44. Тарасов М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада [электронный ресурс] / М.А. Тарасов. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0053/2_0053-2.shtml, свободный.

45. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. – 5-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 680 с.

46. Чернобровкина С.В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре: автореф. дисс. … канд. псих. наук [электронный ресурс] / С.В. Чернобровкина. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/124393.html , свободный.

47. Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы [электронный ресурс] / Т.С. Чуйкова, А.К. Осницкий. – Режим доступа: , свободный

48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2009. – 352 с.