Российская Федерация как социальное государство

Курсовая работа

Темой моей работы является: «Российская Федерация как социальное государство». Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение многих лет под флагом «политики реформ», в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась по остаточному принципу, привело к тому, что в развитии самых разнообразных общественных сфер остро проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной траектории социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления. Для решения вышеуказанной задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной России находится на всех уровнях на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом. Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки — все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями. В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке сегодня только начинается. В связи с этим еще нечетко зафиксированы предметные границы исследований. Политические аспекты феномена социального государства еще недостаточно изучены. Среди активно исследующих данную проблему авторов следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.

Цель данной работы — проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России. Задачи исследования:

  • раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
  • дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;
  • исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.

    1.

Понятие, признаки и функции социального государства

1.1 Понятие социального государства

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Конституция РФ Конституция РФ 1993г. Ст.7 провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: охранять труд и здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.

2 стр., 676 слов

Глава первая «Бизнес в России»

... произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной ... в ВВП западных стран составляет 80 %, тогда как в России этот показатель равняется лишь 10. СПРАВКА: (Валовой внутренний продукт - ... ми. Давайте взглянем на цифры. Мы с Вами знаем, что в России всего 10 % людей открывают свой бизнес. Возьмем эти 10 % ...

Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности. Современное социальное государство — это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Только верховенство закона может стать социальным, то есть таким, в котором механизмы верховенства закона уже достаточно развиты. С середины 90-х годов ХХ века. В ситуации, с одной стороны, появление либеральных идей и, с другой стороны, рост социальной роли государства и требований, предъявляемых обществом к повышению эффективности социальной политики, новых представлений о социальном государстве формируются как механизм снятия противоречий между законами рынка и социальными задачами. В отличие от государства всеобщего благосостояния, современное государство всеобщего благосостояния стремится отказаться от своей патерналистской роли, сосредоточено на устранении зависимости и нацелено на создание благоприятных социальных условий посредством социально ориентированной рыночной экономики. Фазу развития государства всеобщего благосостояния, начавшуюся в середине 1990-х годов, можно назвать фазой либерального государства всеобщего благосостояния. Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет представить следующую периодизацию его развития: первая фаза (с 70-х годов XIX века до 30-х годов ХХ века) — социалистическая; второй этап (с 30-х годов ХХ века до конца 40-х годов) — правовое государство всеобщего благосостояния; третий этап (с конца 40-х до 60-х годов ХХ века) — состояние социальных услуг; четвертая фаза (с конца 1950-х до середины 1980-х годов) — государство всеобщего благосостояния; пятая фаза (с начала 1980-х до середины 1990-х) — разрушение и кризис государства всеобщего благосостояния; шестой этап (с середины 90-х годов ХХ века по настоящее время) — либеральное государство всеобщего благосостояния.

32 стр., 15896 слов

Государственная политика в сфере социальной защиты населения

... методов государственной социальной защиты населения. На основании цели в работе ставятся следующие задачи: проанализировать различные определения понятия «социальное государство»; изучить историю государственной социальной политики в годы существования СССР; проанализировать мировой опыт проведения эффективной социальной политики; описать правовое обеспечение социальной политики в ...

Определения государства всеобщего благосостояния, которые формировались на протяжении более ста лет, несмотря на их кажущуюся неоднородность, содержат ограниченный набор постоянных характеристик. Первая неизменная черта государства всеобщего благосостояния — это доступность социальной поддержки со стороны государства для всех членов общества. Вторая константа в определениях государства всеобщего благосостояния устанавливает правовой характер реализации его социальной политики, право осуществлять государственный контроль и регулирование социальных процессов. Правовая функция государства всеобщего благосостояния не сводится только к регулированию социальных процессов, но проявляется в предоставлении социальных прав гражданам и социальной ответственности государства. Третья неизменная особенность — наличие социальных выплат в бюджет социального государства. Четвертой инвариантной характеристикой государства всеобщего благосостояния можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социальной защиты и занятости. Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан С.В. Калашников. Становление социального государства в России.

В последнее время многие авторы называют наличие институтов гражданского общества стабильным признаком государства всеобщего благосостояния. Представляется, что эти признаки специфичны, позволяя дифференцировать государства всеобщего благосостояния от других государственных образований при любых условиях, в динамике развития и обобщать его обычные свойства. Сегодня многие исследователи по-разному трактуют понятие «социальное государство». Одно из первых определений понятия «государство всеобщего благосостояния» встречается в энциклопедическом словаре и выражает «способность государства проводить современную социальную политику: заботиться о системе труда населения, правах человека, создавать системы здравоохранения», безопасность, социальная поддержка и поддержка бедных».

Более содержательную интерпретацию природы социального государства предлагают В.П. Пугачев и А.И. Соловьев. По их словам, это «государство, которое стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия жизни, социальную защищенность, соучастие в управлении производством и, в идеале, примерно такие же жизненные шансы, возможности для самореализации личности в обществе». » «Деятельность этого государства направлена ​​на общее благо, на установление социальной справедливости в обществе. Он сглаживает имущественное и другое социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о том, чтобы обеспечить всех работой или другим источником средств к существованию, поддерживая мир в обществе и создавая благоприятные условия жизни для человека».

По мнению В.Д. Дзодзиева, социальное государство — это «государство, которое гарантирует каждому своему гражданину достойные условия жизни и стремится создать примерно равные жизненные возможности в сферах образования, занятости, здравоохранения и самореализации личности в целом», это государство, реализующее социальную справедливость в обществе ». Бывший председатель Государственной Думы Г. Селезнев дает следующее определение:« Социальное государство — это такой тип государства, в котором главным приоритетом в государственной политике является социальное благо. -бытие каждого человека и всего общества».

27 стр., 13427 слов

Социальная политика государства (3)

... время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален… Социальная политика - как часть государственного управления Происхождение и сущность социальной политики государства Социальная политика государства может быть представлена ...

Одним из основных инструментов реализации социального государства является социальная политика. Взаимосвязь социального государства и его социальной политики проявляется в том, насколько полно и глубоко социальное государство проводит свою социальную политику, в какой степени эта политика выражает потребности и интересы его граждан. Социальная политика направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, на повышение качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности. Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Во второй половине 1991г. проблематика социального государства начала постепенно входить в России в политический оборот. Впервые термин «социальное государство» упоминается в проектах новой Конституции. Но необходимо отметить, что при обсуждении проектов Конституции РФ 1993 г. было множество сторонников и противников включения статьи о социальном государстве в текст основного закона. На заседаниях Конституционного совещания проводили множество аргументов за и против, базировавшихся в основном на идеологических позициях и на соображениях политической целесообразности.

«Российская Федерация, — записано в Основном законе страны, — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» Конституция РФ 1993г. Итак, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны. Однако понятие «социальное государство» в Конституции РФ по существу не раскрыто. В Конституции РФ утверждается, что социальное государство в России является свершившимся фактом. Очевидно, что это утверждение является попыткой выдать желаемое за действительное. В ст.7 Основного закона говорится о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Однако в п.2 ст.7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере. Итак, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.

3 стр., 1312 слов

Особенности социально-политического и экономического развития ...

... историков, Киевская Русь по своей социально-экономической сущности являлась раннефеодальным государством. С политической точки зрения Киевское государство ... Киевской Руси приходится на конец Х — начало XI веков, обусловленный развитием экономики, дальнейшим развитием феодальных отношений, успешным решением проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей государства. Именно в этот период Киевская Русь ...

Конституция РФ определяет стратегические целевые установки социальной политики: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; нормализация и улучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры. Основными принципами социальной политики являются: обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных Конституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресность социальной помощи — предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход; согласование интересов социальных групп. Зарождение и становление российской модели социального государства находится в глубокой связи с содержанием реформ и всем ходом современной модернизации страны. В любом социальном государстве существует сеть индикаторов, позволяющих оценивать ситуацию в социальной сфере, ставить обоснованные задачи перед социальной политикой.

Этот уровень считается «порогом бедности». В связи с этим прожиточный минимум в отличие от физиологического прожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженной изменениям вместе с общественным развитием. Вся та система индикации социальной сферы рухнула в начале 1992 г., когда появился Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» Указ Президента РФ от 02.03.1992 № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 7 марта // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.. Этот шаг стал важнейшим элементом стратегии «шоковой терапии», в результате чего социальная политика России стала не только декларативной, но и просто лицемерной, поскольку преамбулы законодательных актов, в которых говорилось о заботе и внимании к нуждам населения, вступали в острейшее противоречие с текущей действительностью. Современную бедность в России формируют три основных фактора: низкая оплата труда, безработица и неплатежи. Но главная беда России состоит в том, что доходы распределяются крайне неравномерно и нерационально.

1.2 Функции социального государства

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении); в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

2 стр., 986 слов

Социальные функции современного города

... районов; мегаположение - положение относительно группы экономических регионов, государств, континента. Численность населения Население мира составляет 5,5 млрд. чел. 10 самых больших ... Небольшие города очень часто монофункциональны. Функции городов являются одним из основных критериев типологии городов. Критерии для типологии городов: Генезис (когда, каким народом город основан) Функции (“профессия ...

К последним, в частности, относятся:

  • поддержка социально незащищенных категорий населения;
  • охрана труда и здоровья людей;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  • поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  • финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  • поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  • участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

— забота о сохранении мира в обществе. Конституция Российской Федерации Конституция РФ ст.7, 1993г. в закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

1.3 Признаки социального государства

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: Демократическая организация государственной власти. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

5 стр., 2244 слов

Учение Гегеля о государстве и праве

... и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство. Абстрактное право Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности Гегель ...

Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

2. Характеристика России как социального государства

В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации в соответствии с седьмой ее статьей Россия была провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, даже конституционное, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности, минимизации социальных рисков и требуемых условий для самореализации творческого трудового потенциала личности. К сожалению, напротив, за последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, параметрам и принципам социального государства. К концу 1990-х годов, особенно после дефолта 1998 г., стало очевидным, что формирование рынка в России, без обращения внимания на положение и состояние граждан страны, уже невозможно. Основная направленность социальных действий Правительства с самого начала («шоковая терапия») ориентировалась на снижение уровня социальных обязательств государства, что фактически противоречит Конституции, которая определяет российское государство социальным, о чем свидетельствуют следующие факты:

1. Введение плоской налоговой шкалы на доходы с физических лиц прямо направленной против бедных и малообеспеченных групп населения, так как для них:

  • увеличилась налоговая ставка с 12 до 13 %;
  • возрос налоговый пресс, который и прежде был в 2 раза выше у низкооплачиваемых;

— подоходный налог платят даже те группы работников, чей заработок ниже прожиточного минимума. Кроме того, плоская шкала обострила социальную поляризацию и дестабилизацию в обществе, увеличив разрыв доходов нижних и верхних 10% -ных групп с 14 до 17 раз.

С учетом единого социального налога для тех, кто получает заработок до 30 тыс. руб., в год, плата составила 48,6 % (т.е. почти половину), но тот, кто получает свыше 600 тыс. руб. в год, платит в целом лишь 15 % (13 +2 %) На пути к социальному государству. Концепция социального государства. — М., 2003. — С. 31..

2. Введение единого социального налога (ЕСН) фактически перечеркнуло формирующуюся страховую систему с внебюджетными фондами. В результате такого «превращения» взносы предпринимателей, покрываемые на самом деле за счет фонда оплаты труда, трансформировались в обычный государственный налог, поступающий в федеральный бюджет, что вынудило замораживать заработную плату. ЕСН становится собственностью государства, и потому фактически теряет свою целевую направленность, прямо помогая при необходимости государственному бюджету в ущерб интересам населения.

3. Введение в пенсионную систему накопительного принципа за счет торможения роста пенсий у существующих сегодня пенсионеров. На самом деле накопительная модель имеет двуединую цель: а) окончательное обоснование снижения существующих пенсий и выделение «базовой» пенсии в структуре трудовой, которая оплачивается в значительной мере за счет «страховых» взносов, осуществляемых предпринимателями (будучи на самом деле социальной выплатой, т. к. ее получают не заработавшие); б) аккумуляцию «длинных» рублей под эгидой государства для использования их как инвестиционный ресурс.

10 стр., 4776 слов

Экономическая и социальная география России и методика обучения ...

... периода), значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот. В условиях потери Россией многих крупных морских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового ... Морской флот сильно пострадал в годы гражданской войны и интервенции. Советское государство закупало суда за границей и строило новые на своих верфях. Грузоподъемность морского ...

4. Задуманная властями реформа ЖКХ имела своей целью не столько исправить плачевное состояние этого сектора, сколько получить в свое распоряжение фонд жилищных субсидий, который по своему размеру приближается к пенсионному, а его использование будет еще менее прозрачным.

5. Реформа в сфере образования во главе с единым государственным экзаменом (ЕГЭ).

В условиях сегодняшней России, где треть школ не имеет не только комплекта преподавателей, но в них отсутствуют водопровод, канализация, а зимой тепло и электричество, школьники не получают стандарта знания, а качество их обучения на порядок ниже того, что требует ЕГЭ. ЕГЭ оказывается гарантией привилегий детям, обучающимся ближе к «центру» со всеми современными удобствами и компьютерными классами.

6. Внедрение адресной социальной помощи, эффективность которой близка к нулевой отметке. И для этого есть две причины, когда речь идет о денежных трансфертах: а) пособия в доходах населения составляют сегодня лишь 1,3 %; б) административные расходы при определении права на социальную помощь существенно перекрывают их сумму, превращаясь в новый источник для коррупции чиновников.

Можно сделать вывод о том, что государство озабочено лишь экономическим положением крупного бизнеса, фактически пренебрегая условиями выживания основной части населения, что не могло не разрушить народного потенциала страны и увеличить протестный ресурс. В то же время состояние «износа» и «усталости» населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение родителей не только количественно, но и качественно. Это снижает численность граждан в стране, разрушает человеческий капитал, представляя угрозу национальной безопасности. Наблюдается распад социальных связей и ослабление социального потенциала, что сравнимо с процессом истощения природы при отсутствии деятельности по ее восстановлению.

Для того чтобы социальное государство функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации. Нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве. Как обосновывается в Концепции социального государства Российской Федерации, подготовленной по заказу Федеральных органов власти и представленной Президенту России В.В. Путину для обсуждения на заседании Государственного совета РФ, важнейшим инструментарием социального государства и социальной политики является социальное партнерство.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и ключевую задачу его социальной политики.

4 стр., 1518 слов

Социальный механизм государственного управления: методы взаимодействия ...

... выбор темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении граней взаимодействия государства и общества. Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач: раскрыть социальный механизм формирования государственного управления; изучить ...

Во-вторых, социальное партнерство как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базу общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство — это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса. Итак, социальное партнерство, его формирование и развитие, служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом. В стране сложилась такая ситуация, когда наступил предельный порог. Принцип социальной справедливости может абсолютно уйти из жизни, если и далее не ограничивать наступление принципа «экономической целесообразности».

3. Проблемы становления России как социального государства

3.1 Понятие и проблемы становления России как социального государства

Российский Федерация социальный государство

Понятия «социальное государство» и «социальное правовое государство» как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. Сказанное вовсе не означает, во-первых, что в конституциях других европейских и североамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или иной понятийной форме аналогичные положения. Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст.3 было прямо записано: «Задача Республики — устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».

Во-вторых, такое конституционное закрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данных положений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями.

В самой старой из ныне действующих — Конституции США, хотя и не содержалось подобных установлений, однако было положение о том, что «никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться иначе как согласно установленным законом назначениям» Конституция США от 17 сентября 1787 г. Ст. 1, разд. 9 // Конституции зарубежных государств.. Это конституционное положение послужило основой для принятия в 1935 году Закона о социальном обеспечении, ставшего исторической вехой в американском социальном законодательстве.

В-третьих, приведенные факты, по нашему мнению, свидетельствуют об эволюции не только государства и права, но и об эволюции взаимодействия общества и государства. Причем оно осуществляется таким образом, что не только общество влияет на изменение государства, но и государство активно воздействует на состояние общества, регулируя различные виды общественных отношений, зачастую превращая их из частных, партикулярных (например, частную благотворительность) в публичные, общеобязательные. Вследствие такого взаимодействия и общество, и государство приобретают новые социальные качества при сохранении таких качеств и свойств, которые со временем становятся архаическими. Этот сложный и противоречивый процесс социально-политического развития находит свое отражение и в политической теории, концепции которой также оказывают обратное воздействие на принятие соответствующих установлений. Большинство исследователей — и зарубежных, и российских — связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка.

Дж. Локк как выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охраны собственности и свободы договоров.

В свою очередь, Ж.Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых. Теоретики, жившие в условиях XIX века, модифицировали и трансформировали идеи XVII-XVIII вв. в соответствии с новыми историческими условиями. Практические же меры в области взаимодействия общества и государства носили, с одной стороны, насильственный репрессивный характер, а с другой — выражали объективную потребность в смягчении социальных контрастов и антагонизмов. В политической теории возник ряд новых концепций: либерализм с его апологией частной собственности, индивидуализма, конкуренции, рынка и «минимального государства» как «ночного сторожа»; утопический социализм в разных модификациях, введший термин «социализм» как противоположность индивидуализму. В конце 40-х гг. XX века возник марксизм, с совершенно других теоретико-методологических позиций осмысливший теории предшественников и современников. Ряд российских авторов полагают, что родоначальником термина «социальное государство» является Лоренц фон Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

Однако еще в 1832 году в Германии вышла в свет книга Р. фон Моля «Наука полиции по началам юридического государства» (русский перевод 1871 года).

Под полицией Моль понимал связанную правом деятельность государства по содействию гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом их свободу путем принятия общих мер и создания учреждений, которыми может воспользоваться всякий. В сущности, мы имеем дело здесь с одним из самых ранних определений социального государства, которое, правда, еще скрыто под лозунгами правового государства классического либерализма. Для этой социально-политической доктрины характерны две особенности. Одна из них относится к деятельности государства в сфере экономики, а вторая — к способу отправления государственной власти. В сфере экономики государству отводилась функция «ночного сторожа», то есть невмешательства в экономическую жизнь и несоздания препятствий неограниченному обогащению. Отправление же государственной власти понималось как охрана установленного правопорядка и обеспечение равенства всех перед законом, без учета фактического неравенства людей.

Итак, социальное государство — организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства «всеобщего благоденствия». Теперь можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России: Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности; отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»); существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества; в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства; в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка. И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

3.2 Конституционно-правовые характеристики социального государства

Для того чтобы уяснить природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего в конституциях), а с другой — посмотреть на реализацию этих признаков на практике, к чему мы и обратимся. Одним из первых положений, относящихся к современной концепции социального государства и включенных в конституции, было, видимо, положение о социальной функции частной собственности. Впервые оно прозвучало в немецких конституциях — Веймарской 1919 г. и ФРГ (Западной Германии) 1949 г. В Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности нет.

Второе положение, которое вошло в конституции в связи с концепцией социального государства, — социальное партнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в том числе в упоминавшейся Конституции Египта. Социальное партнерство распространяют прежде всего на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции России нет подобного положения, но оно содержится в Трудовом кодексе 2001 г. В нем говорится: «Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров» Трудовой кодекс РФ от 2001г. ст.27

Третий конституционный постулат социального государства — социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей вряд ли достижимо, по крайней мере в обозримом будущем. Физическое равенство просто невозможно (каждый человек имеет свои особенности, например один сильнее, другой слабее, и никакое государство не в состоянии уравнять их).

Это положение закреплено в Конституции РФ. Четвертый постулат — социальная справедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях. Следующий правовой индикатор социального государства — социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, ее различных регионов, создавать благоприятные условия для работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д. Наконец, видимо, нужно отметить, что современное социальное государство — это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени и инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических и иных специалистов) связаны прежде всего с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми ранее не сталкивались. Решение этих задач следует оценивать, просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого необходимы специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) «управленцев», развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за правительствами и парламентами. Итак, мы рассмотрели в данной главе понятие социального государства и его конституционно-правовые характеристики. Многие из них не содержатся в Конституции РФ, но отражаются в Федеральных конституционных законах и Федеральных законах, тем самым, вводя правовое поле для построения социального государства.

Заключение

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. В нашей работе мы рассмотрели Российскую Федерацию как социальное государство. В данной работе были рассмотрены три основные вопросы, составляющие основу нашей работы: Понятие и признаки социального государства — данный вопрос дает основу нашей работе. Характеристика России как социального государства — здесь мы привели ряд характеристик по которым делается вывод, что Россия является социальным государством. Проблемы становления России как социального государства — ни для кого не секрет, что Россия является молодым социальным государством и социальность ее проходит лишь очередной этап становления, разобрать проблемы данного становления были заложена в задачах нашей работы. В ходе работы над данной темой были сделаны следующие выводы: Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей — многие помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения — имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности.

Необходима хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорог и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Минимизация социальных различия — в обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные. Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз. Реализация социальной справедливости — социальная справедливость определяется как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества — благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении. России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства. Для этого необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократического социального государства, основанного на социально-ориентированном рыночном хозяйстве. Едва ли правильно назвать нынешнюю Россию социальным государством — она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы назвать Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства.

Путь этот самый можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющей переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап — начальный — ориентировочно может проходить пять лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновления или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления системы социального партнерства и гражданского общества. За этот период должны быть подготовлены структуры и механизмы, выработаны основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Второй этап — переходный — может занимать до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти, местного самоуправления, социального партнерства, после чего соответствующие коррективы вносятся во всю законодательную базу, в структуры органов руководства и в государственные образовательные стандарты.

Третий этап включает период стабильного функционирования развития социального государства — после 10-15 лет становления социального государства. Выработка и реализация именно российской модели социального государства являются оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях. Сегодня осуществляется формирование такой модели объединенными усилиями специалистов самых разных общественных наук, в т.ч. и юридических, представителей политических партий, профсоюзных и других общественных организаций, всех ветвей государственной власти.

Хочется отметить, что данная тема очень обширна и затрагивает намного больше проблем, чем были приведены в данной работе, многие из проблем будут решены в ближайшее время, но некоторые будут решаться еще очень долго. Наше общество недостаточно хорошо представляет себе, что такое социальное государство и каких социальных гарантий нужно требовать от государства. В свою очередь правительство и чиновники на местах, пользуясь политической и социальной безграмотностью населения своей страны, под час не выполняя всех требований социального характера, которые они обязаны выполнять.

В данной работе мною были рассмотрены понятие социального государства, его сущность, история развития, функции, а так же проблемы его развития на современном этапе.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/rossiyskaya-model-sotsialnogo-gosudarstva/

1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Российская газета. 31.12.2001. № 256 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».Послед. обновл. 14.01.2010.

3. Федеральный закон РФ от 11.03.2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» // Парламентская газета. 06.03.2008. № 14-16 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

4. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. № 35. Ст.4135 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

5. Федеральный закон РФ от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной технической политике» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. № 35. Ст.4137 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

6. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 04.07.1991. № 27. Ст.920 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

7. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27.12.2009) // Российская газета.23.01.1996. № 13 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».Послед. обновл. 14.01.2010.

8. Указ Президента РФ от 02.03.1992 № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 7 марта // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

9. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. — М.: Луч, 1997. — 212 с.

10. Бошно С.В. Правоведение: учеб. пособие. — М.: Право и закон, 2002. — 416 с.

11. Основные проблемы социального развития России — 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235).

С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — М.: Норма, 2007. — 784 с.

13. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. — М.: Норма. 2007. — 752 с.

14. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник. — М.: Социальные отношения, 2004. — 416 с.

15. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. — М.: ТК Велби, изд-во Прос??кт, 2008. — 504 с.

16. Корнеева Н.В. Конституционное право России: учеб. пособие. — СПБ.: ПИТЕР, 2009. — 176 с.

17. Калашников С.В. Становление социального государства в России. — М.: Экономика, 2003. — 159 с.

18. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: учебник. — М.: НОРМА, 2003. — 784 с.

19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: ТК Велби, изд-во Прос??кт, 2008. — 608 с.

20. Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России: учеб. пособие. — М.: Дашков и К, 2008. — 180 с.

21. Конституционное право России / Под ред. Г.Н. Комковой. — М.: Юристъ, 2006. — 399 с.

22. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. — М.: НОРМА, 2008. — 544 с.

23. Нечаев Д.Н., Половнева Л.С. К поиску оптимальной модели социального государства в условиях современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4).

24. Пугачев В.П., Соловьев А.И. — В в е д е н и е — в политологию.- М,: Ас??кт-пресс, 2008. — 488 с.

25. Роик В.Д. Социальное государство: от декларации к реальному построению // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 1.

26. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. — М.: МарТ, 2008. — 224 с.

27. Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12.

28. Социальное государство: мировой опыт и реалии России // Материалы ежегодн. конф. юрфака, 19-20.12.2000 г. / Под ред. Г.А.Николаева. — М.: АТиСО, 2001. — 380 с.

29. Трудовое право России: учебник / Под ред. А.Ф.Нуртдинова. — М.: ИНРА-М, 2008. — 608 с.

30. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и евро??йский опыт. — М.: ИСП РАН, 2005. — 128 с.

31. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. — М.: Юрист, 2005. — 669 с.