Правовое регулирование труда работников образовательных учреждений

Курсовая работа

Образование – один из основных институтов современного общества. В наши дни без образования, даже начального, выжить очень сложно, не говоря уже о среднем и высшем образовании. Но чтобы дать это образование массам, нужны люди: учителя, педагоги, ученые и другие. Предоставление образования — процесс не менее сложный и сложный, чем его получение. Оно так же является трудовой деятельностью. Следовательно, регулируется нормами трудового права.

Работа посвящена анализу главы 52 ТК РФ, в которой закреплены основные особенности правового регулирования труда педагогов. Эти характеристики существуют потому, что, например, в учебных заведениях учебный год не совпадает с календарным и составляет 9 месяцев. Соответственно, у преподавателя нет возможности трудиться непрерывно. Отсюда особенности предоставления отпусков учителям, особенности регулирования их работы и рабочего времени. Есть и особенности расторжения трудового договора с педагогами, поскольку, например, они обычно имеют дело с молодежью и детьми, что обязывает их воздерживаться от различных принудительных мер. Применение таких мер является основанием для увольнения сотрудника, что является особенностью.

Целями данной работы являются: анализ положений ст. 52 ТК РФ; выявление недостатков в правовом регулировании труда работников образования; предложения по изменению законодательства по данной проблеме. Актуальность данной работы высока, поскольку данная проблема не получила широкого распространения среди ученых-юристов в области трудового права, но, тем не менее, ее необходимо изучать и рассматривать.

Данная работа разделена на 2 главы. В первой главе мы предлагаем читателю ознакомиться с основными понятиями, содержащимися в работе. Вторая глава посвящена непосредственно анализу этой проблемы и способам устранения недостатков и конфликтов, возникших в законодательстве.

Поскольку выбранная тема изучена достаточно ограниченно, в основе данной работы лежит нормативно-правовая база. В основном при изучении проблемы применялись: Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании» и различные постановления Правительства РФ. Но не обошлась эта работа и без использования трудов учёных-юристов. В работе использованы труды Бриллиантовой Н.А., Архипова В.В, Хмелькова С.Б., Буяновой М. О., Орловского Ю. П. и Головиной С. Ю.

Глава 1. Понятие образовательного учреждения. Работники образования, Понятие образовательного учреждения

Из статьи 11.1 Закона об образовании следует, что организации — юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, могут создаваться только как некоммерческие организации. Поэтому законодатель определил основной целью образовательных организаций не получение прибыли, а осуществление образовательного процесса. В противном случае это означало бы, что учредитель образовательной организации имел бы право прилагать все усилия для получения личной выгоды и уделять минимальное внимание организации, проводя обучение, обучение, экономя на потребностях студентов.

25 стр., 12109 слов

Особенности работы педагога бального танца в хореографической ...

... человека. Данная дипломная работа раскрывает особенности работы педагога бальных танцев с детьми в хореографической школе искусств «Карамель». Цель дипломной работы: создание авторской программы по бальному танцу для детей ... этой дисциплины. Вопросы совершенствования хореографического образования и научных подходов в хореографической педагогике многогранно освещены в исследованиях таких ученых и ...

Закрепление особого правового статуса образовательных организаций обусловлено необходимостью правовой охраны образовательной деятельности, связанной с реализацией конституционного права личности, и определяет ряд требований к ним: функционирование в определенных законом организационно-правовых формах некоммерческих организаций (для государственных и муниципальных – только в форме учреждения), установление специальной правоспособности, т. е. права осуществлять только ту деятельность в соответствии с законом, которая прямо указана в их учредительных документах, в частности, образовательная деятельность является для них основной и должна быть указана в учредительных документах образовательной организации; лицензирование образовательной деятельности (ст. 33.1 Закона об образовании) , требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению: требования, связанные с реализацией конкретных образовательных программ установленных Законом об образовании уровней.

Образовательная организация как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . Она считается созданной с момента ее государственной регистрации, т.е. с момента внесения в государственный реестр юридических лиц. Следует обратить внимание на обстоятельство, вследствие которого Закон об образовании допускает создание негосударственных образовательных организаций в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а п. 1 ст. 8 Закона о высшем образовании прямо устанавливает ограничения для формы высшего учебного заведения, реализующего образовательные программы высшего профессионального образования. Оно может быть создано лишь как образовательное учреждение. Тем самым, закон, исходя из смысла самой нормы, подразумевает под образовательным учреждением определенную организационно-правовую форму и не допускает создание вузов в иных формах некоммерческих организаций, в т.ч. в форме автономной некоммерческой организации. Учитывая, что образовательное учреждение как организационно-правовая форма не обладает достаточной имущественной самостоятельностью, было бы более целесообразным предусмотреть в законе и иные формы, в которых могут существовать высшие учебные заведения, но обладающие большей свободой.

Законодательство об образовании использует понятие «образовательное учреждение» в двух аспектах:

  • А) как родовое понятие – организацию, создаваемую («учреждаемую») собственником имущества для определенных функций, не связанных с извлечением прибыли;
  • Б) как установленную законом организационно-правовую форму, вид юридического лица, определяющую правовой статус, т.

е. права, обязанности, ответственность.

7 стр., 3075 слов

«Инклюзивное образование: организация работы с детьми с ...

... содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, ... Организационный момент Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, инструктаж по работе. На столах у детей сигнальные карточки. II .Актуализация ...

В качестве определенной организационно-правовой формы собственно «учреждение» закреплено ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Закона о некоммерческих организациях . Правовое положение имущества учреждения определяется в ст. 213, ст. 296, ст. 298 ГК РФ. Учреждение создается (учреждается) собственником имущества, которое закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, оно финансируется учредителем полностью или частично. ГК РФ предполагает, что учреждение создается (учреждается) одним, единственным учредителем, собственником имущества для осуществления обусловленным им целей некоммерческого характера.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об образовании образовательная организация, осуществляющая образовательный процесс, другими словами, реализующая одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, создаётся в правовой форме образовательного учреждения. Из дословного прочтения п. 3 ст. 12 Закона об образовании следует, что закон закрепляет следующие организационно-правовые формы образовательной организации – государственное образовательное учреждение, негосударственное образовательное учреждение, муниципальное образовательное учреждение. На наш взгляд, что подтверждается нормами Закона «Об образовании», законодатель ввел и законодательно закрепил новые, самостоятельные, обособленные от других форм некоммерческих организаций — определенные типы образовательных учреждений. Это не противоречит положению п. 3 ст. 50 ГК РФ, устанавливающему, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в формах, предусмотренных законом. Таким образом, можно констатировать, что введенное Законом об образовании понятие образовательного учреждения как организационно-правовой формы не является разновидностью учреждения, как отдельного вида юридического лица установленного ГК РФ. Отсюда следует, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, гарантирующие правовой статус учреждения, не должны применяться к образовательным учреждениям. Закон «Об образовании» вводит особый правовой режим, отличный от норм Гражданского кодекса Российской Федерации, для права собственности на учебное заведение.

Нормы гл. 52 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяют специфику правового положения особой группы субъектов российского трудового права – работников, осуществляющих педагогическую деятельность на основании трудового договора с образовательными и иными учреждениями (организациями), реализующими программы обучения и воспитания граждан.

Как отмечает С.Ю. Головина, термин «учитель» является собирательным по отношению к сотрудникам, выполняющим различные виды рабочих функций, связанных с обучением и воспитанием. Наиболее распространенные должности учителей — педагог, учитель, учитель. Кроме того, к педагогам относятся классные воспитатели, инструкторы, тренеры, музыкальные руководители, вожатые, методисты, мастера производственного обучения, логопеды и др. Есть должности, в названии которых присутствует слово «учитель»: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, учитель дополнительного образования.

7 стр., 3345 слов

Особенности регулирования труда педагогических работников

... какую должность в штате образовательного учреждения отнести к педагогам, служит содержание должностных обязанностей, в числе которых должна быть педагогическая, воспитательная, преподавательская работа. 2. Особенности режима рабочего времени педагогических работников Установленный ...

Педагогических практиков высших профессиональных учебных заведений объединяет термин «педагогический коллектив», который включает должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. В высшем образовании должности дифференцируются, прежде всего, по уровню квалификации сотрудника.

Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству выполняющие в рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 ГК РФ).

Не регулируется нормами трудового права педагогическая деятельность родителей, являющихся в соответствии со ст. 18 Закона об образовании первыми педагогами, а также граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг в сфере образования (ст. 48 Закона об образовании).

Особый характер имеет трудовое правоотношение с руководителем (ректором) высшего учебного заведения. Поскольку трудовой договор с ректором заключается федеральным, региональным или муниципальным органом, выполняющим функции учредителя, этот орган является работодателем этого руководителя.

Трудовой Кодекс РФ, Закон об образовании, Закон о высшем образовании, а также иные законодательные акты о регулировании труда в сфере образования, используя категории «педагогический работник», «педагогическая деятельность», «педагог», не содержат обобщающего понятия педагогического труда. В нормативном акте нет единого перечня педагогических работ. Списки профессорско-преподавательского состава, различающиеся по объему и должностям, предусмотрены различными постановлениями Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных и региональных органов управления образованием.

Понятия «педагогический работник» и (или) «педагогическая деятельность», как основные, в перспективе следовало бы закрепить в ч. 1 ст. 331 ТК РФ в виде конкретных законодательных определений.

Между тем эта проблема более конкретна в группе преподавателей вузов. Исходя их содержания ст. 332 ТК РФ, ими следует считать научно-педагогических работников, а также упомянутых в этой статье руководителей вуза (ректор, проректоры, директора филиалов и институтов).

Понятие «научно-педагогический работник» (далее – НПР) объединяет две самостоятельные группы должностей:

1) профессорско-преподавательские должности или должности профессорско-преподавательского состава (далее – должности ППС);

2) должности научных работников.

Статья 20 Закона о высшем образовании, ст. 86 Типового положения о высшем учебном заведении (далее – Типовое положение о ВУЗе) раскрывают круг должностей ППС (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, декан, заведующий кафедрой), но не дают ответа на вопрос, кто же относится к категории научных работников.

87 стр., 43180 слов

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи

... социальной среды на профессиональное самоопределение школьников, учащихся ПТУ, студенческой и трудящейся молодежи. В центре внимания социологов-представления молодежи о будущем, прежде всего ее жизненные планы, связанные с образованием и профессией. ...

Согласно п. 1 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. (далее – Положение о порядке замещения должностей НПР вузов) к числу научных работников относятся лица, занимающие в структуре вуза должности: руководителя научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения.

В п. 21 Положения о порядке присуждения ученых степеней от 30.01.2002 г. упомянуты и работающие по трудовому договору ученый секретарь, заместитель директора, директор в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений.

Глава 2. Особенности правового регулирования труда работников образовательных учреждений , Право на занятие педагогической деятельностью

А) Образовательный ценз и возраст

Правосубъектность лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, с учетом принципов и задач, реализуемых в процессе обучения и воспитания граждан, ее особой социальной роли, определяется рядом дополнительных условий (требований), которым должен отвечать педагог.

Первым из таких требований является наличие у претендента на педагогическую деятельность общего и (или) профессионального образования соответствующего уровня. Педагогический работник должен иметь образовательный ценз, который в соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ «…определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации».

Как видно из текста закона, каждое стандартное положение должно содержать четкий и достаточно конкретный ответ об уровне образования, которым обладает преподаватель соответствующего учебного заведения. Анализ некоторых действующих типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и типов и их филиалов позволяет сделать вывод, что только в некоторых из них данная проблема имеет полноценное правовое решение.

Конкретизированное регулирование присутствует в типовых положениях об учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов): в качестве обязательного требования предусмотрено наличие у педагогического работника высшего профессионального образования, подтвержденного документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 88 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования ).

Эта степень ни в коем случае не устанавливается нормативными положениями военного высшего учебного заведения.

Статья 49 Типового положения об учреждении среднего профессионального образования для учителей предусматривает наличие высшего или среднего профессионального образования.

В типовых положениях о довузовской общеобразовательной подготовке используются формулировки типа: «…имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики…», «…специалистами в области коррекционной педагогики…», «…имеющие, как правило, высшее или среднее профессиональное образование…». Поэтому приведенные нормы, к сожалению, практически не устанавливают критериев определения уровня и характера подготовки учителей. В то же время следует также учитывать, что не существует утвержденных на федеральном уровне профессиональных и квалификационных характеристик в области образования для должностей учителей и других работников.

11 стр., 5295 слов

Управление качеством образования студентов педагогического колледжа

... образования. Актуальность перечисленных проблем в сфере национального профессионального образования предопределила цель курсовой работы - изучить особенности и содержание процесса управления качеством образования студентов педагогического колледжа. Цель работы ... работников и их трудоустройству. Но особое значение для повышения конкурентоспособности российского профессионального образования ...

В целях реализации положений части первой комментируемой статьи требуется оперативная и достаточно серьезная корректировка действующих в сфере образования типовых положений с тем, чтобы более точно и единообразно определить образовательный ценз для каждого из типов, видов и уровней обучения образовательного учреждения.

Кроме того, на основании соответствующих перечней педагогических должностей (работ) целесообразно четко разграничить педагогическую деятельность, требующую: среднего общего образования с последующей специализацией, среднего профессионального образования (базового или повышенного уровня), высшего профессионального образования того или иного уровня, наличия ученой степени, ученого звания в определенной сфере знаний. При этом следует указать, какими документами подтверждается та или иная квалификация. Применительно к педагогическим работникам учреждений образования закон не устанавливает специальных возрастных критериев (по общему правилу действуют нормы ст. 63 ТК РФ).

При этом вряд ли можно представить учителя или воспитателя в возрасте 15 или 16 лет, поэтому помимо образовательного ценза совершенно обосновано, на наш взгляд, предлагается установить и возрастной ценз поступления на педагогическую работу (например, достижение возраста 18 или 20 лет).

Б) Наличие судимости

Вторым условием допуска работника к педагогической деятельности является отсутствие судебного запрета на осуществление такой деятельности. Этот запрет установлен вступившим в законную силу постановлением суда. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается Уголовным Кодексом РФ . Постановлением суда может быть ограничена педагогическая и другая работа в образовательном учреждении при совершении преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, как в отношении педагогических или руководящих работников таких учреждений, так и в отношении работников исполнительной власти, осуществляющих управление образованием.

Данный вид наказания применяется также за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 150, 151, 155, 156 УК РФ. Наказание в виде лишения права заниматься педагогической деятельностью может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не предусмотрено в Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью.

Согласно части второй ст. 332 ТК РФ не допускается прием на педагогическую работу лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления. Речь идет о том, что кандидат на пост председателя имеет судимость не за преступления, а только за действия, относящиеся к разряду тяжких и прежде всего тяжких.

4 стр., 1551 слов

Организация работы учреждений социального обслуживания населения

... социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания, и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального ... муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям 2 . Российская система социальной политики базируется ...

В отношении руководителей образовательных учреждений при приеме на работу также должны учитываться правила о запрещении замещения указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом за нарушение трудового законодательства (ст.ст. 3.11, 5.27 КоАП РФ ), и по другим основаниям.

Если трудовой договор о работе в должности педагога или руководителя образовательного учреждения заключен в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, или при наличии судимости, либо в нарушение постановления суда о дисквалификации, он прекращается в соответствии со ст.ст. 84 и п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом виновному в сокрытии этих фактов сотруднику не предлагают другую работу и не выплачивают выходное пособие.

Работники образовательного учреждения, приговоренные к наказанию, исключающему продолжение педагогической деятельности по месту работы, в том числе лишенные этого права, подлежат увольнению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В) Дееспособность

Не могут занимать должности, связанные с педагогической деятельностью, лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке (ч. 2 ст. 331).

Это одно из совершенно четко определенных трудовым правом России ограничений трудовой правосубъектности граждан, признанных судом недееспособными вследствие душевного заболевания или слабоумия (психического расстройства) (ст. 29 ГК РФ).

Реализация данного требования обычно не вызывает проблем в случаях выраженного нарушения психики гражданина и (или) признании его по этому основанию инвалидом. Сложности возникают, когда гражданин скрывает факт признания недееспособности, когда его поведение и внешние данные не позволяют ему сомневаться в своем психическом здоровье. Действующее законодательство не предусматривает отражения факта признания недееспособности в личных документах граждан, поэтому документальное подтверждение этого обстоятельства при приеме на работу невозможно.

В случае выявления в период исполнения трудовых обязанностей сокрытого при приеме на педагогическую работу факта недееспособности работодатель вправе прекратить такие отношения с работником по правилам ст. 84 ТК РФ. ТК РФ не предусматривает оснований для прекращения трудового договора при вынесении решения суда о признании недееспособным в течение рабочего периода. В этом случае возможно увольнение, если работник будет признан полностью неспособным к труду (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) или при наличии соответствующих медицинских противопоказаний (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Учитывая описанную выше ситуацию, ст. 83 ТК РФ целесообразно дополнить новым пунктом следующего содержания: «признание гражданина недееспособным, если такое решение в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом исключает возможность продолжения работником исполнения обязанностей по трудовому договору».

Г) Наличие заболеваний

Еще одно из предусмотренных частью второй комментируемой статьи ограничений – это запрет на замещение педагогических должностей лицами, имеющими заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Данное законодательное ограничение до настоящего времени не имеет реализации на подзаконном уровне и практически не осуществимо, поскольку упомянутый выше перечень медицинских противопоказаний (обозначенный еще в первой редакции ст. 53 Закона об образовании от 10 июля 1992 г.) до сих пор так и не принят.

55 стр., 27030 слов

Система аттестации персонала в государственных образовательных учреждениях

... РФ по вопросам аттестации педагогических кадров, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государствен-ных и муниципальных образовательных учреждений», который регулирует аттестацию педагогов, а ...

Между тем, по мнению большинства специалистов, к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не должны допускаться лица, имеющие хронические психические заболевания или стойкие психические расстройства, заразные заболевания (например, венерические, кожные, активные формы туберкулеза и проч.), страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. При этом данная позиция не имеет нормативного закрепления, кроме того, закон, к сожалению, не устанавливает обязательных медицинских осмотров при поступлении на эти должности в учреждениях профессионального образования.

В юридической литературе существует мнение, что если руководитель образовательного учреждения выявляет одно из вышеперечисленных обстоятельств, ограничивающих возможность занятия педагогической деятельностью, он должен отстранить такого сотрудника от работы .

Заметим, что согласно ст. 76 ТК РФ отстранение педагога возможно только при наличии соответствующих медицинских противопоказаний, в остальных случаях отстранение не является законным и правильнее сразу решать вопрос о прекращении трудовых отношений, не прибегая к отстранению работника.

Согласно нормам ч. 1 ст. 333, а также ч. 3 ст. 92 ТК РФ для всех педагогических работников как государственных, муниципальных, так и частных учебных заведений, других учреждений (организаций), использующих труд педагогов и воспитателей, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Заметим, что п. 5 ст. 55 Закона об образовании устанавливает на этот счет несколько иное правило, согласно которому 36-часовая неделя гарантируется педагогическим работникам только образовательных учреждений. При этом исключаются из сферы действия данной нормы педагогические работники, занятые в сфере здравоохранения и (или) в других учреждениях, формально не относящихся к числу образовательных. Очевидно, что согласно общим правилам, предусмотренным ст. 5 ТК РФ, в данном случае применяются нормы Трудового кодекса РФ, тем не менее, Закон об образовании, как основной источник образовательного законодательства, требует уточнения.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191 .

Указанное постановление предусматривает для одних педагогических работников дифференцированную продолжительность рабочего времени (36 или 30 часов в неделю), а для других – норму часов педагогической или преподавательской и педагогической работы за ставку заработной платы. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

6 стр., 2771 слов

Организация воспитательной работы в образовательном учреждении ...

... подготовки2. Воспитательная деятельность. Воспитание ... решении педагогической задачи ... работы. Положительное влияние субъектов сельского социума на воспитание сельского труженика. Ноябрь 2014. Администарация школы5. Психолого-педагогический консилиум для выработки единых подходов и непротиворечивых действий всех участников образовательного ... структуре учреждений ... ресурс] // Российская газета: сайт. — Режим ...

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Минобрнауки России. Приказом Минобрнауки от 27 марта 2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Настоящее Положение устанавливает порядок регулирования рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности различных типов и типов образовательных учреждений.

Режим рабочего времени в конкретном образовательном учреждении определяется правилами внутреннего трудового распорядка (или правилами внутреннего распорядка), принимаемыми работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст.ст. 189, 190 ТК РФ).

Внутренний регламент работы образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать проведение этой работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. Порядок проведения учебной работы регулируется расписанием учебных занятий.

Согласно ч. 2 ст. 333 ТК РФ статьи учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Здесь следует отметить, что приведенные в комментарии к ст. 331 ТК РФ типовые положения в большинстве случаев таких правил не содержат. Соответствующие ограничения установлены для НПР вузов, работающих по программам высшего профессионального образования – до 900 часов в учебном году (п. 88 Типового положения о вузе).

В рамках указанного стандарта учебная нагрузка на ППС устанавливается вузом самостоятельно, исходя из их квалификации и профиля кафедры.

Нормы времени для расчета учебной нагрузки преподавателей вуза и учреждения дополнительного профессионального образования устанавливаются образовательным учреждением.

Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в одном учебном году (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования).

Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена норма часов педагогической работы – 720 часов в год (постановление Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191 ).

В соответствии с ч. 2 ст. 115 и нормой статьи 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Продолжительность такого отпуска утверждена постановлением Правительства РФ .

Продолжительность отпуска, установленная вышеупомянутым Указом, зависит от типа школы и должности учителя. Перечень видов образовательных учреждений и должностей педагогических работников, для которых определена продолжительность основного удлиненного отпуска от 42 до 56 календарных дней, указан в Приложении к Постановлению № 724.

Для получения ежегодного расширенного оплачиваемого отпуска преподавательский состав должен иметь опыт работы, дающий право на получение такого отпуска по специальности и в учебном заведении.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 949 научным работникам учреждений (организаций), финансируемых из федерального бюджета, ведущим образовательную деятельность, но не имеющим право на отпуск по Постановлению № 724, предоставляется отпуск сроком на 48 рабочих дней (при наличии ученой степени доктора наук) и сроком на 36 рабочих дней (при наличии ученой степени кандидата наук).

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск возникает у педагогов по общему правилу – по истечении шести месяцев их непрерывной работы в этой организации (ст. 122 ТК РФ).

Педагогические работники, имеющие ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, имеют право по соглашению с работодателем получить в период работы взамен части отпуска денежную компенсацию за дни отпуска, превышающие 28 календарных дней (ст. 126 ТК РФ).

Учитывая тот факт, что учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава осуществляется в основном в течение учебного года, отпуск может и должен предоставляться, как правило, в конце учебного года и перед началом учебных занятий. Тем не менее, в соответствии со ст. 123 ТК РФ работодатель должен утвердить график отпусков за две недели до начала календарного года.

Норма ст. 335 статьи о праве педагогических работников образовательного учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы впервые была предусмотрена еще в 1992 г. (п. 5 ст. 55 Закона об образовании).

Этот отпуск предоставляется только работникам образовательных учреждений. Порядок предоставления длительного отпуска определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. До 2000 г. в российском законодательстве не предусматривались какие-либо специальные правила, определяющие порядок предоставления указанных отпусков. Такие правила устанавливались уставами учебных заведений и, как правило, связывали право на этот отпуск с непрерывной работой в этом учреждении.

Приказом Минобразования России от 07 декабря 2000 г. № 3570 утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Данное положение распространяется только на образовательные учреждения, учрежденные Минобрнауки России или в отношении которых Минобрнауки России осуществляет полномочия учредителя.

Согласно Положению от 07 декабря 2000 г. в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к данному Положению. Особенности правового регулирования работы сотрудников образовательных учреждений 2013-2014 гг.

Решение проблемы оплаты этого отпуска является исключительной компетенцией образовательного учреждения и поэтому, учитывая ограниченный бюджет муниципальных образовательных учреждений, отпуск предоставляется, как правило, без экономии на заработной плате. За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам.

Во время длительного отпуска не допускается перевод учителя на другую работу, а также его увольнение по инициативе работодателя, за исключением ликвидации учебного заведения.

Принимая во внимание особый характер трудовой функции педагогических работников, статья 336 устанавливает помимо общих оснований, предусмотренных другими нормами ТК РФ или иными федеральными законами, ряд специальных оснований увольнения таких работников:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения. Данное основание увольнения дословно воспроизводит норму подпункта 1 п. 4 ст. 56 Закона об образовании. В обосновании увольнения одинаково верна ссылка на п. 1 ст. 336 ТК РФ и на норму Закона об образовании. Представляется предпочтительным указание в приказе и в трудовой книжке сотрудника ссылки на ТК РФ.

Согласно правилам ст. 68 ТК РФ применение указанного основания увольнения требует ознакомления работника с уставом образовательного учреждения при приеме на работу.

Учитывая, что увольнение по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 336 ТК РФ, является дисциплинарным взысканием и требует соблюдения правил дисциплинарной ответственности работников (ст.ст. 192, 193 ТК РФ), нарушение устава образовательного учреждения может быть связано не с любым нарушением, а только с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей (см. понятие дисциплинарного проступка – ч. 1 ст. 192 ТК РФ), установленных данным уставом. Согласно п. 2 ст. 55 Закона об образовании факт нарушения устава должен быть зафиксирован протоколом дисциплинарного расследования. Такое расследование может проводиться только на основании письменной жалобы на сотрудника. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников (п. 3 ст. 55 Закона об образовании).

Возможность увольнения по рассматриваемому основанию не требует совершения того же или однотипного нарушения карты. Это также не связано с применением к сотруднику дисциплинарных взысканий за ранее совершенные нарушения. Повторное нарушение означает, что с момента предыдущего нарушения прошло менее одного календарного года.

Решение о серьезности нарушения устава учебного заведения является исключительной ответственностью руководителя учебного заведения. При этом в случае спора о законности увольнения такое решение оценивается судом по правилам ч. 4 ст. 192 ТК РФ. Если взыскание не соответствует тяжести проступка, работник может быть восстановлен в должности;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Согласно ст. 192 ТК РФ такое увольнение не является дисциплинарным взысканием. Данный факт, как и предшествующее основание, устанавливается протоколом дисциплинарного расследования, а также иными средствами, предусмотренными гражданско-процессуальным законодательством РФ. Факт насилия, времени, места его использования должен быть доказан работодателем. Степень насилия и обстоятельства, при которых оно применялось, значения не имеют. Физическое или психическое насилие не может быть случайным или совершенным по неосторожности. Это умышленные действия, направленные на причинение обучающемуся, воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания или принуждения к чему бы то ни было.

Физическое насилие может быть связано с нанесением побоев, совершением любых иных действий, причиняющих физическую боль, принудительным лишением свободы, питья, питания и т.п. Такой факт устанавливается при проведении осмотра пострадавшего и (или) на основании медицинских документов, свидетельских показаний. Психическое насилие – это воздействие на личность обучающегося, воспитанника, связанное с причинением вреда душевному здоровью и (или) нравственных страданий. Может быть осуществлено в форме оскорблений, запугивания и т.п.

Данное основание увольнения, по сути, является примером аморального поведения педагогического работника, поэтому в указанных обстоятельствах он может быть уволен в соответствии с требованиями п. 8 ст. 81 ТК РФ;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности согласно требованиям ст. 332 ТК РФ. Такое основание прекращения трудового договора с педагогическим работником применяется в отношении руководителей вуза (ректора, проректора, руководителей филиалов или институтов), достигших предельного возраста, если их невозможно перевести на другую работу или они отказываются от такого перевода. В указанной ситуации они также могут прекратить трудовые отношения по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ) или по соглашению сторон трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Увольнение не требует предварительного уведомления работника, соблюдения каких-либо иных условий и выплаты выходного пособия, если иное не обусловлено локальными актами работодателя или трудовым договором;

— Увольнение в связи истечением срока избрания следует также отличать от прекращения трудового договора в связи с истечением срока трудового договора (п. 1 ст. 79 ТК РФ).

Применение п. 4 комментируемой статьи не требует письменного уведомления работника не менее чем за три календарных дня, оно не обусловлено иными процедурными моментами и по общим правилам не предполагает выплаты выходного пособия.

Заключение

В заключение можно отметить, что поставленная в этой работе цель была достигнута. Нами были проанализированы положения законодательства, касающиеся особенностей правового регулирования труда работников образования, выявлены пробелы и недочеты и предложены некоторые пути решения данных проблем. Необходимо также отметить, что данная проблема нуждается в более пристальном внимании как учёных-юристов, так и юристов-практиков, так как на практике существует немало проблем, связанных, например, с предоставлением преподавателям отпусков, или с регулированием их рабочего времени. Необходимо проработать этот вопрос более тщательно и внести соответствующие изменения законодательства. Представляется необходимым систематизировать разрозненное законодательство по данному вопросу (например, определение педагога) в 1-2 актах законодательства, чтобы юристам при разрешении споров не приходилось пересматривать десятки постановлений Правительства по этому вопросу.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/osobennosti-regulirovaniya-truda-pedagogicheskih-rabotnikov/

1. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. № 3.

2. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. № 3.

3. Буянова М. О. Трудовое право России / М.: Проспект, 2009. — 240 с.

4. Гейхман В.Л., Сидоренко Е.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / М.: Юрайт-Издат, 2014 – 447 с.

5. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников / Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2003. — 256 c.

6. Нуртдинова А.Ф., Орловский Ю.П. Трудовое право России / 3-е изд. — М.: 2013. — 648 с.

7. Хмельков С.Б. Отстранение от работы педагогов // Главбух. Учет в сфере образования. 2005. № 2.

Список использованных нормативно-правовых актов

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании» // «Российская газета», N 13, 23.01.1996.

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.05.2012) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.

5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.04.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Российская газета», N 153-154, 10.08.2001.

6. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) // «Российская газета», N 164, 29.08.1996.

7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // «Российская газета», N 14, 24.01.1996.

8. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // «Собрание законодательства РФ», 25.02.2008, N 8, ст. 731.

9. Постановление Правительства РФ от 30.01.2002 N 74 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» // «Российская газета», N 23, 06.02.2002.

10. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» // «Собрание законодательства РФ», 03.07.1995, N 27, ст. 2580.

11. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N 30 (ч. 2), ст. 3631.

12. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 (ред. от 18.08.2008) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» // «Российская газета», N 66, 08.04.2003.

13. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 (ред. от 18.08.2008) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» // «Российская газета», N 66, 08.04.2003.

14. Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 (ред. от 16.07.2009) «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» // «Российская газета», N 189, 05.10.2002.

15. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» // «Российские вести», N 156, 20.08.1994.

16. Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.2001 N 2593) // «Российская газета», N 50-51, 13.03.2001.

17. Приказ Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2002 N 4084) // «Российская газета», N 9, 18.01.2003.

18. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110) // «Российская газета», N 177, 12.08.2006.