Натурфилософия. Милетская школа философии

Курсовая работа

Философия, как и наука, начинается с того, что люди начинают задавать общие вопросы. Первыми людьми, проявившими такой вид любопытства, были греки. Философия и наука, какими мы знаем их сейчас, — изобретение греков. Расцвет греческой цивилизации, породивший этот взрыв интеллектуальной деятельности, является одним из самых захватывающих событий в истории. Ничего подобного не происходило ни до, ни после этого. За короткий промежуток времени — два столетия — в области искусства, литературы, науки и философии греки создали удивительный поток шедевров, которые установили основные стандарты западной цивилизации.

Первая школа ученых-философов возникла в Милете. Этот город был расположен на побережье Ионического моря и был оживленным торговым перекрестком. Ионический регион на западном побережье Малой Азии населяли греки ионической группы племен. Иония представляла ведущий в социальном и культурном отношении регион древнего мира. Страна с мягким климатом и плодородными почвами создавала возможность для производительного сельского хозяйства; положение на перекрестке торговых морских путей обусловило рассвет ремесла и торговли, а соседство с народами древней ближневосточной культурой способствовало быстрому культурному развитию талантливого греческого населения. Не удивительно, что именно здесь складывалась и философия.

Становление собственной греческой философии происходит в 7 в до н.э. Этот век был отмечен важными революционными процессами и изменениями. В это время появились выдающиеся мыслители, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общества. К ионийской философии относят Милетская школу, а вернее трёх философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, близких друг к другу не только происхождением из одного города, но и тематикой своих изысканий, оставляя в стороне их идейных последователей, развивавших их мысли в более позднее время на уже более значительном уровне развития философии.

Материалистический способ объяснения мира, к которому склоняются ионийские философы, является инструментом жестокой и непримиримой борьбы против устаревшего религиозного и мифологического объяснения мира как идеологии древней племенной аристократии. Философия, следовательно, возникает не из потребностей духа «в процессе его саморазвития», а главным образом из практических потребностей развития общества. Милетская школа является в этом смысле классическим примером.

Наряду со стихийным материализмом в мышлении этих философов присутствует и «наивная» диалектика, с помощью концептуальных средств, с помощью которых они стремятся понять мир в динамике его развития и его изменений. На главный вопрос предыдущей космогонии о первопричине мира они дали, в отличие от всех мифологических концепций, полностью материалистический, хотя и наивный, ответ.

9 стр., 4282 слов

Происхождение и своеобразие античной философии. Первые философы ...

... является прикосновение к истокам формирования и развития философской мысли и исследование идей античных философов о проблемах первоначала. § 1. Происхождение и своеобразие античной философии Философия возникает в странах Древнего Востока, достигнув своей ...

Милетская школа

Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Эта лестница родилась из контакта греческого духа с Вавилоном и Египтом. Милет был богатым торговым городом; благодаря сношениям Милета со многими народами первобытные предрассудки и суеверия в этом городе были ослаблены. До того, как Иония была завоевана Дарием в начале V века до нашей эры, она была культурно важной частью эллинского мира. Религиозное движение, связанное с Вакхом и Орфеем, почти не затронуло её; её религия была олимпийской, но она, по-видимому, не принималась всерьез. Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать как научные гипотезы, и они редко подвергаются ненадлежащему влиянию тропоморфных устремлений и моральных идей. Вопросы, которые они задавали, заслуживали внимания, а их смелость вдохновляла последующих исследователей.

Милетская школа известна как первая философская школа. В нем впервые сознательно поставлен вопрос об основных принципах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители школы Майлза решают эту проблему по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: они видят основу мира в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа спонтанно тяготеет к материализму. Конечно, вопрос о взаимосвязи материальных и духовных начал еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители школы Майлза интуитивно воспринимали мир как материальный.Эта школа пыталась материалистически объяснить мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу. Ф. Энгельс подчеркивал в «Диалектике природы»: «…Аристотель говорит, что эти древние философы верят, что изначальная сущность находится в какой-то материи…» . Анализ их мыслей показывает, что с самого начала философии существовала, с одной стороны, ее связь с материализмом, а с другой — сочетание материализма с диалектикой. Особенностью этой первой исторической фазы материализма является его тесная связь с научным знанием и с прогрессивными общественными силами того времени.

Фалес

Первый из милетских философов был Фалес из Милета. Он жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э. Он происходил из обеспеченной семьи и помимо теоретических занятий занимался коммерческой и политической деятельностью. Он приобрел обширные знания и много информации в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета. Сам Фалес много путешествовал и собрал всю доступную информацию и знания.

Фалес, который помимо философских, астрономических и геометрических размышлений, гидротехник и интеллигентный политик, считался одним из самых умных людей Древней Греции. Его имя неизменно упоминалось в списке семи величайших мудрецов древности, он был замечательным человеком, получившим заслуженное признание среди современников и потомков, имя которого не потеряно в толще веков и известно до сих пор. С него начинается история древнегреческой и европейской философии.

6 стр., 2641 слов

Афинская школа философии

... «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: ... начало. Сократ заявлял, что – он представлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы человек не ... 3. Социальные функции философии. 1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает ...

Фалес не отрицал общепринятую систему религиозных верований, происхождение богов, он просто касался их в своих исследованиях. Его интересовал другой вопрос, более конкретный и конкретный: из чего сделаны все существующие предметы и из чего они сделаны. Не противореча теологам, он посвятил себя исследованиям в совершенно другой области: изучению не богов, а природы. Поэтому Аристотель дал Фалесу и его последователям определение «физиологов», исследователей природы. На смену еретикам приходят ученые, которые пытаются изменить не религиозный, а научный образ мира. Стремление разобраться в окружающем мире, дать всему разумное объяснение становится началом конца мифологического сознания. Такова была первая причина рождения философии.

Плутарх цитирует следующие оригинальные высказывания Фалеса: «Что может быть прекраснее? — Мир, потому что все, что хорошо организовано, является его частью. Что мудрее всего? — Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? — Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Какой самый полезный? — Добродетель, потому что благодаря ей все остальное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? — Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? — Необходимость, ибо она непреодолима. Какой самый простой? — Что соответствует природе, ведь даже удовольствие часто утомляет» .

Таким образом, оставив мир богов на усмотрение «теологов», Фалес первым из греческих мыслителей обратился к миру природы. Он был первым, кто задал вопрос «что есть все. Изучая природу, философы Милета выдвинули две фундаментальные идеи, которые легли в основу их учений.А именно: из чего всё произошло и что составляет сущность бытия.

Помимо воды, Фалес признал бы еще один принцип, который, однако, по всей видимости, отождествлялся с водой. Фалес сказал, что Бог — это разум мира, что все одушевлено и полно демонов. Божественная сила проникает сквозь первичную влагу, приводя ее в движение. Фалес также называл этот мировой разум всепоглощающей необходимостью. На душу Фалес смотрел как на начало вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывал и магниту, так как он притягивает железо. Фалеса обычно называют илозоистом — и действительно, нельзя отрицать положительное указание Аристотеля на то, что ранние «физиологи» отождествляли материю с моторным принципом. Поэтому милетский философ был отнесен Аристотелем к числу тех, кто видел «в материи единственный принцип всего» . Следовательно, следует сделать вывод, что разум или потребность мира — это начало, которое не отличается от воды. По всей вероятности, Фалес придерживался тех общих воззрений, которые встречаются у первых ионийских философов, а именно, что мир периодически возникает из первоначала и вновь в него возвращается; но указаний относительно пути, которым, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем. Интерес философии Фалеса заключается в том, что в ней мы имеем зачатки философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения состоит в том, что легко приписать Фалесу мысли, свойственные вообще первому периоду греческой и в особенности ионийской философии.

Фалес был близко знаком с египетской астрономией, из которой он заимствовал все свои астрономические знания, которые представили ему мировую систему в следующей форме. В центре сферического пространства или вселенной также находится сферическая Земля, вокруг которой движутся солнце, луна и звезды, совершая полный оборот в течение дня. Из этих светил первые два также совершают определенные повороты на небосводе: солнце в течение года, состоящего из 365 дней, и луна в течение месяца. Путь солнца на небосводе или эклиптике, представленный годовым оборотом, пересекает экватор под острым углом и касается обоих поворотных кругов. Периоды времени, в которые солнце перемещается от одной точки поворота к другой, неодинаковы. На небесном своде существуют пять кругов, или поясов: первый — всегда видимый северный, или арктический круг, второй — летний поворотный круг, третий — равноденственный круг, четвертый — зимний поворотный круг, пятый — всегда невидимый антарктический круг. Луна, имеющая одинаковую природу с землёй, освещается солнцем. Затмения солнца происходят тогда, когда луна проходит прямо перед солнцем; а затмение луны тогда, когда она входит в тень земли. Хорошо ознакомившийся во время своих путешествий в Египет с финикийским мореплаванием, Фалес заимствовал из него введённое им затем в греческое мореплавание пользование при определении северного направления созведием Малой Медведицы вместо употребляемого ранее для той же цели созвездия Большой Медведицы. Фалесу приписывают сочинение двух астрономических сочинений, написанных в соответствии с обычаями того времени в поэтической форме. Один из них, по свидетельству Диогена Лаэртского, был «О кольцах солнца и равноденствия», а другой, по словам Суйды, трактат о небесных явлениях в целом.

14 стр., 6868 слов

В поисках системы мира. Первые астрономы и их системы

... центре которой, безусловно, должна была находиться Земля. Усовершенствованием системы мира Евдокса занялся ученик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Так как взгляды этого выдающегося ... предложил, что у каждой планеты имеется не одна, а несколько сфер, скрепленных друг с другом. Одна из них совершает один оборот в сутки вокруг оси небесной ...

Большое значение имеет тот факт, что диспозиции Фалеса не превратились в догму, в которую можно верить или не верить, а послужили началом дискуссии об основополагающем принципе мира. Критическое отношение к чужому мнению, стремление пропустить его через призму собственной совести — великое достижение греческой философии. Первым спорщиком стал ученик и друг Фалеса Анаксимандр. Многие позиции учителя ему не подходили, он их переосмыслил и первым.

Анаксимандр

Этот выдающийся и влиятельный мыслитель был соотечественником Фалеса, и взгляды последнего не могли остаться для него неизвестными, даже если Фалес не был его учителем в строгом смысле этого слова. Он родился в 610/09 г. до н.э. и умер вскоре после 547/46 г. Выдаваясь среди своих соплеменников своими математическими и географическими знаниями, он продолжил в самостоятельных исследованиях начатые Фалесом космологические изыскания; свои выводы он изложил в самостоятельном, уже рано потерянном сочинении, и он является древнейшим греческим прозаиком и первым философским писателем.

Анаксимандр подверг критике космологическую теорию своего предшественника. Почему на самом деле была выбрана вода? Первичная субстанция, из которой сделаны все вещи, не может быть одной из своих особых форм. Следовательно, это должно быть что-то отличное от них, нечто более фундаментальное, поскольку разные формы материи постоянно борются друг с другом: горячее против холода, влажное против сухого. Эти постоянные нападения друг на друга или совершение «несправедливости» в греческом смысле означает отсутствие равновесия. Если бы одна из этих форм была главной проблемой, она бы давно победила другие формы. Первичная материя — это то, что Аристотель называет «материальным основанием». Анаксимандр называет это «безграничностью», неограниченным запасом материала, который распространяется во всех направлениях. Из него мир возникает и в него в конце концов обращается.

4 стр., 1799 слов

Учения Анаксимандра

... но и самозарождение жизни. Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций) Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. ... философами. Представителями Милетской школы Фалесом (конец VII – пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI до н.э), Анаксимандром ... в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не ...

«Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него, говорит он, выделялись небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они умирают по прошествии очень значительного времени с момента своего появления, и все они циркулируют бесконечное количество раз» .

Началом всего он признал «беспредельное», т.е. бесконечную массу вещества, из которой возникли все вещи и в которую они возвращаются после своей гибели, «платя друг другу пеню и кару за неправедность, в надлежащем порядке времени». Под этим первовеществом, однако, он не мыслил ни один из позднейших четырех элементов, ни вещество, промежуточное между воздухом и огнем или воздухом и водой (таковы две гипотезы, которые упоминает Аристотель без указания их авторов, и которые многие толкователи Аристотеля, отчасти противореча своим собственным иным показаниям, приписывают Анаксимандру), ни, наконец, такое смещение отдельных веществ, в котором последние пребывали бы в своем определенном, качественно-многообразном виде. Напротив, не только из определенного свидетельства Феофраста, но и из суждений Аристотеля следует, что Анаксимандр либо решительно отличал свое «беспредельное» от всех определенных веществ, либо же – что более вероятно – совсем не высказывался более определенно об его свойствах, но все же хотел обозначить этим понятием лишь то вещество, которое не обладает ни одним из отличительных качеств отдельных веществ. Таким образом, его «бесконечность», которую он считал пространственно неограниченной, стала для него одновременно внутренне или качественно неопределенной.

В пользу бесконечности этой изначальной субстанции Анаксимандр приводил — хотя и необоснованно — соображения, которые в противном случае были бы исчерпаны при создании вещей. Как первичная субстанция, бесконечность не возникает и не разрушается, и ее движение столь же вечно. Следствием этого движения является «выброс» некоторых веществ. Сначала отделились теплое и холодное, из обоих возникло влажное; из последнего выделилась Земля, воздух и огненная сфера, которая окружила Землю, как шарообразная скорлупа. Этот снаряд разорвался и образовал трубы в форме колеса с дырками, заполненные огнем. Трубки эти, движимые течениями воздуха, вращаются вокруг Земли в наклонно-горизонтальном направлении; огонь, который они изливают при вращении из своих отверстий и который постоянно восстановляется из земных испарений, объясняет также явление проносящихся по небу молний. (Это представление кажется нам довольно странным. Но в действительности оно есть первая известная нам попытка механически объяснить правильное движение звезд наподобие позднейшей теории сфер).

Земля имеет форму цилиндра. Благодаря тому, что она находится со всех сторон на одинаковом расстоянии от границ мира (который, следовательно, мыслится, по-видимому, в форме шара), она сохраняется в покое. Сначала он был в жидком состоянии, а при его постепенном высыхании появились живые существа. Люди первоначально зародились в воде и были покрыты рыбообразной чешуей; они покинули воду, лишь когда настолько подросли, что могли существовать на суше.

14 стр., 6515 слов

Философия Древнего мира

... об исходных противоречиях общественного сознания, разрешение которых и есть рождение философии. 2. Главные периоды античный древний мир мыслитель С развитием рабовладельческого общества и его самосознания, с развитием ...

Что касается происхождения человека, у Анаксимандра было чрезвычайно «современное» видение. Учитывая, что ребенку требуется длительный период заботы и защиты, он приходит к выводу, что если бы человек был таким, какой он есть сейчас, он не смог бы выжить. Поэтому когда-то он должен был быть другим. Следовательно, он должен был развиться из животного, которое может начать заботиться о себе быстрее. Этот вид доказательства называется доведением до абсурда. Из этого предположения делается вывод о том, что в данном случае человек не может выжить. Следовательно, это предположение должно быть отброшено. Если это свидетельство будет принято, то предположение, что человек всегда был таким, какой он есть сейчас, подразумевает, что он не мог выжить, поэтому аргумент о том, что человеческая эволюция продолжается, устанавливается без особого труда. Но Анаксимандр не удовлетворился своими доказательствами, он утверждал также, что человек происходит от морской рыбы; подтверждение тому он находил в наблюдениях над ископаемыми останками и над тем, как акулы выкармливают детенышей.

Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют стихийно-материалистические положения милетской школы, и в частности ее ориентацию на диалектику.

Анаксимен

Третьим знаменитым милетским мыслителем был Анаксимен.

Анаксимен — последний из милетской триады — далеко не так интересен, как Анаксимандр, но он делает некоторый важный шаг вперед. Анаксимен, также уроженец Милета, слывет у позднейших писателей учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Кроме того, что он был наиболее молодым из трех, мы не знаем ничего достоверного о времени его жизни.Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.

Так получалось, что представитель каждого нового поколения философов пересматривал положения своих предшественников и на их основе создавал что-то своё собственное. Анаксимен был поборником простоты, первым стал излагать философские идеи не вычурными стихами, понять которые мог далеко не каждый, а безыскусной и всем доступной прозой. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первовещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не апейрон, который никто и никогда не видел. Анаксимандр напрасно изобретал что-то несуществующее, первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух. Находясь в однородном и недвижимом виде, воздух, как и апейрон Анаксимандра, неосязаем. Но стоит ему прийти в движение, и мы ощутим его в качестве ветра. Стоит ему преобразоваться в другие вещества, и он становится виден. Именно из-за неосязаемости воздуха, его схожести с абстрактным апейроном, скорее всего, Анаксимен и признал его первоосновой всех вещей. Кроме того, он мог руководствоваться такими соображениями, что воздух – самый распространённый и самый подвижный элемент. Земля, огонь и вода являются только как бы островками, со всех сторон окружёнными воздушным океаном, который, кроме того, заливает собой все пустые промежутки, проникает во все поры другого вещества и омывает его отдельные частицы. Да и животные с растениями не могут жить без воздуха.

Вращение небесных тел, которое Анаксимандр называл причиной возникновения всех вещей, Анаксимен признавал («небо – это вращающийся свод» [5] ), хотя и считал его вторичным, говоря, что «светила совершают повороты, отбрасываемые вспять сжатым и сопротивляющимся воздухом»[6] . Непонятно только, почему светила движутся по кругу, а не взад-вперёд. Впрочем, это не единственное противоречие, которое породил в своих изысканиях Анаксимен. Очевидно лишь то, что он на первый план выдвигал понятия разреженности и плотности первовещества, которым для него был воздух. «Разрежаясь, [воздух] становится огнём, сгущаясь – ветром, потом облаком, [сгустившись] ещё больше – водой, потом землёй, потом камнями, а из них – всё остальное»[7] . Процесс образования из воздуха облаков, а затем и земли сходен, по его мнению, с валянием шерсти, из которой образуется войлок. Идея плотности – большая заслуга Анаксимена, воспринятая современной наукой. Анаксимандр видел различие между четырьмя основными элементами в размере и весе составляющих их однородных частиц. Современная физика же, вслед за Анаксименом, считает, что газы, жидкости и твёрдые тела различаются друг от друга по расстоянию между составляющими их частицами (атомами, молекулами), то есть по их плотности. Но предвидение Анаксимена относится не только к области физики, но и к философии. Он, в сущности, открыл закон перехода количества в качество, унаследованный от него многими современными мыслителями, в том числе Гегелем и Марксом. Скопление большого количества частиц у Анаксимена приводит к превращению жидкости в твёрдое тело, а уменьшение их количества – в газ.

4 стр., 1954 слов

Философия как способ освоения мира

... первоначально недифференцированного состояния ко все большей специализации и дифференциации философского знания; от философии как творчества отдельных мудрецов – к формированию профессионального философского сообщества; от ... конденсированной и четкой форме. По текстам великих философов мы реконструируем образ мышления и «картины мира» древних греков и средневековых людей, деятелей европейского ...

Анаксимен пересмотрел также взгляды Анаксимандра на место земли во Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Ученик ото всего этого отказался. Земля в мире не одна, есть ещё твёрдые тела (то есть состоящие из земли, по терминологии того времени) помимо неё. Правда, либо взгляды самого Анаксимена по данному вопросу были не совсем ясными, либо пересказчики его идей не смогли в них разобраться. Согласно одним из них, он считал, что «и Солнце, и Луна, и прочие звёзды берут начало и происходят из земли…. Солнце – это земля, но только от стремительного движения она ещё и преизрядно нагрелась» [8] . Согласно другим, Солнце, Луна и звёзды состоят из огня, как думали и все остальные мыслители, но «в пространстве светил имеются также землистые образования, которые круговращаются вместе с ними»[9] . Если верным является второй пересказ, то взгляды Анаксимена на устройство Вселенной были схожими с принятыми современной астрономией: Солнце и звёзды находятся в состоянии плазмы, а вокруг них вращаются планеты, представляющие собою твёрдые тела. Первое же предположение является неверным с научной точки зрения, но всё равно смелым. Отсюда было недалеко и до мысли, что есть и другие миры и что человечество не одно во Вселенной. Но раз земля не одна, значит, все небесные тела не могут находиться в центре Вселенной и быть равноудалёнными от её концов. Что же их поддерживает, если нет равнодействия сил тяготения? Все небесные тела, по мнению Анаксимена, плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его…, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен»[10] . В подтверждение своей мысли Анаксимен приводил много примеров, доказывающих, что запертый и неподвижный воздух способен выдерживать большую тяжесть. Делая гениальные предположения в одном (наличие множества твёрдых небесных тел), Анаксимен ошибался в другом. Земля оказалась круглой, а вместо сжатого воздуха её удерживают на определённой орбите силы всемирного тяготения.

6 стр., 2817 слов

Марк Аврелий: император и философ

... По словам античных историков, Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: "Государства процветали бы, если бы философы были бы властителями или ... раннего эллинизма, и сохранившей влияние вплоть до конца античного мира. Свое имя школа получила по названию портика Стоа ... Очевидно, потому, что в то время рушился античный мир, христианство начинало завоевывать души. Как следствие, вещи лишались ...

Будучи философом в третьем поколении (идейно, по возрасту, но не генетически), Анаксимен мог обойтись без мифологического наследия, используя лишь идейное наследие предшествующих ему исследователей природы. В мифах нет параллелей его идеям, ни один миф, например, не считал прародителем всего сущего воздух. Разумеется, его схема возникновения и существования материального мира не была научной, доказанной опытным путём. Но она была плодом рационального осмысления окружающего мира.

Современные исследователи не жалуют Анаксимена, считая, что его идеи были шагом назад от Анаксимандра к Фалесу. Ему ставят в вину отказ от многих положений Анаксимандра, что он считал Землю плоской как лист, а не цилиндром наподобие барабана. Их воззрения отличались друг от друга лишь мнением о толщине плоской Земли. Обвиняют Анаксимена в возврате к мысли Фалеса о существовании опоры для Земли. Но такова была логическая плата за признание существования других твёрдых небесных тел. Обвиняют, что он заменил абстрактный апейрон, более подходящий к принятому ныне тоже абстрактному термину «материя», на реальный воздух, что он давал неверные объяснения многим астрономическим и метеорологическим явлениям. Многие обвинения безосновательны, говоря о других ошибках Анаксимена, не следует забывать об его огромном вкладе в развитие философии и естествознания. Ему принадлежит идея перехода количества в качество, он смог верно объяснить различие между четырьмя основными элементами, утверждал, что Земля – не единственное твёрдое тело во Вселенной, что горячее и холодное – это не противоположности, но лишь разные состояния одного и того же вещества. Сами противоречия в его учении служили на пользу развития философии, позднейшие мыслители, пытаясь преодолеть их, добивались значительных результатов. Например, Анаксимен, вслед за своими учителями, утверждал, что материя-воздух бесконечна в пространстве, она объемлет собою весь мир и помимо неё ничего не существует.

Заключение

Мыслители из Милета стали зачинателями европейской философии – системы рационалистических воззрений на мир. Они не просто рисовали картину мира такой, какой она им представлялась, но и пытались обосновать свои суждения с помощью разумных доводов. Сознание начинает освобождаться из плена мифов, появляется идея аргументации «от природы», развивается система отвлечённых понятий. Так что умственный труд милетских философов вовсе не пропал даром.

Такие мыслители, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления о природе, сделав ее предметом системного беспристрастного исследования. Милетские «физики» – типичные философы ранней греческой философии. Аристотель дал собирательный образ этим мыслителям, назвав их «физиками», философами, которые изучают природу. Именно они пытаются первыми увидеть мир умственным взором и пытаются начать поиск единства с миром. По их убеждению не было бы существенным ничего, что не было бы природой. Люди, божества, мир образуют единый универсум, весь находящийся как бы в единой плоскости – они суть части или аспекты одной и той же природы, в которой действуют одни и те же силы.

11 стр., 5316 слов

Философия, ее предназначение, сущность и функции

... мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность. Решая основной вопрос, философы ... его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, ...

Историческая заслуга милетской школы состоит в раз­работке принципов философского познания и объяснения мира. До них мир рассматривался как творение внешних по отношению к миру сил (богов).

Милетские философы, напротив, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого.

Основная цель милетских философов познание сущности (субстанции, первоосновы) мира. Они ищут ту первоос­нову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи. Ищут то, что при всех изменениях мира остается в нем постоянным и неизменным. Эта постоянная, неизменная первооснова мира на философском языке назы­вается сущностной субстанцией (архе).

Сама идея искать основу и причину мира в нем самом, а не вне его представ­ляла собой качественно новый взгляд на мир и его познание.

Первоосновой мира милетцы считали то или иное кон­кретное вещество. У Фалеса — это вода, у Анаксимена – воздух. Однако у Анаксимандра это уже апейрон, понима­емый как некая неопределенная и беспредельная материя.

Исходя из материальной первоосновы мира, милетцы развивают идею о материальном единстве мира. Мир един. Он имеет единую материальную первооснову. Эта перво­основа существует вечно, она несотворима и неуничтожима, она беспредельна и бесконечна, существуя в фор­ме отдельных вещей.

Из материального единства мира выводилась идея о вза­имосвязи и взаимообусловленности всего со всем в этом мире и идея об объективном характере закономерностей его развития.

Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Она первая предложила понимание материальной первоосновы мира, и тем самым заложила основы европейской науки. Вопросы, которые они задавали, заслуживали внимания, а их смелость вдохновляла последующих исследователей.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/miletskaya-shkola-filosofii/

1. Аристотель. Метафизика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.

2. Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914.

3. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов» М.1989 г.

4. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., 1975-1984, Т.1-4.

5. Сальников В. П. Философия: Учебное пособие для слушателей юридических вузов. / В. П. Сальников, Г. Н. Хон. – СПб.: «Университет», 2003. – 320 с.

6. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., «Высшая школа», 1981. Стр. 125

8. Плутарх. Пир семи мудрецов.

9. Гомперц Т. Греческие мыслители. Минск, Харвест, 1999.

10. Рассел Б. История западной философии. 2004. С.315.

11. Рассел Б. Мудрость запада. 2004. С.235.

[1] Энгельс Ф. Диалектика природы, с.2

[2] Плутарх. Пир семи мудрецов.9.153

[3] Аристотель. Метафизика, I, 3.

[4] Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. с. 38.

[5] Мнения философов, II, 11. 1 // Фрагменты ранних греческих философов, стр. 131.

[6] Там же, II, 22, 1 // Фрагменты ранних греческих философов, стр. 132.

[7] Симпликий. Комм. к «Физике», 24, 26 // Фрагменты ранних греческих философов, стр. 129.

[8] Псевдо-Плутарх. Строматы, 3. Фрагменты ранних греческих философов, стр. 130.

[9] Ипполит. Опровержение всех ересей. I, 7, 1. Фрагменты ранних греческих философов, стр. 130.

[10] Аристотель. О небе, II, 13, 294.