Актуальность темы. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей со взрослыми и сверстниками. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.
Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста
... культуры речевого общения детей дошкольного возраста в игровой форме обучения будет наиболее эффективным, если: гармонично развить все стороны речи (фонематический, грамматический, лексический), определяющие формирование культуры речи дошкольников ... оказывает пример общения взрослых. Необходимо ... у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. ...
Цель: Изучить роль общения в психическом развитии ребенка
Задачи:
- Провести теоретический анализ по проблеме развития общения и его влияния на психическое развитие ребенка;
- Подобрать методики диагностики и провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития общения у детей;
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
- Провести психокоррекционную работу и дать рекомендации родителям по развитию общения у дошкольников.
Объект: процесс развития общения и его роль в психическом развитии ребенка.
Предмет. Роль общения в психическом развитии ребенка.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между родительским отношением в семье и уровнем общительности ребенка.
Научной разработанность темы. Особенности развития общения ребенка показаны в многочисленных исследованиях отечественных авторов Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С.Мухина, A.M. Прихожан, B.C. Мухиной, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Ряд зарубежных авторов Й. Лангмейер и 3. Матейчик, В. Денис и П. Наджарьян отражают в своих работах сущность материнской депривации и специфику психического развития детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике по выявлению уровня развития общения у дошкольников. Разработанные механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста позволяют решить многие проблемы психоэмоционального, поведенческого характера. Предложенные в работе игры является одним из способов, обеспечивающих процесс социализации каждого ребенка.
1.1 Понятие и особенности возрастной периодизация развития общения у детей общая характеристика общения детей
Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка [9].
Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» для нас синонимы.
Для анализа общения можно использовать общепсихологические концепции деятельности. Мы воспользовались теорией деятельности, разработанной в советской психологии А. Н. Леонтьевым [7].
Коммуникация выполняет в жизни людей ряд функций. Мы выделяем 3 функции друг от друга: организация совместной деятельности, формирование развития межличностных отношений и взаимного знакомства людьми.
Значение категории общения определяется тем, что она позволяет раскрыть социальную сущность человека и его личность, а также понять развитие детской психики как процесс, который происходит через присвоение детьми своего социального и исторический опыт человечества в контексте реального общения со взрослым, живым носителем этого опыта, поэтому основным, основным видом деятельности ребенка в детстве является эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый.
1.2 Влияние общения на психическое развитие ребенка
Коммуникация служит постоянным источником тем и моделей для игровых действий детей, а также контекстом, в котором у ребенка развивается потребность выразить в игре то, что он узнал от окружающих его людей и о них. В процессе психического развития руководящая деятельность ребенка всегда тесно связана с общением, которое принимает форму, соответствующую руководящей деятельности.
Изучение особенностей общения детей дошкольного возраста со сверстниками
... литературы. Изучение понятия общения. Особенности общения детей дошкольного возраста. Развитие общения детей сверстниками. Экспериментально исследовать особенности общения дошкольников со сверстниками. Обобщение и ... общения. На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками. [4, с.13] В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети ...
Анализ общения ребенка с окружающими его людьми не только обогащает психологические характеристики каждой возрастной группы. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию механизмов изменения руководящей деятельности. Общаясь в процессе занятий со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму, то есть находится в «зоне ближайшего развития», где сотрудничество с партнерами, превосходящими его по опыту а знания помогают ему реализовать свой потенциал… Следовательно, именно благодаря общению ребенок предрасполагает к смене предыдущей деятельности на следующую, более высокую по своему развитию
2.1 Методы диагностики влияния общения на умственное развитие ребенка и организация эмпирических исследований
В первой главе мы теоретически обосновали роль общения в умственном развитии ребенка. На основании этого мы провели эмпирическое исследование, целью которого было выявить уровень развития общения ребенка с родителями и окружающими его людьми, а также провести психокоррекционную работу и дать родителям психологические рекомендации по вопросам развитие общения между дошкольниками.
Домашнее задание:
2.2 Анализ и оценка результатов диагностики развития уверенности в себе
После проведения установочного эксперимента мы получили следующие результаты.
Таблица 1 — Результаты методики «Тестовая анкета для выявления родительского отношения к детям», которая диагностирует отношение родителей к детям
Таблица 2 — Результаты методики «Тест на определение степени заботы родителей по отношению к своему ребенку»
Таблица 3 — Результаты методики «Диагностика развития общения со сверстниками» в неблагополучных семьях
Таблица 4 — Результаты методики «Диагностика развития общения со сверстниками» в обеспеченных семьях
Таблица 5 — Результаты методики «Анкета для воспитателей» Каков ребенок в отношениях с окружающими его людьми? «диагностировать коммуникативные черты личности дошкольника из неблагополучных семей
Таблица 6 — Результаты методики «Анкета для воспитателей» Каков ребенок в отношениях с окружающими его людьми? «диагностировать коммуникативные качества личности дошкольника из обеспеченной семьи
Таблица 7 — Общие результаты диагностики развития общения со сверстниками и диагностики коммуникативных качеств личности дошкольника
3.1 Коррекционно-развивающие игры по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста
На основе нашего исследования мы обнаружили, что дети стремятся, но не могут или не могут установить контакт со взрослыми, выбирают подходящие способы общения со сверстниками, проявляют к ним вежливое и доброжелательное отношение, соблюдают этикет при разговоре и слушании партнера. Предлагаемые игры помогут учителям, психологам и родителям научить детей навыкам межличностного общения, преодолеть страх общения у застенчивых и нерешительных детей, развить навыки совместной деятельности и воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста ...
... результаты изучения уровня развития творческих способностей младших школьников. 4. Разработать программу внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего ... результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность. П. Торренс под креативностью ... его протекания, работы человека-творца, ... уже выработаны у школьника. Элемент творчества ...
Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению
«Кто говорит?»
Цель: развитие внимания к партнеру, слухового восприятия.
3.2 Рекомендации родителям по развитию общения у детей
Чтобы помочь родителям увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, способным общаться с окружающими, вы можете дать родителям следующие советы.
Коммуникативные навыки включают:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
ПРИЛОЖЕНИЕ А, Методика 1. Тест-опросник выявление родительского отношения к детям
Опросник предназначен для определения типов воспита¬ния родителями своих детей.
Инструкция.
В нашем доме главный — наш ребенок.
1. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
Методика 2. Тест «Забота родителей о ребенке»
Для определения степени проявления заботы родителей по от-ношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.
Методика 3. Диагностика развития общения со сверстниками
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.
Методика 4. Анкета для воспитателей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Цель: оценить коммуникативные качества личности ребенка-дошкольника.