Физическое воспитание детей школьного возраста

Курсовая работа

Физическое воспитание детей школьного возраста — важная и ответственная задача социального воспитания. Успешное решение данной проблемы определяется уровнем подготовки родителей, учителей и медицинских работников образовательных учреждений, умением использовать в своей работе лучший опыт физического воспитания.

Э. Я. Степаненкова отметила, что физическое воспитание играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребёнка, но и передает ему как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности [22].

Согласно Ю. В. Менхину обучение в физическом воспитании – это процесс формирования у человека способностей осуществлять двигательную деятельность с наибольшей эффективностью [17].

Очень важно понять, что под влиянием различных средств физического воспитания (гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений) укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Для этого необходимо освоить методику физического воспитания, утренней гимнастики, подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию школьников и спланировать их выполнение.

При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития [10].

Актуальность работы:

известно, что физическое воспитание в каждом отдельном возрасте имеет свою специфику. Затем при организации физического воспитания в школах прорисовываются свои методические особенности организации физического воспитания.

Основная задача физического воспитания в образовательном учреждении — обеспечить полную физическую подготовленность каждого ребенка, помочь им приобрести набор сильных двигательных навыков и умений, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни.

7 стр., 3063 слов

Физическая организация баз данных на машинных носителях

... время все большее значение приобретает объектно-ориентированный подход к представлению данных. Физическая организация баз данных Физическая организация данных определяет собой способ непосредственного размещения данных на машинном носителе. В современных прикладных программных средствах этот ...

Всестороннее развитие ребенка предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится сильнее, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, повышается его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая подготовленность определяют дальнейшее развитие физических возможностей детей. Таким образом постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

Для успеха физического воспитания детей необходимо максимально учитывать особенности физиологии возраста. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей школьного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

Как известно, физическая активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и изменяется под влиянием условий окружающей среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

Поэтому предметом данной работы является процесс физического воспитания в школе, а предметом изучения считается метод организации физического воспитания школьников.

Цель работы — выявить особенности физического воспитания школьников.

Задачи курсовой работы:

  • изучить структуру физического воспитания детей школьного возраста;
  • раскрыть особенности методики и организацию физического воспитания детей школьного возраста.

Курсовая работа включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Объем курсовой работы 47 страниц. Для написания работы использовано 25 источников.

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание — органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания — занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами — гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы — солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования.

По мнению Т.Ю. Круцевич физическое воспитание зарождалось в недрах общества и является продуктом той общественной информации, в которой оно существует [12].

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно усваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и программ физического воспитания.

Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической подготовленности [19].

4 стр., 1661 слов

Роли матери и отца в воспитании детей

... рассмотрение функций и роли матери и отца в процессе воспитания ребенка. Целью данной работы является выявление роли матери и отца в процессах воспитания ребенка . В работе поставлены следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка 2. Осуществить экспериментальное исследование по выявлению роли матери отца в процессах воспитания 3. Осуществить ...

Анализ физического воспитания как социального явления позволяет узнать основные закономерности становления и развития советской системы физического воспитания, особенности ее функционирования и построения. Совокупность подобных знаний необходима для осуществления физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с принципами образования и воспитания [17].

По мнению Курамшина Ю.Ф. [24] в теории и практике физической культуры детей все многообразие задач приведено в стройную систему. В его основе лежат общие задачи, решаемые при всех формах непосредственного использования средств физической культуры. К общим задачам относятся:

  1. Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укреплять здоровье, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; повышать общую работоспособность;
  2. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необходимые в разнообразной двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучать сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практики; формировать культуру двигательных действий, воспитывать стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;
  3. Совершенствовать двигательные и связанные с двигательной деятельностью интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучать детей к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;
  4. Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучать элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятельное использование средств физической культуры в личной жизни и при руководстве занятиями других лиц; приобщать к доступной спортивной деятельности и обеспечить постепенное повышение спортивных достижений;
  5. Воспитывать высокие нравственные качества, приучать к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в учение и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства [18].

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности [19].

Согласно Т.Ю. Круцевич [12] младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности. Повышению восприимчивости способствует авторитет учителя, вера в истину всего, чему его учат, и усердие.

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляются специфика индивидуальных двигательных проявлений, предрасположенность к определенным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования [12].

13 стр., 6153 слов

Физическая культура личности

... двигательной составляющих. Поэтому с глобальной точки зрения роль физического воспитания в развитии современного общества связана не только с поддержанием здоровья и физической подготовленности личности, но и с формированием многогранной личности. Физическая культура, ...

Задачи физического воспитания. Ж..К. Холодов [25] отметил задачи, решаемые в этом возрасте:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются основными критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, способов воздействия на организм.

Для детей школьного возраста потребность в высоких физических нагрузках естественна. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни [14].

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).

Средний школьный возраст (младшие подростки) сенситивен к вне учебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможности. Их превлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность к самоутверждении и безоглядная готовность к действию [10].

Как отметил Ж.К. Холодов [25], что подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [7].

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте. Многогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет:

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

3 стр., 1437 слов

Методические принципы физического воспитания

... физические упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные движения, при их выполнении сама собой необходимая степень осмысления действий не достигается. В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация движений, что в принципе ...

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов

двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

3) продолжать развитие координационных (ориентирование в

пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и

точность реагирования на сигналы, согласование движений,

ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости)

способностей;