Физическая культура и социализация

Контрольная работа

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Физическая культура — одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура — неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... взгляд, необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; ... В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во ...

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт — составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

4 стр., 1978 слов

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения

... воспитания и обучения высвечивает истоки всемирного педагогического процесса. История школы и воспитания эпохи Возрождения ... культуру античного мира, в частности греческую культуру периода её рассвета, способствовала бурному развитию науки и искусства. В эпоху Возрождения ... внимание физическому и умственному воспитанию детей, ... воспитания (аристократического). В рыцарском воспитании были заложены идеи ...

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта — на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.

С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.

Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения. Российское общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере.

В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации в общем и в российском обществе последнего времени. Нами будут использоваться учебные пособия и материалы исследований из периодической печати.

Сущность процесса социализации личности

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

4 стр., 1580 слов

Индивидуальное поведение личности в организации

... психологических особенностей; системы потребностей, мотивов, интересов; системы управления личностью, ее «Я-образ». Поведение в организации (организационное поведение) – область междисциплинарных исследований, концентрирующаяся на поведении индивидов и групп в организациях и тесно связанная с теорией организаций. Однако в ...

Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация — это процесс становления социального «Я».

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.

Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[1]

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.[2]

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация — это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.[3]

Ресоциализация — это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общнотсти. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

5 стр., 2272 слов

Социализация как фактор развития личности

... физические факторы. Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности, не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством ... включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, ...

Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет).

Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

Социализация личности в спорте

Спорт, обладая связями с различными сторонами общественной, трудовой, собственно-культурной деятельности, выступает не только в качестве важной сферы проявления творчества и социальной активности масс, но и одним из существенных факторов, способствующих формированию активного созидательного начала личности.

Социализация понимается как процесс усвоения социальных норм и ролей, в результате которых формируется социальная зрелость и способность эффективно участвовать в жизни общественных групп и самого общества. Усвоенные социальные роли, нормы, стереотипы и привычные (ожидаемые) реакции составляют более или менее устойчивые нормы поведения. Процесс социализации охватывает весь жизненный путь человека в обществе.

Спорт позволяет выявлять новые аспекты сущности человека, поскольку он создает условия и предоставляет возможности для деятельности, через которую развертывается процесс социализации личности, перевод различных ценностей культуры общества в плоскость внутреннего содержания человека.

Во многих государствах мира спорт занимает главенствующие позиции в общественной жизни. Так, например, начиная с 1970-1980 гг. прошлого столетия в США спорт является «второй религией», в которую верит большинство американцев. Здоровый образ жизни для каждого американца означает очень многое. Это, прежде всего, карьера, личное счастье, светлое будущее и т.д.

В спорте, как и в культуре в целом, с одной стороны, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, происходит выработка установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т.п. С другой стороны, личность включается в активную деятельность в этой важной сфере социальной жизни общества, она превращается в участника коллективной деятельности.

Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

На первых этапах своей спортивной карьеры юный спортсмен соприкасается с тренерами, судьями, соперниками, членами своей команды. Эти конкретные люди (новые агенты социализации), ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Эта первичная социализация особенно важна, так как в ней закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. Агентами первичной социализации ребенка, играющими главенствующую роль, выступают родители. Тренер играет одну из ведущих ролей.

Агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

9 стр., 4011 слов

По физической культуре «Влияние высшей нервной деятельности ...

... деятельности. Под способностями понимают сочетание врожденных функциональных факторов - психических и физиологических (двигательных) функций - с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы. Но для того, чтобы особенности проявились у человека, ... Так, спортсмены с сильной нервной системой, которая отличается одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, могут в ...

Если первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой половине жизни, то вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации — Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, федерациями, средствами массовой информации (СМИ) и т.д.

Первичная социализация спортсмена — это сфера межличностных отношений (например, спортсмен-тренер), вторичная социализация — сфера социальных отношений (например, спортсмен — федерация по виду спорта).

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер — администратор, воспитатель, учитель), а вторичной — одну, две функции.

Если рассматривать этапы социализации с позиции социологической науки, то можно выделить три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Дотрудовой этап охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Ранняя социализация охватывает время от рождения ребенка до его поступления в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства. Стадия обучения включает весь период юности в широком понимании этого термина, к которому относится и обучение в вузе.

Трудовой этап социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны. На этом этапе личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, что придает особое значение трудовому этапу, признание которого логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Проблема послетрудового этапа социализации еще до конца не изучена, так как проблемы пожилого возраста становятся наиболее актуальными в настоящее время. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, характеризует успешную социальную политику государства, а с другой — приводит к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

В социологии физической культуры и спорта этапы социализации спортсмена, как правило, связывают с процессом формирования его спортивной карьеры. Исходя из этого постулата, конкретизируют следующие этапы социализации:

1) вхождение субъекта в спортивную деятельность;

2) занятия спортом в детско-юношеском возрасте;

3) переход из любительского спорта в профессиональный;

4) завершение спортивной карьеры и переход в другую сферу деятельности.

Первый этап социализации

Как показывают исследования, испытания в этот период не все могут выдержать. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в профессиональном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Участие в соревнованиях в различных городах и странах, получение первых гонораров, достижение высоких спортивных результатов и побед позволяют им активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки.

вторым этапом социализации

5 стр., 2076 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе ... условные рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение ...

Третий этап социализации, Четвертый этап социализации

В целом социализация спортсмена должна обеспечить ему возможности не только включения в активную и продолжительную спортивную жизнь, но и гарантировать эффективную общественную интеграцию.

Социальная ответственность спортсмена

Спорт охватывает широкий диапазон явлений, обладающих специфическими особенностями и подчиняющихся определенным законам. Для человека, который занимается спортом, он является средством саморазвития, обретения душевного равновесия, способности к самоконтролю. Но для большинства людей, которые задействованы в сфере спорта высших достижений, спорт — это профессия.

Каждый, кто так или иначе связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые предоставляет ему тот или иной вид спортивной деятельности. В то же время, занимаясь физкультурно-спортивной деятельностью, важно помнить о социальной ответственности перед обществом. Социальная ответственность подразумевает рациональное совмещение образовательной, трудовой и спортивной деятельности, а также ответственность перед обществом за предоставленную возможность достижения высоких спортивных результатов.

Социальную ответственность спортсмена рассматривают исходя из этапов его социализации. Занятия спортом в детско-юношеском возрасте позволяют человеку укреплять здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время необходимо помнить об ответственности за рациональное совмещение образовательной и спортивной деятельности. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и занятий спортом. Тренеры должны не только заботиться о спортивных результатах юных спортсменов, но и воспитывать у них чувство социальной ответственности перед обществом. Тренировки не должны ограничивать сферу деятельности юного спортсмена, иначе это может нанести вред развитию его кругозора и в конечном итоге снизить ответственность за свою будущую жизнь. Учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям, с одной стороны, являются необходимыми условиями для формирования личности спортсмена, а с другой стороны — обязательным условием для переключения с одного вида деятельности на другой, что в конечном итоге способствует быстрейшему восстановлению организма после физических нагрузок.

На спортсмена, достигшего высокого профессионального мастерства, ложится и высокая социальная ответственность, так как он является представителем своей страны на мировых спортивных аренах. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он превращается в героя, кумира молодежи. Очень часто высокие достижения спортсменов, а в большей степени и сами спортсмены, используются политиками в своей предвыборной агитации на выборах различного масштаба. В этой связи необходимо помнить о личной социальной ответственности спортсмена, так как к спортсмену, достигшему высоких спортивных результатов, общество предъявляет и высокие требования. Необходимо понимать, что если он использует допинг, курит, употребляет наркотики или алкоголь, а также участвует в рекламе сомнительных товаров, то тем самым пропагандирует девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих кумиров.

44 стр., 21917 слов

Влияние агрессивных видов спорта на человека

... личности человека. Предметом исследования является личность, проявляющаяся в таком типе межличностных отношений, как агрессия. Объект исследования: в исследовании принимали участие спортсмены, люди не занимающиеся спортом, хоккеисты. Целью исследования является выявление некоторых особенностей личности спортсменов, ...

Социальная ответственность спортсмена проявляется в противоречиях, обусловленных личными и общественными интересами в сфере спора. Нередко спортсмен стоит перед выбором: участвовать в коммерческом старте, который не был запланирован в его выступлениях, или сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны.

Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в спортивный заграничный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор порой нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстракласса, с другой — заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.

Социальная ответственность в спорте обусловлена, во-первых, качеством воспитательного процесса, позволяющим формировать всесторонне развитого человека, отвечающего за свои поступки. Во-вторых, — регламентированными нормативно-правовыми документами, в которых прописаны условия выступления за национальные команды и определены меры материального о морального поощрения.

Проблема формирования личности в процессе социализации

Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с помощью обобществления личности.

Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.

В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы.[8]

Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

Основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

3 стр., 1246 слов

Проблемы социализации подростков в современном Российском обществе

... проблем социализации подростков в современном росссийском обществе, В первой главе мы охарактеризовали понятия, фазы этапов и факторов социализации. Рассмотрели Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и ...

В рамках социально-философской характеристики самообразование — это то, что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «самосоциализации».[9]

Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов которой является самообразование.

В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с потребностями личности.

В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально- политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение образования и профессиональной подготовке.

В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.

В статье Здоровского настораживает то, что проблемой, требующей изучения, выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии, то есть — уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и «индивидуализация».

Авторы ниже отмечают, что другой проблемой выступают потребности, интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее различных групп населения российского общества.

На наш взгляд ориентация на социальные группы при решении вопроса о самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.

Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование будут получать люди, близкие к криминалу.

Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Поэтому поводу можно понять обеспокоенность директора Международного института планирования образования ЮНЕСКО Жака Аллака, который считает, что «правительство… должно финансировать все уровни и типы как формальной, так и неформальной системы образования и профессиональной подготовки для тех, кто хочет и способен воспользоваться ими, но не может за них заплатить».

Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации. Однако, не только сфера права является показателем цивилизованности общества. Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление девиантного поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще всплывает вопрос о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения.

Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять бюджет, способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от нее выгоду.

Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее время криминализируется и деградирует.

Подготовлен Национальный доклад ООН о развитии человеческого потенциала за 2002 — 2003 годы. В докладе подчеркивается, что на человеческое развитие государство воздействует прежде всего своей бюджетной политикой.

ООН рекомендует России переориентировать бюджетную политику на решение социальных, гуманитарных и интеллектуальных целей. В докладе говорится, что на науку в России в последние годы направляется 1,6 процента ВВП, в развитом мире — не менее 2,2 процента. Н образование в развитом мире направляется 6 %, в России — около 3 %. На охрану здоровья развитые страны направляют 8-14 %, в России — 2,4 — 3,5 %.[10]

Доклад отмечает, что в Росси существует недопустимо огромный разрыв доходах 10 процентов богатых и бедных групп населения.

В нынешней Росси, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на те ценности, которых достигло цивилизованное общество — гуманизм, справедливость, свобода.

Свобода требуется и для самообразования. Если человек для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 — 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется.

Психологи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает его психику и ведет к срыву.

Заключение

Социализация — это процесс посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.

Анализ литературы показывает, что до тех пор пока людям не будут платить достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения правового государства и гражданского общества. Бедность вынуждает людей искать дополнительные заработки (часто незаконные).

Парадоксально слышать от Президента фразу «Нужно строить гражданское общество». Это напрямую касается социализации. Если же расшифровать высказывание «неадекватная реакция общества на происходящее», то это получается как призыв к гражданской войне.

Маленький октябренок давал клятву: «Обязуюсь быть честным …». Его социализация была принудительной. Однако и в настоящей России личность ограничивается в свободе выбора при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Успехи человека определяются не только тем, чему он научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях.

Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к тем его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования личности в качестве полноправного, всесторонне развитого члена общества и сочетание которых предполагает большую выраженность амбивалентности в личности, чем это было ранее.

В русле спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора социализации и воспитания личности, так как непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются разнообразные межчеловеческие отношения. Совокупность этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта, а через него и более общего социального опыта.

Важно отметить, что приемы и навыки, приобретённые в спортивных организациях, используются и в тех видах деятельности, которые непосредственно со спортом не связаны; члены спортивных организаций принимают участие в крупных общественных кампаниях; с помощью спорта молодёжь приобщается к жизни общества. Отношения и нормы поведения в спорте стали настолько очевидным инструментом социализации, что такие влиятельные общественные институты, как школа, политические партии и пр., используют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем активнее происходит вовлечение в спорт, тем больше проявляется возможностей и разнообразия в формах самой социализации.

На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что к показателям социализации специалистов в сфере физической культуры и спорта можно отнести:

  • использование в реальной жизни универсальных свойств и качеств личности, приобретенных в процессе спортивной деятельности (здесь мы подразумеваем: проявление жизненной активности;
  • отрицательные и положительные личностные качества;
  • цели спортивной деятельности и их реализация);
  • мотивы (здесь мы подразумеваем мотивы выбора вида спорта, специальности;
  • отношение к учебной деятельности, профессиональной деятельности);
  • ценностные ориентации (это жизненные планы, слагаемые жизненного успеха;
  • удовлетворенность профессиональной деятельностью;
  • требования к работе, жилищные условия, заработная плата;
  • зависимость между стажем и направлением профессиональной деятельности);
  • социальный статус и мобильность (преимущества спортсменов перед представителями других видов деятельности; профессиональная самостоятельность, творческая активность).

Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Сюда можно отнести подготовленность к длительному тренировочному процессу, социально-психологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию. Процесс социализации, как известно, начинается задолго до прихода в спортивную секцию, но формирование и развитие личности происходит на протяжении всего периода занятий спортом, именно в это время спортсмен обретает ценности физической культуры и спорта. Благодаря результатам социализации создаются предпосылки формирования профессиональной направленности, успешного овладения профессией и эффективного выполнения работы специалиста.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет приобретение спортсменами мобилизационных ценностей, которые приобретаются в результате спортивной деятельности. К их числу относятся: способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто найти выход из сложной ситуации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sotsializatsiya-lichnosti-v-sporte/

1. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 1997. №10

2. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997

3. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. //Социологические исследования. 1997. №10

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997

5. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997

6. Российская Федерация сегодня. — 2004. — №5

7. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. — 1998. — №5. 8. Фомин Ю.А. Влияние российского спорта на формирование личности // СОЦИС. — № 10. — 2008.

9. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. — М.: Академия. — 2001. 10. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Смоленск: СГАФКСТ, 2008. — 216с.