Диагностика школьной тревожности

Курсовая работа

Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, основываясь на своем собственном опыте и наблюдениях за людьми, которые живут рядом с ним, что тревога — это повсеместное и глубокое явление. Можно предположить, что думающий че­ловек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие дей­ственного контроля над ядерным оружием и радикальные по­литические и экономические перемены; он увидит также ме­нее очевидные, более глубокие и в большей степени, касаю­щиеся каждого индивида лично источники тревоги, находя­щиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он об­щается. Это несогласие человека с самим собой, отсутствие психологически приемлемых ориентиров, отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, характеризующихся повышенной тревожностью, незащищенностью, эмоциональной нестабильностью. О повышении тревожности и страха у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

Психологическое самосознание детей, поступающих в школу, характеризуется отсутствием любви, теплых и надежных отношений в семье и эмоциональной привязанности. Появляются признаки затруднения, напряженности в контактах, страхов, беспокойства, регрессивных тенденций.

И родители, и учителя прекрасно знают о тяжелых школьных годах для беспокойных детей. Но школьное время — это главная и основополагающая часть детства: это время становления личности, выбора жизненного пути, усвоения норм и социальных правил. Если тревога и незащищенность являются лейтмотивом опыта ученика, то формируется тревожная и подозрительная личность. Выбор профессии для такого человека основан на желании обезопасить себя от неудач, общение со сверстниками и учителями не в радость, а в тягость… А интеллектуальное развитие школьника, связанного тревогой в руках и ногах, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальности мысли, любознательности. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новое и нестандартное видение или решение, он хочет идти своим путем. Тревожные люди — рабы давно принятых, часто устаревших, но неоднократно проверенных вариантов.

5 стр., 2129 слов

Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать

... является одним из любимых литературных героев. Сочинение на тему может ли человек сам себя воспитать Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и ... на урок, неряшливый вид, отсутствие дневника подчеркнут пробелы в воспитании этого ребенка. Таким образом, чтобы всегда ... основания думать, что герой хорошо понимает народ и знаком с его нуждами. Да и сами люди тоже ...

Цель: Выявить уровень тревожности у учащихся 1 класса.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ исследованной темы.

2. Провести эмпирическое исследование.

Объект исследования: учащиеся 1 «б» класса, СШ г. Бологое.

Предмет исследования: тревожность у школьников

Гипотеза. Существуют гендерные различия в проявлении школьной тревожности у первоклассников.

Методики:

1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.

1. 1. Понятие тревожности.

Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов считает, что слово «тревога» означает трижды повторенный противником предупредительный сигнал.

В психологическом словаре тревожность — это индивидуальная психологическая характеристика, состоящая из повышенной склонности испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые не предрасполагают к ней.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодическое проявление тревоги, возбуждения ребенка, то тревога — стабильное состояние.

Беспокойство не связано с какой-либо конкретной ситуацией и возникает и проявляется практически всегда.

В психологической литературе можно найти несколько определений этого понятия, хотя большинство исследований сходятся во мнении о признании необходимости рассматривать его по-разному — как ситуационное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так А. М. Прихожанин указывает, что тревога — это переживание эмоционального переживания, связанное с ожиданием неприятностей, с предчувствием неминуемой опасности. Различайте тревогу как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамент.

По определению Р. С. Немова «Тревога — постоянно или ситуативно проявляющееся свойство человека входить в состояние повышенной тревожности, испытывать страх и тревогу в определенных социальных ситуациях».

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического университета, считает, что тревога определяется как устойчивый негативный опыт тревоги и ожидания проблем от других.

По определению С. С. Степанова «тревога — это переживание эмоционального переживания, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Поэтому понятие психологов «тревожность» обозначает состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, страхам и тревоге, имеющим отрицательный эмоциональный оттенок.

Термин «тревога» также используется для обозначения относительно стойких индивидуальных различий в склонности переживать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревога как черта характера или личностная тревога не проявляется непосредственно в поведении. Но его уровень можно определить, исходя из частоты и интенсивности, с которой у человека возникает состояние тревоги.

5 стр., 2460 слов

Психические состояния человека

... индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность ─ неуверенность, активность ─ пассивность, ─ толерантность и ... т. д.). В зависимости от влияния на личность, психические состояния человека делятся на: положительные и отрицательные, стенические и астенические. Возникновение ...

По мировой статистике, обычная «норма тревожности» — 15% , в России — 60-75%.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого человека накануне возможных жизненных проблем и осложнений. Это состояние не только совершенно нормально, но и играет положительную роль. Он выступает своеобразным мобилизационным механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. совершенно ненормально снижать ситуативную тревожность, когда человек, столкнувшись с серьезными обстоятельствами, демонстрирует халатность и безответственность, что чаще всего указывает на жизненную позицию детства, недостаточную формулировку самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Его можно рассматривать как черту личности, проявляющуюся в постоянной склонности испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые ей объективно не благоприятствуют. для него характерно состояние необъяснимого страха, неопределенное чувство угрозы, готовность воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Восприимчивый к этому состоянию ребенок постоянно находится в недоверчивом и подавленном настроении, ему сложно контактировать с окружающим миром, который он воспринимает как пугающий и враждебный. Привязка в процессе формирования характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савина — это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Таким образом, неприятие, неприятие со стороны матери ребенка вызывает у него беспокойство из-за неспособности удовлетворить потребность в любви, привязанности и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»).

Неспособность удовлетворить потребность ребенка в любви заставит его искать ее удовлетворения любыми способами.

Детское беспокойство также может быть следствием симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать чувствует себя единым целым с ребенком, пытаясь защитить его от трудностей и проблем жизни. Он «привязывается» к себе, защищая себя от мнимых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает тревогу, оставшись без матери, легко теряется, беспокоится и боится. Вместо активности и независимости развиваются пассивность и зависимость.

Одна из наиболее частых причин беспокойства — это чрезмерные требования к ребенку, негибкая и догматичная система образования, не учитывающая активность, интересы, способности и склонности ребенка. Самая распространенная система воспитания — «ты, должно быть, отличник». Ярко выраженные проявления тревожности наблюдаются у детей с хорошей успеваемостью, которые отличаются сознательностью, точностью в сочетании с ориентацией на оценки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Вынужденное участие ребенка в делах, не интересующих ученика, ставит его в ситуацию неминуемой неудачи.

31 стр., 15034 слов

Школьная тревожность учащихся первых классов

... работы: школьная тревожность учащихся первых классов. Предмет исследования: содержание, формы и методы психологической поддержки учащихся младшего школьного возраста для предупреждения и коррекции школьной тревожности. Цель исследования:рассмотреть концептуальные подходы к преодолению школьной тревожности детей ...

Пытаясь развить в ребенке такие качества, как сознательность, послушание, аккуратность, педагоги часто усугубляют и без того тяжелое положение ребенка, усиливая давление требований, невыполнение, что влечет за собой внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) — особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того ,чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл обучения в самом процессе обучения и развития, ориентация на результат и даже больше на бренд, поскольку конечная цель всех усилий ученика в сочетании с преувеличенными потребностями родителей способствует перегрузке своих сил, извращает их направление. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, а оценки становятся средством достижения положения родителей, учителей и одноклассников.

Интенсивность самого переживания тревожности, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольных учреждениях и начальных классах мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.

Корень детской тревоги — это не открытое пренебрежение интересами ребенка, а нестабильная, неуверенная, а иногда и просто самообманывающая любовь порождает в нем внутренний конфликт. Как же иначе — он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан — и сам не знает за что. Суть тревоги — внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально чувствует в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Тревожным детям свойственны частые проявления тревожности и беспокойства, а также большое количество страхов, а страхи и тревога возникают в ситуациях, когда ребенку, по всей видимости, ничего не угрожает. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Итак, ребенок может волноваться: пока он в саду, с его мамой вдруг что-то случится.

12 стр., 5690 слов

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной ...

... точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. «Мальчик трех с половиной лет, - рассказывает Рибо, - увидев хромого, шедшего по дороге, ... какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей [8, с. 14]. Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем, ...

Тревожным детям часто свойственна заниженная самооценка, в связи с чем они ждут проблем от окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро на них реагируют, склонны отказываться от занятий, например рисования, в которых им трудно.

У этих детей можно заметить заметную разницу в поведении в классе и за его пределами. Вне учебы они подвижные, общительные и прямолинейные дети, в классе скучные и напряженные. Они отвечают на вопросы учителя тихим глухим голосом, могут даже начать заикаться. Их речь может быть очень быстрой, поспешной или медленной, сложной. Как правило, возникает длительное возбуждение — ребенок возится с одеждой, чем-то манипулирует.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом).

Манипулирование собственным телом снижает их эмоциональное напряжение, успокаивает.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их дизайн отличается обилием штриховки, сильным давлением и даже небольшими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное и сдержанное выражение лица, они опускают глаза, аккуратно сидят в кресле, стараются не делать лишних движений, не шумят, предпочитают не привлекать внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим маленьким мальчикам: «Посмотрите, как хорошо у Саши. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот список достоинств верен: эти дети ведут себя «хорошо».

Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Саша совсем не любознательный. Любит делать только то, к чему привык. Никак не удается заинтересовать его чем-то новым. «Люба очень нервная. Чуть что – в слезы. И не хочет играть с ребятами – боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке – не оттащишь».

Поэтому для поведения тревожных детей характерны частые проявления тревожности и тревожности, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, чувствуя угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Важное место

Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Проблема тревожности особенно остро стоит у детей подросткового возраста. Из-за ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревожности». Подростки беспокоятся о своей внешности, проблемах в школе, отношениях с родителями, учителями и сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

2. 2. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии

Программа «Самочувствие»

Данная программа представляет собой набор игр, объединенных в два цикла и направленных на снижение уровня тревожности у детей.

31 стр., 15210 слов

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой ...

... самостоятельности. Дети с ЗПР конституционального происхождения много играют, в игре проявляют много творчества и выдумки, при этом быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Наблюдается равномерное проявление инфантилизма во всех сферах психического ...

Первый цикл включает в себя игры, основная цель которых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля

Второй цикл включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения.

Каждое занятие может включать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинацию нескольких игр на усмотрение психолога. Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума.

Первый цикл

Занятие 1. «Игра в рисунки»

Занятие 2. «Разрывание бумаги»

Занятие 3. «Игра с секундомером»

Занятие 4. «Представь, что ты это можешь»

Занятие 5. «Игра с глиной (тестом, пластилином)»

Занятие 6. «Волшебный ковер»

Занятие 7. «Спрятанные проблемы»

Второй цикл

Занятие 8. «Чувства»

Занятие 9. «Мир чувств»

Занятие 10. «Направленная визуализация»

Занятие 11. «Сочинение историй с помощью предметов»

Занятие 12. «Стройка»

Занятие 13. «Фотоальбом»

Первый цикл

«Игра в рисунки»

Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности. «Игра в рисунки» позволяет снизить у ребенка уровень тревоги для повышения эффективности дальнейшей работы.

В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь).

«Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы).

«В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?» Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша.

«Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки).

19 стр., 9094 слов

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста

... направленных на формирование у детей восприятия сказки. 3. На третьем этапе дается анализ эффективности работы по формированию восприятия сказки дошкольниками. Практическая значимость: Эта работа заслуживает внимания не только детского психолога, но ...

В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.

«Игра в рисунок»

«Разрывание бумаги»

Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.

«Игра с секундомером»

Эта игра проводится для того, чтобы ребенок овладел навыками самоконтроля. В результате у ребенка повысится мотивация контроля за своими реакциями и он получит возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.

Для проведения игры понадобятся секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики. Ребенку предстоит выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение.

Начиная игру с секундомером, психолог говорит: «Сейчас я тебе дам десять фишек. Вот кубики. Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

Усложнение игры состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться) психолог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом последнему дается инструкция не обращать на терапевта внимание. Последующие возможные усложнения игры связаны с удлинением времени выполнения задания на 5 минут.

«Представь, что ты это можешь»

Упражнение используется с целью выработки у ребенка уверенности в своих силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается.

В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

«Игра с глиной (тестом, пластилином)»

Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

Вначале ребенку дается возможность изучить свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом психолог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребенок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы – созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.

Существуют два основных способа работы детей с материалом:

1. Создание единичных символических образов.

2. Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

Данная игра позволяет ребенку снизить уровень тревожности, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение.

«Волшебный ковер»

Игра направлена на снятие у ребенка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности.

Для проведения игры необходимо иметь маленький легкий коврик, который ребенок мог бы легко перемещать, но в то же время мог уместиться на нем сидя и лежа.

Психолог предлагает коврик ребенку и говорит, что это не простой коврик, а волшебный, и в данный момент он превратился в дом (больницу, садик, кроватку и т. д. в зависимости от проблемы ребенка).

Затем психолог предлагает поиграть на этом коврике и сам включается в игру, беря на себя роль мамы (воспитателя или другого человека в зависимости от проблемы ребенка).

«Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм второго цикла.

Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

Второй цикл

«Чувства»

Основная цель игры – помочь ребенку в выражении чувств и обучение соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.

Для проведения игры психологу необходимо подготовить кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и др.).

На первом этапе психолог знакомит ребенка с изображениями, называя чувства. Затем он просит ребенка показывать ему кубик и называть, какое чувство на нем нарисовано. При этом вовсе не обязательно, чтобы ребенок называл именно то чувство, которое первоначально было закреплено за изображением.

На следующем этапе психолог предлагает ребенку построить башню или дом из кубиков. При этом ребенку необходимо брать любой кубик, называть чувство, которое на нем изображено, а затем использовать его для постройки.

Усложнение игры заключается в том, что ребенку предлагается не только назвать чувство, которое изображено на кубике, но и рассказать, в какой ситуации он испытывал (испытывает, мог бы испытывать) это чувство.

«Мир чувств»

Данная игра позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Вовлечение в игру способствует снятию психологических защит и в условном игровом контексте делает возможным словесное описание ребенком своих переживаний. Кроме того, игра позволяет ребенку отреагировать свои чувства, которые он осознает, но не может выразить словами.

В ходе игры психолог располагается на уровне ребенка: либо за столом, либо на полу. У него имеются 8 листов бумаги размером 10×15 см, а также маркер и стаканчик с фишками. Это могут быть крышки от бутылок, кружочки, вырезанные из цветного картона, или игральные фишки.

В начале игры ребенка просят перечислить все знакомые ему чувства. При этом психолог с помощью рисунков на листе бумаги схематично передает это чувство (например, радость – улыбка, грусть – слеза и т. д.).

Психолог старается, прежде всего, выяснить те чувства, которые связаны с имеющимся нарушением у ребенка. При затруднении словесного выражения чувства психолог может подсказать ребенку варианты. После того как все 8 листов заполнены, психолог располагает их перед ребенком. Затем психолог рассказывает какую-либо историю, при этом он кладет фишки на те картинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно несколько усложнить, если с помощью фишек передавать интенсивность и силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на одной картинке.

Следующие истории ребенок рассказывает сам, а психолог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если для передачи чувств не хватает изображений, их можно нарисовать дополнительно. Данная игра особенно эффективна при работе с тревожными детьми: она позволяет разобраться в причинах, вызывающих у ребенка тревожное состояние.

«Направленная визуализация»

В основе этой игры лежит метод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми вначале необходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызывать у ребенка зрительные образы.

При использовании этого метода ребенок получает контроль над собственным телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.

Ребенку предлагается расположиться в специальном, удобном кресле или на кроватке. Затем ребенка просят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно напрягая и расслабляя их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц. Хотя глубокая мышечная релаксация способствует успешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы или при работе с маленькими детьми (которым трудно сохранять неподвижное положение) достаточно просить ребенка просто выполнять задания, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксации с открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать свое воображение в условиях, не способствующих погружению в глубокую релаксацию.

«Сочинение историй с помощью предметов»

Эта игра позволяет ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.

Для проведения игры понадобятся пять или шесть предметов. Эти предметы кладут перед ребенком и объясняют, что ему нужно придумать о них историю, причем история должна быть интересной и должна чему-то учить. После этого ребенок выбирает предмет и придумывает о нем историю. Во время рассказывания психолог может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог пересказывает историю, придуманную ребенком.

Основная цель сочинения ребенка и его пересказа психологом заключается в предоставлении ребенку возможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий.

«Стройка»

Данная игра поможет ребенку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции.

«Фотоальбом»

Данная игра позволяет не травмирующим ребенка образом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых для него людей, а также помогает ребенку выразить свои чувства.

Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они подобрали и принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.

Принесенные фотографии раскладываются на полу, чтобы их можно было хорошо видеть. Затем психотерапевт задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. После чего выявляются фотографии, которые ребенку почему-либо не нравятся. Психолог расспрашивает ребенка, что именно на них ему не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось: разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».

Подобную игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот «фотоальбом» можно показать родителям.

Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.

Метод последовательной десенсибилизации., Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения., Выводы по главе 1.

Состояние чистой или как говорят психологи, «свободно плавающей», тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.

Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и «под маской».

Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.

Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.

Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.

А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы

  • Программа для детей, поступающих в школу.
  • Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Программа по развитию уверенности в себя и способности к самопознанию и др.

Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.

Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуализации (некоторые представления).

Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.

Глава 2. Эмпирическое исследование.

2. 1. Программа эмпирического исследования.

Исследование будет проводиться в 1 классе средней школы г. Бологое. В исследовании участвуют 7 человек, в возрасте от 7 до 8 лет. Из них 4 девочки и 3 мальчика.

Будет проводиться методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, с целью изучения уровня и характера тревожности у учащихся младшего школьного возраста.

Методика 1.

Цель: Выявить гендерные различия в проявлении школьной тревожности.

Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция:

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или

«-» если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно пи тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто- нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают,

чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои дноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

2. 2. Интерпретация полученных данных

По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены в приложении.

Таблица 1.

Общее число несовпадений по всему тесту.

Порядковый № испытуемого

Общий результат по тесту

%

1 Ира 29,3
2 Никита 55,2
3 Настя 55,2
4 Марина 24,1
5 Оксана 32,7
6 Дима 49,9
7 Валера 39,6

Таблица 2.

Общий средний результат по тесту Филлипса

девочки мальчики
35,3 48,2

Таблица 3.

Число совпадений по каждому из 8 факторов.

Факторы тревожности
1 2 3 4 5 6 7 8
1 22,7 54,5 30,7 33,3 33,3 0 0 75
2 81,8 27,3 38,4 16,6 83,3 80 80 62,5
3 72,7 36,4 38,5 83,3 83,3 60 40 50
4 36,3 45,4 53,8 66,6 33,3 40 20 50
5 36,4 36,4 30,7 33,3 66,6 40 20 37,5
6 49,9 36,3 53,8 49,9 49,9 60 60 50
7 49,9 36,3 53,8 16,6 33,3 60 20 62,5
Общее среднее 49,9 38,9 42,8 42,8 54,7 48,5 34,3 55,4

Условные обозначения:

1. Общая тревожность в школе;

2. Переживания социального страха;

3. Фрустрация потребности в достижении успеха;

4. Страх самовыражения;

5. Страх ситуации проверки знаний;

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Можно ли утверждать, что одна из выборок превосходит другую по уровню тревожности?

Подсчет ранговых сумм по выборкам учеников 1 класса

(мальчики и девочки).

Девочки (n1= 4) Мальчики (n2 =3)
Показатель тревожности ранг Показатель тревожности ранг
32,7 3 55,2 6,5
29,3 2 39,6 4
24,1 1 49,9 5
55,2 6,5
Суммы 141,3 12,5 144,7 15,5
Средние 35,3 48,2

Общая сумма рангов: 12,5 + 15,5 = 28

Расчетная сумма:

7

  • (7+1) 7·8

Σ (R1) = ————— = ——— = 28

2 2

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Мы видим, что по уровню тревожности более «высоким» рядом оказывается выборка мальчиков. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 15,5.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:

Н0: Группа мальчиков не превосходит группу девочек по уровню тревожности.

Н1: Группа мальчиков превосходит группу девочек по уровню тревожности.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U по формуле:

nx

  • (nx + 1)

U = (n1

  • n2) + ————— — Tx

2

где n1 – к -во испытуемых по выборке 1.

n2 – к — во испытуемых по выборке 2.

Тх – большая из двух ранговых сумм.

nx – х-во испытуемых в группе с большей суммой рангов.

3·(3+1)

Uэмп = (4·3) + ————— — 15, 5 = 2, 5

2

Поскольку в нашем случае n1 ≠ n2, подсчитаем эмпирическую величину U и для ранговой суммы (12,5), подставляя в формулу соответствующее ей nx:

4·(4+1)

Uэмп = (4·3) + ————— — 12,5 = 9,5

2

Для сопоставления с критическим значением выбираем меньшую величину U: Uэмп = 2, 5

По Таблице 2, Приложение 1 определяем критические значения для соответствующих n, причем меньшее n принимаем за n1 (n1 = 3) и отыскиваем его в таблице. Большее n принимает за n2 (n2 = 4) и отыскиваем его в таблице.

Uкр = {

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп ≤ Uкр

Построим «ось значимости»

Подсчет ранговых сумм по выборкам учеников класса 1

Uэмп = 2,5

Uэмп > Uкр

Ответ: Но принимается. Группа мальчиков не превосходит группу девочек по уровню тревожности.

Выводы

Мною было проведено исследование среди учащихся 1 класса (7-8 лет).

Выявлено, что в данной группе детей с повышенной тревожностью нет. Выявлен средний уровень тревожности у 66,6 % мальчиков. У 33,3% мальчиков и 25% девочки наблюдается высокий уровень общей школьной тревожности. Низкая сопротивляемость стрессу выявлена у 33,3 % мальчиков. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, выявлен у 33,3 % мальчиков.

Гипотеза, предложенная мною в начале исследования, не подтвердилась. В данной группе мальчики не превосходят девочек по уровню тревожности. Но все же гендерные различия в проявлении школьной тревожности у учащихся 1 класса наблюдаются, хоть и незначительные.

Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Общий средний результат тревожности по тесту у мальчиков – 48,2 %, у девочек – 35,3 %.

В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя.

Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т. д.

Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Заключение

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.

Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Таким образом, вопросы изучения детской и подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов — выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/shkolnaya-trevojnost/

1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал – 1997 № 2.

2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.

5. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.

6. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. М. – 2001.

7. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.., 1996.

8. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И.Щербанова, М., 1987.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.

10. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1994

11. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.:: Политиздат, 1990.

12. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. М. – 2003.

13. . Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В., Просвещение, 1991.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие., М.: Владос, 1996, с. 529.

15. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.

16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.

Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, №2, с. 39.

Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие для студентов Высших учебных заведений. М. – 1998, с. 601.

Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.// Ж. «Дошкольное воспитание», 1996, №4, с. 11.

Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М. -1995, с. 138.

— Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.