Система непрерывного профессионального педагогического образования в России

Курсовая работа

Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образование один раз на всю жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (пожизненного) обучения возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимости учиться постоянно содержатся в древних писаниях Библии, Коране, Талмуде, в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях типа «Век живи — век учись».

Таким образом, идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать к концу XX в. Это объясняется динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять, уточнять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.

В 80-е гг. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непрерывного образования. Сущность концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации. Предполагалось, что непрерывное образование облегчит для человека перемену социальных ролей в разные периоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития.

Непрерывное профессиональное образование — это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира. Т.о. актуальность темы курсовой работы заключается в том, что её рассмотрение позволяет установить соответствие системы профессионального образования в нашей стране принципам и требованиям непрерывного образования, которое является наиболее приемлемым для современного общества.

5 стр., 2313 слов

Состояние здоровья общества и качество жизни

... В свою очередь, качество жизни является интегральной характеристикой, осуществляющей физическое, социальное и психологическое функционирование пациента. В соответствии с приведенным определением здоровья, ВОЗ определяет КЖ как индивидуальное соотношение человеком своего положения в жизни общества, в ...

В процессе написания курсовой работы передо мной стояли следующие задачи: раскрыть понятие непрерывности профессионального образования, охарактеризовать его систему в современной России и раскрыть сущность каждой ее ступени. Таким образом, моя основная задача – провести полный анализ функционирования системы профессионального образования и привести полную ее характеристику.

Объектом курсовой работы является непрерывное профессиональное образование, а предметом – его система в нашей стране.

Перед написанием работы была выдвинута гипотеза о том, что все ступени непрерывного профессионального образования нашей страны на современном этапе взаимосвязаны и дополняют друг друга.

При написании курсовой работы был проанализирован ряд учебников, учебных пособий и переодической литературы, непосредственно связанных с темой курсовой работы, авторы которых (Сластенин, Никитина, Морева и др.) достаточно подробно занимались рассмотрением данной проблемы, что в свою очередь дает полное и четкое представление о системе* непрерывного профессионального образования, т.е. основными методами, используемыми в процессе написания курсовой работы, были синтез и анализ.

* — интерпритация понятия дана в приложении 1

1. Понятие непрерывного профессионального образования

непрерывное профессиональное образование

1) к личности.

2) к образовательным процессам (программам).

3) к организационной структуре образования.

«Признаками непрерывного образования, т.е. совокупностью характеристик, составляющих его отличительные особенности, являются: а) формальный – увеличение временной протяженности образовательного процесса, распространение учебной деятельности на период взрослой жизни человека;

б) содержательный – целостность пожизненного образовательного процесса;

в) сущностный – ориентация на поступательное обогащение творческого потенциала личности. Таким образом, непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения.

Системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования. Целостность системы непрерывного образования придает ей интегративные свойства, не выводимые путем простого суммирования свойств каждого отдельного компонента системы. Ключевыми понятиями, определяющими сущность этих интегративных процессов, являются: преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность.

Преемственность, Прогностичность, Гибкость и динамичность

В настоящее время система непрерывного профессионального образования России включает в себя 3 основные ступени: начальное профессиональное, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, но существуют и вспомогательные учреждения, помогающие профессиональному самоопределению личности, получению первичных знаний в какой-либо профессиональной сфере, а также повышению квалификации или переподготовки специалистов.

7 стр., 3075 слов

«Инклюзивное образование: организация работы с детьми с ...

... содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; ...

2. Профильное образование и довузовская подготовка

Введение в нашей стране профильного обучения на старшей школьной ступени является важным шагом на пути модернизации образования. Существенным преимуществом профилизации обучения является возможность более полного учета интересов и склонностей учащихся, вариативность образовательных программ и углубленного изучения предметов. Для старшей ступени общего образования предполагается новая структура учебного плана, в соответствии с которой все предметы делятся на три группы: базовые, профильные, элективные (т.е. по выбору).

Профильные предметы и курсы по выбору составляют в совокупности половину от общего числа учебных часов.

«Однако следует отметить, что в экспериментальном варианте нового базисного учебного плана общеобразовательных учреждений четко просматривается тенденция направленности профильного обучения в старших классах только на один вид профессионального образования – высшее. Это, безусловно, не лишено смысла, т.к. большинство выпускников средней школы пытаются поступить в вузы. Но в итоге поступают0то не все. Кроме того, следует заметить, что одной из важнейших целей профильного обучения все же является социализация подростков, обеспечение для них посредством полученного образования возможности найти достойное место на рынке труда, что вовсе не обязательно предполагает наличие у каждого высшего образования.» [6]

Еще одна проблема – это то, что «при выборе направления профилизации практически не учитывается рынок труда, развитие муниципального хозяйства и нет тесного сотрудничества с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Это говорит о том, что выпускники школ будут подготовлены не для рынка труда, а для биржи безработных. Если выпускник получает образование, наличие которого не позволяет ему активно влиться в местную социальную инфраструктуру города, то система образования недостаточно работает на социализацию. Технологический профиль в старших классах мог бы в этом плане сыграть просто незаменимую роль для выстраивания системы профилизации с учетом реальных потребностей рынка труда. Ведь сегодня нужно много специалистов среднего звена, которых готовит система начального и среднего звена.»[8]

3. Начальное профессиональное образование

Учреждения начального профессионального образования* согласно Типовому положению об учреждениях начального профессионального образования (1994 г.) могут создаваться (учреждаться) органами образования, государственными предприятиями и организациями, акционерными обществами, кооперативами, общественными организациями и отдельными гражданами. Для их создания необходима государственная регистрация, которая осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Эти учреждения получают право на образовательную деятельность с момента выдачи им государственным органом управления образованием разрешения (лицензии), в котором фиксируются контрольные нормативы, предельная численность обучающихся и сроки действия лицензии.