Уголок природы в детском саду (методика ознакомления детей с природой)

Курсовая работа

Растительный мир — главный компонент биосферы, собственно, и возникший — то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. Любое зеленое растение, прежде всего, выполняет свою космическую роль, заключающуюся в том, что, используя энергию солнечного луча и такие широко распространенные элементы, как вода и углекислый газ, создает органическое вещество своего тела и выделяет в атмосферу кислород. Человек дышит воздухом, содержащим кислород, который за миллионы лет накопил в атмосфере растительный мир. Это, можно сказать, ведущая функция зеленого растения, основа для поддержания природной среды в пригодном для жизни состоянии. Немаловажна и эстетическая сторона использования растений. Культивирование их позволяет людям приблизить к себе мир живой природы, тягу к которому все в большей мере испытывают горожане. Природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия, понятие это стало этической категорией философии и культуры.

Комнатные растения выходцы из разных мест обитания: пустыни, влажных тропических лесов и сухих субтропиков, горных лесов, альпийских лугов. Они находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста. Это позволяет использовать комнатные растения для формирования экологических понятий. Некоторые из комнатных растений являются лекарственными, другие ядовитыми, некоторые выделяют фитонциды. Эти факты можно использовать для ознакомления детей с ролью растений и их влиянием на человека и животных.

Дети старшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. Центральная связь, определяющая все явления растительного мира и частные связи, зависимости ярко выражены во внешних проявлениях. Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей.

12 стр., 5940 слов

Экологическое воспитания детей старшего дошкольного возраста

... экологические знания старших дошкольников. Предмет исследования - процесс экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: Раскрыть сущность и содержание экологического воспитания старших дошкольников. .Определить уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников. .Провести работу по экологическому воспитанию ...

В исследованиях Б.Н. Боневой, В.Г. Грецовой, Л.Ф. Захаревич, Р.Н. Мурсагуловой, Н.К Постниковой, И.А. Хайдуровой, Н.Е. Хрипач, Т.В. Христовской и др. раскрывается значение растений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. В работах Р.Н. Мурсагуловой, И.А. Хайдуровой отражена роль комнатных растений в умственном воспитании детей. По мнению авторов, комнатные растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Детям старшего дошкольного возраста доступны знания о строении, внешних признаках растений, зависимости состояния растений от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании. Н.Е. Хрипач исследовала роль комнатных растений в эстетическом воспитании дошкольников. По ее мнению, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе труда идет от ощущения и восприятия простейших различий красок, форм к более тонкому и активному осознанию гармонических отношений, нюансов цветовой гаммы.

Таки образом, при общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.

Цель работы:, Задачи работы следующие:

  • показать значение уголка природы в детском саду;
  • определить требования в организации уголка природы;
  • исследовать методы подбора комнатных растений в уголке природы в разных возрастных группах;
  • раскрыть формирование представлений о комнатных растениях и трудовых навыков по уходу за ними у детей дошкольного возраста.

Объект исследования -, Предмет исследования —

1. Значение уголка природы в детском саду и его роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

1.1 Значение уголка природы в детском дошкольном учреждении

Уголок живой природы имеет огромное значение для воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений позволяет формировать у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях. В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями уголка природы закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.

Присутствие комнатных растений в помещении детского сада важно с разных точек зрения для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей и поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае имеют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения. [7, с. 84]

23 стр., 11280 слов

Умственное воспитание детей средствами природы

... собностей. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в игре, продуктивной деятельности. В процессе разнообразных видов деятельности дети приобретают навыки ориентировки в окружающем, различные ... неживой природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, ...

Прежде всего, положительным психологическим фактором является красота комнатных растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость одновременно служат признаками красоты и показателями хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота на прямую зависит от условий, в которых они произрастают.

Комнатные растения положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение. Однако хотя интерьерное озеленение и приобретает массовый характер, оно не всегда бывает успешным. Ассортимент видов растений часто подбирается неграмотно и носит случайный характер, поэтому растения в условиях, не соответствующих их природе, быстро теряют свою декоративность или гибнут.

Композиция из тропических растений высоко декоративные и долговременно функционирующие композиции можно создать, лишь учитывая специфику интерьеров различного функционального назначения (архитектурные особенности, микроклиматический режим, цели и задачи оформления), подбирая для них соответствующие виды растений и оптимальные формы их размещения.

Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. [2, с. 63]

Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (различные виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный)

При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые растения рядом с детьми — это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов. В зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких растений. [4, с. 28]

12 стр., 5806 слов

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

... к природе. Глава 1. Работа по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста 1.1 Задачи и содержание экологического воспитания детей Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, ...

Для оформления лестниц, лестничных площадок и под лестничных пространств, где растения могут страдать от холода, постоянного недостатка света и сквозняков, можно использовать или очень ограниченный ассортимент нетребовательных растений (близкий к ассортименту, рекомендуемому для производственных помещений), или всевозможные природные материалы.

Традиционным местом размещения растений являются окна и подоконники как самые светлые места любого помещения. Ассортимент растений и их количество зависят от размеров окон и их ориентации по отношению к сторонам света. При размещении растений следует избегать их скученности, так как при этом они не только мешают друг другу, но и теряют свой декоративный эффект. Используя различные подставки, можно размещать растения на разных уровнях и создавать живописные композиции, в которых сочетаются экземпляры различной высоты. Прекрасным элементом оформления окон являются вьющиеся и ампельные растения. Вьющиеся растения размещают по бокам оконных проемов. Для них изготавливают специальные опоры (решетки, трельяжи, шнуры), по которым побеги растений поднимаются вверх, обрамляя окно. Растения со свисающими побегами помещают в специальные подвесные вазы и подвешивают вверху, ставят на полочках, укрепленных по бокам оконных проемов и на боковых стенках, примыкающих к окнам.

Растения можно также размещать вблизи окон и в глубине комнат на специальных столиках и подставках. На них ставят отдельные экземпляры или несколько гармонично или контрастно сочетающихся растений. В качестве подставки можно широко использовать современную низкую мебель со строгими линиями и большим количеством свободных горизонтальных плоскостей. Растение можно поместить на журнальном столике, подвесных шкафах и книжных полках, на шифоньере, серванте.

1.2 Требования в организации уголка природы в дошкольном образовательном учреждении

Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями. В групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты, например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение,

Труд и наблюдение детей за комнатными растениями в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной).

Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения на участке в эти периоды значительно сокращается, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой. [5, с. 27]

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений, с которым дети сталкиваются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время.

10 стр., 4789 слов

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на ...

... современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания ... сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и ...

При отборе предметов, объектов и развивающих материалов уголка природы для каждой конкретной возрастной группы в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей. Объекты, предметы и материалы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительных эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы.

Вместе с тем объекты и материалы должны быть не только содержательно, но и физически доступны детям. Также должны учитываться санитарно-гигиенические требования, особенно при поборе и размещении растений и животных: к месту их размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за этими объектами, сами же объекты не должны наносить вред здоровью детей. [3, с. 44]

Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:

  • «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения, которые лучше, чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих особей;
  • при организации уголка природы необходимо обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям. Если таковая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо содержать в отдельном помещении или исключить из группового уголка аллергенные объекты;
  • отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками;
  • комнатные растения должны быть безопасны для жизни и здоровья детей, т.е. не ядовиты, без колючек;
  • растения должны быть неприхотливы и доступны в уходе, не требующие специального ухода за ними;
  • подбор комнатных растений должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей. [2, с. 57]

Уголок природы должен быть правильно оборудован — он становится просто витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места — для выполнения трудовых операций и для хранения предметов ухода за растениями. Место для труда дошкольников — это небольшой столик, на который можно поставить растение во время ухода за растением. Оборудование для ухода может хранится в шкафу, тумбе или закрытой полке. (Приложение А)

1.3 Подбор комнатных растений в уголке природы в разных возрастных группах детского сада

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

7 стр., 3281 слов

Труд детей в природе как средство экологического воспитания

... Продолжать учить ухаживать за растениями и животными в уголке природы. 3.Формы организации труда в природе В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей в природе. 1. Индивидуальные поручения. Применяются ... обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений и животных и от ...

Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной).

Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

При отборе комнатных растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Требования к отбору растений уголка природы в детском дошкольном учреждении:

1. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями жизни, характерными для большой группы растений.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя).

Поэтому отбирают растения, неприхотливых к уходу за ними.

3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Комнатные растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения. [5, с. 36]

(Приложение Б)

Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели — это растения местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые.).

[7, с. 46]

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся.).

8 стр., 3542 слов

Этапы онтогенеза высших растений

... Этапы онтогенеза высших растений 1. Эмбриональный этап Эмбриональный этап онтогенеза растения семенных растений охватывает развитие зародыша от зиготы до созревания семени включительно. Рисунок 1. Этапы онтогенеза и фазы развития покрытосеменных растений ... пектинов (Мейчик и др., 2009). 2. Ювенильный этап Этап молодости у семенных растений начинается с прорастания семян или органов вегетативного ...

Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности.).

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы. [3, с. 54]

Уголок природы в младших группах.

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. [6, с. 63]

Уголок природы в средней группе.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности).

Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с растениями отмечает своеобразие их внешнего вида, строения. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть, удобрять. Наблюдая за растениями, подмечают яркие проявления в росте, развитии. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

6 стр., 2706 слов

Новая методология периодизации онтогенеза растений

... наблюдениями, будет изучаться органогенез эхинацеи, что позволит дать цитологическое обоснование онтогенеза растений. Рис.6. Схема онтогенеза и вегетационного периода эхинацеи пурпурной (по Е. А.Сас) : Эмбриональный ... налива и созревания семян нового поколения и отмиранием материнского растения. Общая продолжительность онтогенеза эхинацеи в условиях Крыма согласно представленной схемы составляет 470 ...

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к комнатным растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и другие. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов различных растений. [2, с. 84]

Уголок природы в старшей группе.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе комнатных растений для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления растений к условиям среды обитания. [2, с. 47]

Уголок природы в подготовительной к школе группе.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

4 стр., 1573 слов

Гибридизация протопластов растений

... клубней занимали промежуточное положение между культурными и дикими растениями. Вместе с тем гибрид, полученный в результате соматической гибридизации, оказался устойчивым к вирусу "У", чем отличался ... хромосом одного из родителей. В культурах межсемейственных гибридов наблюдалось много многоядерных клеток, клеток с мини ядрами, в метафазах делений встречались гигантские хромосомы. Отмечена ...

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, — герани, фуксии. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, — амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус. Первый период зимы для этих растений — период покоя, и в это время их почти прекращают поливать. [1, с. 44]

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера.); аспидистра, аспарагусы размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по количеству, так и по разнообразию обитателей. Значительно расширяется объем знаний, которые получают дети 6-7 лет, благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений, а также в результате привлечения детей к более сложным видам ухода за ними.

Учитывая возможности детей и требования программы, в уголке природы подготовительной к школе группы, помимо растений, рекомендованных для старшей группы, нужно вносить такие растения, которые требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Воспитателям очень важно знать о жизни каждого растения на родине, чтобы обеспечить правильный уход за обитателями уголка природы.

Интересно иметь и такие растения, на которых можно показать детям разные способы размножения: не только стеблевыми черенками и живыми кустиками, но и луковицами-детками, отпрысками, селением куста, а так же листовыми черенками (бегония рекс, узамбарская фиалка).

Кроме постоянных растений в уголке живой природы могут находится временные объекты природы. Например, мини-огород на окне — лук, чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок — это реальная витаминная добавка в питание детей. Эти растения полезны так же тем, что выделяют фитонциды и оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивают рассаду летников для участка, в конце зимы делают выгонку веток деревьев.

1.4 Формирование представлений о комнатных растениях и трудовых навыков по уходу за ними у детей дошкольного возраста

Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с делом. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы, что делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Отношение к природе выявить гораздо сложнее, так как оно проявляет себя по-разному: в переживаниях (а они могут быть скрытыми), положительных и отрицательных эмоциях, отдельных поступках, систематическом поведении.

Самые яркие проявления отношений — поведенческие, которые сочетают практические действия и поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента — специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение месяца.

Субъективное отношение ребенка к природе можно охарактеризовать следующими показателями

  • широта отношения к природе — отражает потребность ребенка вступать во взаимодействие с одним животным или растением (небольшая широта субъективного отношения) или со многими (значительная широта субъективного отношения);
  • доминантность отношения к природе — показывает место отношения ребенка к природе в системе иерархии других: чем большую роль играет отношение к природе в жизни ребенка, чем более высокое место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантнее;
  • устойчивость отношения к природе — характеризует стабильность субъективного отношения ребенка к объектам природы во времени (отношение к природе остается доминантным на протяжении длительного времени — высокая устойчивость);
  • осознанность отношения к природе — выражает степень осознанности ребенком своей привязанности к объектам природы;

— интенсивность отношения к природе — характеризует различную силу проявления отношения ребенка к природе и различные сферы его проявления. Один любуется цветком (низкий уровень интенсивности), другой старается собрать о нем информацию, третий старается его вырастить (высокий уровень интенсивности).

[3, с. 57]

Методика «Салон природы» Н.Е. Черноивановой поможет определить особенности предпочтений детьми реальных объектов природы и художественных образов природы. Ребенок может приобрести в «Салоне природы» любые три понравившиеся ему произведения искусства или объекта природы, если объяснит, для чего их приобретает и почему именно их.

Существует ряд методик, направленных на выявление эмоционального отношения детей к природе.

Модифицированный тест «Рожицы» позволяет определить характер эмоциональных отношений к явлениям и объектам природы и своим собственным чувствам. Диагностический изобразительный материал представлен серией рисунков, каждый из которых сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка-дошкольника ситуацию и снабжен двумя дополнительными изображениями улыбающегося и печального лица. Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного эмоционального состояния в подобных жизненных ситуациях. [6, с. 84]

Проблемная ситуация «Случай в природе» Н.Е. Черноивановой позволяет определить позицию ребенка в природном мире, его способность проявлять сочувствие, при необходимости оказывать помощь. Детям предлагается инструкция: «Послушайте рассказ, повествующий о беде растения, и скажите, как следует поступить, что сделать, чтобы помочь растению».

Методика «Секретный разговор» (старшая группа) способствует исследованию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка в процессе общения его с природой, а также выявлению имеющегося у детей опыта такого общения. Методика «Письмо зеленому другу» (старшая группа) помогает определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней, развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Методика «Радости и огорчения» (со старшей группы) поможет выявить место природы в системе ценностных ориентаций ребенка. Методика «Лес благодарит и сердится» (старшая группа) позволяет выявить отношение детей к природе, развить представления о правилах, нормах взаимодействия с нею. [6, с. 44]

Методика «Экологический светофор» (старшая группа) направлена на выявление представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой, допустимых и недопустимых действиях человека в природе, природоохранной деятельности; умения детей оценивать результаты взаимодействия с природой.

Методики «Рассказ», «Недописанные тезисы» направлены на выявление индивидуальных смыслов взаимодействия с природой; мотивов экологической деятельности, отношения к природе; понимания многосторонней ценности природы; представлений об экологической культуре человека, ее значении.

Так же детям можно предложить следующие темы для рассказов: «За что я люблю природу?», «Мое отношение к природе», «Природа в моей жизни», «Что такое природа?». Или попросить закончить предложение: «В жизни человека природа…», «Охранять природу — значит…», «Я люблю природу за то, что…», «Любить природу — значит…», «Я люблю природу, так как…», «Я люблю бывать на природе, потому что…», «Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…», «Основными правилами поведения человека в природе являются…», «Проявляя заботу о природе, я умею…», «Моя деятельность по охране природы заключается в…».

Особое значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста занимает диагностика сформированности практических навыков экологической деятельности ребенка. Детям предлагаются следующие задания: полить комнатные растения, поухаживать за ними и другие.

В процессе выполнения задания можно выявить, понимают ли дети цель труда, поставленную взрослыми, характер мотивации труда, могут ли по внешнему виду определять растения, нуждающиеся в уходе, способны ли предвидеть результат труда, умеют ли планировать свою работу по уходу за комнатными растениями, самостоятельно готовить необходимое оборудование для труда, освоили ли способы ухода за комнатными растениями. [6, с. 86]

В ряде методик диагностики экологического отношения детей к природе используется ранжирование. Например, для выявления представлений детей о важности способов освоения мира природы им предлагается расставить на ранговые места по степени важности для себя следующие способы освоения мира природы: чтение природоведческих книг; наблюдение за природным объектом; уход за комнатными растениями; уход за животными; изготовление поделок из природного материала. Для выявления уровня сформированности экологических знаний и приоритетности тех или иных групп знаний детям предлагается расположить по степени важности для себя следующие группы знаний о природе: знания о животном мире, растениях, человеке; знания об экологических проблемах, взаимодействии человека и природы, явлениях природы, цветах; знания о возможных видах деятельности человека в природе.

Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом экологического развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования. Педагоги и родители должны учитывать проблемы и приоритеты современной технологии экологического образования детей дошкольного возраста.

2. Организация труда в уголке природы в разных возрастных группах

2.1 Труд детей в уголке природы в младших группах

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах

представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).

Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая, рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.

В конце апреля в начале мая проводится посев крупных семян бобов,

фасоли, настурции.

В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты.

Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.

Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.

Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

2.2 Труд детей в уголке природы в средних группах

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями.

Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей.

Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.

Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.

Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.

В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.

Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.

После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки ,выжимают их и развешивают для просушки, затем растения ставят на место.

Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами ,мелкими животными уголка природы.

Ребёнок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами: помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы, как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в горшочке, которые сами для них вырастили.

Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать, узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).

В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или кролика (если есть соответствующие условия).

Теперь наблюдения за этими животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время ухода за ними. (Кролика нельзя держать в групповой комнате.)

Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе. В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).

Весной уголок, да и всю групповую комнату, украшают первые весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелески, сон-трава, хохлатка, гусиный лук. Летом в уголок природы дети приносят растения поля, луга и леса. Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных.

Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними.

Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя. В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных.

В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.

Как и во всех группах детского сада, постоянными и обязательными растениями уголка природы являются комнатные растения. Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года).

Они поливают растения. Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день.

Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая все ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.

При уходе за луковичными растениями поливают только землю и ни в коем случае не заливают луковицу. Необходимо объяснить детям, что поливать растения надо водой, которая уже стояла в комнате.

Необходимо также напомнить, что листья растений нужно содержать в чистоте, обмывать теплой водой: холодная вода им вредна. Растения с мелкими листьями (например, традесканцию, бегонию вечноцветущию) поливают из лейки с ситечком, ставя растения в таз. Необходимо показать, как рыхлить палочкой землю в горшках, постепенно приучая к этому уходу и детей.

В течение весенне-летнего периода, когда растениям нужно больше питания, необходимо при детях подкармливать растения органическими или минеральными удобрениями, привлекая детей к работе (полить растения водой до и после подкормки), объясняя им цель подкормки.

2.3 Труд детей в уголке природы в старших группах

В старшей группе детей знакомят с некоторыми способами размножения растений. Для этого пересаживают и размножают два-три растения.

В этой работе принимают участие и дети. Хорошо, если каждый ребенок будет вести наблюдение за ростом и развитием своего черенка и все интересное (по своему желанию) зарисовывать в индивидуальный альбом. Такие альбомы могут быть использованы как иллюстрации к беседе о комнатных растениях.

Выращенные растения дети могут подарить малышам либо пополнить уголок природы дома. В уголке природы старшей группы могут быть те же животные, что и в подготовительной к школе группе.

Разница лишь в объеме знаний, которые получают дети о том или ином животном, менее самостоятельном уходе за ним (осуществляется он всегда под контролем и при непосредственном участии воспитателя), более ограниченном сроке пребывания некоторых животных в уголке природы.

Основное требование, которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы, — создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных, необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия пребывания животного в неволе к естественным и заранее заготовить корм.

Животных нельзя держать в маленьких, узких, низких, не подходящих для них клетках, стесняющих естественные движения. Белок и большинство птиц лучше содержать не в клетках, а в просторных вольерах (от пола до потолка), сделанных из деревянных рам с натянутой металлической сеткой.

Для таких животных, как кролик, морская свинка, еж, нужны деревянные клетки — невысокие, но просторные, дающие возможность животным свободно двигаться. При недостатке места в большой вольере для птиц можно выделить место для содержания морской свинки. В этом случае в вольере выгораживается помещение достаточного объема с потолком из фанеры, чтобы животные не беспокоили друг друга. Мелких птиц можно держать в небольших клетках. Их лучше вешать на стенку вблизи окна на высоте 1,5 м от пола. Для ухода за животными нужен специальный инвентарь. Все предметы ухода за животными размещаются вместе с инвентарем по уходу за растениями. Некоторые предметы, например щетку, сметку, удобно держать непосредственно в вольерах.

Следует помнить взрослым и дать понять детям, что содержанию птиц, зверьков в уголке природы надо уделять самое серьезное внимание. Живое существо — это не игрушка, оно требует большого внимания и тщательного ухода: ежедневно в одно и то же время два три раза кормить, менять воду по мере загрязнения. (Не забывать на выходной день оставлять корм, воду!)

Очень важно ежедневно убирать клетку. Один раз в месяц производить тщательную уборку: все ее части вымыть теплой водой с мылом. Нельзя допускать, чтобы животные гибли от недосмотра. Поэтому, выпуская их иногда из клетки, надо принять меры предосторожности: закрыть окно и форточку, чтобы не вылетела птица, не выскочила белка.

Нельзя оставлять без присмотра на длительное время ни одно животное. Рыбы являются обязательными и постоянными обитателями уголка природы во всех группах детского сада. Для содержания рыб можно использовать различные аквариумы.

Однако следует учесть, что в круглых аквариумах несколько искажается форма тела рыб и растений. Лучшими аквариумами во всех отношениях являются широкие четырехугольные в металлической оправе (каркасе).

Новый аквариум надо проверить, не протекает ли он, затем тщательно вымыть, насухо вытереть и поставить на определенное место, лучше всего на специальный столик на небольшом расстояний от окна.

Установив аквариум, надо подготовить грунт — тщательно промытый и прокаленный крупнозернистый речной песок. Его нужно класть неровным слоем — с наклоном к середине аквариума и к одному его краю, тогда грязь будет скапливаться в одном месте, и ее легко удалить с помощью стеклянной или резиновой трубочки. Поверх песка положить камешки, ракушки, посадить растения, чтобы придать аквариуму сходство с естественным водоемом.