Психология развития «Социальные страхи подростков»

Курсовая работа

Социальные страхи подростков постоянно изучаются в рамках таких наук как социология, медицина и психология. В разнообразных исследованиях были выделены некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом периоде.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.

Изучение специфики организации и проведения исследований тревоги и страха в отечественной науке показывает, что в настоящее время данный феномен исследуется преимущественно в рамках прикладных проблем.

Данная проблема интересовала многих отечественных и зарубежных психологов, к которым относились Зигмунд Ф., Захаров А.И., Анохин П.К.

Актуальность этой темы

Одними из основных страхов детства принято считать внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно внушают ребенку страх, настойчиво указывая на наличие опасности. В подростковом возрасте формируется мировоззрение человека, его отношение к себе и окружающим людям. По этому, страхи зависят от всего что вокруг ребенка. В подростковом возрасте девушки становятся более склонными к переживаниям, нежели юноши.

Подростковые страхи условно разделяют на природные и социальные.

1. Природные — это инстинкт самосохранения. Страх потерять родных, пострадать от катастрофы, нападения животных, преступников; боязнь крови, боли, уколов, больниц; привидений; огня, глубокой воды, высоты, неожиданных звуков и т.д.

2. Социальные страхи вызваны взаимодействием с окружающими людьми. Это страх опоздания, позора, осуждения. Страх быть высмеянным и отверженным, страх одиночества.

Проблема страха подростков, имеющей особое значение в жизни подростка, всегда будет актуальна и будет находиться в центре внимания

Объект исследования:, Предмет исследования:

Цель: Рассмотреть особенности влияния социальных страхов на подростка.

5 стр., 2463 слов

Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления

... подростка, разработаны пути решения проблемы социальной дезадаптации подростков и возможные формы профилактики проблемы. Проектирование процесса социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков ... Благодарим за ответы!!! Подростковая дезадаптация Таблица 1 – Виды и формы подростковой дезадаптации Патогенная дезадаптация Психическая дезадаптация Социальная запушенность Устойчивые формы ...

Задачи:

1. Познакомиться со специальной литературой, посвященной изучению страхов в психологии, раскрыть понятие «страх»;

2. Рассмотреть влияния страхов на формирование психики подростков;

3. Сделать теоретический анализ социальных страхов у детей подросткового возраста.

При написании данной работы применялся метод анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования.

1. Понятие, классификация, суть страха.

В чем смысл бояться? Зачем нужно бояться? – вопросы, которые задают себе трое из десяти подростков.

Что такое страх?

— В Большом Энциклопедическом словаре страх описывается как отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности;

— В Толковом словаре психиатрических терминов — чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражен – от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса. По K. Leonhard [1957], одна из фаз психоза счастья – страха;

— В Медицинском словаре — эмоциональное состояние, вызванное угрожающей опасностью и обычно характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями; в «Кратком психологическом словаре» страх трактуется как «эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности».

— С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. (Леонтьев, Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.).

— Москва: 1971).

— В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическими проявлением и конкретным субъективным переживанием.

Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Таким образом, страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения страх — явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспpессивный хаpактеp страха.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... последние мысли перед погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они посещают, ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Самая простая классификация страхов: наши страхи делятся на те, которые отходят к «ведомству» инстинкта самосохранения жизни; те, которые возникают в системе наших социальных отношений (тут иерархический инстинкт господствует), и, наконец, есть у нас страхи, связанные со сферой сексуальных отношений, т. е. с половым инстинктом. Поскольку же между сознанием и подсознанием постоянно возникают трения, то по каждому из этих пунктов мне гарантированы страхи — за жизнь, за социальную жизнь и за жизнь половую.

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, мания преследования, комплекс преследования.

Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов:

1) природные страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку. К числу природных явлений, внушающих людям сильнейший страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержения вулканов и сопровождающее их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира. Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным, вызывающим у людей особенно сильный страх, несомненно, относятся разнообразные змеи и пауки.

2) социальные страхи — боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Следует отметить, что конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи, возраста человека, профессиональной принадлежности и типа общества. Проводились неоднократные исследования по выявлению актуальных страхов в современном обществе.

В результате было установлено, что на первом месте стоит страх за здоровье своих близких, на втором — страх возможной войны, на третьем — страх перед преступностью. Затем последовательно — страх бедности, страх перед некоторыми животными, страх перед возможными неблагоприятными изменениями в личной жизни, страх перед начальством. Оказалось, что многих людей пугает кладбище, они испытывают страх пред болезнями (девятое место) и перед публичными выступлениями.

3) внутренние страхи — рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. Особо хочется отметить, что к внутренним страхам исследователи относят не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками (боязнь собственных мыслей и желаний).

Чаще всего при усилении страха его высшая форма — ужас — сопровождается именно подавленным состоянием, депрессией.

4 стр., 1626 слов

Детские страхи как психолого педагогическая проблема

... страха в своем сознании. Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: изучение особенностей страхов ... человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально- психологический, статистический методы. Феномен страха как психолого-педагогическая проблема Проблема психологии страха ... детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен ...

Классификаций страха существует бесчисленное количество, но особое внимание нужно уделить социальным страхам.

Среди множества социальных страхов можно выделить восемь главнейших разновидностей, образующих четыре пары страхов.

1. Страхи руководства и подчинения:

— Страх начальника (страх перед начальником, боссом, шефом, командиром, учителем и т.д.).Казалось бы, что тут страшного: не нравится начальник — поменяй работу и найди себе другого, но для многих не уверенных в себе людей такой вариант кажется неприемлемым.

— Страх ответственности (может принимать форму страха ответственности за порученное дело, организацию, спортивную команду, семью, своих подчиненных.) Сущность этого страха заключается в том, что, принимая какое-то важное решение, человек берет на себя ответственность за его последствия, а в случае неудачи ему не только грозит осуждение или наказание со стороны социума, но, что еще хуже, зачастую он обречен на длительные самообвинения, способные отравить всю последующую жизнь.

2. Страхи успехов и неудач:

— Страх неудач: (связан с опасением претерпеть неудачу на каком-то поприще будь то карьера, бизнес, учеба или личная жизнь).

Стойкий страх провала может быть связан с различными факторами, главными из которых являются:

  • тенденция делать общие выводы из единичных фактов («Если у меня это не получилось, то я не справлюсь уже ни с чем»),
  • оценка по конечному результату, когда не учитывается индивидуальные особенности человека, а ярлык «успеха» или «поражения» наклеивается вне зависимости от затраченных усилий.

— Страх успеха: Как пишет Д. Бернс, «так как больной уверен, что он все-таки упадет с высоты, то принимает решение не заниматься альпинизмом вообще».

Боязнь успеха может возникать и из-за мысли о том, что на данного человека после первого успеха возложат слишком большие надежды, и он должен, но не сможет оправдать эти ожидания. Успех в таком случае видится человеку опасным, и он начинает его избегать, обрекая себя на унылое прозябание.

3. Страхи близких социальных контатов:

— Страх одиночества: Немецкий ученый Фриц Риман

— Страх слияния с другим человеком: Противоположной формой социального страха является опасение слишком близко «впустить» в себя другого. Некоторые люди, находящиеся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности, будут испытывать страх перед открытостью и самоотдачей. Жизнь таких людей связана с повышенным стремлением к самостоятельности, что приводит к их изоляции от окружающих.

По мнению Римана, у таких людей вследствие изоляции и одиночества может возникнуть страх сойти с ума, в котором отражается переживание шизоидом потери своей индивидуальности и его незащищенность в этом мире.

8 стр., 4000 слов

Реферат страх и тревожность

... тревога, страх и тревожность; Проанализировать классификации тревожности и страха и причины их появления; Выявить гендерные различия тревожного поведения; Изучить способы преодоления тревожности в подростковом возрасте. Особенности тревожности в подростковом возрасте. Анатомо-физиологические и психологические особенности личности подростков. Подростковый возраст ...

4. Страхи оценок:

— боязнь негативных оценок со стороны окружающих (застенчивость): Филип Зимбардо

Выводы:

1. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: Испуг, ужас, мания преследования, комплекс преследования. В соответствующих ситуациях страх — это вполне нормальное явление, и оно даже полезно, так как стимулирует к самосохранению.

2. Не бывает людей, которые ничего не боятся, на всей планете не найти такого бесстрашного человека. На самом деле это нормально. Дело в том, что сам по себе страх обусловлен на генетическом уровне и выполняет серьёзную защитную функцию.

3. Разновидностей страхов существует очень много, именно поэтому, стало необходимо их как-то классифицировать. Разделение страхов по Зигмунду Фрейду довольно простое: оно включает в себя 2 вида страхов, реальные и невротические. Страхи реальные – это обычные, совершенно нормальные эмоциональные страхи. Чего не скажешь о невротических. Такие страхи люди обычно называют фобиями. Такой страх появляется, когда мы сталкиваемся с моментами в своей жизни, которые не опасны, но почему-то вызывают совершенно противоположный эффект. Существует классификация страхов на конструктивные и неадекватные. Отсюда имеем вывод. Далеко не любой страх — это фобия, как полагают некоторые.

2. Подросток, и его страхи.

2.1 Подросток.

Давайте рассмотрим как трактуется «подростк» в разных источниках:

— Значение слова Подросток по Ефремовой: Подросток — 1. Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет); 2. перен. разг. Не вполне развившееся животное или растение.

— Значение слова Подросток по Ожегову: Подросток — Мальчик или девочка в отроческом возрасте

— Значение слова Подросток по словарю Ушакова: мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет.

— Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).

Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией, стремится больше узнать о противоположном поле. Так и возникают отношения между подростками и общение подростков.

Какие отличия подростка от других возрастных рамок?

Если отвечать на этот вопрос своими словами то можно сказать следующее: у детей уровень сознания очень низкий, и ответственности они не несут никакой (кроме ответственности за разбитую чашку, скажем, перед своими родителями).

13 стр., 6451 слов

Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших ...

... отношений подростков и коррекции этих отношений при необходимости. Опытно-эксперементальная база: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30», выборка из учащихся 8 «Б» класса (21учащихся). Структура работы : дипломная работа ...

У взрослых уровень сознания и ответственности — самый высокий.

А подростки находятся как бы посредине этих двух категорий: в каких-то вопросах у них уже достаточно высокий уровень сознания, и за какие-то нарушения общественной жизни они уже несут ответственность, а в каких то вопросах — еще нет.

Самый ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности это подростковый возраст. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма — некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности во мнениях и суждениях.

Потребность быть собой — это и стремление к совершенствованию своего «я», что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае — обезличенным, в худшем — потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной «уродливой» фигуре, «некрасивых» чертах лица и т. п.

Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

В младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек — стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

48 стр., 23733 слов

Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

... работы: 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности психологическая защита акцентуация девиантный подросток Начиная с раннего детства, и в ... возраста (от 12 до 14 лет) стоящие на учете в ИДН и в группе риска. 60 % из общей численности составляют мальчики ...

Вывод: Ребенок взрослеет, и взрослеют его страхи. Если раньше, в детстве, он боялся собак или темноты, то с возрастом страхи становятся более глобальнее, страх войны, пожара, замкнутого пространства. Из этого следуют что страхи взрослеют вместе с нами.

2.2 Страхи подростка

В разнообразных исследованиях страхов подростков обнаруживаются и определенные гендерные различия в источниках тревоги и страха. Например, межличностные страхи у девочек формируются к 12-ти годам, а у мальчиков лишь к 15-ти. Если у девочек в раннем подростком возрасте в основном волновала возможность наказание родителей, то в 15 лет — их волнует здоровье и настроение родных. У мальчиков и в младшем и старшем подростковом возрасте основным страхом оказалось боязнь физического насилования. Низкие показатели некоторых страхов у мальчиков в 12-13 лет объясняется началом полового созревания, который выражен в повышенной возбудимости, агрессии и неуравновешенности. Из этого можно сделать ывод, что чем выше уровень агрессивности, способности к физическому и моральному ущербу, тем меньше страхов у подростка и наоборот неспособность к агрессивному поведению формирует большое количество страхов.

А.И. Захаров, один из наиболее авторитетных специалистов по вопросам психологии детских страхов, указывает на то, что в подростковом возрасте преобладает удельный вес социальных, межличностных по своему характеру страхов. И.П. Шкуратова и В.В. Ермак также приводят эмпирические данные, подтверждающие тот факт, что в ряду учебных, криминальных, мистических и социальных страхов подростков, последние занимают лидирующее положение. 12

Обычно подростки стремятся тщательно скрыть свои страхи. Наличие устойчивых страхов свидетельствует о неспособности защитить себя, отсутствии понимания и поддержки со стороны взрослых, лишающем их чувства безопасности и уверенности в себе, порождая настороженность и подозрительность. В дальнейшем это оборачивается предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или уходом от реальной действительности — чрезмерным увлечением компьютерными играми, употреблением алкоголя и наркотиков, членством в религиозных или оккультных сектах.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, сколько быть всегда первыми, получать только высшие оценки («синдром отличника» или «синдром гиперответственности»).

У таких подростков обострено чувство собственного «я», они обидчивы и честолюбивы, односторонне ориентированы на успех, они не признают никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений. Наверное, многие могут вспомнить случаи, когда у «круглой» отличницы случался серьезный стресс из-за полученной четверки.

Кроме того, навязывание современных эталонов красоты, в чем-то противоестественных человеческой природе, идеализированных (а для подростка очень важно быть идеальным, быть лучше всех), вынуждает молодых девушек обращаться к пластическому хирургу, посещать с опасной интенсивностью солярии, отказываться от еды.

70 стр., 34813 слов

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...

... эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос. Проблема исследования сводится к недостаточной изученности развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. В настоящее время большинство работ посвящено исследованию эмоционального интеллекта ...

Каждый из этих случаев опасен еще и потому, что ориентация здесь идет не на развитие своего внутреннего потенциала, своей индивидуальности (которая может восприниматься подростком как непохожесть, а, следовательно, «плохость»), а на желание произвести внешнее впечатление, которое может оказывать разрушительное воздействие на личность.

Выводы:

1. Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).

2. Самый ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности это подростковый возраст. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

3. Ребенок взрослеет, и взрослеют его страхи. Если раньше, в детстве, он боялся собак или темноты, то с возрастом страхи становятся более глобальнее, страх войны, пожара, замкнутого пространства. Из этого следуют что страхи взрослеют вместе с нами.

4. Обычно подростки стремятся тщательно скрыть свои страхи. Наличие устойчивых страхов свидетельствует о неспособности защитить себя, отсутствии понимания и поддержки со стороны взрослых, лишающем их чувства безопасности и уверенности в себе, порождая настороженность и подозрительность.

3. Социальные страхи подростков.

Анализ работ А.И. Захарова, В.Г. Казанской, И.В. Шаповаленко и ряда других авторов позволил установить, что всё многообразие социальных страхов подростков можно свести к пяти видам. Рассмотрим их далее.

Страх «быть не собой». Развитие самосознания, стремление к самовыражению и самоутверждению, притязание на признание сопровождают становление личности подростка. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом . Выраженная потребность быть собой неотделима от страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, «в лучшем случае — обезличенным, лишённым индивидуальности и самобытности, в худшем — потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком». 15

Страх провала, осуждения, наказания. Стойкий страх провала определяется перфекционизмом и максимализмом, свойственным подростку («синдром отличника» или «синдром гиперответственности»), а также склонностью подростков делать общие выводы из единичных фактов и конечного результата, когда не учитываются индивидуальные особенности человека, а ярлык «успеха» или «поражения» наклеивается вне зависимости от затраченных усилий. Посмотрев под определённым углом на происхождение страха наказания, можно уследить его связь со страхом смерти. В подростковом возрасте жизнь понимается уже не просто как видение, слышание, общение, а как жизнь в соответствии с определенными социальными нормами. И невыполнение этих норм, несоответствие предъявляемым требованиям может восприниматься ребенком, образно выражаясь, как «смерть хорошего мальчика». Страх физических уродств. Особые переживания подростку приносят постоянные изменения его внешности, связанные с физиологическими особенностями созревания, гормональными всплесками. Подросток мучительно переживает мнимую «уродливость» своего лица: его удручает форма носа, чрезмерное увеличение надбровных дуг, нарушение «симметрии» лица, «выпячивание» глаз. Он постоянно рассматривает себя в зеркале, находит в нём подтверждение «обоснованности» неотступных страхов («симптом зеркала»).

87 стр., 43457 слов

Гендерные особенности девиаций поведения у подростков

... литературы по проблеме гендерных особенностей девиаций в подростковом возрасте 1.1 Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии Современная психологическая ... и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, десоциализированными подростками. Все ...

Очевидно, что самооценка подростков находится в сильной зависимости от их внешности. Подростки отличаются особым идеализмом во всём, часто принимая свою внешность за «нестандартную», а значит за некрасивую. 17

Страх одиночества. Подросток — уже социально ориентированная личность. Он хочет быть в кругу себе подобных. Яркая выраженность аффилятивной потребности — одна из самых главных особенности личности подростка. Найти своё место в обществе, быть значимым — вот главные цели на этом возрастном этапе. Неспособность достигнуть эти цели вызывает не только фрустрацию, но и страх быть отвергнутым, изгоем, страх одиночества.

Страх бесперспективности и невозможности самореализации связан новообразованием подростничества, названным Л.И. Божович самоопределением, и с описанной Л.С. Выготским доминантой дали. «Постоянные заявления экономистов и политологов о том, что Россия находится в глубоком кризисе и вряд ли в ближайшее время выйдет из него, о нерешаемой проблеме безработицы, систематические сообщения о массовых терактах, техногенных и природных катастрофах неадекватно воспринимаются многими подростками. У ребят даже из финансово обеспеченных, хороших семей появляется ощущение безысходности, бесперспективности. Многие юноши и девушки утверждаются в мысли о том, что независимо от их действий и поступков впереди их ждут только нищета, унижение и бесславие».

В ответ на чувство страха Человек еще в детстве осваивает стратегии, называемые механизмами защиты. Согласно теоретикам психоанализа – это обходной путь для того, чтобы снизить тревогу. К 5-6 годам дети выучиваются пользоваться защитными механизмами, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжают поступать, так став взрослыми людьми.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных — в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Видно своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте — уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: «Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?», «Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?», «Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?», «Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?», «Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?», «Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?» и т. д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми без исключения людьми.

Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя, при необходимости, и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

Межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому, как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым. Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможна адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

Страхи у подростков — не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

Физиологически навязчивость — это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

Навязчивые страхи — это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

Инвалидизация выражается в том, что мать оценивает ребенка как заранее не способного к самозащите: «Ты такой бледный, не заболел ли?», «Ты у меня слабенький, отдохни, я сама сделаю». Эти фразы, согласно Н.В. Самоукиной, свидетельствуют о программировании матерью пассивности своего ребенка, его неумения защищаться. Мать здесь хочет защитить своего ребенка, уберечь от всего, и от болезни тоже. Но, при этом такая мать, согласно Н.В. Самоукиной, упускает из виду, что защитить своего ребенка «всегда и от всего» просто невозможно: защититься от неблагоприятных воздействий внешней среды ребенок может только сам, через собственную активность и через собственные действия. Поэтому разумная материнская формулировка должна здесь звучать примерно так: «Я научу тебя защищаться, чтобы ты мог защитить себя сам, без меня». По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

В обоих случаях речь идет о фобиях — навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Расстройство, которое приводит к социальной дезадаптации – это социальные фобии, страх перед общением с другими. Социофобия даёт о себе знать очень рано. Начинается она у подростков с так называемых школьных фобий (или страхов).

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством «я», обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему «быть собой среди других», поскольку довлеющий страх «быть не собой», то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему «в наследство» от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода «горе от ума», невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть «выброшены из головы» одним усилием воли.

Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому, как дополняют друг друга их источники — тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения — как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

Следовательно, подростковая проблема «быть собой среди других» выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего «я» и уходом от реальной действительности.

Заключение.

В заключении можно сказать, что возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому сопровождается уменьшением фобий и увеличением социальных страхов.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет, свою специфику переживания и проявления страхов.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха — условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.

Основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Замещение биологических на социальные страхи происходит достаточно постепенно, но необратимо. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. Вместе с поступлением в школу возникают страхи учителей, не выученных уроков и опозданий, а так как пчелы или огонь «кусают» реже, чем ругает строгий учитель или суровый отец, то и боятся последних сильнее. И, со временем, социальные страхи выходят на первое место.

Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но, всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи и типа общества. Например, в XVIII веке страх прослыть трусом у дворянина, получившего вызов на дуэль, был сильнее страха вероятной смерти, почти неизбежной, если противник был заведомо сильнее. И человек выходил под выстрел пистолета или удар шпагой, и погибал с мыслью, что его не назовут трусом.

Степень выраженности конкретного страха обусловлено размером последствий угрожающего события, оценкой его значимости для личности, а главное вероятностью его осуществления. Тревожность и нейротизм оказывают большое влияние на возникновение у личности разных видов страха. Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами.

Переживанию страхов старшеклассников больше способствуют скрытые формы агрессивности (вина, раздражение, подозрительность).

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/na-temu-sotsialnyie-strahi-studentov/

  1. \Журнал: «Я мама» 2007, 1 (22) февраль-март, «Трудный» возраст

  2. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург — Якутск.- СПб, 2012, с.133-140.

  3. Жиленко Е. Социальные страхи подростков // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2010. — Вып. 2. — 35 с.

  4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. — СПб.: СОЮЗ, 2004. — 448 с.

  5. Изард, Кэррол Эллис «Страх и тревога». // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — (Мастера психологии).

    — 3000 экз.

  6. Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions . — Питер, 2009.- (Мастера психологии)

  7. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012.

  8. Старухина Ж. Подростковые страхи // Я-мама: журнал. — 2010, 1 (22) февраль-март

  9. Филипп Зимбардо (р. 23 марта 1933) — американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента

  10. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивность / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. — Ростов н/Д: Фолиант, 2010. — С. 283—299.

  11. Ю.Щербатых «Избавиться от страха? Это просто!» Москва: Эксмо, 2009