ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа

На современном этапе развития общества созрела острая необходимость беспрестанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи ради создания школы самореализации, школы жизнетворчества, поликультурного воспитания, в которой утверждается проективная, личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью, субъектом культуры и жизни. Главная задача современной школы — развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, интеллектуальному росту, формированию психических процессов.

В современных условиях можно для развития нового здорового общес тва нужны целенаправленные, энергичные, выносливые, гармонично и всесторонне развитые личности. Поэтому и возникает такой вопрос: будет готов сегодняшний человек к преодолению тех препятствий, которые ждут его на жизненном пути, хватит ли ему сил, энтузиазма, устойчивости, чтобы бороться с любыми трудностями?

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. За последние годы, в связи с переходом к учебе с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы, нижний предел данного возрастного этапа переместился, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как раньше, а с 6 лет. Начало учебы характеризуется разнообразными трудностями и проблемами, которые возникают перед первоклассниками и связаны с качественно новой, сложной социальной ролью, которую они начинают выполнять.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Наиболее характерная черта периода от 6 до 10 лет заключается в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства и школьника.

Часто, рассматривая проблемы обучения и воспитания младших школьников, в первую очередь говорят о развитии внимания, памяти, творческих способностей, логического мышления, а воспитание волевых качеств отодвигается на задний план. Родители и педагоги должны подготовить ребенка к будущему длительному саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, в процессе которых огромную роль играют именно волевые качества. Следовательно, актуальность проблемы воспитания воли на современном этапе очевидна.

4 стр., 1666 слов

Умственное воспитание младших школьников

... в развитии умственного воспитания младших школьников. 3. Изучить и развить основные формы организации деятельности младших школьников. Объект исследования: умственное воспитание младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия умственного воспитания младших школьников. Гипотеза исследования: процесс умственного воспитания младших школьников будет ...

Степень разработанности проблемы. В современных условиях поиски отечественных ученых в сфере психологии младшего школьного возраста сосредоточены на нескольких направлениях. Одно из ведущих направлений — это исследования личностных характеристик (ответственности, активности, творчества, особенностей внимания, памяти, мышления, эмоций и тому подобное), которые влияют на динамику умственной работоспособности личности (П.С. Блонский, А.Л. Лурия, Э. Бруннер, Т.В. Волкова, А.С. Колесник и пр.).

Второе направление исследований связано с изучением внешних факторов (организация и оборудование рабочего места, освещения, температура, среды для труда и отдыха, режима труда и отдыха, сочетания умственной нагрузки и двигательной активности, чередования видов труда по уровням сложности и тому подобное), которые влияют на эффективность умственного труда личности (И.А. Александрова, М.Т. Антропова, М.К.Виноградов и пр.).

Исследование научными работниками этого направления имеют целью выявить оптимальные условия среды обучения и усовершенствовать их.

По мнению многих ученых, именно в период младшего школьного возраста начинают возникать качественные изменения в психическом развитии ребенка, которые предопределены появлением, хотя и недостаточной сформированностью произвольности и осознанности своих поступков, поведения, переживаний (Г.О. Балл, И.Д. Бех, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Фельдштейн).

Именно поэтому важно изучать внутренние детерминанты психической деятельности детей младшего школьного возраста.

Изучение разных аспектов эмоционально-волевого развития младших школьников было предметом многочисленных теоретико-эмпирических исследований (А.И. Аверин, Г.М. Бреслав, К. Бютнер, Б.Е. Вайнер, А.В. Запорожец, А.И. Захаров, И.Ю. Кулагина, Л.С.Славина и др.).

Анализ психологической литературы показал, что особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников проявляются, развиваются и формируются в общении (Л.И. Божович, В.А. Лабунская, М.И. Лисина и др.), волевые процессы принимают участие в регуляции деятельности (В.К. Вилюнас, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев и пр.).

Объектом исследования является воля, как психологическое свойство.

Предметом исследования – развитие и проявление волевых качеств младших школьников.

Цель исследования — теоретическое и эмпирическое исследование развития и проявления волевых качеств младших школьников.

Для реализации данной цели нам были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую психологическую характеристику развитию детей младшего школьного возраста.

2. Изучить понятие и сущность воли.

3. Проанализировать особенности развития воли младших школьников в процессе школьного обучения.

4. Рассмотреть воспитание воли у младших школьников.

5. Провести эмпирическое исследование развития воли и волевых качеств у младших школьников.

6. Разработать рекомендации по развитию воли в младшем школьном возрасте.

16 стр., 7723 слов

Особенности когнитивной сферы младших школьников на начальном этапе обучения

... работы: «Особенности познавательных процессов школьников на начальном этапе обучения». Цель исследования - выявить особенности познавательных процессов младших школьников на начальном этапе обучения. Гипотеза исследования: познавательные процессы младших школьников ... личностное развитие, помимо учебы, влияют общение, игры и труд. В младшем школьном возрасте складываются многие деловые качества ...

Теоретико-методологической основой исследования является: концептуальные положения относительно формирования и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Д. Максименко, Р. Аткинсон, В.С. Мухина, М.В. Гамезо); принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системный подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов).

Методы исследования:

  • теоретические: историко-логический;
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • методы наблюдения за детьми во время режимных моментов и в игре;
  • беседы с педагогами и родителями;
  • индивидуальные собеседования с родителями;
  • анкетирование, опрос.

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие дети от 8 до 9 лет, которые обучаются в 3-м «Б» и 4-м «В» классах, в количестве 45 учеников.

База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе школьного учебного заведения общеобразовательной школы № 224 г. Москвы.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что была проанализирована научная литература, выявлены особенности развития воли и волевых качеств детей младшего школьного возраста. Проанализированы результаты исследования, разработаны практические рекомендации для внедрения в практику учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 25 источников, приложений. Основной текст работы изложен на 37 страницах

Эффективность формирования волевых качеств зависит прежде всего от методов учебно воспитательной работы. Расширяется сфера осознания учащимися обязанностей, понимание того, что невыполнение правил поведения наносит ущерб интересам всего детского коллектива и каждого ученика. Помня нарушения отдельными учащимися школьных правил, второклассники и особенно третьеклассники призывают их к порядку и, если это не помогает, то обращаются к учителю [21, c. 131].

Самостоятельность младших школьников зависит от возраста. Но не возраст, а методы воспитательной работы играют ведущую роль в ее формировании. Самостоятельность формируется успешнее, если советы, наставления учителей и родителей сочетаются с самостоятельными действиями детей, если проявления их самостоятельности не тормозятся лишней опекой, а поощряются.

Формирование волевых качеств у младших школьников зависит от того, как используются в управлении ими убеждение, замечания, поощрения, взыскания и другие средства воздействия на ребенка. Злоупотребление негативными оценками, нотациями, взысканиями ведет к ухудшению отношения некоторых учащихся к их учебным обязанностям, снижению их активности, возникновению лени и других негативных волевых качеств [16, c. 258].

Воспитывать волю ребенка означает:

  • организовывать его деятельность, обучать разумному поведению, тренировать в хороших поступках;
  • формировать способность к интенсивной и систематической работе, к преодолению трудностей в жизни и труда;
  • вырабатывать привычку всегда и во всем быть энергичным, решительным, настойчивым человеком;
  • прививать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленным целям, преодолевая посторонние желание, страх, лень и т.

д.

8 стр., 3639 слов

Воля и волевые качества личности 2

... выявить возрастные особенности волевой регуляции. Да и цели воспитания воли мы чаще всего выражаем совокупностью волевых качеств, которые хотим видеть в каждом человеке. Это, прежде всего ... целеустремленность—главное волевое свойство, определяющее направление ...

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Исследование наличии понимания понятия воли и волевых качеств у младших школьников

Построение современной системы образования на основе гуманно-личностного подхода требует исследования ряда проблем, среди которых важное место принадлежит проблеме воли и ее развития. В практике педагогической деятельности, изучая волю, в основном рассматривают подростковый, ранний юношеский период, поскольку именно в них актуальны решения проблемы самосовершенствования, самовоспитания. Однако для понимания природы волевых явлений, их генезиса, прогнозирования в развитии возникает необходимость их исследований на более ранних стадиях развития, в частности в младшем школьном возрасте. Необходимость всестороннего изучения свободы на этом возрастном этапе усугубляется тем, что большинство психических процессов и основных новообразований этого периода тесно связаны именно с волевым развитием личности.

В исследовании принимали участие дети от 8 до 9 лет, которые обучаются в 3-м «Б» классе, в количестве 23 ученика.

Эмпирическое исследование проводилось на базе школьного учебного заведения общеобразовательной школы № 224 г. Москвы.

Цель данного этапа исследования — выяснить, как младшие школьники понимают понятие «воля»; кого считают волевой или безвольный человек; что нужно, чтобы воспитывать и развивать волю, по мнению детей.

Выбанный метод исследования — анкетирование

Вопросы анкеты:

1. По вашему мнению, что такое воля? Для чего она человеку?

2. Какого человека вы бы назвали безвольным и почему?

3. Какие советы для воспитания и развития воли вы дали бы вашим друзьям?

4. Какого человека можно назвать волевым?

Анализ опроса:

На первый вопрос 8 человек дали такой ответ.

1. Воля — это целеустремленность, выдержка, смелость, дисциплинированность (3 ученика);

2. Воля — это поставить цель и, преодолевая препятствия, обязательно ее достичь (2 ученика);

3. Воля — это умение вовремя воздержаться, отказаться от ложных желаний (2 ученика)

12 других учеников дали такой ответ:

4. Воля — это возможность действовать самостоятельно без присмотра взрослых; ни от кого и ни от чего не зависеть, быть независимым в материальном и физическом плане (3 ученика);

5. Воля — когда заставляют делать то, что тебе не нравится и т. д. (7 учеников);

6. Воля — это «освобождение от всех обязанностей, она нужна чтобы немного отдохнуть от какого-то напряжения» (язык оригинала) (1 ученик);

7. Воля — это право голоса, когда я могу не боясь сказать то, что думаю (1 ученик).

3 ученика ответили так:

8. Воля — это когда все разрешено (1 ученик).

Два ученика не ответили вообще на вопросы.

Из ответов видно, что часть третьеклассников не понимают, что воля — психологическое свойство личности, которое предусматривает целенаправленные действия на пути к цели, преодоления трудностей и препятствий.

Они воспринимают понятие воли, как независимость, вседозволенность, свободу действий. Другие же вообще не определились.

На второй вопрос ответ 12 учеников были такие:

16 стр., 7549 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...

... на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. плану, нельзя считать волевым. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек ... Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; В качестве основных ... потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно ...

1. Безвольный человек — зависимый от других, нет собственного мнения, цели;

2. Человек, которого легко подтолкнуть на ложных путь, нецеленаправленный, в обществе занимает «не должностные места»;

3. Человек, который легко поддается чужому влиянию, не может достичь соответствующей цели;

4. Это человек, которым манипулируют другие; не живет своим умом, не принимает собственные решения, отказывается от цели потому не способен преодолевать препятствия.

Другие 8 человек дали такой ответ:

5. Безвольный человек не уважает старших, своих товарищей (1 ученик);

6. Человек, который не имеет «ни морального, ни духовного багажа. Для него он — Вселенная «(1 ученик);

7. Человек, который никого не слушает (1 ученик);

8. Человек «замкнут в себе, не может отстоять свои права» (1 ученик);

9. Человек безответственный (1 ученик).

Трое учеников на вопрос не ответили.

Советы, которые дали ученики на третий вопрос:

1. Поставив цель, преодолевать все трудности на пути к ее достижению;

2. Быть настойчивым, сдержанным, всегда заканчивать дело;

3. Закалять себя от вредного воздействия других, уметь вовремя «остановиться»;

4. Прислушиваться к другим, а действовать по своему усмотрению (14 учащихся);

5. Если «досталась воля — не злоупотреблять ею»;

6. Будьте справедливым, даже если это трудно;

7. Уметь отказаться от своих желаний в пользу других (6 учеников);

Ответы учеников на четвертый вопрос:

1. Волевой человек целеустремленный, смелый, мужественный, выносливый (2 ученика);

2. Человек, который всегда достигает цели, преодолевая препятствия (1 ученик);

3. Волевой человек — независимый (большинство учащихся);

4. Волевой человек никого не слушает и не подчиняется никому (6 учеников);

5. Это человек, который что хочет, то и делает (2 ученика);

6. Волевой человек живет как ему нравится, не считаясь с другими (2 ученика);

7. Волевого человека все боятся (4 ученика).

Подытоживая исследования, следует отметить часто противоречивые суждения о свободе и волевых качествах личности потому, что младшие школьники (третьеклассники) еще слабо ориентируются в нравственных понятиях и часто не связывают их с нормами поведения. Именно поэтому часть учащихся понимают свободу, как вседозволенность.

Младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за достижение цели, преодоления трудностей и препятствий. Третьеклассник может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умеет обдумывать свои решения и намерения, принимает их постоянно и импульсивно.

2.2. Выявление волевых качеств у младших школьников

В Приложении А приведена Анкета для выявления волевых качеств у третьеклассников.

Анализ анкетирования.

1 вопрос — из 23 ответили «да» — 5, «нет» — 18;

21 стр., 10370 слов

Взаимосвязь мотивационно-волевых качеств менеджера и успешности его деятельности

... качеств и особенности их влияния на эффективность деятельности руководителя. Проанализировать взаимосвязь мотивационных и волевых качеств ... уровня развития мотивационных и волевых качеств личности, то есть чем лучше мотивационно-волевые качества человека, тем ... качеств руководителя и, в частности, от уровня развития его мотивационных и личностных качеств, которые имеют огромное влияние на руководителя ...

2 вопроса — из 23 ответили «да» — 8, «нет» — 15;

3 вопроса -из 23 ответили «да» — 7, «нет» — 16;

4 вопроса — из 23 ответили «да» — 4, «нет» — 18, 1 ученик не определился;

5 вопрос — из 23 ответили «да» — 13, «нет» — 8, 2 ученика не определились;

6 вопрос — из 23 ответили «да» — 16, «нет» — 7;

7 вопрос — из 23 ответили «да» — 19, «нет» — 4;

8 вопрос — из 23 ответили «да» — 11, «нет» — 12;

9 вопрос — из 23 ответили «да» — 5, «нет» — 17, 1 ученик не определился;

10 вопрос — из 23 ответили «да» — 18, «нет» — 5.

Подытоживая исследования, следует отметить, что в 3-м классе уровень развития волевых качеств такой:

  • высокий — 3 человека;
  • средний — 6 учеников;
  • низкий — 9 учеников;
  • волевые качества не получили развития — 5 ученика (рис.

1.1).

Рис. 1.1. — Уровень сформированности волевых качеств у третьеклассников, чел.

Результаты подтвержают то, что было сказано выше: третьеклассникам еще хватает выдержки, целеустремленности, но они имеют понятия о дисциплинированности и это, разумеется, потому, что учитель постоянно это подчеркивает детям.

На детей еще сильно влияют их страхи. Они боятся темноты и всего, что может им навредить. Преодолеть страх не просто. Третьеклассники еще очень импульсивны и их решения зависят от конкретных ситуаций.

Учителю необходимо больше уделять внимания формированию волевых качеств школьников, полагаясь на их собственный жизненный опыт, а также в процессе обучения. Характеризуя сказочных героев, литературных персонажей, использовать операции анализа и синтеза, сравнения и конкретизации.

Учитель должен использовать жизненные ситуации, участниками которых бывают часто сами ученики.

Далее мы проведем оценку развития волевых качеств у четвероклассников 4-ого «В» класса в количестве 22 человека. Анкета приведена в Приложении Б.

После получения ответов, подсчитается, сколько раз ответ равнялся вариантам а, б, в. Сумма полученных баллов характеризует выраженность волевых черт характера. При этом а) — 2 балла; б) — 1 балл; в) — 0 баллов.

Если набрано более 30 баллов, то уровень развития волевых качеств очень высокий; 25-30 — средний; 10-20 — низкий; менее 10 — волевые качества не получили развития.

Подытоживая исследования, следует отметить, что в 4-м классе уровень развития волевых качеств такой:

  • высокий — 8 человек;
  • средний — 5 учеников;
  • низкий — 7 учеников;
  • волевые качества не получили развития — 2 ученика (рис.

1.2).

3 стр., 1056 слов

Волевые качества юристов

... Развитие воли у человека связано с такими действиями как: преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; приобретение человеком контроля над своим поведением; выработка волевых качеств личности; ... Егорова Мария Владимировна , Воля и волевая регуляция деятельности. Волевые качества юриста , Реферат , Студентки 1 курса 2 ... 5. Смирнов Б.Н. К вопросу о психологических механизмах воли ...

Рис. 1.2. — Уровень сформированности волевых качеств у четвероклассников, чел.

Сравнение развития волевых качеств у третьеклассников и четвероклассников приведено на рис. 1.3

Противоречивые суждения о волевых качествах проявляются том, что младшие школьники еще слабо ориентируются в нравственных понятиях, им не хватает выдержки, целеустремленности.

Рис. 1.3. — Сравнение развития волевых качеств у третьеклассников и четвероклассников, чел.

Младшие школьники не имеют определенного опыта борьбы за достижение цели, преодоления трудностей и препятствий. Дети еще не умеют обдумывать свои решения, часто зависят от конкретных ситуаций.

Учитель постоянно должен уделять внимание формированию волевых качеств у младших школьников, используя жизненные ситуации самих детей.

2.3. Рекомендации по развитию воли в младшем школьном возрасте

Воспитание воли начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни человека.

Семья — самая первая и основная школа жизни для ребенка. Здесь даются основы для формирования характера, мировоззрения и свободы. Родители должны создать все необходимые условия для развития своего ребенка, задача их состоит не столько в том, чтобы как можно лучше и сильнее развить волевые качества сына или дочери, сколько в подготовке к предстоящему длительному и кропотливому самовоспитанию, так что если человек сам не захотел воспитывать в себе волю и характер, то трудно ему в этом помочь. И чем раньше родители сумеют пробудить в ребенке благородное стремление работать над собой, тем больше вероятность достичь успеха в этом деле. Потому что у взрослого человека поздно начинать воспитывать волевые качества, если предыдущие годы жизни потеряно.