«Инфляция как объект собственности «

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

По мнению экономистов, в последние 30 лет цивилизованные страны вступили в «век инфляции». С экономической точки зрения высокие темпы роста цен оказывают разрушительное воздействие на производство. Инфляция подавляет стимулы к инвестиционной и производственной деятельности, приводит к перераспределению капиталов в пользу спекулятивной деятельности. Стабильность национальной денежной единицы нарушается, падает курс по отношению к иностранной валюте. В конечном итоге экономика страны может перейти в гиперинфляцию и полосу экономического кризиса или депрессивное состояние при стабильно высоких темпах инфляции.

Развитие теории инфляции с учетом новых явлений имеет большое значение для разработки антиинфляционного регулирования и стратегии экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на успехи в развитии теории инфляции, имеются нерешенные проблемы, различия в трактовке ряда вопросов. Обычно многие проблемы инфляции рассматриваются попутно при анализе экономики и различных сегментов рыночного хозяйства.

Положение осложняется тем, что в нашей стране инфляция существует в сообществе с уникальными социально-экономическими условиями (деформирована структура экономики, сильная монополизация, неэффективная система отношений собственности, низкий платежеспособный спрос, невысокий уровень жизни) и по своей природе далека от модели классической инфляции спроса или монетаристской концепции инфляции издержек. Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость доработки теоретического аспекта проблемы инфляции, что связано с незавершенностью формирования общей теории многофакторной инфляции.

Целью работы является изучение содержания экономической категории инфляции и способов управления инфляционными процессами.

3 стр., 1257 слов

Урок обществознания, 11 класс. Глобальные проблемы экономики

... тему «Глобальные проблемы экономики». В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики? Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску, тем самым ответив на проблемный вопрос. Учащиеся (на отдельных на ...

Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

рассмотреть сущность понятия собственность;

-исследовать формы и отношения собственности в условиях рынка;

— проанализировать изменения форм собственности под влиянием различных факторов;

— раскрыть сущность инфляция и ее социально- экономические последствия:

— рассмотреть адаптационную политику как часть антиинфляционной политики и

Объектом исследования выступает инфляция как объект отношений собственности. Предметом изучения выступает теоретические и практические основы изменения инфляции, а также основы антиинфляционной политики государства.

Методом исследования при написании данной работы выступил анализ теоретической литературы по исследуемой тематике как отечественных, так зарубежных авторов, таких как В.Д.Андрианов, В.П.Васильев, С.А.Губанов, П.И. Гребенников, В.Д. Камаев, Р.М.Шахнович и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Сущность понятия собственность

Собственность

Место собственности в системе общественных отношений

— собственность — это основа всей системы общественных отношений;

— от собственности зависит состояние отдельных групп, классов в обществе, их доступ к использованию факторов производства;

— собственность – результат исторического развития, ее формы изменяются с изменением способа производства. Главная движущая сила этого изменения – развитие производительных сил;

— в пределах каждой экономической системы существует основная специфическая форма собственности, однако это не исключает существования других форм собственности;

— переход от одной формы собственности к другой может осуществляться как эволюционным путем (конкуренция), так и революционным (насилие).

Политическая экономия рассматривает экономическую суть собственности. Как

На Западе принимают во внимание юридический аспект собственности (право владения, распоряжения, пользования).

Собственность в юридическом понимании воссоздается системой связей «человек-вещь». Как юридическо-правовая категория собственность отражает имущественные отношения, сознательные, волевые взаимосвязи юридических и физических лиц по поводу присвоения благ, которые закрепляются системой соответствующих прав собственности. Юридическая форма собственности сама по себе появиться и существовать не может. Она лишь закрепляет реально существующее или потенциально возможное явление .

27 стр., 13008 слов

Рынок труда в системе рыночных отношений

... проблемы занятости и добавил новые, связанные с реструктуризацией российской экономики и появлением новых трудовых отношений из-за различных форм собственности. Следовательно, увольнение рабочих с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими и ...

Отношения собственности охватывают процессы

Присвоение

Владение

Распоряжение

Пользование

Субъект присвоения собственности является одновременно собственником, распорядителем, пользователем. Собственник также реализует права распорядителя и пользователя. Распорядитель может быть пользователем, но не всегда реализует себя как собственник. Пользователь может функционировать, не реализуя прав собственника и распорядителя. Но только в комплексе отношения владения, распоряжения и пользования представляют процесс присвоения собственности.

Парной категорией присвоения является отчуждение

Присвоить можно только то, что отчуждается. Акт присвоения объекта собственности одним субъектом является одновременно моментом отчуждения его для другого. Противоречие в системе «присвоение-отчуждение» является внутренним источником саморазвития отношений собственности. Выбирать те или иные формы отношений присвоения и отчуждения экономических субъектов побуждают как объективные, так и субъективные обстоятельства. Механизм принуждения основывается на совокупности экономических (система материальных стимулов, экономической мотивации, морального поощрения) и внеэкономических методов (командно-административный, метод силового давления, «телефонное право», лоббизм.

Субъекты собственности

Объекты собственности

1.2. Формы и отношения собственности в условиях рынка

Формы и характер отношений собственности являются определяющими признаками современной экономики и наиболее активно проявляются и реализуются в условиях рынка, где действуют товарно-денежные и рыночные отношения. Рынок – это, прежде всего разнообразие и взаимодействие форм собственности, без собственников нет рынка.

Экономической наукой сформулированы условия, которые в совокупности определяют формы и отношения собственности в рыночной системе .

Первое условие. На рынке регулируются и развиваются взаимоотношения между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, произведенного продукта.

Второе условие. Необходим механизм, придающий динамизм развитию форм собственности, и таким механизмом является конкуренция, порождаемая рынком.

Третье условие. Отношения собственности — неотъемлемое и подлинное свойство хозяйствования, обеспечивающее рост эффективности деятельности собственника.

5 стр., 2183 слов

Понятие интеллектуальной собственности, формы охраны ее прав

... 71-з, дополнивший Кодекс главой 28-1 "Особенности таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности". На таможенные органы Республики Беларусь возложена обязанность осуществлять ... УК, предусматривающих наказания за преступления в сфере интеллектуальной собственности, только две статьи - 201 (наказания за присвоение авторства, принуждение к соавторству, ...

Четвертое условие. Определяющими принципами рынка являются экономическая свобода и заинтересованность хозяйствующих субъектов — собственников.

Фактор риска выступает стимулом повышения ответственности за принимаемые предпринимательские и коммерческие решения собственником. Наиболее высока степень мотивации при индивидуальной форме собственности, когда собственник рискует всем своим имуществом. При участии в совместной собственности степень мотивации снижается. Следовательно, риск определяет побуждения собственника к рациональному использованию объекта собственности.

Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы в хозяйственной деятельности. Будучи хозяином объекта собственности, подлинный собственник не руководствуется скоротечными интересами. Он больше думает о будущем использовании объекта. Интерес к перспективе — наиболее действенный мотив постоянной заботы собственника об объекте собственности, организации его эффективной деятельности. Отсутствие собственнического интереса притупляет озабоченность о состоянии и развитии объекта собственности, что приводит к неустойчивому и бессистемному использованию материальных ценностей и, как следствие, к определенным потерям. Если не подкреплять в людях чувство хозяина путем инициирования собственнического интереса, то шансы на успех в хозяйствовании будут незначительны .

Особую роль в развитии форм собственности играет рыночная конкуренция. Она становится залогом образования устойчивых соотношений между разными формами собственности и формирования их структуры. В результате усиления конкуренции происходит вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными в сферах производства, обращения и потребления продукции. Отметим, что конкуренция форм собственности, по сути, необходима, поскольку стимулирует каждую из них к совершенствованию.

В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы.

Структура видов и форм собственности в РФ

— Государственная (форма собственности — Федеральная; субъектов федерации);

— Муниципальная (собственность — районная; городская; поселковая и т.д.);

— Частная (собственность граждан);

— Общественная (собственность общественных организаций, партий; церкви и т.д.).

В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др .

9 стр., 4085 слов

Диалектика организационных форм современных предприятий

... обеспечивается полноценная поддержка принятия управленческих решений. На государственном уровне США поставили целью формирование единой национальной ... статистических данных, характеризующих местное здоровье. Сервисы. 14. Современное состояние технологий когнитивного здоровья в России позволяет ... болезней «ДИАГЕН», позволяющей идентифицировать свыше 1200 форм (эффективность составляет 90% в сравнении с ...

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.

Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.

Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе.

Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.

Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности .

Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.

В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике .

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности .

48 стр., 23969 слов

Корпоративная культура как фактор эффективности управления современным ...

... ходе приватизации на базе государственных предприятий акционерные общества уже можно было ... социальных На Западе давно поняли, что основой жизненного потенциала организации является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как ... с преобладанием населения, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное ...

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Предприниматель имеет право без ограничений и на собственный риск принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую законодательству.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики.

Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами :

13 стр., 6108 слов

Государственная собственность, её экономическая роль и формы

... государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. ... что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества ...

-дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;

-разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;

-предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

1.3 Изменения форм собственности под влиянием различных факторов

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами :

-результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

-федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

-объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;

-реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

16 стр., 7546 слов

Роль и функции государства в рыночной экономике

... государства в экономике является тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства ... о деятельности фирм. Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики. Наконец, уголовное ...

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна — под прямым управлением государства, вторая — на полном коммерческом расчете.

Важная проблема в развитии государственной собственности — преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ .

Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, — это долгий и сложный процесс. Отчасти

преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана («хартия экономической свободы»), в 1914г. — закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). .

21 стр., 10262 слов

Инфляция: типы, механизм формирования, последствия, способы устранения

... цен являются инфляцией, поэтому для рассмотрения сути процесса и методов борьбы с ... создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" ... государства), то в последние десятилетия во многих странах она приобрела хронический характер Инфляция ... инфляции в различных социально-экономических условиях и различных формах ее проявления. Поскольку современная инфляция ...

В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы — не более чем 50%, 4-5 — не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЕКТЫ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Сущность инфляции

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. Слово произошло от латинского «Inflatio» — вздутие. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться из-за улучшения качества продукции, изменения потребностей общества .

Инфляция может проявляться в двух формах

1. Открытая инфляция это форма инфляции, характеризующаяся ростом общего уровня цен. Эту форму называют также «свободной». Открытая инфляция бывает двух видов:

— инфляция спроса: проявляется в превышении спроса над предложением. Это ведет к росту цен и дефициту товаров и услуг. Данный вид свободной инфляции влияет на объем ВНП и занятость.

— инфляция издержек (предложения): проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства. Следствием этого является рост издержек производства и обращения, а также и цены на выпускаемую продукцию.

2. Подавленная инфляция — это форма инфляции, сдерживаемая товарным дефицитом, который приводит население к вынужденному накоплению денежных средств. Следствием этого вида инфляции является хронический дефицит товаров и услуг. Подавленная инфляция разрушает рыночные механизмы и создает дефицитный тип экономики.

Обе формы инфляции не исключают одна другую, они могут развиваться параллельно, дополняя друг друга, возможно даже варианты их сочетания.

По темпу росту цен инфляция делится на следующие виды

1. Ползучая или умеренная — длительный постепенный рост цен. При этом виде инфляции не происходит значительных потрясений в экономике, однако наблюдается медленное обесценение денег. Годовой прирост цен составляет 5-10%.

2. Галопирующая — инфляция со скачкообразным ростом цен. Цены растут на 20-200% в год. В отличие от ползучей инфляции ей очень трудно управлять. Экономическое равновесие в данном случае находится под угрозой, экономические структуры подвергаются опасности, может возникнуть кризис.

3. Гиперинфляция — инфляция с очень высоким темпом роста цен. Рост цен в месяц выше 50%. Гиперинфляция практически неуправляема. Чтобы остановить или хотя бы притормозить гиперинфляцию, приходится использовать чрезвычайные меры. Однозначного представления о том, как лучше всего бороться с гиперинфляцией, нет.

Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, а следовательно, ее населению.

Существует множество причин инфляции. В каждом государстве складываются свои условия ее возникновения. Все причины инфляции делят на внешние и внутренние.

Внутренние причины (обусловлены состоянием экономики конкретной страны)

1. Дефицит госбюджета или несбалансированность государственных расходов и доходов. Если дефицит финансируется займами Центрального банка страны, т.е. за счет активного использования «печатного станка», это приводит к резкому возрастанию количества денег в обращении, если при этом не выпускаются товары.

2. Расходы на военные цели. Это одна из причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги. Военные ассигнования порождают огромный рост денежной массы без товарного покрытия.

3. Расходы на социальные цели. В период экономического кризиса уровень жизни населения снижается. Государство старается поддержать население, выделяя дополнительные денежные средства на социальные цели (индексация зарплаты, выплата пособий).

Следствием этого является увеличение количества наличных денег в обращении. Инфляция усиливается.

4. Ожидания инфляции. В этой ситуации население приобретает товары сверх своих текущих потребностей, «запасается» необходимым. Происходит «бегство от денег». Спрос стимулирует предложение, происходит рост цен.

5. Нарушения в структуре экономики – нарушение равновесия между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства.

Внешние причины

1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров.

2. Мировые экономические кризисы.

Последствия инфляции различны. Они носят негативный характер, сказываясь на развитии хозяйственного процесса, социальных условиях, различных сторонах жизни общества.

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция не приносит вреда, ее снижение ведет к росту безработицы, а в некоторых случаях она даже может вызвать временное оживление экономики. Галопирующая инфляция отрицательно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются деформации рыночного механизма.

Инфляционные процессы подрывают стимулы роста экономики на базе НТП, т.к. внедрение в производство новой техники обходиться все дороже.

Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам.

Снижаются реальные доходы населения, а следовательно и уровень жизни.

Обесцениваются вклады и сбережения. Для того, чтобы огородить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции должны быть равны.

Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев.

2.2 Инфляция и ее социально-экономические последствия

Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует отметить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными .

Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень.

В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в

-перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками;

-обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;

-постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

-неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях;

-искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту;

-закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

-обесценении амортизационных фондов;

-активном развитии теневой экономики;

-снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

-обострении социальных противоречий в обществе.

Остановимся на некоторых из этих последствий более подробно.

По мере углубления инфляции усиливается социально-экономическая неустойчивость в стране. Гиперинфляция несет в себе огромные социально-экономические издержки. Она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.

Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков.

Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков.

Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система индексации доходов позволяет сохранить реальный заработок.

Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход.

Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.

При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции всегда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приводит к сокращению реального объема валового национального продукта и ускорению инфляции.

При прогрессивной системе налогообложения инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Поскольку инфляция приводит к обесценению накоплений в денежной форме, то осуществляется перераспределение накопленных доходов от старых к молодым членам общества.

Инфляция отвлекает капиталы из сферы реального производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны, в связи с нарушением закона денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег» к любым товарам, независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрицательно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы .

Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях — как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения .

Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравниваются с темпами роста внутренних цен, но и превышают их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.

В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства,

инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.

В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений.

Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях.

2.3 Адаптационная политика как часть антиинфляционной политики

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой — в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами .

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента.

Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг.

Это приводит к росту доли заемных средств, относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства).

В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке .

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение.

С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной .

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

2.4 Антиинфляционные меры

Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Существуют два основных варианта антиинфляционных мер: ортодоксальный и гетеродоксальный

Ортодоксальный вариант предполагает: либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке; введение свободных цен; постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов, наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа Международного валютного фонда, принятая в России в 90-ые годы ХХ века.

Гетеродоксальный вариант предусматривает:

-меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;

-регулирование внешней торговли и валютных отношений;

-развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Необходима и профилактика инфляции. В долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального валового национального продукта с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе.

Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.

На практике в борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени учитываются рекомендации обеих программ.

Итак, основной принцип борьбы с инфляцией — уничтожение ее источников. При этом необходимо иметь в виду, что временные шаги в принятии политических решений и их лоббирование — это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала.

Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы — это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.

Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо.

2.5 Динамика инфляции в России 2008-2016 гг

Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции России с 2008 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

13,28

Уровень Инфляции в России, % 1

Инфляция по месяцам. Инфляция по годам.

Ниже представлен график годовой инфляции в России (от начала года до его конца).

Все графики основаны на данных, которые приведены в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития экономики собственность, как экономическая категория играет колоссальную роль в становлении и развитии социально-экономических отношений. Именно отношениями собственности предопределяется характер взаимоотношений отдельных субъектов на фоне многообразия современных форм собственности.

Необходимость смены форм собственности увязывается с уровнем развития производительных сил. Если прежняя форма собственности сковывает развитие производительных сил и формирует новый субъект, заинтересованный в технологическом прогрессе, смена господствующих форм собственности становится объективной экономической необходимостью. Смена форм собственности имеет огромную формационную и преобразующую силу.

Реформирование системы собственности в нашей стране приобрело значительные размеры. Процессы приватизации и разгосударствления идут достаточно быстрыми темпами, а количественные итоги позволяют говорить о перспективности частной формы собственности и об увеличении её доли по отношению к доли государственной собственности.

Наметившиеся тенденции дают основания научным исследователям сделать предположение о том, что в течение ближайших 4-5 лет в государственной собственности останется лишь незначительное число предприятий, организаций, доля государственного капитала в настоящее время в которых составляет 100%. Это предприятия стратегического значения, наукоёмкие отрасли, здравоохранение, фармакология, наука и образование, хотя и здесь имеет место частная собственность. В общем, там, где есть экономическая деятельность, всегда присутствует проблема собственности.

Подводя итог исследования категории «собственность», следует сказать о том, что на современном этапе развития она играет огромную роль в становлении и развитии социально-экономических отношений и действительно является ключевой в отношениях экономических субъектов по поводу присвоения, владения и пользования благами. Необходимо отметить ряд моментов, всецело характеризующих категорию «собственность».

Собственность рассматривается в экономическом и юридическом аспектах, что указывает на структурную сложность данного явления. Определяющим элементом собственности в экономическом смысле являются отношения собственности, в рамках которых определены объект и субъект собственности. Существуют 4 основных вида отношений собственности – отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности; полноправным собственником является лишь тот, кто наделён полномочиями относительно всех обозначенных видов отношений. Истории человеческого общества известны разные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют частная и государственная собственность, в качестве достаточно весомых по значимости и масштабам, следует выделить муниципальную и коллективную виды собственности.

История человечества накладывает определённого рода отпечатки на изменение структуры собственности. В частности, если говорить о нашей стране, то это в первую очередь процессы приватизации и разгосударствления. Ошибкой государства явилось то, что проведение так называемой «обвальной приватизации» привело к крушению старой системы управления, в то время, когда новая ещё не была создана.

В целом, делая общий вывод, следует сказать о том, что набирающий обороты процесс приватизации не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли хозяйства, которые нецелесообразны дробить на элементы, это относится к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли ещё долго должны оставаться в сфере государственной собственности.

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует выверенных решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. Рядовой потребитель не имеет ни малейшего отношения к истокам инфляции, бесконечно далек от организации предложения денег, бюджетного дефицита и др.

Населения всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Виновник инфляции – государство, должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/na-temu-inflyatsiya-i-ee-sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya/

  1. Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы ее регулирования; Экономика — Москва, 2010. — 184 c.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы- ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие/Е.Ф.Борисов -М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2012.- 383 с.

  3. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. — М.: ДиС, 2012. — 208 c.

  4. Гребенников, П.И. Микроэкономика: учебник / П. И. Гребенников, А. И. Чеусский, Л. С. Тарасевич. – Москва, 2015. – 374 с.

  5. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. –2012. -№ 6.-С.17-21

  6. Гайгер Л.К. Макроэкономическая теория и переходная экономика/Л.К.Гайгер –М.: ИНФРА-М, 2014.-264 с.

  7. Губанов С.А. Эволюция отношений собственности: форма содержания // Экономика. 2015. №8.-С.26-29

  8. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории/В.Д.Камаев — М.: Владос, 2015.-371 с.

  9. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина Л.И. –М.: Финстатинформ, 2013.-201 с.

  10. Курс экономики / Под редакцией Б.А.Райзберга, – М.: Инфра-М, 2015.-193 с.

  11. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2015.-422 с.

  12. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика / Ю. В. Тарануха, Д. Н. Земляков. под общ.ред. А. В. Сидоровича. – Москва, 2012. – 304 с.

  13. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики/Р.М.Нуреев –М.: ИНФРА-М., 2014.-349с.

  14. Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: пути из прошлого в будущее/А.Д.Радыгин –М.: Республика, 2012.-253с.

  15. Шахнович Р. М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике; Либроком — Москва, 2012. — 392 c.

  16. Шеншин А.Е. Формирование основ рыночной экономики в России в конце ХХ в. Рынок финансов/А.Е.Шеншин– М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2012.-289с.

17. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под редакцией А.С. Булатова, – М.: Бек, 2015.-405 с.

18.Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. –М.: ИНФРА-М., 2014.- 277 с.