Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что развитие поведения в дошкольном возрасте — многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при сформированности мотивационной сферы.
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение дошкольников начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Существует острая практическая необходимость проанализировать сущность и содержание мотивов поведения дошкольников. Это послужило основанием для выбора темы нашего исследования.
Методологической основой исследования являются: положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев) о сущности мотивационного звена и закономерностях формирования его компонентов, применимые и к речевой
деятельности (А. А. Леонтьев, М. Р. Львов); положения классической и современной психологии мотивации достижения (Г. А. Мюррей, Дж. Аткинсон и Д. Мак-Клеланд, Х. Хекхаузен, Д. А. Леонтьев, Т.О. Гордеева, Маслоу).
Объект – мотивационная сфера дошкольника
Предмет – особенности содержания мотивов поведения дошкольников
Цель — проанализировать особенности содержания мотивов поведения дошкольников
Для достижения поставленной цели целесообразно решить ряд задач:
1. Изучить сущность и основные подходы к определению мотивов и мотивации в психологии.
2. Обосновать специфику развития мотивов поведения в дошкольном возрасте.
3. Изучить особенности развития познавательной мотивации у дошкольников старше группы детского сада.
Потребности и мотивы деятельности человека
... определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой -- говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека ...
4. Разработать программу игровых занятии, направленных на повышение уровня учебной мотивации дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что познавательная мотивация у старших дошкольников выражена слабо, для ее развития необходимо использовать игровые технологии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.
Выдержка из работы.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
— Мотивация (лат. motivatio) — динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личности.
- Дошкольное детство является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития лич¬ностных механизмов поведения, которые связаны с оформле¬нием мотивационной сферы ребенка.
— Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого—одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у ребенка настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества. Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности и направлены на предметы деятельности. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.
- Целью эксперимента является выявление уровня развития познавательной мотивации у старших дошкольников.
- Задачи исследования: изучить мотивы и мотивацию старших дошкольников; разработать рекомендации по развитию познавательной мотивации у старших дошкольников.
- Организация экспериментальной работы по изучению познавательной мотивации старших дошкольников осуществлялась на базе ДОУ № 2045 г.
Москвы. Эксперимент проводился в течение 2-х месяцев.
— В исследовании участвовали дети 5-6 лет: 10 детей в возрасте 5-ти лет и 10 в возрасте 6 лет. В целом данное исследование было направлено на подтверждение нашей гипотезы о том, что познавательная мотивация у старших дошкольников выражена слабо, для ее развития необходимо использовать игровые технологии.
Анализ результатов исследования показал, что на высоком уровне развития находится 35 % испытуемых данного класса, то есть дети более свободно общаются между собой и со взрослыми на разные темы. На вопросы отвечают мотивированно, чувствуют себя спокойно и уверенно в школе. К среднему уровню нами отнесены дети, которые охотно принимали задания, но недостаточно аргументировали свои ответы. Присутствовало состояние дискомфорта при ответах на некоторые вопросы, школа ассоциировалась у них с «2». — 50 %.
Роль детской литературы в воспитании детей
... ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как ... дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети ... , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские ... чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим ...
— На низком уровне у нас оказалось 15 % испытуемых, что говорит о том, что у этих детей преобладали неточные ответы, наблюдалась скованность и дискомфорт в общении с воспитателем. На основе вышеизложенных данных мы считаем, что в основном в данной группе преобладает средний уровень развития познавательной мотивации.
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/motivyi-povedeniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/motivyi-povedeniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 1998.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 2002.
3. Богомолова М. И. Итернациольное воспитание дошкольников. – М., 1991.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2001.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2000.
6. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1995.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1998.
8. Виноградова Н. Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М, 1993.
9. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1993.
10. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997.
11. Развитие мотивации у детей старшего дошкольного возраста / Под. ред. Л.Н. Павловой. – М., 1996.
12. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре. – М., 1993.
13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком в детском саду. – М. 2000.
14. Менджрицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1992.
15. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.
16. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Поддьякова Н.Н. – М., 1991.
17. Сорокина В.И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 1995.
18. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
19. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. – М., 1998.
20. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Венгера Л.А. – М., 1993.
21. Козлова С.А. «Я – человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
22. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1996.
23. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский и др. М., 1993.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998.
25. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1990.