Философия организации

Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

К. Маркс, Ф. Энгельс

Разработка философии организации является сложной мыслительной работой для любой категории работников, в том числе и для высшего руководящего звена менеджеров. Как правило, философию организации разрабатывает специально подготовленная команда в начале жизненного пути организации. Философия предприятия — это развернутая концепция тактического и стратегического развития фирмы, совокупность внутрифирменных принципов и правил, регулирующих взаимоотношения руководителей и служащих, межличностные отношения, своеобразная система моральных и материальных ценностей, убеждений, принимаемых персоналом добровольно или в процессе воспитания. Философия организации — это моральный кодекс поведения, общения и деятельности, соблюдение которого призвано гарантировать успех и благополучие организации и персонала, она выстраивает вектор внешних и внутренних коммуникаций. Несоблюдение философии организации приводит к развитию личностных, социальных, производственных конфликтов, снижает статус фирмы, влияет на ее благосостояние. В каждой организации постепенно нарабатываются определенные социальные, экономические, правовые, этические и психологические факторы (силы), обеспечивающие соответствие принимаемых решений методам, средствам и способам достижения цели организации.

Философия коллектива дает возможность проводить индивидуальные и групповые решения, которые не противоречат ее целям и задачам. Учреждение стремится набирать и удерживать персонал, согласный с его философией, постоянно приучает новых сотрудников к ценностям своей организации. Чтобы быть полностью принятым в группу, индивид должен идентифицировать свои ценности с ценностями группы, в противном случае она его не принимает и вынуждает ее покинуть. Безусловно, никакая философия организации не может полностью соответствовать миссии каждого работника и формам удовлетворения его потребностей, поэтому она должна быть составлена таким образом, чтобы оставалось «свободное пространство» для индивидуальных проявлений, которые не противоречат целям организации и способам их достижения. В определенные критические моменты, связанные с развитием организации (приход новых людей, технические и технологические нововведения, смена профиля производства), философия организации должна своевременно реагировать на эти изменения, чтобы ее принципы не становились догмами и не сдерживали развитие.

6 стр., 2631 слов

По философии идея развития

... совершенно неосвоенного материала – отталкивается Гегель в своем философском деянии. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ ДУХА (В КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГЕГЕЛЯ) Философия духа – учение Гегеля о человеческом сознании, о ... содержавшем своеобразный сплав идей феноменологии, экзистенциализма и гегельянства. По существу, Сартр в «Бытии и ничто» ставит проблему диалектики как способа существования тотальностей. И ...

Создание философии фирмы можно обосновать следующими положениями:

    • каждый человек в своей индивидуальной миссии обязательно имеет такую часть, которая может быть реализована только в совместной деятельности с другими людьми;
    • философия четко определяет взгляды на самоуправление, единоначалие, выборность, роль трудового коллектива, стиль руководства;
    • все люди разные, и, чтобы упорядочить межличностные отношения, должны существовать общие принципы;
    • философия помогает новым сотрудникам быстро адаптироваться в новом для них коллективе;
    • в совместной деятельности человек не должен забывать о своем человеческом предназначении, что его работа на данном предприятии всего лишь эпизод его жизненного пути;
    • философия предусматривает все социальные и экономические изменения, которые могут быть эффективно использованы для развития человека и производства;
    • философия указывает и регулирует формы отношений между владельцем предприятия и персоналом, влияет на жизненные цели каждого сотрудника;
    • философия не должна быть догматическим документом, который заставляет сотрудников слепо следовать прописным истинам.

      Поэтому те положения, которые могут быть сложными для понимания и исполнения, должны быть разъяснены;

    • философия стремится предусмотреть все психологические, социальные, моральные и экономические факторы, которые могут быть эффективно использованы для развития личности сотрудников и всей организации как единого целого.

    Безусловно, есть и противники такого документа, аргументирующие свое мнение тем, что предприятие и так перегружено нормативными документами, к тому же разработка философии отнимает много времени, средств и требует большого интеллектуального напряжения. Помимо формализованных правил в каждом коллективе складываются несанкционированные формы поведения, неформальные группы со своими правилами, которые якобы и так поддерживают необходимый порядок и дисциплину. К тому же неформальные отношения могут вступать в противоречия с философией предприятия.

    Российская философия бизнеса весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины предприятия. Крупные предприятия, созданные на базе государственных, часто сохраняют свою прежнюю философскую ориентацию, традиции, формы руководства в новых рыночных условиях. Вновь создаваемые предприятия малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии организации, без учета миссии и потребностей работников, не всегда продуманы организационные коммуникации, отсутствует демократизация управления.

    Для разработки философии предприятия в качестве основания используют разные документы, в основном это конституция, гражданский кодекс, кодекс законов о труде, декларация прав человека, коллективный договор, устав предприятия. Необходимо учитывать опыт других компаний, особенности национального характера, особенности месторасположения предприятия, характер товаров и услуг, количественный состав предприятия, уровень жизни, позицию и убеждения собственника. Философия организации в различных странах имеет большие отличия. Американская философия построена на традициях конкуренции и поощрении индивидуализма, с ориентацией на прибыль компании, личный доход, высокий уровень демократии, социальные гарантии. Английская философия организации основывается на традиционных ценностях нации, теории человеческих отношений, уважении личности работника, доброжелательности, продуманной системе мотивации, высоком качестве работ и услуг, постоянном повышении квалификации, высоком заработке. Японская философия управления основывается на традициях, уважении старших, коллективизме, всеобщем согласии, вежливости, терпении, преобладает теория человеческих отношений, преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников, ротация персонала, создание эффективных условий труда. Российская философия организации находится в процессе поиска, потому весьма многогранна, зависит от формы собственности, региональных, отраслевых особенностей, величины организации, от характера собственников.

    48 стр., 23969 слов

    Корпоративная культура как фактор эффективности управления современным ...

    ... социальных На Западе давно поняли, что основой жизненного потенциала организации является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как ... проблемы корпоративной культуры: слияние, поглощение одних предприятий другими; стремительное развитие предприятий новых ... с преобладанием населения, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и ...

    Ниже приводится примерная структура философии организации, которая в конкретной организации примет и более конкретное содержание.

    Примерная философия организации (предприятия)

    Утверждаю:

    Директор предприятия:_

    «_»_20_г.

    • 1. Цели и задачи предприятия
    • 1.1. Цель предприятия — обеспечение материального благосостояния и гармоничного развития рабочих и служащих на основе научной и гуманистической организации труда.
    • 1.2. Задачи предприятия:
        • определение правильной стратегии управления предприятием;
        • научно-техническая подготовка персонала и производства, способствующая выпуску качественной продукции;
        • организация эффективной тактики управления предприятием и его подразделениями;
        • обеспечение гуманной социальной политики в области оплаты, охраны труда и уровня жизни работников.
      • 1.3. Критерии достижения цели:
        • физическое, психическое и духовное развитие сотрудников;
        • максимальное увеличение прибыли от всех видов деятельности;
        • снижение себестоимости работ и услуг;
        • повышение качества продукции и услуг;
        • снижение текучести кадров;
        • максимальное увеличение доходов и уровня жизни сотрудников;
      • 2. Декларация прав сотрудников

      Каждому человеку гарантированы следующие права.

      • 2.1. Личные и гражданские права сотрудника:
          • на жизнь, достойную человека, и увеличение ее продолжительности;
          • личную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, чести и репутации, гармоничное развитие личности;
          • защиту от произвольных посягательств и вмешательства в личную и семейную жизнь;
          • повсеместное признание и судебную защиту своих прав и свобод.
        • 2.2. Культурные права:
          • участие в культурной жизни и пользование достижениями отечественной и мировой культуры;
          • свобода преподавания, научная и творческая деятельность;
          • интеллектуальная собственность и ее защита;
          • отдых и досуг, духовное, культурное и физическое развитие.
        • 2.3. Социальные права:
          • уровень жизни, необходимый для поддержания благосостояния человека и его семьи;
          • социальные услуги и бытовое обслуживание;
          • охрана физического и психического здоровья, медицинская помощь;
          • социальное обеспечение, социальное страхование и защита в случаях социального риска.
            7 стр., 3299 слов

            Права ребенка: понятие, виды

            ... качестве ребенка. Следует заметить, что применяемые в СК РФ и ГК РФ термины "ребенок", "дети", "несовершеннолетний" тождественны. В СК РФ права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные права и имущественные права 2.Виды прав ребенка ...

        • 2.4. Права на свободный выбор профессии, вида занятости и места работы:
          • профессиональную ориентацию, подготовку и переподготовку;
          • профессиональную независимость при выполнении трудовых обязанностей;
          • продвижение по работе с учетом стажа и квалификации;
          • свободу от принудительного и обязательного труда.
        • 2.5. Право на охрану труда:
          • на безопасные, гигиеничные и технологически оборудованные рабочие места;
          • на профилактику и защиту от риска профессиональных заболеваний и производственного травматизма;
          • на информацию об опасных для здоровья факторах, связанных с работой.
        • 2.6. Право на справедливое вознаграждение:
          • участие в определении условий оплаты своего труда;
          • оплату труда, обеспечивающую достойное существование работника и членов его семьи;
          • повышенную оплату, увеличение компенсационных отгулов за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни;
          • первоочередное удовлетворение требований по выплате заработной платы, освобождение от чрезмерных налогов и удержаний;
          • стимулирование добросовестного, инициативного профессионального труда.

        • 2.7. Права на ограничение рабочего времени:
          • нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 ч в неделю и 8 ч в день;
          • освобождение от работы или сокращение ее продолжительности в ночное время;
          • согласованное неполное и гибкое рабочее время.
        • 2.8. Права на отпуск:
        • предоставление различных видов оплачиваемых отпусков: ежегодного основного, творческого, по беременности и родам, по уходу за малолетними детьми;
        • использование основного отпуска по частям;
        • получение компенсации при увольнении за неиспользованные основной и дополнительный отпуска.
        • 2.9. Права на защиту своих интересов, прав и свобод:
          • предварительное предупреждение и денежную компенсацию при увольнении;
          • восстановление на работе и выплату денежной компенсации в случае увольнения без законного основания;
          • обращение в суд за разрешением трудовых споров.
            38 стр., 18547 слов

            Совершенствование организационного поведения сотрудников ООО «Элит-С»

            ... методов, охарактеризованы стили взаимодействия сотрудников ООО «Элит-С», основные методы работы персонала организации, применяемые на данном предприятии. В третьей главе дипломной работы разработан проект направления совершенствования организационного поведения сотрудников ООО «Элит-С» 1. ...

        • 2.10. Право на образование:
          • образование должно быть бесплатным, по меньшей мере начальное и общее среднее;
          • родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей;

          — предприятие гарантирует оплату всех видов повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих за счет своей прибыли.

      • 3. Что поощряется и что запрещается?
      • 3.1. Поощряется инициатива сотрудников, направленная:
          • на рост доходов предприятия от всех видов деятельности;
          • поднятие имиджа предприятия в средствах массовой информации в области, районе, городе;
          • экономию материальных, энергетических и информационных ресурсов и сокращение затрат;
          • повышение качества продукции, работ и услуг, совмещение профессий, овладение смежными профессиями и должностями;
          • повышение квалификации и рост профессиональных умений и знаний сотрудников;
          • привлечение творческих личностей на предприятие;
          • разработку новых методов и технологических процессов и внедрение их в процесс производства;
          • участие во всех формах преподавательской деятельности;
          • на повышение уровня квалификации путем обучения и саморазвития.

        • 3.2. На предприятии запрещается:
          • разглашать сведения, составляющие коммерческую и служебную тайну, в том числе:
        • 1) все виды хозяйственных и трудовых договоров;
        • 2) размеры использования фонда оплаты труда, включая заработную плату любого сотрудника;
        • 3) размеры фонда развития предприятия;
        • 4) содержание методов и технологий производства;
        • 5) перспективы развития предприятия и вложения финансовых средств в конкретные мероприятия;
        • 6) содержание всех документов для служебного пользования;
        • 7) анкеты и личные качества сотрудников, особенности их работы, учебы, поведения;
        • употребление спиртных напитков в рабочее время и появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
        • применение к служащим методов физического или грубого психологического воздействия;
        • интимные отношения с сотрудниками предприятия или принуждение к вступлению в интимные отношения сотрудников или клиентов предприятия;
        • курение в корпусах и помещениях, кроме специально отведенных мест.

        Нарушение данных требований рассматривается руководством предприятия как причина немедленного увольнения сотрудника.

        4 стр., 1663 слов

        Физические качества человека и методы их воспитания

        ... и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств. 2. Средства и методы развития физических качеств 2.1 Средства и методы развития силы Сила - способность ... нормы реакции на внешние нагрузки. Физические качества человека Физические качества человека. Средства и методы их воспитания. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических ...

        • 4. Деловые и нравственные качества
        • 4.1. Деловые качества сотрудника, необходимые для оптимального выполнения им своих функциональных обязанностей на предприятии:
            • дисциплинированность,
            • самостоятельность,
            • пунктуальность,
            • трудолюбие,
            • коммуникабельность,
            • исполнительность,
            • настойчивость,
            • умение доводить начатое дело до конца,
            • целеустремленность,
            • умение слушать,
            • энергичность,
            • творческий подход к делу.
          • 4.2. Нравственные качества сотрудника, необходимые для работы в коллективе: