Миграция с точки зрения философии

Курсовая работа

Одним из важных проявлений наблюдаемых после окончания Второй мировой войны масштабных социально-экономических трансформаций, объединяемых ныне общим понятием «глобализация», стало заметное усиление миграционных потоков рабочей силы. В движение пришли многомиллионные массы населения, устремившиеся на поиски лучших условий жизни, прокламируемых идеологами этого всемирного процесса. Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов силу приобрел и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.

Тема данного реферата– причины и проблемы международной миграции рабочей силы. Международная миграция рабочей силы – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Проблема миграции очень актуальна в наше время, потому что одной из причин миграции является возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. Относительно новым фактором, усилившим актуальность проблем миграции, стал в последние годы динамичный рост финансовых переводов в страны происхождения мигрантов.

Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести, и приводят к крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

Важно отметить, что современные государства прила­гают усилия по регулированию трудовой миграции. Право­вое выражение взаимной заинтересованности направляю­щих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импорте­ров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области ока­зывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM).

5 стр., 2370 слов

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество.. ...

... сотрудничестве. (заключается такое соглашение для передачи или обмена технических знаний, поиска лучшего использования рабочей силы ... расширения научно - технических и производственных связей. Международные ... то есть миграция, естественное движение ... сотрудничестве и т.д. Такие предприятия создаются для реализации крупномасштабных проектов, которые требуют по финансовым, техническим и другим причинам ...

Примером региональной структуры, занимающейся защи­той прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейс­кий Межправительственный комитет по вопросам миг­рации (СИМЕ).

В данном реферате рассматриваются теоретические основы миграции, основные направления международной трудовой миграции, проблемы и последствия миграции рабочей силы для стран-реципиентов и стран-доноров, а также анализ миграции рабочей силы из развивающихся стран в развитые страны.

Задачи, поставленные реферату следующие: выявить основные мотивы и причины миграции рабочей силы, проанализировать статистические данные по миграции стран экспортирующих и импортирующих рабочую силу, выявить выгоду и затраты для принимающих стран и стран выезда, рассмотреть проблемы международной миграции рабочей силы.

Глава 1 . Теоретические основы миграции рабочей силы

1.1. Сущность и мотивы миграции

Глобализация в относительно короткие исторические сроки способствовала расширению и диверсификации мирового рынка труда. Это не только увеличивающиеся масштабы миграции, но и географическое расширение ее направлений, рост числа стран-участниц процесса, противоречивые качественные изменения, с точки зрения профессионального и квалификационного состава. Двойственность миграционных потоков выражена в одновременном действии факторов притяжения и отталкивания, обоюдной заинтересованности в трансграничном перемещении рабочей силы и одновременно неприятии ряда последствий ее привлечения. Однако в основе современной международной миграции лежат объективные социально-экономические процессы – повышение уровня образования, свобода перемещения, стремление к самореализации миллионов людей. В комплексе это позволяет прогнозировать дальнейшее нарастание и диверсификацию перемещений людских ресурсов в рамках мирового хозяйства .

Международная трудовая миграция – это перемещение из одной страны в другую рабочей силы. Международная миграция рабочей силы имеет длитель­ную историю (еще до новой эры люди переезжали из одно­го государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:

  • интернационализацией хозяйственной жизни;
  • невиданными социально-демографическими измене­ниями;
  • революцией в науке, технике и сфере информации;
  • развитием интеграционных процессов;
  • деятельностью транснациональных корпораций (ТНК).

Все эти факторы способствовали усилению подвижнос­ти трудоспособного населения, которое использует разви­тую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился ми­ровой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого со­ставляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказы­вающий заметное влияние на уровень, характер и разме­щение производительных сил в рамках национальных хо­зяйственных систем и мировой экономики. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также меж­дународные организации, занимающиеся вопросами юри­дического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.

11 стр., 5050 слов

Миграция населения и ее влияние на межнациональные отношения

... работы является выявление тенденций перемещения населения, миграции населения в большие города, отношения правительств страны и городов к миграции, а так же отношения рядовых жителей крупных мегаполисов к ... существенное влияние на миграционные процессы. Если в больших городах собственная инфраструктура обеспечивает множественность и разнообразие рабочих мест, то в сельских поселках и небольших ...

Миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения. Причины трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

1. различия в уровне экономического развития отдельных стран.

2. наличие национальных различий в размерах заработной платы.

3. существование безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).

4. международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.

В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Можно понять причины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически развитых европейских стран в более индустриально развитые – из Турции, Испании, Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс, Скандинавию и т.д. Но какие экономические основы действуют на миграцию населения между США и Канадой, Англией и США, в перемещениях огромной массы людей между странами ЕС, то есть между экономически развитыми странами, находящимися на «одно-порядковом уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы, не всегда экономические, которые влияют на миграционные процессы. Это факторы гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядков. Они будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран, укрепления интеграционного потенциала, а в первую очередь в странах ЕС, и – самое главное, – когда проблема поиска хлеба насущного перестанет быть первоочередной проблемой. Все это делает проблему международной миграции рабочей силы в развитых странах сложной, связанной отнюдь не только с собственно экономическими факторами, но и возрастания значения таких понятий, как «социальный комфорт», социально-политические условия, социально-культурные, психологические и т.д.

7 стр., 3038 слов

Миграция населения и урбанизация

... же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому. Миграция населения - сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ...

Люди руководствуются далеко не только экономическими соображениями: привычная культурная среда, в особенности родной язык, с детства знакомый образ жизни, родственные связи, друзья – эти важнейшие, но не выражающиеся в цифрах факторы сдерживания могут уравновешивать экономические мотивы выталкивания. Поэтому миграционные потоки между странами часто сходят на нет по достижении некоторого абсолютного порога благосостояния и задолго до полного выравнивания экономических уровней стран выезда и въезда. Эмпирические исследования установили, что поток трудовых мигрантов из Южной Европы в Западную иссяк в 2000-е, когда в Италии, Испании, Португалии и Греции валовой внутренний продукт (ВВП) достиг 4 тысяч долларов на душу населения. Нетто-миграция между странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снижается, когда различия в ВВП на душу населения между ними сокращаются до 50 %.Однако сумма миграционных потоков в мировом масштабе отнюдь не убывает. Колоссальные перепады экономических, политических и социальных условий по-прежнему формируют огромный резерв желающих переселиться туда, где лучше. Хотя географическое местонахождение как центров выталкивания, так и центров притяжения мигрантов меняется, трудно представить себе, что в обозримом будущем экономические условия в мире выровняются настолько, чтобы трудовая миграция совсем иссякла. Скорее наоборот, неравномерность экономического развития усилится, а глобальное информационное поле будет все настойчивее и доходчивее формировать миграционные установки.

Американский экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета, нобелевский лауреат Гарри Стэнли Беккер высказывает мнение о том, что миграция рабочей силы – закономерное явление 21 века и связано с объективными причинами:

1. Население стран третьего мира растет значительно быстрее, чем чис­ло жителей развитых государств, при этом разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми продолжает уве­личиваться. Поэтому и поток мигран­тов, ищущих счастливой жизни в более благополучных странах, год от года усиливается. Государства-лидеры пыта­ются защищаться от нежеланных гас-тарбайтеров, ужесточая свою мигра­ционную политику, но их меры, похо­же, оказываются неэффективными.

2. В Европе, Японии и ряде других разви­тых стран очень низкая рождаемость, а значит, им нужно все больше и боль­ше молодежи из-за рубежа, чтобы сба­лансировать свой рынок труда.

3. С разви­тием глобализации переезжать из стра­ны в страну становится настолько просто, что никакие административные барьеры не смогут запретить, напри­мер, жителям бедных африканских го­сударств искать счастливой жизни в За­падной Европе.

При этом Г. Беккер с оптимизмом рассматривает проблему «утечки мозгов». Так, по его мнению, развивающиеся страны могут решить ее путем создания более благоприятных условий для интенсив­ного экономического роста. К примеру, в Южной Корее: как только страна стала активно развиваться, число граждан, желающих уехать на постоянное место жительства в другую страну, резко сократилось. То же самое произо­шло в Индии и Китае. Конечно, люди продолжают ездить в Европу и США на учебу, но все чаще они возвращаются потом на родину, где могут воспользо­ваться преимуществами быстрорасту­щей экономики.

27 стр., 13444 слов

Правовое регулирование социальной работы с мигрантами

... цели автором дипломной работы решались следующие задачи: Дать содержательную характеристику технологий социальной работы с мигрантами; .Дать содержательную характеристику нормативно-правового обеспечения по вопросам социальной работы с мигрантами; .Описать практический опыт технологий социальной работы с мигрантами; .Разработать предложения ...

Вывод, который делает профессор Гарри Беккер, состоит в том, что «развитым странам следует быть более гостеприимными».

1.2. Виды и направления трудовой миграции

Чтобы разобраться в структуре международного миг­рационного оборота, необходимо установить виды трудо­вой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признан­ными из них являются следующие:

  • по продолжительности – временная, возвратная (се­зонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на посто­янное место жительства в другую страну);
  • по социальному составу – неквалифицированные ра­бочие, средний технический и сервисный персонал, студен­ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль­туры и спорта, предприниматели);
  • по характеру – прямая и косвенная (внутрифир­менная в рамках ТНК);
  • по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);
  • по типу статуса в принимающей стране – ассими­ляционная (с последующим предоставлением вида на жи­тельство, а затем и гражданства/подданства) и неасси­миляционная.
  • по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
  • по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
  • по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы .

Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.

В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:

1. международная переселенческая миграция;

2. международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Международная трудовая миграция — это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной .

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина «трудящийся-мигрант» содержится в конвенциях Международной организации труда N 97 и N 143 и гласит, что «трудящийся-мигрант» это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры) .

Невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии — это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток — в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.

Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

1. из развивающихся стран в развитые;

2. между развитыми странами.

3. между развивающимися странами.

4. из постсоциалистических стран в развитые страны.

5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся .

Количество мигрантов, выбира­ющих направление из развитых стран в развивающиеся или в страны с переходной экономикой, невелико и представлено в основ­ном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних ком­паниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантю­ристами.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Среди центров притяжения мигрирующей рабо­чей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада).

По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию.

Другим «магнитом» для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%).

Кроме них, в За­падной Европе крупными принимающими государствами яв­ляются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия.

Третьим мировым центром трудовой миграции счи­тается Австралия, правительство которой крайне обеспо­коено низкой плотностью населения на подавляющем боль­шинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашен­ный Канберрой комплекс мер по стимулированию пересе­ления в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. спо­собных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по воз­вращению на историческую родину всех евреев с целью вы­живания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на «Зем­лю обетованную» носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем сви­детельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия появились новые регио­нальные центры притяжения мигрантов. Среди них выде­ляются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира­ты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Ма­лайзия, Сингапур, Тайвань).

На Африканском континенте «полюсом» притяжения мигрантов стала ЮАР, а на про­странстве СНГ – Россия. Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов.Россия выступает экспортером рабочей силы для «дальнего зарубежья» (сред­негодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и од­новременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (сред­негодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

1.3. Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров

Интенсивность миграций, следующих в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой в странах так называемого «северного кольца» — группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов . Появились исследования, авторы которых трактуют это переселение не просто как пространственное перемещение человеческих масс, но и как динамичное «наступление», инфильтрацию этносов и культур, смешение которых с этносами и культурами принимающих стран может иметь не всегда предсказуемые последствия и особенности. Знакомство со взглядами представителей данного направления позволяет поэтому лучше понять природу, характер наблюдаемой в настоящее время вспышки антииммигрантских настроений, культурной ксенофобии и в то же время убедиться в том, что ни Северная Америка, ни Европа, включая Россию, в ближайшем будущем не в состоянии обойтись без постоянного потока населения из стран Азии, Африки и Латинской Америки. [8]

Прямым следствием масштабных миграций стало фактическое формирование многонациональных государств, сопровождавшееся такой характерной особенностью, как попадание иммигрантов преимущественно в нижние слои принимающего общества, что превращало западные страны в общество, социальные низы которого образуют национальные меньшинства. В подобных ситуациях социальный мир оказывается тесно связанным с «национальным вопросом» и с характером взаимоотношений, возникающих между коренным и пришлым населением, вызывая озабоченность тем, как складываются (или не складываются) процессы интеграции иммигрантов в местный социум. Вопреки ожиданиям и надежде на действенность мультикультурной модели интеграции иммигранты, перенося с собой собственные идеалы, религии и верования, обнаружили определенную склонность к тому, чтобы замыкаться в собственной среде. Другим основанием говорить о современном процессе миграции именно как о переселении народов стали изменения, произошедшие в структуре потоков легальной миграции, выразившиеся в повышении удельного веса перемещений, связанных с воссоединением семей и поиском политического убежища.

Важной особенностью современных миграций стала массовая нелегальная иммиграция. Д. Хелд связывают это явление со спросом на максимально дешевую силу (во всяком случае – менее дорогую, чем локальная) рабочую силу, предъявляемым в первую очередь сконцентрированным в основном в северном полушарии транснациональным капиталом. Похоже, что именно потребность в дешевой рабочей силе и делает нелегальную иммиграцию столь трудноискоренимой. О наличии подобного спроса можно судить по США. «Это единственная в мире высокоразвитая экономика с легко доступным, очень дешевым, нерегулируемым или нелегальным рынком труда» . Принося экономическую выгоду, нелегальная иммиграция одновременно порождает очевидные трудности, когда речь идет об интеграции иммигрантов в принимающее общество. Наконец, нельзя забывать о том, что в мире возникла мощная индустрия вербовки и транспортировки мигрантов, заинтересованная в том, чтобы их было как можно больше, а потому обслуживающая как легальную, так и нелегальную миграцию.

Иммиграция была и остается для Запада больше положительным, чем отрицательным явлением. Очевидно, что если бы не было крупномасштабной миграции, европейские страны в 50-60-е годы испытали бы очень серьезные проблемы на рынке труда. Необычно долгий период устойчивого экономического роста, полной занятости и сравнительно низкой инфляции стал возможным отчасти потому, что опасность вспышки инфляции, существующая при неполностью занятых рынках труда, смягчалась постоянным притоком низкооплачиваемых мигрантов, попадавших в их нижние слои. И именно неприхотливые переселенцы вынесли основную тяжесть реструктурирования экономик западных стран в 80-е годы.

Одновременно, возмещая потери населения, иммиграция облегчала решение проблем, связанных с его старением. Конечно, картина занятости при этом менялась, в общей численности работников повысился удельный вес иностранцев. Присутствие последних усилило нагрузку на государственный бюджет, но это был выход из создавшегося положения, и за это надо было платить .

Иначе трактует рассматриваемую тему автор нашумевшей книги «Смерть Запада» , известный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен. Он рисует мрачную картину гибели иудео-христианской цивилизации под напором огромных масс переселенцев из развивающихся стран. Бьюкенен считает, что движущим мотивом миграции выступает стремление стран Третьего мира, воспользовавшись благоприятно складывающимися обстоятельствами, получить доступ к богатствам Запада. Благодаря протекающим здесь процессам депопуляции выходцы из зоны «отсталости» превратившись за несколько десятилетий в этническое большинство, способны мирным путем колонизировать бывшие метрополии и тем самым положить конец здешней развитой цивилизации. Правящие элиты, в первую очередь, стран Западной Европы, явно проглядели эту опасность, и теперь им будет крайне сложно что-либо исправить, учитывя очень низкий показатель рождаемости (1,4 в среднем по Европе против необходимого для простого воспроизводства 2,1) .

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно отнести следующие:

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 2001 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии — 10,2%, в Германии — 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

В странах-реципиентах иммиграция позволяет удовлетворять спрос на труд, заполняя нижний этаж социальной пирамиды, способствует восходящей социальной мобильности «своих», снижая цену труда, повышает прибыли предпринимателей и конкурентоспособность национальной экономики.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

Таблица 1.

Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны-импортера

Положительные Отрицательные
1. Облегчение структуры региональных сдвигов 1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии
2. Содействие вертикальной мобильности местных работников 2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы 3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей
4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

В июне 2003 года Евросоюз ввел квоты на миграцию рабочей силы. На внесении этого пункта в конституцию ЕС особенно настаивала Германия, а основным противником этого была Франция. Британские же власти разреши­ли неограниченный въезд в страну гражданам из новых государств-членов ЕС, предполагая, что это принесет экономике сплошные выгоды. «В Великобритании один из самых низких уровней безработицы по Евросоюзу, и аналитики думали, что поток мигрантов из Восточной Европы ника­кой опасности не представляет, — комментирует глава отдела по связям с общественностью Международной организации по миграции (ЮМ) Жан-Филипп Кози. — К тому же в стране очень низ­кий уровень рождаемости, поэтому только с помо­щью приезжих можно удовлетворить спрос на рынке труда. А недавно Банк Англии опубликовал исследование, в котором указывается, что именно благодаря мигрантам Британии удалось сдержать инфляцию в заданных рамках». Однако реальность все-таки оказалась далека от расчетов. «Правитель­ство ожидало притока иммигрантов, но их число намного превысило все предварительные прогнозы, — отмечает старший эксперт по социальной политике американской RANDCorporation Кевин Маккарти. — Вместо 20 тыс. человек в страну при­было 447 тыс. мигрантов, и больше половины из них — жители Польши».

Появилось даже словосочетание «польские водопроводчики», которое стало во всем Евросоюзе нарица­тельным именем, символизирующим дешевую иностран­ную рабочую силу. Однако британские экс­перты здорово просчитались с количеством плю­сов, которые должны были принести английской экономике «водопроводчики». «Небывалый в исто­рии Британии наплыв мигрантов привел к тому, что темпы роста заработной платы в стране замед­лились, а цены на рынке услуг упали», — отмечает г-н Маккарти.

По расчетам независимого агентства MigrationWatchUK, если британские власти не изменят свою миграционную политику, с 2006 по 2031 год население Великобритании увеличится на 7,2 млн человек, и 6 млн (83%) из них составят мигранты. Сегодня в том же Лондоне 57% новорожденных — это дети матерей-иностранок. Англия уже сейчас почти в 2 раза гуще населена, чем Германия; в 4 раза гуще, чем Франция, и в 12 раз — чем США».

Однако, новая миграцион­ная политика Запада не только усиливает напряженность в отно­шениях с развивающимися стра­нами, но и не дает желаемого эф­фекта ему самому. Кевин Маккарти из RANDCorporation полагает, что одним из способов выхо­да из тупика может стать офшоринг, то есть созда­ние удаленных рабочих мест в странах с дешевой рабочей силой. Преимущества офшоринга перед использованием труда мигрантов очевидны: пра­вительству нет нужды тратить деньги на адапта­цию нового члена общества, а компании, нанима­ющей сотрудника, к примеру, в Индии, а не во Франции, не нужно платить ему сопоставимую с французской заработную плату, обеспечивать его социальным пакетом и т.д. «Если учесть тот факт, что около трети всего работающего населения Европы занято в непроизводственной сфере (а ведь именно услуги чаще всего передаются в офшо­ринг), возможно, дефицит рабочей силы на евро­пейском рынке будет намного меньше, чем прог­нозирует ЕС», — замечает Джон Филпотт.

Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной, имеет целый ряд позитивных последствий для стран-доноров. При отъезде безработных уровень безработицы в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства государства по выплате пособий по безработице.

Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы:

1. налоги с прибыли фирм-посредников;

2. непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

3. личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);

4. капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.

Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.

Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья «денежные переводы работников из-за рубежа». Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане — 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.

Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.

В последнее время реэмигранты привозят на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым, способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами.

Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы «обогащенные» трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.

Таблица 2.

Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны экспортера

Позитивные Негативные
1. Приобретение работником новой квалификации 1. Потеря квалифицированной рабочей силы
2. Сокращение дефицита платежного баланса 2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда 3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства 4. Рост инфляции

Иная ситуация складывается при миграции высококвалифицированных работников — рабочих высокой квалификации, инженерно технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов» превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза.

С конца 80-х годов в связи с крушением социалистической системы возрос выезд высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы.

За счет такой «утечки умов» сокращается интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты, вложенные

в подготовку этих кадров. Это имеет немаловажные последствия в условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики, как всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все потери стран-доноров в этом случае оборачиваются выигрышем для стран-реципиентов.

Наряду с государственным регулированием иммиграции, существует и государственное регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.

Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:

  1. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.
  2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

3. Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:

  1. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.
  2. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.
  3. Содействие смягчению «внутренней» безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.
  4. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
  5. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.

Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).

Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.

Глава 2. Проблемы международной миграции рабочей силы

2.1. Анализ миграции рабочей силы из развивающихся стран в развитые страны

После окончания Второй мировой войны наряду с наблюдаемым практически повсеместно возникновением новых глобальных или региональных миграционных потоков – произошла радикальная смена исторических моделей миграции между Европой и остальным миром: глобальные потоки, ранее традиционно следовавшие отсюда в другие части света, к середине 60-х годов ХХ века практически сошли на нет под влиянием острой нехватки рабочих рук на собственное развитие. Из экспортера Старый Свет превратился в импортера трудовых ресурсов. Эта смена исторической роли Европы непосредственным образом сказалась на США – основную массу иммигрантов здесь также стали составлять неевропейцы под влиянием спроса на труд женщин произошла заметная феминизация иммиграции.

В итоге сложилась такая структура «перелива» населения, которая дает основания не без тревоги говорить о нашем времени как о наступающем периоде нового великого переселения народов . Интенсивность миграций, следующих в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой в странах так называемого «северного кольца» — группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов.

Таблица 3.

Численность международных мигрантов, тысяч человек

1996 2006 Изменение за 10 лет (%)
Мир в целом 153956 174781 13,5
Более развитые регионы мира 81424 105119 27,9
Менее развитые регионы мира 72532 70662 -2,6
Африка 16221 16277 0,3
Азия 48856 49781 -0,4
Европа 48437 56100 15,8
Латинская Америка 6994 5944 -15,0
Северная Америка 27597 40844 48,0
Австралия и Океания 4751 5835 22,8

В настоящее время вне родных стран трудится почти 3% населения мира (Таблица 3) , а около 60% из них проживают в более развитых регионах: в Европе (включая страны Восточной Европы и Россию), Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии .

Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом. Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств (США донор для Канады, Великобритания – для Австралии).

В США начиная с конца 2000-х годов преобладает доля иммигрантов из развивающихся стран. Количество выходцев из Азии и Латинской Америки в иммиграционном потоке достигает 88%. Для таких иммигрантов характерно компактное расселение, что приводит к формированию этнического бизнеса. Так, по данным американских исследователей, 47,5% корейского населения были предпринимателями, 27,6% – работали по найму на этих же фирмах. Для иранских мигрантов эти цифры составляли 56,7 и 4,6%. Традиционными сферами развития этнического бизнеса являются строительство, торговля и сфера услуг. Как в США, так и в Канаде велико число нелегальных мигрантов, большинство из которых выходцы из Мексики. Поток иммигрантов, направляющихся в Канаду, также претерпел изменения по своему составу. Так, если в 2002 году выходцы из азиатских стран составляли 3%, то к 2006 году эта цифра возросла до 52%. Основными странами-донорами являются: Гонконг (15,3%), Филиппины (5,2%), Шри-Ланка (5,1%), Индия (5,1%) . Большинство иммигрантов из Гонконга – инвесторы или предприниматели, приезжающие на постоянное место жительства. По оценкам Canadian Imperial Bank of Commerce, ежегодно порядка 2–4 млрд. канадских долларов поступает в страну из бывших британских колоний.

В последнее время увеличился приток в Канаду иммигрантов из Восточной Европы, особенно из Польши. По-прежнему существует экспорт трудовых сил из Великобритании, Германии, Италии и США. В 2006 году в Канаду прибыло 250 тыс. человек, классифицируемых как «экономические мигранты».

Западная Европа также является одним из крупнейших центров международной миграции рабочей силы. Основными странами-донорами для некоторых европейских стран являются: Алжир, Марокко и Португалия для Франции; Италия и Марокко для Бельгии; Турция, Югославия, Италия, Греция и Польша для Германии; Турция и Марокко для Нидерландов; Италия, Югославия и Испания для Швейцарии; Индия для Великобритании. В последнее время на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии, Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации. Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.

География поселения иммигрантов традиционно характеризовалась их сосредоточением в крупных городах и приграничных округах. Так, в США в 2006 году 70% иностранного населения проживали в шести штатах: Калифорнии (31%), Нью-Йорке, Флориде, Техасе, Нью-Джерси и Иллинойсе. Территориальная концентрация пришлого населения, с одной стороны, обусловливает повышенную социальную нагрузку на местные бюджеты, а с другой — создает плацдарм для развития этнической экономики и обновления городской инфраструктуры в районах его проживания. В последние годы по мере перенасыщения подобных районов иммигрантами и их неспособности абсорбировать вновь прибывающие контингенты усиливается тенденция к перемещению иммигрантов в регионы с более привлекательными условиями труда. В США, например, с 90-х годов все больше мигрантов устремляются в другие, менее населенные иностранцами штаты, — такие, как Орегон, Аризона, Айова, Арканзас, Джорджия .

В период превращения Соединенных Штатов в мировую державу (между Гражданской войной и Первой мировой) 13–15 % населения страны составляли родившиеся за ее пределами. На рубеже веков каждый пятый американец являлся уроженцем другой страны; трудовые ресурсы крупнейших городов более чем наполовину состояли из иммигрантов. Хотя народ и власть не всегда относились к иммигрантам с энтузиазмом, США ассоциируются с политикой открытых дверей. В 1920–1960-х годах иммиграция в США резко сократилась, а доля родившихся за рубежом упала к 1970-му до 5 %. Впоследствии, к 2004 году, эта цифра вновь достигла 12 %, то есть вплотную приблизилась к рекордно высоким отметкам столетней давности. Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 90-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается больше 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Испания постоянно страдает от наплыва нелегалов из стран Северной Африки – примерная оценка составляет около 1 млн. человек. Число нелегалов растет в США ежегодно на 500 тыс. человек, причем испаноязычная их часть быстро распространяется с юга на север страны.

В развитых странах находится около 1,5 млн. высококвалифицированных выходцев из развивающихся государств. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии, согласно так называемой рейтинговой системе приема, рекрутируются и принимаются на постоянное жительство только высококвалифицированные и экономически востребованные иммигранты, набравшие нужное количество баллов. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. А в США до недавнего времени важным каналом привлечения зарубежных интеллектов было обучение иностранцев, примерно 2/3 которых после его окончания там и оставались . Так, в 2000 году 62% присужденных ученых степеней в инженерных науках пришлось на иностранцев (в основном азиатов); высок их удельный вес был также в математике, компьютерных науках, физике.

Одновременно осуществляются программы привлечения временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников-иммигрантов в строительство, сельское хозяйство, индустрию туризма (например, в США и Канаде).

Вместе с тем, высокая доля малообразованных среди пришлых жителей нередко оценивается, с точки зрения спроса, как чрезмерная. Она является следствием значительности гуманитарных и нелегальных потоков иммиграции и одним из ее факторов, пагубно влияющих на занятость, заработки местного населения и увеличивающих нагрузку на социальную инфраструктуру и бюджет государства и т.п.

В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении.

Присутствие большого числа нелегальных мигрантов является серьезной проблемой для европейских стран. В начале 2000-х, по оценкам экспертов, в Европейском сообществе находилось более 3 млн. «нелегалов», в основном это выходцы из Северной Африки и Азии.

Численность мигрантов в Греции, Ирландии, Испании, Италии и Португалии за 1996-2006 годы увеличилась на 6,4 миллиона человек и достигла 9,6 миллиона человек. В 2005 году в Греции находилось 413 тысяч иностранцев, прибывших на работу, из которых 41% составляли женщины. В Ирландии число ежегодно выдаваемых или продлеваемых разрешений на работу увеличилось с 2000 года по 2006 год с 6,3 до 47,6 тысячи, а в Италии — с 21,4 до 139,1 тысячи. В Португалии численность работающих иностранцев увеличилась почти в три раза — с 92 до 286 тысяч человек. В Испании заметно ускорились темпы прироста трудовой миграции: численность мигрантов, ежегодно въезжающих в страну, возросла с 2000 года по 2006 год более чем в четыре раза и достигла 443 тысяч человек, а контингент мигрантов — с 0,8 миллиона в 2000 году до 4,8 миллиона человек в 2006 году, причем прирост по сравнению с 2000 годом составил 3,2 миллиона человек (Таблица 4).

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре — 95,6%, в Кувейте — 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне — по 40%.

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе — Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш. Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

К концу ХХ века в мировом хозяйстве сложилось устойчивое разделение стран по масштабам привлечения и оттока рабочей силы. Например, Индия характеризуется как важный поставщик профессионалов и студентов в области информационных технологий, в первую очередь, в англоязычные развитые страны .

Шри-Ланка также стала устойчиво трудоэкспортирующим государством, причем, в этом процессе просматривается четкая связь с традиционной большой семьей. «Примерно четверть всех домохозяйств посылают одного из членов на заработки за рубеж» . Такое же положение наблюдается в странах Тропической Африки, где семья решает, кто должен взять на себя основную заботу о доходах, став мигрантом. В основном, жители Мали уезжают во Францию. Показательно, что 47% граждан Ганы, получивших образование, проживают в странах Западной Европы. Направления выезда из Шри-Ланки изменялись по мере расширения национальной системы образования, но сохраняющегося при этом низкого спроса на специалистов внутри страны. Если в 80-е годы основным ориентиром для выезда рабочих были страны Ближнего Востока, то к концу 90-х повысилась доля квалифицированных специалистов, предпочитающих Западную Европу и Северную Америку.

На Филиппинах от 30% до 50% работников в сфере информационных технологий, до 60% лиц с медицинским образованием уезжали за рубеж в поисках работы. Страна стала активным участником международной циркуляции трудовых ресурсов, ее граждане рассеяны в 130 государствах, их общая численность превысила 10 млн. человек. Заслуживает внимания тот факт, что правительство Филиппин поддерживает эмиграцию, признавая «зарубежную занятость законным решением для рабочей силы страны» . 45 специализированных школ здесь готовят медицинские кадры для ухода за больными и пожилыми людьми, на услуги которых быстро растет спрос в развитых странах. Помимо того, что эмигранты перевели на Филиппины около 12,8 млрд. долларов в 2006 году, они начали инвестировать средства в строительную индустрию Манилы и других городов.

Несколько иное положение в Малайзии, где выезд мигрантов относительно невысок и ориентирован на страны азиатского региона. Так, 40 тыс. ее граждан работают в промышленности, строительстве и услугах Сингапура, меньшее число нашли работу в Гонконге, постоянно нуждающемся в притоке рабочей силы, особенно квалифицированной, для поддержания экономического роста. Активным реципиентом иностранной рабочей силы стал Бруней.

Таблица 4.

Численность и удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран, 2006 год

Иностранное население (ИН) (тысяч человек) Доля ИН во всем населении (%) Иностранная рабочая сила (ИРС) (тысяч человек) Доля ИРС во всей рабочей силе (%)
Австралия 4517* 23,6 2365* 24,5
Австрия 843* 10,4 377 9,8
Бельгия 862 8,4 377 9,8
Великобритания 2342 4,0 1220 4,2
Италия 1388 2,4 246 1,1
Канада 4971* 17,4 2839* 19,1
Нидерланды 1615* 10,1 298 3,7
США 28400* 10,4 17400* 12,4
ФРГ 7297 8,9 3429 8,8
Франция 5868* 10,0 1571 6,1
Швейцария 1384 19,3 717 18,3
Швеция 1004 11,3 222 5,0
Япония 1686 1,3 155 0,2

Составленопо: Tendences des Migrations Intemationelles. P., 2007. P. 316, 317, 320.

В странах, постоянно принимающих иностранную рабочую силу, доля мигрантов в общей численности выражается уже двузначными цифрами: в Канаде – 19%, США – 13%, Германия – 13%, Великобритания – 9,7%, Франция – 8,1% . Приводимые показатели носят примерный характер. По оценкам экспертов, ежегодно в развитые страны прибывает порядка трех миллионов мигрантов, без учета временных работников и нелегалов. Что не отражает их общего реального количества. Одним из последствий становится снижение соотношения «капитал – труд» в связи с массовым притоком дешевой рабочей силы из стран юга [23] .

Исследуя кадры потенциальной международной миграции исследователи пришли к выводу, что они представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется «естественным отбором» иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.

2.2. Проблемы миграции в Кыргызской Республике

Трудовая миграция (легальная и нелегальная) — важнейший фактор обеспечения работой граждан республики, что во многом обусловлено рядом социально-экономических факторов, характерных для переходного периода, в котором находится Кыргызстан со времени распада СССР.

Насущные вопросы занятости решать очень сложно, особенно на этапе переходной экономики, когда они обострены замедлением экономического развития. Так, к началу нового тысячелетия объем выпуска промышленной продукции уменьшился почти в два раза. По материалам национальной переписи населения, за 10 лет уровень занятости городского населения снизился с 66,5% до 42,2%, сельского — с 67,3% до 64%, а доля иждивенцев увеличилась с 12% до 24,8%.

Отсутствие работы создает предпосылки для роста трудовой миграции за пределы своих стран. В условиях переходной экономики она способна смягчить безработицу, амортизировать инфляцию, компенсировать снижение доходов, избежать резкого падения уровня жизни значительной части населения.

Среди стран-доноров есть и Кыргызстан. Поток кыргызстанцев, желающих найти работу в Казахстане и России, растет с каждым годом. И если, в данной ситуации, одна страна получает дополнительный источник решения экономических и демографических проблем, то другой остается лишь сожалеть об опустевших приграничных территориях, уменьшении численности активных граждан трудоспособного возраста, оттоке из страны квалифицированных специалистов.

Как и большинство стран СНГ, Республика Кыргызстан — посылающе-принимающая страна, где экспорт рабочей силы преобладает над импортом. В целом можно заключить, что трудовая миграция из Кыргызстана носит в основном масштабный характер, происходит стихийно, главные ее потоки можно классифицировать как временные, возвратные. В республике пока нет достоверного учета этих процессов, и официальная статистика существенно отличается от реальной ситуации.

Подавляющее большинство мигрантов ищут работу в России и Казахстане. По некоторым оценкам, от 350 до 500 тысяч кыргызов работают посезонно либо постоянно за рубежом. Депутат Кубанычбек Исабеков, председатель комиссии парламента по трудовой миграции, заявил в интервью EurasiaNet, что все больше выезжающих за рубеж кыргызов не намерены возвращаться на родину. «Помимо этнических славян, количество этнических кыргызов, покидающих страну навсегда, увеличилось втрое», – сказал Исабеков. По его словам, около 90 тысяч кыргызов в настоящее время получают российское гражданство.

Большинство трудовых мигрантов находятся в центральной части России – на Урале и в Сибири. 70% из них занимается мелким бизнесом. Остальные заняты в строительстве, в коммунально-бытовом обслуживании, на дорожно-ремонтных работах, в геологоразведке.

В последние годы трудовые мигранты были финансовой опорой Кыргызстана. Согласно официальным оценкам, трудовые мигранты перевели в 2009 г. более 200 млн долларов своим родственникам в Кыргызстане, что составляет примерно половину всего государственного бюджета страны. Объем денежных переводов, по словам Исабекова, увеличивается из года в год, что является еще одним свидетельством взрывного роста трудовой миграции. В 2008 г. трудовые мигранты переслали из России в Кыргызстан через Western Union 160 млн долларов.

Таблица 5.

Миграция населения (тыс, чел)

2003 2004 2005 2006 2007

Внешняя миграция

Число прибывших

4,5

3,3

3,7

3,4

4,0

Число выбывших 21,2 22,6 30,3 34,4 54,6
Миграционный прирост, отток(-) -16,7 -19,3 -27,0 -31,0 -50,6

В том числе:

Со странами СНГ и Балтии

Число прибывших

4,4

3,2

3,6

3,3

3,9

Число выбывших 18,8 20,6 29,5 33,8 54,1
Миграционный прирост, отток(-) -14,4 -17,4 -25,9 -30,5 -50,2

Со странами вне СНГ

Число прибывших

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Число выбывших 2,4 2,0 1,2 0,6 0,5
Миграционный прирост, отток(-) -2,3 -1,9 -1,1 -0,5 -0,4

Отток трудоспособных граждан за рубеж — это прямая угроза национальной безопасности и будущему Кыргызской Республики. Есть официальные данные — 500 тысяч граждан работают за пределами Кыргызстана, но реальная цифра гораздо весомее — на выезде находятся порядка миллиона людей. То есть 500 тысяч в России, примерно 200 тысяч в Казахстане и в других странах. Существует серьезная опасность, что этот миллион из наших пяти с небольшим миллионов человек навсегда останется в этих странах, поскольку там им лучше, и благодаря Госкомитету по миграции для них создаются идеальные условия, чтобы остаться за рубежом. В целом можно заключить, что трудовая миграция из Кыргызстана носит в основном масштабный характер, происходит стихийно, главные ее потоки можно классифицировать как временные, возвратные.

Через 10-15 лет в Кыргызстане ожидается серьезный кризис трудовых ресурсов. Появится серьезная проблема в социальной сфере, потому что практически все мигранты будут оставлять свои средства в странах пребывания, а в родную республику в этом смысле будет поступать мало денег. Проблема есть еще и в том, что отток преимущественно идет с юга республики, там идет практическое опустение приграничных районов. Благодаря тому, что в соседних странах, в частности, в Узбекистане и Таджикистане, налицо серьезный демографический дисбаланс, и их население все активнее перемещается на территорию Кыргызстана, каждый год наша республика теряет десятки квадратных километров. Правительство должно направлять усилия не на поощрение этого процесса миграции, как это происходит сейчас, а на сдерживание его путем создания в кризисных регионах новых рабочих мест и практической реализации программ социально-экономического развития.

По данным Комитета по проблемам трудовых мигрантов Жогорку Кенеша, за годы стихийной миграции, граждане КР, работающие за рубежом, принесли в казну республики примерно 400 миллионов долларов, что равняется годовому бюджету страны. И это при том, что большинство из них трудится за рубежом нелегально, то есть в постоянном конфликте с местными властями, что негативно сказывается на их возможностях трудиться и на уровне дохода. Изменить характер трудовой миграции возможно только в результате межгосударственного диалога. Специально для этого Отдел по миграции, некогда входивший в структуру МИД КР, был преобразован в самостоятельное ведомство — Госкомитет по миграции и занятости. Комитету был придан статус министерства. Тем самым были созданы условия для начала межгосударственного диалога со странами, в которые выезжает основная масса трудовых мигрантов. Россия в этом списке значится под номером один, так как в ней трудится более 300 тысяч граждан КР. Госкомитет по миграции и занятости первым делом открыл свои представительства в ряде российских городов, в том числе и в Москве, которым было поручено изучить ситуацию на российском рынке труда. Проведенная работа показала, что в российских реалиях государственного управления, правильнее всего будет начать решать проблему стихийной трудовой миграции не с центром, а с регионами. Московское представительство Госкомитета, распространила среди предпринимателей нескольких российских областей предложения о предоставлении специалистов, необходимых для предприятий. Больше всего предложением заинтересовались в Пензенской области, причем, не только руководители предприятий, но и администрация.

Также требует решения проблема организации выезда трудовых мигрантов за рубеж. Согласно Законодательству КР, Госкомитет по миграции и занятости не имеет права заниматься экспортом рабочей силы. В этой связи, приходится взаимодействовать с частными фирмами, которые имеют необходимую лицензию. Подобных организаций сегодня в Кыргызстане немного, в основном, вывозом трудовых мигрантов занимаются нелегально, что, естественно, подрывает авторитет честных предпринимателей.

В Кыргызстане также существует недостаток квалифицированных кадров, необходимых российским работодателям. Однако правительство КР намерено в ближайшее время решить эту проблему за счет организации профтехучилищ, на базе которых будут готовиться необходимые специалисты. Несколько таких учебных заведений будет передано в ведение Госкомитета по миграции и занятости. Если все описанные проблемы будут решены, возможно, тогда, трудовые мигранты станут национальным достоянием республики и у них появится возможность легально трудиться за рубежом, принося еще большую пользу родному государству и стране, которая обеспечила их работой.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Миграция рабочей силы – это закономерный процесс, обусловленный экономической глобализацией. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда).

Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину. Денежные поступления являются вторым по значимости источником внешнего финансирования для многих людей и первым по значимости для самых бедных слоев населения. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Интенсивность миграций, следующих в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой в странах так называемого «северного кольца» — группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов. Также миграция для стран-реципиентов блокирует внедрение трудосберегающей технологии, осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы, увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей. Негативными последствиями миграции для стран-доноров являются: потеря квалифицированной рабочей силы, усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу, переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление, рост инфляции.

Отток трудоспособных граждан за рубеж — это прямая угроза национальной безопасности и будущему Кыргызской Республики. Через 10-15 лет в Кыргызстане ожидается серьезный кризис трудовых ресурсов. Появится серьезная проблема в социальной сфере, потому что практически все мигранты будут оставлять свои средства в странах пребывания, а в родную республику в этом смысле будет поступать мало денег. Проблема есть еще и в том, что отток преимущественно идет с юга республики, там идет практическое опустение приграничных районов. Благодаря тому, что в соседних странах, в частности, в Узбекистане и Таджикистане, налицо серьезный демографический дисбаланс, и их население все активнее перемещается на территорию Кыргызстана, каждый год наша республика теряет десятки квадратных километров. Правительство должно направлять усилия не на поощрение этого процесса миграции, как это происходит сейчас, а на сдерживание его путем создания в кризисных регионах новых рабочих мест и практической реализации программ социально-экономического развития.

В данном реферате были рассмотрены теоретические основы миграции, основные направления международной трудовой миграции, проблемы и последствия миграции рабочей силы для стран-реципиентов и стран-доноров, проблемы миграции в Кыргызстане, а также был проведен анализ миграции рабочей силы из развивающихся стран в развитые страны. В ходе написания текста реферата были выявлены основные мотивы и причины миграции рабочей силы, проанализированы статистические данные по миграции стран экспортирующих и импортирующих рабочую силу, выявлены выгоды и затраты для принимающих стран и стран выезда, рассмотрены проблемы международной миграции рабочей силы.

Е. Брагина Эксперты ОЭСР о проблемах интер-миграции, Мировая экономика и международные отношения, 2008, №8, с.107

Ежемесячный журнал «РБК», №11/2006.

Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999 стр. 212-222

Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. стр. 43

Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. стр.54

Киреев А.П. Международная экономика. – Ч.I. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 1997. стр. 76

М. Пальников «Новое переселение народов», Мировая экономика и международные отношения, 2006, №7, с.97

Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. Пер. с англ. В.В. Санова и др.Москва,2004, с.370

Там же, с.383

Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. Пер. с англ. В.В. Санова и др.Москва,2004, с.369-370.

П. Дж. Бьюкенен. Смерть Запада. Перевод с англ. А. Башкирова, Москва, 2004, с.31

Ежемесячный журнал «РБК», №11/2006

Ежемесячный журнал «РБК», №11/2006.

М. Пальников «Новое переселение народов», Мировая экономика и международные отношения, 2006, №7, с.97

В. Орешкин «Россия и международная миграция трудовых ресурсов», Мировая экономика и международные отношения, 2004, №3, с.74

www.migrationinformation.org

Документ ОЭСР, International Migration Outlook, Annual Report 2007, Paris, 2007, p.46

Сталлкер П. «Рабочие без границ», 2000, П. 107,109

Документ ОЭСР, International Migration Outlook, Annual Report 2007, Paris, 2007, p.39

Документ ОЭСР, Migration and the Labour Market in Asia. Recent Trends and Policies, Paris, 2005, p.75

Документ ОЭСР, Migration and the Labour Market in Asia. Recent Trends and Policies, Paris, 2005, p.350

The Wall Street Journal, 27.08.2007

Е. Брагина Проблемы интер-миграции, Мировая экономика и международные отношения, 2008, №8, с.110

www.eurasianet.com