Телесно-кинестетический интеллект — способность формировать или использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
Личностный интеллект, по X. Гарднеру, бывает двух видов: интраличностный и интерличностный. Интраличностный интеллект это способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (писатель).
Интерличностный интеллект это способность замечать и понимать потребности, намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть их поведение (политический лидер, педагог, психолог).
Художественная одарённость. Этот вид одарённости развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актёрском мастерстве. Одна из серьёзных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению совершенства, мастерства в своей области. У них остается мало времени для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Интеллектуальная одарённость определяется по тестам интеллекта. IQ таких людей, составляет 160 200 баллов. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Академическая одарённость, проявляется в успешности обучения различным предметам и является более частной, избирательной. Такие дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в математике, иностранном языке, физике и т.д. Как пример академической одарённости можно назвать математическую одаренность [7, с. 44].
Таким образом, в психолого-педагогической литературе существует множество видом одарённости.
Наблюдения психологов и педагогов позволяют описать наиболее общие черты, присущие одаренным детям.
«Одаренность, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными».
«Формирование творческих способностей детей дошкольного ...
... формированию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации. Изучить особенности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в разновозрастной группе. Осуществить опытно-экспериментальную работу по определению ... 78]. Этапы подготовки работы по аппликации в разновозрастной группе дошкольников должны включать такие педагогические условия как: интеграцию ...
В сфере опережающего развития познания отмечается следующее: дети способны заниматься несколькими делами сразу; обладают повышенным любопытством; способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; обладают отличной памятью, базирующейся на ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт; умеют широко пользоваться накопленными знаниями; увлекаются коллекционированием; обладают большим словарным запасом; используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы; предпочитают игры, требующие активизации умственных действий; легко справляются с познавательной неопределенностью; не любят готовые ответы; с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу.
Методов воспитания и обучения одаренных детей существует достаточно много, но в них основной упор делается на развитие интеллектуальных способностей. Важно развивать творческую составляющую личности ребенка, независимо от степени одаренности и интеллектуального развития. Здесь большую роль играет способность педагога отыскать среди огромного количества детей истинный талант. При этом выявление одаренного ребенка возможно не только на основе высокого уровня успеваемости, но и на личном опыте преподавателя, его «чутья» и интуиции. Задача по выявлению одаренных детей и созданию для них наилучших условий для развития и совершенствования – одна из главных в педагогической деятельности.
Накопленный педагогический опыт показывает, что чем раньше происходит выявление таланта и начата работа с таким ребенком, тем быстрее и ярче раскрываются его способности [12, с. 34].
Процесс выявления талантливых ребят должен происходить с начальной школы. Здесь пригодится наблюдательность педагога, его способность изучать поведение ребенка, его речь, память и психологические особенности.
Существует множество методик поддержания и совершенствования способностей талантливых детей. Остановимся чуть подробнее на программе индивидуальной работы с талантливыми детьми «Ступеньки успеха», разработанной В.И. Марининой для учителей начальных классов общеобразовательных школ.
Данная программа помогает создавать благоприятные условия для выявления на ранних стадиях креативных способностей у ребенка и их развитию, для формирования тяги к познанию, для формирования и реализации ключевых способностей детей. Программа рассчитана на детей 7-10 лет и включает в себя следующие направления работы:
— составление плана персонального обучения и развития;
Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной ...
... и видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или ... творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в ... которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая ...
— вовлечение учеников в исследовательскую и познавательную деятельность;
— внеклассную деятельность, которая направлена на активизацию учебы;
— формирование общественно-активной школы.
Собрав вместе опыт исследований по данной тематике, можно предложить оптимальные формы обучения и развития одаренных детей, а также детей, проявляющих повышенный интерес к познанию и учебе. Поэтому важными этапами деятельности педагога в работе с одаренными детьми будут следующие:
— выявление одаренности (таланта);
— классная (урочная) работа;
— внеурочная работа.
Выявление одаренных детей – это первостепенная задача, без которой невозможны следующие этапы. Нужно вовремя выявить талантливых детей, а также ребят, проявляющих повышенный интерес к учебе и познанию, чтобы как можно раньше создать для них особые условия. Это поможет более глубоко раскрыть их способности. Выявление одаренности у детей – процесс сложный, поэтому нужно подходить к нему системно. Задействуются различные способы: личное наблюдение педагогом, анкетирование ребенка и родителей, привлечение сторонних экспертов для оценки результатов творческой работы ребенка, различные тесты.