Организационные и межличностные коммуникации в управлении

Курсовая работа

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и тому подобное, создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, так как в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.

Все это уже давно осознали зарубежные и многие отечественные менеджеры. Но как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами? — вот главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.

В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.

Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего менеджмента) произошло не так давно, всего лишь 10 лет, то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей.

4 стр., 1581 слов

Проблема социальных связей

... устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социальных связей - это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в ... - имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В ...

В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Естественно в обоих описанных мной ситуациях есть исключения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и так далее. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.

2.1. Коммуникация: понятия, виды, цели

Важнейшим составляющими эффективности деятельности менеджера и предпринимателя являются организационные и коммуникативные качества.

И.В. Ромазаном было проведено психологическое исследование по определению индивидуально-психологических особенностей предпринимательской деятельности. И исследование выявило, что менеджер и предприниматель обладают такими свойствами личности, как:

Кроме вышеперечисленных организаторских качеств для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Обмен информацией встроен во все управленческие процессы и является связующим звеном или коммуникацией.

Коммуникация, Эффективная коммуникация, Эта коммуникация предполагает выяснение следующих вопросов:

  1. Каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
  2. Как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя.

Коммуникативность, Средствами коммуникаций, К ним относятся:
  • совещания;

— личные беседы;

— деловые бумаги;

— электронная почта;

— Интернет и многое другое.

Цели коммуникаций:

  1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
  2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
  3. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
  4. Регулирование и рационализация информационных потоков.

Виды коммуникаций:

  1. Коммуникации между организацией и ее средой.
  2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями.
  3. Неформальные коммуникации.

Основные виды коммуникаций, Коммуникационный процесс

Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

39 стр., 19303 слов

Анализ спортивный походов на основании информации деятельности ...

... информации федерации спортивного туризма. Задачи: Осветить историю развития спортивного туризма; Проанализировать развитие спортивного туризма в России; Дать анализ состояния современного спортивного туризма; Обозначит государственную инициативу в отношении спортивного туризма; Осветить проблемы современного спортивного туризма. Объект исследования - спортивный туризм. ...

  1. Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
  2. Сообщение — непосредственно информация;
  3. Канал — средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
  4. Получатель (адресат ) — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:

  1. Зарождение идеи или отбор информации;
  2. Выбор канала передачи информации;
  3. Передача сообщения;
  4. Интерпретация сообщения.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.

Информация

Информация, используемая для коммуникационного управления, подразделяется на:

  1. базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;
  2. текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи.

Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:

  • документированную,
  • недокументированную

экономическую, организационную, социальную, техническую.

Российские менеджеры выделяют десять заповедей успешной коммуникации.

  1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.
  2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
  3. Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
  4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
  5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
  6. Воспользуйтесь возможностями, когда они представляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя.
  7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
  8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
  9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
  10. Учитесь умению слушать другого.