Приемы психологического анализа используемые Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»

Курсовая работа

Значение творчества и идей Л. Н. Толстого в развитии русской общественной и философской мысли трудно переоценить. В сознании людей конца XIX — начала XX века Толстой — человек, который своей теорией непротивления злу насилием фактически пересмотрел многие принципы христианства и дал его новую трактовку, а также создал новую философскую систему. А потому современники Льва Николаевича не раз обращались к анализу проблем, поставленных Толстым, потому мы можем говорить о влиянии идей Толстого на мировоззрение многих русских писателей и потому фигура Толстого, его судьба и значимость для русского общества стала объектом интереса многих мыслителей того времени.

«Диалектика души» — такое выражение употребил Н.Г.Чернышевский, оценивая художественный метод Л.Н.Толстого. Н. Г. Чернышевский определил это свойство психологического рисунка Толстого, назвав его “диалектикой души”: “Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других… Толстого занимает самый психический процесс, его законы, — “диалектика души”. По мысли критика, «диалектика» – это такое изображение личности, когда показаны не только начало и конец ее психологической эволюции, но и все драматические переходы одного состояния в другие. Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским “диалектика души”, заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию.

И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу).

Каждый положительный герой романа стремится “быть вполне хорошим”. Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Цель исследования: Анализ диалектики души в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

2 стр., 845 слов

Сочинения | Сочинения 9 класс. Проблема образования ума и воспитания ...

... степени веление сердца, а не только врожденный ум, воспитание и образование составляют сущность данной проблемы, и соответственно отзыву на это веление складывается жизнь и судьба героев романа Пушкина "Евгений Онегин". ... Ужель та самая Татьяна? Но в душе она все-таки продолжает любить Онегина со всей пылкостью, на какую только способно ее сердце. Однако когда герои снова встречаются, между ними ...

Задачи исследования:

  • рассмотреть приемы психологического анализа используемые Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»;
  • проанализировать отношение Л.Н. Толстого к героям романа;
  • Князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и раскрытие их характеров Л.Н. Толстым
  • проанализировать внутренний монолог героев романа как «выражение диалектики души».

Методы исследования: анализ: научной и специальной литературы по теме исследования.

1.Приемы психологического анализа используемые Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Психологический анализ Толстого вскрывает в человеке бесконечно богатые возможности обновления. Социальные обстоятельства очень часто эти возможности ограничивают и подавляют, но уничтожить их вообще они не в состоянии. Человек более сложное существо, чем те формы, в которые подчас загоняет его жизнь. В человеке всегда есть резерв, есть душевный ресурс обновления и освобождения. Чувства, только что пережитые Калугиным, пока еще не вошли в результат его психического процесса, остались в нем недовоплощенными, недоразвившимися. Но сам факт их проявления говорит о возможности человека изменить свой характер, если отдаться им до конца 1 .

Таким образом, «диалектика души» у Толстого устремлена к перерастанию в «диалектику характера». «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д.,- пишет Толстой в романе «Воскресение».- Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинокая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» 2 .

Л. Н. Толстой попытался выступить в своем романе тонким психологом, знатоком переменчивой и противоречивой человеческой души, поведать людям о том, что все они способны находиться в противоположных состояниях, подобных тем, которые испытывают персонажи его эпопеи. Кроме того, эти мысли, чувства и настроения зависят от непрерывного потока внешних воздействий: на разум, чувственные ощущения и поведение накладывают отпечаток возраст человека, его воспитание, социальное положение, обстановка, в которой он находится в те или иные моменты своей жизни, а также люди, окружающие его. Л. Н. Толстой прослеживает, как постепенное, едва заметное накопление в душе человека все новых и новых настроений, чувств, впечатлений приводит в конце концов к крутому повороту и взрыву.

5 стр., 2428 слов

Социально-психологическая, семейная мысль в романе в романе «Господа ...

... роман несколько шире чем психологический или семейный. В изображении жизни "дворянского гнезда" господ Головлевых ... романа "Господа Головлёвы", который стал для Салтыкова-Щедрина местом осмысления основных причин гибели человека ... изменения. Романы Пушкина, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого, ... Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина рассказывают историю одной семьи, рассматриваемую писателем как ...

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: это то, что делает человека человеком, нравственное его содержание, устойчивое и неизменное, и неподлинное, ненастоящее, то, что привносится обществом (светский блеск, стремление к карьерному росту и соблюдение внешних приличий).

«История души» — так называется процесс, при котором происходит вырастание человека через борьбу, когда душа проходит взлеты и падения и обретает спокойствие, избавившись от «суеты», в результате становится «настоящим человеком», подлинным. Такой герой наиболее важен для автора, поэтому Толстой «стремится взять человека там, где он собою меньше всего управляет», в наиболее важные и ответственные моменты жизни, когда он наивен, непосредствен и близок с природой.

2 Отношение Л.Н. Толстого к героям романа

Одним из ценнейших параметров человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, рвение к самосовершенствованию, к нравственному поиску.

Любимые герои Толстого изменяются, нелюбимые — статичны. Психологический набросок последних максимально прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они постоянно одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор употребляет повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.

В различие от нелюбимых любимые герои Толстого традиционно некрасивы снаружи, но наделены внутренней красотой.

Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского схватки. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто обвиняет себя, а не остальных, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой ужас — герои. Хвастливый и уверенный в себе Жерехов лишь кажется героем 3 .

Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, принципиального, непреходящего в жизни они равномерно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Толстой первым в российской литературы изобразил мгновения конфигурации душевных состояний собственных героев, открыл то, что Чернышевский назвал «диалектикой души». Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму средств, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения и, услышав пение Наташи, соображает, что это принципиально постоянно, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея таковыми моментами душевных перемен стают Аустерлиц с его небом и заболевание отпрыска с пологом над детской кроваткой, когда князю Андрею раскрывается новый взор на жизнь. Принципиальным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к иным людям, способность отречься от себя, покаратаевски разлившись малеханькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье.

6 стр., 2531 слов

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого

... жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей. Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой ... на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. В 1862 ...

Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого — к примеру, семья Курагиных, которую и семьей назвать трудно. Ведь их объединение лишено, по выражению С. Бочарова, той «родовой поэзии», которая свойственна семьям. Ростовых и Болконских, где дела строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет лишь животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (довольно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и дети — «обуза его существования»).

Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет отпрыска (любовь — очевидно не самое основное чувство, которое он при этом испытывает).

Любимые герои Толстого — плоть от плоти природы.

Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям раскрывается их «собственное» небо, с которым соединены принципиальные, порой эпохальные перемены в их душах. Принципиальный принцип психологического анализа — изображение снов. Так, сны Пьера, к примеру, совсем умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему проходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон «болконский», рассудочный, проблематичный. Толстой указывает собственных героев в их отношении к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у остальных -тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном через призму восприятия Наташи. Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал «Войны и мира». Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать собственных героев необыкновенно живыми, а характеры их — психологически достоверными, многогранными4 .

3 Князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и их раскрытие

Л.Н. Толстым

«Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девушка, взволнованная красою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему». Этот эпизод в романе «Война и мир» раскрывает читателю лучшие минуты в жизни князя Андрея Болконского, героя, который ищет свое достойное место в жизни и готов заново «прожить» все, что с ним когда-то произошло. Князь Андрей стремиться к истине, и, наверное, за это и любит Л. Н. Толстой своего героя.

Все любимые герои автора совершают трагические ошибки, но писателю важно, как они искупают свою вину, как умеют сами осудить себя за эти ошибки.

9 стр., 4137 слов

Жизнь и творчество выдающихся педагогов, их вклад в становление ...

... под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло ... 1746 - 1827) Знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха, сын ... всего следует отдать в руки матерей. В психической жизни человека П. подмечает ... теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». ... князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в ...

Князь Андрей идет на войну1805 года, ибо устал от светского пустословия, он ищет настоящее дело. Болконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь сильно расходятся. Андрей Болконский, как и Наполеон в битве при Арколе, подхватил знамя на поле Аустерлица и увлек за собой войска. Но знамя это, в мечтах так гордо реявшее над его головой, в действительности оказалось лишь тяжелой палкой, которую трудно и неудобно держать в руках: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном».

Разве можно мечтать о красивой смерти, когда волочишь за собой древко? Л. Н. Толстой отрицает само понятие красивой смерти, и описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Как бы со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно…» Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеону, человеку, который ее затеял, позорно. Перед глазами князя Андрея раскроется высокое чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Князь Андрей отрекается от обманного пути, от славы и от символа этой славы — Наполеона. Он обретает другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть 5 .

Герой попадает в плен, выздоравливает и возвращается в Лысые Горы. Он едет к семье, к той раздражавшей его «маленькой княгине» с «беличьим выражением», от которой он когда-то бежал. Теперь он готов полюбить свою жену, мать своего будущего ребенка. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: самая страшная тяжесть — неискупленная вина перед умершим. Князь Андрей делает горькое признание Пьеру: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол». Под Аустерлицом герой узнал великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, а еще неспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. После смерти жены он понял, что за свой Тулон заплатил ее жизнью. Поняв это, Болконский отрекается от честолюбия. Будет еще и время затворничества в его собственном мире. К активной жизни героя вернет разговор на пароме с Пьером Безуховым о смысле бытия, о назначении человека. После этого разговора состоится встреча с Наташей, глядя на которую, Андрей Болконский почувствует желание жить. Трудной дорогой идет князь к людям. Он ошибается и заблуждается, но, наверное, всегда помнит небо Аустерлица, застывший вопрос на мертвом лице жены и всегда видит перед собой образ Наташи, стремящейся к счастью.