По логопедии : «Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи при заикании

Курсовая работа

Актуальность исследования заключается в том, что проблему заикания можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание в течение десятилетий было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению. Известно, что заикание — форма речевой патологии с чрезвычайно сложной структурой дефекта экспрессивной речи. Феноменологическими свойствами заикания является наличие комбинированной симптоматики речевого и неречевого характера. Основой проявления речевой симптоматики является речевая судорожность, приводящая к дискоординации трех периферических систем управления (дыхательной, голосообразовательной, артикуляторной).

В экспрессивной речи при этом отмечаются более или менее выраженные нарушения темпо-ритмической организации в виде запинок судорожного характера, провоцирующих неуместные паузы, персевераций, использования слов-эмболов, речевой редакции, обедняющей высказывания. Иногда судорожные спазмы длятся несколько секунд, существенно затрудняя общение заикающихся.

Все эти явления подкрепляются и усиливаются посредством симптоматики психологического характера, в основе которой разная степень выраженности страха речи, обусловленного ситуационно-коммуникативной зависимостью (от речевого волнения и чувства беспокойства в процессе коммуникации до проявления выраженной тревоги, эмоциональной напряженности, крайней фрустрированности, вплоть до состояния близкого эмоциональному стрессу).

Проявление отрицательных психических состояний сопровождается разнообразными вегетативными реакциями, двигательными уловками, которые иногда приобретают характер ритуальных действий и сопровождаются разной степенью напряженности мышц, не принимающие участие в речевом акте.

В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.

От логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого – педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знание клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические, психолого – педагогические данные о заикающихся и определено направление реабилитационных и профилактических мероприятий.

7 стр., 3194 слов

Культура речи. Этические и эстетические нормы речи. Речевой этикет

... эстетические нормы речи. Задачи: Дать понятие этических норм речи, речевого этикета; Рассмотреть формулы речевого этикета; Раскрыть принципы эстетических норм речи. Этические нормы речи ... носят не обязательный, но рекомендательный характер). Речевой этикет требует учета: Личностных особенностей ... более подробно те качества, которые необходимы для должного речевого поведения: Вежливость. По ...

Объект: преодоление темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель исследования: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:

  • определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
  • обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо — ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
  • создан алгоритм реализации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению темпо — ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Исходя из цели и гипотезы данного исследования, можно выделить следующие задачи:

1)теоретически обосновать психолого-педагогические особенности заикающихся дошкольников, темпо- ритмические нарушения у заикающихся дошкольников;

2)подобрать диагностические методики для выявления особенностей темпо- ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников;

3)рассмотреть комплексные методики по преодолению темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников, подобрать методику для опытно – экспериментальной работы;

4) осуществить сравнительный анализ динамики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Методологической основой исследования являются: теория познания; идея о роли активности субъекта в деятельности; философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; субъектно-деятельностный, средоориентированный, целостный, коррекционно-педагогический подходы к преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Теоретической основой исследования выступили: труды В.И.Селиверстова, Г.А.Волковой, С.В.Леоновой, Н.А.Власовой.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которой включает по три параграфа, заключения, списка литературы из 45 источников и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОКШКОЛЬНИКОВ

1.1.Темпо – ритмическая сторона речи и особенности её нарушений

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с её содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка [13, с. 11].

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и её подтекст. Речь без интонации невнятна и непонятна. С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя. Интонация – сложное явление, включающее в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [21, с. 42].

32 стр., 15506 слов

Возможность и эффективность вовлечения родителей в логопедическую ...

... оказанию логопедической помощи заикающимся дошкольникам с невротической и неврозоподобной формами заикания в рамках консультативного подхода; ·результаты исследования могут использоваться практикующими логопедами при оказании коррекционной помощи заикающимся детям дошкольного возраста. Положения, ...

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо – ритмической организацией речевого потока. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи, измеренный без учёта пауз, называют артикуляционным, при учёте пауз говорят о полном темпе [32, с. 39]. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьирует от 90 до 175 слогов в минуту [5, с. 14].

В практике выделяют три основных темпа: нормальный, быстрый, медленный. Резкие отклонения темпа речи от средних величин – как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания [4, с. 66].

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра – ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов).

Различают ещё и не метрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи [17, с. 48].

Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно — дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает в процессе текущего формирования мысли и её вербализации. Темпо — ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция), включает лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание) [5, с. 38].

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединённый интонационным и смысловым значением. Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе [3, с. 51].

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.В среднем паузы длятся около 0,1секунды. Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определённое время [4, с. 55].

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека. Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды [32, с.19].

18 стр., 8750 слов

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) ...

... социальной депривации на речевое развитие детей. 3. Продиагностировать уровень речевого развития 4. Разработать психолого-педагогическую программу развития речи детей, учитывая типологические и индивидуальные особенности детей. 5. Экспериментально опробировать программу. ГИПОТЕЗА исследования заключается в следующем: успешное развитие речи в условиях социальной депривации ...

На этом фоне отмечаются ограниченные по времени гиперсензитивные фазы. Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от года до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребёнком позволяет ребёнку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко разрушают формирующуюся речь. Это может выражаться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребёнок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к периоду 2,5 – 3,5 года, когда ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. В это время он делает переход от несимволической вербализации к символической (от конкретных к отвлечённо-обобщённым формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.Реализация ребёнком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением [16, с.96].

Все это отражается на характере устной речи и выражается в различных показателях не плавности. В речи ребёнка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания).

Появление пауз внутри слов, как между слогами, так и внутри слогов, т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутреннеречевого программирования.

Помимо пауз появляются повторения слогов, слов или словосочетаний – физиологические итерации. Этот период сопровождается определёнными особенностями речевого дыхания. Ребёнок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко перед началом высказывания или в паузах хезитации наблюдаются многократные поверхностные вдохи, которые можно расценивать как дыхательные итерации. Иногда речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение. Речь ребёнка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У трёхлетнего ребёнка появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого к общению с собой. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержка речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание) [21, с.114].

Третья гиперсензитивная фаза наблюдается в 5 – 6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребёнка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте 3 лет, центральная нервная система детей 5 – 6 лет испытывает особое напряжение в процессе речи. В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания. Более частыми показателями не плавности речи в этом возрасте являются паузы хезитации и так называемые ложные начала (пересмотры), т.е. изменение лексико-грамматической структуры фразы либо её замысла. Ребёнок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов, контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной степени развития монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи [5, 67].

14 стр., 6550 слов

Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения

... возраста с нарушением зрения. Задачи: Изучить научную, методическую литературу по исследованию речи у детей с нарушением зрения. 2. Провести теоретический анализ особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Провести экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. ...

Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину её избирательной «непрочности» при воздействии различных вредоносных факторов. Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте. В следующем параграфе описаны общие представления о заикании и метод комплексного подхода в коррекции заикания.

1.2 Заикание как одно из наиболее сложных речевых расстройств

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [22, с. 95].

Важно дифференцировать нарушения темпо – ритмической стороны речи не судорожного характера и нарушения темпо – ритмической стороны речи судорожного характера (заикание).Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями одних и тех же звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках. Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребёнка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т.п.) [17, 88].

Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его. К предрасполагающим причинам относят:

4 стр., 1885 слов

Этический аспект культуры речи. Понятие «Речевой этикет»

... слов, логичность, точность, отсутствие стандартных, избитых выражений). Культура речи содержит 3 составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. В данном реферате, я бы хотела поговорить о третьем аспекте культуры речи - этическом. Правила речевого поведения, этические ...

1)Определённый возраст ребёнка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов;

2) Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга. Оно может быть во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития ребёнка. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфере, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся детей не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам;

3) Наследственный фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности – повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передаётся определённая слабость центральных речевых механизмов, которые подвергаются воздействию факторов риска. Отягощённая наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений.

4) Функциональная асимметрия мозга. Есть указание на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания [12, с. 69]. По мнению М.Е. Хватцева при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи [2, с. 13];

5).

Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. iterare – повторять).

В возрасте от 2 до 5 лет дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т.п.).

Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как ещё недостаточно оформленное речевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз [17, с. 61].Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию

неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребёнка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание [22, с. 55];

6).

Половой диморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек [5, с. 48].

К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми. Под хронической психической травмой понимают длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешённых, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Такие состояния часто связаны с напряжённым психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребёнка в детском учреждении[27, с. 32]. Под острой психической травмой понимают внезапный, как правило, однократный психический шок, вызывающий сильную эмоциональную реакцию. Чаще всего такая травма вызывает испуг, чувство страха [28, с. 114].

13 стр., 6272 слов

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР

... трех-четырех слов, простые и сложносочиненные. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка. Умения ребенка в различном возрасте: ... фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются ...

Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера. Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям[5, с. 92].

Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания. В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, общей речевой моторики. К психологическим симптомам – феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности [19, с. 63].

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, возникающие в процессе устной речи или при попытке её начать. Судороги бывают различные по типу, локализации (месту возникновения), силе тяжести.

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические. Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу несколько мышечных групп (языка, губ, щёк и т.д.).

Отмечается большое напряжение в лице заикающегося (рот полуоткрыт или, наоборот, губы плотно сомкнуты), общая скованность всего тела (напряжение в мышцах плечевого пояса).

В речи наблюдаются длительная пауза, остановка (с…тол); Клонические речевые судороги проявляются в виде насильственного многократного, ритмичного сокращения мышц речевого аппарата. При этом в речи наблюдаются повторения звуков или слогов (с-с-с-стол, па-па-па-парта) [16, с. 49].

Обычно определяют смешанный тип судорог, когда тонические и клонические судороги наблюдаются у одного заикающегося (тоно-клонический тип или клоно-тонический по преобладающему типу судорог).

По локализации судороги могут быть дыхательные, голосовые, артикуляционные. Дыхательные судороги подразделяют на несколько групп: инспираторные, экспираторные, респираторные.

Дыхательная инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом в процессе речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Чаще они внешне малозаметны и сопровождаются ощущениями чувства напряжения в груди; Дыхательная экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речи. Воздух шумно и резко проходит через раскрытую голосовую щель. Сопровождается ощущениями напряжения мышц брюшного пресса, сжатия грудной клетки, нехватки воздуха; Дыхательная респираторная судорога характеризуется судорожным вдохом и выдохом, нередко с разрывом слова [4, с. 77].

В логопедической практике считается, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в более или менее сложных формах речевого высказывания [15, с. 84].Например, Г.А. Волкова тяжесть дефекта рассматривает следующим образом. Лёгкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи. Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата – дыхательном, голосовом, артикулярном – во время самостоятельной, вопросно-ответной и отражённой речи.

15 стр., 7293 слов

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях ...

... работы подводятся общие итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего анализа проблемы. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ 1.1 Виды заикания, ... речи происходит у ребенка в тесном единстве. Автор пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы ...

Тяжёлая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи [10, с. 53]. В некоторых случаях степень тяжести определяется по количественным показателям темпа речи, длительности пауз, искажения речи заикающихся [21, с. 61].В.И.Селивёрстов считает, что степень тяжести заикания определяется степенью фиксации на дефекте, степенью влияния дефекта на личность заикающегося [16, с. 81].

При заикании так же наблюдаются сопутствующие движения, которые сопровождают речь (кивательные движения головой, покачивание туловища, потирание пальцев рук и т.п.).

Эти движения не носят эмоционально-выразительный характер, а являются насильственными (напоминая гиперкинезы) или носят маскировочный (уловочный) характер. В процессе речевого высказывания у заикающихся детей резко усиливается потоотделение, краснеет или бледнеет кожа лица, учащается сердцебиение, т.е. проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.

При хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э-э», «вот это» и т.п.

Такое явление называется эмболофразией, а сами слова эмболами[19, с. 51].

1.3 Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании

Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координациии ритмизации движенийи включает решение следующих задач: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо- ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигаетсяспециальнымупражнениямиподмузыку впроцессе логопедическойритмики.Логопедическая ритмикавключаетразнообразные двигательныеупражнениявследующейпоследовательности[12, с. 29]:

1) Ритмическая разминка.Цель– развитиеритмическихдвиженийпод музыку,впроцессечегоуточняются и развиваются координированные движениярукиног, формируетсяумениеменятьтемпиритмдвижения,а такжеорганизациядетей,создание «настроя»наопределённыйвид деятельности.

17 стр., 8313 слов

Коррекция нарушения речи у детей 5-7 лет средствами физической культуры

... надо не только понимание общих подходов физического воспитания детей с нарушениями речи. А также знание отдельных методик работы с ними, чёткое представление о технологии изменения содержания ... воздействия речевого окружения может служить: недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье; ...

2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Цель – снижение или перераспределениемышечного напряжения,воспитаниепластичности движений.Используютсяспециальныеупражнениянанапряжение и расслаблениемышц.

3) Упражнениядляразвитиячувстватемпа иритма.Цель–ритмизация движений, отсамыхпростыхдосамыхсложных, артикуляционных. Используются:ходьба, отхлопываниеиотстукиваниеподразные музыкальныетемпыиритмы,апотомпропеваниеслогови словназаданные ритмы.

4) Упражнениянаразвитиекоординацииречисдвижениями.Цель–ритмизацияустнойречи. Используютсядвигательныеупражненияподмузыкус одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевыхзаданий.

5)Пение.Цель–коррекциятемпаречиинормализация речевого дыхания. Дляэтоговыбираютсяритмичныеимелодичныепесни.Постепеннов процессе работыподбираютсяпеснисболеесложнымитемпо-ритмическими характеристиками.

6)Игра.Вконцелогоритмическогозанятияу детейдошкольного возраста,какправило, проводитсяигра,цельюкоторойявляетсязакрепление навыков,полученных на занятиях.

Логопедическаяработапоразвитию способностииспользовать вречи различные темповыехарактеристикивключаетследующиеэтапы: развитиеобщихпредставленийотемпе и развитиевосприятияразличноготемпаречи.Выделение данногоэтапа обусловленотем,чтодостаточныйуровень речевогослуха, ив частноститакихегокомпонентов,каквосприятиеи дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значениедля формирования интонационной выразительности речи заикающегося[22, с. 83].

3) Развитиеумениявоспроизводитьразличныйтемпречи.

  • воспроизведениетемповойхарактеристикифразывместеслогопедом;
  • воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за логопедом;
  • самостоятельноевоспроизведениеопределенноготипафразы.

Посколькуузаикающихся,какправило,наблюдаетсяускоренныйтемпречи,токоррекционнаяработапроводитсясиспользованиемспециальных упражнений, направленных на его нормализацию. Упражнения проводятся

систематически,основнойприемработы–подражаниетемпуречилогопеда.

Устранениеускоренноготемпа речиосуществляетсяпутем следующих упражнений:

1) проговариваниефразвмедленномтемпесопряженноиотраженно за логопедом;

2) самостоятельноепроговариваниефразвмедленномтемпепод отхлопываниеили отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мячаи т.д.

3) ответынавопросылогопеда–сначала шепотомвмедленномтемпе, затеммедленнои ритмично –вслух;

4) проговариваниефразподмедленнуюмузыку;

5) медленноепроговариваниечистоговороки скороговорок;

6) речевыеигры, в которыхприсутствуетнеобходимость медленного проговаривания слов;

7) использование инсценировок (применение кукол-персонажей естественнозамедляеттемпречи, т.к.впроцессеизложениятекста дошкольники должныосуществлятьразличныедействиясфигурками);

8)рассказыпокартине, чтениестихотворенийв медленномтемпе (сопряженно и отраженно за логопедом,под удары метронома и безних, самостоятельно)[31, с. 114].

Вовсехслучаях при выполненииупражненийможетпредусматриваться зрительныйконтроль надтемпом речипосредствомзеркала,чтотакжев значительноймереспособствуетзамедлениютемпа.

Особойзадачейкоррекционной работы является развитие чувстваритма. Ритмическаяспособность являетсясредствомпространственно-временной организациидвижений.Чувстворитмав своейосновеимеет моторную природу.Онтогенезчувстваритматесносвязанспроцессом становленияу детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с

формированиемречевогоритма.Речевойритмвыполняетважнуюфункциювформированиимоторногостереотипаречи.В процессеразвития речиритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексемиопознанияихпривосприятии. М.Е.Хватцевписал, что при заикании вся работа основывается на ритме,а«главныеупражнения–чёткоеритмическоечтениепослогам под отбиваемыйтактрукойспостепеннымускорениемтемпачтения».

В системе Л.З.Арутюнян ритмизация речи осуществляется при помощисинхронизацииречисдвижениямипальцев ведущейруки, определяющимиритмико-интонационныйрисунокфразы,когдас участием рукиотрабатываетсямодельпослоговогопроговаривания[25, с. 67].

Другимиприёмамиритмизацииречи можносчитать:

1) замедленнуюречьс сохранениемредукции;

2) послоговуюречь ссохранением ударностивсехпозицийслогов, нос увеличениемвременинапроизнесение каждогослогассохранениемслабой редукции;

3) дирижирование;

4) приёмпозвукового(побуквенного)произношениясовставкой гласногозвукапослекаждогосогласного(И.А.Сикорский);

5) отстукивание,одновременноеспроговариванием;

6) скандированнаяречьсравноударнымислогами;

7) полныйстильпроизношения,не предполагающийредукциииосно-вывающийсяна полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова.

Такимобразом, видно,чтов коррекцииритмики речи работа базируется наслоге,посколькуименнослог,первоначальный«кирпичик»речи, остаётся неповреждённым,втовремякаквсяостальнаяречеваясистемапризаикании разрушена.

У лиц с заиканием имеются нарушения речевых ритмов разных уровней:послогового, пословногоисинтагматического.Приобучении ритмизацииустнойречинеобходимотщательноотбиратьречевойматериал.

Л.И.БеляковаиЕ.А.Дьяковауказывают,чтонапервыхэтапахработы при подборестихотворныхтекстовнеобходимоучитыватьследующее:

  • а)стихи должны бытьсустойчивойритмикой,т.е.однообразным распределением ударныхслогов в строфе;
  • б) состоятьиздостаточно коротких фраз;
  • в) стихидолжнысодержать простуюлексикуиневключатьсловас сочетаниями согласных.

Размерстихаподбираетсявследующейпоследовательности:хорей–ямб–дактиль.

Ритмическийрисунокхорея:_’__’__’_(1,3,5 ударныеслоги).

Ритмическийрисунокямба:__’__’__’(2,4,6 ударныеслоги).

Ритмическийрисунокдактиля:_’___’___’(1,4,7 ударныеслоги).

Помимотренировкиритмаартикуляциинастихотворныхтекстах, с цельюустановленияплавнойречиприменяютсяразличныевиды упражнений, направленныенавыработку ритмическихартикуляцийвсочетаниис движениемруки. Однимиз видов такихупражненийявляется«послоговыйритм»илитеппинг,заключающийсявследующем.Проговариваниекаждогослогатекстасопровождается отбиваниемритма раскрытойладонью ведущейрукиотвердуюповерхность. Каждыйударладони приходится на гласную.Вначале тренировка послоговогоритма проводится в замедленномтемпе.Темпречиускоряетсяпомереовладениянавыком.Навыкпослоговогоритма напервомэтапевырабатываетсяна стихотворномтексте(хорей,ямб)иматериалескороговорок[21, с. 117].

Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова отмечают, что в результате такой ритмизации слогивыравниваютсяподлительностизвучания,т.е.снимается редукциягласныхзвуков(предударныхизаударных),свойственная русскому языку.Есть опасность,чтонафонежесткого послоговогоритмаречь может приобретатьмонотонный«роботообразный» характер, чтовызывает негативнуюреакциюзаикающегося.Поэтому оченьважно,чтобыобучение формированию ритмизированнойречи проходилоодновременносактивной работой поформированию интонационногооформлениявысказывания. Постепеннодвижения рукистановятся ритмоводителемречевыхартикуляций. Поэтомуприобучениизаикающихсятеппированиюобращаютвниманиена то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это

позволяетзаикающимсяпослепаузылегковступатьвречь.Помереусвоенияслогоразмернойречидвижениярукиприменяются всереже и, наконец,снимаются.Однакоречьс нередуцированным произнесениемгласныхтренируетсяузаикающихсядлительное время. Устнаяречьснередуцированнымпроизнесением безударныхгласных называется полнымстилем произнесения.Он способствуетвыделению ритмическойструктурысловав артикуляторнойпрограмме, выравниваетвсе слогиповременипроизнесения, чтовцелом являетсяосновнойдля ритмизации речевого процессаи формированияплавной речи[27, с. 69].

Однимизвидовупражнений,направленныхнавыработку ритмизации речевых артикуляций является пословныйритм.Главной характеристикойэтоготехническогоприема поустановлению плавной речиявляетсядвижениевсейрукив сочетанииспроизнесением каждогословафразы.Приэтом рукадвижетсянакаждоесловоотсебяик себе(потраекториивосьмерки) непрерывновпроцессе произнесенияфразы. Особенноеинтенсивнодвижениерукиосуществляетсянаударныйслог слова. Скорость иритмдвижениярукиподбираетсяиндивидуально–отрезкогов среднемтемпедоплавноговзамедленномтемпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается.Ихритмизированнаяречь подвлияниемупражненийдовольно быстростановитсяинтонированной.Имеется опасность,чтобыстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этойгруппытренировоквритмизированнойречи.Втоже времяречеваяритмизация,как илюбойдвигательный навык,особенноу взрослых,нуждается вдлительной автоматизации[14, с. 104].

При неврозоподобнойформе заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначаленеобходимоподобрать индивидуальныйтемпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходимапостепенная,индивидуальнаятренировкаритмическихдвижений руки.Следующимэтапомтренинга являетсясовместнаятренировка ритмическихдвиженийрукииречи.Интонационно-мелодическоеоформление ритмизированной речитоже оченьзатрудненои требуеттщательнойи длительной тренировки.Вцелом рядеметодикпоустановлениюплавнойречиулицсзаиканием предлагаются различные приёмы ритмизации речи (Л.И.Богомолова, Л.З. Андронова,В.М.Шкловский)[26, с. 124].

Врядеметодик первыйэтапустановления ритмизованнойречи сопровождаетсязначительнымзамедлениемеётемпадоодного слога в секунду. (Л.З. Андронова).Длятогочтобытемпо-ритмическаяорганизация речилицсзаиканием автоматизироваласьисталастабильной,темпи ритмдолжныподбираться индивидуально,вызываяупациентачувствокомфорта.

Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы.Анализ научной литературы показал, что различные вредоносные факторы сенситивного периода развития ребёнка могут являться предрасполагающими и подготавливающими темпо – ритмические нарушения речи, которые, в свою очередь, ведут к появлению судорожного синдрома, т.е. к заиканию.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребёнка, затрудняет его социальную адаптацию. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст, в котором легче преодолеваются недостатки развития и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа. Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, стоит подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, воспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

Коррекционный процесс с детьми 6 – 7 лет с темпо – ритмическими нарушениями речи судорожного характера можно строить через вербализацию процесса проведения дидактической игры.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы

Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального Дошкольного Учреждения № 22 г. Ессентуки. В эксперименте приняли участие 5 человек в возрасте 6 – 7 лет. Были исследованы нарушения темпо – ритмической стороны речи. На основе наблюдения, общения с детьми, изучения их личных дел выявлены темпо – ритмические нарушения речи судорожного характера, т.е. все 5 детей имеют заикание. Для правильного выбора необходимых форм коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозирования эффективности логопедической работы с ним большое значение имеют данные психолого-педагогического изучения заикающегося ребёнка. С психолого-педагогического изучения фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приёмов до начала и в процессе работы, позволяет оценить её результативность и дать рекомендации после её окончания.

Для изучения заикающегося ребёнка, а в дальнейшем для разработки плана коррекционной работы, были обследованы все испытуемые. Подробно схема обследования заикающегося ребёнка представлена в приложении 5. Список детей экспериментальной группы приведён в таблице 2.

Таблица 2

Экспериментальная группа детей

ФИО Дата рождения Логопедическое заключение

Данил Т. 22.04.2008г. неврозоподобное заикание клоно-тонической формы средней степени у ребёнка с ОНР III уровня

Саша П. 17.07.2008г. неврозоподобное заикание клонической формы средней степени у ребёнка с ОНР III уровня

Женя Л. 21.08.2008. невротическое заикание клонической формы лёгкой степени

Аня С. 3.09.2008г. неврозоподобное заикание с невротическим наслоением клоно-тонической формы средней степени у ребёнка с ОНР III уровня

Карен С. 1.03.2008г. невротическое заикание клонической формы лёгкой степени

Из таблицы видно, что 80 % испытуемых составляют мальчики и лишь 20 % — девочки. Также необходимо отметить, что у 60 % детей заикание неврозоподобной формы или неврозоподобной формы с невротическим наслоением средней степени, у 40 % — заикание невротической формы лёгкой степени.Была применена методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой (2003), результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты обследования заикающихся дошкольников

№ Вид обследования Данил Саша Женя Аня Карен

1 Анамнез отяго-

щённый отяго-

щённый нор-мальный отягощённый нормальный

2 Состояние

моторных

функций моторная

неловкость моторная

напря-жённость своевре-

менноеформи-рование с задерж-кой своевре-менноеформи-рование

3 Состояние

дыхательной

функции дыхание

преры-вистое дыхание

преры-

вистое короткий ре-чевой

выдох дыхание

прерывистое корот-

кий речевой

выдох

4 Состояние

просодиче-

ской стороны

речи нарушена сформи-

рована

с откло-

нениями сформи-

рована

с откло-

нениями сформи-

рована

с откло-

нениями нару-

шена

5 Уровень речево-горазвития средне-

низкий средний средний средне-

низкий средний

6

Характерис-

тика проявле-

ния заикания:

  • локализация

судорог;

  • их форма;
  • степень

тяжести артикуля-ционные

клоно-то-ническая

средняя артикуля-ционно-голосовые

клоническая

средняя

дыха-тельные

клони-ческая

лёгкая дыхательно-артикуля-ционные

клоно-то-ническая

средняя дыхатель-ные

клониче-ская

лёгкая

7

Характероло-

гические

особенности конфликт-ность

задиристость

раздра-житель-ность робость

раздра-

житель-

ность

8 Особенности

психических

процессов неустой-