Арттерапия-оказание помощи с помощью искусства

Курсовая работа

Арт-терапия считается сравнительно молодым направлением в практической психологии. Развиваясь быстрыми темпами, она стала популярна в работе с детьми. Ею пользуются в детских садах, школах, кружках и просто домашней обстановке.

Арт-терапия — это психотерапевтический метод воздействия, осуществляемый при помощи искусства и творчества. Впервые это понятие использовал британский художник Адриан Хилл. Цели сделать какое-то великое открытие у него не было абсолютно. Он был увлечен рисованием с детства, закончил колледж искусств. В период первой мировой войны он был художником на фронте. Написанные в те годы работы хранятся в имперском военном музее Лондона. Придя с фронта, Хилл устроился на работу преподавателем в школе искусств.

В 1938 году он вынужден был пребывать в санатории, где его лечили от туберкулеза. Все свободное время, которого было предостаточно, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии. Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходят на второй план.

Несколькими годами позже за развитие арт-терапии взялся еще один британский художник — Эдвард Адамсон. Его труды в этой области получили широкое признание. Примерно в эти же годы творчество, как способ терапии исследовала Маргарет Наумбург, американский психолог, педагог и художник.

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать на пациента терапевтические действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты. Арт-терапия применяется для пациентов с психическими, психологическими расстройствами, задержкой умственного развития, нарушениями речи, двигательной функции. В последнее время данная методика все больше применяется для саморазвития совершенно здоровых людей, она снимает негативные эмоции, помогает успокоиться, привести эмоции, чувства, мысли к гармонии.

На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немаловажных задач. Вот лишь малая часть из них:

  • перебороть чувство отверженности;
  • вызвать яркие эмоции;
  • овладеть новыми знаниями, практическими навыками;
  • вселить надежду на избавление от боли, страданий, мук;
  • дать выход агрессии, негативу;
  • получить материал для психологической диагностики;
  • облегчить процесс лечения;
  • развить самоконтроль;
  • повысить самооценку;
  • запустить механизм личностного роста;
  • помочь успокоиться, расслабиться;
  • выразить свои ощущения;
  • подтвердить свою индивидуальность, значимость.

Изначальным, классическим видом арт-терапии было рисование. Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художниками. В настоящее время арт-терапия начинает стремительно развиваться, охватывая все области искусства и творчества. Появляется все больше новых видов такой терапии. Особенно арт-лечение популярно у воспитателей, педагогов, детских психологов, то есть, направлено на развитие малышей, дошкольников, ребят младшего, среднего, старшего школьного возраста. Расскажем, какие виды арт-терапии для детей используются сейчас.

6 стр., 2643 слов

По доп.образованию — хореография «Танцевальная арт-терапия»

... художника аудиторией – вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии. Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) ... специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, ...

§ рисование — классический метод арт-терапии, пока что остается самым популярным, доступным, интересным для детей всех возрастов;

  • § музыкотерапия — лечение музыкой, это может быть ее прослушивание, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, постукивания и прочие примитивные приемы, не требующие особых навыков;
  • § танцевально-двигательная терапия направлена на выражение своих чувств, эмоций с помощью движений, танца. Человеческое тело взаимосвязано с его душой;
  • § драматерапия — разыгрывание жизненных сюжетов, ситуаций близких ребенку и решение с их помощью проблем, детских страхов;
  • § сказкотерапия основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает интеллектуальному и моральному развитию;
  • § библиотерапия — лечение книгой, она предназначена для детей школьного возраста;
  • § игротерапия используется для анализа и лечения психологических проблем детей;
  • § цветотерапия или хромотерапия — воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета;
  • § песочная терапия — это игра песком или рисование на нем, она помогает установить контакт с природой, развить мелкую моторику, снять волнение, напряжение, усталость;
  • § куклотерапия включает в себя изготовление кукол, постановку с их помощью театральных сценок, сказок, жизненных ситуаций, упрощенный способ общения;
  • § складывание оригами <#»868475.files/image001.jpg»>
  • Рис.

    1. Классификация методов арт-терапевтической психодиагностики

Показания к применению

  • Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

— Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного реагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимация.

20 стр., 9586 слов

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

... нет должного самоконтроля. Наряду с В.П. Кащенко, другими отечественными учеными, обращавшимся к проблемам гиперактивных детей, были М.И. Буянов, В.И. Гарбузов и др. В целом, анализируя историю изучения ... в конечном итоге происходит с такими ребятами (если они не получили вовремя помощь и поддержку). Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за ...

Каждый из этих элементов допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами подростки, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного творчества.

В целом показания к арт-терапии достаточно обширны, тем более что ее применение может «дозироваться» от относительно «поверхностной занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Многоплановое воздействие искусства живописи и музыкотерапии позволяет применять его к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах.

Арттерапию можно использовать как седативное средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания. Она может также выполнять активизирующие и адаптивные функции, оказывать и расслабляющее действие: расслабление наступает после творческой активности при высвобождении энергии снявшегося напряжения.

Противопоказания к арт-терапии

Противопоказания к арттерапии:

  • состояния, не позволяющие школьнику определенное время усидеть за рабочим столом, или когда учащийся мешает сверстникам. Это маниакальное возбуждение, расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.

В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: «А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

Большой интерес представляют попытки некоторых арт-терапевтов расширить границы своих исследований за счёт использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоций, некоторых положений теории привязанности, а так же результатов изучения плацебо-эффекта. Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справится с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души — антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия — это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение, нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.

2 стр., 986 слов

Социализация детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного ...

... ограниченными возможностями. Цель курсовая работы — рассмотрение проблем социализации детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества. Объект исследования – процесс социализации детей инвалидов. Предмет исследования – процесс социализации детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества. Задачи исследования: 1. ...

  • Арт-тарапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
  • Бехтерев В.М.

Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении.

  • Гулинкина О. Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и пространство. Packagin, №1(15), февраль, 2008, с. 56-62.

4. Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. <http://www.medklassika.ru/karpov_1926/>

  • Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в арт-педагогическом и арт-терапевтическом пространстве.
  • Хайкин Р.Б.

Художественное творчество глазами врача.