Культура, как социальное явление

Курсовая работа

Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Hо, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим — в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт культуры — зарождение языка и речи послужил той разграничительной линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический — от мира социального.

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она — окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны — мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура).

Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои «культурные предметы» и своих «культурных индивидов». Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.

Как видим, культура — это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

В данной работе будет рассмотрены теоретические аспекты культуры, как фактора социальных изменений. Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

3 стр., 1252 слов

Достоинство личности как качество гражданского общества

... эстетической и гражданской деятельности. Достигнуть качественного позитивного изменения общества можно, формируя его гражданские институты на базе личностного развития и присвоения каждым человеком определенных нравственных качеств, и базовым является достоинство личности. ... собой ... Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами ...

Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
  • исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
  • охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
  • обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Объектом изучения данной работы является культура, как фактор социальных изменений. Предметом исследования являются социальные функции культуры и процессы, влияющие на ее динамику во времени.

1. Понятие и сущность культуры, как социального явления

1.1. Понятие культуры

В повседневной жизни понятие о культуре возникает, когда говорят об обычной воспитанности и бытовой этике. При этом такое понятие ограничивается только рамками культуры поведения. Такого понятия для понимания культуры, для выявления ее сущности недостаточно. Так, в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной социологии и культурологии. Уже одно это ясно свидетельствует о том, сколь сложен данный социальный феномен — культура.

Чтобы понять сущность культуры, как социального явления, необходимо, прежде всего, рассмотреть некоторые определения культуры.

Мир человека — это мир культуры. В своем первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» — природному и означает то, что отличает человека от природы, отличает мир искусственный от мира естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Другими словами, культура есть «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении»1 .

Итак, можно утверждать, что культура — это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, культуру можно рассматривать, как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.

11 стр., 5442 слов

По физической культуре "Значение физической культуры и спорта в жизни человека"

... отношения людей к физической культуре, всеобщее понимание ее огромной общенародной и личной человеческой ценности. Настало время осмысления такого понятия, как физическая культура, личности, разработки "техники" ее реального воплощения в жизнь и решающим в физкультурном ...

Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих — актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях — культуре труда, быта, поведения. Культурная память — это определенная культурная деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.2

На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор — актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек — мыслитель, гений — способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «Новое — это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры.

Но такую особенность культуры нельзя и недооценивать. В противном случае любой возврат к традициям обернется своей худшей стороной — традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, «по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции»3 .

Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных «Маугли» трагичны тем, что выпавший из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой, благодаря этому, усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура — это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных сил человека в его многообразной общественной деятельности. Культура отличает человека от всех остальных живых существ, она охватывает все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества, принадлежности к одному сообществу. Она осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

20 стр., 9956 слов

Духовная культура человека и общества

... чтосоздано человеком. Примеры культуры в этом смысле: античная культура, римская культура, современная культура; — в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности. В этом смысле понятие «культура» ...

Так, пожалуй, и можно сформулировать общее определение культуры. Культура — это совокупность всего того, что делает человека человеком.

Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним можно отнести верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта.

1.2. Виды культуры и их особенности

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые — степень свободы в человеческой деятельности. Наконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.

Такое многообразие определений не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения. В соответствии с этим, классификацию видов культур проводят по некоторым признакам:4

1. Сообразно видам человеческой деятельности — анализу подлежат содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:

а) культуры труда и культуры досуга;

  • б) культуры экономической и культуры политической;
  • в) культуры эстетической и культуры нравственной;

г) иных видов культур, связанных со спецификой

проявлений тех или иных видов деятельности.

2. По сферам жизнедеятельности человека:

а) культура семьи и культура производственного коллектива;

  • б) культура города и культура села и т.д.

Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него.

2 стр., 934 слов

Проблемы массовой культуры в мире

... внушения, орудием социальной дрессировки человека. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и всегда ... По, ориентированным на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей. Одна из важных функций современной массовой культуры ...

3. По наличию определенных социальных общностей — осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

4. Сообразно профессиональным общностям — исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.

5. По социально-демографическим параметрам — ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.