Культура как предмет философского анализа

Курсовая работа

Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека[1].

Слово культура — одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки — история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит и к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного, и к выделению и систематизации наиболее распространенных и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения на культуру[2].

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Происхождение термина «культура» связано с человеческим трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии он получил и другое, переносное значение — просвещенность, воспитанность, образованность человека. Уже у Цицерона («Тускуланские беседы», 45 г. до н. э.) говорится о философии как «культуре ума». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европейские языки, в том числе русский и белорусский.

Как философская категория «культура» относится к таким научным абстракциям, которые, по Марксу, «имеют силу для всех эпох». И так как культура позволяет проникнуть в сущность исторического процесса, раскрыть специфику общественного развития по отношению ко всей объективной реальности, то она является всеобщей социально-философской категорией, заключающей в себе весьма важную характеристику целостной исторической реальности.

Культура — не структурная часть целого, а определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития, его производительное существование. Культура — это труд, и приобщение к ней — труд не меньший. В ней воплощаются не только физические, но и духовные качества человека.

Если материально-техническую базу общества характеризуют мощности энергетических установок, точность работы станков и оборудования, скорость движения предметов труда в технологическом процессе, квалификация рабочей силы, то о культуре судят по духовным качествам людей и силе их духа.

3 стр., 1432 слов

Развитие общества: формационный подход

... понимания многообразия, многовариантности развития общества. ... социальной концепции значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой развития общества, а политические революции — «локомотивами истории». Главной долгосрочной тенденцией развития общества ... человеку отводится второстепенная роль. Человек предстает в этой теории лишь как ...

Понятие культуры многогранно. Оно охватывает по существу все стороны человеческой деятельности: труд и производство, быт, искусство, науку, воспитание и образование, развитие семьи и т. д. Культура — это все то, что создано человеком, а также сам процесс созидания. Она возникает тогда, когда люди от использования готовых продуктов природы переходят к производству материальных благ, подчиняя себе силы природы. Даже такое удаленное от материального производства явление, как искусство, берет свое начало в труде. Ключ к пониманию развития всей культуры человечества мы находим в общественно полезной деятельности.

Культура неразрывно связана с историей. Она есть то, что сделано (развито, улучшено, изменено) самим человеком, обществом. В культуре выражена способность людей, человечества к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории. В понятии «культура» мыслители всех времен стремились выразить качественное своеобразие человеческого прогресса, его истории в отличие от «естественной истории» всего окружающего нас мира.

Содержание культуры — это развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и социальных групп, а также обусловленный способом материального производства процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, творческой деятельности, социально значимой по своей направленности на освоение и изменение мира, в котором живет и действует сам человек.

Различая материальные и духовные ценности, можно выделить материальную культуру и культуру духовную как относительно самостоятельные области. Под первой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства, а также способов овладения ими. Под второй — совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (философия, нравственность, право, сознание, религия, искусство, наука) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.

В сферу материальной культуры обычно включаются все имеющиеся орудия и средства труда, относящиеся к материальному производству, навыки обращения с ними, способы производственной деятельности, а также результаты труда. Сюда же можно отнести и совокупность знаний, непосредственно связанных со сферой материального производства.

В разграничении культуры на материальную и духовную есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Всегда надо помнить об относительности границ материальной и духовной культуры. В самом деле, станок материален, он состоит из стальных, латунных, медных и прочих деталей, но если бы в нем не были воплощены мысль конструктора, талант, навыки, способности рабочих, изготовивших его, он не стал бы предметом культуры.

Культура — это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры вне общества. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую ему культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способа их производства. Степень же развитости культуры может быть различной — сильной или слабой, высокой или низкой. Она зависит от конкретных этапов исторического развития общества, условий развития человечества, возможностей, которыми оно располагает, конкретного индивида с его склонностями, способностями, устремлениями и мечтаниями.

3 стр., 1085 слов

Физическая культура и духовные ценности

... совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования. Деятельность человека ...

Научное понимание культуры требует ее рассмотрения в функциональном контексте всех общественных явлений — экономических, социальных, политических, бытовых, этнических и т. д. Культура немыслима вне тесной связи с остальными сферами жизни. Ее нельзя считать простой совокупностью созданных в результате творческой деятельности людей материальных и духовных ценностей, ибо тогда в тени останутся закономерная взаимосвязь компонентов культуры и их развитие.

Предметом теории культуры выступает как духовное, так и материальное производство, их взаимосвязь. Труд и знание, духовное и материальное находятся в диалектическом единстве. Поэтому для понимания культуры каждого исторического периода важную роль играют как закономерности формирования и развития материальных составляющих, так и духовные достижения конкретного исторического этапа развития страны, народа, нации. Не случайно в трудах культурологов большое место занимают вопросы, связанные с отношением к культурному наследию прошлого. Преемственность является одной из важнейших закономерностей развития всей материальной, духовной и художественной культуры человечества.

Каждый новый этап в развитии культуры есть зеркало человеческого прогресса. Его становление идет не в стороне от мировой цивилизации, а представляет собой закономерное продолжение всего лучшего, прогрессивного, демократического, что могло выработать человечество в конкретных жизненных условиях прошедших времен,

Возникновение новых этапов развития мировой культуры, расцвет конкретных форм национальных культур происходят на основе переработки достижений прошлого, постижения большими массами людей, трудящимися ценностей науки, техники, искусства во всех его формах и проявлениях.

Все ценное, взятое из наследия прошлого, становится строительным материалом для нового, величественного здания культуры. Новая культура является продолжением закономерного развития тех запасов знаний, духовных и материальных ценностей, которые человечество выработало в предшествующие эпохи, какими бы сложными и трудными они ни были. Пренебрежение историческим подходом к социальной действительности равносильно отказу от понимания сущности культуры. Для тех, кто стремится построить абстрактно-теоретическую модель общества, вопрос, что понимать под культурой, оказывается неразрешимым.

Культура — это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также обусловленный способом материального производства процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение мира, в котором живет человек. Культура есть отношение человека к природе, опосредованное обществом.

По культуре, следовательно, мы можем судить не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрывается в результате своей деятельности. Вся общественная история обнаруживает себя в культуре со стороны развития самого человека, т. е. с человеческой личностной стороны. Ответить на вопрос, в чем состоит развитие человека, чем оно измеряется, значит ответить на вопрос о том, что такое культура.

4 стр., 1716 слов

Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому ...

... 2.2. Проблемы социального обслуживания на дому в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» Социальная работа направлена на людей, но она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими ... центров. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми, позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося. Для развития сети учреждений и оказания более ...

Вместе с тем о культуре не следует судить по любому эмпирически существующему результату труда. Такое представление слишком упрощает дело, ибо не схватывает главное в труде — его общественно-производительную силу, способность создавать не только полезные для человека вещи, но их общественную форму, благодаря которым они обретают человеческий смысл и значение. В культуре представлены общественная (всеобщая) сила труда и его социально формирующие свойства. Именно в способности человека создавать богатство подлинного человеческого бытия, своих отношений и связей с другими людьми и природой труд становится источником и причиной существования культуры. В этом суть специфики человеческой деятельности применительно к культуре.

Полезность вещи хотя и необходимое, но еще недостаточное условие для ее существования в качестве предмета культуры, ибо и явления природы (вода, воздух, земля, солнце и т. д.) обладают полезными для человека свойствами. Культурная ценность продукта труда заключена не в его полезности, а в той форме, которую он получил в процессе изготовления. Ее «человеческая форма» и есть то, что отличает предмет культуры от предмета природы, придает продукту труда культурную значимость.

Культурная значимость предмета определяется его функцией быть средством связи между людьми, взаимным посредником людей, объединяющим их в процессе совместного существования и исторического развития. По этой причине действительным содержанием культуры становится развитие самого человека во всем многообразии и целостности его общественного существования.

Традиция связывать культуру с развитием человека, его совершенствованием, «возделыванием» его души и тела, нравственным и умственным «образованием» индивида восходит к античности и постоянно воспроизводится в общественном сознании на протяжении всей истории человечества. При этом на передний план выдвигается не то, что человек — продукт природы, а то, что он продукт воспитания, направленного на культивирование, улучшение в нем его свойств и качеств, ибо если в процессе обработки материала природы создается культура вещей, то посредством воспитания, образования формируется культура людей, сам человек. Часто под культурой и понимают сферу воспитательной и просветительной деятельности в самом широком смысле этого слова, осуществляемой специально подготовленными людьми и институтами. В отличие от материального и духовного производства эту сферу с полным основанием можно назвать сферой производства и воспроизводства самого человека как общественного индивида. В современном обществе к ней относят образование, воспитание и культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации и т. д. Культура в данном случае есть самосозидание, самовоспроизводство человека в конкретных формах его материальной и духовной деятельности. Следовательно, она существует в силу способности человека не просто производить полезные для себя вещи, но и производить самого себя, быть субъектом (источником, причиной) собственного изменения и развития.

Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение, свойственное только человеку, — отношение к самому себе.

19 стр., 9323 слов

Основы хозяйств жизни человека. Потребности человека, их виды ...

... И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, ... жизненных благ, т.е. создание условий для улучшения жизни людей. Для производства жизненных благ люди ... и предпринимателем Генри Фордом. Экономика в лицах Генри Форд ... Именно тогда люди впервые обнаружили, что возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не ... имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг ...

Культуры различаются между собой по масштабу выраженной в них общественно-производящей деятельности людей, степени той универсальности, с какой они осваивают природу, создают свои собственные отношения и формируют свою личность.

Социальная функция культуры в каждый конкретный исторический отрезок времени и состоит в том, чтобы привести индивидуальное бытие человека в соответствие с его общественным бытием, согласовать, сочетать между собой личное и общественное, индивидуальное и всеобщее. Другими словами, главная социальная функция культуры заключается в таком развитии человеческой индивидуальности, которое бы соответствовало масштабам и результатам достигнутого в данный момент общественного развития. Это значит, что культурное бытие человека неотделимо от конкретного природного и общественного бытия, совпадает с развертыванием самого исторического процесса. Чем шире, богаче, разностороннее связи человека с окружающим миром и другими людьми, тем большими возможностями он располагает в развитии своей личности, тем более универсальной предстает сфера его культурной жизни. Ведь культура есть главный показатель не какого-то особого, а именно общественного развития человека, а следовательно, и развития всей совокупности его общественных связей[3].

2. Составляющие элементы культуры

При раскрытии сущности культуры обращается внимание на наиболее общие ее особенности, на те ее характеристики, которые присущи ей независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях и конкретных формах она проявляется. И, как отмечалось, сущность культуры заключается в том, что она представляет собой систему способов, средств и результатов становления, функционирования, развития человеческой сущности, процесс становления, производства и воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности. Но сущность культуры, выраженная в логическом определении, не существует сама по себе. В этом определении зафиксирована та глубинная система связей, которая позволяет представить культуру в целостности как особый феномен. В своей же действительности культура приобретает конкретные формы и способы бытия, которые непрерывно изменяются в ходе исторического развития общества.

В этой связи важное значение приобретает вопрос о внутренней структуре самой культуры. В научно-исследовательской литературе данный вопрос не получил достаточной разработки. Существуют различные подходы к его решению. Но чаще всего внимание обращается на выяснение специфики локальных структур. Это важно, но этого мало.

Вопрос о структуре культуры необходимо решать, исходя из взаимосвязи культуры и сущности человека. В решении вопроса следует выделить два аспекта. Первый заключается в том, что, поскольку сущность человека выступает как субстанциональная основа культуры, то и ее структурные элементы (основные уровни, порядки человеческой сущности) выступают в качестве субстанциональной основы структурных элементов культуры. Иными словами, в структурных элементах культуры находят свое проявление и воплощение структурные элементы сущности человека. Второй аспект решения этого вопроса заключается в раскрытии взаимосвязи сущности культуры и ее действительности. Следовательно, вопрос о структуре культуры многоплановый. Тем не менее самым важным здесь является раскрытие взаимосвязи структуры культуры и структуры сущности человека[4].

2 стр., 933 слов

Сущность индивидуальности человека и факторы ее развития

... проявления человеческой индивидуальности являются его психологические критерии. К ним относятся: темперамент человека, его характер, уровень развития интеллекта, потребности, стремления, ... Сущность индивидуальности человека и факторы ее развития Готовые работы на аналогичную тему Уникальные умственные способности человека проявляются в его умении обращать внимание на то, что недоступно другим людям, ...

Общеизвестно, что человека создал труд. Труд — это процесс целесообразного изменения веществ природы. Цель такого изменения — преобразовать природный мир, сделать его пригодным для удовлетворения жизненных потребностей человека в пище, жилище, одежде, т.е. таких продуктах, которые в готовом виде не существуют. Но чтобы не просто изменить мир, а целесообразно, его надо знать, познать его как в целом, так и по составляющим его частям. Отсюда возникла необходимость, с одной стороны, в философии как системе воззрений на мир в целом, с другой — в науках, изучающих мир по частям.

Далее. Человек преобразует мир не только утилитарно-практически, но и эстетически, всюду умеет находить внутренне присущую предмету меру, осуществляя творчество по законам красоты. Эта способность наиболее полно воплотилась в искусстве как орудии эмоционально-образного, художественного познания и преобразования действительности и самого человека.

Наконец, люди трудятся не в одиночку, а сообща. Общество как продукт взаимодействия людей, освободившихся от зоологического индивидуализма, немыслимо без соблюдения общепринятых норм и правил, регламентирующих поведение, общение людей и фиксирующих нравственные принципы отношения людей друг к другу, к обществу в целом, его организациям и институтам. Отсюда — необходимость морали.

Таким образом, выведенные из непреходящих естественных потребностей труда как вечного условия человеческой жизни четыре формы общественного сознания -философия, наука, искусство и мораль, олицетворяющие соответственно Мудрость, Истину, Красоту и Добро, и суть постоянные структурные элементы культуры. Совокупность именно этих форм общественного сознания, возникших на почве трудовой деятельности людей и выступающих в качестве неотъемлемых духовных потенций труда, составляет самое существенное, глубинное содержание понятия культуры[5].

В соответствии с уровнями (порядками) сущности человека можно выделить основные структурные элементы культуры. Первым ее структурным элементом (стороной) является культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения и воспроизводства. Среди жизненных потребностей человека следует выделить потребности самосохранения вида, рода. Потребности обеспечения жизнедеятельности индивида — это прежде всего те потребности, без удовлетворения которых существование индивида невозможно (потребности есть, пить, дышать, приспосабливаться к температурным условиям и т.д.).

Потребности обеспечения жизнедеятельности вида и рода могут быть не обязательными для данного конкретного индивида. Однако они должны удовлетворяться в рамках вида и рода, так как без этого становится невозможным продолжение их жизни. Это касается особенно потребностей продолжения рода, потребностей размножения. Определенный отдельный индивид может не участвовать в данном процессе, однако вид без реализации этой потребности обойтись не может. Такая специфика необходимых жизненных потребностей характерна и для человека. Но с переходом от животного к человеку происходят существенные изменения как в специфике проявления потребностей, так и в способах их удовлетворения.

4 стр., 1679 слов

Социальный статус пожилого человека в современном российском обществе

... уровень образования, не востребованность на рынке труда в связи с возрастом; слабое здоровье. В современном российском обществе социальный статус пожилых людей является сниженным по сравнению с предыдущим. ... сосредоточена значительная доля невостребованного культурного и квалификационного потенциала. Однако современная культура больше ориентирована на периоды молодости и зрелости, что проявляется и ...

Окультуривание, очеловечение жизненных потребностей явилось важным звеном в процессе становления человеческой сущности. По мере становления человека функции некоторых потребностей значительно расширяются. Например, потребность продолжения рода выходит за рамки рождения ребенка. Более того, она часто отодвигается на задний план, уступая место получению физиологического, эстетического, нравственного удовольствия. И потребность как бы разделяется на собственно потребность в продолжении рода и сексуальную потребность. Конечно, это две стороны единого процесса общения полов, но каждая из них выполняет относительно самостоятельную функцию. Известно, что на определенных этапах истории вопросы продолжения рода неразрывно связывались сословным, имущественным, религиозным расслоением общества. И в основе брака оказывалось не взаимное влечение мужчины и женщины, не их добрая воля и желание, а установившиеся традиции, в которых воля родителей и сословия являлись определяющими. Половая любовь была как бы в подчиненном положении по отношению к этим социальным факторам. Естественно, что культура взаимоотношения полов в решении потребности продолжения рода была связана с уровнем развития культуры общества в целом. Важнейшей предпосылкой реализации этой потребности в единстве двух ее аспектов является создание обществом необходимых условий для утверждения свободы личности.

Культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения охватывает весь спектр непосредственной жизнедеятельности человека: что и как человек ест, что и как пьет, во что одевается, каковы его жилищные условия и т. д. Этот уровень культуры характеризуется преемственностью в развитии жизненных потребностей и способов их удовлетворения как в плане исторической последовательности развития данной социальной общности, так и в плане взаимосвязей различных общностей, взаимовлиянии их друг на друга.

Значительную роль в развитии культуры потребностей и способов их удовлетворения имеет сознательное целенаправленное воспитательное воздействие, которое способствует в значительной степени сохранению преемственности и регулятивному воздействию на развитие данных потребностей. Эта сторона жизни общества особенно важна в той сфере, в какой возникают условия для появления патологических жизненных потребностей. Эти потребности, как правило, обеспечивают кратковременное удовлетворение. Однако со временем они могут превратиться в определяющие потребности человека. Речь идет о таких потребностях, как алкоголь, наркотики и др. Их разрушительная роль сказывается на жизнедеятельности не только индивида, но и общества в целом. Поэтому повышение культуры жизненных потребностей и способов их удовлетворения предполагает необходимость профилактики возможностей появления патологических потребностей, активной борьбы за избавление от них.

Этот уровень культуры выступает, с одной стороны, как результат процесса становления и развития человеческой сущности, а с другой — как предпосылка и условие осуществления и продолжения самой жизнедеятельности.

Вторым структурным элементом культуры (или вторым ее уровнем) является культура процесса производства, в котором изготовление орудий труда приобретает значение особой (социальной) потребности. Реализация такой потребности является условием создания с помощью трудовой деятельности средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей, и создания всего комплекса условий для обеспечения жизнедеятельности. Этот уровень культуры находит свое проявление и воплощение в культуре изготовления орудий труда, культуре технологий, в культуре самой трудовой деятельности, в результатах производства. Поэтому в обобщенном виде этот уровень культуры предстает как система способов, средств и результатов производственной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности человека. С этим уровнем культуры, с осмыслением человеком его значения в жизни индивида и общества связана сама этимология слова «культура», которое означало возделывание, обработку предметов природы. Однако здесь культура не может быть ограничена только сферой овеществленного труда человека. Конечно, сюда входят и орудия труда, и созданные человеком предметы, ценности. Но главным компонентом все же является сам человек с его умственными способностями, с его познавательными и творческими возможностями, с его целеустремленностью. Поэтому весь процесс производства орудий труда, средств удовлетворения жизненных потребностей человека выступает как одна из сторон производства и воспроизводства самого человека. В этом процессе человек — главная производительная сила и потребитель результатов своего труда.

6 стр., 2650 слов

Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда

... человеком о предмете своей деятельности; освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности. Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда Культура труда ... личностное, психической развитие человека и ... потребность их добывать, творчески применять в ходе решения различных ситуаций, создание нового знания (интеллектуального ...

В историческом процессе развития культуры производства выделяются специфические исторические эпохи (палеолит, неолит, бронзовая и т. д.), характеризующиеся определенными типами орудий труда и материалов, из которых они изготовляются. По этим орудиям труда и характеру трудовой деятельности стало возможным восстановить облик человека эпох в его целостности.

Развитие культуры процесса производства нашло свое выражение в изменении места и положения человека в производительном процессе. Так, на ранних этапах становления общества индивид был непосредственно включен в производительный процесс, совершаемый общиной. Эта непосредственная включенность человека в процесс производства сохранялась еще долго и после перехода от первобытного общества к социально структурированному. Но в дальнейшем, по мере усовершенствования орудий труда и технологий человек становится рядом с производством, выполняя функции управления сложным комплексом машин. Внедрение в производство электроники, биотехнологий и других достижений науки и техники создают предпосылки, когда человек может стать над производством, осуществляя программирование и контроль за производительным процессом. А это предполагает высокий уровень развития индивида, его способностей и умений ориентироваться в сложнейших производительных процессах, принимать необходимые решения с осознанием ответственности.

Третьим структурным элементом культуры является культура общественных отношений. Общественные отношения — это сложная система, включающая в себя экономические отношения, отношения исторических общностей людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные, бытовые, межличностные, отношение общества и личности. Общественные отношения возникли как социальные формы, в которых и посредством которых осуществляется процесс производства. Но, возникнув как результат опосредования удовлетворения жизненных потребностей человека процессом материального производства, они превращаются в фактор, детерминирующий не только возможности осуществления производительного процесса, но и самой жизнедеятельности человека. Из результата процесса общественного развития они превращаются в его предпосылку.

4 стр., 1880 слов

Конфликт культуры и цивилизации

... Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, построенных на качественно-новых принципах организации и общения. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено ...

Все сферы общественных отношений взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом. Тем не менее следует говорить о культуре экономических отношений, брачно-семейных и других сфер общественных отношений. Каждая из них оказывает активное влияние на жизнедеятельность индивида и общества. Например, неблагоприятные условия человека оказывают активное воздействие не только на производительность труда, его эффективность, но и на психологическое состояние человека, характер его отношения к себе, к другим людям, к обществу и даже к природе. Культура межличностных отношений также оказывает свое влияние на все стороны жизни людей. Отсутствие взаимопонимания между руководителем и трудовым коллективом может непосредственно сказываться и на результатах производственной деятельности коллектива, и на каждом отдельном человеке. Поэтому межличностные отношения в производственном коллективе, в семье, в непосредственном общении между людьми в быту, в дружбе, любви играют роль фактора, опосредующего жизнедеятельность человека в его поступательном развитии. Особенно важным является характер взаимоотношений между обществом и личностью. Оптимальным в этом плане является положение, когда личность поднимается до осознания общественного как личного, а общество рассматривает личное как общественное.

Таким образом, культура общественных отношений является сферой и показателем, характеризующими специфику производства и воспроизводства человека как социального субъекта, это система способов, средств и результатов становления и развития человеческой сущности.

Исключительно важным (четвертым) структурным элементом культуры является культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества, в духовном мире личности. Как отмечалось, сознание возникло как реализация потребностей человека в новом типе ориентации в условиях опосредования удовлетворения жизненных потребностей социальными условиями (производство и система общественных отношений).

Способом существования сознания являются знания. Поэтому уже в первой характеристике культуры общественного сознания обращается внимание на содержание, количество и качество знаний. Знания, выступая как результат накопления и обобщения человеческого опыта, заключают в себе оценочное отношение человека к действительности, являются средством его ориентации в окружающем мире, руководством к действию.

Осознание человеком своего отношения к действительности осуществляется на эмпирическом и рациональном уровне, который включает в себя обыденное и теоретическое сознание. Эти уровни сознания приобретают непосредственную значимость для человека только тогда, когда они проходят чувственно-эмоциональную оценку. На основе взаимосвязи уровней сознания и чувственно-эмоциональной оценки формируется общественная психология, представляющая собой систему чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью эмпирического и рационального освоения человеком действительности. Осознание человеком своего отношения к миру и к себе через призму интересов находит свое выражение и воплощение в формах общественного сознания (научное, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание), а также в идеологии.

Таким образом, можно сказать, что культура осознания человеком своего отношения к действительности находит свое проявление и выражение в культуре знаний, культуре языка, мышления, общественно-психологических установок, культуре политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, философского сознания, в культуре идеологического осмысления человеком своего места в мире и отношения к нему. Интегрированным выражением культуры общественного сознания является осознание человеком целей и смысла жизни. Следовательно, духовная культура представляет собой систему способов средств и результатов становления и развития человека как социального существа, который, сознательно и целенаправленно преобразуя окружающий мир и самого себя, не только обеспечивает условия своего наличного существования, но и решает вопросы будущности человечества. В этом плане показателем культуры является то, какие цели по масштабу и глубине, по направленности ставит перед собой человек.

Важным структурным элементом (пятым) культуры является сфера свободы и творчества. Проблема свободы довольно широко исследована в научной и публицистической литературе. Однако она еще недостаточно исследована под углом зрения ее связи с проблемой сущности человека. Свобода является высшим уровнем сущности человека. Способом ее осуществления является творчество, которое представляет собой процесс преобразования мира бытия человека и самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития. В культуре свободы и творчества находит свое проявление степень становления человека в качестве субъекта социальной деятельности. Реализация свободы и творчества является показателем того, в какой степени цели и результаты деятельности соотносятся, с одной стороны, с потребностями и интересами людей, а с другой — с объективными закономерностями и тенденциями развития общества и природы.

На этой основе можно сделать вывод, что свобода и творчество являются обобщенным показателем и критерием уровня развития культуры. Говоря о структуре культуры, нельзя обойти вниманием культуру потребностей общества как целостной системы и способов их удовлетворения. Общество, выступая в качестве субъективного бытия человеческой сущности, приобретает относительную самостоятельность по отношению к индивидам, социальным группам, классам. В процессе его исторического развития происходит формирование общественных потребностей, удовлетворение которых становится условием жизнедеятельности всех социальных субъектов. Для удовлетворения этих потребностей необходимо объединение усилий всех людей. Это касается решения вопросов энергетических источников, сохранения и воспроизводства окружающей среды, решения демографических проблем, проблем сохранения мира на Земле и др. По мере развития общества эти потребности приобретают приоритетное значение по отношению к индивидуальным и групповым потребностям. Такой уровень культуры характеризует общество с точки зрения его способностей разумно согласовывать удовлетворение потребностей людей и потребностей общества как целостной системы.

Таким образом, культура по своей структуре выступает как действительность человеческой сущности, как социально деятельностный аспект ее проявления и бытия[6].

3. Культуры и цивилизация: общность и различие

Изучение культуры тесно связано не только с понятием идеологии, но и с понятием цивилизации. Эта проблема, сравнительно недавно приобретшая злободневный интерес, как и проблема культуры, многоаспектна, и потому в существующей литературе также находит неоднозначное решение[7].

Для философии культуры XX в. в отличие от XVIII и XIX вв., в которых культура и цивилизация чаще всего мыслились почти полными синонимами, характерно постепенное разведение этих двух понятий, первое из которых продолжает оставаться символом всего позитивного в этой ранее неделимой области, а второе в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл[8].

Термин «цивилизация» означает гражданский, государственный. Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. В XIX в. в ходу было употребление этого слова для обозначения высокого уровня культуры народов Западной Европы и даже в качестве характеристики капитализма как общественной формации.

Оригинальный взгляд на соотношение культуры и цивилизации высказал русский ученый Н.Я. Данилевский. Он рассматривал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип. Соответственно им различаются среди других цивилизации: еврейская (с всепроницающим началом религиозной деятельности), греческая (с ее культурной деятельностью «в тесном значении этого слова», теоретической — научной, эстетической — художественной, технической — промышленной), римская (где была развита и осуществлена с успехом, по мнению Данилевского, одна лишь политическая сторона человеческой деятельности), германо-романская, или европейская (с преимущественно научным и промышленным характером культуры) и славянская (в своей самобытности воплощающая единство всех составляющих культурной деятельности -религиозной, научной, художественной, промышленной, политической, общественно-экономической).

Данилевский считал, что нет единой всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих замкнутый характер.

Различны интерпретации цивилизации и в XX ст. Распространена, в частности, теория так называемых локальных, замкнутых цивилизаций, которые присущи тому или иному региону, той или иной стране, тому или иному народу (восточная, африканская, западноевропейская цивилизация или цивилизация индийская, китайская, исламская и т.д.).

Их множество, они самобытны, неповторимы и несопоставимы, определяются географическими, этническими, религиозными и другими особенностями (например, концепция множественности цивилизаций А. Тойнби).

Существует и негативное отношение к цивилизации. О. Шпенглер, например, определяет цивилизацию как заключительную стадию развития любой культуры, свидетельство ее деградации вследствие урбанизации мира и машинизации человека (умирая, культура перерождается в цивилизацию).

В первом случае понятие цивилизации употребляется опять-таки как синоним культуры, во втором — как определенный этап в ее развитии.

Важно подчеркнуть: цивилизация формируется в связи с переходом от «собирательного» способа жизнедеятельности человека, для которого характерно присвоение продуктов природы в чистом виде, к производящей экономике, стимулирующей активно-творческое, целенаправленно-преобразующее отношение человека к миру и самому себе. Переход к новым способам жизнедеятельности сопровождался общественным разделением труда (отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического), дальнейшей дифференциацией деятельности человека. Формируются, как пишет английский ученый В.Г. Чайльд, отличительные признаки цивилизации: крупные оседлые поселения типа городов; монументальные общественные сооружения; наличие системы налогов или регулярного взимания дани с централизованным накоплением средств; определенное развитие экономики, включая торговый обмен; отделение ремесленников-специалистов; письменность, некоторое развитие зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии); развитое искусство; существование привилегированных классов; государство.

Различаются, таким образом, два основных подхода: первый рассматривает цивилизацию как синоним культуры, второй (социальный подход) — как определенный этап всемирной истории человечества. В стадиальном аспекте цивилизация обычно определяется как такой исторический период в развитии человечества, который характеризуется интенсивным и разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей и проявлением соответствующих этому процессу общих черт поведения и внешнего облика человека.

Согласно предлагаемой авторской концепции связь культуры с цивилизацией следует рассматривать в трех аспектах. В первом аспекте понятия культуры и цивилизации в соответствии с традиционным подходом трактуются как синонимы, поскольку выражают одно и то же качество: совершенство, компетентность, профессионализм. Во втором аспекте, когда понятие «культура» со всеми своими компонентами — философией, наукой, искусством, религией и моралью мыслится как духовный феномен, оно не совпадает с понятием «цивилизация», которую должно рассматривать как овеществление культуры, т.е. как феномен материальный. В этом аспекте проблема взаимосвязи культуры и цивилизации рассматривается прежде всего как проблема соотношения науки и техники, науки и современного научно-технического прогресса со всеми его противоречиями.

Наконец, в третьем аспекте цивилизация в широком смысле рассматривается как историческая ступень развития человечества, наступившая вслед за варварством. «Цивилизация, — писал Энгельс, — является той ступенью, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигает полного расцвета и производит переворот во всем прежнем обществе».

Основываясь на данном положении, попытаемся установить взаимосвязь цивилизации и культуры. Выше понятие культуры выводилось из естественных потребностей труда. От первоначальных истоков процесса труда необходимо, видимо, исходить и в генезисе цивилизации. Если в эпоху дикости и варварства господствовала собирательная производственная технология, то цивилизация возникла на почве преобразующей технологии, вызванной неолитической революцией. Возникновение цивилизации связывается с разделением труда и вытекающим из этого появлением товарно-денежных отношений как регулятора производства и распределения продуктов труда на базе естественно возникших законов стоимости, а в конечном итоге и появления собственности как политико-экономического отношения.

По Гегелю, собственность в сущности своей есть всегда и везде частная. Поэтому словоупотребление «частная собственность» равносильно тавтологии «собственная собственность», т.е. нонсенс. Альтернативой так называемой частной собственности является не общественная собственность, а отсутствие собственности.

На естественные факторы природы — воду, воздух. свет и т.п., без чего немыслима жизнь любых существ, а не только человека, — собственность всегда отсутствовала и пока продолжает отсутствовать. Собственность возникла на почве дефицита продуктов человеческого труда в период преобразующей технологии, легшей в основу цивилизации. В известном смысле можно прийти к выводу: если труд породил человека, то собственность сыграла решающую роль в переходе человека от дикости и варварства к цивилизации.

Нынешние споры о том, вводить или не вводить частную собственность, в свете рассмотренного положения лишаются смысла. Все дело в том, как практически реализовывать (например, в сельскохозяйственном производстве) присущие собственности компоненты (в том числе право на распоряжение), можно или нет производить продажу или покупку земли и т.д. Земля же как таковая, точно так же, как и вода, и воздух, и солнечный свет — т.е. все то, без чего человек вообще не может существовать, -ничья, «божья», как метко еще исстари говорили сами крестьяне. Собственность как политико-экономическая категория исторически возникла на базе нехватки, дефицита продуктов труда, производимых, используя терминологию Маркса, «эксплуататорской цивилизацией».

Таким образом, если труд породил человека, то собственность сыграла решающую роль в переходе человечества от дикости и варварства к цивилизации. Условием создания качественно новой цивилизации является всестороннее развитие духовной культуры как творческой потенции труда. Материализация культуры и всех ее компонентов на практике и есть цивилизация.

В цивилизованной реальности складывается тот или иной тип культуры со специфическим содержанием познавательной, коммуникативной, преобразующей, ценностно-ориентационной и т.д. деятельности; с особыми предметными формами, способами их производства, распространения и хранения; со своим ценностным сознанием. Формируется культурная среда — целостность с динамически изменяющимися контекстами. В цивилизационной истории всегда создаются условия, более или менее благоприятные, для перевода уникального во всеобще-универсальное Изначально единичные культурные образцы унифицируются формируя новую культурно-цивилизационную реальность. Это превращение дает повод для афористичной формулы: культура — уникальна, цивилизация — универсальна.

Духовные отношения в условиях цивилизации стандартизируются, подвергаются овеществлению и омассовле-нию. Из них уходит человеческое тепло добросердечности, искренности, внимания к ближнему и сострадания, ощущение уникальности присутствия человека в мире.

Таким образом, понятие «цивилизация» используется как: а) синоним культуры; б) ступень исторического развития; в) социокультурная организация жизни этноса; г) то общее, в котором выражается качественное состояние человечества (всемирная цивилизация).

Цивилизация — это общество во всей целостности и взаимосвязи его сторон, включая и взаимодействие с природой, находящееся на конкретной ступени своего развития.

Всемирная история человечества подразделяется Марксом на предысторию и подлинно человеческую историю. Предыстория включает в себя такие этапы, как: 1) дикость и варварство, основанные на собирательной технологии; 2) цивилизация, функционирующая на принципах качественного преобразования веществ природы на основе отношений собственности. Отсюда — рабовладельческая, феодально-крепостническая, капиталистическая и социалистическая общественно-экономические формации в рамках эксплуататорской цивилизации. Цивилизацию «эксплуататорскую» Маркс рассматривает как предысторию человечества, а переход к грядущему высокоорганизованному обществу, именуемому им коммунистическим, — как образование принципиально новой цивилизации, т.е. подлинной истории, в условиях которой «социализированный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль».

Необходимой составляющей трудового процесса как материальной основы прогресса человеческой цивилизации является техника[9].

Логическое задание

Природа говорит мне: «Будь беден» — и уж тем более «Будь богат», но она взывает — «Будь независим» (Н. Шамфор).

О какой стороне, о какой задаче культуры говорит поэт.

Ответ

Прежде, чем дать ответ следует упомянуть о проблеме соотношении природного и культурного в человеке. «В человеке природное и культурное слиты в единое целое, и сложившиеся между ними отношения настолько сложны, что они до сих пор не могут быть до конца осознанными. Если попытаться сконцентрировать проблему в одном чётко поставленном вопросе, то он будет звучать примерно так: что сильнее в человеке — его природный или культурный момент и какова (позитивная или негативная) оценка того влияния, которое оказывает на него культура«[10].

В данном высказывании, на мой взгляд, в человеке преобладает культурный момент, и он, несомненно, позитивно влияет на природное начало. В связи с этим, очевидна и задача культуры. Т.к. поэт раскрывает нравственный идеал человека, то по-моему, здесь следует говорить о эстетической и воспитательной стороне культуры.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/kultura-kak-obyekt-filosofskogo-analiza/

1. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива» — 1998.

2. Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. — М.: МГИУ — 1998.

3. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века (истоки и итоги).

Учебное пособие — М. — 2001.

4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988.

5. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Кохановского В.П. — Ростов н/Д.: «Феникс» — 1998.

6. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Харина Ю.А. -Мн.: ТетраСистемс — 2001.

Сноски

[1] Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века (истоки и итоги).

Учебное пособие — М. — 2001, с.296.

[2] Философия. / Под ред. Кохановского В. П. — Ростов-на-Дону — 1998, с.343.

[3] Волчек Е. З. Философия. — Мн. — 1998, с.290-295.

[4] Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. — М.: МГИУ — 1998, с.258-259.

[5] Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Харина Ю.А. -Мн.: ТетраСистемс — 2001, с.353.

[6] Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. — М.: МГИУ — 1998, с.259-263.

[7] Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Харина Ю.А. -Мн.: ТетраСистемс — 2001, с.357.

[8] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.558-559.

[9] Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Харина Ю.А. -Мн.: ТетраСистемс — 2001, с.358-362.

[10] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.555.